Iv развитие джайнизма вне бихара (средневековый период)



Скачать 93.85 Kb.
Дата09.05.2016
Размер93.85 Kb.
Глава IV

РАЗВИТИЕ ДЖАЙНИЗМА ВНЕ БИХАРА


(средневековый период)
В науке принято считать, что джайнизм стал распространяться по Южной Индии с III в. до н.э, т.е. с того времени, когда проповедник этой религии Бхадрабаху во главе общины монахов пришел из Бихара в Карнатак.

Но есть и другая точка зрения, заключающаяся в том, что джайнизм был здесь известен задолго до прихода Бхадрабаху и что тот только вдохнул новую жизнь в эту старую религию. Приверженцы бога Шивы узнали и приняли в джайнизме многое, что было им уже знакомо по их вероучению — идею отшельничества, позу йога-асана, покровительство животным.

В течение первых веков нашей эры джайнизм довольно интенсивно и мирно распространялся по Южной Индии. Он был широко известен в империи Сатаваханов (падение которой датируется III в. н. э.) и пользовался покровительством правителей из династий Ганга (II— XI вв.), ранних Кадамба (IV—VI вв.), Чалукья (VI-VIII вв.), Паллава (V—IX вв.) и др.2. Многие правители строили джайнские храмы, монастыри, учреждали кухни для питания монахов3

Модифицированный брахманизм, применившийся к местным условиям (обычно уже именуемый в исследованиях индуизмом), стал в это время широко известной религиозной системой. Отойдя от почитания большин-

________________________

1 К Р. Jain, The Antiquity of Jainism in South India, стр. 512—516.

2 Б. Н. Л у н и я. История индийской культуры, стр. 208, 259. К. A. Niiakantha Sastri, Development of Religion in So'Jtl1 India, стр. 68—69; Н. К. Синха, А. Ч. Банерджи, История Индии, стр. 123.

3 К. A. Nilakantha Sastri, Development of Religion in South India, стр. 69.

58
ства ведических богов и в значительной мере отказавшись от принесения в жертву животных, индуизм принял в эту эпоху в основном форму бхагаватизма (от бхагават — божество), т.е. из многих богов индуизма выделились верховные божества, как бы возглавившие пантеон. На юге Индии главными объектами почитания бхагаватов стали боги Шива и Вишну, таким образом в индуизме оформились два главных течения — шиваизм и вишнуизм.

Это была эпоха раннего бхакти — религиозного движения в индуизме, призывавшего к беспредельной, самоотрешенной любви к божеству: Шиве или Вишну-

Бхакты-шиваиты (т.е. фанатичные сторонники шиваизма), известные под названием наянаров, и бхакты-вишнуиты (альвары) слагали гимны в честь этих богов; эти гимны представляют большой и крайне интересный для историков раздел литературы раннего южноиндийского средневековья.

Из этих источников видно, что на юге к середине I тысячелетия н.э. между общиной джайнов и бхактами-индуистами создались враждебные отношения.

Джайнские вероучители основали в округе Южный Аркот (современный штат Мадрас) монастырь, получивший название Паталипутры — очевидно, в память одной из северных твердынь этой религии. Монахи из Паталипутры обратили в джайнизм широкие слои местного населения, и в том числе некоторых сильных правителей южноиндийских государств, как, например, Махендравармана из династии Паллава (начало VII в. н.э.).

Этот -монастырь был далеко не единственным влиятельным центром джайнизма на юге — в первой половине I тысячелетия н.э. славились джайнские монастыри в Пухаре, Урапуре, Мадураи и ряде других мест Южной Индии4.

Очевидно, соперничество из-за влияния на правителей, а также из-за экономических выгод (борьба за земли, дарованные монастырям и храмам, за богатые вклады и т. п.) послужило одной из причин вражды между общинами.

_________________________



4Xaviеr S. Тhani Nауagam, Earliest Jain and Buddhist Teaching in the Tamil Country, стр. 42.

59
Борьба между джайнами и бхактами иногда сводилась не только к публичным диспутам (причем проигравшие должны были принимать веру победивших) или к соревнованию в демонстрации «чудес», но и к массовым казням джайнов5, инспирированным брахманами-советниками, которые оказывали влияние на правителей.

Есть свидетельства, что и в Махараштре джайны подвергались яростным нападкам со стороны групп местного населения, руководимых лицами, известными под названием «бхайрав»6. Это название говорит о том, что указанные группы населения были, очевидно, шиваитами, так как слово «бхайрав» является одним из имен бога Шивы.

В храме богини Минакши в г. Мадураи (штат Мадрас) есть фрески, на которых изображены массовые казни джайнов. Здесь доныне в дни ежегодного праздника, посвященного этой богине, проносят в процессии изображение джайна, посаженного на кол7.

Главной причиной такой вражды были те общественно-экономические изменения, которые наступили в стране в связи с развитием феодальных отношений. Нет указаний на такую острую вражду между общинами до начала эпохи Гупта. Новые социальные слои (и прежде всего феодальные правители), поднявшиеся в эпоху Гупта и вслед за ней, т. е. в период роста феодализма, сделали своим идеологическим знаменем реформированный брахманизм — индуизм в форме раннего бхакти, как приверженности к верховному богу. И тогда начались активные нападки на носителей старых форм идеологии, сопряженной с теми общественно-экономическими отношениями, которые были обречены на уход с исторической арены, так как были связаны с эпохой формирования классовых отношений.

Жертвой этой борьбы стал буддизм, который не смог приспособиться к новым социально-экономическим условиям и был практически вытеснен из Индии к VIII — IX вв. н. э. Джайнизм же как вероучение, отличающееся большей простотой и близостью к практической

________________________



5 Там же стр.42 — 43.

6 V. A. Sangavе, Jaina Community, стр.102.

7 Там же, стр.409.

60
дизни народа, а также, вероятно, в большей мере обладающее корнями, уходящими в толщу древних народных верований, смог устоять в этом конфликте.

Известно, что джайнские учители — ачарья — предписывали членам общины придерживаться обычаев каждого народа, в среде которого они жили (если только эти обычаи не находились в противоречии с основами джайнизма). Так сложились два типа религиозно-обрядовой практики каждого джайна: «лаукика», т. е. «мирская», «практическая», и «паралаукика», т. е. только для души, «надмирская»8. В практику лаукика входили не только паломничество, проведение праздников или отправление обрядов, но и производственная деятельность.

Трудно сказать, была ли у членов древней джайнской общины общая (или сходные) профессия. Все занятия, .связанные с уничтожением живых существ или нанесением им вреда, считались запретными, поэтому джайны порицают, например, земледелие, полагая, что при вспашке полей наносится вред различным живым существам. Но когда именно джайны отказались от земледелия — неизвестно. Очевидно, в основном это вероучение распространялось в городской среде уже в древние времена.

В Бомбейском Карнатаке сложилась единственная каста джайнов — чатуртха, которая занимается земледелием 9. Это может вызвать предположение, что члены какой-то крупной земледельческой касты данной местности приняли некогда джайнизм и продолжали заниматься земледелием, ибо для многочисленной группы людей было трудно сразу переменить профессию и переселиться в города для занятий торговлей или ростовщичеством.

Исходя из того, что торговая и ростовщическая деятельность является в течение многих веков традиционным занятием джайнов, можно полагать, что джайны сосредоточили на ней свои усилия в эпоху расцвета феодализма. Если джайны-монахи жили в монастырях и обителях вне городов, то джайны-миряне были сконцентрированы главным образом в городах. Очевидно, высокая степень их влияния на многих правителей может быть объяснена именно тем, что они предоставляли крупные займы и финансировали те или иные их мероприятия.

_________________________



8 Там же, стр. 406—407.

9Там же, стр. 106.

61
Эпоха раннего феодализма, развитие ремесла и торговли должны были объективно способствовать упрочению джайнизма и помочь ему выдержать удары со стороны индуизма.

Уже в эпоху Гупта многие города, в которых процветали ремесла и торговля (Матхура, Валабхи, Пундравардхана, Удаягири, Майсур, Канчи и др.), прославились как крупные центры джайнизма. Об упрочении этой религии в раннее средневековье и о ее распространении в Южной и Западной Индии свидетельствует и то, что в 453 г. н.э. в г. Валабхи собрался вседжайнскии собор для исправления и фиксации канонических текстов. В этот период было создано и много комментариев к этим текстам, составившим большой раздел джайнской литературы.

Однако развитие феодализма (а в области идеологии становление индуизма) было неотделимо от развития в упрочения кастового строя. Джайнская община восприняла эту черту социально-экономической и идеологической жизни Индии — постепенно в джайнизме сложились касты, принявшие многие ограничения и запреты, существовавшие в индусских кастах.

Видимо, умение приспособиться к меняющимся историческим условиям может быть объяснено известным либерализмом джайнского канона и всего строя общины. Джайнские учители не противились изменениям, которые время вносило в устройство общины. Как и в древности, община не закрывала своих дверей ни перед кем.

Важной причиной образования джайнских каст в этот период было массовое обращение в джайнизм индусов в тех государствах, правители которых покровительствовали джайнской общине или даже сами становились джайнами. Эти новообращенные сохраняли в рамках новой религии свой прежний жизненный уклад, основанный на кастовом строе.

К делению общины на четыре варны, происшедшему еще в древний, бихарский, период развития джайнизма, прибавилось деление ее на касты, окончательно оформившееся главным образом в XIII—XV вв. Собственно джайнские касты возникали в основном по локальному признаку — по месту расселения той или иной группы джайнов. Это подтверждается тем, что до сих пор точ-



62
но известно место образования многих джайнских каст10. В подавляющем большинстве случаев это города.

На севере и западе Индии смешение индусской и джайнской общин было особенно активным — здесь в составе многих джайнских каст есть группы, исповедующие вишнуизм, а в составе многих индусских каст есть части, зарегистрированные как джайны11. На юге же в джайнской общине сложились свои касты, которые целиком отъединились от индусской общины; здесь названия джайнских каст не встречаются в составе индусских. Это, возможно, показывает, что процесс становления джайнской общины на юге протекал на основе большей изолированности от индусской общины, в которой раннее бхакти достигло, как известно, высокого развития. В этом отражена также и та борьба между общинами, о которой упоминалось выше. Она не прекращалась и в первой половине II тысячелетия н. э. Известно, что джайны жаловались правителю Виджаянагара Буккарайе на притеснения со стороны вишнуитов и он повелел в 1368 г. обеим общинам прекратить вражду и мирно проповедовать свои вероучения12.

Южные джайны не прибегали и не прибегают к услугам брахманов, как это делают джайны на севере и западе, а имеют сложившуюся внутри их общины прослойку жрецов — упадхьяя.

В IX—XV вв. южноиндийские джайны-дигамбары назывались «панчама» («пятые»), т. е. те, кто находится вне рамок четырех варн индуизма. Правда, есть и другое толкование этого названия — в «пятую» группу среди джайнов входят те члены общины, которые признают браки вдов13, из-за чего другие группы джайнов относятся к «панчама» как к «низшей» группе. Для того чтобы освободиться от своего низкого положения, многие панчама вливались в шиваитскую секту лингаятов, не признававшую кастовых ограничений.

Считается, что многое в этическом учении и философии лингаятов заимствовано у джайнов14. Большинст-

_________________________



10 Там же, стр. 111 — 114.

11Там же, стр. 100.

12К. А. Nilakantha Sastri, Development of Religion in South India, стр. 69.

13Y. A. Sangavе, Jaina Community, стр. 105, 107.

14Там же, стр. 106.

63
во лингаятов, как и джайны, являются торговцами и ростовщиками, что служит косвенным подтверждение широкого обращения джайнов в лингаизм. В течение нескольких веков лингаяты и джайны мирно уживались но уже в XVI в., в период правления в Виджаянагаре династии Райя, между ними происходили столкновения. Так, Кришнадева Райя приговорил к тяжелому наказанию главу общины лингаятов за то, что он убил нескольких жрецов из джайнской секты шветамбаров15.

Повсюду на юге можно видеть статуи тиртханкаров и джайнские храмы, свидетельствующие о широком распространении здесь этой религии в течение длительного времени. В разных областях Южной Индии сложились свои центры джайнизма, но главным стал центр в Шраванабельголе в штате Майсур (где, по преданию, умер пришедший сюда незадолго до своей смерти Бхадрабаху).

С XIII в. южноиндийский джайнизм начал клониться к упадку. В эту эпоху стало расти антифеодальное движение, религиозно-идеологическим выражением которого стало учение бхакти (особенно вишнуитское бхакти). Оно охватило широкие слои сельского населения и городских ремесленников. Это движение было настолько широким, что к нему примыкали и многщ представители других религиозных общин. Большое число джайнов обратилось в вишнуизм, и джайнская община не только уменьшалась численно, но и теряла свое влияние.

Окончательно индуизированные правители южно индийских государств перестали покровительствовать джайнам.

В эпоху мусульманских завоеваний и особенно после падения империи Виджаянагар (конец XVI в.) джайнская община на юге практически потеряла все свои позиции.

На севере Индии центрами джайнизма (главным образом секты шветамбаров) стали в средневековый период Матхура, Удджайн, Раджпутана. Матхура издавна была торговым городом, в период правления династии Сатаваханов она превратилась в один из главных

_________________________

15К. A. Nilakantha Sastri, Development of Religion in South India, стр. 126—127.

64
центров торговли с западными странами. Здесь сосредоточились джайнские купцы, щедро субсидируя в течение ряда веков строительство джайнских монастырей и храмов.

На севере и северо-западе, как и на юге, вспыхивали иногда столкновения между индусской и джайнской общинами — известны случаи разгромов джайнских храмов и переделки их под индусские, известны случаи преследования и убийства джайнов16.

В период правления мусульманских династий джайны не подвергались гонениям. Это можно объяснить тем, что они держали в своих руках многие ключевые позиции в налогово-финансовом ведомстве, в торговле и ростовщичестве, а также давали займы Моголам17. Джайны были богаты и влиятельны и именно в этот период строили на свои средства богатейшие храмы в Раджпутане и Гуджарате, прославленные на весь мир. Джайны часто пользовались покровительством многих раджпутских князей и бывали министрами при их дворах. Именно джайны стали основой складывавшейся в Раджпутане и Гуджарате торгово-ростовщической прослойки, широко известной позже под названием марвари (по месту своего образования — Марвару).

Они занимались не только торговлей, ростовщичеством и предоставлением крупных денежных займов раджпутским феодалам, но и сбором налогов, скупкой изделий ремесленников с последующим широким вывозом и перепродажей их, предоставлением кредитов в другие области Индии и другими подобными операциями18.



____________________________

16 V. A. Sangavе, Jaina Community, стр.409 — 410.

17 В. И. Павлов, Формирование индийской буржуазии, стр. 40, 45 — 46.

18 А. И. Чичеров, Экономическое развитие Индии перед английским завоеванием, стр.162.
5 Н. Р. Гусева


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница