История уголовно-исполнительной системы России



Скачать 387.33 Kb.
страница1/3
Дата11.11.2016
Размер387.33 Kb.
  1   2   3
История уголовно-исполнительной системы России

Введение.

В настоящее время российское общество переживает непростой период своего обновления. Реформированию подвергаются различные сферы социальной жизни, в том числе уголовно-исполнительная система. В этом процессе Россия ориентируется на западноевропейский опыт и достижения, учитывает интересы и требования мирового сообщества по введению международных стандартов обращения с заключенными. Необходимо отметить важность реформирования указанной сферы, поскольку характер уголовно-исполнительной политики отражает как степень развития права в государстве, так и уровень правосознания общества в целом.

Традиционно под историей того или иного государства в первую очередь подразумевают процесс развития его властных структур, органов управления. Особого внимания заслуживают суд, полиция и тюрьмы, которые неразрывно взаимосвязаны. Системная деятельность данных правоохранительных органов возможна лишь в рамках государства и определяется существующим социально-политическим режимом. Однако государство также не способно эффективно функционировать без наличия правоохранительных и карательных структур.

X-XV века«Краткая Правда», затем обновленный вариант под названием «Русская Правда». Предписания в них основывались на обычаях и сложившейся практики наказания за опасные деяния. Предусматривалась кровная месть (ст.1), т.е. смертная казнь приводилась в исполнение родственниками убитого, в то же время альтернативой этого вида наказания устанавливался штраф в 40 гривен (в зависимости от сословного положения потерпевшего и преступника). За нанесение телесных повреждений полагался штраф в размере 3 гривен.

Суровые меры применялись к ворам. Любой человек мог убить его, застав на месте преступления.



«Судебники» 1497 и 1550 годов. С образованием и укреплением Русского централизованного государства перечень наказаний и их исполнение приобретает более суровый характер, направленный на устрашение населения.

Широко применявшаяся в прошлом система штрафов вытесняется смертной казнью. Она могла быть применена за душегубство, разбой, кражу, ложный донос. Ужесточились меры наказания к ворам, особенно рецидивистам. Так, за любой вид повторной кражи могла быть применена смертная казнь. Назначалась она также за убийство своего господина (государское убийство), крамолу (государственную измену, заговор, восстание и иные действия против власти), церковное (святотатство, посягающее на интересы и права церкви) и головное (похищение людей), воровство, поджог.

Широко применялась торговая казнь - публичное битье кнутом на торговой площади. Также при большом скоплении народа приводилась в исполнение смертная казнь.

Этот период примечателен тем, что преступники в виде наказания впервые стали помещаться в тюрьму.



«Соборное уложение» 1649 года. В 25 главах этого документа содержалось 967 статей. В них заложено дальнейшее наращивание устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженная месть преступнику за совершенное злодеяние. Ведущими видами наказания стали смертная казнь, телесные (в том числе членовредительские) меры, тюремное заключение, ссылка.

Более 50 разновидностей преступлений карались смертной казнью. Чтобы усилить устрашающий эффект смертной казни, предусматривались не только простые ее виды (повешение, отсечение головы), но и квалифицированные: сожжение (за богохульство, умышленный поджог), залитие горла расплавленным металлом (за фальшивомонетничество), закапывание в землю до наступления смерти (за отравление или убийство мужа) и т.д.

Широкое распространение получили в «Соборном уложении» различные виды телесных наказаний, а также членовредительские меры, наносящие увечья: битье батогами, кнутом, вырывание глаз, отсечение одной или обеих рук, отрезание ушей и т.д.

Усилилась тенденция применения тюремного заключения на срок от нескольких дней до 4 лет либо на неопределенный срок: «на сколько государь укажет».

Новым видом наказания стала ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения, монастыри и др.

Суров был закон к ворам и разбойникам. За первую кражу вора надлежало бить кнутом, отрезать ему левое ухо и лишить свободы на 2 года, имущество его отдать потерпевшим; в тюрьме работать в кандалах где государь укажет, а после отбытия тюремного заключения сослать в окраинные города. В отличие от вора разбойнику отрезали правое ухо, лишали свободы на 3 года с работой в кандалах. Вору после третьей кражи, а разбойнику за повторный разбой полагалась смертная казнь с передачей имущества потерпевшим.

При применении наказаний «Соборным уложением» был закреплен принцип талиона: око за око, зуб за зуб.

Особенностью этого документа являлось то, что в нем присутствовал принцип неопределенности наказания («казнить смертию без всякой пощады», то есть можно было назначать любой вид смертной казни; «вкинуть в тюрьму на сколько государь укажет», т.е. назначить лишение свободы на любой срок; назначение «жестокого наказания что государь укажет», т.е. вид наказания не ограничивался. Подобные формулировки в «Соборном уложении» приводились довольно часто, что, с одной стороны создавало благоприятную почву для индивидуализации наказания, но с другой - открывал широкие возможности судебному произволу.



«Артикул воинский» 1715 года. Этот нормативный документ подготовлен при непосредственном участии Петра I. Это первая попытка систематизации уголовно-правовых норм России.

Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи «Соборного уложения» о мести преступнику и устрашения населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения; появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний. Теперь уже более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифицированной (сожжение, колесование, четвертование и др.). К последнему виду казни приговаривались за наиболее опасные преступления. К ним относились нарушения христианской заповеди «не сотвори себе кумира», выразившиеся в идолопоклонничестве, чародействе (чернокнижничестве). За это назначалась смертная казнь в виде сожжения (артикул 1). А за поношение имени божьего и божьей службы надлежало преступнику сначала язык раскаленным железом прожечь, а затем голову отсечь. За измену России следовало четвертование - поочередное отсечение рук, ног и головы, если изменой был причинен «великий вред», то вдобавок предписывалось еще и «рвание конечностей клещами». За убийство и отравление близких родственников предназначалось колесование - дробление тела окованным колесом.

В соответствии с Артикулом расширилось применение телесных наказаний (пробитие рук гвоздями, отсечение пальцев или руки, отрезание носа и ушей, разрыв ноздрей и т.д.).

К избиванию кнутом и батогами добавились шпицрутены, заковывание в железо и др. Кроме того, в ряде случаев преступник подлежал клеймению каленым железом.

Довольно значительное распространение получила ссылка на каторжные работы или на галеры на определенный срок или бессрочно. На каторгу могли послать за прелюбодейство, а на вечную ссылку на галеры - за мужеложство и изнасилование.

Однако в период правления Петра I государственных структур по управлению исполнением всех видов наказаний, а также специализированного законодательства учреждено не было.



Екатерина II и ее идеи о создании пенитенциарного права. Среди особенностей становления отечественной системы исполнения уголовных наказаний можно отметить достаточно поздний переход к гуманистическим принципам содержания заключенных. Известно, что только во второй половине ХVII века государство всерьез обратило внимание на проблемы правовой защиты содержащихся под стражей. В процессе проводимой Екатериной II реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии с Учреждением по управлению губерниями Российской империи 1775 года возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах.

Существенный вклад в идеологию создания пенитенциарного права внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных, определение правового статуса администрации; впервые предусматривалось раздельное содержание мужчин и женщин, подследственных и осужденных к лишению свободы, а также содержание в арестной камере не более двух–трех человек. К сожалению, заложенные в нем идеи опережали время. Они оказались далеки от реальных возможностей России, и поэтому проект был востребован только лишь спустя сто лет.



Первые шаги к созданию единой государственной системы управления. В 1802 году создано Министерство внутренних дел Российской империи. 8 сентября 1802 г. в составе Министерства внутренних дел Российской империи учреждается 4-я экспедиция, сосредоточившая в своих полномочиях вопросы управления тюрьмами и местами общественного призрения.

8 февраля 1817 г. введена этапная система конвоирования арестантов, осуществляемая подразделениями Отдельного корпуса внутренней стражи.

Из-за того, что отсутствовали стройная система законов и структура управления процессом исполнения наказаний, 19 июля 1819 года с разрешения и под покровительством Александра I в Петербурге было образовано «Попечительское о тюрьмах общество», уставом которого предусматривалось содействие нравственному исправлению преступников и улучшение содержания заключенных. Примечательно то, что появление в качестве одной из цели наказания - нравственного исправления с обозначением средств его достижения, положило начало новой эпохе в деле организации исполнения уголовных наказаний, которая приведет впоследствии к созданию исправительно-трудового законодательства, использованию режима, труда, воспитательного воздействия как основных средств исправления осужденных.

Однако положения устава законодательной силы не имели, от реального состояния царских тюрем до реализации изложенных идей предстояло пройти длительный и нелегкий путь.

4 августа (по старому стилю – 22 июля) 1822 г. Высочайше утвержден Устав о ссыльных.

Инструкция смотрителю губернского тюремного замка 1831 года – важный рубеж к тюремному кодексу России. 26 мая 1831 года Кабинет Министров принял к сведению сообщение Министра внутренних дел о введении в действие Инструкции смотрителю губернского тюремного замка, одобренной Попечительским о тюрьмах обществом. Она регулировала размещение, режим, труд, быт заключенных. По объему и содержанию она была по существу важным шагом к созданию общетюремного кодекса России.

Первый систематизированный законодательный акт об исполнении лишения свободы. Им стал в 1832 году (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1842 году) Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей ссыльных, который развивал и детализировал положения упомянутой выше тюремной инструкции.

Разделение видов наказаний. При Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 года Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В целом система наказаний и их исполнение в сравнении с Соборным уложением 1649 года и Артикулом 1715 года стала менее жестокой. Однако назвать ее гуманной было бы неправильно.

27 марта 1858 г. утверждено Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге.



Принятие Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. 20 ноября 1864 года принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. За год до этого был отменены телесные наказания для женщин, клеймение, ограничивались шпицрутены в армии и применение розг (в 1871 году отменены шпицрутены для ссыльных, а в 1885 году – розги). Закреплялась система наказаний: от более жестких к более мягким.

Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он был, бесспорно, этапом в формировании отечественной уголовной пенитенциарной политики.

1 января 1864 г. издано Положение о земских учреждениях, на основании которого впервые расходы на содержание тюремной части были перенесены из местного в государственный бюджет.

27 января 1867 г. утверждена должность главного инспектора по пересылке арестантов, начальника этапно-пересыльной части Главного штаба.

Накануне реформы управление местами заключения в Российской империи находилось в ведении департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел. Управление тюрьмами составляло только часть обязанностей департамента, поэтому места лишения свободы не получали требуемого внимания.

В 1879 году в составе МВД было создано Главное тюремное управление (ГТУ), а в его составе – Тюремная инспекция.

Тюремная инспекция не имела аналогов в зарубежной пенитенциарной практике. На нее возлагались обязанности разработки проектов законодательных актов, проведение ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью. Объем функций и порядок работы тюремной инспекции был регламентирован Временными правилами для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы. Эта своеобразная инструкция и сегодня представляет интерес. Например, в процессе проверки тюремные инспектора обязаны были проверить и отразить в актах ревизии следующие моменты:

1) состояние тюремных зданий, размеры и вместимость помещений, все условия, касающихся тюремных зданий, которые могли бы иметь значение при обсуждении вопроса о расширении, перестройке, приспособлении и улучшении мест заключения;

2) состав лиц, содержащихся в каждом месте заключения по категориям;

3) характеристика личного состава, причем подробная, с указанием степени подготовленности и пригодности;

4) порядок продовольственного обеспечения заключенных, соблюдение порядка расходования продуктов и точного использования финансовых средств;

5) обеспечение арестантов одеждой и состояние отчетности в этом деле;

6) характер освещения и отопления каждого места заключения с обозначением количества светильников и очагов и израсходованных на эту статью в течение последнего года материалов, денег и т.д.

Таким образом, проверке подвергались все стороны жизни заключенных. Что касается полномочий, предоставленных тюремным инспекторам, то они имели право беспрепятственного входа во все части мест заключения, личного сношения с содержащимися в означенных местах и обозрения всех дел и документов, имеющих какое-либо отношение к тюремному делопроизводству, и в то же время они были не в праве, кроме случаев, когда это поручалось Начальником ГТУ, делать в местах заключения собственной властью распоряжения.

Одновременно с введением института тюремных инспекторов, в целях обеспечения реализации карательной политики государства, усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения учреждается новый коллегиальный орган – Совет по тюремным делам. В состав Совета царским указом вводились лица высшего эшелона власти, представляющие различные ведомства.

По замыслу учредителей, на его обсуждение, по усмотрению Министра юстиции, могли выноситься проекты смет доходов и расходов, вопросы тюремного устройства, пересылки арестантов, исправления заключенных, управления и отчетности и другие, имеющие важное значение для системы мест заключения.

Следующим этапом реформы было создание таких органов тюремного управления, которые могли бы являться проводниками новых начинаний во всех областях тюремного дела, и через которые ГТУ могло бы осуществлять ближайший надзор за деятельностью всех пенитенциарных учреждений страны и их руководство. Такими учреждениями стали губернские тюремные инспекции (прообраз современных территориальных органов УИС), которые начали создаваться в 1890 г., и в течение пяти лет было учреждено 24 губернских тюремных инспекций в основных пунктах сосредоточения тюремного населения. Процесс их становления затянулся на долгие годы. Порядок образования губернских тюремных инспекций предусматривал рассмотрение проектов документов по этим вопросам в Государственном Совете, решение которого утверждалось царским указом. Губернские тюремные инспектора и их помощники назначались Главным тюремным управлением. Причем согласия губернаторов на такое назначение не требовалось. С введением должности губернского тюремного инспектора он становится фактически главою местного тюремного ведомства.

13 июля (30 июня) 1879 г. МВД Российской империи утверждены Временные правила для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы.

14 августа 1881 г. издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

24 апреля 1884 г. принято законоположение «Об отмене заключения в смирительном и работном домах».

11 июня 1885 г. отменяется предусмотренное Уложением о наказаниях уголовных и исправительных подразделение каторжных работ на рудничные, крепостные и работы на заводах.

6 января 1886 г. утверждено Положение о занятии арестантов работами и о распределении получаемых от них доходов.

2 февраля (по старому стилю – 20 января) Высочайшим повелением учреждается Конвойная стража в составе 567 конвойных команд, которым предписывалось не только сопровождение этапируемых заключенных, но и при необходимости ликвидация беспорядков в местах лишения свободы, наружная охрана тюрем.

16 июля 1889 г. МВД Российской империи утверждена Инструкция о содержании срочных арестантов в тюрьмах, устроенных по системе одиночного заключения.



Переустройство тюрем. В 1911 г. был принят подробный план сооружения новых тюремных зданий и переустройства существующих тюрем империи новыми (кроме каторжных – в связи с разработкой законопроекта по преобразованию каторги). Одним из основных принципиальных вопросов строительства и переустройства тюремных зданий, непосредственно влияющих на условия содержания заключенных, было определение системы заключения: общей, одиночной или с ночным разъединением арестантов. Была выбрана смешанная система: в отношении тюрем общего устройства и исправительных арестантских отделений решено применять систему общего заключения с некоторым числом одиночных камер в количестве 15–30 % по отношению к общему числу мест для тюрем губернских и областных городов, 5–10 % для уездных тюрем и 10 % для исправительных арестантских отделений.

При переустройстве и строительстве тюрем обязательными требованиями были: выделение женских отделений в особые здания или коридоры; устройство обособленных помещений для несовершеннолетних; санитарное благоустройство тюремных помещений; устройство больниц и коммунально-бытовых помещений. Стоимость устройства одного арестантского места была определена в 1 200 руб. для крупных тюрем и 800 руб. для остальных. Общая стоимость намеченных по данному плану работ составляла более 51млн. руб. из расчета стабильного финансирования в течение 6–8 лет.



Структура ГТУ. Централизация и расширение объема функций аппарата управления, усложнение задач, решаемых им в новых условиях, требовало совершенствования его организационных структур. В 1912 г. Министр юстиции разграничивает все делопроизводство ГТУ на обособленные отделы, «поставив во главе каждого из них особое должностное лицо, присвоив ему более или менее самостоятельное положение по заведованию соответствующим отделом».

Всего, не считая Главной инспекции по пересылке арестантов, было девять отделов со следующим характером деятельности:

1) личный состав служащих по тюремному ведомству – по части назначения, перемещения и увольнения их, предания суду, награждения и т.п.;

2) оклады содержания классных чинов тюремного ведомства, пенсии и пособия, канцелярские и хозяйственные средства мест заключения и тюремная стража;

3) распорядительная часть (внутренний распорядок в местах заключения) и размещение арестантов;

4) строительная часть;

5) хозяйственная часть (продовольствие, лечение и вещевое довольствие арестантов, отопление и освещение мест заключений);

6) арестантские работы;

7) счетная часть, составление смет и бухгалтерии;

8) законодательная и статистическая часть (составление законопроектов, а также годовых отчетов по ГТУ, различных справочных изданий и проч.);

9) воспитательно-исправительные заведения и общества патроната.

На содержание чинов ГТУ в 1912 г. было затребовано 152 тыс. 450 руб.



Издательская деятельность, с января 1893 года Главным тюремным управлением начинает издаваться ежемесячный журнал «Тюремный Вестник» (последний номер вышел в январе 1917 года).

Вначале его объем составлял 3–5 печатных листов (75–125 машинописных страниц), в 1909 г. увеличился до 12, а с 1912 г. – до 20 печатных листов. Кроме него ГТУ выпускало в качестве приложения к «Тюремному вестнику» справочные материалы, пособия, проекты нормативных правовых актов (например, проект Общей тюремной инструкции опубликован в 1912 г. для всеобщего обсуждения).



Международные контакты. На реформу тюремной системы серьезное влияние оказали решения и рекомендации международных тюремных конгрессов, постоянным участником которых являлось Российское государство. Эти конгрессы, зародившиеся по инициативе частных лиц, чаще всего прогрессивных деятелей той поры, поставивших своей целью совершенствование на гуманистических началах деятельности мест заключения, защиту личности преступника от произвола и бесчеловечного отношения, внесли весомый вклад в тюремное строительство многих государств международного сообщества, в том числе и России. Подобные конгрессы прошли в 1846 г. во Франкфурте, в 1847 г. в Брюсселе, в 1857 г. опять во Франкфурте.

С 1872 г. тюремные конгрессы приобретают характер межгосударственного сотрудничества в вопросах совершенствования пенитенциарных систем, начало которому положил Первый международный тюремный конгресс, состоявшийся в том году в Лондоне. На втором конгрессе (1878 г. в Стокгольме) было принято решение о создании Международной пенитенциарной комиссии, куда вошла и Россия, внося взнос в размере 800 рублей ежегодно.

В 1890 году Россия в Петербурге принимала участников третьего конгресса. В дальнейшем конгрессы прошли в Париже (1895г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште и Вашингтоне(1905 г.). В условиях широкого международного сотрудничества трудно говорить об исключительно российском характере и содержании пенитенциарной системы в стране. Хотя определенные особенности существовали в вопросах организационно-управленческих, практики исполнения наказаний на местах, карательная их нацеленность и ставка на тюремную изоляцию заключенных.

Аппараты управления на местах. Исследования показали, что действующие в губерниях тюремные комитеты Общества Попечительного о тюрьмах лишь номинально относились к системе управления местами заключения. На деле же роль их была крайне ничтожна. Поэтому реформа тюремной системы, не упраздняя эти комитеты, предусматривала создание управленческого звена тюремной системы на губернском и областном уровнях с определенными правомочиями.

На этом уровне высшая власть в управлении местами заключения принадлежала губернаторам, начальникам областей и градоначальникам. Им вменялось в обязанность наблюдать за благоустройством мест заключения, а также контровать исполнение всех постановлений правительства и порядк содержания заключенных. Они имели право назначения, перемещения и увольнения от должности начальников тюрем и их помощников, состоящих в должностях от XIV до VII класса включительно.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница