Жизнеописание праведных халифов Мухаммад аль-Худари



страница1/36
Дата09.11.2016
Размер3.94 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
Жизнеописание праведных халифов

Мухаммад аль-Худари

Перевод с арабского Екатерина Сорокоумова (Умм Иклиль)

Краткая биография автора


Мухаммад ибн ‘Афифи аль-Баджури, известный как шейх аль-Худари, учёный в области Шариата, литературы и исламской истории.

Родился в Египте в 1289 году от хиджры. Жил в аз-Зейтуне — одном из районов Каира.

Окончил институт «Дар аль-‘улюм». Во время учёбы выделялся среди своих ровесников большими знаниями, а позже стал выдающимся учёным, исследователем, оратором, воспитателем и реформатором.

Некоторое время был судьёй в Хартуме, после чего двенадцать лет преподавал в школе шариатского судопроизводства в Каире. Преподавал исламскую историю в Египетском университете. Был также директором школы исламского судопроизводства и инспектором министерства образования.

Обогатил исламскую библиотеку ценными книгами по истории, литературе и Шариату. При написании своих книг опирался на сборники достоверных хадисов и классическую литературу в каждой области.

Стремился донести до нового поколения наследие предков в чистом виде, сделать его доступным для понимания, освободив от нововведений и ненужной «шелухи».

Его книги написаны красивым и лёгким языком, отличаются богатством материала, и при каждом удобном случае шейх вплетает в текст прекрасное наставление, проникающее в самые глубины сердца.

Автор предстаёт в образе искусного оратора и человека, искренне любящего свою религию. Любовь к исламу проявляется в его комментариях к важным событиям, неразрывно связанным с сегодняшним положением мусульманской общины.

Великий литератор Мустафа Садик ар-Рафи‘и сказал о нём: «Реформатор и ревностный воспитатель».

Его труды:

1) В области Шариата:

— «Основы фикха» («Усуль аль-фикх»);

— «История Исламского Шариата» («Тарих ат-ташри‘ аль-ислями»);

— «Аль-Газали: учение и мнения» («Аль-Газали та‘алимуху ва арауху»).

2) В области истории:

— «Свет достоверного знания. Жизнеописание Господина посланников» («Нур аль-йакын фи сират сейид аль-мурсалин»);

— «Жизнеописание праведных халифов» («Итмам аль-вафа фи сират аль-хуляфа»);

— «Лекции по истории мусульманских народов» в двух частях («Мухадарат фи тарих аль-умам аль-ислямиййа»);

— «Уроки истории» («Дурус тарихиййа»).

3) В области литературы:

— «Переработка “Аль-агани”» (семь томов) («Тахзиб аль-агани»);

— «Лекции: критика книги “Доисламская поэзия” Тахи Хусейна» («Мухадарат фи накд китаб аш-ши‘р аль-джахили ли-Та Ха Хусейн»).

Скончался в Каире в 1345 году от хиджры (1927). Похоронен там же.

Да помилует его Всевышний Аллах и да простит Он ему все его грехи!

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Слово от автора


Хвала Аллаху и благословения и приветствия нашему господину Мухаммаду, который указал нам прямой путь, выполнил свою миссию и донёс до людей послание Всевышнего. И да будет доволен Аллах его благородными сподвижниками, которые следовали его прямым путём, из-за чего пред ними склонились великие владыки и у многих народов они вызывали благоговейный страх.

Шейх Мухаммад аль-Худари, сын покойного ‘Афифи аль-Баджури сказал: «Ты, да наставит нас с тобой Всевышний на прямой путь, попросил написать для тебя вслед за моей книгой «Свет убеждения» книгу по истории праведных халифов, потому что ислам обрёл силу и влияние и достиг расцвета в дни их правления, проявившись в их словах и делах в самом великолепном виде… Ты пожелал, чтобы книга была подобна первой в лёгкости и доступности для понимания, и чтобы я собрал наиболее важные и ценные сведения о жизни этих достойных людей из больших книг, чтение которых обычно утомляет читателя и вызывает у него скуку. Ты напомнил мне о том, что ничто так не побуждает общину к созидательному труду и не ободряет её так, как изучение жизненного пути великих людей этой общины. Ты стремился узнать, как они преодолевали многочисленные препятствия, которые чуть было не помешали им осуществить их смелые мечты и увидеть плоды, которые принесло правителям мусульман следование Корану и Сунне…

Я убедился в том, что у тебя благородные намерения, и увидел искренность твоей веры и твою преданность мусульманской общине. Поэтому я решил помочь тебе и откликнулся на твою просьбу, хотя и понимал, что работа предстоит нелёгкая. Я положился на Всевышнего Аллаха, ибо Он — наилучший помощник.

Книга состоит из двух частей.

Часть первая: Период согласия и единодушия.

В этой части я рассказал об исламских завоеваниях в эпоху праведных халифов Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана (да будет доволен Аллах ими всеми). Я добавил к этой части некоторые подробности жизни мусульманской общины тех времён и эпизоды из жизни мусульман, наглядно демонстрирующие братство верующих и их стремление исполнить завет Посланника Аллаха r распространять ислам на земле.

Часть вторая: Период разногласий и смут.

Этот период начинается с последних лет правления ‘Усмана и заканчивается убийством ‘Али ибн Абу Талиба и отказом его сына аль-Хасана от правления в пользу Му‘авийи (да будет Аллах доволен ими всеми). В этой части книги я упомянул о результатах разногласий и смут, стремясь сделать книгу полезной для всех мусульман.

Каждую из двух частей я сопроводил небольшим предисловием, в котором упомянул о халифате и том, что с ним связано.

Я искренне надеюсь, что эта моя работа получит одобрение и высокую оценку моих братьев по вере и заинтересует их не меньше, чем предыдущая. Хвала Всевышнему, я уверен в правильности выбранного пути, потому что я приступил к написанию этой книги, стремясь к Лику Аллаха.

Прошу Всевышнего сделать этот труд благим запасом для меня в мире вечном, а также помочь мусульманам преодолеть разногласия и вновь обрести силу.

А теперь упомяну о трудах, из которых я почерпнул сведения, составляющие мою книгу:

1) Сборник достоверных хадисов Абу ‘Абдуллаха Мухаммада ибн Исма‘иля аль-Бухари аль-Джу‘фи («Сахих» аль-Бухари). Я использовал собранные им хадисы, в которых содержится упоминание о сподвижниках (да будет Аллах доволен им);

2) Сборник достоверных хадисов Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Хаджаджа аль-Кушейри («Сахих» Муслима);

3) «История посланников и правителей» Абу Джа‘фара Мухаммада ибн Джарира ат-Табари («Тарих» ат-Табари). Однако мне не удалось найти том, в котором рассказывается о событиях при Сыффине;

4) «История» Абу аль-Хасана ‘Али ибн Абу аль-Карама Мухаммада, известного как Ибн аль-Асир аль-Джазари («Аль-камиль фи-т-тарих»);

5) «История» ‘Абду-р-Рахмана ибн Хальдуна аль-Магриби;

6) «История» ‘Али ибн аль-Хасана аль-Мас‘уди, одного из потомков ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, сподвижника Посланника Аллаха r («Мурудж аз-захаб»);

7) «Возвращение к жизни религиозных наук» Абу Хамида Мухаммада ибн Мухаммада аль-Газали («Ихйа ‘улюм ад-дин»);

8) «Светоч владык» Абу Бакра Мухаммада аль-Фихри ат-Тартуши.

Я указывал источник, из которого брал цитаты, если считал это необходимым, поскольку я знал, что тебя это интересует. А Аллах дарует успех!

Слово о Халифате


— Кто такой халиф?

У мусульманской общины обязательно должен быть халиф

— Правитель (халиф) должен быть один

— Свойства халифа

— Почему халифы должны быть курайшитами?

— Условия, касающиеся халифа

— Избрание халифа

— Повиновение правителю

— Ослушание правителя

— Выступление против правителя

— Наказание выступающих против правителя

— Обязанности правителя


Кто такой халиф?


Всевышний Аллах послал Мухаммада r к людям с религией истины и прямым путём, и кто последовал за ним, тот спасётся, а кто отклонится от его пути, тот погибнет. Исламская религия включает в себя законы, которые обеспечивают благополучие человеческого общества в обоих мирах. Пророк r донёс до людей послание Всевышнего, исполнив Его веление, и возвратился к своему Господу довольным и снискавшим довольство. После его кончины возникла потребность в предводителе, который побуждал бы всех членов мусульманской общины к соблюдению религии, не позволял им нарушать установленные Всевышним границы и уравнивал сильного и слабого, знатного и простолюдина перед истиной. Преемник Посланника Аллаха r, охраняющий религию и управляющий делами мусульман в этом мире, называется халифом1.

У мусульманской общины обязательно должен быть халиф


После кончины Посланника Аллаха r все члены мусульманской общины признали, что мусульманам нужен предводитель и у Мухаммада r должен появиться преемник (халиф)2. Последующие поколения мусульман не оспаривали это, за исключением некоторых хариджитов3 и му‘тазилита аль-Асамма4. Последние утверждали, что в правителе нет нужды, если мусульманская община следует прямым путём, соблюдает свою религию и живёт согласно Корану и Сунне. Своё видение этого вопроса они изложили следующим образом: власть вводит человека в искушение, заставляет его превозноситься, пробуждает в нём любовь к мирским благам, открывая ему дорогу к богатству и роскоши, и подталкивает его к несправедливости и притеснению. А Шариат порицает и отвергает всё перечисленное5.

Правитель (халиф) должен быть один


Мусульмане также согласны в том, что у мусульманской общины не может быть одновременно два халифа6, потому что между ними возникнет вражда и они будут стараться превзойти друг друга. А это не принесёт общине ничего, кроме горя. Достаточно взглянуть на положение мусульман с тех времён, когда начался раскол и смута и у них появилось несколько правителей. Враги искали сближения с каждым из них, а потом умело натравливали их друг на друга. Правители римлян старались приблизиться к правителям Андалусии, чтобы те стали для них надёжным щитом, защищающим их от Аббасидов. С тех пор положение стало ухудшаться и продолжает ухудшаться и в наши дни, а мы по-прежнему ищем сближения с теми, кто жаждет нашей гибели… Если бы мусульманские правители понимали, в чём благо для них, отказались бы от своего высокомерия и горделивости и держались бы за свою религию, они не опустились бы так низко: «Поистине, в этом есть назидание для обладающих разумом» (3:13).

Свойства халифа


Существование такого важного поста, как пост халифа, неизменно ведёт к появлению разных мнений о том, кто более всех достоин занимать его. Сколько веков прошло после кончины Посланника r, а этот вопрос по-прежнему занимает умы авторитетных мусульманских учёных.

Первые разногласия в этом вопросе появились сразу после кончины Посланника Аллаха r. Сподвижники разделились на три группы, каждую из которых составляли приверженцы одного из трёх мнений:

1. Мусульманская община должна самостоятельно выбирать себе правителя. Мусульмане должны выбрать человека, который способен защищать религию и правильно управлять делами общины, причём неважно, курайшит он или нет. Таким было мнение большинства ансаров — жителей Медины (да будет доволен ими Аллах). Поэтому они желали, чтобы халифом стал один из них, и вознамерились присягнуть Са‘ду ибн ‘Убаде, лидеру племени Хазрадж. Такого же мнения придерживались после них му‘тазилиты и большинство хариджитов. В качестве доказательства они приводили слова Пророка r: «Слушайте и повинуйтесь, даже если над вами будет поставлен чернокожий раб-эфиоп, голова которого подобна изюмине»7.

2. Халифа должна выбирать община, однако он должен быть курайшитом. Такого мнения придерживалось большинство мухаджиров (да будет доволен ими Аллах). Такого же мнения придерживаются приверженцы Сунны (Ахлю-с-сунна). Их доказательство — хадис, переданный Абу Бакром t: «Имамы (правители) должны быть из Курайша»8.

3. Халифом должен стать человек из семьи Пророка r, и самый достойный кандидат — ‘Али ибн Абу Талиб t, поскольку он одним из первых принял ислам и много сделал для религии. Отправляясь в поход на Табук, Пророк r оставил ‘Али t вместо себя в Медине и сказал ему: «Разве не согласен ты занимать при мне такое же место, которое занимал Харун при Мусе, если не считать того, что после меня уже не будет пророков?»9.

Такого мнения придерживалось большинство представителей рода бану Хашим и их сторонники, а после них этого мнения стали придерживаться шииты. А доказательством того, что точка зрения самого ‘Али t совпадала с точкой зрения остальных бану Хашим, служит сказанное им Абу Бакру: «Мы считали, что, являясь родственниками Посланника Аллаха, имеем право на это…» [Муслим].

‘Али t не приводил в пользу своего избрания никаких доводов, кроме своего родства с Пророком r, и если бы Пророк r завещал сделать халифом его или кого-то другого, это не укрылось бы от сподвижников.

Наиболее умеренное и близкое к золотой седине из трёх мнений одержало верх тогда, после кончины Посланника Аллаха r, однако разногласия в этом вопросе имели печальные последствия для мусульманской общины, принесли ей много горя и привели к великому расколу и ослаблению. А если бы люди осознали, почему халиф обязательно должен быть курайшитом, то можно было бы избежать разногласий и раскола…


Почему халифы должны быть курайшитами?


Посланник Аллаха r постановил, что халиф должен быть курайшитом вовсе не из-за того, что сам принадлежал к этому роду, и не потому, что курайшиты были «более благословенны», чем другие племена и народы из-за того, что из их племени происходил пророк. Единственным учитываемым фактором при назначении курайшитов на роль халифов было наличие у них необходимой «асабийи»10, которая давала им силы защищать, покровительствовать, пресекать споры и избегать разобщённости, и предоставляет всей общине возможность смириться при лидере, обладающем такими качествами, и приступить к мирному созиданию. Именно такое высокое положение, признаваемое всеми остальными племенами, занимали курайшиты.

Если бы халиф избирался из представителей любого другого племени, не обошлось бы без разногласий и споров. Обязательно нашлись бы несогласные и возражающие. Они отказались бы подчиняться новому правителю, и их неповиновение неизбежно внесло бы раскол в мусульманскую общину. А Шариат предостерегает мусульман от раскола. Если же халиф будет избираться из числа курайшитов, то никаких разногласий не будет, потому что никто не станет оспаривать их право на власть, и они смогут править должным образом и подавить любую смуту в зачатке.

Ибн Хальдун пишет в «Введении» к своей «Истории» нечто подобное сказанному нами выше и добавляет: «Итак, мы сказали, что условие о принадлежности халифа к племени Курайш было поставлено только ради того, чтобы избежать межплеменных конфликтов и соперничества, ибо курайшиты в то время обладали необходимой «асабийей» и их авторитет был признан остальными племенами. И мы знаем, что в Шариате нет норм, касающихся только одного поколения, эпохи или народа. Отсюда можно сделать вывод о том, что «асабийа» есть достаточное требование к лидеру. Теперь, если мы возьмём это условие и распространим его на все ситуации и времена, то сможем вывести следующее решение: в каждую эпоху правителем мусульман должен быть представитель самого могущественного, влиятельного, уважаемого и авторитетного племени, чтобы остальные следовали за этим племенем и подчинялись ему, что позволит избежать разногласий. На заре ислама подобным влиянием обладали только курайшиты. Исламский призыв исходил из их среды, и арабы обеспечили им достаточную поддержку, и они одолели другие народы. Теперь же в каждой области должен править тот, кто обладает наибольшим авторитетом, могуществом и влиянием. Если осознаешь божественную мудрость о правилах того, кто наделяется полномочиями халифа, поймёшь, что всё сводится только к тому, что было сказано нами выше. Всевышний сделал халифа Своим наместником на земле, чтобы он распоряжался делами Его рабов, побуждая их к тому, в чём благо для них, и отвращая их от того, что может повредить им. А Всевышний возлагает любую обязанность лишь на того, кто способен исполнять её»11.

От себя добавлю, что и сейчас авторитетом и влиянием, достаточным для оберегания и защиты мусульманской общины, обладают лишь нынешние правители, то есть бану ‘Усман12 в Константинополе (Стамбул). Да поможет им Аллах трудиться ради Его истинной религии и следовать примеру праведных халифов (да будет Аллах доволен ими всеми)».


Требования, предъявляемые к халифу


Человек может стать халифом только при соблюдении четырёх условий. Приведём их ниже:

1. Знание. Ведь халиф — исполнитель велений Всевышнего Аллаха, и если он не знает Его велений и законов, то не сможет исполнять их.

2. Благочестие (справедливость, богобоязненность и порядочность). Ведь пост халифа — религиозный, поскольку халиф является имамом (духовным лидером) мусульман, и с ним связано то же условие, что и с некоторыми другими нормами религии (свидетельством, судопроизводством и так далее). Более того, в силу важности поста халифа, он более всего достоин того, чтобы предъявлять к его обладателю это требование.

3. Пригодность. Человек должен быть достаточно решительным и смелым для того, чтобы применять установленные Шариатом наказания, руководить военными действиями и предвидеть их последствия. Он также должен быть проницательным и мудрым политиком. Эти качества позволят ему исполнять свой долг: защищать религию, сражаться с врагом, следить за исполнением норм Шариата и обеспечивать благополучие мусульманской общины.

4. У халифа не должны быть повреждены органы чувств или иные части тела, повреждение которых мешает ему принимать решения и исполнять обязанности халифа. К этому пункту можно отнести всё, что мешает человеку действовать и исполнять обязанности халифа. Например, халифом по понятным причинам не может быть ребёнок, пленник и так далее13.

Избрание халифа


Всевышний Аллах сказал: «…и советуйся с ними в делах» 14 (3:159). Это обращение Аллаха ко всей мусульманской общине. Совет (шура) всегда становился основой и началом для любых великих дел, которые вершили мусульмане, и особенно такого важного дела как избрание халифа. Халиф не может быть избран без совета и согласия мусульман. Халифа избирают, советуясь между собой, самые почтенные и мудрые члены мусульманской общины (ахлю-аль-халль ва аль-акд). Во времена Пророка r такими людьми были старейшие и наиболее уважаемые сподвижники, которые находились возле Пророка r долгое время и часто общались с ним, в результате чего их знания стали обширными, а суждения — правильными, и они начали понимать, в чём благо для мусульманской общины. В последующие века халифа должны избирать люди, которые отличаются глубокой верой и праведностью и много делают для ислама. Для избрания халифа не обязательно единодушие всех участников совета. Халифом становится тот кандидат, в пользу которого высказалось большинство, то есть больше половины участников совета. Это подтверждает эпоха правления ‘Умара t. После избрания халифа ему приносят присягу. Народ обязуется слушать правителя и повиноваться ему, а тот в свою очередь, обязуется править ими согласно Книге Аллаха и Сунне Его Посланника r.

Присяга обязывает мусульман подчиняться халифу и исполнять его веления, не противоречащие Корану и Сунне. Подчинение правителю обязательно не только при его жизни, но и после его смерти. И если перед смертью халиф назвал своего преемника из числа верующих, сразу после его смерти преемник становится халифом, и люди обязаны присягнуть ему и повиноваться. Именно так поступил Абу Бакр: он назначил ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) своим преемником, и мусульмане подчинились ему. Халиф также может предложить участникам совета несколько кандидатур, чтобы они избрали халифа из их числа. Так поступил ‘Умар t перед смертью: одной из предложенных им кандидатур был ‘Усман t.

Как мы видим, в первые века халифата существовало три пути избрания халифа. Это совет, назначение предыдущим халифом своего преемника и назначение им нескольких кандидатур, из числа которых участники совета должны избрать халифа. В последующие века появился ещё и четвёртый путь, одобренный мусульманскими учёными. Если мусульмане, лишившись правителя, впали в разногласия и не выбрали никого из имеющихся кандидатур, человек, уверенный в том, что благодаря своему знанию и авторитету сможет править общиной должным образом, имеет право предложить свою кандидатуру. Если некоторые люди не подчинятся ему добровольно, он может принудить их к подчинению. Когда же положение станет более устойчивым, волнения улягутся и люди привыкнут к новому халифу и одобрят его правление, он становится законным правителем, и люди обязаны повиноваться ему.

Повиновение правителю


Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (4:59).

Посланник Аллаха r сказал: «Слушайте и повинуйтесь, даже если над вами будет поставлен чернокожий раб-эфиоп, голова которого подобна изюмине».

А в другом хадисе говорится: «Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаху, а кто ослушивается меня, тот ослушивается Аллаха. И кто подчиняется имаму (правителю), тот подчиняется мне, а кто ослушивается имама (правителя), тот ослушивается меня»15.

Посланник r сказал Абу Хурайре t: «Ты должен подчиняться (правителю) в нужде и в благоденствии, в лёгком и в трудном, даже если тебя будут обделять (то есть ущемлять твои права)»16.

Посланник r также сказал: «Если над вами будет поставлен раб, который будет править вами согласно Книге Аллаха, то слушайте и повинуйтесь ему»17.

Абу Зарр t сказал: «Мой возлюбленный друг (Пророк r) наказал мне подчиняться правителю, даже если у него обрублены конечности»18.

А ‘Убада ибн ас-Самит t передаёт: «Мы поклялись Посланнику Аллаха r, что будем подчиняться (правителю) в нужде и в благоденствии, в лёгком и в трудном, и даже если нас будут обделять, и не будем пытаться лишить власти тех, кому она принадлежит по праву, и будем говорить правду в любых обстоятельствах и не бояться упрёков упрекающих, когда речь идёт о велении Аллаха»19.

А в другой версии этого хадиса говорится: «Мы поклялись Посланнику Аллаха r, что будем подчиняться (правителю) в нужде и в благоденствии, в лёгком и в трудном, и даже если нас будут обделять, и не будем пытаться лишить власти тех, кому она принадлежит по праву, если только не увидим явного неверия»20. Имеется в виду неверие, которое невозможно истолковать никак иначе21.


Ослушание правителя


Подчинение правителю ограничено рамками Шариата. Любое веление правителя, не противоречащее Корану или Сунне, должно исполняться. Если правитель делает иджтихад, то есть выносит самостоятельное решение на основе Корана и Сунны, его веление также должно исполняться. Если же он отдаёт веление, противоречащее Корану и Сунне, люди не должны подчиняться ему, потому что Посланник Аллаха r сказал: «Не может быть подчинения творению в том, что является ослушанием Творца»22.

А в другом хадисе сказано: «А если тебе велят ослушаться Аллаха, то не подчиняйся». Например, если правитель велит пить вино или оставить молитву, мусульманин не должен подчиняться ему в этом. Он должен исполнять веление Всевышнего Аллаха и не бояться упрёка упрекающего.


Выступление против правителя


Если правитель выходит в своих действиях за рамки Шариата, притесняя людей, ущемляя их права, употребляя спиртное или оставляя молитву, то мусульмане должны побуждать его к одобряемому и удерживать от порицаемого, не боясь упрёков упрекающих. Им следует поступать согласно словам ‘Убады: «…и будем говорить правду в любых обстоятельствах и не бояться упрёков упрекающих, когда речь идёт о велении Аллаха». Однако это не должно влиять на их покорность ему. Выступать против имама и поднимать против него меч не разрешается, что бы он ни делал и каким бы несправедливым он ни был, если только он не проявит несомненное неверие, которое невозможно как-то истолковать или оправдать. ‘Убада сказал: «…и не будем пытаться лишить власти тех, кому она принадлежит по праву, если только не увидим явного неверия». В этом случае человек не может оставаться правителем, и с людей снимается обязанность подчиняться ему. Более того, каждый мусульманин обязан выступить против него, чтобы низвергнуть его.

В эпоху правления Йазида ибн Му‘авийи большинство сподвижников придерживались этого принципа (не выступать против правителя, покуда тот не впал в явное неверие), и когда Йазид сделал то, что сделал, никто не решился выступить против него, кроме аль-Хусейна ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах). Он считал это выступление своим долгом, однако ему не удалось добиться того, к чему он стремился. Да помилует его Аллах. Брат аль-Хусейна по отцу Мухаммад ибн аль-Ханафиййа, его двоюродный брат ‘Абдуллах ибн Аббас и ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр пытались отговорить его от задуманного, однако он не послушал их. Такова была воля Всевышнего… В то время в Хиджазе, Шаме, Басре, Куфе и Египте было много сподвижников, однако никто из них не выступил против Йазида — ни в одиночку, ни вместе с аль-Хусейном, и никто из них не сражался на стороне Йазида. Они предпочли остаться в стороне от этой смуты.

Скорее всего аль-Хусейн t по своему истолковал Слова Всевышнего: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, побуждать одобряемое и удерживать от порицаемого» (3:104).

Сыграло свою роль и то, что жители Ирака послали к нему гонцов и выразили желание присягнуть ему. Он же, будучи родственником Посланника Аллаха r, решил, что имеет право занять предложенное ему место. О том, что произошло потом, знает каждый из нас23


Наказание сражающихся с Аллахом и Его Посланником и выступающих против правителя


Правитель мусульман является преемником Посланника Аллаха r, и кто ослушивается его, тот ослушивается Посланника r, а кто ослушивается Посланника r, тот ослушивается Аллаха. Кто выступает против имама, тот выступает против Аллаха и Его Посланника r, а выступающий против Аллаха и Его Посланника r совершает великий грех.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения. Кроме тех, которые раскаялись до того, как вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах — Прощающий, Милосердный» (5:33–34).

Сражающиеся против Аллаха и его Посланника r, то есть разбойники, нападающие на людей, делятся на четыре категории в зависимости от тяжести преступления, и для них установлены четыре разных наказания. Если нападение закончилось убийством пострадавшего, убийцу казнят. Если нападавший не только убил, но и забрал имущество своей жертвы, его наказанием становится распятие. Если в результате нападения никто не был убит, однако нападавший забрал имущество пострадавших, ему следует отрубить левую кисть и правую ступню. Если же нападающий только пугает людей, нарушает спокойствие, но никого не убил и ничего не взял, воздаянием ему становится изгнание (ссылка). Эти постановления взяты из Пречистой Сунны.

Некоторые факыхи сказали, что эти наказания не распределяются, и имам может подвергнуть разбойника любому из них, вне зависимости от тяжести преступления, если он считает, что выбранное им наказание окажется более действенным и принесёт больше пользы общине. Если нечестивцы составляют группу или относятся к определённой группе, к ним применяются соответствующие нормы Шариата, разъяснённые в книгах по фикху.

После упоминания о наказаниях Всевышний сказал, что Он прощает преступника, раскаявшегося в содеянном до того, как будет пойман и окажется в руках правосудия. И халиф обязан призвать24 выступающих против него к покорности ему, прежде чем вступать в бой с ними. Именно так поступил ‘Али ибн Абу Талиб с выступившими против него харуритами25.

Я считаю, что лишь немногие из выступавших против правителей в прошлые века имели религиозные цели26. Гораздо чаще это делалось ради личной выгоды и удовлетворения своих амбиций, поэтому мало кто из них добился успеха…

Сунна избранного Пророка r — это свет, освещающий путь каждому мусульманину, а она строго запрещает выступление против правителя во избежание смуты и раскола внутри мусульманской общины27.

Обязанности правителя


Мы уже сказали, что задачей правителя является охрана религии и обеспечение общины всем, в чём она нуждается. Это предполагает, что Шариат должен быть его постоянным руководством. Он не должен отклоняться ни вправо, ни влево от сказанного в Книге Аллаха, к которой не подбирается ложь ни сзади, ни спереди, и в достоверной Сунне Его Посланника r. И он не должен противоречить согласному мнению имамов мусульман, живших на заре ислама. Если он соблюдает это правило и следует путём того, чьим преемником является, и берёт пример с праведных халифов, тогда его степень подобна степени правдивых, мучеников и праведников, и прекрасные они товарищи. Такой правитель непременно окажется в числе тех, кого укроет Аллах в Своей тени в День, когда не будет иной тени, кроме Его тени28.

Если же правитель отклоняется от прямого пути, потворствует своим страстям и прихотям и поступает в соответствии со своими желаниями, то ему адресовано грозное обещание Всевышнего29 и его ожидает суровое наказание. Пророк r сказал: «Предводитель, которому вверены дела мусульман, а он не старается для них и не заботится о них, не войдёт в Рай вместе с ними»30.

Пророк r также сказал: «Ни один из тех, кому Аллах вверил паству, а он не окружил её вниманием и заботой, не ощутит благоухания Рая»31.

А в другом хадисе говорится: «Пусть тот, кому поручено что-то из дел мусульман, и он не заботится о них так, как заботится о членах своей семьи, приготовится занять своё место в Огне!»

Есть и другие хадисы, предостерегающие правителей, чтобы их дела не привели их в нижний слой Огня (да убережёт нас Аллах от подобного!).

О Аллах, внуши нашим правителям благоразумие и наставь их на истинный путь, чтобы они следовали примеру Посланника Аллаха r и праведных халифов (да будет доволен Аллах ими всеми).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница