Как научиться анализировать текст художественного и публицистического повествования



страница1/8
Дата09.11.2016
Размер1.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Как научиться анализировать текст художественного и публицистического повествования.

Ты хочешь научиться различать и анализировать тексты художественного и публицистического повествования, подготовиться к ЕГЭ? Тогда это пособие для тебя!

Анализ художественных и публицистических текстов относится к самым трудным и, пожалуй, нелюбимым формам работы учащихся как на уроке – коллективно, так и дома – самостоятельно. Мы надеемся, что настоящее пособие поможет решить эту сложную задачу и учителям, и ученикам, и родителям, заинтересованным в успехе своих детей. Выполняя задания от уровня к уровню, изучая материалы таблиц-опор, схемы-подсказки, словарь терминов, вы обязательно справитесь с решением этой трудной проблемы. А потом, поверьте, вы увлечетесь работой над анализом текстов разного стиля речи и раскроете тайну, скрытую в слове, между строк и даже в многоточии, не случайно поставленном автором.

Раздел I.

Художественное повествование.

Часть I.
Уровень I.

  1. Определение темы, главной мысли, идеи текста-повествования.

1.Чтобы определить тему текста, необходимо ответить на вопрос: о чём или о ком рассказывается в этом тексте?

2. Чтобы быстрее определить тему текста, нужно найти слова с одинаковым или похожим значением, которые чаще всего употреблены в этом тексте. Именно они составят формулировку темы анализируемого вами текста.

Задание № 1. Прочитайте текст из 2 главы («Вожатый») повести А. Пушкина «Капитанская дочка».

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»

– Это зачем?

– Время ненадёжно: ветер слегка подымается; – вишь, как он сметает порошу.

– Что ж за беда!

– А вишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

– Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

– А вон – вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье тёмное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, – невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». (Текст № 1)


Задание № 2

1.Найдите в тексте слова, сходные по значению, употребляющиеся чаще остальных, составьте из них формулировку темы текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Сравните формулировку темы текста, составленную вами, и формулировку, данную в пособии. Заучите правило и используйте его при анализе любого текста в дальнейшем.



Тема текста (произведения) – событие (ряд событий), факт (факты), составляющие основу произведения. То, о чём рассказывается, что описывается, о чём ведётся рассуждение в тексте.

Вечные темы: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, человек и судьба, человек и Бог, добро и зло, отцы и дети, одиночество, тема дома, семейная тема, тема войны, тема поэта и поэзии, тема Родины и др.

Практикум:

Определите тему текста и сформулируйте её, используя слова из самого текста.

Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсю не думал так нестерпимо скучать. Я поехал даже с радостью. «Полесье…глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, - думал я, сидя в вагоне, - совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так всё рассказывать) уж успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы


Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась ещё сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой…

Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально. Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие гнилые половицы под чьими-то тяжёлыми и бесшумными шагами. Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку и потом, внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, всё тоньше свой голос до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного рычанья. Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробегал внезапным холодом у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившей под зелёным бумажным, обгоревшим сверху абажуром.


Я прислушался. Ни один звук не выдал его браконьерской походки, ни одна веточка не треснула под ногами, обутыми в лыковые постолы.

Я неторопливо дошёл до старой корчмы – нежилой, развалившейся хаты, и стал на опушке хвойного леса, под высокой сосной с прямым голым стволом. Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их к низу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с лёгким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…. (А.И.Куприн)


3.Чтобы определить тип речи этого текста, нужно ответить на вопросы: в тексте описывается буран? В тексте рассказывается о буране? Или в тексте А. Пушкин рассуждает о том, что называется бураном?

4.Чтобы правильно озаглавить текст типа речи повествование, в его формулировку необходимо внести слово, указывающее на этот тип речи (повествование).

Слова, которые чаще других участвуют в формулировке заглавия и темы текстов типа речи повествование:

случай ( с кем-то там-то),



история ( рассказанная кем-то кому-то)

событие (путешествие, подвиг, пропажа, плавание и т. д.),

однажды...,

как (кто-то) попал в (историю, положение) и т. д.

Задание№3. Подумайте, какой из вариантов является наиболее подходящим?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чтобы правильно составить план текста повествования, важно знать, что именно глаголы активного действия и наречия поворота событий (повествования) помогают сменить «кадры» повествования, перейти от одного рассказа о событии к другому.

Задание№4. Ознакомься с определением глаголов активного и неактивного действия и найди их в тексте для анализа.

Глаголы (глагольные формы), которые обозначают действие не интенсивное, не стремительно развивающееся, а спокойное, плавное, можно определить как глаголы неактивного действия.

Например: Рогдай угрюм, молчит – ни слова… (А.С. Пушкин). Или: Но зла промчится быстрый миг… (А.С.Пушкин)

Практикум:

найди глаголы неактивного действия, подчеркни их и подумай, какое действие они обозначают: интенсивное или не интенсивное:


Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.


Повеселись, мой верный меч,

Повеселись, мой конь ретивый!


И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.


То скачет он во весь опор,

То дразнит бегуна лихого,

Кружит, подъемлет на дыбы,

Иль дерзко мчит на холмы снова.


Зачем твой дивный карандаш

Рисует мой арапский профиль?

Хоть ты векам его предашь,

Его освищет Мефистофель.


Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.


«Всё моё», - сказало злато;

«Всё моё», - сказал булат.

«Всё куплю», - сказало злато;

«Всё возьму», - сказал булат.


Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.


Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождём.

(А.С.Пушкин)

Глаголы (глагольные формы), которые обозначают интенсивное, энергичное действие, требующее определенных усилий, можно определить как гл. активного действия. Часто при помощи таких слов создается картина, полная движения, действия каких-либо предметов (героев) или ярко выраженного эмоционального состояния героя.

Например:

Мчатся тучи, вьются тучи… (А.С.Пушкин)

Практикум:

найди глаголы активного действия, подчеркни их и определи, какое действие они обозначают: интенсивное или не интенсивное?
Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.


Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.


Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят…


Где мчится Арагва в тенистых брегах.

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье…

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.Обратим внимание, что глаголы активного и неактивного действия, а также глаголы движения «дружат» со словами и наречиями поворота и последовательности события (повествования). Именно они помогают смениться «кадрам» повествования.

Задание№5.Ознакомься с определение наречий последовательности и поворота событий (повествования) и найди их в тексте для анализа.



Слова и наречия, которые обозначают какой-либо из этапов действия и повествования, можно определить как слова и наречия порядка действия и повествования (однажды, сначала, затем, потом, когда, после, давным-давно, наконец, итак, так).

Например: И вместе с тем вспомнилось ему, как в раннем детстве, ещё до корпуса, мать наказывала его тем, что привязывала его тоненькой ниткой за ногу к кровати, а сама уходила. ( А.И.Куприн)

Или: Сначала из кабинета доносился только глухой однотонный звук низкого командирского баса.

Практикум:

Найди слова и наречия последовательности действия (повествования) и выдели их :
Потом Шульгович вдруг замолчал; послышался чей-то дрожащий, умоляющий голос, и вдруг, после мгновенной паузы, Ромашов явственно, до последнего оттенка, услышал слова, произнесённые со страшным выражением высокомерия, негодования и презрения…
Опять задребезжал робкий, молящий голос, такой жалкий, что в нём, казалось, не было ничего человеческого.
В это время учитель занимается в тесной и тёмной школе.
Однажды мужики попробовали было и его оставить без дров, а он взял и прогнал наутро всех больных, пришедших на пункт.
После обеда спят около часу, фельдшер на кровати, Астреин на печке.
Так проходит три месяца, и ничто не изменяется в их жизни.

(А.И.Куприн)


Слова и наречия, которые помогают определить неожиданное изменение в повествовании (действии героя) – его поворот, можно определить как слова и наречия поворота действия и повествования.

Например: Астреин вдруг побледнел и сказал…

Практикум:

Вдруг случилось чудо, в которое так наивно верил учитель Астреин.


Неожиданно течение реки вдруг подхватило лодку и понесло её с ужасной стремительностью.
И увидел он в своих исканиях, что участь сынов человеческих и участь животных одна…( А.И Куприн)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Следует помнить, что даже если эти наречия последовательности и поворота повествования не записаны автором текста в начале каждого абзаца основной части текста, мы всё равно можем их восстановить, добавив к началу каждого нового отрывка одно из наречий последовательности – поворота (повествования).

8.Определим вместе последовательность событий, о которых идёт речь в тексте А.С. Пушкина, используя информацию о глаголах активного действия и наречиях последовательности и поворота повествования:

сначала пойдёт речь о том, что Гринёв отправился в путь,

затем о том, что ямщик увидел приближение опасности – бурана,

потом пошёл мелкий снег,

далее – снег повалил хлопьями,

вдруг ветер завыл,

и, наконец, всё исчезло...

-Это твой план текста.

Задание№5. Восстановите по таблице-схеме последовательность событий в повествовании:



Схема последовательности событий в повествовании

Порядок происходивших событий

Глаголы, ведущие повествование

1. (я) приближался (к месту назначения)

Приближался

2. Вдруг (ямщик) стал посматривать в сторону и, наконец, ...сказал: (Барин, не прикажешь ли воротиться?»)

Вдруг стал посматривать и, наконец, сказал

3. (Я) увидел... белое облачко.

(Облачко) предвещало буран.



Увидел, предвещало

4.(Я) понадеялся добраться заблаговременно... и велел ехать скорее.

Понадеялся добраться и велел ехать

5. ( Ветер) ...становился сильнее. (Облачко) обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала всё небо. Пошёл (мелкий снег) – и вдруг повалил хлопьями. (Ветер) завыл; сделалась метель. В одно мгновенье (тёмное небо) смешалось со снежным морем. (Всё) исчезло...

Становился сильнее, обратилось в белую тучу;

тяжело подымалась, росла и постепенно облегала всё небо;

пошёл снег – и вдруг повалил хлопьями; завыл;

сделалась метель;

в одно мгновенье смешалось со снежным морем; исчезло.

(Я) выглянул (из кибитки): (всё) было мрак и вихорь.

Выглянул, было мрак и вихорь

9.Следует помнить, что глаголы могут обозначать не только активное действие (бежать, повалил хлопьями и т.д.), но и расположение предмета в пространстве (находиться, располагаться, быть, раскинуться, пролегать, выситься, наклониться, свеситься). Назовём их глаголами положения.

Практикум:

Перед ней лежала огромная куча куриных куриных перьев.

Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка.

Я сидел у стола и чертил план лесной дачи, когда в комнату вошёл Ярмола.

Он опять уселся в кресло.

10.Кроме того, глаголы могут обозначать беспокойство, влюбленность, ожидание чего-либо или кого-либо, уверенность в ком или чем-либо, отчаяние, страх, радость, ненависть и т.д. Тогда мы определяем их как глаголы состояния. Например: Я вас понимаю и одобряю вас вполне. Мой бедный брат, конечно, виноват: за то он и наказан.

Или: Я попробовал успокоить расходившегося урядника.. (А. И.С.Куприн)

Или: Фенечка покраснела, но взглянула на Павла Петровича. (И.С.Тургенев)

Практикум:

Глаза его, поднятые кверху, рассеянно бродили по стенам комнаты, а пальцы громко барабанили по столу.

Она старалась казаться спокойной, но её брови сдвинулись и задрожали, а зубы прикусили нижнюю губу.

Под этим пристальным, странным взглядом меня охватил холодный ужас сверхъестественного.

Мне гораздо больше нравится. Когда ты улыбаешься, - тогда у тебя такое милое, детское лицо.

Я пошёл вперёд, очень заинтересованный опытом, чувствуя за своей спиной напряжённый взгляд Олеси.

Я едва удержался от того, чтобы не крикнуть, но, кажется, побледнел.

- Не бойтесь, живы останетесь, - усмехнулась Олеся.

(А.И.Куприн)

Преимущественное употребление глаголов активного действия, чем глаголов положения и состояния свойственно именно повествованию.
11.Необходимо отличать глаголы активного и неактивного действия, а также глаголы движения от глаголов положения: это поможет верно определить тип речи исследуемого текста и выстроить повествование самостоятельно.

Задание №6. Заполните Сравнительную таблицу морфологических признаков текста повествования и описания.



Сравнительная таблица морфологических признаков повествования и описания

Признаки повествования

Признаки описания

Глаголы активного и неактивного действия

Глаголы движения

Наречия последовательности и поворота событий (повествования)

Глаголы положения

Глаголы состояния

всё покрыто снегом

Я приближался к месту,

солнце садилось,

кибитка ехала


сначала

Простирались печальные пустыни




стал посматривать в сторону




Вдруг ямщик







Я увидел (белое облачко),

я понадеялся добраться заблаговременно






затем







ветер становился сильнее

Облачко обратилось в тучу, которая подымалась, росла



Ямщик поскакал, лошади бежали дружно

и постепенно облегала всё небо,



пошёл мелкий снег

Потом
далее










повалил хлопьями

И вдруг







Ветер завыл,

сделалась метель

Небо смешалось со снежным морем

Всё исчезло



В одно мгновенье







Всё было мрак и вихорь

Я выглянул из кибитки

наконец






  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница