К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности учащихся в геологическом образовании



Дата07.11.2016
Размер39 Kb.
К ВОПРОСУ О РОЛИ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бахир Максим Алексеевич

Российский государственный педагогический

университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
В настоящее время в Российской Федерации идет становление системы современного геологического образования. Немаловажная роль здесь отведена исследовательской работе школьников, а также методике ее организации, способствующей расширению геологических знаний учащихся, стимуляции познавательной деятельности, развитию коммуникативных навыков, стремлению к достижению успеха, совершенствованию гражданских и человеческих качеств.

Под исследовательской деятельностью будем понимать деятельность учащихся под руководством учителя-наставника, связанную с решением учащимися исследовательской задачи с ранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для полноценного научного исследования, включающего в себя: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблеме; овладение методикой проведения исследования; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; собственные выводы и их сравнение с литературными данными; получение результата исследования и его представление на итоговых конференциях, семинарах и т.п.

Приобщение школьников к исследовательской работе, а также их обучение основам ведения исследовательской деятельности, не только повышает познавательную активность, но и способствует адаптации в современном, динамично развивающемся образовательном пространстве страны, города, микрорайона, образовательного учреждения. Занятие исследовательской деятельностью в области геологического образования, способствует раскрытию личностных качеств учащихся и развитию их научной, а также социально-культурной сферы.

Анализ педагогической и методической литературы, результатов многолетних исследований по данному вопросу, а так же ознакомление с различными точками зрения российских ученых (Т.В. Вилейто, Г.А. Кононовой, А.В. Леонтовича, Е.О. Миндеевой, А.С. Обухова, А.И. Савенкова, В.П. Соломина, А.П. Тряпицыной и др.), занимавшихся вопросами исследовательской деятельности учащихся, позволяет провести смысловую параллель между понятиями «учебное исследование» и «научное исследование». Возникает потребность в описании существующей проблемной ситуации, выделения основных объектов, определяющих ее наличие, выявления степени влияния рассматриваемых факторов на результат, проведения необходимых действий для получения ожидаемого результата, его оценки, формулирования выводов о разрешимости проблемы, перспективах дальнейшей работы по теме исследования и т.д.

Различие между двумя видами исследований заключается в работе руководителя. В научном исследовании руководитель не знает или может только предположить, каков результат будет получен в конечном итоге. При проведении учебного исследования руководителю, как правило, известен результат, к которому должен прийти учащийся-исследователь.

В роли руководителей учебных геологических исследований чаще всего выступают школьные учителя географии или педагоги дополнительного образования. Приоритетными целями учителя в организации исследовательской работы школьников является обеспечение условий для развития в учащихся творческой личности и ее самореализации в образовательном процессе, обучение основам ведения исследовательской деятельности, а также грамотного представления конечного продукта исследования.

Для успешного осуществления поставленных целей решаются следующие теоретические и практические задачи:


  • формирование интереса учащихся к геологической науки, исследовательской деятельности в области геологии, а также обучение навыкам ведения исследовательской работы на заданную тему;

  • сопровождение учащихся на всех стадиях выполнения исследовательской работы;

  • разработка собственных методик ведения исследовательской работы школьников;

  • развитие самостоятельного творческого мышления у учащихся;

  • формирование у учащихся интереса к самообразованию и саморазвитию и т.д.

Указанные цели и задачи можно решить следующими путями:

  • ознакомление учащихся с методикой научного познания;

  • организация коллективной и индивидуально-групповой работы в условиях урочной и внеурочной деятельности школьников;

  • использование на уроках и в домашних заданиях, работ исследовательского и творческого характера;

  • активное занятие организацией досуга учащихся и т.д.

Учитывая обширность научных знаний и разносторонность интересов учащихся, необходимо практиковать исследование и утверждать тему исследовательской работы непосредственно в рамках предмета геологии. В этом направлении учащиеся выполняют исследовательские работы, например «Саблинские пещеры – кладовая древности», «Геология моего региона», «Изменение лика Земли» и т.п.

Исследовательская деятельность учащихся в геологическом образовании, цель которой заключается в развитии творческой, а также научной личности учащегося, создает в школе новую образовательную среду. Происходит формирование нового вида педагогического общения – научного и по-настоящему творческого сотрудничества учителей и учащихся, возникает атмосфера духовной близости и сотворчества.


Бахир М.А. К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности учащихся в геологическом образовании // Геология в школе и вузе: геология и цивилизация: VII Международная конференция: Сборник научных трудов. Т. III / Под ред. Е.М. Нестерова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – С. 105-107


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница