История воспитания детей у отдельных народов россии глава 5 исламские традиции воспитания детей в россии



страница1/5
Дата03.05.2016
Размер0.63 Mb.
  1   2   3   4   5
ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ОТДЕЛЬНЫХ

НАРОДОВ РОССИИ

Глава 5

ИСЛАМСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ

§ 1. Общие сведения об исламе. § 2. Исламское право как регулятор норм поведения мусульман. § 3. Содержание нравственного воспитания мусульман. § 4. Методы исламского воспитания детей

Начиная с XVI в. в состав России стали входить территории с населе-нием, исповедовавшим ислам, — Поволжье, Сибирь, позже Северный Кавказ, Средняя Азия. Часть этих народов, прежде всего татары, перебираются в Центральную и Западную Россию (Прибалтику, Санкт-Петербург, Москву и др.), принося с собой свою систему вос-питания детей. Ее особенности во многом предопределялись исла-м°м, поэтому кратко остановимся на этом религиозном учении.

Ислам — одна из трех мировых религий, объединяющая 1,3 млрд Представителей разных народов земли. Слово «ислам» образовано от аРабского «салима» и в переводе означает «религия мира». Последова-елей ислама называют мусульманами от арабского «муслим» — «пресный, покорный (Богу)».

Ислам — религия мира, добра, терпимости.

На части территории России ислам господствует более 1300 лет,

Р^ируя ментальные черты отдельных этносов, определяя содер-аыие и характер воспитания детей. Огромным было влияние исла-

На быт, образ жизни людей, стиль внутрисемейных отношений, нравственные установки, эстетические пристрастия. Воспитание сложившееся в значительной мере под воздействием этой религии' закрепляло, передавало из поколения в поколение исламский взгляд на мир.

Особенность ислама состоит в том, что это не только религия — это целая цивилизация, культура, образ жизни, воспитание. Для ислама характерно внутреннее единство, неразделенность духовного и свет-ского начал, в результате чего нормы поведения, продиктованные ре-лигией, стали руководством для родителей в их повседневном общении с детьми.



§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСЛАМЕ

Ислам возник в Аравии в VII в. Его начало восходит к откровениям Аллаха, переданным, согласно преданию, через архангела Джибрила пророку Мухаммаду. Произошло это впервые в окрестностях Мекки (родина Мухаммада), а затем и в Медине. Изречения Аллаха были за-писаны по проповедям Мухаммада и составили главную священную книгу мусульман Коран.

В настоящее время ислам является второй по массовости и влиянию на население религией и в мире, и конкретно в России, где в конце XX в. проживало около 25 млн мусульман, принадлежащих к 40 этносам. Эту религию исповедуют в основном тюркоязычные народы Поволжья и Приуралья (татары, башкиры), этносы Северного Кавказа: аварцы, даргинцы, ингуши, кабардинцы, чеченцы и др., а также выходцы из Азербайджана, Казахстана, Средней Азии.

Исламизация населения в России прошла следующие этапы.

1. На территории России ислам стал распространяться уже в VII в., когда северные границы арабских завоеваний проходили по Главному Кавказскому хребту. Затем последовал процесс исламизации тюрко-язычных племен Нижнего и Среднего Поволжья.

2. В 922 г. ислам провозглашен государственной религией Волж-ской Булгарии, а с XV в. закрепился у башкир. В тюрском Поволжье и Приуралье распространились арабская письменность, популярные на Востоке научно-философские идеи, художественная культура, чему во многом способствовали школы, созданные при мечетях.

3. В 1312 г. ислам стал официальной религией Золотой Орды и был воспринят многочисленными племенами от Крыма до Сибири, при этом золотоордынские правители не принуждали завоеванное население к отказу от православия, наоборот, его представите- могли активно распространять свое вероучение. Так осуществлялся принцип веротерпимости в Золотой Орде. В Казанском и Ас-траханском ханствах (конец XIV в.) ислам стал государственной религией.

В русских княжествах мусульмане стали селиться еще в XIII в., а с XIV в. многочисленные поселения казанских татар возникли в Москве, Кашире, Коломне, Юрьеве-Польском и других городах, где они вели обособленный образ жизни, сохраняя и соблюдая свои обычаи и обряды. Однако для ислама характерно отсутствие национальной замкнутости. Терпимость к различным точкам зрения, универсализм позволили исламу воспринять многие местные традиции.

4. В XVI в. для российских мусульман наступили трудные времена: места их проживания и государства были завоеваны Московской Русью, проводившей политику нетерпимости к «магометанству». В христианскую среду власть внедряла идеи борьбы с иноверцами, проводилась насильственная христианизация мусульман, уничтожа-лись мечети и мусульманское духовенство. Религиозные преследования заставили сторонников ислама искать спасения в Сибири, Средней Азии, последовали восстания против насильственной христианизации.

5. Положение мусульман стало меняться с 1780-х гг., когда Екате-рина II объявила ислам «терпимой религией», и мусульмане получили возможность открыто его исповедовать. В последующее века ислам-ская вера укрепляется, ее влияние на население усиливается, у му-сульман продолжает развиваться система просвещения.

6. С 1917 г. до середины 1980-х гг. в СССР с исламом, как и с други-ми вероучениями, велась бескомпромиссная идеологическая борьба, направленная на искоренение религиозного сознания. В результате Уничтожения мечетей, гонений на верующих и церковнослужителей резко снизилось и количество сторонников веры. Однако в ментально-Cfnu народов сохранились многие черты, которые были сформированы в течение столетий под влиянием ислама.

7■ В 1990-х гг. государство предоставило полную свободу вероис-поведания. Были построены новые мечети, которые заполнились ВеРУЮщими, восстановлены и созданы исламские центры образования.

Рассмотрим основные положения ислама, определившие миро-в°ззренческие и нравственные установки мусульман и воплощавшие-Ся в воспитании.
Основы исламского вероучения и их освоение детьми

Основные положения ислама изложены в Священном Писании -. Коране и Священном предании — Сунне. Коран охватывает разные во-просы жизни. Он содержит исламское юридическое право (шариат) исламскую этику, определяет быт, искусство, взаимоотношения людей. Это больше, чем просто религиозная книга.

Коран содержит 114 глав, или сур, каждая из которых состоит из аяатов (фразы или фрагмента фразы). Они считаются мусульманами «главным из чудес ислама», но воспринимаются, постигаются челове-ком не только чувством (как христианское вероучение), но и разумом.

Сунна — это собрание рассказов о жизни Мухаммада, его поступ-ках и высказываниях, важнейший источник вероучения после Корана. Рассказы, составляющие содержание Сунны, называются хадиса-ми. Принадлежат они ближайшему окружению Мухаммада.

Основные положения вероучения, прописанные в Коране и Сунне, в учениях пророков — хадисах, становятся известны мусульманину еще с детских лет. Это вера в единство и единственность Бога, в ангелов, пророков, в божественные писания, судный день, предопределение1.

1. Вера в Бога предполагает признание, что Ему нет равных, что Он

лишен недостатков, у Него нет тела, образа, лика, места обитания -

Он повсюду.

Имеется 99 описаний-эпитетов Бога: Всемилостивый, Всемило-сердный, Всемогущий, Всевышний, Всезнающий, Творец и т.п. Несравнимость Творца с тварями обусловила запрет на его изображение в исламе.

2. Вера в ангелов — добрых бестелесных существ, служащих Богу. Главными среди них объявлены 4 архангела: Джибрил (Гавриил в хри-стианстве), Микал (Михаил), Израил, Исрафил.

3. Вера в пророков. Пророки считаются в исламе посланниками Бо-жьими, через которых он открывает людям свои таинства и направляет на путь истинный. Но канонизации их как святых в исламе нет.

В Коране упоминается около 30 пророков — первый из них АдаЛ последний — Мухаммад; в большинстве своем это известные по Библии персонажи: Иса (Иисус Христос), Ибрахим (Авраам), Исмаил (Изма-ил), Йакуб (Яков), Юсуф (Иосиф), Мусса (Моисей), Дауд (Давид) и ДР-(всего 124 тыс.). Согласно учению, все они являются смертными лкзДь' ми, все с юных лет отличались острым умом, честностью и благочестиддам и Ева были прощены Богом, поэтому в исламе первородный грех нуждается в искуплении (в отличие от христианского учения).

4. Вера во все писания Божьи в их первоначальном виде. Бог нис-послал Мухаммаду руководство для всех людей — Коран.

5. Вера в Судный день — это время конца света, известное лишь Богу.

Но дважды ангел вострубит;

На землю гром небесный грянет:

И брат от брата побежит,

И сын от матери отпрянет,

И все пред Бога притекут,

Обезображенные страхом; ч

И нечестивые падут, Покрыты пламенем и прахом.

А. С. Пушкин. Подражания Корану

6. Вера в предопределение (кадар). Все прошедшие дела и события будущего известны Всевышнему, все им предопределено. Но человек не

сет ответственность за свои деяния, каждый должен стремиться к реа

лизации своих намерений; если человек и может изменить что-то в

жизни, то потому, что, как утверждает ислам, Бог дает ему силы и волю.

Пять столпов ислама. Мусульманину вменяется пять практических обязанностей, известных как «пять столпов веры»: исповедание веры, молитва, обязательная милостыня, пост, паломничество.

Исповедание веры. Для того, чтобы стать мусульманином (взросло-му человеку), нужно в присутствии 2—3 свидетелей громко объявить о своей вере в Аллаха — произнести шахаду (на арабском языке): «Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник». Эти слова произносятся на ухо новорожденному, и на протяжении всей жизни их повторяет мусульманин в каждой молитве.

Молитва (намаз-татарс). Совершается 5 раз в день, в установлен-ное время, как в мечети, так и любом месте (дома, в пути), требуется лишь символически отделиться от внешнего мира, встав на молитвен-ный коврик. Перед молитвой совершается ритуальное омовение, мо-литву совершают, предварительно сняв обувь. Ребенок начинает мо-литься с ранних лет.

Молитва имеет не только религиозное, но и политическое значе-

Ние благодаря упоминанию в праздничной молитве в мечети имени

Здравствующего руководителя государства. Слушая молитву и настав-

еь|ия, подросток узнает имена своих правителей и приучается отно-

Иться к ним уважительно.

Милостыня, очистительное пожертвование (закят) — это главное обязательство человека перед ближним. Имеется обязательный закят — одна сороковая часть, которая платится каждым с имущества или плодов земли; он предназначен для поддержания нуждающихся больных и собирается мечетью.

Наряду с закятом верующим рекомендуется делать добровольные пожертвования конкретным людям — деньгами, пищей, одеждой, к чему родители приобщают своих детей предоставлением услуг и жилья, прощением долга и обязательств. В мусульманской традиции развита практика пожертвований на строительство и содержание школ, мечетей, госпиталей и т.п., что в XIX в. было широко распространено среди состоятельных мусульман России, такие школы носили имена благотворителей.

Пост (у татар — ураза) проходит в течение 30 дней в месяц Рамадан и заключается в воздерживании в светлое время суток (от зари до захода солнца) от пищи и пития, курения, наслаждений. С наступлением темноты запреты снимаются, однако рекомендуется проводить время в беседах, благотворительных делах, чтении Корана, размышлениях о жизни и совершении богоугодных дел, улаживании ссор, раздаче пожертвований. Весь уклад жизни в этот месяц не только проходит на глазах у детей, но и включает их в соблюдение необходимых правил.

Паломничество — хадж, это посещение верующими священных го-родов Мекки и Медины, связанных с деятельностью первых пророков и последнего — Мухаммада.

Мусульманам запрещено: употреблять спиртное, сквернословить и злословить (сплетничать), есть свинину и некоторые другие продукты. Ислам, как и православие, отрицает ростовщичество, осуждает тех, кто в погоне за богатством забыл свою душу. С детства ребенок приобщается к избеганию запретного.

§ 2. ИСЛАМСКОЕ ПРАВО КАК РЕГУЛЯТОР НОРМ ПОВЕДЕНИЯ МУСУЛЬМАН

Важную составляющую исламской цивилизации и образа жизни представляет мусульманское право — шариат, источником которого служит Коран и собрание преданий пророков.

В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозЯИ' ственную жизнь, нормы морали и этики, определяющие поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины — уммы. ^н содержит как точные и конкретные правила поведения, так и обШ^еиниипы, позволяющие человеку находить ответы на возникающие у

го вопросы. Это общее учение об исламском образе жизни1.

Шариат «не связывает мусульман жесткими рамками и не просто допускает, но и предполагает активное участие человека в устройстве своей жизни, решении мирских дел»2, он призван служить человеку и удовлетворять его мирские потребности. Для шариата характерны склонность к умеренности и неприятию крайностей, стремление не причинять вреда другим. Он позволяет принимать нормы с учетом условий жизни, в соответствии с духом времени. Шариат, хотя и строгая, но гибкая, гуманная система, необременительная для человека, поощряющая творческий подход к окружающему миру и самостоятельность суждений. Он готов сосуществовать с иными традициями, даже заимствовать у них идеи.

Ислам не только определял, но закреплял и освящал то, что породи-ли природа, общество, образ жизни, обычаи и нравы. Так на Кавказе «суровый образ жизни в горах, постоянные стычки из-за ценившихся на вес золота пригодной для хозяйства земли или скота, хронический недостаток продуктов земледелия требовали от его жителей наличия определенных качеств личности: удали, смелости и организованности, а также предписанной мюридами самоотверженности. Так обычай смешивался с религиозной практикой, экономический интерес — с установками традиционной морали»3.

Правовые нормы в течение всей жизни мусульманина многократно повторялись при чтении Корана, произнесении и слушании молитв и присваивались им, становясь регуляторами поведения в повседневной жизни.

Кроме шариата исламские нормы поведения регулируются адатом — обычным (от «обычай») правом.



§ 3. СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МУСУЛЬМАН

Основой этики Корана является понятие «делания добра». Добро Должно сопровождать человека с первого дня его жизни, поэтому задача родителей — воспитать ребенка таким образом, чтобы в своей Жизни он совершил как можно больше добрых поступков. Все, что СлУЖит добру, — угодно Аллаху.


Уже сам факт рождения ребенка воспринимается в мусульманской семье как радостное, богоугодное событие и издавна сопровождается праздничными обрядами, что погружает роженицу и ее дитя в атмосферу тепла, любви и добра. Доброжелательство окружающих ребенок ощущает буквально со дня своего рождения.

Еще с раннего детства ребенок слышит такие поучения: «Обещал Аллах тем, которые уверовали и творили доброе: им прощение и вели-кая награда» (сура 5, стих 12), «А если кто сделает что-нибудь благое — будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, — то эти войдут в рай и не будут обижены...»1 (4:123).

...Друг другу лучше помогайте

В делах добра и благочестья,

А в злодеяньях и вражде

Друг другу не оказывайте помощь... (5:2)

Детям внушается, что дела важны не только для окружающих, но и для самого человека, творящего их. Создавая добро, человек творит его не в обмен на вознаграждение или внешнюю похвалу и одобрение, а для собственного удовлетворения. «Если вы творите добро, то вы творите для самих себя...» (17:7). Но и делая зло другому, человек причиняет его также прежде всего себе. Трудно не согласиться со справедливостью этих утверждений, ведь добрые поступки сопровождаются положительными эмоциями, а недобрые разрушают психику. Добро предпочтительнее зла — об этом маленький мусульманин слышит многократно. В Коране прописана не только необходимость творить добро, но и даны конкретные указания о том, как его делать: помогать нуждающимся, посещать больных, уважать старших и т.д.

Совершая добрые поступки, наставляет Коран, следует помнить о том, кому нужно делать добро. Кому же?

Уже ребенок знал, что добро следует делать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, даже своему врагу. Ведь «чем больше хорошего делаешь врагу, тем добрее становится он»2, и, значит, тем меньше он причинит зла другим. А того, кто скупился на добро при жизни, никто не вспомнит добром и после его смерти. Важным является правило: делая добро людям нельзя похваляться им, а нужно забывать об этом. В то же время человеку никогда не следует забывать доброту людей к себе, о ней нужно вечно помнить, а тот, кто неблагодарен людям, неблагооеН и Аллаху. Поэтому следует неустанно везде рассказывать о том Д0рошем, что сделали тебе люди.

Особо надо спешить с добрыми делами по отношению к нуждаю-щимся, прежде всего к больным, беднякам, одиноким и инвалидам, тем кто РазоРился в СИЛУ каких-то стихийных бедствий или превратностей судьбы, кто содержит неимущих родственников. Таким людям нужна практическая материальная помощь. Вот один пример. В Коране записано, что рекомендуется навещать больных, помогать им и желать выздоровления, так как молитвы больных имеют большую силу: тем, кто помогает, прощаются грехи. Тогда больные, молясь за по-могающих им, просят Всевышнего об их благоденствии. Поэтому к больным людям мусульмане всегда проявляют милосердие, стараются навестить, ободрить, принести гостинцы, помочь в домашних делах, т.е. не оставляют их на произвол судьбы.

Делать добрые дела следует по отношению к «родителям и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, близкому по родству, и соседу чужому и другу, и путнику...» (4:40). И еще очень важное правило: не следует ждать, когда тебя попросят о помощи, нужно самому догадаться о нужде другого и помочь ему.

Особого внимания требуют сироты. «Опекайте сирот, а те, кто будет обижать и притеснять их, будут сами гореть в пламени» (хадисы). Каждый мусульманин знает, что следует заботиться о родителях, быть с ними уважительным, почтительным и смиренным, хранить в душе благодарность к ним. Особую благодарность следует сохранять к матери, отдавая ей все, что в силах человека. «Рай находится под ногами матери» — это известно каждому мусульманину с детства.

Большое значение для мусульманина имеют отношения с соседями. Перед тем как строить дом, рекомендуется присмотреться к будущим ближайшим соседям, а их много. Надо ладить с соседями, отношения с ними должны быть добрыми, как с матерью, и уважительными. Хороший человек никогда не ляжет спать, поужинав, если сосед его голоден, всегда поделится с ним, чем сможет, — тако-ВЬ| Не только наставления Корана, но постоянная практика людей, исповедующих ислам.

Таким образом, со всеми надо быть приветливым и обходительна, добрым и дружелюбным, независимо от того, хороший перед то-и человек или плохой, мусульманин или иноверец, — так повелел Севышний пророку Мусе, говорится в Коране. Доброе отношение к людям обязательно предполагает деятельную 3Ненную позицию. Об этом говорится в данной притче.

Что сделал Аллах для обездоленных Жил некогда человек, и молился он Аллаху. И когда он молился, прохо дили перед ним хромой, голодный, слепой и отверженный. Увидев их 0н впал в отчаяние и в гневе воскликнул: «О Создатель, как можешь Ты быть Богом любви и ничего не делать ради того, чтобы помочь этим страдальцам?» В ответ не раздалось ни звука. Но человек терпеливо ждал, и тогда в тишине прозвучал голос: «Я кое-что сделал для них... Я создал тебя».

Следовательно, будь внимателен сам к бедам и нуждам других, помоги им, как можешь, не ожидая их просьб, будь активен в делах милосердия.

Благодаря предписаниям Корана в поведении человека с детства закладывается готовность придти на помощь людям, умение самому увидеть, кто нуждается в поддержке, ободрить нуждающегося, помочь ему практическим делом.

Побуждая человека помогать каждому, Коран в то же время осуж-дает нищенство: Аллах дарует человеку мудрость, а раз она ему дана, то он сам добьется благополучия в своей жизни.

Еще одно правило ислама: выбирай в жизни прямую дорогу, «кто идет прямым путем, тот идет для самого себя, а кто заблуждается, тот заблуждается во вред самому себе...» (7:16). «Пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!»

Нужно быть великодушным, способным прощать другим их ошиб-ки, мириться с отрицательными чертами в других. Мусульмане счита-ют, что отсутствие великодушия — злейший из всех недостатков, а по-спешность в стремлении к мести — величайший грех. «Сдержанность и выдержка возвеличивают человека».

В Коране имеется много других правил морали: будь честным, стойким и справедливым, не прелюбодействуй, чти предков и посещай их могилы, сохраняй деликатность: «чтобы быть хорошим му-сульманином, надо не вмешиваться в то, что тебя не касается».

В Коране содержатся и правила, предписывающие обязанности мужа и жены:

Мужья над женами стоят Из их имущества исходит.

(Блюдя очаг их и сохранность) : А потому добропорядочные жены

За то, что Бог одним из них Послушно преданы мужьям,

Дал преимущество перед другими. И в их отсутствие хранят,

И также потому, -..■: Что повелел им Бог хранить.

Что весь расход на содержание семьи (4:34' [4 хотя за тысячелетие многое изменилось в общественной жизни, мусульманских народов России в целом сохранился такой взгляд на емью, когда признается главенство мужа над женой в жизненно важ-ных вопросах.

В Коране многократно осуждаются дурные поступки. Аллах, гово-рится в нем, не любит изменников и грешников, лжецов и лицемеров, хвастунов и гордецов, клеветников и злословов. «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость и плохая дорога!» (17:32) Также неугодны Богу лень, неумение активно действовать, обеспечить жизнь своим трудом.

Коран содержит десятки обращений к иудеям, христианам, утверждает, что они и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу: «Аллах — наш Господь и ваш Господь: нам — наши деяния, вам — ваши деяния, нет доводов между вами и нами. Аллах соберет нас, и к Нему возвращение». «И наш Бог, и ваш Бог един, и мы Ему предаемся». Поэтому нужно одинаково почитать Коран, Библию и пророков — общих для иудеев, христиан и мусульман. Для ислама характерны веротерпимость, стремление к миру.

Ислам, таким образом, предписывает каждому верующему нравст-венные нормы, гуманные и всеобщие, многократно повторяемые и разъясняемые в Коране и хадисах. «В Коране много мыслей здравых...» (А.С. Пушкин), но есть и такие, которые вызывают постоянные упреки этому учению (призыв к войне с противниками веры, месть за убийства и т.п.). Однако эти нормы нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста Корана, они не составляют его сути (как не характеризуют деяния святой инквизиции в Средневековье христианство). Светлая и человеколюбивая сущность ислама не может быть заслонена, ее-то и восприняли мусульмане всех стран мира, являясь верными в своих убеждениях и привязанностях, не предавая их, — так диктует им Коран.

Исследователи, изучающие ислам, отмечают, что мусульмане имели крепкую силу сопротивления всяким чуждым влияниям, так как с Детских лет многократно повторяли нравственные заповеди и упраж-нялись в их выполнении. Известно, что частым стимулом действий человека служит денежный интерес, выгода, но он оказался бессиль-ным перед убеждениями мусульманина.

«Человеку христианской культуры многие из затронутых здесь во-просов могут показаться далекими от религии, однако не следует за-Ывать, что для мусульманина все они тесно связаны с прямым путем °жьего повеления»1. Поэтому ислам и считается не только религией, н° и образом жизни.

Родионов, М.А. Ислам классический. СПб., 2001. С. 144. 11-5527




§ 4. МЕТОДЫ ИСЛАМСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Выделяя методы воспитания детей, следует помнить о сказанном ранее: особенности быта, жизненные установки, моральные пред, ставления мусульман определялись религией, подкрепляемой обычаями и укладом жизни. Благодаря уникальной способности ислама к приспособлению к местным условиям и традициям и регла-ментированию им всех сторон жизни человека произошло тесное взаимопроникновение народной культуры, быта и религии, что, есте-ственно, отражалось на воспитании детей. Изобразительное искусство, литература, организация быта, создание семьи, обычаи и обряды включали в себя как традиционные элементы, сложившиеся под влиянием природно-исторических условий, так и предписания Корана.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница