Как строились форты на финском заливе Цель



Скачать 60.42 Kb.
Дата07.05.2016
Размер60.42 Kb.
Как строились форты

на финском заливе
Цель:

узнать как строились форты во времена Петра1, какие технологии используют сейчас для строительства искусственных островов.


Задачи:

познакомиться с историей строительства фортов на примере Кронштадта,

изучить доступные материалы о строительстве фортов в разные времена,

создать презентацию по теме,

сделать макет, помогающий понять технологию строительства форта.(вместо льда использовать пищевую пленку)
Гипотеза:

форты Кронштадта как прообраз строительства искусственных островов


Вывод:

Технологии, изобретенные Петром1 используются до сих пор для строительства небольших искусственных островов.


Примеры:

Форты Кронштадта


Форт Александр или русский форт Байярд



Остров из затопленных кораблей в Черногории





Искусственные острова в ОАЭ



Искусственные острова в наши дни явление довольно привычное. Это сложное гидротехническое сооружение часто возникает на территориях государств с небольшой площадью суши, но с обширной акваторией, как, например, Япония, Сингапур или Голландия. Не многие, наверное, знают, что, несмотря, на высокую технологичность история строительства искусственных островов насчитывает не одно столетие. Японцы еще в 1634 году построили остров Деджима для швартовки голландских судов, а в начале 18 веке уже и Россия «насыпала» ряд каменных островов в Финском заливе близ Кронштадта.


Твердыней стоит 300 лет форт Кронштадт,

врагам не доступный, гранитный фрегат.

Снискал на просторах балтийских и славу,

и флота любовь по военному праву.
Аribach



Форты

Форты Финского залива - уникальные оборонительные сооружения, построенные на искусственных островах в Финском заливе. Первые форты начали строить в период Северной войны между Россией и Швецией (1700-1721) для защиты от шведских войск со стороны Балтийского моря.

Форт (лат. fortis — крепкий, сильный) — большое [долговременное — закрытое или временное — полевое (открытое)] замкнутое укрепление, составная часть внешней линии оборонных сооружений фортеции (крепости с цитаделью — детинцем, кремлём, а также башнями-бастионами), и укреплённого района. В XVII—XVIII веках, в отличие от крепости, фортом первоначально назывались отдельные укрепления, содержащие только воинский гарнизон и защищавшие отдельные дефиле, мосты, дороги и прочее.

Всего в Финском заливе 19 фортов, среди них: «Кроншлот», «Цитадель» («Император Петр I»), «Рисбанк» («Император Павел I»), «Александр» («Чумный»), «Князь Меншиков», «Обручев», «Тотлебен», «Риф», «Шенц», «Ден», «Красная горка», «Ино».



Глубоководный фарватер на дамбе около Кронштадта, сзади форт Александр



Южные форты:1-й Южный форт, 2-й Южный форт, 3-й Южный форт (Милютин), Форт Павел , Форт Константин, Форт Александр I (Чумный), Форт Петр I, Форт Кроншлот, Батарея Меньшиков.
Береговые форты: Форт Шанец, Форт Риф ,Город Крепость.
Северные форты: 1-й Северный форт, 2-й Северный форт, 3-й Северный форт, 4-й Северный форт (Зверев), 5-й Северный форт, 6-й Северный форт, 7-й Северный форт, Форт Обручев (Красноармейский), Форт Тотлебен (Первомайский)

Остров Котлин, входивший в состав Новгородских земель, известен с давних времен - мимо проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». С 1323 года по Ореховскому мирному договору остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, служил границей между Новгородской землёй, а затем Россией — с одной стороны и Швецией — с другой. 27 февраля (9 марта) 1617 года по Столбовскому мирному договору остров отошёл к шведам. В 1703 году, когда шведские корабли ушли в свои незамерзающие порты, Пётр I начал возводить на нём крепость.

Строительство города-крепости началось осенью 1703году с закладки по указанию Петра I на отмели южнее острова Котлин форта Кроншлот («Коронный замок») с целью закрыть для неприятеля фарватер, ведущий к устью Невы. 7 (18) мая 1704 года форт и две батареи на самом острове вступили в строй и этот день принято считать датой основания Кронштадта. Уже через месяц шведская эскадра из 40 кораблей попыталась прорваться мимо Кроншлота, но безуспешно.
Так как же возводился первый форт близ острова Котлин?

Форт Кроншлот
В октябре 1704 г., обследовав фарватер вблизи острова, Петр I приказал построить на отмели небольшую крепость - (бревенчатую башню для размещения батарей) - Кроншлот. В канун 1704 года прямо на льду Финского залива начинаются работы по постройке небольшой крепости прямо на воде, в месте, указанном Петром I.
Когда вода замёрзла и образовался лёд, началось сооружение больших бревенчатых ряж(ящики из бревен, срубы). На льду сооружались мощные высокие срубы. Их частично заполняли камнем, галькой и мёрзлой землёй. Затем окалывали вокруг них лёд, и срубы плавно опускались на дно. В результате, получалась платформа, возвышавшаяся над водой. Она и служила фундаментом будущего форта. Когда залив очистился ото льда, над водной поверхностью высилась массивная многогранная башня, по периметру которой в несколько рядов располагались бойницы с пушками.

Такой способ строительства использован , практически, для всех фортов около острова Котлин в Финском заливе.



Строительство фундамента из срубов

Строительство надводной части



Кроншлот (1704)



Разрез и план крепости Кроншлот

     В конце ХVIII века стены форта ремонтировали и возводили облицовку из гранита, одновременно со строительством гаваней. А в 1803 построили пороховой погреб в гавани Кроншлота.

Так выглядит форт Кроншлот в наши дни


После смерти Петра I форты длительное время не укреплялись, поскольку на Балтийском море боевые действия не велись. С 1799 года в ожидании появления французского флота начался новый этап строительства - был построен (в 1812 г.) на ряжах форт “Рисбанк” (Павел I). В 1839 году начался новый этап строительства, сначала был заложен четырех ярусный казематный форт Александр I. В 1854-55 годах начинается развернутое строительство новой оборонительной линии, состоящей из нескольких фортов к югу и к северу от острова Котлин - Южных батарей №1,2,3 и Северных батарей №1,2,3,4,6,7. Это были дерево - земляные сооружения нескольких типов по форме и размерам. В 1862-68 годах большинство из них перестроены в каменно - земляные. Последний этап в строительстве морских фортов приходится на конец XIX - начало XX веков. В этот период были построены два крупнейших много батарейных форта первой линии обороны Тотлебен и Обручев.
Таким образом, все 17 морских фортов вошли в “ожерелье” крепости Кронштадт, которая стала непреодолимой преградой на морском пути в Санкт-Петербург.
В законченном виде Кронштадтская крепость представляла собой единый комплекс, служивший единой цели - защите столицы Российской империи. Все элементы этого комплекса были тесно взаимосвязаны, занимая каждый определенное место. Вместе с тем, каждый элемент (форт или батарея) мог существовать в известной степени, автономно, имел независимые системы инженерного обеспечения, склады топлива и продовольствия, кухни и жилье.

В наши дни практически те же методы использовались на строительстве защитной дамбы под Санкт-Петербургом. На этих защитных сооружениях было насыпано 11 каменно-земляных дамб высотой 8,5 метров над поверхностью воды Финского залива(средняя глубина залива в этих местах окол 3 метров).



Строительство дамбы




Вид на дамбу сверху и из автомобиля





Используемая литература:
Материалы экскурсии в город Кронштадт летом 2013 года

Фотографии личного архива, фото с ресурса Google Планета Земля.



Материалы и фото с сайта Петровское барокко.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница