К. В. Яданова Вихрь тÿÿнек в религиозно-мифологических представлениях теленгитов



Скачать 57.06 Kb.
Дата10.05.2016
Размер57.06 Kb.




К.В. Яданова

Вихрь тÿÿнек в религиозно-мифологических представлениях теленгитов*
Религиозно-мифологические представления о вихре тÿÿнек являются важной составной частью традиционного мировоззрения теленгитов Кош-Агачского района Республики Алтай. К сожалению, религиозно-мифологические представления, фольклорная традиция теленгитов до настоящего времени остаются малоизученными. Вместе с тем представления о вихре существуют у многих тюркоязычных народов. У башкир неожиданное возникновение средь бела дня вихря связывают с образом и действием духа болезни – «захмата», «который в этом состоянии сватает себе невесту. Воздействие вихря на человека (ел hугылыу) воспринимается идентично как вселение захмата (зэхмэт hугылыу). Человеку, оказавшемуся в самой воронке вихря, грозит умопомрачение» [1, с. 186].

По представлениям тувинцев, дух болезни аза иногда в виде вихря входил в юрту через дымник, в таких случаях тувинцы трижды в него плевали [2, с. 282]. В хакасских быличках горный дух является в виде вихря и похищает людей [3, с. 37]. Согласно шорским воззрениям, в виде вихря (хуюн) путешествуют шаман или злой дух (айна). Для защиты от них надо в вихрь бросить ножом [4, с. 89].

По якутским поверьям, «вихри производились добрыми и злыми духами. Вихри добрых духов бывают-де теплыми, вихри от злых духов – холодными и темными. Иногда в вихрь превращается злой шаман. Вихрь абасы или шамана, настигая человека, может унести его кут и сюр» [4, с. 81].

В конце XIX в. А. Катанов записал у киргизов следующее верование, связанное с вихрем: «Вихрь есть вертящийся дьявол. Чтобы он не принес беды, надо отослать его в юрту плешивого человека» [5, с. 112].

Представление о вихре у алтайцев впервые было отмечено Л.П. Потаповым, который связал его с шаманским мировоззрением [6, с. 81–82]. По его сведениям: «…у алтайцев и телеутов было распространено представление о вихре как злом духе, если он крутился против часовой стрелки. Если же вихрь крутился в обратном направлении, его принимали за мчащегося камлающего шамана, точнее – за его jула, так как сам шаман находился в это время на месте камлания» [6, с. 81].

В настоящей статье традиционные представления теленгитов Кош-Агачского района о вихре – тÿÿнек рассматриваются на основе материалов, собранных нами во время летних сезонов 2003–2007 гг. в населенных пунктах Курай, Чаган-Узун, Ортолык, Мухор-Тархата, Бельтир, Кош-Агач, Теленгит-Сортогой, Кокоря. В ходе экспедиций нами удалось зафиксировать заклинания (6 текстов), изустные рассказы (6 текстов), былички, связанные с поверьями теленгитов о вихре тÿÿнек.

Вихрь в теленгитском диалектетÿÿнек, на диалекте собственно алтай кижи (Онгудайский, Усть-Канский, Шебалинский районы) – куйун. Первичной основой лексемы тÿÿнек, очевидно, выступает основа тÿÿ- в значении «завязать в узелок» [7, с. 194]. Следовательно, однокоренными словами являются: тÿÿн/тÿйÿн – узел; тÿÿнчек – узелок; тÿÿл-/тÿÿйÿл- 1) завязываться узлом…; 2) свернуться комочком, сжаться, поджаться [8, с. 161]; тÿÿнек – вихрь; тÿÿнектелер – кружиться, вихриться.

По представлениям теленгитов, существует два вида тÿÿнек: простой вихрь от ветра, который предвещает ненастье, и вихрь с духом-хозяином (нечистым духом – кöрмöс) – ээлÿ тÿÿнек (ээ – буквально хозяин; ээлÿ – имеющий хозяина). Ээлÿ тÿÿнек тянется до самого неба, появляется в безветренный ясный день.

Иногда в вихрь ээлÿ тÿÿнек превращался умерший шаман (кам) и забирал душу человека, в некоторых случаях наказывал тех людей, которые были повинны в чем-то, совершили что-то плохое. В одном из записанных нами текстов повествуется о том, как шаман после смерти, став вихрем, наказывает людей, которые были повинны в его смерти (пригласив его при жизни для совершения обряда, не дали духу-хозяину шаманского бубна жертвенную овцу – ыйык; из-за этого шаман сам поплатился своей жизнью). Шаман появляется внезапно в виде вихря, разрушает айыл (жилище); хозяева айыла в скором времени умирают (личный архив автора).

Мотив наказания шаманом, превратившмся после смерти в вихрь, людей, которые были повинны в чем-то, встречаются и в якутских материалах [9, с. 241].

Помимо представлений о вихре, связанных с шаманизмом, в теленгитском фольклоре зафиксированы различные поверья и сопутствующие им обереги. Жители ограждают себя от вихря – ээлÿ тÿÿнек разными способами: завидев его, плюются (три или семь раз), бросают в его сторону камни, в некоторых случаях матерят, произносят слова заклинания против вихря:

С широких дверей прочь,

С узких дверей – на улицу

Уходи в другое место.

Кең эшиктең кедери,

Тар эшиктең ташкары

Пашка, öскö jÿкке бар.

(Малчинова Ч.А., с. Ортолык, запись 19.09.2005).

В качестве оберега от вихря используют плетку с красной рукояткой, сделанной из таволги, которая отгоняет всех нечистых духов. Нужно бить плеткой в сторону вихря и произносить заклинание:

Пусть узелок твой развяжется,

Пусть плетка из таволги заберет (?)

На это место пусть такое не приближается

Пусть песок утихнет, уйдет, исчезнет.

Тÿÿгенегиң чечилсин

Тÿкÿң камчысын к/алсын (?)

Бороңго мындый неме jууктабасын.

Кум тарылсын, барсын, öлсин» - деп

(Самунов О.А., с. Кокоря, запись 23.07.2006).

Ряд фольклорных текстов свидетельствуют о существовании у теленгитов поверий о нечистых духах, которые появляются в среде людей в виде вихря и забирают душу того или иного человека.

В быличках в нашей записи с вихрем приходят нечистые духи, которые спрашивают у жителей дорогу к дому того человека, душу которого они пришли забрать. Человека, показавшего дорогу, нечистые духи одаривают плетью с рукояткой из таволги – сарала камчы. Подаренная плеть приносит человеку счастье, богатство. (В традиции алтайцев плеть с рукояткой из таволги является оберегом.) По другой версии человек, который показал дорогу духам, заболевает; его вылечивает кам (личный архив автора).

Среди теленгитов бытуют изустные рассказы о вихре тÿÿнек в основном со следующей сюжетной схемой: кто-то из жителей попадает в воронку вихря / вихрь уносит что-нибудь из одежды, предмета быта / вихрь разрушает айыл (дом), часть постройки дома. Человек, который попал в вихрь / у которого вихрь унес одежду, предмет быта / у которого вихрь разрушил айыл, в скором времени заболевает / умирает.

Таким образом, вихрь в представлениях разных народов связан с иным миром, он выступает посредником мира живых и мертвых, средством передвижения шаманов, духов-хозяев, нечистых духов. Культ ветра был развит в алтае-саянском шаманизме. Связь вихря с различными духами прослеживается в традиционных представлениях тюркоязычных народов.

Природное явление тÿÿнек – вихрь, будучи сопряженным с этнобытовыми, социальными условиями людей, этнокультурными традициями народа становится основой формирования определенных жанров фольклора (заклинаний, быличек, изустных рассказов).

Библиографический список


  1. Юсупов, Р.М. Народные представления о болезнях у башкир Курганской области / Р.М. Юсупов, З.И. Минибаева // Г.Н. Потанин и народы Алтае-Саянского горного региона: через поколения в будущее. – Горно-Алтайск, 2005.

  2. Дьяконова, В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке / В.П. Дьяконова // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.). – Л., 1976.

3. Унгвицкая, М.А. Мифы-былички / М.А. Унгвицкая // Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. – Абакан, 1972.

  1. Алексеев, Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири / Н.А. Алексеев. – Новосибирск, 1980.

5. Катанов, А. Отчеты кандидата Санкт-Петербургского университета г. Катанова, отправленного для этнографического исследования тюркских племен в Восточную Сибирь, Монголию и Северный Китай / А. Катанов // Живая старина. – СПб., 1892. – Вып. I.

6. Потапов, Л.П. Алтайский шаманизм / Л.П. Потапов. – Л., 1991.

7. Алтайский морфемный словарь / сост. А.Т. Тыбыкова, Дж.Б. Вуд и др. – Горно-Алтайск, 2005.

8. Ойротско-русский словарь / сост. Н.А. Баскаков, Т.М. Тощакова. – М., 1947.



9. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. – Новосибирск, 1995. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).


* Теленгиты проживают в основном в юго-восточной части Республики Алтай, в Улаганском и Кош-Агачском районах. Улаганские теленгиты расселены по долинам Чулышмана, Башкауса и его притока Улагана. Кош-Агачские теленгиты живут по долинам рек Чуи, Аргута и кроме общего названия телеnит (теленгит) именуют себя по месту проживания чуй киши (обитатель долины Чуи). В 2000 г. теленгиты получили статус малочисленного народа.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница