Как искали самолет Леваневского



страница1/2
Дата04.05.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2
Дословно
Как искали самолет Леваневского
«Комсомолка» внимательно следила за ходом спасательной операции
Подготовил Евгений САЗОНОВ.
«Комсомольская правда» от 14 августа 1937 года
Москва – Северный Полюс – Северная Америка

Беспосадочный перелет на четырехмоторном самолете


Сообщение правительственной комиссии о перелете
Правительство удовлетворило ходатайство Героя советского Союза С. А. Леваневского, летчика Н. Г. Кастанаева, штурмана В. И. Левченко о разрешении им беспосадочного перелета по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка.

Старт был дан 12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут со Щелковского аэродрома, близ Москвы. Самолет взял курс Архангельск – Северный полюс – Аляска.

Перелет совершается на самолете «Н-209» конструкции инж. В. Ф. Болховитинова, с четырьмя моторами «АМ-34-РНБ».

Экипаж самолета: Герой Советского Союза С. А. Леваневский – командир, летчик Н. Г. Кастанаев – второй пилот, капитан В. И. Левченко – штурман, борт-механики: Г. Т. Побежимов, Н. Н. Годовиков, радист – воентехник 1-го ранга Н. Я. Галковский.

Правительственная комиссия по организации перелета: М. Рухимович, М. Каганович, А. Туполев, Я. Алкснис, О. Шмидт.

12.08.37 г.

Взлет
Щелковский аэродром просторен и тих. Где-то на горизонте августовский вечер развесил косые завесы дождя, но здесь, на аэродроме, солнце.

Неподвижно и торжественно распластал свои красные крылья красавец-моноплан. Четыре мотора в обтекаемых синих капотах настороженно подняли серебристые лезвия трехлопастных винтов. Провожающие обступают корабль и разглядывают его с нескрываемым восхищением.

Герой Советского Союза Г. Байдуков расспрашивает пилота Николая Кастанаева о его тренировочных полетах и вспоминает, как они вместе с Кастанаевым проектировали беспосадочный полет Москва-Хабаровск. Действительность приготовила для них более смелые, грандиозные дела.

Лежа в траве, Виктор Левченко ведет с Г. А. Ушаковым самую, казалось бы, обыденную беседу – о погоде. Но штурмана эта тема волнует более всего. Ветка в его руке чертит на земле воображаемую карту: круг и точку в центре. Ветка уходит в мягкую землю, изображая полюс. Опытнейший полярник Ушаков точно и подробно рассказывает о возможных препятствиях на пути – и вот уж вокруг ветки вздымаются циклоны, кривыми линиями ходят снежные бури…

Все чаще подъезжают автомобили. Тт. Рухимович, Халепский, Туполев, Бергавинов, Чекалов, Герои Советского Союза Водопьянов, Байдуков, Беляков, Шевелев прибыли проводить отважный экипаж. Приземляет свой самолет Я. И. Алкснис и, оставив руль, направляется к пилотам. Леваневский поглядывает на часы: время близится. Старт назначен на 6 часов.

Уже запущены моторы – пора! В крепких объятиях и поцелуях друзей проходят минуты прощания. Водопьянов жмет руку Кастанаева:

- Ну, кланяйтесь знакомым местам!

Пограничники вручают экипажу заграничные паспорта. Щелково на минуту становится пограничным пунктом, ближайшим от Америки…

Все готов к старту. Дорожка опустела. Уже ушел в небо, набирая высоту, стремительный истребитель Бажанова, по традиции провожающего героев. Бессменный стартер майор Малышев дает первую ракету. Вторую. Третью. В напряженном волнении застыли опытные летчики, вглядываясь в противоположный конец стартовой дорожки. Взлет перегруженной 35-тонной машины – ответственнейшее и опаснейшее дело.

18 часов 15 минут. Кастанаев, сидящий за штурвалом, дает полный газ моторам. Гигантская машина, дрогнув, осторожно начинает разбег. С каждой долей секунды все быстрее и стремительнее несется она по дорожке и, влекомая четырьмя тысячами лошадиных сил, отрывается от земли. Бурные рукоплескания долго провожают машину. 35 секунд было достаточно, чтобы поднять в воздух 35 тонн!



Радиограммы с борта самолета «Н-209»
12 августа, 18 часов 25 минут. Слушайте меня на волне 55 метров. Как вы меня слышите? Галковский.

18 часов 45 минут. Вас слышу на волне 32,8 метра. Слышу хорошо. Прошли траверз Загорска. Все в порядке. Левченко, Галковский.

18 часов 40 минут. Пересекли Волгу-матушку. Путевая скорость 205 км в час. Высота полета 820 метров. Слышу хорошо Москву на волне 32,8 метра. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее. Левченко, Галковский.

20 часов 55 минут. В 20 ч. 37 м. прошли траверз озера Воже. Архангельск, передавайте на волне 512 метров. Москву слышу хорошо. Галковский, Левченко.

21 час 27 минут. Вас слышу хорошо. Галковский.

21 час 29 минут. Диксон принял. Слышу хорошо. Галковский.

21 час 55 минут. Ждите. Все в порядке. Галковский.

22 часа 03 минуты. В 21 ч. 50 м. – широта 63 градуса, долгота 42 градуса 2 минуты.

23 часа 53 минуты. В 23 ч. 39 м. прошли остров Моржовец. Высота полета – 2600 метров. Три часа идем ночью. Леваневский и Кастанаев ведут самолет по приборам. В самолете горят все кабинные огни. Все в порядке. Галковский, Левченко.
13 августа, 0 часов 35 минут. Все в порядке. Материальная часть работает хорошо. Самочувствие хорошее. Перехожу на волну 26,54 метра. Галковский.

0 часов 55 минут. Слушайте меня на волне 26,54 метра. Как меня слышите? В 0 часов 39 минут вышли в Баренцово море. Широта 68 градусов 31 минута, долгота 44 градуса 10 минут. Позади осталась ночь. Ожидаем солнце. Высота полета – 2500 метров. Все в порядке. Самочувствие хорошее. Галковский, Левченко.

1 час 53 минуты. Все в порядке. Ждите.

2 часа 20 минут. Широта 70 градусов 20 минут, долгота 45 градусов 15 минут. Высота полета – 2500 метров. Взошло солнце, внизу сплошная облачность.

2 часа 54 минуты. В 2 ч. 25 м. находился широте 72 градуса 15 минут, долготе 45 градусов 47 минут. Высота полета 2300 метров. Идем над сплошными облаками. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее. Левченко, Галковский.

3 часа 16 минут. Метео принял, ждите сорок минут. Все в порядке.

3 часа 42 минуты. Все в порядке. Ждите.

3 часа 50 минут. Слышим оба маяка хорошо. Однако к Рудольфу прямо по маяку идти нельзя. Высокая облачность к востоку от 50 меридиана. Идем к Земле Александры. Все в порядке. Самочувствие хорошее. Левченко, Галковский.

4 часа 58 минут – 4 ч. 28 м. широта 76 градусов 52 минуты, долгота 44 градуса 50 минут. Все в порядке. Левченко, Галковский.

5 часов 43 минуты. Высота 6000 метров. Температура воздуха 27. Как слышите? Все в порядке. Самочувствие хорошее. Левченко, Галковский.

8 часов 30 минут. Рудольф, я РЛ. Дайте зону радиомаяка на север.

9 часов 15 минут. Идем по маяку. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее. Галковский.

11 часов 50 минут. По пути к полюсу в зоне маяка. Высота полета 5400. Материальная часть работает отлично. Температура воздуха – 28 градусов. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее. Как меня слышите? Галковский.

12 часов 32 минуты. Широта 87,55. Долгота 58. Идем за облаками, пересекаем фронты. Высота полета 6000, имеем встречные ветры. Все в порядке. Материальная часть работает отлично. Самочувствие хорошее. Левченко, Галковский.

13 часов 40 минут. Пролетаем полюс. Достался он нам трудно. Начиная с середины Баренцова моря все время мощная облачность. Высота 6000 метров, температура – 35 градусов. Стекла кабины покрыты изморозью. Сильный встречный ветер. Сообщите погоду по ту сторону полюса. Все в порядке.

Леваневский, Кастанаев, Левченко, Галковский, Годовиков, Побежимов.

Над циклонами и туманами
В. И. Левченко, штурман самолета «Н-209»
Мы стартуем, казалось бы, в необычный час – вечером. Мрак не успеет настигнуть нас: когда над Москвой ляжет ночь, мы будем уже вне пределов ее досягаемости, далеко за Полярным кругом, где сейчас в это время года солнце светит круглые сутки. Из полярного круга мы выйдем в другом полушарии, в Аляске, причем, выйдем мы из него утром, а в Фербенкс прибудем в середине дня, не теряя солнца из виду ни на минуту.

Лично мне, как штурману экипажа, такое положение очень поможет, так как наряду с другими средствами ориентировки мне придется определять курс по солнцу. В условиях центральной Арктики обычный, бесхитростный компас начинает бессовестно врать, а у полюса он попросту бастует. Кстати, путешественники свято верили в компас много веков подряд (компас применяли еще китайские мореплаватели за 400 лет до нашей эры), но Христофор Колумб первым, к своему удивлению, обнаружил, что магнитная стрелка отклоняется от меридиана, иначе говоря, указывает не на полюс, а несколько в сторону. По мере приближения к полюсу это отклонение все возрастает. Ученые впоследствии нашли разгадку обнаруженного Колумбом факта. Оказалось, что магнитный полюс не совпадает с географическим, как думали раньше, а располагается значительно южнее, на Баффиновой Земле (Канада), возле Гудзонова залива, на координатах 71 градус северной широты и 96 градус западной долготы. Поэтому-то магнитный компас – слишком ненадежный спутник и путешествии через полюс, и во избежание его предательства мы будем пользоваться также и другими средствами ориентировки.

Прежде всего, как я уже писал, это солнце и СУК – солнечный указатель курса. Им пользовался еще Бэрд при своем полете к полюсу в 1926 году. Пользование СУК основано на том, что в определенных широтах в определенный момент солнце находится всегда в определенном месте. Зная расположение солнца и время, легко определить координаты.

Этот прибор установлен на самом верху нашего самолета, в центре под куполом.

Кроме солнечного указателя курса, в моем распоряжении – гирокомпасы, гирополукомпасы, а также радиопеленгатор, о котором я скажу подробнее ниже. Так, взаимно дополняя и корректируя показания всех своих приборов, мы будем выдерживать намеченный курс.

Трасса самолета «СССР Н-209» лежит над облаками. В отличие от Чкалова и Громова, которые обходили или пробивали циклоны, мы будем брать циклоны, как барьер. Мы пройдем над ними.

Солнце не скроется от нас за облаками – мы будем выше облаков. Это обстоятельство, между прочим, избавит нас от хлопот по утеплению кабин. Солнце будет не только указывать нам путь, оно будет обогревать нас во все время пути. Фюзеляж «СССР Н-209» неслучайно окрашен в темно-синюю краску – темные цвета поглощают тепловые лучи. Свойство этого «согревающего цвета» мы проверяли неоднократно во время тренировочных полетов. Однажды на высоте 4000 метров при ярком солнце мы обнаружили с Леваневским, что наружная температура составляет минус 21 градусов, а внутри самолета было плюс 10.

Я особенно подробно описывают все это потому, что знаю, что молодежь всегда интересуется тем, как все это делается. Не представляя себе средств и условий высотного арктического полета, очень трудно понять, как штурман будет прокладывать трассу над землей, которой почти не вино, ориентируясь в основном только по приборам.

Все протяжение трассы Москва – остров Рудольфа – Северный полюс – Фербенкс составляет 6663 километра, а отрезок Москва-Архангельск – первый этап нашего пути – 985 км. На этом этапе наша машина, перегруженная горючим, будет идти низко и, может быть, в случае ясной погоды, мы увидим лесистые, болотистые места, над которыми так недавно пролетали наши отважные предшественники.

Если же внизу все затянут облака и пользование земными ориентирами будет затруднено, штурман «Н-209» весь обратится в слух. Радиостанция Архангельска будет гостеприимно расстилать перед нами безукоризненно прямую звуковую дорожку. Мы пойдем по ней, чутко прислушиваясь, не ослабевают ли радиосигналы. Это означало бы, что мы сползли с дорожки и идем «обочиной», забирая в сторону. Вскоре далеко под крыльями блеснет свинцовое Баренцево море.

Еще в 16 и 17 веках эти места казались человеку карем света, пределом его дерзаний. (А сейчас выяснено, что и конца-то света нет, потому что земля – шар). Здесь рыскали жадные иностранные путешественники в поисках водного пути в Китай и Индию, мечтая основательно порастрясти их богатства. Прорываясь в Азию, голландец Баренц мимоходом открыл Шпицберген и дал свое имя морю, над которым мы будем пролетать и воды которого бороздят сейчас караваны советских тральщиков.

От Архангельска до острова Рудольфа нам придется лететь 960 км над ровной морской гладью. На пути нам могут встретиться туманы – испарения Гольфстрима. Мы постараемся перешагнуть через них.

Обратите внимание на линию нашего пути. Подле острова Рудольфа она делает небольшой изгиб. Казалось, было бы проще двигаться по меридиану от Москвы к полюсу. Но тогда остров Рудольфа остался бы вправо и радиопеленгование было бы затруднено. Мы делаем незначительный крюк, удлиняя свой путь всего на 67 км, но зато мы идем прямо на радиомаяк острова Рудольфа. Тем самым мы страхуем себя от возможности «заблудиться» над Баренцевом морем и потерять время и горючее зря.

Так, в поисках самого короткого, т.е. самого надежного, пути на полюс мы перекочуем с 38-го меридиана, на котором стоит Москва, на 58-й, где стоит остров Рудольфа, и оттуда прямиком пойдем на север.

Люди охаживали полюс со всех сторон. Первые попытки проникнуть к сердцу Арктики делались еще в 50-х и 70-х годах 19 столетия с американской стороны. Ценой жестоких усилий американцам удалось продвинуться на 83 градуса 20 минут. Нансен в 1896 году со стороны Сибири шагнул до 86 градуса 39 минут. В 1897 году Андрэ вылетел со Шпицбергена на воздушном шаре «Орел» и потерпел аварию. Многие экспедиции двигались от Земли Франца-Иосифа, но не дошли до цели. Наконец, Роберт Пири атаковал полюс с гренландского плацдарма. Он готовился к этой атаке несколько десятков лет. Попытка в 1909 году была, по собственному его признанию, его последней ставкой, и он выиграл ее. Затем Роальд Амундсен с невиданным упорством повторил попытки достигнуть полюса в 1914, 1918, 1919, 1922, 1924, 1926 гг.

В 1926 году, когда старый полярный ветеран готовился на дирижабле «Норвегия» к прыжку на полюс со Шпицбергена, молодой летчик Бэрд опередил его всего на 3 дня. Бэрд спешил во что бы то ни стало первым прилететь на полюс и поставил на карту свою жизнь и жизнь своего спутника. С неисправным маслопроводом, каждую минуту ожидая аварии, он чудом совершил свой полет.

Дирижабли пролетали над полюсом дважды. «Норвегия» Амундсена долетела в 1926 году до Аляски. Не дотянув до Нома, она снизилась в деревне Теллер. «Италия» Нобиле в 1928 году, возвращаясь с полюса на Шпицберген, потерпела катастрофу в результате обледенения, и вскоре весь мир аплодировал советским летчикам, пришедшим на помощь путешественникам. С того времени инициатива в деле исследования Арктики перешла в советские руки.

Нашим людям удалось сделать то, о чем никто из иностранцев не мог и мечтать: высадить десант и заселить полюс. По выражению тов. Шмидта, большевики пришли на полюс, как хозяева: не только открыли его, но и обжили.

Станция «Северный полюс» своими сообщениями о погоде оказала очень большую услугу Белякову и Данилину. Я уверен, что она окажет такую же помощь штурману «СССР Н-209». Однако, помимо того, что сообщения папанинцев для нас очень важны, нам будет просто приятно услышать по радио голоса наших героических земляков, забравшихся на самую макушку земного шара.

У Северного полюса наш самолет сделает поворот вправо на 26 градусов и ляжет на курс по меридиану 148 на город Фербенкс.

От Северного полюса до берегов Аляски – 2187 км. и это не только наиболее длинная, но и наиболее трудная часть пути. Нам предстоит пройти над местами, которые изображаются на картах в виде белого пятна. Это – знаменитый полюс недоступности (название явно устаревшее), четвертый из всех «наличных» полюсов в Арктике и самый интересный из них. (Говоря о четырех полюсах, я имею в виду географический северный полюс – пункт, не имеющий ни долготы, ни широты, магнитный в Северной Канаде, полюс холода в Верхоянске, в Сибири и, наконец, полюс недоступности).

Здесь мы будем лететь уже на значительной высоте, - груз горючего станет меньше, но я все же надеюсь в прогалах между облаками увидеть мрачную и величественную картину, которую, по свидетельству очевидцев, бессильно представить себе самое сильное воображение.

«…это место заслуживает своего названия, - писал о полюсе недоступности Элсворт – спутник Амундсена на «Норвегии». – Когда мы смотрели вниз из кабины дирижабля, нам казалось, что мы находились над дикой областью, покрытой снегом, где какие-то великаны боролись со льдами. И мы были уверены, что даже наиболее склонные к приключениям на борту корабля были счастливы, что они летят над полюсом недоступности, а не принуждены форсировать путь, борясь с ледяными баррикадами».

Амундсен держал курс на мыс Барроу, который остается у нас вправо. Чкалов же и Громов пролетели значительно левее нашей трассы. Таким образом, мы пройдем над местами земного шара, на которые не только не ступала человеческая нога, но и не падал человеческий взгляд.

В этом загадочном уголке Арктики можно наткнуться на самую неожиданную сенсацию. Каждый из путешественников, пролетавших здесь, лелеял мечту увидеть новые земли. Спутникам Амундсена, изнемогавшим после многочасовой вахты, вдруг почудилось, что они видят целый архипелаг островов. Но этот архипелаг растаял в воздухе, как дым, как только они подлетели ближе. Трудно судить, что это было – галлюцинация в результате неимоверного напряжения или нередкий в условиях ледяной пустыни мираж.

По мнению многих ученых, предположения о землях в этом районе Арктики не лишены основания. Об этом, в частности, говорят северные течения. Странные извивы течений, пересекающих полюс недоступности, свидетельствует, казалось, о том, что на пути своем они натыкаются на какую-то преграду (или преграды) и вынуждены, обходя ее (или их), менять свое прямолинейное направление. Очень возможно, однако, что этой преградой является не группа островов, а мелководье или подводная гряда.

Мы рассчитываем пройти над полюсом недоступности часов за 10, может быть, даже скорее. То же расстояние дирижабль Амундсена «Норвегия» прошел в течение 28,5 часов, а путь от мыса Барроу до Теллера (всего 700 км) – за 24,5 часа. Это – черепашья медлительность, изматывающая нервы, на которую вряд ли согласился бы занятый человек, спешащий из Москвы в Америку. Наш самолет все расстояние от Москвы до Фербенкса должен покрыть за 30-35 часов, т.е. за то время, которое понадобилось «Норвегии» только для того, чтобы добраться от берегов Аляски к одному из ее населенных пунктов.

Арктическое побережье Аляски еще недостаточно хорошо обследовано, хотя в 1926 году здесь летал ставший впоследствии знаменитым Уилкинс. Большинство полетов он совершил между мысом Барроу и Фербенксом, а в 1928 году обогнул полюс со стороны, противоположной нашей трассе, и перелетел с Аляски на Шпицберген.

От берегов Аляски до города Фербенкса – 612 км. Под крыльями нашего самолета будет расстилаться холмистое плато, рассеченное бассейном реки Юкон. Это название, несомненно, много говорит уму и сердцу тех наших юношей, которые увлекались и увлекаются произведениями Джека Лондона. Признаюсь, я сам принадлежу к числу любителей Джека Лондона и с большим удовольствием взгляну на места, куда так мечтал поехать в детстве.

По пути нам придется пройти над горным хребтом Эндикот, перевалив через который мы спустимся в долину Юкона.

Тундры Аляски являются продолжением Великих равнин Соединенных Штатов. Хотя со своим запасом горючего мы могли бы лететь до Портланда, но здесь штурману надо быть особенно точным и быстро найти дорогу к Фербенксу. Надо помнить, что ветер обычно сносит самолет, и при выходе из облаков мне необходимо будет определить, куда снес нас ветер – влево или вправо от курса. А по земным ориентирам определяться трудно. Однообразная белая равнина будет лежать внизу. Будем пеленгировать мыс Барроу, Ном, Фербенкс, Аклавик, Анкаредж, Даусон.

Возможно, радиосвязь будет не совсем точной. В этом районе так же, как и в районе полюса недоступности, часто пропадает слышимость. Известно, что дирижабль «Норвегия», пролетая над Аляской, в течение нескольких часов не имел связи. Беляков, с которым я разговаривал по этому поводу, сообщил мне, что над Аляской у него также часто пропадала слышимость. Возможно, что и наш самолет на своем пути пройдет через одну или несколько подобных «зон молчания».

Аляска представляет собой чрезвычайно интересную страну. Здесь морозы достигают 60 градусов, но летом бывает очень жарко. Есть районы вечной мерзлоты и ледники на уровне моря, и наряду с этим под 61 градусов северной широты живут птицы колибри.

Аляска занимает одну пятую всей площади Соединенных Штатов Америки. Здесь есть действующие вулканы, например, вулкан Врангеля высотой 4900 метров. Самая высшая точка Северной Америки – это вершина Аляскинского хребта – Мак Кинли, достигающая 6188 метров.

Богатства Аляски неисчерпаемы. (Это, между прочим, само по себе дает основание предполагать, что недра нашего Чукотского полуострова, сходного в своем геологическом строении с Аляской, не менее богаты), Здесь, кроме золота, добывают медь, каменный уголь, серебряные и свинцовые руды, нефть, гипс, мрамор.

Аляску впервые колонизовали русские. По словам Чирикова и Беринга, открывших Аляску, двинулись русские звероловы. В 1784 году было основано постоянное селение на острове Кадьяк, в 1799 году возникла «Русско-американская компания». В течение ряда лет она успешно конкурировала с американской «Компанией Гудзонова залива».

Царское правительство не сумело по достоинству оценить богатства Аляски и в 1867 году продало ее, по существу, за бесценок (за 7 200 000 долларов) Соединенным Штатам. Американцы окупили эти расходы в несколько месяцев, когда в конце 19 столетия в Аляске были открыты золотые россыпи. В одном 1923 году было добыто золота на сумму почти равную той, которая была уплачена в свое время России.

В Аляске осталось с давних времен много русских. В частности, мы уверены в радушной встрече, которую нам готовят в Фербенксе рабочие-золотоискатели, русские по происхождению, - они на редкость гостеприимно встречали Леваневского во время его приездов в Фербенкс.

Что остается еще сказать о трассе? По существу, если присмотреться к карте, - это морской полет, выполняемый на сухопутном самолете: 5066 км проходят над водой, 1597 км – над сушей. Мне это, конечно, только приятно, потому что я по призванию моряк и начинал свою службу в морской авиации.

Трудно судить, как скоро по нашему пути из СССР в Америку полетят пассажиры. Наш полет, осуществляемый на большой высоте на многомоторном самолете с большой скоростью, конечно, является наиболее приближенным к нормальному пассажирскому рейсу. А сроки в наших советских условиях всегда меняются в сторону сокращения. Вспомним, что тов. Шмидт впервые прошел северо-восточный путь в одну навигацию на ледокольном судне в 1932 году, а через три года этим путем уже ходили обыкновенные грузовые караваны.

Ход перелета
Вчера в течение первой половины дня в штабе перелета систематически получались сведения о ходе перелета Героя советского Союза тов. С. А. Леваневского. Перелет протекал успешно. В 13 часов 40 минут по московскому времени самолет «СССР Н-209» прошел над Северным полюсом и лег курсом на Аляску. Передачу с самолета принимали береговые радиостанции Народного комиссариата связи СССР и Главного управления Северного морского пути. В 14 часов 32 минуты с самолета была передана радиограмма, в которой сообщалось, что крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода; высота полета 4600 метров при сплошной облачности.

К этому времени самолет, выработав несколько тонн горючего, был настолько облегчен, что мог продолжать полет без снижения на трех моторах.

После этого регулярная связь с самолетом нарушилась. В 15 часов 58 минут по московскому времени якутская радиостанция приняла следующее сообщение с самолета: «Все в порядке. Слышимость Р-1» (что значит – плохая). Затем в 17 часов 53 минуты радиостанция мыса Шмидта приняла с самолета следующую радиограмму: «Как меня слышите? РЛ (позывные самолета Леваневского). Ждите».

По просьбе Народного комиссариата связи СССР, все военные, коммерческие и любительские радиостанции Северной Америки ведут непрерывное наблюдение за эфиром, слушая позывные и передачи советского самолета. Одновременно непрерывное наблюдение ведут северные и дальневосточные советские радиостанции. Между Москвой и Вашингтоном, а также между Москвой - Сан-Франциско и Фербенксом поддерживается регулярная связь по радиотелефону и телеграфу. Народный комиссар связи СССР тов. И. А. Халепский каждые полчаса разговаривает по радиотелефону с советником полпредства СССР в США тов. Уманским.

Однако до 2 часов 14 августа связи с самолетом «СССР Н-209» возобновить не удалось.
«Комсомольская правда» от 15 августа 1937 года
От правительственной комиссии по организации перелетов Москва - Северная Америка.
Как вчера сообщалось, перелет Героя Советского Союза т. С. А. Леваневского на самолете «СССР Н-209» протекал в очень трудных атмосферных условиях. Самолету из-за высокой сплошной облачности приходилось лететь на большой высоте до 6000 метров. В 14 часов 32 минуты выбыл из строя один из моторов, и самолету пришлось снизиться до 4600 метров. С тех пор полных радиограмм с самолета не принято. Из принятых отрывков телеграмм явствует, что самолет еще некоторое время продолжал путь. Можно думать, что, вынужденный лететь в облаках, самолет мог подвергнуться обледенению, что привело к вынужденной посадке на лед. Условия льда в районе полюса и за ним являются сравнительно благоприятными для такой посадки. Все полярные радиостанции продолжают непрерывно слушать на волне самолета. Несколько раз радиостанция слышала работу на волне самолета т. Леваневского, но из-за слышимости ничего достоверного принять не удалось.

Экипаж самолета «Н-209» обеспечен продовольствием на полтора месяца, а также палатками, спальными мешками, теплой одеждой и оружием.

Обсудив положение, Правительственная комиссия приняла ряд мер для немедленного оказания помощи. Помощь организуется в двух направлениях: в Восточном и в Западном секторе Арктики.

По Восточному сектору, со стороны Чукотского полуострова, приняты следующие меры:



  1. Ледоколу «Красин», находящемуся у берегов Чукотского моря, дано приказание немедленно направиться к мысу Шмидта, где находится авиабаза Главсевморпути, взять на бот 3 самолета с экипажами и горючим, направиться в район мыса Барроу на Аляске и оттуда на север, насколько позволят льды, где и служить базой.

  2. Пароходу «Микоян», находящемуся в Беринговом море, приказано с полным грузом угля направить к «Красину».

  3. Двухмоторный гидросамолет «СССР Н-2» летчика Задкова, находящийся в бухте Ногаево, получил приказание немедленно направиться в Уэллен и оттуда к месту «Красина».

По западному сектору, опираясь на авиабазу острова Рудольфа и станцию «Северный полюс» тов. Папанина, даны следующие указания:

  1. Подготовить к вылету три самолета «АНТ-6», вернувшиеся с полюса в Москву. Эти самолеты под командованием Героев Советского Союза тт. Водопьянова, Молокова и Алексеева направляются на остров Рудольфа, а оттуда в район Северного полюса.

  2. Полярная станция Папанина, находящаяся в настоящее время на нулевом меридиане и широте 87 градусов 20 минут, будет превращена в авиабазу – исходную точку для поисков – путем переброски горючего с острова Рудольфа на самолетах «АНТ-6». На запрос комиссии тов. Папанин ответил, что его поле сохранилось полностью и посадка самолетов возможна.

  3. Двухмоторным самолетам «СССР Н-206» Героя Советского Союза т. Головина и «СССР Н-207» летчика Грацианского дано предписание вылететь на остров Диксон и быть там в резерве для вылета на север в Западный или Восточный сектор Арктики, смотря по необходимости.

Вся сеть радио- и метеостанций продолжает работу.
«Комсомольская правда» от 16 августа 1937 года
Правительственная комиссия по организации перелетов Москва – Северная Америка сообщает, что в течение 15 августа, несмотря на тщательные наблюдения, не удалось установить связи с радиостанцией самолета «Н-209». Отдельные станции СССР и Аляски временами неясно слышали работу на волне самолета, но нет уверенности, что работала именно его рация. Работы по оказанию помощи, о которых вчера сообщалось, продолжаются. Ледокол «Красин» прибыл на мыс Шмидта, где устраивает помост для погрузки самолетов. Вернувшиеся с полюса в Москву самолеты «Н-170», «Н-171» и «Н-172» перелетели на авиазавод, где немедленно начата проверка самолетов и подготовка их к вылету. Рабочие завода взялись за эту работу с исключительным энтузиазмом, но все же подготовка четырехмоторных самолетов потребует нескольких дней.

Летчик Головин летит на Диксон.


14 августа в Казань прилетел Герой Советского Союза тов. Головин. Еще не зная о решении правительства по оказанию помощи самолету тов. Леваневского, тов. Головин послал правительственной комиссии следующую телеграмму: «Экипаж самолета «Н-206» считает товарищеским долгом предложить свои услуги для участия в поисковых операциях на нашем самолете, в пределах наших возможностей.

Поздно вечером тов. Головин получил из Москвы распоряжение изменить маршрут. Из Свердловска самолет «Н-206» пойдет в Тюмень. Оттуда возьмет курс на север и через Обдорск полетит на остров Диксон. Там тов. Головин будет ожидать дальнейших указаний правительственной комиссии.

Штурман-радист самолета «Н-206» тов. Иванов сегодня возвращается в Москву для участия в работах по оказанию помощи на самолете «АНТ-6» Героя Советского Союза тов. Водопьянова. На самолете «Н-206» штурманом-радистом полетит тов. Рубинштейн.

Розыски самолета «Н-209».


По сообщению агентства Юнайтед пресс, три самолета совершили полет из Фербенкса на поиски советских летчиков на самой Аляске. Один самолет «Локхид Электра» был зафрахтован тов. Беляковым. Самолет пилотировал Джо Кроссон. На борту самолета находился также специальный корреспондент «Правды» тов. Хват. Этот самолет совершил полет на север до острова Флэксмэн и, не обнаружив самолета «Н-209», вернулся в Фербенкс.

Второй самолет «Фэйрчайлд» (пилот Роббинс и второй пилот Армистед, принимавший участие в спасении челюскинцев) производил розыски к северо-западу. Самолет покрыл расстояние в 400 километров, после чего вернулся в Фербенкс.

Третий самолет «Фэйрчайлд» (пилот Мэррей Стюарт) совершил полет на северо-восток и после безуспешных поисков вернулся в Фербенкс. На борту самолета находился также тов. Смирнов.

В розысках экипажа «Н-209» изъявил желание принять участие также известный летчик Маттерн.

Коротковолновики Союза ищут станцию Леваневского.
Вчера штаб соревнования по связи с Северным полюсом предложил всем коротковолновикам немедленно переключиться на прием радиостанции Леваневского.

Во всех концах Советского Союза коротковолновики ищут в эфире сигнал «РЛ» - позывные станции самолета; они настраивают свои приемники на волны 19,5 метра первые десять минут каждого часа, на 26,54 м. от 20-30 мин. и на волну 55 метров от 40 до 50 минут каждого часа.

Эти данные штаб сообщил всем советским коротковолновикам через свою центральную радиостанцию.

Радиостанция Леваневского, работающая в таком широком диапазоне волн, может быть принята на очень большом расстоянии. Неизвестно, где она будет принята раньше, - в Арктике или в центральных и южных районах Советского Союза.

Коротковолновики Сибири, Украины, Мурманска и Батуми внимательно вслушиваются в эфир, потому что принять радиостанцию Леваневского может каждый из них вне зависимости от расстояния, отделяющего их от самолета.

Французская печать о самолете «Н-209».


Французская печать уделяет большое внимание положению экипажа самолета «Н-209». Газеты подробно сообщают о мерах, принятых советским правительством для розыска экипажа.

Французские газеты, отмечая, что американский летчик Маттерн примет участие в розысках самолета тов. Леваневского, указывают, что в 1933 году после аварии в Арктике Маттерн был выручен из тяжелого положения тов. Леваневским.


«Комсомольская правда» от 14 августа 1937 года


От правительственной комиссии по организации перелетов Москва – Северная Америка
В течение 16 августа все полярные радиостанции и многочисленные другие продолжали непрерывно слушать на волнах самолета тов. Леваневского.

И в этот день ничего достоверного не принято, но было несколько новых случаев, когда неясно слышалась работа станции на этих волнах. Не исключена возможность, что рация самолета работает, но повреждена и поэтому плохо слышна.

Наблюдения продолжаются.

Ледокол «Красин» у мыса Шмидта погрузил горючее и грузит три одномоторных легких самолета. К утру 17 августа погрузка заканчивается. «Красин» выходит к берегам Аляски, а оттуда на Север.

Полярный летчик Задков на двухмоторном гидросамолете «Н-2» прилетел 16 августа из Охотска через Пенжину в Марково на реке Анадырь, откуда 17 августа полетит в Уэллен.

На трех самолетах «АНТ-6» в Москве устанавливаются дополнительные баки для горючего, повышающие дальность полета до 3500 км.

Розыски самолета «Н-209».
В Фербенкс прилетел известный американский летчик Маттерн, чтобы принять участие в розысках самолета «Н-209». Маттерн намерен совершить беспосадочный полет на Северный полюс и обратно вдоль 148-го меридиана. Для того, чтобы увеличить дальность полета в Арктике, пополнение горючим будет произведено в воздухе. Маттерн летит на самолете «Локхид Электра», хорошо оборудованном для арктических полетов. С Матерном летит навигатор Джонс.

По сообщению агентства Юнайтед Пресс из Фербенкса, погода для поисков самолета благоприятная.

Как передает агентство Юнайтед Пресс, т. Вартаньян вылетел из Сиэтла в Фербенкс для содействия розыскам самолета «Н-209».

«Манчестер гардиан», касаясь в своей передовой статье отсутствия сообщений о местонахождении самолета «Н-209», пишет, что нет оснований не верить в то, что летчики будут спасены. Все эти перелеты, пишет газета, были организованы с большим размахом, и летчики обеспечены всем необходимым на случай аварии. Они имеют запас продовольствия на 45 дней. Для их спасения будут мобилизованы все средства страны, которая является первой страной в мире по спасательным работам авиации в Арктике. Все, кто помнит то мастерство, с каким челюскинцы с дрейфующей льдины были спасены советскими летчиками (в числе их находился и сам Леваневский), могут составить себе представление о той помощи, которая будет оказана экипажу «Н-209».

«Комсомольская правда» от 17 августа 1937 года
От правительственной комиссии по организации перелетов Москва – Северная Америка
В течение 17 августа вновь очень неясно слышалась работа радиостанции, которая может принадлежать самолету «Н-209». Разобрать ничего не удалось. Наблюдения будут продолжаться.

Самолет «Н-209» тов. Задкова быстро продвигается на север. Утром 17 августа он из Маркова через Анадырь прилетел в бухту Провидения. Дальнейший полет в Уэллен пришлось отложить из-за густого тумана, не позволяющего садиться в гористой местности Чукотского полуострова.

В Красноярске закончена подготовка к полярному полету двухмоторного самолета «Н-207» тов. Грацианского, который направляется на остров Диксон, чтобы вместе с самолетом «Н-206» т. Головина, заканчивающего в Казани установку добавочной радиостанции, также принять участие в поисках.
Летчик Задков на пути в Уэллен.
Ногаевская радиостанция поддерживает непрерывную связь с самолетом летчика Задкова, который вылетел 16 августа, в 7 час. 30 мин. утра по местному времени, из бухты Ногаево в Уэллен на поиски Леваневского.

Через 3 час. 10 мин. после вылета из Ногаева Задков совершил первую посадку в Пенжине. Здесь Задков взял горючее и через 45 минут вылетел в Марково.

В 19 час. 12 мин. командир самолета «СССР Н-2» передал по радио: «Сядем в Крепости (Чукотка). Завтра утром вылетим в Анадырь. Отсюда, заправившись горючим, срочно двинемся в Уэллен, где рассчитывает быть в этот же день».

В 19 час. 45 мин. 16 августа самолет «СССР Н-2» снизился в Крепости. Перелет Ногаево-Крепость, протяжением свыше 1400 километров, совершен Задковым за 11 часов 15 минут.

«Комсомольская правда» от 20 августа 1937 года
От правительственной комиссии по организации перелетов Москва – Северная Америка.
В течение 18 августа радиостанцию самолета «Н-209» не удалось обнаружить с достаточной достоверностью.

Продолжается продвижение на Север самолетов, предназначенных для поисковых работ. Самолет «Н-2» т. Задкова прилетел из бухты Провидения в Уэлен. Самолет «Н-207» т. Грацианского вылетел из Красноярска в Дудинку, самолет «Н-206» т. Головина – из Казани в Свердловск.

Ледокол «Красин» в ночь на 18 августа снялся с якоря у мыса Шмидта и взял курс на мыс Барроу на Аляске. На борту «Красина» - два самолета «П-5» (того же типа, на каких тт. Молоков и Каманин спасали челюскинцев) и два вспомогательных «У-2». Летным отрядом (в составе 14 человек) командует летчике т. Каминский. «Красин» погрузил также 78 тонн авиационного горючего и масла, лыжи к самолетам, запасные винты, запасные части, теплую одежду и нарты с собачьей упряжкой.
19 августа радиосигналов с самолета «Н-209» не принято.

Ледокол «Красин» продвигается к северу от Аляски. 19 августа в полдень по московскому времени он находился на западной долготе 160 градусов и широте 71 градус, идет в густом тумане среди льда, доходящего до 8 баллов.

Летчик Задков задерживается в Уэллене из-за тумана как в Уэллене, так и на мысе Барроу (Аляска), его ближайшей цели. Летчик Грацианский прилетел в Дудинку, летчик Головин – в Тюмень.

По поручению советского правительства Главсевморпуть через Амторг приобрел в Америке большой гидроплан фирмы «Консолидейтед», который примет участие в работах по розыску под управлением известного американского полярного исследователя Вилкинса.

«Комсомольская правда» от 21 августа 1937 года
От правительственной комиссии по организации перелетов Москва – Северная Америка.
Летчик Задков на гидроплане «СССР Н-2» двадцатого августа прилетел на мыс Барроу, на Аляске, откуда начнет розыски самолета «Н-209».

Ледокол «Красин» находится в 10 минутах от мыса Барроу, стоит в десятибалльном льду, выжидая прекращения тумана для дальнейшего движения.

Приобретенный в Америке гидроплан «СССР Л-2» под командованием Вилкинса перелетел из Нью-Йорка в Порт-Артур (в Канаде, у озера Верхнего).

Закончена заводская подготовка трех самолетов «АНТ-6» в Москве. На 21 августа назначаются пробные полеты перед вылетом экспедиции в Арктику.

В составе экспедиции – Герои Советского Союза тт. Шевелев (начальник экспедиции), Водопьянов (командир отряда и командир самолета «Н-170»), Молоков (командир самолета «Н-171»), Алексеев (командир самолета «Н-172»), Спирин (флаг-штурман). Экипажи самолетов в основном состоят из участников экспедиции на Северный полюс.

Как организованы розыски самолета «СССР Н-209».


Беседа с начальником Главного управления Северного морского пути тов. О.Ю. Шмидтом
Отсутствие радиосвязи с самолетом «СССР Н-209» т. Леваневского, а следовательно, неизвестность места его посадки, делает розыски его операцией исключительно трудной, в особенности в условиях осени. Поэтому для успеха операции требуется большой масштаб работы.

Советское правительство во время спасения экспедиции Нобиле в 1928 году и экспедиции «Челюскин» в 1934 году бросило на розыскные и спасательные работы огромные силы, которые обеспечили полный успех этих операций. Так же и в данном случае правительство предоставило комиссии по организации перелетов неограниченные материальные и денежные средства. Непосредственное руководство розыскными операциями правительственная комиссия возложила на Главсевморпуть и лично на меня.

Всего на розыскные работы двинуто 9 больших самолетов (4-моторных и 2-моторных) и 6 одномоторных самолетов – вспомогательных. В это число входят четырехмоторные самолеты «АНТ-6» - участники перелета на Северный полюс. Один из них (летчиков Мазурука и Козлова) находится на острове Рудольфа. Однако мы не считаем целесообразным его изолированно посылать на розыски, так как успех более обеспечен, если полетит большой отряд, который разом охватит взглядом широкую полосу льда (до 100 км шириной). Три других самолета этого типа заканчивают подготовку в Москве и в ближайшие дни вылетят на остров Рудольфа, а оттуда – на станцию «Северный полюс».

Одновременно организуются розыски в американском секторе. Уже приобретен в Америке большой самолет «Консолидейтед» типа летающей лодки, который оказался вполне подготовленным для экспедиции на Новую Гвинею, но переуступлен нам. Это один из лучших новейших самолетов с двумя мощными моторами по 1 тыс. сил, стоимостью 230 тыс. долларов. На этом самолете, получившем опознавательные знаки «СССР Л-2», полетят известный исследователь Вилкинс и группа лучших полярных летчиков Канады и США. Советское правительство приняло также предложение известного летчика Маттерна и финансирует его полеты. Вся подготовка полетов со стороны Америки сосредоточивается в полпредстве СССР у т.Уманского, в распоряжение которого на расходы первого периода переведено 125 тыс. долларов.

В Америку же прибыл прилетевший из Охотска советский двухмоторный гидросамолет «СССР Л-2» летчика Задкова. На пути из западного сектора Арктики в восточный находятся большие самолеты «СССР Н-206» и «СССР Н-207», а одномоторные самолеты расположены частью на ледоколе «Красин» (близ мыса Барроу на Аляске), частью на острове Рудольфа.

Подготовка всех экспедиций ведется усиленными темпами. Однако мы считаем, что лучше потратить лишний день на более тщательный просмотр самолета и его оборудование, но зато в Арктике быть во всеоружии для быстрого проведения операции.

«Красин» на пути к мысу Барроу
Бухта Ногаево. Вчера ногаевской рацией была принята радиограмма с борта ледокола «Красин». Ледокол идет Чукотским морем по направлению к мысу Барроу. На мысе Шмидта на «;Красин» погружены четыре самолета. Авиагруппа состоит из 16 человек. Возглавляет ее летчик-орденоносец Каминский.

Ногаевская рация по-прежнему держит связь с Чукоткой. Кроме того, коротковолновый приемник «Дальстроя» непрерывно следит за эфиром. Радисты дежурят круглые сутки, надеясь услышать позывные Леваневского.

«Комсомольская правда» от 23 августа 1937 года
От правительственной комиссии по организации перелетов Москва – Северная Америка
22 августа вновь зарегистрировано несколько случаев, когда неясно была слышна станция на волне и в сроки. Характерные для самолета т. Леваневского. Разобраны лишь отдельные буквы.

Имея в виду, что на самолете сохранился в целости приемник, с полярных станций по несколько раз в день дается в эфир сообщение для экипажа о принимаемых мерах по розыску.

Продолжается сосредоточение самолетов на побережье Ледовитого океана. Экспедиция Вилкинса на самолете «Л-2» прибыла в устье реки Коппермайн, на севере Канады.

Самолет т. Грацианского прилетел в бухту Кожевникова, близ Нордвика, в Хатангском заливе. Самолет т. Головина, вылетев из Тюмени, сделал посадку у селения Карым-Кары, на нижнем течении Оби.

По сообщению из Фербенкса, самолет системы «Форд», который должен был заправить самолет Маттерна горючим в воздухе, потерпел вследствие тумана повреждение при вынужденной посадке в четырех милях к югу от Фербенкса. Экипаж цел.

Ледокол «Красин» вышел из тяжелого льда, направился по 71-й параллели на запад, навстречу пароходу «Микоян», который подвозит ему уголь, и уже прошел Берингов пролив.

Самолеты экспедиции т. Шевелева 22 августа проделали контрольные полеты и оказались в полной исправности. 23 августа будут произведены погрузка и заливка горючего.

«Комсомольская правда» от 24 августа 1937 года


На поиски самолета Леваневского
Мы уверены в успехе!

М.В.Водопьянов, командир звена самолетов и самолета «Н-170», Герой Советского Союза


На самолете «Н-170», как уже известно, я летал на Северный полюс. Теперь машина снова отправляется в Арктику. Распространяться о ней не буду. «АНТ-6» - прекрасный самолет, обладающий всеми лучшими качествами, специально приспособленными для полетов в Арктике.

На борту моего самолета пойдут начальник экспедиции Марк Иванович Шевелев и флаг-штурман экспедиции Иван Тимофеевич Спирин. Во время полета мы будем связаны между собой пневматической почтой. Кроме того, у нас на самолете устроена телефонная связь.

Я отчетливо представляю трудность предстоящего рейса. Если о советском секторе Арктики мы еще кое-что знаем, то об американском нам почти ничего неизвестно. Правда, мы учтем опыт, накопленный тт. Чкаловым и Громовым, но этого для работы недостаточно. Придется осваивать американскую Арктику самостоятельно.

Наш путь делится, собственно, на следующие участки: Москва-Архангельск, Архангельск-остров Рудольфа (если будет благоприятная погода) и залет в Амдерму по пути из Архангельска на о. Рудольфа (если погода будет плохая). И, наконец, последний участок: остров Рудольфа - Северный полюс.

Первый участок освоен. Второй – Архангельск-остров Рудольфа – трудный. Но нас там будут обслуживать все метеостанции побережья. Наиболее трудный участок: остров Рудольфа - Северный полюс. Здесь мы целиком перейдем на «попечение» Папанина. Дальше, во время поисковых работ, мы будем предоставлены самим себе. Какая погода нас встретит за плюсом, мы не знаем. Но, мобилизовав свой опыт, надеемся правильно предугадать погоду.

Вне зависимости от условий в Арктике мы обязаны выполнить задание партии и правительства и «обыщем» все льды, хотя бы нам пришлось идти бреющим полетом. Летим мы на колесах. Но у наших самолетов огромные, с двухметровым диаметром, колеса и на них мы можем сесть не только на аэродром, но и на льдину Папанина. Были бы только достаточными ее размеры.

Во время полета я буду связан с пилотами других самолетов по радиотелефону. На наших самолетах оборудованы замечательные радиостанции. Я, например, намерен все время поддерживать радиосвязь с Москвой.

Командиром корабля «Н-170» и командиром всего летного звена назначен я. На борту моего самолета – экипаж: радист экспедиции челюскинец-орденоносец С. А. Иванов, мой старейший летный спутник бортмеханик орденоносец Ф.И.Бассейн и его помощники – орденоносцы Петенин и Морозов. Все они, как уже известно, принимали участие в экспедиции на Северный полюс.

Затем, как я уже сказал выше, со мной полетят тт.Шевелев и Спирин.

Комбриг Спирин провел армаду воздушных кораблей из Москвы на Северный полюс и обратно; он участвовал в рекордном 75-часовом полете Героя Советского Союза М. М. Громова.

Роль флаг-штурмана тов. Спирина в предстоящем перелете исключительно велика. Ему придется вести корабли в совершенно неисследованных широтах американской Арктики. Без карт, без ориентиров флаг-штурману экспедиции предстоит выполнить героическое задание – направить корабли по трассе тов. Леваневского. Если к этому прибавить, что с 10 сентября в Арктике наступят полярные сумерки, то чрезвычайная роль флаг-штурмана становится понятной даже для непосвященного в аэронавигацию.

Полет наш, - и мы об этом знаем и к этому готовимся, - будет тяжелым, особенно в американском секторе Арктики. Но мы обеспечены всем, чтобы довести дело до конца.

В Арктике, с ее неожиданными изменениями погоды, должны быть предусмотрены все возможности. С каждым из кораблей может произойти какая-либо неприятность в виде вынужденной посадки на лед из-за быстрой перемены погоды или по другой причине. Чтобы такая посадка не превратилась в драму, мы обеспечили экипаж каждого самолета полугодовым запасом продовольствия, хорошо и прочно запакованного в резиновые мешки. На всех самолетах оборудовали по три радиостанции. Одна из них – мощная всеволновая, другая – запасная, действующая на волне 600 метров, и третья – с ручным приводом. Весь комплект питания для радиостанций берется в двойном количестве.

Кроме того, на самолеты погружены подогревательные лампы для приготовления пищи, ружья, шелковые палатки, нарты, лыжи и другие предметы, необходимые для работы во время экспедиции, а в случае посадки на лед – для повседневного обихода.

В полет мы берем много разнообразных осветительных ракет. Учитывая, что, быть может, нам придется искать самолет «Н-209» в полярных сумерках, мы взяли ракеты, способные гореть 3-4 минут, освещая при этом обширную местность.

Так подготовилась и будет работать наша экспедиция. Каждый из нас обладает опытом полетов в Арктике.

Мы знаем, что наша экспедиция организована по поручению правительства, по поручению товарища Сталина. Мы знаем также, что товарищ Сталин следит за подготовкой нашей экспедиции и тревожится за судьбу наших товарищей, оказавшихся во льдах Арктики по ту сторону полюса. И никто поэтому из нас не остановится ни перед какими трудностями, чтобы выполнить это высокое задание и вырвать из когтей полярной природы Леваневского, Кастанаева, Левченко, Побежимова, Годовикова и Галковского.

В успехе нашей экспедиции мы уверены.

Наши планы

А. Д. Алексеев – командир самолета «Н-172», Герой Советского Союза


Состав экипажа самолета «Н-172» в основном остался неизменным. Командиром и первым пилотом назначен я. Штурманом летит тов. И. М. Жуков, с которым мы работаем вместе с 1932 года. Первый бортмеханик – Н.К.Сугробов. Вторые механики – тт. Чагин и Гинкин. Тов. Чагин был первым бортмехаником на самолете тов. Фариха во время его зимнего перелета по северному побережью СССР. Бортрадист на самолете – т. Куксин. Второй пилот будет назначен дополнительно. Экипаж самолета «Н-172» спаян многолетней совместной работой.

Самолет «Н-172» прошел тщательный осмотр с последующим текущим ремонтом. Никаких сомнений в смысле его надежности и крепости у нас нет. Для увеличения радиуса действия самолета (а нам теперь не придется везти груз для полярных станций) на машину поставлены дополнительные баки. Таким образом, мы сможем пройти 3000 километров.

По моему убеждению, одновременный выход из строя правого крайнего мотора на самолете «Н-209» и радиостанции совершенно невероятен. По-видимому, условия, в которые попал самолет «Н-209» при необходимости уменьшить высоту полета, привели к обледенению и далее к срочной его посадке. Может быть, при этом была повреждена радиостанция, находившаяся в носовой части самолета «Н-209». Видимо, повреждение радиостанции на самолете тов. Леваневского оказалось достаточно серьезным, если столь опытные радиотехник тов. Галковский (его я лично знаю с 1925 года) и первый бортмеханик тов. Побежимов (которого я знаю с 1924 года) до сих пор не «вылезли» в эфир с сообщением о своем положении.

Поисковая работа осложняется тем, что до наступления полярной ночи и предшествующего ей периода, связанных с трудностями астрономического определения и возможных искажений при радиопеленгации, время весьма ограничено. Поэтому мне представляется более целесообразным искать экипаж тов. Леваневского перелетом рассыпным строем всех четырех самолетов с острова Рудольфа на мыс Барроу, или к месту нахождения «Красина»,или же полетом с острова Рудольфа в район передачи с воздуха последних депеш экипажем самолета «Н-209». Но какой вариант лучше, можно установить только на месте, когда мы на острове Рудольфа будем знать хотя бы приближенно метеорологическую обстановку по ту сторону Северного полюса.

Четыре самолета, идущие строем фронта на расстоянии в 20 километров друг от друга, могут охватить полосу около ста километров. Для поддержания связи между самолетами и с флагманским кораблем у нас установлены коротковолновые радиостанции, более усовершенствованные, чем те, которые мы имели в экспедиции на Северный полюс. Наши рации обладают повышенной дальностью действия.

«Комсомольская правда» от 26 августа 1937 года


Воздушные корабли летят на север
Вчера из Москвы отправилась экспедиция на поиски самолета Леваневского
Вчера с Центрального аэродрома им. Фрунзе в Москве стартовали в далекий путь на поиски самолета «СССР Н-209» С. Леваневского три воздушных корабля «АНТ-6», 5 месяцев назад летавших на Северный полюс. Воздушная экспедиция Героя Советского Союза М. Шевелева предполагала вылететь 24 августа, но старт был отложен из-за плохой погоды на трассе. Время было использовано для контрольных полетов. С гулом летали оранжевые корабли над столицей. Пилоты вернулись довольные: все в порядке!

Вчера до рассвета на аэродроме собрались экипажи и весь обслуживающий персонал. К кораблям подкатили бензинозаправщики. На грузовиках привезли снаряжение. Летчики были спокойны, уверены, бодры.

Водопьянов делился своими предположениями, планами:

- Что могло произойти с самолетом за полюсом? Очевидно, когда «сдал» крайний мотор, Леваневский и Кастанаев не смогли пробить облачность, в которой они летели. Вероятно, началось обледенение. Идти вверх корабль не мог, нужно было садиться. Можно думать, что сели они где-то в районе между 85-м и 89-м градусами широты и 125-м и 160-м меридианами западной долготы. Я гляжу на вещи прямо: сели они, конечно, не совсем благополучно, кое-что поломали, может быть, побили штурманскую рубку и радиостанцию. Полетим мы, если позволит погода, из Архангельска прямо на Рудольф. Займет это часов 14-15…

Полетим мы до Рудольфа на колесах. Думаю, будем на колесах лететь и дальше. Льдины есть в Арктике хорошие, и на колесах можно будет садиться. Пробег при посадке сократим – есть тормоза. На случай оплошности – в запасе камеры.

Восьмой час утра. Тихо. Припекает солнце, пробившее раннюю осеннюю дымку.

- Мы летим, уверенные в успехе экспедиции, - заявляет Водопьянов провожающим. – Сталинское задание будет выполнено.

- Все готово! Летим, - говорит Молоков.

- Все будет в порядке, - уже на ходу бросает А. Алексеев.

- По самолетам!

Отто Юльевич Шмидт горячо обнимает и целует пилотов. Снимает шляпу и дружески машет уходящим летчикам.

Первым начинает рулить Водопьянов. Он по пояс высунулся из рубки. В кабине много цветов. Сквозь стекла видно, как разгребает их Спирин, пробирающийся к своему месту. Вот он показался из рубки и знаками показывает, куда нужно рулить.

Все три оранжевых корабля выходят на асфальтовую дорожку и друг за другом рулят в конец аэродрома. Вторым идет самолет Молокова с опознавательными знаками «СССР Н-171» и третьим Алексеева – «СССР Н-172». В корабле Молокова открыт верхний люк в фюзеляже, и из него высунулся кинооператор Р. Кармен, улетающий на Север. Он натянул поглубже берет и начал съемку.

Самолеты вышли на широкую бетонную взлетную полосу.

Шмидт смотрит на часы. Полковник З. Райвичер дает старт. Водопьянов ведет корабль точно по прямой. Самолет мчится по бетонной дорожке, набирает скорость. Вон он уже в воздухе; за кораблем тянутся черные дымные следы. Шмидт и все провожающие машут руками, аплодируют. А на старте уже Молоков.

В 8 часов 35 минут все самолеты были в воздухе. Они сделали два круга над аэродромом и легли на курс. Вскоре они исчезли в утренней мгле.

Счастливого пути, отважные пилоты!
Евг. Рябчиков.

Первый этап пройден


По сообщению из Архангельска, самолеты экспедиции Героя Советского Союза тов. Шевелева совершили посадку на архангельском аэродроме. Самолет «Н-170» тов. Водопьянова приземлился в 15 часов 20 минут, самолет «Н-171» тов. Молокова – в 15 часов 27 минут и самолет «Н-172» тов. Алексеева – в 15 часов 37 минут.

Герой Советского Союза тов. А. Д. Алексеев сообщил в беседе следующее:

- Из Москвы до Вологды летели на небольшой высоте. Затем, примерно около озера Вожа, видимость стала плохой и нам пришлось подняться за облака. Временами шли на высоте двух тысяч метров.

Перелет из Москвы в Архангельск был нетрудный. Все участники экспедиции чувствуют себя хорошо. Сразу после посадки нас пригласили в столовую.

Привет Москве и москвичам.

Разведывательные полеты Вилкинса


Вилкинс летал 23 августа от Коппермайн на Север – на 750 миль, из них 350 над облаками. Пройдя за широту 78-го градуса, он повернул обратно, убедившись, что в этот день район поисков покрыт облаками, так что поиски не могли дать результата.

Нью-Йорк. Как передает Ассошиэйтед пресс из Фербенкса, самолет Вилкинса вылетел сегодня в 1 час 15 минут по гринвичскому времени из Коппермайн в полярные районы на розыски самолета тов. Леваневского.

Как сообщает Ассошиэйтед пресс из Барроу, Маттерн вылетел в Фербенкс для того, чтобы договориться о новом самолете-заправщике, который будет пополнять в воздухе запасы горючего самолета Маттерна во время розысков экипажа «Н-209».

«Комсомольская правда» от 27 августа 1937 года


На поиски самолета Лаваневского.
Курс на Амдерму
Вчера в 12 часов 10- минут воздушные корабли экспедиции, отправившейся на поиски экипажа самолета «Н-209», вылетели из Архангельска в Амдерму.

Радиостанция Главсевморпути в Москве получила следующие радиограммы о перелете:


  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница