Тест 1
КАМЕНЬ, РУЧЕЙ, СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ
Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денёк!
В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болобочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.
Благодать в лесу!
На опушке старый Камень-валун хвалится:
- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
- Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы.
- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, рядом со мной трава показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
- Ах ты, старый лежебока! — кричит с поляны звонкий Ручей. — Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, пускай меня благодарят!
- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка — я снег растапливаю, лёд просверливаю. Деревья и травы живой водой пою... Какая же без меня весна?!
- Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы. — Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
- Ещё бы не я! Одна только я! Как начну слёзы горючие лить, как стану булькать на весь лес — вот вам и весна... Разве иначе весна начнётся?! Разве иначе...
Не успела Сосулька договорить. «Кап» — и умолкла.
Почему?
А потому, что Солнышко за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла.
Молчат.
И сразу стало ясно, кто весну-то делает.
(По Э. Шиму)
1. О каком времени года говорится в рассказе?__________________________
Приведи доказательства из текста._______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Где происходит действие, описанное автором? Запиши ответ._____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Между кем завязался спор?__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
В 1. Расположи перечисленные пункты так, чтобы получился план к данному тексту.
А.Как Ручей делает весну.
Б. Настоящий весенний денёк.
В. Рассказ Сосульки.
Г. Как хвалится Камень-валун.
Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.
В 2. Кто на самом деле весну делает? Приведи доказательства из текста. ______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3. Соотнеси слова с их значением.
Бормочут металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.
Бубенчики болтун.
Пустомеля говорят тихо, быстро и невнятно.
С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.
Кто делает весну
|
Как это происходит
|
Камень
|
|
Ручей
|
|
Сосулька
|
|
Солнце
|
|
С 2. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.
Самое интересное
|
Почему интересное
|
|
|
Тест 2
ЧТО ТАКОЕ ПСЕВДОНИМ
Псевдоним — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее. Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.
Знаешь ли ты, как зовут Максима Горького? Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Детство и юность писателя были очень тяжёлыми. Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним — Максим Горький. Имя отца он поставил на первое место, как бы продлив таким образом его жизнь. Произведения Горького ты будешь изучать в старших классах и многое узнаешь о жизни людей прошлого столетия.
Тысячи людей выросли на книгах Гайдара. Их читают и сегодня на ста языках мира. Аркадий Гайдар широко известен своими книгами «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми. Аркадий Петрович Голиков писал свои повести и рассказы под псевдонимом Гайдар, что по-монгольски означает — дозорный, храбрый и бдительный воин.
31 марта 1882 года родился Коля Корнейчуков, впоследствии известный как Корней Чуковский — сказочник, кумир детворы. Он был литературным критиком, переводчиком. О том, как его занесло в сказки, Корней Иванович писал следующее: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у меня забота — отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман». После выхода первой книги Чуковский был завален детскими письмами, которые стали главным признанием его писательского таланта.
Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псевдоним, главное, чтобы он был необидным.
1. Что такое псевдоним? Запиши ответ._________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Кто часто придумывает для себя псевдонимы? Подчеркни ответ в тексте.
3. Верно ли, что псевдоним и прозвище одно и то же? Обоснуй свою мысль (письменно).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Запиши названия произведений Горького, Гайдара, Чуковского, которые ты знаешь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запиши, пользуясь текстом, с чьими повестями и рассказами ты познакомишься в старших классах.
____________________________________________________________________________________________
6. Чьи произведения с интересом читают дети? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
7. Кто из писателей выбрал себе псевдоним Гайдар? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
В 1. Почему Алексей Максимович Пешков выбрал себе псевдоним Горький? Объясни письменно.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 2. Соотнеси слова с их значением.
Кумир имя, которое даётся человеку по какой-нибудь характерной для него черте.
Тараторить предмет восхищения, поклонения.
Прозвище говорить быстро, не останавливаясь.
С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.
С 2. Как псевдоним Гайдар отражал основные идеи произведений писателя? Докажи письменно.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 3. Как Корней Чуковский стал писать сказки? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 4. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.
Самое интересное
|
Почему интересное
|
|
|
Тест 3
СИНИЦА — ПРИМЕР БЛАГОДАРНОСТИ
Когда тучи плотно заволакивают небо и идёт сильный дождь, когда снежная буря обрушивается на землю, звонкое пение маленькой синицы можно слышать сквозь шум и завывание ветра. Кажется, что маленькая птичка с какой-то необыкновенной лёгкостью переносит самую тяжелую непогоду, поражая своим жизнерадостным пением всех, кому довелось её слышать.
Пение синицы в зимнюю непогоду своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро. В холодное зимнее ненастье, когда другие птицы ищут тёплое укрытие, маленькие синички оглашают всю округу звонким радостным щебетом. Птицы как бы благодарят жизнь за то, что она дана им, и восхваляют её. Возможно, что это необычное качество — пение во время ненастья — служит причиной сравнительного долголетия синиц. Они переживают своих пернатых собратьев: продолжительность их жизни достигает девяти лет.
Поскольку птенцы синицы отличаются прекрасным аппетитом, родителям приходится постоянно искать для них корм. Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы как только находят пропитание — устраивают оживлённый гомон. Этим они подают сигнал другим синицам в округе принять участие в пиршестве.
Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек — благодарности. Насколько эта благодарность искренна, можно видеть по тому, как она выражается. Чем больше душевной теплоты в словах благодарности, тем ценнее она для тех, кому адресована. У синиц это проявляется в разнообразии пения. С приходом весны, когда становится теплее, они меняют свою зимнюю песню на весеннюю, их щебет становится пронзительным и заканчивается продолжительным свистом. По-разному благодарят синички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури.
Мы, люди, учась благодарности у маленьких желтогрудых птичек, должны всегда помнить о том, что её следует проявлять вовремя. Скажем же синичкам спасибо за живой пример благодарности.
(По материалам Американского института передового обучения)
1. Почему пение синицы зимой можно считать подвигом? Найди в тексте и подчеркни ответ.
2. Какова в среднем продолжительность жизни синичек?
3. Что, по мнению автора, является причиной долголетия синичек? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему синицы не делают запасов пищи на зиму? Подчеркни ответ в тексте.
5. За что синички благодарят мать-природу своим пением? Найди ответ в тексте и запиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Чему автор предлагает поучиться у синичек? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
7. Какой должна быть искренняя благодарность, обращённая к кому-либо? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 1. Восстанови план текста (запиши номера частей).
№ _____Почему синицы не делают запасов на зиму.
№ _____Пение в снежную бурю.
№ _____За что люди могут быть благодарны синичкам.
№ _____Разнообразное пение синичек.
№ _____Пение в непогоду — подвиг синички.
В 2. Соотнеси слова с их значением.
Долголетие звонкое шумное пение птиц.
Гомон плохая погода.
Ненастье большая продолжительность жизни.
С 1. Сравни зимнее и весеннее пение синичек. Заполни таблицу, используя текст.
Зимнее пение
|
|
Весеннее пение
|
|
С 2. Понравился ли тебе рассказ? Чем именно? Запиши своё мнение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 3. Подчеркни главную мысль рассказа.
А. Надо быть благодарным ко всему, что происходит в жизни.
Б. Только у синичек в природе можно научиться благодарности.
В. Синички благодарны природе за всё, что она им даёт.
Тест 4
МОРСКАЯ ВЫДРА
Из всех животных, обитающих в холодных северных морях, у одного лишь калана (морская выдра) заведено плавать на спине. Спиной к пучине1, блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородного2 кальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.
Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, если случилась промашка.
Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду — предстоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присоединяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачиком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на волнах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.
А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто морской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в одну, другую сторону — всё равно в какую, лишь бы скорость развить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул3, возможность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.
В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обители, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яркого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной лапой — так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние — главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно помогает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен наибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, ценимое на вес золота, равносильно смертному приговору.
Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, — как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?
{По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)
Пучина — водоворот, морская бездна.
2 Дородный — рослый, крупный, полный.
3 Стимул — заинтересованность в совершении чего-нибудь.
1. Какой способ передвижения по воде отличает калана от других морских животных во время плавания? Укажи ответ.
а) на животе;
б) на спине;
в) боком.
2.Где обитают каланы? Укажи ответ.
а) в тёплых южных морях;
б) в океанах;
в) в холодных северных морях.
3. Как долго морская выдра может находиться под водой? Укажи ответ.
а) полчаса;
б) четыре-пять минут;
в) сколько захочет.
4. В какую погоду каланы любят играть? Отметь верный вариант.
а) в солнечную;
б) в штормовую;
в) в тихую.
Объясни свой выбор, опираясь на текст.__________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем питаются каланы? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________
6. Почему именно обоняние — главный и надежный страж, охраняющий жизнь калана? Запиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.
В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста предложения, подтверждающие твой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.
А. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.
Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.
В. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.
В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы — заботливые матери.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|