Издательство «весь» добрые вести



страница1/21
Дата05.05.2016
Размер3.78 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Энн Моура - Природная магия. Часть I. Народные традиции, мудрость фей, магия трав


www.e-puzzle.ru

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕСЬ» - ДОБРЫЕ ВЕСТИ

ВЕ6Ь

www.vesbook.ru

Ann oMoura (ЛоитЫ)

Green Witchcraft, Folk magic, fairy lore and herb craft
&ннОМЬура

Природная магия. Часть I. Народные традиции, мудрость фей, магия трав

Санкт-Петербург Издательская группа «Весь» 2008

УДК 133.4 ББК 86.41 М74

Защиту интеллектуальной собственности и прав АРС-ПАТЕНТ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ «ВЕСЬ» осуществляет

агентство патентных поверенных агеНТСТВО ПЭТвНТНЫХ ПОВвреННЫХ «АРС-ПАТЕНТ»

Перевод с английского И. И. Малковой

Моура Э.

М74 Природная магия. Часть I. Народные традиции, мудрость фей, магия трав. — СПб.: ИГ «Весь», 2008. — 272 с.: ил. — (Викка. Иное знание). ISBN 978-5-9573-1641-1


Энн Моура — потомственная викканка, уже более тридцати лет занимается Природной магией. Свой магический дар она получила в наследство от матери и бабушки, которые были бразильскими ведуньями, и развила его путем собственных поисков и наблюдений. Моура давно пишет о Викке, ее книги переведены во многих странах.

«Природная магия» открывает трилогию о Викке — древней практике, которая представляет собой синтез религии, магии и философии и основывается на почитании сил и энергии природы. Викка — это доступная и безопасная практика, в которой нет жестких догм и зависимости от религиозных взглядов.

В книге описываются основные викканские практики и раскрываются азы магической работы. Подробные инструкции, касающиеся магических техник, правила проведения ритуалов и составления заклинаний, описание традиционных викканских праздников делают эту книгу идеальным пособием для начинающих, которое заложит прочный фундамент вашей собственной магической традиции.

Книга «Природная магия», основанная на опыте и озарениях, историях из жизни и наблюдениях потомственной викканки, представляет собой уникальное смешение древних народных преданий, семейных традиций и современных техник.


УДК 133.4 ББК 86.41

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA, www.llewellyn.com Illustrations by Nyease Somersett

© 1996 Ann Moura (Aoumiel)

ISBN 978-5-9573-1641-1 © Перевод на русский язык, издание на русском языке.

ISBN 978-1 -56718-690-1 (англ.) ОАО «Издательская группа „Весь"», 2008


Оглавление

Традиционные семейные ценности 8

Глава 1. Зеленый уровень

Глава 2. Основные принципы



Глава 3. Ведьмы и растения

Глава 4. Жизнь на Зеленом уровне

Глава 5. Магия

Глава 6. Магические прантики

Глава 7. Ритуалы Зеленого уровня

Глава 8. Эсбаты

Глава 9. Юль: 21 декабря



Глава 10. Имболк: 2 февраля

Глава 11. Остара: 21 марта

Глава 12. Белтан: 1 мая ...

Глава 13. Лита: 21 июня

Глава 14. Лугнасад: 1 августа ...

Глава 15. Мабон: 21 сентября

Глава 16. Самэйн: 31 октября

Послесловие

Приложение. Арийские и дравидские влияния на западные религии

Библиография ... 267

Слово от издательства

Дорогие наши читатели, все очень просто: мы подготовили для вас новую серию и выносим ее на ваш суд с гордостью, с трепетом и интересом. Нам самим невероятно интересно было готовить эти книги к выпуску, а теперь еще больше интересна ваша реакция на них.

Серия «Иное Знание» — о Магии. О которой не хочется много говорить. Ее хочется подарить в ощущении... Электрический ток! Неотъемлемая часть повседневной жизни. Современные люди не видят в нем чуда и не задумываются о его свойствах. Это — обыденный уровень восприятия. Есть, правда, и другой уровень — научно-исследовательский. Для физиков, например, электричество — не просто источник света, но мощный инструмент, с помощью которого можно произвести созидательное или разрушительное действие. Оба эти уровня вторичны по отношению к тому, что электричество по сути — одно из изначальных свойств окружающей среды. Действительно, на фоне всех научных и технических достижений человечества мы забываем, что электричество (как и магия!) лежит в основе самой Природы — это ее скрытая сила, жизненный сок.

Магия, наподобие электричества, пронизывает все наше существование, это незримая, но невероятно мощная энергия. Сама по себе она нейтральна и не является изначально благоприятной или вредоносной. Все зависит от того, КАК мы ее используем. Мы можем смотреть телевизор, пользоваться феном, — иными словами, использовать Дар в сугубо утилитарных целях. Можем сознательно вызывать разряд молнии, изобретать новые приборы. А можем выбежать голышом на высокий берег реки — и оказаться в эпицентре разбушевавшейся стихии: гром раскалывает небо, режут пространство яростные молнии, а по раскинутым в стороны рукам хлещет ливень. Вы — сама Энергия...

Магия — это нечто очень личное, невыразимое. Это не огненные шары, вырывающиеся из рук старух с развевающимися космами. Не летающие метлы и не колоритные персонажи в балахонах, шепчущие заговоры над дымящимся зельем. Настоящая магия •— это когда нечто загорается внутри, и ты захлебываешься от сознания силы, которую дает тебе этот «огонь»; когда вдруг интуитивно понимаешь, что сейчас нужно сделать именно ТАК, а не иначе. Бывают дни, когда ты ЗНАЕШЬ: сейчас ты МОЖЕШЬ ВСЕ. Это и есть ИНОЕ ЗНАНИЕ, которым в той или иной степени обладаем мы все. Только в большинстве случаев мы пользуемся им неосознанно. Мы живем в мире «черных» и «белых» полос жизни, не пытаясь понять, какая же такая кнопка нажимается, что вдруг весь мир начинает вращаться вокруг вас, интуиция работать с невероятной силой, а желания сбываться.

Тем, кто желает найти эту «кнопку», изучить законы, помогающие понять и освоить Магию как некую Природную силу, дающую гармонию, свободу, уверенность, гибкость, независимость от внешних эмоциональных или физических воздействий, — и предлагается серия «Иное Знание».

В серии выделяется несколько самостоятельных направлений:



Магика

Таро

Викка

Астрология

Хиромантия

Нумерология

Каждое направление представлено рядом переводных изданий (в «Магику» вошли две книги российского автора), среди которых вы найдете как пособия для начинающих, исполняющие роль введения в определенную область эзотерики, так и книги углубленной тематики — для подготовленных читателей. Нашим читателям будут известны имена некоторых писателей, чьи книги уже переводились на русский язык. Но большинство авторов, популярных у себя на родине, впервые выводятся на российский книжный рынок.

Книги этой серии будут интересны широкому круїу людей: и тем, кто серьезно занимается духовной практикой; и аналитикам, интересующимся различными сферами эзотерического знания; и исследователям — историкам, культурологам, философам, собирающим материалы по народным традициям, магическим ритуалам. Возможно, вы просто любите время от времени разложить поздним вечером Таро и спросить у карт совета? И в этом случае вы можете найти для себя книгу, которая станет для вас приятным, доступным руководством по подобной практике. А кому-то эти книги помогут определиться, — насколько интересно (полезно, необходимо?) вообще устремлять свой ищущий ум в сторону подобных тем.

Серия «Иное Знание» готовилась к выпуску около двух лет. Ее подготовкой занималась целая группа людей — редакторов, научных консультантов, переводчиков, дизайнеров. Была проделана огромная работа по отбору книг, в ходе которой изучались титулы крупных зарубежных издательств, чьи издания по эзотерике давно пользуются уважением. Переводчикам и литературным редакторам пришлось столкнуться с задачей не просто адекватного переложения оригинальных идей на русский язык, но и сложной научно-исследовательской работой по снабжению русскоязычных изданий дополнительным информативным материалом. Это должно помочь нашим читателям сориентироваться в некоторых иностранных реалиях, а также предотвратить искажение авторской мысли в случаях так называемых «трудностей перевода».

Огромное спасибо всем тем людям, которые помогли сделать эту серию. Мы очень надеемся, что многие наши читатели найдут в этих книгах то, что они давно искали.

И еще. Какие бы цели вы ни преследовали, обращаясь к серии «Иное Знание», не стремитесь, пожалуйста, стать Магом девяносто девятой степени посвящения. © Настоящая Магия проста, интересна и доставляет удовольствие.



Редактор серии Инна Емельянова




Традиционные семейные ценности

Жизнь, свобода и стремление к счастью. Восприимчивость, взаимосвязь и общность. Вот базовые принципы и сущностные верования ведьмовства.

Если вы когда-нибудь интересовались Древней Религией, но не знали, с чего начать, то эта книга для вас. Книга «Природная магия», написанная для тех, кто изучает ведьмовство в одиночку, дает великолепный обзор основных викканских практик.

Викка — это живая альтернатива существующим официальным религиям. Путь Викки, позитивный и жизнеутверждающий, опирается на лечение травами, знание природы и древнюю магию. Использование ритуалов и заклинаний, описанных в «Природной магии», направлено на достижение гармонии между человеком и природными циклами.

Книга «Природная магия», основанная на озарениях, историях из жизни и наблюдениях потомственной ведьмы, представляет собой уникальное смешение древних народных преданий, семейных традиций и современных техник. Она посвящена основополагающим элементам ведьмовства, открытым для всех, кто готов учиться.



Эта книга посвящается памяти Ванды Ли, которая скоропостижно ушла в царство Повелителя Теней 24 марта 1993 года. Эта прекрасная леди обладала даром прорицания и гадала на картах Таро. Она дала мне толчок, необходимый для того, чтобы я начала писать книги о Ремесле. Она вселяла в меня мужество, помогавшее мне следовать за моей звездой и делать то, чего мне хочется на самом деле.

Покойся в мире, дорогая сестра, и да благословят тебя Богиня и Бог.





Глава 1

Зеленый уровень

В этой книге я собираюсь рассказать о природных аспектах современного ведьмовства и неоязыческих практик, а также о связанных с ними элементах своей собственной практики в Ремесле1, и тех фрагментах кельтско-иберийской традиции, которые передали мне мама и бабушка. Я буду использовать сочетание исторического и личного подходов — ведь мои интересы лежат в области истории, составляющей слишком важную часть моего отношения к жизни, чтобы можно было пренебречь ею, рассказывая о практиках Ремесла. Связь моей семьи с Ремеслом установилась не с помощью формального обучения или признанной традиции, а благодаря наблюдениям, совместной деятельности и словесному руководству.

До недавнего времени практика Ремесла угасала по мере передачи от одного поколения другому. Лишь в последние несколько десятков лет благодаря формализации

;сгва были созданы практики, предназначенные для сохранения устной традиции, ш рая в противном случае была бы утрачена. Я выражаю глубочайшую благодарность



  1. Гарлнеров (Gardner), чете Баклендов (Buckland) и всем остальным авторам книг о ?? есле которые упорно трудились во имя сохранения Древней Религии. Я намерена : і : з-ззатъ о тех глубинных принципах, которые проходят красной нитью через боль- еп эство традиций и связаны с древней историей, а также о том, как эта нить связала три гения моей семьи и теперь, извиваясь, «вплетается» в четвертое.

Из этого вовсе не следует, что я знаю о Ремесле все, — это не так. Я практикую в лл :чку уже более тридцати лет. Я получаю информацию о традициях, читая книги о бюллетени о Ремесле и издания, посвященные язычеству. Я переписываюсь со н _ пши викканами, как членами ковенов, так и одиночками, и вижу, что у людей по- гг: гано возникают одни и те же вопросы. На них я и попытаюсь ответить в этой книге.

ж наружила, что есть слова, утратившие для нас свой общий, мирской смысл и став- ziie ихканскими терминами. Так, например, слово «традиция» означает какую-либо •г ашальную школу Ремесла. Я буду, насколько это возможно, стараться употреблять

только в том смысле, в каком оно используется викканами. Общеупотребительная »?рсия этого слова будет обозначаться как «обычай» или «практика». Другое слово, которому иногда приписывают негативное значение, — «арийский». С исторической точки г*='-:іія, арийцы — это народ, живший в Центральной Азии и распространившийся на гг.a j вплоть до Украины. Примерно три тысячи лет арийцы были ассимилированы за- 9О0В анными народами. Упоминания об арийцах в этой книге не имеют ни малейшего та: шения к нацистам XX века или нынешним расовым, этническим или религиозным ; эн этикам. Речь идет об отдельном народе, который ныне не существует, хотя его на- ^•елие, равно как и наследие дравидских народов Индии, можно обнаружить в самых разных точках современного мира.

Моя собственная практика включает в себя те элементы, которые привлекают лично іеня. Она не предполагает принадлежности к какой-либо традиции или направлению. Че ггно говоря, многие языческие обычаи, считающиеся атрибутами какой-то одной группы. на самом деле являются древними универсальными практиками, формально приня- ■ г: ми данной группой. Так, использование круга вовсе не указывает на принадлежность к школе церемониальной магии, а призыв Бригитты — на верность римскому католичеству.


  • рут на много тысяч лет древнее, чем средневековая церемониальная магия, а Бригитта

  1. ыла богиней задолго до того, как превратилась в христианскую святую. Точно так же, как тревние языческие храмы и святые места сегодня считаются христианскими — начиная : т Лурда и заканчивая собором Нотр-Дам, — древние верования, лежащие в основе со- з семенных религий, нельзя объявлять собственностью последних, не погрешив против исторической правды. Четыре стороны света, стихии, центр духа, пятиконечная звезда, з зезда в круге — все эти первичные образы появились десять-двадцать тысяч лет назад, задолго до возникновения официальной традиции Викки или церемониальной магии.

Однако именно благодаря приверженцам церемониальной магии и современным вик- канам эти древние символы и обычаи не утратили своею смысла. Большинство образов Ремесла и церемониальной магии время от времени мелькают в укромных уголках таких официальных религий, как иудаизм, христианство и ислам, но потребовалось неоязычество, чтобы вытащить их из тени и привлечь к ним внимание.

Я предпочитаю прагматический подход к Ремеслу и к религиям вообще, который имеет весьма слабое отношение к «истинной вере», зато тесно связан с универсальными силами, частью которых являемся все мы. Идея имманентного Дуального Божества делает веру ненужной, зато существенно облегчает контакт с Божественным. Контакт заключается в настройке на энергии, текущие вокруг нас, и в признании того факта, что мы и эти энергии — едины. Наше общение происходит постоянно, и здесь нельзя нажать на кнопку «ВЫКЛ».

Мне кажется, что единство человека с жизненной силой было абсолютно нормальным положением дел до великой арийской экспансии, произошедшей около 2100 года до н. э. Именно потребность этой воинственной культуры в вождях и последователях привела к появлению новых религий и породила необходимость наличия божества, которое защищало бы интересы правящего класса и класса воинов, и священников, которые служили бы прослойкой между массами и правящей элитой. Сила священников была не физической, а духовной; и со временем духовная связь обычных людей со вселенной стала привилегией касты жрецов. С самого начала духовная власть находилась в состоянии постоянной войны с временной (политической) властью, что порождало непрерывные трения между жрецами и царями, священниками и королями, проповедниками и официальными властями: кто на самом деле правит людьми — политические, юридические правители или духовные наставники, общающиеся с Богом?

В возрождении языческих практик в наши дни церковники увидели угрозу своей власти. Светский гуманизм и неоязычество идут бок о бок, и они стали мишенью религиозной пропаганды и поводом для истерии в современном мире — дух Салема2 жив и поныне. Претенденты на власть продолжают и будут продолжать объединяться с лидерами церкви, пытаясь утвердить свое господство. Эти две силы опираются друг на друга: священники приобретают власть с помощью СМИ, выступая перед толпами простых людей в поддержку того или иного политика, который приобрел власть с помощью СМИ, выступая перед толпами простых людей в поддержку духовенства. Мы видели, как объединялись Никсон и Билли Грэм, Кеннеди и кардинал О'Коннелл, Буш и Пат Робертсон с целью получить власть над американцами. Независимых мыслителей игнорируют или всячески очерняют, поскольку у них нет влиятельных политических партнеров.

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы воссоединить человека с вселенскими энергиями с помощью различных традиций Викки и церемониальной магии. Мой под

ход нельзя привязать ни к одной из известных школ: я заимствую то, что мне нравится, и отвергаю то, с чем не согласна. Но, хотя я не принадлежу к конкретной традиции, я использую самые разные практики, потому что они помогают мне соединяться с Божественным. Я задействую некоторые элементы, которые формальная традиция официально (или вообще никак) не признает. Я переняла их от своей мамы и бабушки и знаю их истоки — те широко распространенные понятия, которые до сих пор можно уловить в мифах и преданиях. Я не намерена излагать или дискредитировать ни одну из традиций, но я не могу игнорировать те обычаи, в которых воспитана, или те, которые, на мой взгляд, касаются многих людей, занимающихся Ремеслом. Я буду затрагивать эти вопросы по ходу изложения, чтобы соблюсти должный баланс между практикой и верой.

Я считаю, что люди должны обладать информацией, чтобы иметь возможность сделать взвешенный выбор и принять решение. Члены жюри присяжных сидят на судебном заседании, выслушивают свидетельства, а затем выносят вердикт. Точно так же следует принимать рациональные решения и в вопросах духа. У нас есть ум, и мы должны заставить его работать в сотрудничестве с духом и стать целостными, гармоничными существами. Бог и Богиня являются Единым; точно так же мы должны добиться единения внутри себя. Наш ум может сотрудничать с нашим духом, чтобы соединить нас с энергиями вселенной и друт с другом.

Цвет природы —зеленый3

Я использую слово «природный», или «зеленый», для обозначения базового элемента ведьмовства, опираясь при этом на различные источники, которые легко обнаружить в современном язычестве. Зеленый цвет символизирует поклонение природе и использование растений, которые были частью человеческой культуры с незапамятных времен. Зеленый цвет имеет отношение к Повелителю и Повелительнице Зеленого леса, Праотцу и Праматери, Матери-Земле и Хозяину Дикого леса. Кельты и гаэлы4 использовали этот цвет для обозначения духов земли, обитателей холмов, фей, фэери (я не придаю этому слову того зловещего значения, которое иногда присваивается ему в литературе). Мы сталкиваемся с этим во многих легендах, где простое упоминание этого цвета выдает истинную природу персонажа. Я настоятельно рекомендую вам прочесть книгу Катерины Бриггс «Энциклопедия фей» (Briggs К. Encyclopedia of Fairies), содержащую блестящий анализ и великолепную подборку сюжетов, легенд и коротких рассказов о феях (обитателях холмов).

Зеленый цвет был очень важен для жителей Британских островов, они даже соблюдали специальные правила при изготовлении и использовании зеленой краски. Мужчины шэт:-ш.участвовать на первых этапах работы — выращивании растений, но все остальные этапы создания краски осуществляли только женщины. Истинно природный оттенок этого цвета появлялся в результате длительной трудоемкой процедуры, которая могла быть составной частью особого ритуала5. Если краска была приготовлена неправильно, то цвет считался несчастливым. Люди соблюдали величайшие предосторожности, работая с цветами Другого Народа, но, как бы тщательно ни была окрашена ткань, скотты все равно считали, что зеленый цвет приносит несчастье и носить его могут лишь те, кто причастен к тайнам земли и Ремеслу Мудрых.

Хотя в природных (зеленых) элементах ведьмовства задействованы фэери, это вовсе не то же самое, что феи и эльфы викканских школ. Древние корни практик Зеленого уровня ведьмовства легко проследить в различных аспектах современных традиций Бикки, церемониальной магии и также во многих других практиках, которые нередко объединяют, называя неоязычеством. Во всех этих проявлениях язычества факторы Природной магии являются фундаментом, на котором базируются более современные идеи и практики. Это прочное основание обеспечивает Древняя Религия, которая существовала задолго до изобретения политизированных богов, авторитарных догм, профессиональных священников, сложных ритуалов и уровней посвящения.

В скандинавско-тевтонских системах (которые с исторической точки зрения можно назвать «арийскими») базовый уровень называется Зеленым, затем идет более высокий Красный уровень, а объединенные Синий и Белый уровни являются главным объектом поклонения и практик. Однако личности и функции божеств, занимающих различные уровни, говорят об их действительном происхождении и предназначении. Зеленый уровень принадлежит Господину и Госпоже6, при этом Господин представляет изобилие и плодородие, а Госпожа — мир, любовь и огромную силу магии. Красный уровень принадлежит Воину (Тору), воплощающему физическую силу. На самом верху находятся Белый уровень, принадлежащий Законодателю Тиру, символизирующему закон и порядок в обществе, и Синий уровень, принадлежащий Правителю (Одину), символизирующему власть вождя-патриарха, магическую власть (руны) и магическое самопожертвование. Эти же боги, хотя и под другими именами, появляются и в других арийских религиозных структурах.

Госпожа может подниматься на Синий уровень, в царство Одина. Предположительно, она обучала его своей магии, в результате чего «обновленная версия» Одина узурпировала в северных системах положение господина Зеленого уровня. Бог правления был создан примерно четыре тысячи лет назад, чтобы отразить политическую реальность — смену общинного строя управляемым обществом. Следовательно, божества Красного, Белого и Синего уровней являются относительно недавними изобретениями, специально созданными (или эволюционировавшими) для того, чтобы узаконить новую политическую ситуацию. Однако, как утверждает Эдред Торссон в книге «Скандинавская магия» (Thorsson Е. Northern Magic), истинным уровнем ведьмы является Зеленый.

Я рассказываю о происхождении уровней северных богов в своей книге «Танцующие тени: Корни западных религиозных верований». И если таких божеств, как Воин, Законодатель и Правитель, можно обнаружить в 4 тысячелетии до н. э., то древнейшие в истории человечества религиозные практики восходят к дравидам — народу, жившему в долине реки Инд. История их религии насчитывает тридцать тысяч лет, в течение многих столетий ее распространяли торговцы, путешествующие морем, и именно она сформировала ядро языческих систем Европы.

В сегодняшней Индии дравиды все еще существуют как отдельная этническая группа, и их практики по-прежнему отражают то, что мы склонны называть европейским язычеством: узнаваемы концепции и даже имена. Дуальное Божество индского региона, а именно дравидских (а не индуистских) Шиву (или Иша) и Шакти (или Ума, Дану), с учетом дат, миграций и торговых путей можно рассматривать как предшественников европейской двойственности Господина и Госпожи: Рогатого Бога любви/плодородия/ животных и Богини жизни/смерти/возрождения, которая и соответствует тому, что позднее стало известно как Зеленый уровень (фундамент) традиции одинизма (Асатру). Зеленый уровень отражает более древнюю религию, предшествовавшую формированию класса воинов и правителей и появившуюся задолго до того, как возникла потребность в политизированных божествах, которые служат для поддержания власти правителей с помощью священнослужителей. Именно создание новых богов привело к отделению людей от Божественного, что и вылилось в паттерн отчуждения от Бога, присущий современным официальным религиям.
Здесь важно запомнить следующее: когда я буду говорить о природной (зеленой) традиции ведьмовства, я буду обращаться к божествам, которые стали частью ведической индуистской традиции, базирующейся на арийской системе, но которые старше этой Древней Религии на десятки тысяч лет. Речь здесь не идет о смешении пантеонов и одновременном использовании, например, Шивы и Кернунноса. Кернуннос происходит от дравидского Шивы, изображения которого археологи нашли в долине Инда. Шива изображался с рогами, сидящим в позе йога, окруженным дикими и домашними животными, символизировал плодородие и любовь и выступал в качестве учителя, раздающего благословения. Кернуннос, изображение которого мы видим на более позднем кельтском котле из Гундесрапа, сидит в такой же позе, тоже имеет рога, окружен дикими животными, а одна его рука поднята в благословляющем жесте. Это божество было принесено в Европу кельтами, наследниками дравидов, — народом, вытесненным в Европу и на Британские острова (через Иберийский полуостров) со своей родины в Лидии вследствие экспансии арийских племен (2000-1000 годы до н. э.). Более подробно о развитии религий говорится в Приложении.

Занимаясь Ремеслом, я пыталась максимально приблизиться к обычаям Зеленого уровня и обнаружила, что для этого не нужны песнопения, молитвы, стилизованные ритуалы, специальные одеяния и догмы. Беседуя с другими ведьмами, как потомственными, так и одиночками, читая описания практик других людей, я поняла, что такой отказ от определенного стиля или формата получил широкое распространение. Подобный языческий подход сродни тому, что заставило протестантов-реформатов отказаться от карнавальной пышности католического ритуала — жестко регламентированного, не оставлявшего места для импровизации и не требовавшего понимания — и вернуться к более простым религиозным проявлениям.

Не случайно церемонии Римской католической церкви были отвергнуты народами германской группы, у которых были сильны языческие традиции. Пышные облачения католических священников, сложные ритуалы, оформление алтаря обязаны своим появлением римскому императору Диоклетиану, который правил как бог и которому поклонялись как боїу. Католическая церковь просто-напросто присвоила себе церемонии Диоклетиана и назвала их христианскими после того, как старый император отрекся от трона. Императором от религии стал Папа Римский. Джон Роумер блестяще анализирует эволюцию религиозной практики в своей видеолекции «Завет».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница