Женские архетипы синдрома «эмоционального холода» в народных сказках



Скачать 103.73 Kb.
Дата11.11.2016
Размер103.73 Kb.
Кочарян А.С. Женские архетипы синдрома «эмоционального холода» в народных сказках /Кочарян А.С., Терещенко Н.Н., Асланян Т.С. // // Наука i освіта. Науково-практичний журнал Південного наукового центру АПН Украины, № 8-9. – 2007. - Стр. 72-75.

ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ХОЛОДА» В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Кочарян А.С. , Украина, г. Харьков, ХНУ имени В.Н. Каразина

Терещенко Н.Н., Украина, г. Харьков, ХНУ имени В.Н. Каразина

Асланян Т.С. , Украина, г. Славянск, Славянский государственный педагогический университет




Актуальность. Приоритетным фактором, определяющим субъективное ощущение счастья у современных украинских женщин по данным социологических исследований [1] является успешность реализации в сфере брачно-партнерских отношений, а проблемы в этой сфере создают условия для формирования социальной дезадаптации, невротических, психосоматических расстройств и др. [2, 3]. Вместе с тем, 23% жительниц крупных городов никогда не состояли в браке [4], а по данным Киевского международного института социологии [1] по сравнению с 1991 годом в 2006 году количество женатых (замужних) людей в Украине уменьшилось с 70% до 65%, а количество разводов увеличилось с 7% до 9%.

Проблема успешного брака – многосторонняя, но с психологической точки зрения за ней стоит способность супругов вступать в отношения психологической интимности [5] и способность сохранять эти отношения. Неспособность женщины к установлению отношений психологической интимности может быть рассмотрен как вариант уклонения от нормального развития женской гендерной идентичности, которое с нашей точки зрения должно быть пройдено без „отбрасывания” эмоциональности, сексуальности, любви, близости, а, напротив, с ассимиляцией их, открывая доступ к женским архитипическим образам.

В основе нарушений межличностной коммуникации, при которых усложняется или даже становится невозможным установление отношений психологической инимности, находятся различные деформации эмоциональных структур, которые могут быть описаны как изоляция [5], аддикция избегания [6], интимофобия [6], Homo solitarius (человек одинокий) [4], трудности вступления в отношения психологической интимности [7], патологический нарциссизм [8], ригидный характер [9] и др. Многообразие феноменов эмоционального холода, в которых подчеркиваются различные аспекты эмоционального «повреждения» может быть обозначено как неклинический синдром «эмоционального холода».

Синдром «эмоционального холода» является рабочим понятием, которое не имеет пока концептуализированного статуса. Это понятие, на наш взгляд, более точно воспроизводит феномен нарушения интимно-личностной сферы, чем созависимость, страх интимности, одиночество и др. Это понятие характеризует не психопатологический синдром и не нозологию, а является некоторой стилевой характеристикой, определяющей устойчивые паттерны невротического супружеского взаимодействия и адаптационных процессов, выбор брачного партнера, удовлетворенность браком, самооценку, субъективную удовлетворенность жизнью и т.п.

Синдром «эмоционального холода» проявляется в различных формах женского поведения, в разных типах жизненных стратегий, которые обладают внутренней образностью, содержащей субъективный смысл важный как для жизни женщины, так и для успешной терапии. Эти стратегии могут быть проинтерпретированы как реализация женских архетипов синдрома «эмоционального холода». Эти архетипы связаны с различными формами поведения современных женщин, которые испытывают сложности в установлении отношений психологической интимности с партнером противоположного пола, что препятствует их вступлению в брак, удовлетворенности браком и ощущению субъективного счастья. Нами была предпринята попытка проанализировать народные сказки, целью которой было выявить женские архетипы, репрезентирующие устойчивые формы реализации синдрома «эмоционального холода».

Результаты исследования. Архетип «Спящая царевна» или «Белоснежка». Существует несколько вариантов этой сказки, однако в целом основные события развиваются одинаково. Сюжет сказки: В царской семье рождается красавица-дочка. Когда она достигает брачного возраста зрелая женщина (мачеха или злая фея), которая воспринимает девушку как обидчицу и виновницу собственных неудач (мачеха из-за нее теряет звание первой красавицы, а злую фею не пригласили на праздник), выгоняет ее из отчего дома. В нескольких вариантах сказки девушка попадает в дом, где живут только мужчины (гномы или богатыри). У царевны устанавливаются дружеские отношения с хозяевами дома, она начинает заботиться о них. Однако зрелая женщина все-таки накладывает заклятие на девушку, и она засыпает. Появляется прекрасный принц и пораженный ее красотой, целует царевну, и она просыпается от долгого сна.

В этой сказке присутствуют несколько архетипов. Это и архетип «Плохой матери», которая воспринимает свою дочь как соперницу и препятствует развитию ее женственности и архетип Прекрасного принца, далекого и прекрасного, о котором мечтает женщина, но по каким-то причинам не может быть вместе с ним («люблю свое желание» [10]. Но наиболее ярко раскрыт архетип «Спящей царевны». К этому архетипу уже обращались исследователи [4, 11], рассматривая особенности женской сексуальности.

Архетип «Спящей царевны», рассмотренный в структуре синдрома «эмоционального холода», может быть проинтерпретирован следующим образом. Девочка нормально растет и развивается до наступления брачного (пубертатного) возраста. Когда у нее начинает проявляться ее женственность и сексуальность, возникают материнские запреты на их реализацию. При этом остается только два способа общения с мужчинами: либо дружеское или даже заботливое материнское общение путем обесценивания их мужского начала (гномы или просто братья) или эмоциональное замирание, «эмоциональный холод» (спящая красавица в хрустальном гробу), обусловленный страхом пред психологической близостью с мужчиной. И только мужчина, который не сможет устоять перед холодной красотой и практически насильно проявит любовь, может пробудить «замершие» эмоции.

В поведении современной женщины архетип «Спящей царевны» проявлется в следующем поведении. Женщина может внешне подчеркивать собственную красоту, привлекая мужчин, при этом оставаясь эмоционально холодной. Она может обесценивать мужчину, принимая в общении с ним роль матери, старшей сестры или друга, при этом, сетуя на то, что «мужчины сейчас помельчали» (стали гномами), и, мечтая о том, что где-то существует идеальный мужчина, который сможет сделать ее счастливой. При появлении рядом с такой женщиной мужчины, который ее действительно привлекает, она эмоционально замирает и ожидает проявлении инициативы с его стороны.



Архетип «Царевны-лягушки». Сюжет сказки: Царевич по воле судьбы вынужден жениться на лягушке. Лягушка умеет печь вкусный хлеб, ткет великолепные ковры, дает мудрые советы своему супругу. Отношения в браке складываются хорошо. Но однажды Царевна-лягушка предстает перед царевичем в роли прекрасной девушке. Царевич, пораженный ее красотой, сжигает лягушачью кожу, чтобы царевна такой осталась навсегда. После этого царевна-лягушка сбегает к Кощею бессмертному (в некоторых вариантах сказки он приходится ей отцом) и царевичу необходимо преодолеть множество препятствий, чтобы ее вернуть.

Женский архетип «Царевны-лягушки» в одноименной сказке реализуется в следующем. Пока «Царевна-лягушка» находится в лягушачьей коже (скрывает свою женственность) она легко может общаться со своим супругом и демонстрировать собственные таланты. Однако стоит ей проявить женскую привлекательность, а мужчине заметить и отреагировать на нее, она пугается и убегает, оставляя мужчину ни с чем, кроме чувства вины. Такое поведение соответствует трансакционной игре, описанной Э. Берном [12], «экзистенциальным» смыслом такой игры автор называет «подтверждение того, что мужчина не представляет собой ничего хорошего». Заметим, что от страстного мужчины «Царевна-лягушка» скрывается в доме своего отца, можно предположить, что это свидетельствует об эдипальной привязанности, усложняющей установления отношений психологической интимности с партнерами противоположного пола.

Женщина в поведении, которой реализуется архетип «Царевны-лягушки», боится собственной сексуальности и реакции мужчины на нее. Поэтому она предпочитает скрывать ее, под маской хорошей хозяйки или профессионала. Ей тяжело довериться мужчине и открыть перед ним свою женскую сущность, поэтому отношения с партнерами могут носить формальный характер. Она остается привязанной к родительской семье и рассматривает ее как безопасное место в отличие от полных страстей и эмоций взаимоотношений с мужчинами.

Архетип «Царевны-несмеяны». Народные сказки многих стран содержат подобный сюжет о переборчивой невесте, мы проведем анализ на основе русской народной сказки. Сюжет сказки: У царя есть красавица-дочка, которая, несмотря на все возможности царской жизни, никогда не бывает довольной и никогда не улыбается и не смеется. Царь созывает всех самых богатых и достойных женихов и обещает отдать ее замуж за того, кто сумеет ее развеселить. Однако это удается сделать только простому крестьянину, который, не претендуя на руку царевны, случайно вызывает у нее смех. Царь вынужден исполнить свое обещание, и отдает «Царевну-несмеяну» замуж за простого человека.

В архетипе «Царевны-несмеяны», также проявляются сложности установлением отношений психологической интимности с противоположным полом, смех в данном случае – это символ доверия, доброжелательности, расположенности. А. Лоуэн [9] определяет смех как спонтанную реакцию, которая свидетельствует о том, что тело способно свободно пропускать через себя волны чувства и возбуждения. «Царевна» пытается построить отношения с разными мужчинами, основываясь на социальных стереотипах и внешних критериях отбора (все женихи богатые и знатные). Однако отношения, построенные на внешних критериях, не приносят удовлетворения и не могут раскрыть ее внутреннюю эмоциональность. Счастье для нее оказывается заключенным в простом человеке, искреннем, эмоциональном и не обладающим высоким социальным статусом.

Женщина с синдромом «эмоционального холода» по типу «Царевны-несмеяны», защищаясь от сильных эмоциональных переживаний, которые могут возникнуть во взаимодействии с мужчинами, строит отношения, основываясь на формальных принципах, связанных с социальным статусом. Однако, в этих отношениях она не испытывает теплых чувств, страсти, удовлетворенности, и может идти на поиски новых отношений, руководствуясь все теми же формальными принципами. Возникает «порочный круг» - создаются все новые и новые отношения, которые заведомо не могут принести удовлетворения.

Два архетипа женского поведения, описаны в сказке «Морозко». Сюжет сказки: Крестьянин-вдовец, имеющий любимую дочь, женится во второй раз на женщине с дочерью. Мачеха души не чает в родной дочери и ненавидит приемную. Она вынуждает мужа вывезти падчерицу в лес на мороз и оставить ее там, на верную смерть. К девушке подходит Морозко и с каждым его шагом девушке становится все холоднее и страшнее. Морозко спрашивает девушку о ее самочувствии, но терпеливая девушка каждый раз ласково отвечает, что ей тепло и хорошо. В награду за терпение и ласку Морозко одаривает девушку серебром и золотом. Мачеха отправляет в лес свою родную дочь, однако она начинает браниться с Морозко, капризничать. Морозко сердится на девушку и замораживает ее.

Женские архетипы из сказки «Морозко» можно назвать как архетип «Папиной дочери» и архетип « Маминой дочери». Для того, чтобы девушка была счастлива, любящий отец должен «оторвать» дочь от себя и «передать» ее в руки мужчины (отвезти в дремучий страшный лес)1. «Папина дочь» с терпением и пониманием переживает встречу с мужским началом (всемогущий и жесткий Морозко), и пытается преодолеть страх перед мужчиной (холод = страх), за что вознаграждается уважением, вниманием и признанием. «Мамина дочь» находится в симбиотической связи с матерью. В общении с мужчиной она все еще полагается на материнскую защиту и поэтому, может позволить себе противостоять мужскому началу и вступать с ним в открытую конфронтацию (упреки и капризы), такие отношения не позволяют реализоваться женственности (девушка замерзает).

Синдром «эмоционального холода», реализуется в архетипе « Маминой дочери». Такой женщине трудно устанавливать с мужчиной теплые доверительные отношения из-за соперничества и конфронтации с ним. Мужская позиция воспринимается как угрожающая, бездушная, подчиняющая, вызывающая страх. Поэтому достижение психологической интимности в отношения с мужчиной становятся труднодостижимыми. Отметим, что существуют экспериментальные данные [13], свидетельствующие о том, материнско-дочерняя сепарация оказывает влияние на способность девушки к психологической интимности. Девушки, проявляющие свою независимость от матери, испытывают меньше страха сексуальной и не-сексуальной интимности с романтическим партнером.


Выводы:

  1. Синдром «эмоционального холода» в межличностных отношениях поливариативен: имеет разные поведенческие проявления, личностное обеспечение. По-видимому, за этой поливариативностью стоят разные генетические факторы, формирующие синдром «эмоционального холода».

  2. Одной из продуктивных форм описания синдрома «эмоционального холода» является анализ фольклорного материала, в котором репрезентированы устойчивые (возможно, кросскультурные) формы реализации «эмоционального холода» в межличностных отношениях.

  3. Вероятно, может быть создана психодиагностическая методика синдрома «эмоционального холода», связанная с актуализацией архитипических образов через игру, направленное воображение или другие формы имагинальной активности свободной от определенности сознания.

Литература:



  1. Чухлиб Е. Внебрачный период. //Корреспондент. - №34 (273), 2007. – С.44-46.

  2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. –М:Медицина, 1990

  3. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Метод. рекомендации. – Л., 1976. – С.14.

  4. Котляров А.В. ДРУГИЕ НАРКОТИКИ, или Homo addictus Человек зависимый. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.

  5. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис: Пер. с англ.– М: Прогресс, 1996. – 342 с.

  6. Старшенбаум Г.В Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М.: Когито-Центр, 2006. -367с.

  7. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. – М.: Медицина, 1994 – 224 с.

  8. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология. Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. – 256 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 76).

  9. Лоуэн А. Любовь и оргазм: Пер. с англ.– М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. – 429 с.

  10. Жеребкина И. «Прочти мое желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 256 с.

  11. Лев-Старович З. Секс в культурах мира. – М.: «Мысль», 1991.- 255 с.

  12. Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ – Минск: «ПРАМЕБ», 1992. – 384 с.

  13. Thériault J. Sexual and Non-Sexual Intimacy in Romantic Relationships during Late Adolescence: the Role of the Mother-Daughter Relationship // Electronic Journal of Human Sexuality, Volume 6, Feb. 3, 2003/www.ejhs.org

Аннотация

В статье анализируется синдром «эмоционального холода» в межличностных отношениях, который определяет сложности установления психологической интимности в брачно-партнерских отношениях. На основе анализа фольклорного материала (народных сказок) предлагаются женские архетипы, которые рассматриваются как варианты реализации синдрома «эмоционального холода» на поведенческом уровне. Предложены различные пути дальнейших исследований и концептуализации синдрома «эмоционального холода».

Кочарян О.С., Терещенко Н.М., Асланян Т.С.

Жіночі архетипи синдрому «емоційного холоду» в народних казках

Анотація

У статті аналізується синдром «емоційного холоду» в міжособистісних відносинах, який ускладнює (або унеможливлює) встановлення психологічної інтимності у шлюбно-партнерських відносинах. На основі аналізу фольклорного матеріалу (народних казок) запропоновано жіночі архетипи, які розглянуто як варіанти реалізації синдром «емоційного холоду» на поведінковому рівні. Запропоновано шляхи подальшого дослідження та концептуалізації синдром «емоційного холоду».

Kocharyan A.S., Tereschenko N.N., Aslanyan T.S.

The female archetypes of “emotional coldness”s syndrome



Summary

The paper deals with syndrome of “emotional coldness”. Syndrome of “emotional coldness” is described as the one which determined difficulties in searching of marriage partner, non-stability of marriage, communicative problems etc. On the basis of the analysis of a folklore material (national fairy tales) female archetypes which are considered as variants of realization of a syndrome of "an emotional coldness » at a behavioural level are offered. Various ways of the further researches of syndrome of " an emotional coldness » are offered.



1 Ряд религиозных традиций предполагает, что во время бракосочетания дочери отец ведет ее к алтарю и передает в руки будущему мужу.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница