Картина «Ночной банкет у Хань Сицзая»



Скачать 482.71 Kb.
Дата09.05.2016
Размер482.71 Kb.
中国乐器

Выставка «Китайские музыкальные инструменты»
韩熙载夜宴图

Картина «Ночной банкет у Хань Сицзая»


五代(公元907~960年),藏于北京故宫博物院。

Эта картина, датируемая периодом Пяти династий (907-960 гг. нашей эры), в настоящее время хранится в Музее Гугун в Пекине.
前 言

Предисловие


乐器,是歌声的源泉,凝固的乐章。

Музыкальные инструменты служат источниками песен, они представляют собой «затвердевшую» ноту.

信步于这乐器之林,可以品赏长城脚下的人文风情,呼吸黄河岸边的芬芳气息。

Прогуливаясь в этом лесу музыкальных инструментов, мы можем любоваться особым колоритом у подножия Великой Китайской стены и дышать свежим и ароматным воздухом на берегах реки Хуанхэ.

中国的乐器文化源远流长。

Китайская культура музыкальных инструментов уходит своими корнями в далекое прошлое.

河南舞阳出土的骨笛表明,8200~8600年以前的中国乐器,已经可以吹奏出七声音阶。约从公元前第16世纪以来的商周文献中,被提到的古乐器名称多达70余种。为了更好地掌握和运用这些乐器,周代(公元前1046~前221年)的人们发明了“八音分类法”。

Костяная флейта ди, обнаруженная при раскопках в местности Уян провинции Хэнань свидетельствует о том, что 8200-8600 лет тому назад на китайских музыкальных инструментах уже могли исполнять 7 гамм. В исторических летописях, датированных периодом с 16-го века до нашей эры упоминалось более 70 древних китайских музыкальных инструментов. Для удобства владения и использования этих музыкальных инструментов в период династии Чжоу (1406-221 гг. до нашей эры) люди изобрели такую классификацию музыкальных инструментов, как «Классификация восьми звучаний»

气势恢宏的曾侯乙编钟产生于公元前433年之前,这65件青铜编钟构成的乐器群,不仅体现了“一钟二音”这一辉煌的科学发明,而且已经具备了十二律齐全、可以旋宫转调的卓越性能。中国的古琴艺术自3000年前的商代起,流传有绪,至今绵延不绝;成为中国古代艺术的宝库,人类非物质文化遗产的代表作。

Крупный комплект колоколов бяньчжун был обнаружен при раскопках могилы удельного князя И. Они были изготовлены в период до 433 года до нашей эры. Этот крупный комплект музыкальных инструментов состоит из 65 бронзовых колоколов. Они воплощают в себе блестящее научное изобретение, поскольку каждый из этих колоколов может издавать по два звучания. К тому же этот комплект колоколов обладает темперированным строем, поэтому на них прекрасно звучат различные мелодии. Китайская цитра гуцинь появилась более 3000 лет тому назад в эпоху династии Шан. Искусство цитры гуньцинь всегда непрерывно передавалось из поколения в поколение и хорошо сохранилось в Китае сегодня. Эти музыкальные инструменты поистине являются жемчужиной древнего китайского искусства, которые вошли в историю как шедевры нематериального культурного наследия человечества.

中国的56个民族,都有着各自独特的音乐文化,也有着别具一格的乐器。长江流域的丝竹锣鼓,黄河边上的吹歌笙管,内蒙草原的马头琴声,乃至雪域高原的笛子曲,西南傣族的葫芦丝……中国乐器呈现出一派五彩缤纷的景象。

В Китае проживает 56 национальностей, каждая национальность имеет свою уникальную музыкальную культуру и своеобразные музыкальные инструменты. В бассейне реки Янцзы инструменты из шелка и бамбука, гонги и барабаны пользуются большой популярностью. На берегах реки Хуанхэ люди любят играть на губных музыкальных инструментах. На необъятной степи во Внутренней Монголии вы можете наслаждаться мелодиями, исполненными на моринхуре. На Тибетском высокогорье люди исполняют мелодии на флейте дицзы, а на Юго-Западе Китая представители национальности Дай играют на губном музыкальном инструменте хулусы... Одним словом, китайских музыкальных инструментов большое множество и богатое разнообразие.

本展览撷取中国古今乐器中富有特色的精华,以展现中华乐器文化的丰姿秀貌。

Эта выставка демонстрирует самые экзотические и самые типичные древние и современные китайские музыкальные инструменты. Посетив эту выставку, вы будете иметь общее представление о китайской культуре музыкальных инструментов.


发掘现场

Это место, где ведутся раскопки.

排箫伎乐壁画

Фреска с изображением игры на пайсяо

西魏(公元642年),藏于甘肃敦煌莫高窟第285窟。



Династия Западная Вэй (642 год нашей эры). Это фреска, обнаруженная в пещере №285 пещер Дуньхуан провинции Ганьсу
骨笛

Костяная флейта гуди

中国远古的吹奏乐器。舞阳骨笛,1986~1987年间出土于河南省舞阳县贾湖遗址,共发现25支,距今约有9000~7800年。这批骨笛用鹤类肢骨制成。大多数有七个音孔,可以吹奏七声音阶。这是中国年代最早的旋律乐器。

Она является одним из представителей китайских губных музыкальных инструментов еще самых древних времен. Эта флейта была обнаружена в период с 1986 года по 1987 год при раскопках в местности Цзяху уезда Уян провинции Хэнань. Было обнаружено всего 25 костяных флейт. Они появились примерно 9000-7800 лет тому назад. Они являются самыми древними мелодичными музыкальными инструментами Китая.

展品根据舞阳骨笛复制

Представляем Вам копию костяной флейты, обнаруженной в местности Уян.
排箫

Пайсяо

排箫是人类早期的吹奏乐器。中国考古发现的最早的排箫,约在商末或周初(公元前1046年前后)。曾侯乙墓中发现的2件竹排箫距今2400多年。它保存较好,用13根长短次第的箫管并列编成,通体着彩绘。

Пайсяо является духовым музыкальным инструментом раннего периода существования человечества. Китайские археологи обнаружили самый древний китайский пайсяо, который был изготовлен в конце династии Шань или в начале династии Чжоу (около 1046 года до нашей эры). При раскопках могилы удельного князя Цзэнхоу И было обнаружено два пайсяо из бамбука. Они относятся к периоду 2400-летней давности и сохранились в хорошем состоянии. Каждый из них был изготовлен из 13 бумбуковых трубочек, связанных между собой и настроенных по убыванию в зависимости от длины бамбуковых трубочек. Все они были раскрашены в различные цвета.

请欣赏曾侯乙墓排箫(复制)。

Пайсяо, обнаруженный при раскопках могилы удельного князя Цзэнхоу И (Копия)


Сюнь

一种吹奏乐器,公元前4000年前已经出现,并一直沿用至今。以陶制最为常见,高一般不超过10厘米。音孔多寡有不同的制度。常用作独奏。

Сюнь – духовой музыкальный инструмент. Он появился более 4000 лет тому назад и до сих пор люди, по-прежнему, используют его. Обычно сюнь изготавливают из керамики. Его высота не превышает 10 сантиметров. Различные виды сюня обладают разным количеством отверстий. Его часто используют как музыкальный инструмент-соло.

展品根据商代(公元前1600~前1046)妇好墓陶埙复制。

Это копия керамического сюня, обнаруженного при раскопках могилы Фухао династии Шан (1600-1046 гг. до нашей эры)


Сюнь


夏代(公元前2070-公元前1600年),1976年甘肃省玉门市火烧沟遗址。

Этот сюнь датируется эпохой династии Ся (2070-1600 гг. до нашей эры). В 1976 году он был обнаружен при археологических раскопках в местности Хошаогоу города Юймэнь провинции Ганьсу.

陶埙演奏图

Эта картина показывает, как человек играет на сюне



陶响器

Таосянци


新石器时代遗址中常见的一种发音器具。大多呈球形。中空,内装陶丸或石子,摇振沙沙作响。可能是原始人乐舞时身上的挂饰或玩具。

В руинах периода неолита часто можно обнаружить эти изделия, которые могут издавать шелест. Они чаще всего были изготовлены в форме шара с полым корпусом внутри. В корпусе есть керамические шарики или камушки, которые издают звуки, напоминающие шелест. Эти изделия, возможно, служили предметами украшения или игрушками для людей первобытного периода.

展品根据中国新石器时代(约10000年~4000年前)出土文物复制。

Это точная копия археологической находки, датируемой неолитом (примерно 10000-4000 лет тому назад. )


虎座鸟架鼓

Барабан на подставке с изображением тигра и птицы

古代打击乐器。中国远古有土鼓和木鼓出土,距今已有5000年以上的历史。虎座鸟架鼓是一种2500多年前流行在中国南方鼓。湖北江陵天星观出土的虎座鸟架鼓是典型的标本,1978年初出土。

Это ударный музыкальный инструмент древних времен. В Китае были обнаружены глиняный и деревянный барабан. Им уже более 5000 лет. Более 2500 лет тому назад барабан на подставке с изображением тигра и птицы пользовался популярностью на китайском юге. Барабан на подставке с изображением тигра и птицы, обнаруженный в начале 1978 года в местности Тяньсингуань города Цзянлин провинции Хубэй, может служить типичным образцом таких инструментов.

这里展出的就是它的形象,十分精致。

Это и есть барабан - тонкая и изящная работа неизвестного мастера.

铜鼓

Бронзовый барабан


商代(公元前1600~前1046),1977年6月出土于湖北省崇阳县。通高75.5厘米。

Этот барабан датируется эпохой династии Шан (1600-1046 гг до нашей эры). В июне 1977 года он был обнаружен при раскопках в уезде Чунъян провинции Хубэй. Общая высота – 75.5 см.

陶鼓

Керамический барабан


新石器时代(约公元前8000-公元前2000年),1985年出土于甘肃省兰州市乐山坪。
Этот барабан датируется неолитом (8000-2000 гг до нашей эры). В 1985 году он был обнаружен при раскопках в местности Лэшаньпинв города Ляньчжоу провинции Ганьсу.

扁鼓

Плоский барабан


战国时期(公元前475-公元前221),1973年出土于湖北江陵藤店1号墓。

Этот барабан датируется периодом Воющих царств (475 -221 гг до нашей эры). В 1973 году он был обнаружен при раскопках могилы №1 в местности Тэндянь города Цзянлин провинции Хубэй.

鼍鼓
Барабан То

陶寺文化(约公元前2600-公元前2000年),1978~1985年出土于山西省襄汾县陶寺3002号墓。

Этот барабан датируется периодом Таосыской культуры (2600 -2000 гг до нашей эры). В период с 1978 года по 1985 года он был обнаружен при раскопках могилы №3002 в местности Таосы уезда Сянфэнь провинции Шаньси.
乐舞俑

Статуэтки музыкантов с инструментами и танцоров


中国古代用乐俑殉葬之风盛行。特别是汉唐时期的乐舞百戏俑出土很多。四川出土的击鼓说唱俑最为生动,是汉代出土众多乐俑中的经典之作。其它代表性出土器物还有山东无影山乐舞百戏俑、河南孟津岑氏墓乐舞俑等。

В древние времена в Китае люди очень часто использовали статуэтки музыкантов с инструментами в качестве погребальных предметов. При археологических раскопках было обнаружено большое количество таких статуэток, а также статуэток танцоров и артистов разных жанров искусства, которые датируются династиями Хань и Тан. В провинции Сычуань при раскопках была обнаружена статуэтка с изображением сказителя, который исполняет мелодекламацию и одновременно играет на барабане. Он выглядит прямо как живой человек. Поэтому среди многочисленных статуэток, обнаруженных при династии Хань, эта статуэтка считается классической. Кроме того, типичный характер носят статуэтки артистов разных жанров искусства, обнаруженные на горе Уиншань провинции Шаньдун и статуэтки танцоров, обнаруженные при раскопках могилы Цэньши в местности Мэнцзинь провинции Хэнань.

展品为常见的汉、唐乐舞俑的形象。

Это статуэтки периода династий Хань и Тан



乐舞百戏俑

Статуэтки артистов

西汉(公元前206~24年),1969年出土于山东济南无影山西汉墓。



Эти статуэтки датируются династией Западная Хань (206г. до нашей эры - 24 г. нашей эры), в 1969 году они были обнаружены при раскопках могилы династии Западная Хань в местности Уиншань провинции Шаньдун.

乐俑群

Статуэтки исполнителей-музыкантов

明(公元1368~1644年),1971年出土于山东省邹城市朱檀墓。



Эти статуэтки датируются династией Мин (1368-1644 гг. нашей эры), в 1971 году они были обнаружены при раскопках могилы Чжу Таня в городе Цзоучэн провинции Шаньдун.

乐舞俑

Статуэтки исполнителей-музыкантов

唐大足元年(公元791年 ),1991年出土于河南孟津县岑氏墓。



Эти статуэтки датируются первым годом под девизом Дацзу династии Тан (791 год нашей эры), в 1991 году они были обнаружены при раскопках могилы Цэнь Ши в уезде Мэнцзинь провинции Хэнань.
编钟

Бяньчжун

一种极具特色的中国青铜乐器,是中国古代礼乐制度的标志性乐器。商代(约公元前16~11世纪)的铙,是编钟的直接祖先。编钟出现于西周(公元前1046~公元前771年),战国(公元前475~公元前221年)早期的曾侯乙编钟,是20世纪以来最重大的音乐考古发现。编钟共计65件,一钟可发二音,音域达5个八度又一个大二度,在中间3个八度内可以构成完整的半音阶,它体现了先秦科学技术和文化艺术方面的最高水平。

Бяньчжун – экзотический музыкальный инструмент из бронзы. Он являлся доминирующим музыкальным инструментом в системе китайской ритуальной музыки древних времен. Ударный музыкальный инструмент нао, датируемый династией Шан (16-11 вв. до нашей эры) был непосредственным родоначальником бяньчжуня. Бяньчжун появился в эпоху династии Западная Чжоу (1046-771 гг. до нашей эры). Бяньчжун, обнаруженный при раскопках могилы Цзэнхоу И, датируется ранним периодом Воющих Царств (475-221 до нашей эры), он представляет собой одну из важных археологических находок в 20 веке. Бяньчжун состоит из 65 колоколов. Каждый колокол издает по два звука. Его диапазон охватывает 5 октав плюс еще одну модуляцию. В диапазоне срединных 3 октав были сформированы все полутоны. Бяньчжун олицетворяет в себе наивысший уровень развития науки и техники, культуры и искусства в период до династии Цинь.

这里展出的双音编钟系根据出土文物特别设计,共12件,可演奏音乐。

На снимке: копия бяньчжуня. Он составлен из 12 колоколов, на нем можно исполнять музыкальные произведения.

曾侯乙镈钟

Колокол Бочжун имени Цзэхоу И

约公元前433年,1978年出土于湖北随县曾侯乙墓。



Этот колокол датируется 433 годом до нашей эры. В 1978 году он был обнаружен при раскопках могилы удельного князя Цзэнхоу И.

大铙

Колокол Данао

商代(公元前1600~前1046),藏于北京故宫博物院。高约67厘米。



Этот колокол датируется династией Шан (1600-1046 гг. до нашей эры), в настоящее время он хранится в Пекинском музее Гугун. Высота колокола: 67 сантиметров.

乐舞百戏画像石

Резьба по камню с изображением артистов и музыкантов

东汉(公元25~220年),1954年出土于山东省沂南县北寨村。



Эта фреска датируется династией Восточная Хань (25-220 гг. нашей эры). В 1954 году она была обнаружена при раскопках в деревне Бэйчжай уезда Синьнань провинции Шаньдун.

鸳鸯盒撞钟图

Шкатулка с изображением битья в колокол

约公元前433年,1978年出土于湖北随县曾侯乙墓。



Эта шкатулка датируется 433 годом до нашей эры. В 1978 году она была обнаружена при раскопках могилы удельного князя Цзэнхоу И.

曾侯乙编钟

Колокола Бяньчжун имени Цзэнхоу И

约公元前433年,1978年出土于湖北随县曾侯乙墓,65件。



Эти колокола датируются примерно 433 годом до нашей эры. В 1978 году они были обнаружены при раскопках могилы удельного князя И в уезде Суй провинции Хубэй. В комплекте 65 колоколов.
编磬

Бяньцин

磬是中国黄河流域特有的一种石制打击乐器,远古石器时代的遗存。编磬出现于商代(公元前1711~前1066)晚期。春秋时期发展成为音乐性能极好的旋律乐器,得到广泛的采用。

Цин – каменный ударный музыкальный инструмент, который можно найти в бассейне реки Хуанхэ. Он представляет собой памятник наследия глубокого и древнего каменного века. Бяньцин появился в поздний период династии Шан (1711-1066 гг. до нашей эры). В эпоху Весны и Осени он прошел доработку и усовершенствование и стал мелодичным музыкальным инструментом с прекрасным музыкальным звучанием. Благодаря чему его стали часто использовать.

展出的这套编磬根据出土文物特别设计,共16件,音色清脆悦耳,可用于实际演奏。

Этот комплект бяньцина был изготовлен на основе подобного музыкального инструмента, обнаруженного при раскопках. В комплекте 16 изделий. Они характеризуются звонким и благозвучным тембром. Этот музыкальный инструмент можно использовать для исполнения многих музыкальных произведений.

彩绘编磬

Раскрашенный бяньцин

战国(公元前475~公元前221年),1970年出土于湖北江陵县。

Он датируется периодом Воющих царств (475-221 гг. до нашей эры). В 1970 году он был обнаружен при раскопках в уезде Цзянлин провинции Хубэй.

特磬
Тецин

清(公元1644~1911年),藏于北京故宫博物院。长74.5厘米。

Он датируется периодом династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время он хранится в музее Гугун в Пекине. Его длина – 74.5см.

虎纹特磬
Тецин, раскрашенный в тигровые узоры

商代(公元前1600~前1046),1950年于河南安阳武官村。通长82.6厘米。

Он датируется периодом Династии Шан (1600-1046 гг. до нашей эры). В 1950 году он был обнаружен при раскопках в деревне Угуань уезда Аньян провинции Хэнань

编磬演奏图

Картина с изображением игры на бяньцине


编磬

Бяньцин

约公元前433年,1978年出土于湖北随县曾侯乙墓,共计32件。



Он датируется примерно 433 годом до нашей эры. В 1978 году он был обнаружен при раскопках могилы удельного князя Цзэхоу И в уезде Суй провинции Хубэй. Всего было найдено 32 шт.
十弦琴

Шисяньцинь

中国的弹弦乐器,有着3000年以上的历史。在《诗经》(中国古代第一部诗歌总集)中,“琴瑟”常常并称。十弦琴主要流行于春秋战国时期(公元前770~公元前221年)。目前所知最早的考古发掘标本,是曾侯乙墓中的出土文物。

Шисяньцинь – китайский щипковый музыкальный инструмент. Он имеет более чем 3000-летнюю историю. В «Книге песен», которая является первой китайской поэтической антологией древнего периода, цинь и се чаще всего встречаются в поэтических строках. Шисяньцинь был широко использован в эпоху Весны и Осени и в эпоху Воющих Царств (770-221 гг. до нашей эры). К настоящему времени самый древний шисяньцинь был обнаружен при раскопках могилы удельного князя Цзэхоу И.

这就是著名的曾侯乙墓十弦琴(复制)。

Это копия шисяньциня, обнаруженного при раскопках могилы удельного князя Цзэнхоу И.


Сэ

在中国最古老的诗歌总集《诗经》中,已有许多关于弹弦乐器瑟的记载。

В древнейшей китайской поэтической антологии «Книга песен» уже есть упоминания о таком струнном щипковом музыкальном инструменте, как сэ.

它在历史上的出现,至少已有3000年。瑟一般为长方形,通体木质,23-25弦,着漆和彩绘。湖北省的曾侯乙墓出土的瑟达12件之多,是一次出土数量最多、工艺最精美、保存也最为完好的一批。

Сэ уже более 3000 лет. Обычно сэ изготавливают из дерева в прямоугольной форме, окрашенного краской. На сэ натягивают 23-25 струн. В провинции Хубэй при раскопках могилы удельного князя Цзэнхоу И было обнаружено 12 штук сэ. Это было самое крупное количество инструментов сэ, обнаруженное при археологических раскопках. Поражает высокая техника изготовления этих инструментов, их изысканность и тонкость линий. Кроме того, все они сохранились в отличном состоянии.

这里展出的就是其中1件精美的复制品。

Здесь вашему вниманию представлена копия одного из обнаруженных при раскопках инструмента сэ.

伯牙弹琴图

Картина «Боя играет на цине»

元(公元1271~1368年),藏于北京故宫博物院,通长92厘米。

Она датируется периодом Династии юань (1271-1368 гг. нашей эры). В настоящее время она сохраняется в музее Гугун в Пекине. Общая длина картины – 92 см.

瑟(局部)

Сэ (фрагмент)

春秋时期(公元前770-公元前476),1984年出土于湖北当阳曹家岗5号墓。



Он датируется периодом Весны и Осени (770-476 гг. до нашей эры). В 1984 году он был обнаружен при раскопках могилы №5 в местности Цаоцзяган уезда Данъян провинции Хубэй.

(线图)

Сэ (картина)

约公元前433年,1978年出土于湖北随县曾侯乙墓,通长约167厘米。



Он датируется примерно 433 годом до нашей эры. В 1978 году он был обнаружен при раскопках могилы удельного князя Цзэхоу И в уезде Суй провинции Хубэй.


Сяо

一种竖吹乐器,竹制。早在汉代(公元前206~公元220年)即已出现。现代箫长约70~80厘米,有6个按音孔,可用于独奏、重奏、器乐合奏及戏曲伴奏。

Вертикальный духовой музыкальный инструмент из бамбука. Он появился в эпоху династии Хань (с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры). В настоящее время длина сяо – примерно 70-80 см. Он имеет шесть отверстий. Его можно использовать для соло, в ансамбле и для аккомпанирования.

这里展出的是20世纪以来制作的箫。

На снимке сяо, изготовленный в 20 веке.
竹笛

Чжуди

一种横吹乐器,竹制。至晚在战国(公元前403~公元前221年)早期已经出现。现代广泛流传的竹笛选用质地精良的紫竹等材料制成,一般有吹孔、膜孔和6个按音孔。常见有曲笛和梆笛两种。

Горизонтальный духовой музыкальный инструмент из бамбука. Он появился в ранний период Воющих Царств (403-221 гг. до нашей эры). В настоящее время чжуди изготавливается из высококачественного пурпурного бамбука. Обычный чжуди имеет 8 отверстий, в том числе отверстие для дутья и отверстие с покрытием пленки. Чжуди подразделяется на цюйди и банди.

曲笛因古代常用于昆曲伴奏而得名。较长大。音色圆润悠扬。

Цюйди имеет это название потому, что в древние времена его часто использовали для сопровождения музыкальной драмы куньцюй. Он отмечен более крупным объемом. Для него характерен мелодичный и переливчатый тембр.

梆笛细而短,长约40厘米。演奏技巧与曲笛大体相同。音色高昂激越。

Банди узкий и короткий. Его длина – примерно 40 см. Техника игры на нем почти такая же, как на цюйди. Он выделяется звонким тембром.

这里展出的竹笛都是20世纪的产品。

Здесь вашему вниманию представлены бамбуковые флейты чжуди, изготовленные в 20 веке.
管子

Гуаньцзы

一种有簧吹奏乐器,古称筚篥、笳管。分大小数种,管身长18~24厘米,木制或竹制,有8或9个按音孔。大管音色深沉、凄怆,小管高亢、明亮。

Гуаньцзы – язычковый духовой музыкальный инструмент. В древние времена его называли, как били или цзягуань. Он подразделяется на разные разновидности по разным размерам. Длина гуаньцзы – 18-24 см. Он изготавливается из дерева или бамбука, обладая 8 или 9 отверстиями. Большой гуаньцзы выделяется глухим и печальным тембром. А для маленького гуаньцзы характерен звонкий и веселый тембр.

展品为现代广泛流行的乐器,紫檀木制,工艺精良。

Эти экспонаты представляют современные музыкальные инструменты, которые используют в настоящее время. Они изготовлены из сандалового дерева и выделяются изысканной и тонкой технологией производства.
敦煌莫高窟吹箫壁画(临摹)

Фреска с изображением игры на вертикальной флейте сяо, обнаруженная в пещерах Дуньхуан (копия)

竹笛伎乐壁画

Фреска с изображением игры на бамбуковой флейте ди.

清(公元1644~1911年),藏于甘肃省拉卜楞寺。



Она датируется эпохой династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она сохраняется в храме Лаврын провинции Ганьсу.

吹笛图瓷尊
Изделие из фарфора с изображением игры на флейте ди

清(公元1644~1911年),藏于山东省博物馆,高约45厘米。

Оно датируется эпохой династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время хранится в Шаньдунском музее. Его высота – 45 см.

.

唢呐

Сона

中国民间流行的有簧吹奏乐器。很可能起源于古代两河流域。唢呐音域为2个八度,宜于表现热烈、欢腾的气氛。多独奏、合奏或歌舞伴奏。

Сона – китайский народный язычковый духовой музыкальный инструмент. Он, вероятнее всего, возник в древние времена в бассейне двухречья. Диапазон соны охватывает две октавы. Ее можно использовать для создания веселой и праздничной атмосферы. Обычно сону используют для соло, в ансамбле и для сопровождения пения и танцев.

请欣赏民间唢呐的风貌。

Пожалуйста, полюбуйтесь народной соной.


Шэн

竹制多管吹奏乐器,3000多年前的商代已出现。现代民间以14簧笙和17簧笙最流行,全长48~80厘米。用于汉族民间器乐演奏和地方戏曲伴奏。

Шэн - бамбуковый губной музыкальный инструмент. Более 3000 лет тому назад он появился в период династии Шан. В народе чаще всего используют шэн с 14 тростями и шэн с 17 тростями. Длина шэна – 48-80 см. Его используют в ансамбле для исполнения музыкальных произведений национальности хань и для аккомпанирования местным операм и музыкальным драмам.

本展品为典型的14簧笙。

На снимке: типичный шэн с 14 тростями.
筒钦

Тунцинь

藏族、蒙古族喇嘛寺庙中流行的吹奏乐器。铜制,长300厘米。发音粗糙宏大,庄重威严,主要用于宗教节日和礼仪场合。

Тунцинь – духовой музыкальный инструмент, который используют в тибетских и монгольских буддийских храмах. Он изготавливается из меди, его длина 300 см. Он издает звонкое звучание и при этом создает торжественную атмосферу. Обычно его используют во время религиозных праздников и во время проведения разных ритуальных церемоний.

从本展品显现了一种浓郁的宗教意味。

Этот экспонат носит яркий религиозный характер.
苗族乐舞图

Картина с изображением танцующих мяоцев

清(公元1644~1911年),藏于北京历史博物馆。

Она датируется эпохой династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в Пекинском историческом музее.

喇嘛筒钦吹奏图

Картина «Ламы играют на тунцине»

喇嘛乐队
Музыкальный оркестр с участием ламы

喇嘛唢呐吹奏图

Картина «Ламы играют на соне»

吹笙壁画

Фреска с изображением игры на шэне

明(公元1368~1644年),藏于山西省五台山佛光寺。



Она датируется эпохой династии Мин (1368-1644 гг. нашей эры). В настоящее время она сохраняется в храме Фогуан на горе Утайшань провинции Шаньси.
刚洞

Гандун

藏族、蒙古族、汉族喇嘛寺庙中流行的吹奏乐器。多用铜制,长约45厘米。声音洪亮威严,主要用于宗教节日和礼仪场合。

Гандун – духовой музыкальный инструмент, который используют в тибетских, монгольских и ханьских буддийских храмах. Обычно его изготавливают из меди. Его длина 45 см. Он издает звонкое звучание и при этом создает торжественную атмосферу. Обычно его используют во время религиозных праздников и во время проведения разных ритуальных церемоний.

本展品造型很有特色,制作精美,具有很高的艺术价值。

Этот экспонат выделяется экзотической формой и изысканной технологией производства. Он имеет высокую художественную ценность.
葫芦丝

Хулусы

中国西南地区傣族和彝族使用的吹奏乐器,有较为悠久的流传历史。通高约30厘米,用葫芦作为音箱,吹口设在葫芦的细端。以3根长短不同的竹管插入葫芦底部,按有簧片。常用来进行独奏或合奏。

Хулусы – духовой музыкальный инструмент, который используют исключительно представители национальностей Тай и И, проживающие на Юго-Западе Китая. Он имеет древнюю историю. Общая высота хулусы – 30 см. Его корпус изготавливается из тыквы-горлянки. Его мундштук находится в узком месте тыквы-горлянки. Три бамбуковые трости разных размеров размещены на дне тыквы-горлянки, к ним установлен язычок. Хулусы часто используют для соло или в ансамбле.

展品为至今仍在流行的式样。

Этот экспонат представляет собой современный музыкальный инструмент.
奏乐壁画

Фреска с изображением музыкального оркестра

清(公元1644~1911年),藏于内蒙古自治区美岱召庙。

Она датируется эпохой династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она сохраняется в храме Мэйдайчжао Автономного района Внутренняя Монголия.
二胡

Эрху

最有代表性的中国拉弦乐器,出现于唐宋(公元10世纪~13世纪)时期,至今已有近千年。现代二胡长约82厘米,琴身用名贵硬木制作,琴筒蒙蟒皮,弓子用江苇竹系马尾而成,音域约为3个八度,音色刚柔并济。在中国的民族乐队和丝竹乐演奏中常任主奏乐器。

Самый типичный китайский струнный смычковый музыкальный инструмент. Он появился в эпоху династии Сун (10-13 вв. нашей эры), он уже имеет почти тысячелетнюю историю. Длина современного эрху – примерно 82 см. Гриф и корпус изготавливаются из дорогого жесткого дерева. Корпус покрыт кожей удава. Смычок изготавливается из специфичного бамбука Цзянвэйчжу и лошадиной гривы. Диапазон эрху охватывает, примерно, 3 октавы, поэтому для него характерен и звонкий и переливчатый тембр. В оркестре китайских национальных музыкальных инструментов он обычно служит ведущим музыкальным инструментом.

展品为20世纪50年代以来常见的形制。

Этот экспонат был изготовлен по образцу аналога 50 годов 20 века.
二胡演奏图

Картина с изображением игры на эрху


京胡

Цзинху

清代(公元1644~1911年)中叶随着京剧的形成出现的专用拉弦乐器。长约49厘米,琴身竹制,音色高亢嘹亮而极具个性。

Цинху, как специальный смычковый струнный музыкальный инструмент, появился в середине династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры) по мере формирования пекинской оперы. Его длина – 49 см. Его изготавливают из бамбука. Он выделяется специфичным и звонким тембром.

本展品是京剧艺人喜用的乐器。

Цинху пользуется большой любовью артистов пекинской оперы.
京二胡

Цзинъэрху

中国京剧的主要伴奏乐器之一,出现于20世纪20年代末。结构和用材与二胡相近。音域约2个八度。除了用于京剧的伴奏外,有时也用于其它剧种。

Цзинъэрху – один из главных музыкальных инструментов для исполнения пекинской оперы. Он появился в конце 20 годов 20 века нашей эры. По конструкции и материалу он подобен эрху. Его диапазон охватывает две октавы. Его применяют не только для исполнения пекинской оперы, но и для сопровождения других местных опер.

本展品用红木精制,是京剧艺人常用的乐器,音质较佳。

Этот цзинъэрху изготовлен из красного дерева. Он является самым распространенным музыкальным инструментом среди тех, которые участвуют в пекинской опере.
板胡

Баньху

一种近代随着地方戏曲梆子腔的兴起出现的拉弦乐器,流行于中国北方各省区。长约70厘米,琴杆木制,琴筒多用椰壳。常见有独奏板胡和地方剧种伴奏板胡两种。善于演奏热烈欢快的曲调。

Появление баньху совпало с появлением арий банцзыцян в местных операх в период новой истории. Он является струнным смычковым музыкальным инструментом и широко распространен в северных провинциях Китая. Длина баньху – примерно 70 см. Гриф изготавливается из дерева, а корпусом, чаще всего, служит кокосовый орех. Баньху подразделяется на два вида: баньху для соло и баньху для аккомпанирования. На нем можно исполнять веселые и ритмичные мелодии.

展品多见于上世纪50年代。

Он был популярным музыкальным инструментом в 50-х годах прошлого века.
四胡

Сыху

流行于内蒙古、东北和华北各省区的一种拉弦乐器。长约88厘米,琴身木制,张四弦,每两弦定为同音。是民间说唱、歌舞音乐和地方戏曲的伴奏乐器。

Сыху – струнный смычковый музыкальный инструмент. Он широко распространен во Внутренней Монголии, северо-восточных и северных провинциях Китая. Его длина - 88 см. Он изготавливается из дерева, на его корпус натянуты четыре струны. Каждые две струны издают одно и то же звучание. Его используют для сопровождения народных мелодекламаций, пения и танцев и для аккомпанирования местным операм и музыкальным драмам.

展品为蒙古族流行的式样。

Этот экспонат представляет собой вариант монгольского сыху.
艾捷克

Гиджак

维吾尔族、乌孜别克族拉弦乐器,流行于新疆维吾尔自治区各地。琴身木制,常用于演奏民间歌舞曲和木卡姆音乐。

Гиджак – уйгурский и узбекский струнный и смычковый музыкальный инструмент. Он распространен в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Он изготовлен из дерева. Его часто используют для исполнения народных песен и мелодий «мукамов».

展品为经改制的新型四弦艾捷克。

Это четырехструнный гиджак новой модели.

艾捷克演奏图

Картина с изображением игры на гиджаке


马头琴

Моринхур

蒙古族流行拉弦乐器,源于唐宋(公元7世纪至13世纪)时期。全长约124厘米,木制,张两条马尾弦,马尾弓。马头琴的音色独特,可用于独奏、伴奏等多种表演形式。

Моринхур – популярный монгольский смычковый музыкальный инструмент. Он берет свое начало в период династии Сун (7-13 вв. нашей эры). Длина моринхура – 124 см. Он изготовлен из дерева. Смычок изготавливается из лошадиного хвоста. Моринхур отмечен своеобразным тембром, его можно использовать для соло и в ансамбле.

展品为现代改良的式样,发音更为宏亮圆润,富有特色。

Этот экспонат представляет собой современный моринхур, изготовленный с применением улучшенной технологии. Он выделяется уникальным звонким и мелодичным звучанием.
低胡

Диху

又称大胡、大低胡。20世纪30年代在二胡基础上改革而成。其结构、制作和材料均与二胡相同。音色低沉、浑厚,用于广东音乐和民族器乐合奏中,流行于全国各地。

Диху еще имеет другие названия, как Даху или Дадиху. В 30 годах 20 века он был создан на основе эрху. Они с эрху одинаковы по конструкции, технологии производства и материалу. Для диху характерен глухой тембр. Он распространяется во всем Китае. Его используют для исполнения гуадунских народных мелодий и в ансамбле национальных инструментов.

展品多见于20世纪末。

Этот диху датируется концом 20 века.
紫光阁赐宴图(蒙古乐队)

Картина «Банкет в павильоне Цзыгуангэ» (Монгольский оркестр)

清(公元1644~1911年),藏于北京故宫博物院。



Она датируется эпохой династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в музее Гугун в Пекине..

马头琴演奏图
Картина с изображением игры на моринхуре


三弦

Саньсянь

一种3根弦的弹弦乐器。一般认为起源于秦代(公元前221~207公元前年),近年陆续发现辽宋元(公元960~1368年)时期三弦的演奏壁画。现代三弦主要用楠木等优质木材制成,音域约达3个八度。有大小两种,常用于说唱音乐、地方戏曲的伴奏和民间器乐合奏。

Саньсянь – трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Обычно считают, что он возник в эпоху династии Цинь (221-207 гг. до нашей эры). За последние годы были обнаружены фрески с изображением игры на саньсяне, датирующиеся династиями Ляо, Сун и Юань. Современный саньсянь изготавливается из махильного дерева. Его диапазон охватывает три октавы. Саньсянь подразделяется на две разновидности – большой саньсянь и маленький саньсянь. Его чаще всего используют для сопровождения мелодекламаций, местных опер и музыкальных драм, а также в ансамбле национальных музыкальных инструментов.

展品为中国民间喜用的乐器。

В Китае саньсянь пользуется большой популярностью в народе.
琵琶

Пипа

中国重要的弹弦乐器,约公元4世纪由印度传入。现代琵琶全长约96厘米,四弦,有6相18品、24品、25品和28品等形制,按十二平均律排列。背板用紫檀、红木制作,面板用桐木。广泛应用于中国民族乐队和多种地方戏曲、曲艺的伴奏。

Пипа – ведущий китайский щипковый музыкальный инструмент. Примерно в четвертом веке пипа проникла в Китай из Индии. Длина современной пипы – около 96 см. Пипа – четырехструнный музыкальный инструмент. Она подразделяется на такие разновидности, как пипа с 6 мостиками и 18 ладами, пипа с 24 ладами, пипа с 25 ладами, пипа с 28 ладами. Все лады располагаются по темперированному строю. Задняя часть пипы изготавливается из сандалового и красного деревьев. Лицевая часть пипы изготавливается из тунгового дерева. Пипа широко используется в оркестрах китайских национальных музыкальных инструментов и для аккомпанемента в местных операх и музыкальных драмах, а также в эстрадных представлениях.

展品为民间常用的6相24品琵琶。

Этот экспонат представляет собой наиболее распространенный в Китае вариант пипа с 6 мостиками и 24 ладами.
柳琴

Люцинь

一种小型弹弦乐器,原为中国淮河流域一带的柳琴戏的主奏乐器,现普及全国。其外形、构造、奏法均与琵琶相似。1958年出现了3弦24品、1972年以后出现了4弦29品的等形制。

Люцинь – маленький щипковый музыкальный инструмент. В древние времена он служил ведущим музыкальным инструментом в бассейне реки Хуайхэ, который использовали при исполнении оперы Циньси. Сегодня он распространен по всей стране. По своим внешним формам, конструкции и технике игры он очень похож с пипой. В 1958 году появилась люцинь с тремя струнами и 24 ладами. В 1972 году появилась люцинь с четырьмя струнами и 29 ладами.

展品为3弦24品柳琴。

Этот экспонат и есть люцинь с тремя струнами и 24 ладами.
琵琶伎乐壁画

Фреска с изображением игры на пипе

西魏(535-557),藏于甘肃敦煌莫高窟第285窟。

Она датируется эпохой династии Западная Вэй (535-557 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в пещере №285 пещер Дуньхуан провинции Ганьсу.

五弦琵琶
Пятиструнная пипа

唐(公元618~907年),藏于日本奈良正仓院。

Она датируется эпохой династии Тан (618-907 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в музее Чжэнчан города Нара Японии.

琵琶演奏图
Картина с изображением игры на пипе


敦煌莫高窟琵琶壁画(临摹)

Фреска с изображением игры на пипе, обнаруженная в пещерах Дуньхуан (копия)

Жуань

古代称为琵琶的弹弦乐器。东晋时(公元317~420年)有一个叫阮咸的人善于弹奏这种乐器,后人就把它叫做阮咸,现代简称阮。木制,四弦,有17至24品位,按十二平均律排列,常见品种有大阮、中阮。

Жуань – щипковый музыкальный инструмент. В древние времена он назывался «пипа». В период династии Восточная Цзинь (317-420 гг. нашей эры) один человек по имени Жуань Сянь прекрасно играл на этом музыкальном инструменте. Впоследствии люди присвоили этому музыкальному инструменту название «жуаньсянь». Он в настоящее время в сокращенном виде называется «жуань». Жуань изготавливается из дерева и обладает четырьмя струнами. Кроме того, на нем есть 17-24 ладов. Все лады располагаются по темперированному строю. Обычный жуань подразделяется на большой жуань и средний жуань.

展品为大阮,是20世纪50年代以来的式样,音质极佳。

Это большой жуань, который изготовлен по образцу 50 годов 20 века. Он выделяется прекрасным звучанием.
月琴

Юецинь

形制与阮相近的弹弦乐器,名称初见唐代(公元618~907年),形制确立于清代(公元1644~1911年)。全木制,音箱呈满月形,全长62厘米,有四弦,每两弦同音,设8或9个品位,音域为2个八度。常用于京剧等戏曲伴奏。20世纪50年代出现改良品种。

Юецинь – щипковый музыкальный инструмент. Они с Жуанем схожи по форме и конструкции. Название этого музыкального инструмента появилось во времена династии Тан (618-907 гг. нашей эры). При династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры) окончательно были сформированы конструкция и форма юециня. Инструмент полностью изготовлен из дерева. Его корпус-резервуар очень напоминает по форме полную луну. Его общая длина – 62 см. На нем натянуты четыре струны, каждые две струны издают одно и то же звучание. Он обладает 8 или 9 ладами, его диапазон охватывает две октавы. Юецинь чаще всего используют для аккомпанирования в пекинской опере и других местных операх и музыкальных драмах. В 50 годах 20 века появился новый усовершенный вид юециня.

这里展出的是一件民间久已使用的红木精品。

Этот юецинь изготовлен из лучшего красного дерева, поистине токая работа мастера. Его долго использовали в народе.
阮咸弹阮图

Картина «Жуань Сянь играет на жуане»

南朝(公元420~公元589),1960年出土于江苏省南京西善桥。



Она датируется эпохой Южной династии (420-589 гг. нашей эры). В 1960 году она была обнаружена в местности Сишаньцяо города Нанькин провинции Цзянсу.

阮咸
Жуаньсянь

唐(公元618~907年),藏于日本奈良正仓院

Он датируется эпохой династии Тан (618-907 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в музее Чжэнчан города Нара Японии.

弹阮乐俑
Статуэтка музыканта, играющего на жуане

唐(公元618~907年),1956年出土于湖北武汉市武昌区何家垅188号墓。

Она датируется эпохой династии Тан (618-907 гг. нашей эры). В 1956 году она была обнаружена при раскопках могилы №188 в местности Хэцзялун района Учан города Ухань провинции Хубэй.

弹阮伎乐壁画
Фреска с изображением игры на жуане

唐(公元618-公元907),藏于甘肃敦煌莫高窟第220窟。

Она датируется эпохой династии Тан (618-907 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в пещере №220 пещер Дуньхуан.

热瓦普演奏图

Картина с изображением игры на равапе

东不拉演奏图

Картина с изображением игры на тамбуре
热瓦普

Равап

维吾尔族、乌孜别克族弹弦乐器,相传14世纪起源于新疆维吾尔自治区喀什一带。民间的喀什热瓦普木制,面部蒙皮,长约130厘米,张1条主弦和4至6条共鸣弦,琴杆上缠有28个丝弦品位,音域约2个八度,用于独奏、合奏、伴奏。

Равап – уйгурский и узбекский щипковый музыкальный инструмент. По преданию в 14 веке он взял начало в Кашгаре Синьцзян-Уйгурского автономного района. Кашгарский народный равап изготавливается из дерева, его корпус-резервуар покрывается кожей. Длина равапа – 130 см. На нем натянуты одна ведущая струна и от четырех до шести струн-резонаторов. К грифу привязано 28 ладов. Его диапазон охватывает две октавы. Равап часто выступает как соло и для аккомпанирования.

这里展出的是目前较为流行的形制。

В настоящее время это наиболее распространенный вид равапа.
东不拉

Тамбур

弹弦乐器。传统的有哈萨克族的阿肯(民间歌手)东不拉,主要流行于新疆维吾尔自治区北部。全长80~90厘米,木制,琴杆上面缠8至11个肠衣弦品,张两条弦。

Тамбур – щипковый музыкальный инструмент. Казахские народные певцы (акены) используют традиционный тамбур. Он распространен, в основном, в северной части Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Длина тамбура – 80-90 см. Он изготовлен из дерева. К грифу тамбура прикреплены 8-11 ладов, на нем натянуты две струны.
这里展出的是一件常用的中音东不拉。

Здесь демонстрируется обычный баритоновый тамбур.


扬琴

Янцинь (Цимбалы)

扬琴的前身可能是流行于西亚地区的一种古击弦乐器,后来传入中国。传统的扬琴,音箱呈蝴蝶形或梯形,长90~97厘米。演奏时以琴竹击弦,广泛应用于各种民间器乐合奏,说唱和戏曲伴奏。

Возможно предшественник янциня был распространен в Западной Азии, как один из древних струнных ударных музыкальных инструментов. Впоследствии он проник в Китай. Корпус-резервуар традиционного янциня изготовлен в форме бабочки или в трапециевидной форме. Длина янциня – 90-97 см. Играя на янцине, исполнитель ударяет по струнам бамбуковыми колотушками. Янцинь широко используется в ансамбле наряду с другими народными музыкальными инструментами для аккомпанирования мелодекламациям, местным операм и музыкальным драмам.

本展品为经过改革以后的十二平均律大扬琴,现代专业乐队所用,音乐性能优良。

Представляем вашему вниманию крупный янцинь, изготовленный с помощью усовершенной технологии по темперированному строю. Он предназначен для современного профессионального музыкального оркестра. У этого инструмента прекрасное музыкальное звучание.

天津天后宫过会图

Картина «Торжественный концерт в храме Тяньхоу Тяньцзиня»

清(公元1644~1911年),藏于北京故宫博物院。



Она датируется эпохой династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в музее Гугун в Пекине.


Чжэн

弹弦乐器。筝广泛流行于春秋(公元前770~476年)后期。考古发现的最早实物,距今已有2500年的历史。筝体呈长方形。民间常用的筝为13弦和16弦。经过改良的筝品种有大筝、小筝等,音域达3个八度。不仅是很好的独奏、合奏乐器,也是很好的歌舞、戏曲的伴奏乐器。

Чжэн – щипковый музыкальный инструмент. Чжэн был широко распространен в последний период Весны и Осени (770-476 гг. до нашей эры). Самый древний чжэн, обнаруженный при археологических раскопках, имеет 2500-летнюю историю. Чжэн изготовлен в прямоугольной форме. В народе часто используют чжэн с 13 струнами и чжэн с 16 струнами. Усовершенный чжэн подразделяется на большой чжэн, маленький чжэн и др. Его диапазон охватывает три октавы. Чжэн используют не только для соло, но и для аккомпанирования певцам, танцорам, он также часто звучит при исполнении местных опер.

展品为表现力丰富的现代大筝。

Это современный большой чжэн, который обладает богатой выразительностью.


Цинь

琴在中国至少出现了3000多年,《诗经》中多处有琴的记载。因为历代的统治者的倡导,琴在中国社会中占据着一种崇高的地位。琴木制,造型精美,常见的有伏羲式、仲尼式等各种琴式。演奏时将琴置于桌上,右手弹拨琴弦,左手按弦取音。

В Китае циню уже более 3000 лет. В «Книге песен» почти на каждой странице можно найти упоминание о цине. Благодаря поощрению со стороны правителей разных времен цинь занимал высочайшее место в китайском феодальном обществе. Цинь изготавливают из дерева изящной формы. Инструмент обычно подразделяется на такие разновидности, как цинь типа Фуси, цинь типа Чжунни и др. Для того, чтобы играть на цине, прежде всего нужно положить инструмент на стол, потом играть правой рукой на струнах, надавливая при этом струны левой рукой, чтобы настроить тоны.

这里是一张仲尼式琴。

Это цинь типа Чжунни
九霄环佩琴(正面)

Цинь (лицевая сторона)

唐(公元618~907年),藏于北京故宫博物院。长124厘米。



Она датируется эпохой династии Тан (618-907 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в музее Гугун в Пекине. Его длина – 124 см.

九霄环佩琴(背面)

Цинь (задняя сторона)

唐(公元618~907年),藏于北京故宫博物院。长124厘米。



Она датируется эпохой династии Тан (618-907 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в музее Гугун Пекина. Его длина – 124 см.

敦煌莫高窟弹筝壁画(临摹)

Фреска с изображением игры на чжэне из пещер Дуньхуан (копия)

杨柳青年画“马鞍山俞伯牙抚琴”图

Новогодняя картина «Юй Боя играет на цине», изготовленная в местности Янлюцин

清(公元1644~1911年),藏于天津市艺术博物馆。



Она датируется эпохой династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в Художественном музее города Тяньцзинь.
秦琴

Циньцинь

由阮演变而来弹弦乐器,木制,全长85厘米左右,琴杆窄而长,21品,按十二平均律排列。张二弦或四弦。演奏时,左手持琴,右手用拨子弹奏。原只用于广东音乐,现已广泛用于中国地方戏曲伴奏和民族乐队的合奏。

Циньцинь – щипковый музыкальный инструмент. Он возник на основе переработанного жуаня. Циньцинь изготовлен из дерева. Его общая длина – около 85 см. Для него характерен узкий и длинный гриф. У него 21 лад, которые располагаются по темперированному строю. Для того, чтобы играть на нем, инструмент следует держать левой рукой и играть правой рукой при помощи плектра. Изначально его использовали преимущественно для исполнения гуандунских мелодий. В настоящее время он широко применяется для аккомпанирования местным операм и музыкальным драмам или в ансамбле наряду с другими народными музыкальными инструментами.

展品为20世纪以来常见的产品,琴轸改良用齿轮调音。

Такой циньцинь начали производить с 20 века. Его тоны регулируются с помощью зубчатки.
伎乐壁画

Фреска с изображением оркестра

西魏(535-557公元),藏于甘肃敦煌莫高窟第285窟。



Она датируется периодом династии Западная Вэй (535-557 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в пещере №285 пещер Дуньхуан провинции Ганьсу.
大鼓

Дагу (Барабан)

鼓在中国出现至少有5000余年的历史。现代的大鼓桶形,鼓面直径有46~86厘米、甚至达200厘米等多种规格。鼓框木制,两面蒙以牛皮。用于传统节日、喜庆等场合。

В Китае барабану по меньшей мере уже более 5000 лет. Современный барабан по внешней форме очень напоминает бочку. Диаметр поверхности барабана – 46-86 см, иногда даже достигает 200 см. Корпус барабана изготавливается из дерева, он с двух сторон обтянут коровьей кожей. Его обычно используют на традиционных праздниках и на веселых и торжественных церемониях.

展品为面径46厘米的大鼓。

Диаметр поверхности этого барабана – 46 см.
堂鼓

Тангу

现代堂鼓外形、制作、奏法均与大鼓相同。常见有3种规格,鼓面直径分别为22、25、32厘米。演奏时,通过敲击鼓边、鼓心和控制敲击力量,可获得鲜明的音量及音色的对比。用于民间器乐合奏、戏曲伴奏及节日喜庆锣鼓队中。

Современный тангу ничем не отличается от дагу по внешней форме, технологии производства и технике игры. Тангу обычно подразделяется на три разновидности: тангу с диаметром - 22 см, тангу с диаметром - 25 см, тангу с диаметром - 32 см. Во время игры на барабане, ударяя по краям, по центральной части барабана с разной силой получается яркое контрастное звучание разного тембра. Его обычно используют в ансамбле, для аккомпанирования местным операм и музыкальным драмам. В праздничные дни он служит важным музыкальным инструментом.

展品为面径22厘米的堂鼓。

Диаметр поверхности этого барабана – 22 см.
大鼓壁画

Фреска с изображением барабана дагу

辽(公元916-公元1125),1995年出土于内蒙古自治区敖汉旗羊山2号墓。



Она датируется периодом династии Ляо (916-1125 гг. нашей эры). В 1995 году она была обнаружена при раскопках могилы №2 в Аохань Автономного района Внутренней Монголии.

大鼓乐俑

Статуэтка музыканта, играющего на барабане дагу

明(公元1368~1644年),1971年出土于山东省邹城市朱檀墓,高约27厘米。



Она датируется периодом династии Мин (1638-1644 гг. нашей эры). В 1971 году она была обнаружена при раскопках могилы Чжу Таня в городе Цзоучэн провинции Шаньдун. Высота статуэтки – около 27 см.

西藏古典音乐·嘎尔

Гар – Классическая тибетская музыка
腰鼓

Яогу

形似圆筒,中间稍粗,鼓长34厘米,两面蒙皮,鼓身有两只铁环,用以系带悬挂腰间,双手各执一木棰击奏,并伴有舞蹈动作。

Яогу по внешней форме очень напоминает трубу, его средняя часть выглядит потолще. Длина яогу – 34 см. Он с двух сторон обтянут кожей. К корпусу яогу прикреплено два железных кольца, с помощью которых яогу можно привязать к поясу. Для игры на нем в каждой руке должно быть по колотушке. С ним можно исполнять танцы с барабаном.

展品为现代流行的式样。

Вашему вниманию представляется современный яогу.
鼗鼓

Таогу

一种小型鼓类,靠两耳坠自击发声,历代的宫廷雅乐均有使用。其后流传民间,流动商贩用它作为招揽顾客的讯号,又名货郎鼓。

Таогу относится к группе маленьких барабанов. Он издает звучание с помощью прикрепленных к нему подвесок. В древние времена его использовали для исполнения дворцовых музыкальных произведений. Впоследствии он получил широкое распространение в народе. Коробейники использовали его для привлечения покупателей. Поэтому он по-другому еще называется «погремушка коробейника».

展品为常见的货郎鼓,有着浓郁的乡土气息。

Это обыкновенная погремушка коробейника, она носит яркий деревенский колорит.
达玛如

Дамажу

一种藏族鼗鼓。鼓腔由两个底部相接而沟通的碗状体组成,用人头骨、硬木或象牙制作,两面蒙皮。主要用于喇嘛寺院诵经活动。

Дамажу – тибетский барабан таогу. Корпус барабана изготовлен из двух веществ, которые по форме напоминают две пиалы, сведенные между собой концами. Дамажу изготавливают из человеческих черепов, жесткого дерева или слоновой кости. Он с двух сторон обтянут кожей. Его используют, главным образом, для сопровождения чтения сутр в буддийских храмах.

展品为藏族常用的达玛如式样。

Это обыкновенный тибетский Дамажу.
达玛如伎乐壁画

Фреска с изображением игры на дамажу

清(公元1644~1911年),藏于内蒙古自治区美岱召。



Она датируется периодом династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в местности Мэйдайчжао Автономного района Внутренней Монголии.

腰鼓伎乐壁画

Фреска с изображением игры на барабане яогу

西魏(535-557公元),藏于甘肃敦煌莫高窟第285窟。



Она датируется периодом династии Западная Вэй (535-557 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в пещере №285 пещер Дуньхуан провинции Ганьсу.

摇鼗伎乐壁画

Фреска с изображением игры на барабане таогу

清(1644-1911),藏于青海瞿昙寺.



Она датируется периодом династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в храме Чутань провинции Цинхай.

乐舞图壁画

Фреска с изображением танцев и игры на музыкальных инструментах

唐(公元618-公元907),藏于甘肃安西县榆林窟第25窟。



Она датируется периодом династии Тан (618-907 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в пещере №25 пещер Юйлинь уезда Аньси провинции Ганьсу

.

板鼓

Баньгу

一种高音打击乐器,鼓身形体矮小,蒙厚皮。用两根鼓棒敲击。常与拍板并用,由一人兼奏,居于指挥和领奏地位,为演员的各种身段和动作伴奏。

Баньгу – тенорный ударный музыкальный инструмент. Для него характерен маленький корпус. Сверху он покрыт толстой кожей. Для того, чтобы он начал издавать звуки по нему следует ударять двумя колотушками. Обычно один человек одновременно играет и на баньгу и на палочке пхайбан. В оркестре он служит ведущим музыкальным инструментом, который подчеркивает движения и жесты артистов.

展品于戏曲乐队中常用。

Баньгу – один из самых распространенных музыкальных инструментов в оркестрах разных опер и музыкальных драм.

《北京民间风俗百图》之一
书鼓

Шугу

鼓腔扁矮,髹黑漆或朱漆,用优质硬木制成。双面蒙牛皮,鼓面直径约25厘米。演奏时,鼓放置在竹制鼓架上,是中国北方说唱音乐大鼓书主要乐器。

Для барабана шугу характерен плоский и низкий корпус, окрашенный черной или красной краской. Он изготавливается из высококачественного жесткого дерева и с двух сторон покрывается коровьей кожей. Диаметр барабана – примерно 25 см. Прежде чем начать играть, его надо положить на подставку из бамбука. Шугу часто выступает главным музыкальным инструментом в северной части Китая.

展品为上个世纪的典型式样。

Вашему вниманию представляем типичный барабан шугу прошлого века.
八角鼓

Бацзяогу

因鼓框为八角形而得名。鼓身较小而扁,边框的7个面上,各装1对铜制小钹,单面蒙皮,演奏时可弹击或可摇晃发声。早期用于满族八角鼓戏,现用于单弦伴奏。

Бацзяогу (восьмиугольный барабан) было присвоено такое название благодаря корпусу этого барабана, который выполнен в восьмиугольной форме. Он отличается маленьким и плоским корпусом. На каждой из 7 поверхностей рамки соответственно установлена одна пара тарелочек из меди. Он только с одной стороны обтянут кожей. Обычно музыканты бьют по поверхности барабана или раскачивают его, чтобы он издавал звучание. Изначально его использовали для сопровождения маньчжурской оперы, а сегодня его используют в ансамбле вместе со струнным музыкальным инструментом даньсянь.

展品为本展览特制,工艺精致。

Этот барабан бацзяогу был специально изготовлен для этой выставки.
达扑

Дап

汉语称手鼓,维吾尔族乐器。公元4~6世纪敦煌北魏时期的壁画中已出现。木制圆形鼓框,直径约40厘米,一面蒙皮,框内置许多小铁环。演奏时,可边击边摇,振响铁环。常用于歌舞伴奏或器乐合奏。

Дап – уйгурский музыкальный инструмент. Представители национальности хань присвоили ему другое название, как ручной барабан. Его можно увидеть на фресках периода династии Северная Вэй (4-6 вв. нашей эры), обнаруженных в пещерах Дуньхуан. Круглая рамка барабана изготавливается из дерева. Его диаметр – 40 см. Он с одной стороны обтянут кожей, внутри его рамки прикреплено множество маленьких железных колец. Во время игры на нем исполнитель одновременно бьет в барабан и вращает его с тем, чтобы железные кольца тоже издавали звучание. Этот барабан часто используют для сопровождения песен и танцев или в ансамбле вместе с другими музыкальными инструментами.

展品为20世纪中期流行的羊皮手鼓。

Этот экспонат представляет собой дап из овечьей кожи, который пользовался популярностью в середине 20 века.
铃鼓

Тамбурин

维吾尔、朝鲜、乌孜别克等族打击乐器。鼓扁平,圆形或八角形鼓框,框周围嵌插若干小钹。多用于歌唱或舞蹈伴奏和儿童游戏。

Тамбурин – уйгурский, корейский, узбекский ударный музыкальный инструмент. Он отличается плоским корпусом в круглой или восьмиугольной рамке. К рамке прикрепляется множество маленьких тарелок. Обычно он звучит с песнями и танцами и для сопровождения детских развлечений и игр.

展品为现代流行的式样。

Это современный тамбурин.
萨巴依

Сабай

维吾尔族打击乐器。演奏时,右手执木棍摇震或碰击手、肩等部位发声。常用于舞蹈伴奏。

Сабай – уйгурский ударный музыкальный инструмент. Во время игры на нем исполнитель берет правой рукой палочку, вертит ее или ударяет по руке, по плечу или по другим частям тела. Сабай обычно часто можно услышать при исполнении народных танцев.

这里的展品为本展览特制,式样多见于上世纪60年代。

Этот сабай был специально изготовлен для этой выставки. Его форма характерна для 60 годов прошлого века.
木鱼

Муюй

一种木质的打击乐器,至晚明代(公元1368~1644年)以来已流行。常见的中型木鱼圆径在7~16厘米之间,多用桑木或椿木制作。呈团鱼形,腹部中空,头部正中开口。民间器乐合奏中常用。

Муюй – ударный музыкальный инструмент из дерева. Он получил распространение во времена династии Мин (1368-1644 гг. нашей эры). Типичный муюй по форме очень напоминает рыбу с диметром 7-16 см. Его обычно изготавливают из тутового дерева или из айланта. По форме он очень напоминает рыбу с полым корпусом. В центральной части головы даже приоткрыт рот. Его часто используют в ансамбле наряду с другими народными музыкальными инструментами.

展品为本展览特制。

Этот муюй был специально изготовлен для этой выставки.


Ло (Гонги)

中国极有特色的铜制打击乐器,历史超过2000年。形呈圆形弧面,用锣槌或锣板敲击发声。在民间节庆娱乐或戏曲乐队中广泛应用。可以渲染情绪、加强气氛,也能造成急遽紧张的特殊效果。

Ло – уникальный китайский ударный музыкальный инструмент из меди. Ему уже более 2000 лет. Он выделяется своей круглой формой и издает звучание с помощью ударов колотушкой. Он широко используется в праздничные дни или в оркестрах народных музыкальных инструментов. В музыкальных произведениях он способен передать веселую или напряженную атмосферу .

展品为目前流行的式样。

Это современный ло.


Бо

铜制打击乐器,至晚在南北朝(公元420~589年)时钹已出现。呈圆片形,直径为20~35厘米,中央隆起部分较大。两片为一副,相击发音,声音响亮、嘈杂。常用于民间器乐合奏,地方戏曲和歌舞伴奏,以及专门的锣鼓乐队中。

Бо – это ударный музыкальный инструмент из меди. Его возникновение приходится на время до периода Северных и Южных династий (420-589 гг. нашей эры). Для бо характерна круглая форма, диаметром 20-35 см. Центральная часть каждого бо специально изготавливается в выступами. В комплекте два бо, которые при ударе друг о друга издают звонкие звуки. Бо часто используют в ансамбле наряду с другими народными музыкальными инструментами, или для сопровождения местных опер, песен и танцев. Кроме того, он еще предназначен для профессиональных оркестров барабанов и гонгов.

展品为目前常见的式样。

Это самый распространенный бо.

击锣图瓷碗

Фарфоровая пиала с изображением гонгов

清(公元1644~1911年),藏于内蒙古博物馆。



Она датируется периодом династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в Музее во Внутренней Монголии.

喇嘛击钹演奏图

Картина с изображением ламы, играющего на бо
梨花片

Лихуабянь

用两块长14~16厘米的半圆形铁片在左手夹击发音。是梨花大鼓、山东快书、北京琴书的主要伴奏乐器。

Лихуабянь – две полукруглые железные пластинки длиной 14-16 см. Исполнитель держит их на левой руке, и они издают звуки при ударе друг о друга. Он служит главным музыкальным инструментом для сопровождения таких видов китайских мелодекламаций, как Лихуадагу, Шаньдункуайшу и Бэйцзинциньшу.

展品为本展览特制,铜质。

Этот лихуабянь из меди был специально изготовлен для этой выставки.
拍板

Пхайбан

隋唐(公元581~907年)时期已广泛使用。现代的一般由3块硬质木板组成,每块长约27厘米。上板和中板捆在一起,与底板碰击发声。广泛应用于民间器乐合奏和各种戏曲伴奏中。

В период династий Суй и Тан (581-907 гг. нашей эры) пхайбан уже получил широкое распространение в Китае. Современный пхайбан состоит из трех жестких деревянных дощечек длиной около 27 см. Верхняя и средняя дощечки связаны друг с другом, они издают звуки при ударе о нижнюю дощечку. Пхайбан широко используют в ансамбле народных музыкальных инструментов и при исполнении многих местных опер и музыкальных драм.

展品为多见用于戏曲伴奏的乐器。

Такой пхайбан обычно используют в качестве музыкального аккомпонимента.
莲花板

Ляньхуабань

竹制打击乐器,由竹板和节板组成。竹板由两块长16~19、宽7~8厘米的瓦形竹片组成。节板由5块或7块小竹板组成。二者可合用,也可单独使用。主要用于曲艺说唱的节拍伴奏,常由表演者自打自唱。

Ляньхуабань – бамбуковый ударный музыкальный инструмент. Он состоит из двух частей. Первая часть «чжубань» изготовлена из двух бамбуковых дощечек длиной 16-19 см, шириной 7-8 см. Они по форме очень напоминают черепицу. Вторая часть «цзебань» изготовлена из пяти или семи маленьких бамбуковых дощечек. Можно одновременно использовать обе части этого музыкального инструмента. Кроме того, каждую из этих двух частей также можно использовать отдельно. Ляньхуабань используют для сопровождения мелодекламаций. Исполнитель обычно сам исполняет мелодекламацию, играя на них.

展品征集于民间。


Этот экспонат поступил на выставку прямо из народа.
敦煌莫高窟拍板壁画(临摹)

Фреска с изображением игры на пхайбане из пещер Дуньхуан (копия)

拍板壁画

Фреска с изображением пхайбаня

辽(公元916-公元1125),1995年出土于内蒙古自治区敖汉旗羊山2号墓。



Она датируется периодом династии Ляо (916-1125 гг. нашей эры). В 1995 году она была обнаружена при раскопках могилы №2 в местности Яншань в сомоне Аохань Автономного района Внутренней Монголии.
云锣

Юньло

一种中国特有的铜质打击乐器,已有1000多年的历史。传统云锣多由10面小锣组成,因最上方的一面锣不常用,故称九音锣。锣用细绳系于木架上,用小棰击奏,有一定的旋律功能。多用于道教礼仪场合和民族乐队的合奏中。

Юньло – уникальный китайский ударный музыкальный инструмент. Ему уже более 1000 лет. Традиционный юньло состоит из 10 маленьких гонгов. Самый верхний гонг малоупотребимый, поэтому юньло еще имеет другое название, как цзюиньло, что в переводе с китайского означает «гонги девятого тона». Все маленькие гонги привязаны к деревянной подставке, играют на них с помощью колотушки. Они обладают мелодичным звучанием. Обычно юньло можно встретить на даосийких ритуальных церемониях или в ансамбле народных музыкальных инструментов.

这里展出的就是 “九音锣”,为本展览特制。

Здесь демонстрируется «цзюиньло», который был специально изготовлен для этой выставки.
金刚铃

Цзиньганлин

一种铜制的打击乐器,高20厘米左右。铃身外形似钟,下口圆,铃身用佛像及繁复花纹装饰,铃身内悬有铜制铃舌。主要用于喇嘛教法事或佛乐中。

Цзиньганлин – ударный музыкальный инструмент из меди. Его высота – около 20 см. По форме он очень напоминает колокол. У него круглое нижнее горлышко. Внешняя часть колокола украшена буддийскими иконами и сложным орнаментом. Внутри колокола висит язык из меди. Его используют, главным образом, для сопровождения буддийских ритуальных церемоний и для исполнения буддийских мелодий.

请欣赏本展览特制的金刚铃。

Этот экспонат был специально изготовлен для этой выставки.

金刚铃伎乐壁画

Фреска с изображением игры на колоколе Цзиньганлин

明(公元1368~1644年),藏于山西省五台山佛光寺。



Она датируется периодом династии Мин (1368-1644 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в храме Фогуан на горе Утайшань провинции Шаньси.

云锣伎乐壁画

Фреска с изображением игры на юньло

清(1644-1911),藏于青海瞿昙寺。



Она датируется периодом династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в храме Чутань провинции Цинхай.

击云锣图瓷碗

Фарфоровая пиала с изображением игры на юньло

清(公元1644~1911年),藏于内蒙古博物馆。



Она датируется периодом династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она сохранится в Музее Внутренней Монголии.

敦煌壁画中的乐队

Фреска с изображением оркестра из пещер Дуньхуан

唐贞观十六年(公元642年),藏于甘肃敦煌莫高窟第220窟。



Она датируется 16 годом под девизом Чжэньгуань династии Тан (642 год нашей эры). В настоящее время она хранится в пещере №220 пещер Дуньхуан.

杨柳青年画“十不闲”

Новогодняя картина «Десять занятий», изготовленная в местности Янлюцин.

清(公元1644~1911年),藏于天津市艺术博物馆。



Она датируется периодом династии Цин (1644-1911 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в Художественном музее города Тяньцзинь.

宫乐图

Концерт в императорском дворце

唐(公元618~907年),台湾故宫博物院藏。



Она датируется периодом династии Тан (618-907 гг. нашей эры). В настоящее время она хранится в Музее провинции Тайвань.
曾侯乙编钟、编磬与中国现代的民族乐队

Китайский современный национальный музыкальный оркестр играет на бяньчжуне и бяньцине






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница