К нам Лермонтов сходит, презрев времена



Скачать 135.19 Kb.
Дата07.11.2016
Размер135.19 Kb.
МБУ Верхнебуреинская межпоселенческая ЦБС

Центральная библиотека



К нам Лермонтов сходит, презрев времена

( к 200-летию русского поэта)

(поэтический вечер для старшеклассников и взрослого населения)


Составила: зав. сектором читальный зал

Васильева Л.В.

п. Чегдомын

2014г.


Оформление:

Портрет М. Лермонтова, его родственников, рисунки поэта, его произведения, книги о нем. Парусник из бумаги.

Мероприятие проводит 1 ведущий. Используются музыкальные произведения на стихи поэта и музыкальный видеофильм
Сценарий.
(ЗВУЧИТ ВАЛЬС А.ХАЧАТУРЯНА К ДРАМЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

« МАСКАРАД». ВИДЕО.)
Пожалуй, невозможно найти в нашей стране человека, совершенно незнакомого с творчеством М.Ю. Лермонтова. Его творчество – одна из самых великих вершин русской и мировой литературы. Стихи и проза М.Лермонтова переиздаются миллионными тиражами, пробуждая читателей задуматься о своем предназначении, его произведения увлекают стремлением к добру, к красоте, к осмыслению жизни. Он был гениальным человеком, но это замечали, к сожалению, далеко не все, кто общался с ним.

Сегодняшний вечер « К нам Лермонтов сходит, презрев времена…» мы посвятим этому великому русскому поэту. Давайте сейчас с любовью и с болью вспомним этого гения, этого человека, стихи которого и сейчас живут в сердцах миллионов людей.


Лермонтов не знал точно историю происхождения своего рода. Считалось, что корни его - в Шотландии. И действительно, род Лермонтовых ведет свое начало от ротмистра Георга Лермонта, шотландца, который в 1613 году перешел на русскую службу. Интересно, что одним из предков этого Лермонта был живший в ХIII веке скальд (поэт) по прозвищу Томас - Рифмач. Видимо талант поэтический у Михаила от него.

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов служил пехотным капитаном. На момент женитьбы он был уже в отставке, состояние не нажил, родовитостью похвастать не мог. Но Юрий Петрович был хорош собой и без труда покорил сердце родовитой дворянки Марии Михайловны Арсеньевой. Её мать, урожденная Столыпина, конечно же, была не в восторге от выбора дочери, но предотвратить женитьбу не смогла.

После рождения Миши отношения между родителями разладились. Мария Михайловна стала часто хворать, была раздражительна, нервозна. К тому же Юрий Петрович не раз давал ей повод для ревности и, в конце концов, был уличен в неверности - завел роман с Мишиной гувернанткой. Мария Михайловна пыталась бороться за свое счастье, но получила жестокий отпор. И без того слабая здоровьем, она с каждым днем угасала. И в 21 год ее не стало. На ее могиле установлен памятник в виде сломанного якоря - символ несчастливой семейной жизни.

Бабушка будущего поэта, Елизавета Андреевна Арсеньева, властная женщина с сильным характером, отчаянно боролась за внука, она считала неприемлемым малейшее влияние на мальчика отца, которого считала низким и подлым человеком. Видеться с отцом Михаилу не позволяли до 16 лет. Мальчик страдал от разлуки с отцом, отец страдал от разлуки с сыном, но он не смел ослушаться своей тещи, ведь силы были не равны: богатая и влиятельная семья Столыпиных против бедной и захудалой - Лермонтовых. Однако нельзя не признать, что бабушка создала для внука идеальные условия. У него были лучшие учителя, лучшие врачи, богатый дом. О нем заботились, его окружили любовью, вниманием. По приглашению бабушки в имении часто гостили дети родственников и соседей. Но Миша рос слабым мальчиком, постоянно болел, часто просто не мог разделить забавы своих маленьких гостей. Ему не хватало самого главного - звука маминого голоса, ласкового прикосновения ее рук, тихих и неспешных вечерних разговоров родителей… Мама Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она музицировала и пела, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно, слушал. Он на всю жизнь сохранил эти воспоминания. И в память о маме потом написал своего «Ангела».


(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «АНГЕЛ»)
По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.
Миша постоянно оставался печальным. И чем дальше, тем глубже становилась эта печаль. Он жил в мире своих грез. Уже в четыре года стремился говорить в рифму. Чуть позже страстно увлекся живописью, лепкой, музыкой, великолепно играл в шахматы. Даже будет такой период, когда юный Лермонтов в поисках своего признания вдруг нешуточно увлечется … математикой! Но все больше и больше в нем пробуждается поэтический гений! К великой радости бабушки, внук был весьма охоч до книг, любил читать. Он читает русскую литературу, а овладев немецким и французским, читает и зачитывается западно - европейскими классиками. Одним словом, разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Взрослые же не в состоянии были увидеть в мальчике неординарную, яркую личность.

А он жаждал любви. Десяти лет от роду он без памяти влюбился.

Было это на водах. Бабушка вывезла Мишу в Горячеводск (ныне Пятигорск). Он даже ни разу как следует, не поговорил с девятилетней златокудрой соседкой по дому, но мучился всерьез - плакал по ночам не только от неразделенной любви, но и оттого, что подвергался из-за нее насмешкам. Эту свою первую любовь он запомнил навсегда.

И после узенького мирка, каким были для него Тарханы, перед ним открылся большой и величественный мир. Кавказские горы произвели на мальчика неизгладимое впечатление. С восторгом он слушал песни горцев. Именно в это время он прочитал поэмы Пушкина «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан»…

Миша подрос. Бабушка Елизавета Андреевна ради внука переезжает в Москву, ведь Мишелю нужно дать достойное образование. Миша блестяще сдает вступительные экзамены и начал обучение. Университетский благородный пансион, куда поступил учиться Михаил, был тогда лучшим учебным заведением. Студенты пансиона могли свободно выражать свои мысли, вести себя смело и независимо. Здесь царила творческая атмосфера, и это дало Лермонтову толчок к собственному стихотворному творчеству. Он начал « марать стихи» - именно так, несколько пренебрежительно, называл юный Лермонтов свое увлечение.

Когда пансион преобразовали в казенную гимназию. Лермонтов уволился «по прошению» и после сдачи экзаменов был зачислен в Московский университет. Он выбрал нравственно - политический факультет, менее всего подходящий молодому талантливому поэту. Потом перешел на словесное отделение, но обучение там оказалось невыносимо скучным. Вскоре Лермонтов по совету родных избирает военное поприще - оканчивает Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге и становится офицером гвардии. Когда - то он сильно отставал от сверстников в физическом развитии. Но теперь стал выносливым, отважным, с сильной волей молодым человеком. Среди юных гвардейцев слыл лучшим наездником, прекрасным фехтовальщиком.

Последние летние каникулы перед поступлением в университет Михаил провел в усадьбе Столыпиных Середниково. Здесь он не на шутку увлекся Екатериной Сушковой. Девушка была старше юного поэта на два года, с удовольствием кружила ему голову, но не принимала его всерьез. Стихотворение Лермонтова «Нищий» посвящено ей:
У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

А уже, будучи студентом, Михаил был страстно влюблен … в молодую, милую, умную, восхитительную Варвару Александровну Лопухину. Эту любовь Лермонтов пронес через всю жизнь. Они познакомились весной 1831г. Компания аристократической молодежи собиралась ехать в Симонов монастырь к всенощной. Уселись на длинные «линейки», запряженные шестеркой лошадей, и покатили вверх по Арбату веселым караваном. Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой Лопухиной…. Потом, с наступлением лета Лопухины поехали погостить в подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехал и Михаил с бабушкой. Уединенные прогулки в аллеях середниковского парка сблизили Вареньку с юным Лермонтовым.

А летом тоже года они расстались. Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит им всего лишь несколько коротких встреч, Варенька призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения…

Чувством любви было переполнено и сердце поэта. Образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но и в стихах. Эта была особая тема лирики Лермонтова.


Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых…

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты…
И вдруг, как гром средь ясного неба: Варенька Лопухина выходит замуж. Тяжело перенес это известие Лермонтов. Что же произошло? Почему «милая умная, восторженная, поэтическая» Варенька приняла предложение немолодого, во всех отношениях «бесцветного» г-на Бахметева? Предала? Разлюбила? Настояли родители?

А все очень просто, выходя замуж за сорокалетнего Бахметева, Варенька сразу всех освобождала: Лермонтова – от каких бы то ни было обязательств, родных – от дальнейших забот о ее судьбе, себя – от мучительных надежд на новую встречу. Она выходила замуж так, как уходят в монастырь.

Пройдет не один день и не один месяц, прежде чем Лермонтов сделает шаг к примирению. Он напишет письмо Марии Лопухиной (сестре Вареньки) и вложит в конверт стихи. В них прозвучат страстная мольба о прощении и признание в страстной вечной любви. За этими стихами последуют другие…

«Молитва», « Мы случайно сведены судьбою», « Оставь напрасные заботы», «Валерик», « Они любили друг друга так долго и так нежно…» и множество других. Варвара Лопухина – Бахметева пережила Лермонтова на десять лет. Она была больна. Муж предлагал ехать ей в Москву – она отказалась, за границу – тоже отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Родственники ее относили это расстройство к смерти Мишеля. Так разрешилась еще одна драма.

Когда Варенька вышла замуж, в Пятигорске Лермонтов встретил свою кузину Екатерину Быховец. Она была очень похожа на Вареньку Лопухину. Но это была не Варенька…. И уже перед самой гибелью обращаясь к кузине, Лермонтов искренне скажет…:

«НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ…».


(ЗВУЧИТ РОМАНС.)
Это переживание было не последним в череде горьких любовных разочарований, преследовавших поэта всю жизнь. Позже, когда он служил на Кавказе и стал известным поэтом, появилось немало прелестных дам, желавших с ним познакомиться. Но современники вспоминают, что его отношения с женщинами всегда носили некий болезненный оттенок.

Когда Лермонтов ухаживал за дамами, он даже не удосуживался узнать, свободны ли они. Однажды обратив внимание на княгиню Щербатову, он встретил соперника в лице сына французского посланника Баранта. Дуэль разрешилась благополучно, но Лермонтова разжаловали и на некоторое время посадили в тюрьму.

Хлопотала бабушка, и вскоре поэт снова оказался на Кавказе. Теперь он принимает участие в самых опасных операциях и проявляет исключительное бесстрашие. Через некоторое время Лермонтов был представлен к награде, но Николай I, считающий поэта человеком неблагонадежным, в награде отказал. Власть не любит бунтарей по определению, а этот бунтарь ещё и очень талантлив, ещё и умудрился прославиться на всю Россию рукописным произведением «Смерть поэта» (о А. Пушкине), которое передавали из рук в руки все просвещенные люди. Искренность и смелость покорила даже тех, кто в истории дуэли Пушкина и Дантеса приняли сторону последнего.

Не понравился Николаю I и роман «Герой нашего времени», он посчитал произведение вредным и опасным.

А у Лермонтова было особое отношение к званию поэта и литератора, можно даже уточнить - уникальное. К нелицеприятной критике, даже со стороны царя, он относился равнодушно. Это происходило, видимо, оттого, что собственное творчество было для него сокровенно - и никакое постороннее мнение не могло его коснуться.
(Звучит « СОНАТА №11» Моцарта. На её фоне произносится след. текст.)
Для поэта с израненной душой, для мальчика, лишенного родительской ласки, для юноши, так и не встретившего свою, единственную - самый верный способ скрыть подлинное «я» - это было спрятаться под маской циника и острослова. И, к огромному сожалению, эта жестокость, внешняя колючесть стала для поэта роковой. Лермонтов старался себя сдерживать и сглаживать неприятное впечатление. Известны случаи его примирения с теми, кого могли обидеть его насмешки. Но очередная острота насчет однокашника по Школе юнкеров Мартынова - смешная, но не задевающая чести, - привела к дуэли и гибели поэта.

На самом деле, шутки Лермонтова были едкими, но не злыми. В тот день Мартынов кипятился, пробовал парировать, но как назло свидетелем этой словесной дуэли оказалась некая милая барышня. В какой - то момент молодые люди зашли слишком далеко в словесных баталиях - дуэль стала неизбежна… Лермонтов принял вызов, не намериваясь стрелять в бывшего товарища. Мартынов был в бешенстве и слышать не хотел о примирении. Еще не успеет Россия прийти в себя после гибели Пушкина, как в столицу с Кавказа придет весть о трагедии, разыгравшейся на склоне горы Машук.

... Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск…

Страшные удары следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841г. В двух км от Пятигорска, у подножия горы Машук. Поэт был убит наповал.

Известно, что Николай I, люто ненавидевший Лермонтова за «смерть поэта», в связи с этим воскликнет: « Собаке собачья смерть! Но даже он, одумавшись, вынужден будет признаться своим приближенным:

- Господа! Получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит.

Всего через четыре года после смерти Пушкина Россия потеряла еще одного великого поэта, который сказал о себе так:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Кстати, Лермонтов был страстным почитателем Байрона, с поэзией которого познакомился еще в юности и чью судьбу «примерял» на себя.

У нас одна душа, одни и те же муки;

О, если б одинаков был удел!..

Для Елизаветы Андреевны Арсеньевой судьба не могла уготовить удара страшнее, чем гибель внука. Она его любила так, как никто в мире не любил его, она сделала столько, чтобы он выжил и состоялся как выдающийся поэт. Изливая свое безмерное горе, бабушка в буквальном смысле выплачет свои глаза: ослабшие от слез веки перестанут ее слушаться, и теперь, чтобы взглянуть на враз опостылевший ей мир, она вынуждена приподнимать их пальцами. Из последних сил (ведь ей уже за 80) она сделает все для того, чтобы прах ее великого внука был переправлен в Тарханы. А вскоре сама умрет…

Существует легенда, а может и не легенда, будто бы акушерка, принимавшая сына у Марии Михайловны Лермонтовой, предсказала младенцу насильственную смерть. Это зловещее пророчество сопровождало М. Лермонтова всю его короткую жизнь. Поэт постоянно ощущал эту трагическую избранность. В 1883г. он напишет:



Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной;

Придет ли вестник избавленья

Открыть мне жизни назначенье,

Цель упований и страстей,

Поведать – что мне бог готовил,

Зачем так горько прекословил

Надеждам юности моей.
Вот и вспомнили мы с вами великого русского поэта, вспомнили благодаря мемуарам его современников и друзей…

Однако лучшая биография поэта – его лирика. Она - правдивое зеркало его души, самый честный летописец его настроений, душевных переживаний. Как бы не пытался он скрыть, спрятать подальше от читателя книгу своей жизни – страницы ее ярко отражаются в своих стихах.



1837 г.

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог да совесть!
Им сердце в чувствах даст отчет;

У них попросит сожаленья;

И пусть меня накажет тот,

Кто изобрел мои мученья;
Укор невежд, укор людей

Души высокой не печалит;

Пускай шумит волна морей,

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда – нибудь увидел свет…

Утес гранитный не повалит;
Его чело меж облаков,

Он двух стихий жилец угрюмый

И кроме бури да громов

Он никому не вверит думы…
***


Боюсь не смерти я. О, нет!

Боюсь исчезнуть совершенно,

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда – нибудь увидел свет.
Мы знаем М.Ю. Лермонтова как великого поэта. Но он был еще и одним из самых музыкально одаренных русских поэтов. Музыка была спутницей Лермонтова от первых дней и до конца его жизни. Михаил Юрьевич любил посещать литературно – музыкальные салоны, где исполняли музыку. Это салоны Вяземских, Карамзиных, Валуевых, Одоевских, Озеровых, где нередко выступали крупнейшие отечественные и зарубежные композиторы, которые затем написали романсы на слова М.Лермонтова. (М.Глинка «Слышу ли голос твой», « В минуту жизни трудную»; А.Варламов «»Ангел», «Молитва», «Казачья колыбельнвя», «Парус».; А.Даргомыжский «И скучно, и грустно»; Н.Огарев « Выхожу один я на дорогу»; Н.Римский – Корсаков «Когда волнуется желтеющая нива», «Мне грустно»; Ф.Лист «Молитва» и другие. На протяжении всей своей жизни Лермонтов знакомится с фольклором: песнями, сказками. Песни и как часть поэтического целого включены в поэмы « Кавказский пленник», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова» и т.д. Одним словом музыкой проникнуто все его творчество, музыкальны его лирика, поэмы, проза, драматургия.

А еще М.Ю.Лертонтов нам оставил живописное наследие. На протяжении всей жизни Лермонтов художник в нем жил рядом с поэтом. Почти все лучшие его произведения в изобразительном искусстве связаны с Кавказом (на экране).

Художественное наследие Лермонтова долгие годы лежало под спудом. Люди, близко знавшие поэта, относились с преступной небрежностью к его личным вещам, вследствие чего многое до нас не дошло.
Итак, Лермонтов прожил очень короткую, почти 27-летнюю жизнь. Тургенев в этом возрасте еще не написал ни «Записок охотника», ни знаменитых романов. Лев Толстой только еще создал «Детство», «Отрочество» и первые военные повести – ни одного большого романа. Гоголь не написал «Мертвых душ», Пушкин к 26 годам не закончил еще роман «Евгений Онегин», не создал ни «Полтавы», ни «Медного всадника». У них в этом возрасте все еще было впереди, а у Лермонтова уже нет…
(Звучит романс «Белеет парус одинокий…»)
М.Ю.Лермонтова нет с нами уже 200 лет, но его произведения до сих пор волнуют миллионы людей. Его произведения читают, его стихи заучивают наизусть, его романсы слушают…
(Звучит стихотворение «Нет, я не Байрон…».)

Использованная литература:

Асташова, Н. Нет, я не Байрон, я другой /Н. Асташова // Будь здоров.- 2009.- №7.- С.82-89.

Зархи, С.Б. И тихо песню он пел…: литературно - музыкальная композиция /С.Б. Зархи //ЧУИ.-2004.- №7.- С. 34-42.

Зюзюкин, И. Я сын страданья…/ И. Зюзюкин // Работница. - 2002.- №1.- С.50 -53.

Лермонтов, М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов .- М.: ООО « Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ». – 2001.-С. 352.

Лдддд


Ээээээ

…..


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница