Женское служение «женщина XXI. Библейские портреты» «В продолжение пути их пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в свой дом»



Скачать 94.39 Kb.
Дата28.10.2016
Размер94.39 Kb.

Женское служение «ЖЕНЩИНА XXI. Библейские портреты»





«В продолжение пути их пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в свой дом» (Луки 10:38)

Видимо, ни один проповедник Евангелия во всём мире не прошёл мимо чудных образов Марфы и Марии. Но не всегда эти образы истолковывались правильно. Чаще всего предавалась критике Марфа и сравнение её с сестрой Марией было не в её пользу. А между тем и этот мир, и сама Церковь не могут существовать без таких хлопотливых и служащих натур, как Марфа. Писание, представляя нам этих женщин, подчёркивает, что обе они, и Марфа, и Мария, прекрасны каждая в своём роде, и каждая из сестёр занимает своё необходимое место в жизни в мире и в Церкви. И обе они очень нужны, так как женская половина человеческого рода повторяет одна — характер Марфы, другая — характер Марии.

Евангелист Иоанн в своём Евангелии сообщает, что Иисус любил обеих сестёр, Марфу и Марию, любил их брата Лазаря (Иоанна 11:5). Он любил всё это милое семейство нежной любовью и был другом их дома. Впервые мы знакомимся с Марфой у евангелиста Луки (10:38-42), где он представляет нам её женщиной деятельной, любящей, заботливой и хозяйственной, а Марию — женщиной созерцательной натуры, жадно впитывающей истину, подолгу просиживающей у ног Учителя и внимающей Его речам с детской непосредственностью.

Само имя Марфа в нашем сознании всегда ассоциируется с хлопотами, заботами о материальном служении. Имя Марфа переводится как «госпожа». Она и в самом деле была в доме своём госпожой, гостеприимной хозяйкой, на плечах которой лежала забота принять и накормить гостей, и делала она это с большой любовью и усердием. Вместе с тем, она была госпожой и своей души, своего сердца, которое она посвятила на служение Богу и людям. С большой старательностью и щедростью души она относилась к делу гостеприимства, была бескорыстна и умела справляться без посторонней помощи, делая всё, что требуется для приёма гостей, и на редкость была приветлива и радушна.

Дом Марфы в селении Вифания, отстоявшем в пяти километрах от Иерусалима и находившемся на склоне горы Елеонской, славился своим широким гостеприимством. «Самое драгоценное, что человек может иметь в мире, — пишет Уильям Баркли, — это дом, семья, куда он может приходить в любое время и находить там покой и отдых, понимание и любовь. Иисусу это было вдвойне приятно, потому что у Него не было Своего дома, но в Вифании Он нашёл именно такое место. Там было три человека, которые любили Его, и там Он мог всегда найти покой от напряжённости жизни» (Толкование на Евангелие Иоанна, т. 2, с. 84).

Богословы считают Марфу вдовой Симона Прокажённого, которого ко времени появления Иисуса уже не было в живых (Матфея. 26:6-13). После его смерти дом принадлежал Марфе (Луки 10:38), которая была старшей из сестёр. На ней лежала забота о том, как сделать угощение для Иисуса и Его учеников. Она была большая мастерица делать такие угощения, без которых не могут обходиться радушные хозяйки и в которых нуждались Иисус и его ученики. Марфа считала за честь послужить таким гостям, окунув их в приятный уют. Она всегда была рада принять Господа одного или в компании с учениками. В её гостеприимном доме любили слушать и служить Ему. Здесь Иисус чувствовал Себя легко, просто и спокойно. Марфа радовалась Его присутствию и ради Него готовила большое угощение.

Мария же вела себя несколько иначе: позабыв обо всём на свете, она усаживалась у Его ног и внимательно слушала Его речи. А большое угощение требует больших хлопот и немалой суеты. Всё надо учесть, со всем справиться, всё успеть приготовить, притом, побыстрее и повкуснее. Марфе тоже хотелось послушать речей Иисуса, но её отвлекала работа на кухне. Не выдержав, она говорит Ему:

«Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне».

Она ревнует за Марию, но не замечает, что слишком увлеклась заботами, которым отдаёт много сил и времени, из-за преходящего теряя вечное. Поэтому Иисус отвечает ей: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую честь, которая не отнимется у неё» (Луки 10:40-42).

Иисус подчёркивает здесь важность правильного выбора.

Под словом «одно» что Он имел в виду? Одно только блюдо? Угощение поскромнее? Нет, Он хотел сказать, что нужна такая же преданность Евангелию, какую показала Мария, из-за этого забывшая обо всём на свете. То, что Мария приобретёт через это слушание, останется в ней вечным её достоянием, которое не отнимается у неё никакими испытаниями жизни. Этими немногими словами Иисус говорит намного больше и не только одной Марфе, но и всем нам. Он предостерегает нас от погружения в чрезмерную суетливость, из-за которой главное смешивается с второстепенным, и даёт Марфе понять, что Он тоже пришёл служить, а не быть обслуживаемым. Для Него достаточно простого обеда, так как у Него забота о более важном, чем пища и питие. Господь ценит и её гостеприимство, но заботится, чтобы из-за хлопот она не растеряла сокровищ души. Его забота прежде всего — о её душе!

Этими словами Господь учит, что в Его Царстве преимущество имеют духовные вещи, которым надо отдавать предпочтение. Он призывает умную, старательную Марфу прийти в себя, прийти к самопознанию и научиться видеть вещи с точки зрения Господа. Он даёт ей понять, что Мария не заслуживает порицания, так как использует малейшую возможность послушать Его речей. Иисус любит Марфу так же, как и Марию, и потому вразумляет её. Он видит, что вещи временной ценности и земные заботы заглушают в её сердце Его слово и заслоняют её взор на небесное, и потому призывает её быть трезвой и рассудительной. Лучше предоставить давать оценку Марии Ему, Иисусу. Пусть она судит только о себе, о своём собственном сердце.

Всё это Господь говорит не только Марфе, но и всем нам. Во все века были женщины, очень похожие на Марфу и на Марию. Марфа в тот вечер заботилась о большом угощении, но упускала самое важное — Его слова, а Мария это важное черпала у Его ног и складывала в своё сердце и, конечно, выиграла.

Далее Евангелия рассказывают о потрясающем эпизоде из жизни семейства из Вифании: во время отсутствия Иисуса Христа любимый брат Марфы и Марии внезапно заболел и умер. Его смерть потрясла сестёр. Охваченные скорбью, они обратились к вечному источнику помощи — своему Божественному Другу, послав к Нему гонца. Только Он один мог помочь им, но, к их удивлению, Он не ответил на их призыв тот же час и медлил с приходом. «Почему Он не спешит?» — недоумевали сёстры. А Он не спешил потому, что имел в виду нечто большее, чем простое облегчение горя тех, кого любил нежной, глубокой любовью. Иисус принял во внимание славу Божию, ею руководствовался, считая её превыше личных интересов, страхов, опасений и даже любви. Он не спешил потому, что имел в виду прославить Бога не исцелением, а воскрешением Лазаря. Сёстры же не знали этого и, естественно, могли испытывать разнообразные чувства. Им могло казаться, что Учитель забыл их, что их любящий Друг и Господь изменил к ним своё отношение, что, возможно, какая-то тень пролегла между ними, и их бедное сердце терзалось. Это были изнурительные дни и ночи, проведённые у постели больного брата, умершего на их глазах.

Иисус пришёл к ним только на четвёртый день после смерти Лазаря. Хотя Он отсутствовал, но Его сердце было с ними. Он наблюдал за всем ходом событий и делал это с самой возвышенной целью — целью славы Божией. Иисус переживал за скорбящих сестёр и, хотя отсутствовал физически, был связан с ними духовно, сострадая их горю. Он лишь ждал Божественного мига, чтобы помочь им и осветить тьму смерти и могилы лучами славы воскресенья из мёртвых. А до того Он предоставил событиям идти своим чередом. Дом Марфы и Марии был наполнен людьми, пришедшими утешить сестёр. Глубокий траур по умершему у иудеев продолжался в течение семи дней, из которых первые три дня были днями плача. Есть что-то трогательное в том, как иудеи отдавали свой долг умершим, выражая своё сердечное сочувствие родным и близким покойного. Прийти и выразить им соболезнование было священным долгом каждого иудея.

Иисус, придя в дом Марфы и Марии, заговорил с ними словами, идущими от глубины сердца. Перед нами один из самых доверительных разговоров, записанных в Библии. Марфа обратилась к Нему, как к Другу семьи, с некоторым упрёком:

«Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Иоанна 11:21).

В её словах звучит жалоба о том, почему было позволено смерти вторгнуться в их семейство. Ведь они каждый день, каждый час и каждую минуту ждали Его прихода, Его, их Божественного Друга, а Он медлил, и вот пришла смерть и унесла брата, и теперь всё кончено. Но в словах Марфы есть и оттенок глубокой веры и надежды. Она продолжает говорить Господу:



«Но и теперь я знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог».

Другими словами, ещё не всё потеряно. На обещание Иисуса: «Воскреснет брат твой» Марфа реагирует ошибочно, думая о далёком будущем. Но Иисус ставит её перед могущественным фактом:



«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли сему?» (Иоанна 11:25-26). Короче, Он, как воскресение и жизнь, предлагает надежду ей не только в будущем, но заявляет, что это реально здесь и сейчас. Иисус Христос не только дарит жизнь, но Он Сам есть жизнь.

Эти замечательные слова Господа ободрили и утешили Марфу, хотя она и не могла пока что усвоить всю глубину и значение их. Слова эти имеют непреходящее значение для всего человечества. А выше, в этой же главе, Иисус сказал:



«Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его» (Иоанна 11:11).

Смерть пред лицом Христа — не смерть, а безмятежный сон; могила — просто опочивальня. И Марфа это поняла и отвечает на это славным и великим исповеданием веры:



«Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Иаонна 11:27).

Вопрос, который вызвал столько разногласий, является ли Он Мессией, для Марфы решён твёрдо и окончательно: Он Сын Божий, Спаситель мира, хотя Марфа и не вполне понимает всю важность Его слов о воскресении. Только вера может отвечать так пламенно и непоколебимо и только вера может исповедовать Иисуса Господом в самом царстве тени смертной, у врат могилы. Вера — наиважнейший и самый бесценный Божественный принцип, она прославляет Бога так, как ничто другое. Она возвышает сердце над унылым влиянием всего видимого временного, умиротворяет душу самым благословенным образом.

После того как Марфа услышала от Господа такие жизнеутверждающие слова о воскресении и жизни, она спешит порадовать ими и Марию, тайком сообщая ей:

«Учитель здесь и зовёт тебя» (стих 28).

Очень трогательна картина встречи Иисуса с Марией. Когда Иисус увидел её плачущей и убитых горем людей, Он Сам восскорбел духом и прослезился. Вид людских слёз вызывал скорбь в любящем сердце Сына Божия, хотя Он и знал, что воскресит Лазаря. Он не стал укорять Марию за рыдания, не стал успокаивать её тем, чтобы она стала выше страданий. Он просто разделял её скорбь и сочувствовал ей и тем показал, что во всех отношениях был как истинный Человек, Которому ничто не чуждо и Который сострадает людскому горю, выражая открыто Свою нежную привязанность. Он плачет и не стыдится Своих слёз. При виде Его скорби некоторые из иудеев говорят:



«Смотри, как Он любил его!» (стих 36).

Перед самым воскресением Лазаря Марфа осмелилась обратить к Иисусу свои маловерные слова: и



«Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе» (стих 39).

Ответ Господа Марфе — это одно из самых благословенных высказываний, какие когда-либо слышал мир:



«Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (стих 40). Эти слова представляют самый главный принцип Божественной жизни. Только глазами, сияющими верой, можно увидеть славу Божию. Безверие видит одни лишь трудности, тьму и смерть. Взгляд веры охватывает пространство, которое и выше, и шире всего этого, поэтому вера всегда наслаждается благословенными лучами Божественной славы. Раздаётся чудная короткая молитва веры Иисуса у могилы Лазаря, удивившая и ободрившая сестёр. Они увидели в Нём Повелителя и Подателя Жизни, Бога Вседержителя. На Его слова:

«Лазарь! Иди вон» умерший вышел из гробницы, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (ст. 43-44).

Воскрешением Лазаря Господь Иисус явил великую славу Божию и доказал, что Он — Сын Божий, предвечный Бог. И многие из иудеев, видевших это чудо, уверовали в Него.

Встреча Марфы с Иисусом у гроба Лазаря открывает нам её, как женщину глубокой веры. На наших глазах её вера возрастает и совершенствуется. Через воскрешение Лазаря она верой постигает Иисуса Христа как Саму Жизнь и Воскресение. Его ответы ей, записанные в Иоанна 11:25-26, дали основание многим поколениям христиан верить не только в будущее воскресение и вечную жизнь, но и в то, что Христос несёт духу нашему жизнь и воскресение уже сейчас, согласно вере, наделяя нас силой будущего века.

Марфу мы встречаем ещё раз за шесть дней до распятия Иисуса Христа. Она служит на вечере, которую приготовили для Него (Иоанна 12:1-2). Она так и не перестала служить. Это её призвание, её высший дар. В этом она находит своё внутреннее удовлетворение, своё самовыражение. Как видим, Марфа является женщиной особого склада: её хозяйственность, гостеприимность, её способность и готовность служить — положили начало тому славному служению, которое совершают женщины-христианки в церквах до наших дней. Марфа всегда отдавала всё, что могла, а она могла служить, делая это с самозабвением. Очень многие люди были обязаны её чуткой заботе о них в её доме. Мы все обязаны её примеру.

Будет ли лишним ещё раз подчеркнуть, что Марфа, несмотря на свою практичность и деловитость, явила пример утончённой веры, веры Божией, глубокой, которая выдержала тяжелейшее испытание при смерти брата, не поколебавшись сомнением или неверием. Вместе с тем, она является женщиной мужественной, твёрдой и преданной Господу. Ненависть иудеев к её Учителю достигает апогея, когда они предают Его на крест, но Марфа, как Его верная ученица, остаётся Ему предана.

Мы должны понимать, что такие натуры, как Марфа, могут страдать от самих себя. Такие энергичные и способные женщины, как она, могут часто спотыкаться из-за своей энергичности и наклонности к порицанию других. И потому они должны особенно бодрствовать, чтобы не растерять себя во второстепенных вещах. Женщины такого характера, как Марфа, очень нуждаются в Иисусе Христе. Только Он может помочь им сохранить себя от того, чтобы им не растерять свою жизнь на мелочи.

Марфа не подлежит порицанию за свою деятельную службу. Её единственная ошибка заключалась в том, что при всей внешней, преданной Господу деятельности она теряла необходимое равновесие и спокойствие, и Иисус наставил её, а через неё и всех нас, как это спокойствие и равновесие сохранять.

Много чему можно научиться, глядя на это святое семейство — брата и двух сестёр. Библия не показывает, как они дальше проводили свою жизнь, но то, что они крепко любили своего Господа и всецело посвятили Ему свою жизнь — это факт. Уметь любить, быть верным другом человеку — это редкий талант. Без друзей жизнь — одиночество, а потому «живущий одиноко существует только наполовину» (П. Буаст). Надо стараться быть дружелюбным со всеми, тогда ты бедешь окружён хорошими друзьями. Семья Марфы, Марии и Лазаря была гостеприимна и дружна, и потому с ними всегда был рядом лучший в мире Друг — Господь Иисус Христос. Он был с ними в радости и в горе, в жизни настоящей и в жизни будущей.



А как обстоит с этим дело у нас?



Материал скачан с сайта - http://horoshoe.info



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница