Изложение по статье Н. А. Надеждиной «Дом, в котором будет жить друг»



Скачать 86.36 Kb.
Дата10.05.2016
Размер86.36 Kb.
Подробное изложение по статье Н.А. Надеждиной «Дом, в котором будет жить друг».
Цели: Формировать умение:

  1. Подробно излагать тип текста рассуждение;

  2. употреблять грамотно и уместно числительные в речи.

Развивать умение:

- систематизировать материал;

- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста;

- понимать информацию научно-популярного текста.


Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Беседа с учащимися.

Отвечают.



Ребята, вспомните изложение – это какой текст первичный или вторичный?

2. Определяют самостоятельно задачу.

1. Но у нас не просто изложение, а подробное изложение. Давайте определим задачу. Подробно изложить, значит, что нужно сделать? (Изложить ближе к тексту).

Правильно определили задачу, но мы не просто изложить текст должны, а проследить за ролью числительных в речи и научиться правильно и уместно их употреблять.

2. Сообщение учителя:

Для изложение выбрана статья писательницы Надежды Августиновны Надеждиной.



Ответы учащихся.

- Вам знакомо имя этой писательницы?

Н.А. Надеждина по образованию биолог, и в своих рассказах и статьях объясняет детям, как живёт наша природа, что в ней полезно, что вредно, как нужно оберегать полезных птиц, зверей, насекомых, как выращивать овощи и ягоды, как наблюдать за изменениями в природе. Она умеет рассказывать не только понятно и доступно, но и занимательно, сравнивая и сопоставляя жизнь в природе с жизнью человека. «Герои Н. Надеждиной видят и слышат большую и добрую землю, её цвета, краски, запахи, звуки, шумы ливня и чуть внятное дыхание дерева, и белый сон зимнего леса. О большом мире маленького человека писательница рассказывает свободно и образно:

Наиболее известные книги Н. Надеждиной:

«Чудеса на грядке»

«Ч вижу море»

«Каждой былинке брат»

«Полное лукошко»

- Почему здесь стоят кавычки?

Сегодня мы познакомимся со статьёй Н. Надеждиной «Дом, в котором будет жить друг».


Отвечают, объясняют, записывают.

3. Словарная работа.

Прежде чем читать эту статью, разберем значение некоторых слов.

Капель – капать, капля

- подберите однокоренные слова

- так каково лексическое значение слова?

(падение в оттепель капель подтаявшего снега).

Мухоловка-пеструшка – небольшая птица из семейства воробьиных.


Отвечают, аргументируют.

3. Работа с заголовком.

У статьи не совсем обычное название.

- Подумайте, к какому типу относится заголовок?

- Какие вопросы можно задать, прочитав заголовок? (Что за дом? Кто такой друг?).

Заголовок действительно необычный, он загадочный. Наша с вами задача – разрешить эту загадку.


Составляют предложение по данному началу.

II. Работа с текстом. Паузированное чтение.

1. Допишите предложение.



Музыка марта – это… (заслушиваются ответы).

Зачитывают свои варианты и сравнивают с авторским текстом.

2. Сравним с авторским текстом.

Музыка марта – это не только журчание ручьёв и барабанная дробь, но и визг пилы, и стук топора. Строится дом.

Отвечают, работают над звуками.

- Какие слова передают характерные весенние звуки? (журчанье, барабанная дробь, визг, стук).

- Какие, как вы думаете, звуки речи создают образы? [ж], [р], [б], [з], [г], [с], [к].

Автор создаёт не зрительные образы, а слуховые, используя особый художественный приём.

- Кто знает, какой приём использует автор?


Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
В след за большим предложением, сложным по своему составу, идёт короткое.

Строится дом.



Прогнозируют текст.

- Давайте спрогнозируем, что это за дом?

Лингвистический эксперимент.

2. Для семьи, где скоро запищат четверо-пятеро _______, нужна однокомнатная квартира.

Подберите подходящее дополнение (детей, птенцов, ребятишек, малышей).



Сравнивают, отвечают.

3. Сравнить с авторским текстом.

- Почему именно существительное «малышей» использует автор? (Загадка, начавшаяся в заглавии, развёртывается дальше). Все существительные с конкретным значением. Использовано существительное «малышей», которое пригодно для всех маленьких существ. (Обобщающее значение).



Работают в тетради, классифицируют, объясняют сочетание.

4. Работа в тетради с обобщающей таблицей.

- А какие числительные использованы с существительными с обобщающим значением? (собирательные).

- Что они обозначают? Какое значение имеют? (Имеют обобщающее значение – несколько предметов как одно целое).


Отвечают, доказывают.

- Обратите внимание на слово «однокомнатная».

- Какая часть речи? Почему? Аргументируйте.

5. Окно – оно же дверь – обязательно на солнечную стороную Этаж – второй, третий, только не первый. Если в окно будут заглядывать любопытные, хозяин бросит квартиру.

- Что перечисляется в этом фрагменте текста? (требования к квартире–дому).

- По ним можно сказать, о ком идёт речь?

(Да, уверенно можно сказать, что речь идёт о птицах). Вот и вся загадка.



Отвечают, носим в обобщающую таблицу.

- Какие числительные использует?

- Что они обозначают? (второй, третий)

- Обратите внимание «не первый»; в первых двух предложениях напрашивается слово «должен быть», но их использование делает предложение близким по стилю деловой речи. Автор чувствовал это и обошёлся без этих слов. Предложения неполные, ставим тире.

А теперь посмотрите, «этаж второй-третий»… (через дефис). Почему же не первый?

Автор не желал нарушить стиль этой большой развёрнутой загадки, не называет конкретно тех, кто может наминать жильцам квартиры.


Отвечают.

- Каким словом он их называет?

- Какая это часть речи?

- А в предложении какой частью речи является слово? (Это прилагательное, перешедшее в разряд существительного, такие слова имеют обобщённое значение).

- Кто эти любопытные? (Люди, птицы, кошки, которые не прочь поживиться малой птахой). Слово охватывает широкий круг понятий – имеет обобщающее значение.



Прогнозируют устно.

6. Вторая часть статьи начинается с риторического вопроса.

«Почему мы называет весёлых вольных птиц своими друзьями?

- Как вы ответите на этот вопрос?

- Почему автор начинает с риторического вопроса? (Привлечь внимание, заинтересовать).



Сравнивают, выписывают в таблицу числительные, характеризуют их, объясняют правописание.

7. Сравните с авторским текстом.

Почему мы называем весёлых вольных птиц своими друзьями?

Птица живет очень быстро. Сердце человека бьется сем..десят-восем..десят раз в минуту, сердце воробья четыреста шест..десят раз. Птич..я кровь горячее нашей. При температуре 37,% ты лежишь в постели, у тебя жар. А соловей с температурой 42 градуса дает концерт, дрозд с температурой 45 градусов, весело посвистывая, штукатурит свое гнездо.

- Какие числительные использует автор? Выпишите, внесите в таблицу, дайте им характеристику, объясните правописание.

- Какой прием использует автор? (Сопоставления птиц с человеком. Вот как у птиц, а вот как у тебя, читатель).


Лексическая работа.

- В каком значении употребляется слово «жар»? (высокая температура, ты болен).

Прогнозируют.

8. В Горячев тебе все совершается быстро? Спрогнозируйте.

В горячем тебе все совершается быстро. Мы перевариваем свой обед часами, а птица – за несколько минут. И снова она хочет есть. Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, двадцать обедал да ещё ужинал бы сем..надцат.. раз!

Вписывают, систематизируют, объясняют.

Записывают, объясняют, вставляют, дописывают.


Проверка памяти.



- Вписать числительные в таблицу, охарактеризовать их, объяснить правописание.

- Работа со словом «аппетит».

- Почему стоит ! знак (выражено удивление).

9. Но нам, людям, … аппетит выгоден. Чем больше вредных насекомых истребит птица, тем сохраннее наши посевы и сады.



Так быстрей же работай пила веселей стучи молоток

Мальчишка строит дом, в котором … .

- Что значит истребит?

- Запишите последние предложения, объясните знаки препинания.

- Допишите последнее предложение.


Выводы по числительному.

10. Задача наша была проследить за ролью числительных, с какой целью используются числительные в речи?



Ещё раз обращаемся к обобщающей таблице.

  1. Числительные используются для того, чтобы передать точные факты.

  2. Чтобы сообщить результаты наблюдений в точном виде.

- Как вы думаете, к какому типу речи относится данный текст? (рассуждение).

- Найдите тезис и доказательства.

- Повторить числительные, с какими существительными употребляются.

Фаза рефлексии.

III. Ребята, а вы сможете пересказать текст. Трудно, а что нужно, чтобы облегчить пересказ? (План).



Работают в парах, восстанавливают последовательность.

1. Восстановить последовательность пунктов плана. (Работа в парах).

4. Музыка весны.

1. Почему птицы друзья?

2. Однокомнатная квартира.

3. Стройте дом!

- Вспомним задачу, которую вы ставили в начале урока. (Изложить ближе к тексту).

2. Восстановить текст, используя рабочий материал (план, таблицу, предложения).
IV. Вторичное чтение текста.

V. Письменная работа над изложением.

VI. Д/з. Мини-сочинение

«Можешь ли ты назвать себя другом птиц?»



Обобщающая таблица по числительному.




Количественные числительные

Порядковые числительные



Числительные, обозначающие целые числа

Дробные

Собирательные


Семьдесят-восемьдесят,

четыреста шестьдесят раз,

сорок два удара,

сорок пять градусов,

тридцать, двадцать, семнадцать.


Тридцать семь целых и пять десятых.

Четверо-пятеро малышей.

Второй, третий, не первый.

Дом, в котором будет жить друг.


Музыка марта – это не только журчание ручьев и барабанная дробь, но и визг пилы, и стук топора. Строится дом.

Для семьи, где скоро запищат четверо-пятеро малышей, нужна однокомнатная квартира.

Окно – оно же дверь – обязательно на солнечную сторону. Этаж – второй, третий, только не первый. Если в окно будут заглядывать любопытные, хозяин бросит квартиру.

Почему мы называем веселых, вольных птиц своими друзьями?

Птица живет очень быстро. Сердце человека бьется семьдесят-восемьдесят раз в минуту, сердце воробья – четыреста шестьдесят раз. Птичья кровь горячее нашей. При температуре 37,5 ты лежишь в постели, у тебя жар. А соловей с температурой 42 градуса дает концерты, дрозд с температурой 45 градусов, весело посвистывает, штукатурит свое гнездо.

В горячем теле все совершается быстро. Мы перевариваем свой обед часами, А птица – за несколько минут. И снова она хочет есть. Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, двадцать обедал да ещё ужинал бы семнадцать раз!

Но нам, людям, птичий аппетит выгоден. Чем больше вредных насекомых истребит птица, тем сохраннее наши посевы и сады.

Так быстрей же работай, пила, веселей стучи, молоток!



Мальчишка строит дом, в котором будет жить друг.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница