Камень, ручей, сосулька и солнце



Скачать 419.17 Kb.
страница1/4
Дата04.05.2016
Размер419.17 Kb.
  1   2   3   4
Тест 1
КАМЕНЬ, РУЧЕЙ, СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ

Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денёк!

В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело пере­званивает. Звери да птицы радуются: зайцы болобочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.

Благодать в лесу!

На опушке старый Камень-валун хвалится:

- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!

- Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы.

- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, рядом со мной трава показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!

- Ах ты, старый лежебока! — кричит с поляны звонкий Ручей. — Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, пускай меня благодарят!

- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка — я снег растапливаю, лёд просверливаю. Деревья и травы живой водой пою... Какая же без меня весна?!

- Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы. — Не слушай­те его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!

- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

- Ещё бы не я! Одна только я! Как начну слёзы горючие лить, как стану булькать на весь лес — вот вам и весна... Разве иначе весна начнётся?! Разве иначе...

Не успела Сосулька договорить. «Кап» — и умолкла.

Почему?


А потому, что Солнышко за лес закатилось.

Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла.

Молчат.

И сразу стало ясно, кто весну-то делает.



(По Э. Шиму)

1. О каком времени года говорится в рассказе?__________________________

Приведи доказательства из текста._______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Где происходит действие, описанное автором? Запиши ответ._____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Между кем завязался спор?__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________



В 1. Расположи перечисленные пункты так, чтобы получился план к данному тексту.

А.Как Ручей делает весну.

Б. Настоящий весенний денёк.

В. Рассказ Сосульки.

Г. Как хвалится Камень-валун.

Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.



1

2

3

4













В 2. Кто на самом деле весну делает? Приведи доказательства из текста. ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3. Соотнеси слова с их значением.

Бормочут металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.

Бубенчики болтун.

Пустомеля говорят тихо, быстро и невнятно.


С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.

Кто делает весну

Как это происходит

Камень




Ручей




Сосулька




Солнце





С 2. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.

Самое интересное

Почему интересное








Тест 2
ЧТО ТАКОЕ ПСЕВДОНИМ

Псевдоним — вымышленное имя, заменяющее собой настоя­щее. Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

Знаешь ли ты, как зовут Максима Горького? Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Детство и юность писателя были очень тяжёлыми. Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним — Максим Горький. Имя отца он поставил на первое место, как бы продлив таким об­разом его жизнь. Произведения Горького ты будешь изучать в стар­ших классах и многое узнаешь о жизни людей прошлого столетия.

Тысячи людей выросли на книгах Гайдара. Их читают и сегодня на ста языках мира. Аркадий Гайдар широко известен своими книгами «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми. Аркадий Петрович Голиков писал свои по­вести и рассказы под псевдонимом Гайдар, что по-монгольски оз­начает — дозорный, храбрый и бдительный воин.

31 марта 1882 года родился Коля Корнейчуков, впоследствии известный как Корней Чуковский — сказочник, кумир детворы. Он был литературным критиком, переводчиком. О том, как его занес­ло в сказки, Корней Иванович писал следующее: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам хо­дил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у ме­ня забота — отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман». После выхода первой книги Чуковский был завален детскими письмами, которые стали главным признанием его писательского таланта.

Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псев­доним, главное, чтобы он был необидным.

1. Что такое псевдоним? Запиши ответ._________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Кто часто придумывает для себя псевдонимы? Подчеркни ответ в тексте.

3. Верно ли, что псевдоним и прозвище одно и то же? Обоснуй свою мысль (письменно).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Запиши названия произведений Горького, Гайдара, Чуковского, которые ты знаешь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Запиши, пользуясь текстом, с чьими повестями и рассказами ты познакомишься в старших классах.

____________________________________________________________________________________________

6. Чьи произведения с интересом читают дети? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

7. Кто из писателей выбрал себе псевдоним Гайдар? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________



В 1. Почему Алексей Максимович Пешков выбрал себе псевдоним Горький? Объясни письменно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



В 2. Соотнеси слова с их значением.

Кумир имя, которое даётся человеку по какой-нибудь характерной для него черте.


Тараторить предмет восхищения, поклонения.

Прозвище говорить быстро, не останавливаясь.


С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.


Писатели, о которых говорится в тексте

Их псевдонимы

1.




2.




3.





С 2. Как псевдоним Гайдар отражал основные идеи произведений писателя? Докажи письменно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С 3. Как Корней Чуковский стал писать сказки? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С 4. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.


Самое интересное

Почему интересное








Тест 3
СИНИЦА — ПРИМЕР БЛАГОДАРНОСТИ

Когда тучи плотно заволакивают небо и идёт сильный дождь, когда снежная буря обрушивается на землю, звонкое пение ма­ленькой синицы можно слышать сквозь шум и завывание ветра. Кажется, что маленькая птичка с какой-то необыкновенной лёгкостью переносит самую тяжелую непогоду, поражая своим жиз­нерадостным пением всех, кому довелось её слышать.

Пение синицы в зимнюю непогоду своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро. В хо­лодное зимнее ненастье, когда другие птицы ищут тёплое укрытие, маленькие синички оглашают всю округу звонким радостным ще­бетом. Птицы как бы благодарят жизнь за то, что она дана им, и восхваляют её. Возможно, что это необычное качество — пение во время ненастья — служит причиной сравнительного долголетия синиц. Они переживают своих пернатых собратьев: продолжитель­ность их жизни достигает девяти лет.

Поскольку птенцы синицы отличаются прекрасным аппетитом, родителям приходится постоянно искать для них корм. Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы как только нахо­дят пропитание — устраивают оживлённый гомон. Этим они по­дают сигнал другим синицам в округе принять участие в пирше­стве.

Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек — благо­дарности. Насколько эта благодарность искренна, можно видеть по тому, как она выражается. Чем больше душевной теплоты в словах благодарности, тем ценнее она для тех, кому адресована. У синиц это проявляется в разнообразии пения. С приходом весны, когда становится теплее, они меняют свою зимнюю пес­ню на весеннюю, их щебет становится пронзительным и закан­чивается продолжительным свистом. По-разному благодарят си­нички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури.

Мы, люди, учась благодарности у маленьких желтогрудых пти­чек, должны всегда помнить о том, что её следует проявлять во­время. Скажем же синичкам спасибо за живой пример благодар­ности.

(По материалам Американского института передового обучения)
1. Почему пение синицы зимой можно считать подвигом? Найди в тексте и подчеркни ответ.
2. Какова в среднем продолжительность жизни синичек?
3. Что, по мнению автора, является причиной долголетия сини­чек? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Почему синицы не делают запасов пищи на зиму? Подчеркни ответ в тексте.
5. За что синички благодарят мать-природу своим пением? Найди ответ в тексте и запиши его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Чему автор предлагает поучиться у синичек? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________


7. Какой должна быть искренняя благодарность, обращённая к ко­му-либо? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В 1. Восстанови план текста (запиши номера частей).

№ _____Почему синицы не делают запасов на зиму.

№ _____Пение в снежную бурю.

№ _____За что люди могут быть благодарны синичкам.

№ _____Разнообразное пение синичек.

№ _____Пение в непогоду — подвиг синички.


В 2. Соотнеси слова с их значением.

Долголетие звонкое шумное пение птиц.

Гомон плохая погода.

Ненастье большая продолжительность жизни.


С 1. Сравни зимнее и весеннее пение синичек. Заполни таблицу, используя текст.

Зимнее пение





Весеннее пение







С 2. Понравился ли тебе рассказ? Чем именно? Запиши своё мне­ние.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С 3. Подчеркни главную мысль рассказа.

А. Надо быть благодарным ко всему, что происходит в жизни.

Б. Только у синичек в природе можно научиться благодарности.

В. Синички благодарны природе за всё, что она им даёт.



Тест 4

МОРСКАЯ ВЫДРА

Из всех животных, обитающих в холодных северных морях, у одно­го лишь калана (морская выдра) заведено плавать на спине. Спиной к пучине1, блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородного2 кальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.

Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, ес­ли случилась промашка.

Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду — пред­стоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присо­единяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачи­ком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на вол­нах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.

А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто мор­ской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в од­ну, другую сторону — всё равно в какую, лишь бы скорость раз­вить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул3, воз­можность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.

В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обите­ли, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яр­кого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной ла­пой — так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние — главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно по­могает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен на­ибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, це­нимое на вес золота, равносильно смертному приговору.

Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, — как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?

{По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)

Пучина — водоворот, морская бездна.



2 Дородный — рослый, крупный, полный.

3 Стимул — заинтересованность в совершении чего-нибудь.

1. Какой способ передвижения по воде отличает калана от других морских животных во время плавания? Укажи ответ.

а) на животе;

б) на спине;

в) боком.

2.Где обитают каланы? Укажи ответ.

а) в тёплых южных морях;

б) в океанах;

в) в холодных северных морях.
3. Как долго морская выдра может находиться под водой? Укажи ответ.

а) полчаса;

б) четыре-пять минут;

в) сколько захочет.

4. В какую погоду каланы любят играть? Отметь верный вариант.

а) в солнечную;

б) в штормовую;

в) в тихую.

Объясни свой выбор, опираясь на текст.__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем питаются каланы? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________

6. Почему именно обоняние — главный и надежный страж, охра­няющий жизнь калана? Запиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.
В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста пред­ложения, подтверждающие твой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.

А. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.

Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.

В. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.



В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы — забот­ливые матери.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница