Изъ еврейскихъ легендъ



страница1/3
Дата09.11.2016
Размер0.75 Mb.
  1   2   3

РЕБЪ ІЕЙБЪ-СУРЕСЪ1).

(ИЗЪ ЕВРЕЙСКИХЪ ЛЕГЕНДЪ).

I.



И теперь у насъ много хорошихъ цадиковъ: ребъ Янкевъ-Ицхокль Макаровскій, и братья ребъ Лвремеле и Геделе ржищевскіе, и ребъ Іойхинцс черпобндыжій... Опи велики и славпы... Но что они передъ ребі> Лейбъ-Оуресомъ!.. Такого, какъ онъ, нѣтъ и пе будстъ у насъ... Что пррдъ пимъ гусятинскій, даже садогурскій цадики!.. Ребъ Лейбъ- Суресъ!.. Опъ былъ... Разъѣ вы можете судить, кжъ онъ былъ пелнкъ!.. Вотъ какъ онъ былъ великъ... Слушайте!

II.

Когда Адамъ согрѣигилъ, и его выгоняли изъ рая, и когда пла­кал ъ Адамъ, и заливался горючими слезами: тогда сжалился надъ нимъ Ісгова и далъ ему книгу. И что это за книга!.. На первой сграницѣ

ея самъ Іегова своими перстами ваиисалъ идя нашего дивнаго дадикя... Это шітѣйніая книги!... Стоитъ только честному еврею держать ,»ту книгу у себя въ домѣ, и онъ не сгоритъ, хотя б ы круто,чъ былъ са­мый сильный ножаръ. Вотъ какая это книга!.,. А ребъ Лейбъ-Оуресъ былъ сильнѣе ея!... Онъ былъ великій избраннивъ, дивный и присланный цадикъ!,.. И вы думаете, что только „наши" уважали его!... Кго нсѣ почитали, ибо сами найяснѣйшіе паны совѣтовались съ нихъ... Бы ска­жете, что и теперь „паши* бываютъ у хорошихъ на-новъ... Нѵ, бнна- ютъ... 11 что съ того?... Они бываютъ для того, чтобы ѣш. ,.трсфъ“ л погано» животное „хазеръ“... И они, чтобы попасть къ нанамъ, не посятъ неіісовъ, иодстрнгаютъ себѣ бороды и не нроелтъ на своихъ единовѣрдевъ... А ребъ Лойбъ-Суросъ!... Онъ былъ святѣйшій, и всюду бывалъ, не подстригая пейсовъ и бороды, и не снимал ермолки, нян- тофлей и длиннаго капота, и онъ бывалъ у самыхъ ітіяслѣйшихъ на- новъ, графовъ, и князей, и выпге... У кого нышеі.. Бы это узнаете... И овъ бывалъ у иихъ не для своего блага. . онт. бывалъ, чтобы просить найлснѣйшихъ лановъ за наніихъ бѣдныхг, и голимыхъ единовѣрцевъ... Ребъ Лейбъ-Оуресъ былъ іжликій защитяикъ народа нашего!...

Слушайте!

III.

Въ одномъ мѣстечкѣ жилъ одинъ бѣдный еврей, и была у него жена, благочестивая и дѣтородкал женщина, и дѣти были... И была у нихъ хата, и всѣ они жили въ ней; и была у нихъ маленькая „крамнида", и всѣ они, и жена еврея того, и дѣги ея, торговали въ ней, продавая разные- товары „хлопамъ% и дѣлали неболылія дѣла, и жиля, И то былъ ребъ Лейбъ-Оѵресъ, и жена его была его жена, и дѣти ихъ были дѣти его...

И никто въ мѣстечкѣ томъ не зналъ, какое сокровище хранится въ лемъ, ибо ребъ Лейбъ-Оуресъ, живя бѣдно я скромно, сонсѣмъ удалялся отъ „дѣлъ“, и изучалъ великую книгу—талмудъ, и не яв­лялся людямъ.

И прошло пс мало времени, и окончили ребъ Ленбъ-Суресъ изу- чспіе талмуда, и вышелъ изъ дому, и показался народу нашему, жив­шему )гь томъ зіѣстечкѣ, и не былъ узианъ онъ, и не былъ признанъ учителем»... И вышель ребъ Лейбъ-Оуресъ изъ мѣстечка, и началъ разъѣжіть ио городамъ и мѣстечішіъ и посѣіцать знаиенитыхъ рабиновъ, чтобы нобесѣдовать съ пили. И бесѣдовалъ съ ними ребъ ЛМбъ-Суресъ, но не воказывалъ прсдъ ними ни учености своей, ни добродѣтслей слюихъ. И объѣздивъ всѣхъ извѣстныхъ рабиновъ, и ноговорнвъ съ ними, возвращался ребъ Лейбъ-Оуресъ къ себѣ домой, къ женѣ своей и дѣтячъ своямъ. И совершіг.іъ путь свой ребъ Лейбъ-Оуресъ такъ, какъ совсршаютъ его всѣ единовѣрцы наши, останавливаясь для совер- шенія шабаша въ нопутныхъ корчмахъ. И совершилъ ребъ Дейбъ-Су- ресъ во время одной изъ такихъ остановокъ свое первое чудо.

Слушайте!

IV.

На иересѣченіи двухъ болынихъ дорогъ стояла огромная корчма. Нъ пей всегда было много иашихъ; извѣстно, всегда ѣздятъ но сво- имъ дѣламъ. И нодъѣхалъ къ этой корчмѣ ребъ Лейбъ-Оуресъ, и вы- ліелъ изъ брички, и вошелъ въ корчму, и остановился въ ней, съѣлъ рыбы и погрузился въ свои мысли... Вы хотите знать, о чемъ онъ думалъі.. Развѣ ложно знать это памъ, простымъ еврсямъ?... Можетъ быть, что онъ думалъ... Ну, я не знаю... Изпѣстно, хорошее думалъ... И былъ вечеръ... И ііодѣт ІІоха, жена корчмаря Іося, на чердакъ, и уронила искру, и вспыхнула крыша, ибо она была изъ соломы, и сдѣла.ш воликій ножаръ... И подняли въ корчмѣ ввликій гв&лгь!... И корчмарь Іоеь, и Поха, и ихъ дѣти: Хаимъ, Пикхосъ, Псйсахь, Сура. Ривка, Іосыле, Малка, Рухля, Борухъ и остальныя бѣгаюгь и кричатъ: „гвултъ!... ратуйте!"... А ребе сидитъ и молчитъ... Почему онъ сидѣлъ и молчалъ? Развѣ мы :!наемъ... Можетъ быть, такъ было нужно... И можетъ быть, и тотъ ножаръ нарочно случился, чтобы про­славиться великому цадику... И бѣгаютъ, и кричатъ Іось и ІІоха, Хаимъ и Пинхосъ, Псйеахъ и Сура, Ривка и Іооыле, Малка и Ру- хеле. Борухъ и остальные, и не обр ицаютъ вниманія, что онъ сидитъ... Ребъ Леіібъ-Суресъ былъ ио виду совсѣяъ какъ бы простой „жидокъ“... И шуба его была простая, и „штроймиле" былъ такой, какъ у всѣхъ, и глаза были, и -борода была, и пейсы были, и все было простое,

жидовское*. И развѣ знали Іось и Поха, кто у нихъ былъ?... И развѣ они могли знать, когдд ученые рабины не узнавали великаго цадика? ■—;-)тъ!— думали всѣ, простой жидокъ...—И бѣгаютъ они, и кричатъ, и хватзютъ разныя вещи, и выпуекаютъ пхъ изъ рукъ...

Л ножаръ все болѣе и болѣе увеличивается... И крыша уже сгорѣла, и потолокъ началъ пылать...

И тугъ ребе всталъ, и чуть слышно сказа лъ: „ша!“ И они нсѣ смолкли... И это было первое чудо: они схолкли!... Іось, ІІоха, Ха- имъ, Пинхосъ, Пейсахъ, Сура, Ривка, Іосыле, Малка, Рухеле, Г>орухъ и другіе смолкли!... И они увидѣлн, и уразумѣли, что у нихъ былъ не простой жидокъ, и возложили уповішіе на него... И сказалъ имъ ребе: „дайте мнѣ бутылку*... И они дали ему бутылку. И взнлъ ее ребе, и выніелъ изъ корчмы, и шсдъ тихо и важно, такъ, какъ-бы шелъ и;іъ „школы".

Онъ шелъ и молился. И развѣ мы можсмъ знать, какую молитву читалъ онъ!... И нришелъ ребе назадъ, и иринесъ бутылку, и сталъ около корчмы... А ужъ и въ корчлѣ горитъ, и „бебехи“ вотъ—вотъ загорятся... И жалко Похѣ „бебеховъ"... И ей еще были нужны они, ибо она могла еще увеличить^число народа нашего, и нужны были въ приданое Сурѣ, Ривкѣ, Малкѣ, Рухлѣ и другимъ... Белкой дщери раилл нужны „бебехи“, ибо безъ нихъ не возможно настоящее плодо­родие Ж(;нъ нашихъ... И рыдаетъ Поха.,. И лришелъ ребъ Дейбъ Су- ресъ, и услышалъ вопль Похи, и сказалъ: „ша!“ Они успокоились. И сказалъ: „не пугайтеся!" И они стихли, и смолкли... взялъ тогда ре­бе бутылку, и поднялъ ее, и бры.шу.ть изъ ііея водою, и стихло пла­мя, и какъ бы не было пожара...

И то было второе чудо великаго рабина! И узнали его, и нро- с славили, и говорили о ребъ Дейбъ-Суресѣ Іось и Лоха всѣмъ останав­ливавшийся въ ихъ корчмѣ, н распространилась слава о ребъ Деіібъ- Сѵресѣ.

И много другихъ чудесъ совершить потомъ нашъ дивный

ребе.

Слипайте!г.



ІІевдішкѣ отъ того мѣстсчка, гдѣ прожинн-лъ нашъ знаменитый

9

цадикъ, жиль въ одкомъ селѣ татаринъ. И былъ онъ сильный чело- вѣііъ, ибо ему служили бѣсы... Извѣстно, намъ слѵжитъ Богъ, а гояиъ — бѣсы... И знали объ зтомъ татарииѣ всѣ ближкіе и далыііс люди, и привозили къ нему своихъ бодьныхъ, одержимыхъ бѣсаяи... И бралъ татаринъ больныхъ въ свой домъ, и морилъ ихъ голодомъ, и бмлъ валками, и сѣкъ плетьми, и изгонять бѣсовъ... И былъ сла- венъ татаринъ между гоями, даже между нашими извѣстенъ былъ... Но возсіяла слава нашего дивнаго цадика, святѣйшаго ребъ ЛеЙбъ- Суреса, и стала меркнуть слава татарина. И позавидовалъ онъ на­шему цадику, и воадвигъ яротивъ него разныя пженія, и взвелъ на него разныя напасти; но не могъ ничего сдѣлатъ, ибо ребъ Лейбъ-Су- рее/ь былъ неуязвимъ... И ноднялъ тогда татаринъ свое зло на срод- Ниііовъ евятѣйшаго ребъ Лейбъ-Оуреса... И то было такъ...
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница