Изучая. Выбираем



Скачать 31.57 Kb.
Дата02.05.2016
Размер31.57 Kb.
ИЗУЧАЯ. ВЫБИРАЕМ

Базанова Ирина Валентиновна



МАОУ «Гимназия №3» г. Саратов
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников является составной частью деятельности школьного психолога. Опыт проведения такой работы в МАОУ «Гимназия №3» Фрунзенского района г. Саратова даёт основание рекомендовать к использованию в профориентационной практике технологии проектных методов. В частности, хорошо зарекомендовал себя в работе с подростками профессионально ориентированный проект «Древо профессий». Вышеуказанный проект был разработан нами под руководством специалистов СарИПКиПРО для работы в группах учащихся старших классов и направлен на формирование у них четкого представления о выборе будущей профессии, а также на обучение работе в команде с проведением собственных, индивидуальных исследований. В данной статье освещается опыт использования этого метода.

Начальный этап проекта подразумевает проведение лекционных занятий с освещением таких ключевых понятий, как профессиональная династия, древо профессий, профессиональная родословная и др. Совершенно очевидно, что вводные теоретические уроки познакомят учеников с новой терминологией, которой они будут в дальнейшем оперировать в ходе групповой и индивидуальной работы. Практическое же применение теоретических основ выливается в задание №1: составление профессиональной родословной своей семьи, выявление профессиональных династий.

Следующая ступень проекта – новый теоретический цикл, включающий в себя освещение проблемы классификации профессий (в соответствии с разными подходами и принципами). На практике учащимся предлагается выполнить ряд заданий на основе полученных в виде лекций знаний. Задания №2 и №3 предлагают ученикам составить списки «уходящих», «новых» и «редких» профессий, а также обсудить и привести примеры типов профессий в рамках классификации по типам: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.

Еще один этап проекта представлен лекционными занятиями, посвященными теме «Профессиограммы». Здесь мы рассматриваем общие сведения о профессии, характеристику процесса и условий труда, психологические требования и требования к подготовке. Затем на практике учащимся предлагается выполнить задание №4: составить профессиограмму самой распространенной в семье профессии и профессиограмму предполагаемой будущей профессии.

Далее следует теоретический лекционный блок, который преследует непосредственно профориентационные задачи, т.е. освещает формулу выбора профессии. Здесь мы рассматриваем основные составляющие «формулы» - причины и критерии выбора, набор необходимых знаний, а также социальные условия и «социальный заказ». В практическом плане ученики выполняют задание №5: в групповой и индивидуальной форме отвечают на ряд вопросов («Что я хочу?», «Что я могу?», «Что нужно обществу?») и выводят свою формулу профессии.

Заключительная ступень проекта связана с рассмотрением мотивов выбора будущей профессии. В лекционной форме учащиеся узнают о различных подходах к данному вопросу, рассматривают личные и общественные мотивы. Практическое задание №6 предполагает, что в группах и индивидуально участники проекта устанавливают мотивы выбора профессии в своей семье и главные мотивы личного выбора профессии.

Итог проекта может быть представлен в различных формах. Работа в команде выливается в общую презентацию, в которой будут рассмотрены и проанализированы формулы выбора профессии всей рабочей группы. С другой стороны, немаловажную роль играют и индивидуальные проекты каждого участника; личные презентации каждого могут быть представлены и обсуждены всеми учениками с последующим формулированием новых проблем и составлением прогнозов.

Таким образом, в ходе вышеописанного проекта у учащихся развиваются творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умения работать с информацией и медиа-средствами, межличностное сотрудничество, умения ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальная ответственность. По своей сути они являются основой формирования универсальных учебных действий у участников проекта.


Список литературы:

  1. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100» // Школа 2100 как образовательная система. М., 2005, Вып. 8.

  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2008.

  3. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. М., 2000.

  4. Individual Psychology and Education // Philosopher. 2000, № 1, Vol. LXXXVIII.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница