Избирательная система франции – основные тенденции развития



Скачать 74.82 Kb.
Дата11.11.2016
Размер74.82 Kb.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ –

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Жан-Мишель Брико


доктор права Факультета права и социологии Реймского университет,

Реймс, Франция


Три основных направления развития избирательного права и местной демократии касаются паритета, вопроса совмещения полномочий, и создания статуса местного избранника.


  1. Паритет

Франция является первой страной, принявшей закон о равноправии мужчин и женщин с тем, чтобы сократить заниженное количество женщин, участвующих в политической жизни. Закон от 8 июля 1999 года послужил конституционной основой политического паритета. Закон № 2000-493 от 6 июня 2000 года благоприятствовал равному доступу мужчин и женщин в выборах.

Закон базируется в основном на двух положениях:

Первое делает обязательным принцип паритета для всех кандидатов. Например, для выборов сенаторов и депутатов Европарламента каждый список состоит альтернативно из кандидатов обоих полов (или по принципу паритета на группу из шести кандидатов при муниципальных выборах в коммуны с количеством жителей более 3500 - региональные выборы).

Второе положение посвящено публичной помощи политическим партиям для обеспечения предусмотренной пропорции мужчин и женщин, представленных каждой партией на выборах в органы законодательной власти1

Принцип равенства мужчин и женщин позволил добиться значительного паритета на муниципальных и сенаторских выборах 2001 года:


  • Количество кандидатур женщин превысило 47% на выборах в марте 2001 года против 25,7% в 1995 году.

Остается проблема улучшения положения женщин в местных органах власти, для того, чтобы они могли претендовать на ответственные посты. Существует проблема паритета в органах власти на Корсике. Местный закон 2003 года отклонил распространение на законодательное собрание (Ассамблею) Корсики принцип альтернативного представительства мужчин и женщин на выборах. Конституционный Совет Франции предложил региональным законодателям в ближайшее время положить конец этому неравенству.

I. Совмещение полномочий


Речь идет о положении, позволяющем избранникам сконцентрироваться только на своих функциях. Это выражается в двух основных законах:

  • закон № 2000-294 от 5 апреля 2000 года о запрете совмещения депутатских постов, который усиливают запрет на совмещение парламентских полномочий и местных, а также с постом сенатора и депутата европейского парламента;

  • закон № 2000-295 от 5 апреля 2000 об ограничении избирательских полномочий и их функций, что несовместимы полномочия депутата европейского парламента и депутата местного органа власти.

Депутаты, находящиеся в такой ситуации обязательно должны ее урегулировать и в течение 30 дней подать в отставку с одной из выборных должностей.

Несовместимо с исполнением парламентских полномочий выполнение обязанностей более чем по одной должности местного советника в региональном совете, советника в ассамблее на Корсике, советника в Париже, муниципального советника. Парламентарий может выполнять местные функции исполнительной власти наряду с функциями президента регионального совета, президента исполнительного совета Корсики, президента общего совета, мэра города или мэра округа.

По закону №2003-327 от 11 апреля 2003 года режим несовместимости, применяемый к европейским парламентариям, был построен на той же основе, что и положение депутатов национального парламента.3 Отныне совместительство между мандатами европейского депутата и функцией местного исполнителя больше не запрещено. Европейский парламентарий может снова выполнять, как депутат или сенатор, одну из следующих функций: президента регионального совета, президента общего совета (или президента исполнительного совета Корсики) или мэра.


III.Статус депутата органов местного самоуправления

Идея закона от 27 февраля 2002 года по вопросу демократии посвящен нескольким пунктам: демократизировать доступ к избирательным функциям и таким образом облегчить депутатам их выполнение; дать гарантии возвращения к профессиональной деятельности после завершения срока их полномочий.

Закон конкретизирует положение депутатов различного уровня, предусматривая их ранжирование, с целью преимущественного улучшения статуса местных избранников.

Текст закона представляется достаточно глобальным актом, направленным на облегчение выполнения депутатами своих функций в течение всего срока или, в случае отказа на часть срока полномочий, совмещение депутатской деятельности с профессиональной деятельностью, улучшение подготовки депутатов к их деятельности, их социальную защиту, устранение возможных негативных последствий личного плана по окончании срока полномочий.


1. Профессиональная деятельность и исполнение депутатских обязанностей

Предполагается, что депутат должен иметь время, чтобы выполнять свои общественные функции без ущерба профессиональной карьере. До принятия этого закона наемные служащие отпрашивались с работы для того, чтобы присутствовать на заседаниях. Новый закон вводит систему часов, заранее оговоренных и меняющихся каждые три месяца, в зависимости от размера организации. Эти часы входят в оплачиваемое рабочее время.


2. Время на подготовку.

Подготовка депутатов к своей работе также считается в законе важной составляющей их деятельности. Для депутатов маленьких коммун это основное условие позволяющее обеспечить свободное и самостоятельное управление местными коллективами и избежать технической опеки со стороны государственных служб. Право на подготовку стало обязательным с 1992 года. Продолжительность учебного отпуска депутатов от 6 до 18 дней на один мандат. Им также возмещаются расходы на транспорт, суточные, стоимость стажировки.


3. Финансовые условия выполнения полномочий.

Закон вводит новый режим компенсаций, улучшающий материальные условия депутатов, делая их социально более защищенными. Текст уточняет пробелы закона от3 февраля 1992 года. Текст 2002 года гарантирует выплаты по социальному обеспечению (медицинская страховка, пособие по безработице), а не только оплачиваемый отпуск и сохранение выслуги лет.


4. Гарантии по истечении срока полномочий

Для чиновников, имеющих мандат депутата, никаких проблем не возникает. Однако все намного сложнее для наемных служащих частного сектора и людей свободных профессий. Закон создает «дифференцированные пособия по окончании действия мандата» с тем, чтобы гарантировать бывшему депутату (мэру, президенту регионального совета или общего совета) пособие до того момента, когда он снова найдет работу.

Закон дает также право некоторым избранникам, прекратившим профессиональную деятельность из-за получения мандата, продолжать профессиональную подготовку, предусмотренную трудовым законодательством. Все это делается для того, чтобы позволить им спокойно вернуться к профессиональной деятельности по окончании срока действия депутатского мандата и в конечном счете сделать более привлекательным избрание в местные органы власти.

Заключение


Эти реформы вписываются в трудный политический контекст страны, где наблюдается некоторый спад традиционной политической активности. Президентские выборы 2002 года показали электоральное падение традиционных партий, как правых, так и левых, и очень четкий подъем спорных политических группировок, таких, как «Лига коммунистов-революционеров», «Открытая борьба», или «Национальный фронт».4

Следуя этой избирательной логике, при таком кризисе следовало бы измениться партийной политике традиционных партий. Но речь идет все-таки не о системном кризисе политической системы, а скорее всего об изменениях структуры межпартийной борьбы в политической жизни Франции.



1 Когда число кандидатов каждого пола превосходит 2% от общего числа кандидатов, исходя от последнего общего обновления национальной Ассамблеи, сумма кредитов, которые устанавливаются для первой фракции в порядке публичной помощи, сокращаются наполовину. Выборы, которые не касаются этих двух положений закона от 6 июня 2000 года являются выборами единогласными: выборы в коммуны, кантоны, выборы сенаторов.

2 Несовместимость функций местной исполнительной власти автоматическая, она начинается с момента выборов.

3 Несовместимость, применяемая к местным избранникам и представителям европейского Парламента: представитель европейского Парламента, который не может быть в то же время на должности национального парламентария, не может исполнять более одного полномочия среди полномочий регионального советника, советника в ассамблее Корсики, советника в Париже. Порядок для владельцев местных мандатов и для представителей европейского Парламента характеризуется обязательством отказа от предыдущих мандатов. Депутат, избранный в местные органы, или представитель европарламента получив мандат, несовместимый с его полномочиями имеет 30 дней срока с момента выборов (или, в случае констатации выборов, с момента юридического подтверждения запрещенной ситуации совместительства) чтобы отказаться от одного из предыдущих мандатов. При ошибке выбора самый последний мандат теряет юридическую силу. В случае отказа от последнего полученного мандата юридическую силу теряет только самый последний. Избранник потерял бы тогда оба мандата. При нарушении, когда депутат получает третий местный мандат из-за мандата регионального советника, советника ассамблеи Корсики, советника Парижа, муниципального советника или советника округа, по избирательному списку, и он находится тогда в запрещенной ситуации, ему предоставляются 30 дней, начиная с момента заседания, на котором он был выдвинут, чтобы дать ему время на выбор для отказа от одного из мандатов. По истечении данного времени он будет замещен следующим кандидатом из списка (ст.L.270, L.272-6 и L. 360 избирательного кодекса в новой редакции вследствие закона № 2002-276 от 27 февраля 2002 года).

4 Президентская избирательная компания и выборы в законодательное собрание 2002 года привели к созданию в правых партии Ширака: Союз за президентское большинство (Впоследствии Союз народного большинства). Официально она объединяет бывших галлистов, либералов и центристов, верных Шираку Таким образом, эта партия стала правительственной и поэтому передала свои функции крайним партиям (Жорж Лаво). Кандидат от этой партии впервые набрал менее 5% голосов и была представлена кандидатом от крайних левых (Арлетт Лагийе). «Зеленые»: партия экологов принимала сторону левых с 1997 по 2002 год. Крайние левые: с Арлетт Лагийе («Открытая борьба») и Оливье Безансено («Лига коммунистов-революционеров») вместе набрали 10%. Между тем, крайние левые заменили партию социалистов в ее спорной функции. Крайние правые: вот уже 15 лет эта партия продолжает побеждать на выборах, кульминацией были выборы 2002 года, где ее лидер Лю Пен был представлен во втором туре, несмотря на раскол в Национальном республиканском движении. Этот подъем крайних правых объясняется выравниванием традиционных левых и нео-галлистов вправо и защитой либеральной Европы. Такое же явления происходит во многих европейских странах, где электорат переходит от левых к крайним правым.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница