Итоговая игра «Колесо истории» Цель: – обобщение знаний по факультативному курсу «Родина моя»



Скачать 76.89 Kb.
Дата08.11.2016
Размер76.89 Kb.
Итоговая игра «Колесо истории»

Цель:

– обобщение знаний по факультативному курсу «Родина моя»


Задачи:

– формировать интерес учащихся к истории родного края;

– развивать познавательную активность учащихся;

– воспитывать чувство уважения к истории своего края.



Оборудование:

Оформление сцены:



Инвентарь:

  • Детские машины – 5 штук.

  • Ленточки 5-ти цветов по 3 метра на каждый цвет.

  • Стойка

  • Шарики, бумажные цветы, флажки для болельщиков.

  • Одежда для игроков.

  • Табло для результатов.

  • Музыкальное сопровождение.

  • Конверты для заданий.

Примечание: Некоторые сценки взяты из телевизионной игры «Колесо истории»


Ход игры

Песня «У похода есть начало»



Вед. Здравствуйте, сегодня предпоследний, наверно, самый трудный переход в нашем путешествии. Мы встретимся сегодня с вами на игре «Колесо истории», чтобы узнать, что вы знаете об истории нашей Родины. В игру также включены вопросы по истории нашего района.

Организаторам и создателям нашей игры очень хотелось узнать, какой запас исторических знаний вы оставили себе после нашего трудного, но интересного путешествия. Самое главное мы хотели, чтобы вы поняли, что



«Плох тот народ,

который не помнит, не знает

и не любит истории своей Родины».
Итак, сегодня в игре «Колесо истории» принимают участие:

  • Из графства «Дружба» графиня Анна Загоскина.

  • Из поместья «Сказка» помещик Александр Кудров.

  • Из Скоморошьего уезда боярыня Юлия Коваленко.

  • Князь Валерий Шарипов из княжества «Россияне»

  • Княгиня Марья Ивановна Курбачёва из «Курбачей».


Вед. Я прошу всех игроков занять свои места в машинах времени. А пока они располагаются, объявляю правила игры.
Правила игры «Колесо истории»

  1. По жеребьёвке игроки получают свой цвет и первый ответ.

  2. За каждый правильный ответ игрок получает +100 вёрст, не правильный – 100 вёрст.

  3. За каждый дополнительный ответ +100 вёрст.

  4. Каждый игрок и его болельщики получают свой цвет(красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный)

  5. За совпадение цвета игрока +200 вёрст.

  6. Игрок имеет право на помощь болельщиков.

  7. За помощь болельщиков + 100 вёрст.

  8. Всего за игру нужно пройти 1 500 вёрст.

  9. За нарушения правил игры игрок теряет -100 вёрст.

  10. В любое время первый игрок может остановить машину и если цвета совпадут, то игрок, правильно отвечая на вопрос, получает+200 вёрст.


Вед. Итак, начинаем первый заезд.

(звучит гонг, машины начинают двигаться под музыку по кругу)

I тур.
1. Разминка. «Объясни значение слова».

-Давайте удалимся во времена далёкой древности и вспомним значение старых русских слов.




  • Оболокаться – одеваться, «буквально обволакиваться одеждой».

  • Гасник – поясок, которым подпоясывали рубахи.

  • Губница – грибница. В древности слово «губа» использовалось в значении «шишка», «желвак», «нарост». А шляпка любого гриба является своеобразным наростом на ножке, отсюда и «губы» в значении грибы.

  • Кошик – черпак для пельменей (в старину плели из ивы, лыка, бересты)

  • Пельмени – «пель» – ухо, «нянь» – хлеб. Любимое уральское кушанье, по происхождению коми-пермяцкое.


Вед. Разминка закончилась с таким результатом _______________________
2. Задания- сценки.

Сейчас прошу посмотреть сценку, потому что она может быть подсказкой к ответу на следующее задание.


Сценка № 1.

Князь: На наших границах опять появились кочевники. Надо выступать в поход.

Посадник: Князь, ты не можешь сам решать такой вопрос.

Князь: Ладно, собирай вече. Буду просить совета и поддержки.
Вопрос. Чем в старину собирали народ на собрание?

(зрители подсказывают, игроки вешают свой значок на выбранный предмет)




Внимательно посмотрите на таблички и найдите правильный ответ.

Ответ:

Чтобы собрать народ на собрание, били по железной пластине молотом.


Результат игры __________________________________________________
Вед. Издревле народ занимался куплей-продажей. Какие деньги вы знаете?

(ответы болельщиков)


Сценка № 2.

Издревле на Руси занимались куплей-продажей. Какие были цены?


Дочь: - Папа смотри, какой красивый гребешок…

Отец: - Он же с козлом.

Дочь: - Папа, сделайте подарок любимой дочке.

Отец: - Сколько просишь?

Купец: - 30 дергем.

Отец: - Нет у меня валюты арабской. Где ж я тебе дергему-то возьму?
Вопрос. Чем на Руси расплачивались за товар в XVII веке? Выберите.
оружие подковы жемчуг
ткань перья кожа мех
подковы гребень топорище
Ответ:

Деньги у славян назывались «кун» от слова «кунки», «куньи». Расплачивались они мехом, меховыми шкурками.


Вед. Наверно, самое известное слово в русском языке «изба». Что вы представляете себе, когда произносите это слово? (ответы болельщиков) Вот перед вами подобие русской избы. Здесь вы видите много старинных предметов вещей. Ухват и кочерга, лавки и половики, самовар, чугуны и рукомойник, печь, лампы, лохань и т.д. А теперь посмотрите сценку, в которой вы найдёте подсказку к ответу на вопрос.
Сценка № 3.

В избе находятся отец с сыном. Отец сидит на лавке, а сын лежит на печи, сочиняет стихи.



Сын: Ах, изба, моя изба. Изба хранит своё начало

Ты моё пристанище. В моей избе моё… мочало…

Ты мне снишься по ночам

Ты моё … кошмарище.

Отец: - Знаешь ли ты, почему избу назвали избой?

Сын: - Изба!? Изба!? Избавляет человека от непогоды. Попал?

Отец: - Попал! Попал пальцем в небо.
Вопрос. Постарайтесь найти предмет в русской избе, который точно дал название начало слову «изба»?

Ответ:

Слово «изба» произошло от слова «истба», «истпка», «стопка», «очаг». Этот предмет – печь.

По результатам прошедших конкурсов наши игроки находятся сейчас на таком расстоянии от старта ________________________________________
II тур.

Вед. Начинаем II заезд.

(звучит гонг)

В любую минуту игрок может остановить карету, но сначала

Вопрос болельщикам:

Вопрос отстающему игроку: Единственная башня в Кремле не имеет ворот. Какая?

А в этом заезде поговорим о старинных славянских праздниках, связанных с культом природы наших предков и с их верой.


1 задание.

Этот праздник носил двоякую форму: лесную и деревенскую. Первая состояла в том, что обряды совершались в лесу вокруг одного избранного дерева. Вторая состояла – когда лес приносили в село и там пели песни и водили хороводы.

Этот праздник в народе считался расцветом природных животворящих сил. Его считали праздником лета.

Вопрос. Что это за праздник? Как могли лес принести в село или деревню?

Ответ: Этот праздник в христианстве отмечается на 50-ый день после Пасхи и называется Пятидесятница – день сошествия святого духа, Троица.

В народе его называют праздником русской берёзки. Берёза выбиралась, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Отсюда существовало поверье, что именно берёза обладает особой силой роста, целебной силой.



Вед. Результат игры _______________________________________________

( звучит гонг)



2 задание.

Этот большой праздник тоже заполнен играми, развлечениями, хождением в гости. В этот праздник было принято поздравлять друг друга и дарить особый подарок. В этот день мужчинам разрешалось звонить в колокола. И именно в этот праздник в каждом дворе устраивали качели для детей и взрослых. После этого праздника народ приступал к работе в поле.


Вопрос: Название этого праздника. С чем поздравляли люди друг друга?

Что делали?


Ответ: Святая ночь… Залит огнями храм.

Молитвы грешников восходят до небес,

Как в алтаре зажжённый фимиам…

Христос воскреси! Воистину воскреси!

Это праздник праздников Пасха.

Вед. Результат игры ______________________________________________

Музыкальная пауза

Песня «Царевна Несмеяна», частушки «Гармонь моя»
3 задание.

У меня в руках звезда, необычная звезда. Эта звезда считается символом величайшего, всемирного и радостнейшего праздника, который служит началом и основанием для прочих церковных праздников.


Вопрос: Символом какого праздника является эта звезда?



Ответ: В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту. Среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь – родился Богочеловек, Иисус Христос. Вот тогда, на небе засветилась чудесная звезда, взойдя на Востоке, возвестила о Рождении Христа, и указывала мудрецам путь в пещеру, где лежал младенец. Праздник называется Рождество Христово.


Вед. Итак, начинаем последний третий III заезд. Прошу игроков снова занять места в машинах времени.

(звучит гонг)

Темой третьего заезда будет самая интересная и почётная тема – история Чернушинского района, самое начало.

Вопрос болельщикам, – каких русских царей вы знаете?

(ответы болельщиков)

Задание 1.

Территория Чернушинского района начала заселяться очень давно. В конце XIX века здесь можно было обнаружить поселения.



Вопрос. Какой русский царь правил Россией, когда начала заселяться первыми переселенцами?

Ответ: Первые упоминания о заселении Чернушинского района приходятся на 1791 год – время царствования императора.… Но официально первые поселения зарегистрированы в 1800 году при … .
Задание 2.

Вопрос болельщикам, – какие деревни Чернушинского района вы знаете?

(ответы болельщиков)

Вопрос. Какие первые три поселения были зарегистрированы в 1800 году в Чернушинском районе?

Ответ: д. Сульмаш, д. Паново, д. Николаевское.
Задание 3.

В 1854 году на холмистом берегу небольшой извилистой речки недалеко от реки Стреж образовалось поселение из переселенческих крестьян из Чердыни. Эта речка брала своё начало из подземных родников – источников, примерно в том месте, где сейчас находится автовокзал нефтяников.

Быстрые воды речушки были всегда мутными, а вода была тёмная от непробиваемого сквозь лес солнечного света.

Вопрос. Как называлась извилистая речушка, и какое отношение она имеет к истории нашего города?

Ответ: Местные крестьяне прозвали эту речку сначала Чёрная, а потом Чернушка от слова «чёрная». А по названию речки была названа сначала деревня Чернушка, которая в 1966 году получила статус города.

Музыкальная пауза.

Песня «О Чернушке»

Вед. Вот и закончился наш последний переход. Давайте посмотрим, с какими результатами подошли игроки к финишу.

Результаты игры _________________________________________________

Подведение итогов.

Награждение победителей.



г. Чернушка, МОУ «Гимназия»,


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница