История Отечества: духовные, нравственные и патриотические ориентиры Материалы студенческой



страница1/7
Дата06.11.2016
Размер0.99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Костромской областной колледж культуры»








История Отечества:

духовные, нравственные

и патриотические ориентиры
Материалы студенческой

научно-практической конференции

22 марта 2013 года
г. Кострома

2013

Составление и компьютерный набор

Г. П. Зуютиной



«Знание прошлого Отечества делает богаче духом,

тверже характером и умнее разумом» В. Пикуль
Отечество это, прежде всего место, где человек родился, где жили его предки, с которыми он связан кровью и духом. Нельзя не согласиться со словами писателя Л. Леонова «Гражданин не состоится в человеке, который оторван от корневой системы своего народа».

Отечество – это Россия, это люди, смысл жизни которых – духовное, ратное, творческое служение своему народу.

Знакомство с историческим наследием, умение учиться у своих предков, черпая нравственный опыт народа или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью духовно-нравственной культуры человека. История Отечества учит нас жить любя, созидая и помня.

Тематический спектр выступлений на конференции широк: православные святыни и проблемы сохранения природных богатств нашего края, возрождение народных традиций и сохранение русского языка, жизнь и свершения людей, прославивших Костромской край и Россию, и исторические традиции народного образования, отражение героических страниц нашей истории средствами искусства.

Участники конференции – студенты всех специальностей с первого по четвертый курс.

Азаренко Софья ,

студентка 1 курса специальности

«Народное художественное творчество»

Руководитель: Н. В. Кренделева
Православные святыни Костромы

в истории российской государственности

Эта тема актуальна в связи с несколькими обстоятельствами:

• история Костромы неразрывно связана с историей России. На Костромской земле происходили важные, ключевые моменты жизни великого государства;

• Кострома издавна являлась «кузницей государственных кадров». Три боярско-царских рода тесно связаны с костромской землей: Рюриковичи, Годуновы и Романовы;

• несколько «круглых» дат истории подарил нам 2013 г: 1150-летие русской государственности; 400-летие Дома Романовых; а в следующем году Кострома отметит свое 650-летие вхождения в состав централизованного Русского государства во главе с Москвой;

• сегодня русский народ вновь пытается обрести корни, найти себя, а это возможно только через принятие собственной истории и возрождение духовной культуры. Кострома – один из древнейших городов России, представляющий духовную ценность для русского народа и Российского государства. Так уж сложилось, что православные святыни костромской земли имели значительный вес в истории складывания российской государственности.

Кострома тесно связана с несколькими представителями рода Рюриковичей, но наиболее важными для нас являются два имени: Юрий Долгорукий – основатель Костромы и Василий Ярославич (Костромской), удельный костромской князь, который в 1272 г. становится Великим князем Владимирским, но остается в Костроме, делая ее на несколько лет политическим центром Владимиро-Суздальского княжества.

С Василием Ярославичем связаны события 1262 г. К этому времени многие русские княжества находились в зависимости от Золотой Орды. В 60-70-х годах XIII века начались массовые выступления русских людей против татарского ига. Эта была очень тяжелая борьба. Далеко не каждый князь осмеливался противиться Орде.

События, произошедшие в районе Заречья, в двух километрах от Ипатьевского монастыря являются для костромской земли примерно тем же, чем для всего нашего Отечества является Куликово поле. В 1262 году при очередном татарском набеге русское войско под руководством Василия Ярославича выступило из Костромы навстречу врагу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Федоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, опаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Костромской земли. Единственный источник, дошедший до наших дней, повествующий об этом событии – это «Сказание о явлении и чудесах Федоровской иконы Божьей Матери». Позже, на том месте, где стояла икона, был воздвигнут Крест, а затем –часовня. Озеро, на берегах которого произошла эта битва, получило впоследствии название «Святое» (ныне Некрасовское).

Второй раз на Святом озере костромичи одержали победу в 1609г., разгромив и рассеяв отряды «тушинского вора» - Лжедмитрия II, которые укрывались в Ипатьевском монастыре и были выбиты оттуда русскими войсками под руководством воеводы Давыда Жеребцова.

Сегодня на месте этих замечательных побед стоит часовня Животворящего Креста XIXв. Изнутри часовня сверху донизу расписана фресками в основном на темы явления Федоровской иконы Божьей Матери и совершенных ею чудес (в числе прочих была и фреска, изображающая битву князя Василия Ярославича с татарами на Святом озере). Сам Животворящий крест находился в часовне вплоть до 1959г., сейчас его место нахождения не известно, сохранилось только его описание.

Жемчужиной Костромской земли, имеющей особое значение для Российской государственности, является Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. С историей возникновения Ипатьевского монастыря связана история боярского и царского рода Годуновых. По легенде, основателем монастыря является татарский мурза Чет – выходец из Золотой Орды, принявший православную веру. Из генеалогического корня Чета-Захарии вышли такие боярские династии, как Шеины, Сабуровы, Зерновы, Вельяминовы, Годуновы. Последние, в своей карьерной лестнице достигли наивысшей ступени, получив Шапку Мономаха и став русскими царями. Благодаря Годуновым и в частности – Дмитрию Ивановичу Годунову (приходившемуся дядей будущему царю Борису Федоровичу), Ипатьевский монастырь превратился в каменную неприступную крепость и политический центр.

В начале XVII века Ипатьевский монастырь оказался в центре важнейших исторических событий, связанных с возрождением Российской государственности, с утверждением в России новой царской династии Романовых. В мартовские дни 1613 года Ипатьевский монастырь стал местом, где представитель боярского рода Романовых впервые был наречен царем после всенародного «обиранья» на Земском соборе.

На костромской земле Романовы оказались не случайно. Предки Романовых-Шестовых имели здесь значительные вотчинные владения и осадный двор в Костромском Кремле. Предок Михаила Федоровича – Захарьин-Кошкин был костромским наместником еще в XVв. Ну а в XVIIв. исторические обстоятельства складываются таким образом, что Кострома становится началом царственного пути Романовской династии.

Особое значение Ипатьевского монастыря подчеркивалось самими представителями Дома Романовых. Сюда присылалось большое количество православных святынь: чудотворный образ Божией Матери Тихвинской, часть Ризы Господней, Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Умиление» и др. Реставрационные и строительные работы на территории монастыря выполняли только любимые императорские архитекторы, такие как К.А.Тон и Ф.Ф.Рихтер.

На территории обители до сих пор сохраняется целый комплекс мемориальных Романовских памятников:

• «Царские чертоги», или Палаты бояр Романовых, где проживал юный Михаил со своей матерью в марте1613 г.;

• Зеленая башня, устроенная, по преданию, на месте, до которого был сопровождаем крестным ходом новоизбранный царь Михаил Федорович 19 марта1613 г. перед отъездом в Москву;

• Придельный храм во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя государя;

• Надвратная церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии.

Строительство надвратного храма во имя святых Хрисанфа и Дарии – единственной в России церкви, посвященной этим мученикам – было начато в 1840 году по инициативе императора Николая I. Автором проекта церкви стал знаменитый архитектор, создатель соборного Храма Христа Спасителя в Москве, Константин Тон.

Посвящение храма святым мученикам Хрисанфу и Дарии было избрано не случайно. День памяти этих святых - 19 марта – отмечен в истории двумя знаменательными событиями: день отъезда Михаила Федоровича Романова из Ипатьевского монастыря в Москву на царство в 1613г. и день торжественного вступления русской армии под руководством Александра I в Париж в 1814 году. Каждое из этих событий положило конец Смуте в Российском государстве.

Еще один монастырь на Костромской земле особо почитался Романовыми: Свято-Троицкий Макариево-Унженский, основаный преподобным Макарием Унженским в 1439 году. Макарий Унженский является покровителем людей, находящихся в заточении или ссылке. Став царем, Михаил Федорович приехал в Макариево-Унженский монастырь с просьбой о защите и возвращении из плена своего отца – Федора Никитича Романова – Патриарха Всея Руси Филарета (главы православной церкви). Через несколько лет Патриарх действительно вернулся в полном здравии и помогал своему сыну восстанавливать разрушенное после Смуты государство.

Главной православной святыней Костромской земли является икона Федоровской Божией Матери. Эта икона имеет древнюю историю, овеянную мифами и легендами. По преданию, Федоровская - Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Невского, носившего в святом крещении имя Федор - в честь святого Федора Стратилата.

После смерти Александра икона была взята его младшим братом Василием Костромским. С этого времени икона Федоровской Божией Матери считалась заступницей и хранительницей Костромы.

Восстановление памяти о Федоровской иконе Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. 14 марта 1613 года чудотворной Федоровской иконой из Костромского собора инокиня Марфа благословила на царство своего юного шестнадцатилетнего сына Михаила Романова.

С этого времени образ Федоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна.

Сегодня Федоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство. Особыми для Романовых были и сами костромичи. Дважды уроженцы Костромской земли принимали непосредственное участие в спасении монарших жизней.

В марте 1613г. совершил свой подвиг крестьянин Костромской губернии Иван Сусанин, уроженец села Домнино. Польский отряд, посланный захватить вновь избранного царя, пробирался глухой лесной дорогой, сбился с пути и попал в деревню Деревище, где повстречал Ивана Сусанина, который завел врагов в непроходимые чащи и сам погиб от их рук. Позже, в 1619г., юный царь Михаил Федорович, узнав о подвиге, вручил потомкам Ивана Осиповича Грамоту, которая даровала им свободу от крепости и освобождала от уплаты налогов и податей «на веки вечные».

Еще раз костромичам удалось отличиться в деле спасения жизни русских царей в 1866г. Произошло это 4 апреля на Невской набережной. Во время прогулки по Летнему саду Александр II чуть не стал жертвой террориста Каракозова. Помешал террористу сделать точный выстрел наш земляк – Осип Комиссаров, уроженец села Молвитина, которое находилось в нескольких верстах от Домнина, родины И.Сусанина.

С тех пор сложилась тесная взаимосвязь – Романовы и Кострома. Город неоднократно посещался государями и великими князьями, испытывал на себе знаки их покровительства, в 1913 году стал местом торжественного празднования 300-летия царствования Дома Романовых. Отношение к Костроме представителей Дома Романовых хорошо выразил император Александр II при посещении города 16 августа1858 г.: «Костромская губерния по историческим воспоминаниям, близка семье Моей и Мы считаем её родною».

Таким образом, Кострома и костромичи внесли значительную лепту в формирование русской государственности. Святыни Костромской земли сегодня имеют общероссийское значение и неотделимы от истории России.



Веселова Мария, студентка 3 курса

хореографической специализации

Руководитель: А. И. Попова
«Мы с Ветлуги-реки»

Дивный край Поветлужье - это районы, расположенные в бассейне крупной европейской реки Ветлуги - очень разная, благодатная и красивая земля. Человек издревле полюбил этот суровый край, нашел возможность здесь жить, научился бережно и экономично использовать его богатые ресурсы, заставил лес и землю приносить пользу. Ветлуга – река, не похожая ни на одну другую, своеобразная, строптивая, кормящая. Вспоминаются описания этой реки и земель ее бассейна знаменитыми русскими писателями П. И. Мельниковым (Андреем Печерским), А.Ф. Писемским, В.Г. Короленко. Вот как, например, в своем рассказе «Река играет» В.Г. Короленко образно описывает реку: «Милая, веселая, шаловливая взыгравшаяся Ветлуга. Несколько дней назад шли сильные дожди, и теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои веселые зеленые берега. Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от удара зыби. А на том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубнячок и ветлы. За ними темные ели рисовались зубчатой чертой: далее высились красивые осокори и величавые сосны».

Летописи, исторические документы свидетельствуют о том, что это был глухой, дремучий лесной край, на многие сотни верст не имеющий поселений. В бассейне реки Ветлуги очень много удивительных и даже уникальных мест. Здесь, в верховьях одного из правых притоков лесной речки Люнды, находится одно из них – овеянное легендарной славой, воспетое поэтами, писателями, композиторами, знаменитое на весь мир озеро Светлояр с его невидимым градом Китежем.

Кажется невероятным тот факт, что еще в XIV веке за многие сотни километров от хоженых троп на берегах Ветлуги существовали укрепленные городища, кипела обычная, но замкнутая людская жизнь. С тех пор Поветлужье превратилось в хорошо освоенный край с развитой промышленностью и сельским хозяйством, с обширной сетью автодорог и двумя крупными железнодорожными магистралями. На территории Поветлужья выросли новые города: Шарья, Ветлуга, Шахунья, Урень, появились многочисленные поселки городского типа Варнавино, Свеча, Шабалино, Вохма, Якшанга, Вахтан, Красные Баки, Сява. Отдельные территорий Поветлужья достаточно плотно заселены. Относительно высокая, хотя и не равномерная заселенность бассейна Ветлуги оказывает влияние на состояние его природы. Особенно сильно пострадали леса: от сплошных рубок и свирепых пожаров. Осушены и частично выработаны большие площади болот, что оказало влияние на состояние природных комплексов. Поэтому вопросы охраны природы Поветлужья, вопросы сохранения её биологического разнообразия, неповторимых ландшафтов и природных памятников стоит чрезвычайно остро.

В сентябре 1992 года представители десяти районов Поветлужья совместно с руководителями Нижегородской области, областных природоохранных организаций и руководством регионального отделения Всероссийского фонда «Возрождение» образовали ассоциацию районов бассейна реки Ветлуги «Поветлужье» с центром в районном поселке Варнавине. Основной причиной создания ассоциации явилась острая необходимость экологической защиты реки Ветлуги и всего природного комплекса в её бассейне. Известно, что река Ветлуга имеет длину 889 км. Её бассейн охватывает территорию 39400 км2. На протяжении 700 км от устья до устья реки Вохмы река судоходна.

Первая попытка решить экологические проблемы Поветлужья в комплексе была сделана 1983 году. В Нижегородской области по инициативе сельскохозяйственных органов, а также общественности был создан постоянный межрайонный комитет по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов бассейна реки Ветлуги, располагавшийся в районом центре Красные Баки. В зону деятельности комитета были включены 9 районов Поветлужья.

Однако решить проблемы крупной реки лишь в одной из частей её бассейна без учета состояния природы в верхнем и нижнем течении оказалось невозможным. Поэтому было принято решение об образовании межобластной Ассоциации «Поветлужье». В пределы Ветлужского бассейна входят полностью или частично земли 32 района Кировской, Костромской, Нижегородской областей. Перед Ассоциацией поставлена задача: создать единую комплексную экологическую программу спасения, сохранения и оздоровления природной среды в бассейне реки Ветлуги. В настоящее время каждый район – член ассоциации - приступил к подготовке районной экологической программы. На их основе в ассоциаций предполагается создание общей схемы экологической защиты Поветлужья. В настоящее время назрела необходимость получить общее обоснованное представление о природе Поветлужья. За последнее десятилетие в бассейне Ветлуги выполнено много научно–исследовательских работ: составлены геологические карты разного содержания и схемы ведения лесного хозяйства, разведаны месторождение полезных ископаемых, подвергаются ревизии и учету лесохозяйственные ресурсы, произведена оценка сельскохозяйственных земельных и водных ресурсов.

Каждый год в одном из районов Поветлужья проходит эколого–культурный праздник «Мы с Ветлуги – реки». Он собирает ученых экологов из Нижегородской, Кировской, Костромской областей, а также творческие коллективы, так как районы Поветлужья объединяет не только река, история, экономика, но и культурные традиции.

В программу фестиваля входят: круглый стол, конференция экологов, где обсуждаются острые вопросы экологии Ветлуги, выступление таких известных творческих коллективов как Нерехтские рожечники, фольклорный ансамбль «Долинушка»; проходят конкурсы профессионального мастерства «Играй, гармонь» и многое другое.

Так сегодня решаются вопросы создания комплексной эколого–культурной программы сохранения и оздоровления природной среды уникального района – Поветлужья.




Манапова Моника, студентка 1 курса специальности «Социально-культурная деятельность»

Макачева Анастасия студентка 1 курса специальности «Народное художественное творчество»

Руководитель: О. П. Кунавина
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница