К 300-летию основания Библиотеки Российской академии наук. Выставка в Научно-исследовательском отделе рукописей



Дата22.04.2016
Размер44 Kb.
К 300-летию основания Библиотеки Российской академии наук. 
Выставка в Научно-исследовательском отделе рукописей: 

 

"Велием любомудрием и крепким тщанием, и зельным желанием сия вещь изложена»

 

В 2014 году исполняется 300 лет со дня основания старейшей в России фундаментальной библиотеки. По воле императора Петра I в Летнем дворце в Петербурге в 1714 году были сосредоточены книги из митавской библиотеки герцогов Курляндских, готторпской библиотеки герцогов Голштинских, книги Аптекарского приказа, а также из личной библиотеки самого Петра I. На протяжении трех столетий в Библиотеку поступали книжные собрания государственных деятелей, ученых-академиков, научных и общественных учреждений. Наиболее ценные книжные коллекции и единичные экземпляры целенаправленно приобретались на казенные средства.



Собрание книг с самого начала было предназначено для общественного пользования, и Библиотека вместе с Кунсткамерой была включена во вновь созданную в 1724 году Академию наук. Здесь ей отводилась особая роль главной научной библиотеки России. Эта миссия Библиотеки определила универсальный характер фондов, отражающих развитие научной мысли в различных областях знания. Гениальный русский ученыйМ.В.Ломоносов, немало сил приложивший к устроению библиотеки в середине XVIII века, высоко ценил ее собрание и подчеркивал, что истинное украшение Кунсткамеры и Библиотеки «состоит во множестве редких и нужных книг и вещей, любопытства достойных».

Особое место среди богатейших собраний книг и рукописей БАН занимают памятники, относящиеся к истории русской музыкальной культуры. К 1934 году в фондах БАН насчитывалось 60 тысяч нотных изданий XVIII–XX вв. После реорганизации БАН эти фонды, так же, как и все архивные собрания Рукописного отдела, были  переданы в другие учреждения. Тем не менее, в Библиотеке по-прежнему хранятся изданные в Петербурге в XVIII веке силами акдемической типографии первые отечественные  цельногравированные ноты светских придворных композиторов и первые издания нотных церковно-певческих книг.

Поистине  бесценными  являются музыкальные материалы Рукописного отдела БАН. Манускрипты  греческой, латинской и славянских традиций IX–XXвв., нотированные разными типами невменных и нотолинейных нотаций, насчитывают свыше 1000 единиц хранения, в их числе 960 рукописей содержат образцы русского профессионального церковно-певческого искусства. Среди певческих рукописей БАН имеются рядовые обиходные книги и уникальные компендиумы певческих памятников, беглые черновые материалы и образцы каллиграфического искусства, авторские теоретические руководства и разнообразные учебные материалы, уникальные музыкальные подборки и типовые книги старообрядческих рукописно-книжных традиций.

На выставке, посвященной юбилею Библиотеки, представлены памятники церковно-певческого искусства, отмеченные особой печатью мастерства древних музыкантов, к творениям которых можно было бы предпослать начальные слова анонимного составителя одного из певческих сборников кокизника XVII века:  «Велием любомудрием и крепким тщанием, и зельным желанием сия вещь изложена». 

К таким книжным редкостям можно отнести пергаменный нотированный Стихирарь конца XII века (34. 7. 6.).  Наиболее полный по составу и исправный по тексту из сохранившихся русских стихирарей древнейшего периода, он создавался как книга-образец. Кроме песнопений восточно-христианским святым в него вошли ранние списки стихир первым русским святым Борису и Глебу, нотированные знаменной нотацией с вкраплениями кондакарной, а также стихиры Феодосию Печерскому и Освящению церкви св. Георгия в Киеве. Эта рукопись стала одним из ценнейших приобретений Библиотеки в 1763 г., и на протяжении двух с половиной веков она вызывает неизменный научный интерес у ученых, начиная с крупнейших филологов-лингвистов А. Х. Востокова, И. И. Срезневского и медиевиста о. Вас. Металлова. (Рис. 1)

Над созданием другого выдающегося памятника конца XVI– начала XVII в. стихираря «Дьячье око» (Строг. 44) трудилась целая группа писцов и изографов под руководством высокопрофессионального мастера-роспевщика. Мастер собрал в единый кодекс 620 гимнографических циклов, наиболее полные из которых включают весь певческий репертуар праздника вплоть до распетых канонов, тропарей и кондаков. Богатство и многообразие музыкальных интерпретаций, представленных в разных жанрах и певческих стилях, а также помещение в рукопись одного из ранних авторских фитников, выдает в составителе «мастера зело мудрого», входящего, по-видимому, в круг лучших русских музыкантов уровня государевых певчих дьяков.  (Рис. 2)

В собрании рукописных книг Петра I, которое включает как личные книги императора, так и книги членов царской семьи – отца царя Алексея Михайловича, братьев и сестер, сына Алексея, хранится подносной экземпляр «Псалтири рифмотворной» Симеона Полоцкого с музыкой государева певчего дьяка Василия Титова (П IА № 66). Рукопись была изготовлена в 1687 г. и преподнесена Василием Титовым царевне Софье Алексеевне. Этот образец нового музыкально-поэтического жанра, представленный в искусном оформлении изографов Оружейной палаты, остается ярким примером русского элитарного искусства последней четверти XVII века. (рис. 3.)

Среди представленных на выставке экспонатов можно увидеть шедевр книгописного искусства – Супрасльский библейский сборник 1507 г. (24.4.28). Составитель и писец-каллиграф уникальной рукописи Матфей Десятый предстает в новом качестве - как знаток и мастер церковного пения, остроумно использовавший  словарь знаков крюковой нотации в системе маргинальных обозначений.



Фонды рукописного отдела БАН хранят многие другие источники  по истории церковно-певческого искусства. В них нашли свое отражение все основные достижения музыкального развития русского церковно-певческого искусства. Выставка призвана ознакомить посетителей с ценнейшим наследием академической библиотеки

 


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница