История чудотворной Жировицкой иконы



Скачать 417.41 Kb.
страница1/3
Дата03.05.2016
Размер417.41 Kb.
  1   2   3



Слонимская земля, изобилующая пышной зеленью и яркими красками, с холмами и пригорками не может не впечатлить человека, впервые на нее ступившего. Невольно на ум приходит сравнение: как в раю! А когда еще в 12 километрах от города вы увидите сверкающие на солнце золотые купола с крестами, непременно утвердитесь в мысли, что Небесное совсем рядом.

Обрамленная, словно кусочками неба, голубыми озерами, на холмах возвышается Свято-Успенская Жировицкая обитель. Неведомая сила -- ласкающая, умиротворяющая влечет туда, где будто соприкасаешься с Вечностью, где живет красота смысла и истины человеческой жизни, та неопалимая купина, которая горит неугасаемым духовным огнем, огнем очищения человеческой души. 

Свет Небесный, озаряющий темное бытие мира, исходит от этих одиноких избранников Божиих, от иноков. Он струится из пустынных монашеских келий, где в огне внутренних борений и тайного плача дух человеческий преображается действом Божественным -- земной человек превращается в небесного.

”Свет монахам – Ангелы, свет мирянам -- монахи”, -- писал св.ИоаннЛествичник. И действительно, рядом с этими таинственными для мирян людьми в черном облачении будто начинаешь слышать неповторимую симфонию Горних миров и светлеешь сердцем: робкая, вечно сомневающаяся человеческая душа поднимается до неведомых ранее высот.         

Именно за этим спешат в Жировицкий монастырь многочисленные паломники, вверяя себя покрову Пречистой Девы Марии. Она обязательно поможет найти главное -- обрести себя в этом мире и, если к тому есть ваше стремление, себя не потерять.  

Поспешим же поклониться образу Ее, запечатленному в чудотворной Жировицкой иконе Божией Матери -- святыне Белой Руси.

История чудотворной Жировицкой иконы.

 Когда-то в древности здесь был густой, дремучий лес, принадлежавший православному вельможе Солтану. В 1470 году пастушки, пасшие близ него стада, вдруг заметили необычайный свет, исходивший от маленькой иконы, что находилась в гуще ветвей дикой груши. Это была икона Божией Матери. С благоговением принесли они ее своему хозяину. Но боярин не придал случившемуся особого значения и положил икону в ларец.

На другой день, принимая гостей, вельможа Солтан вспомнил о необычной находке и захотел похвалиться обретенной иконою. Он открыл ларец, но ее там не оказалось…

На следующий день пастушки вновь увидели образок Матери Божией на прежнем месте, на груше! Потрясенные, упали они в молитве на колени, понимая, что перед ними Святыня. С благоговением, во второй раз отнесли они икону своему боярину, который сейчас уже поспешил на место ее явления. Здесь же дал он обет построить в Жировицах храм в честь Пресвятой Богородицы.

И действительно, вскоре был построен деревянный храм, а весть о явлении образа Божией Матери быстро разнеслась по окрестности. Стали стекаться на поклонение к иконе богомольцы. Многие так и оставались в Жировицах, обосновываясь семьями под покровом Пречистой.

Получая пищу духовную, и телесно прожить здесь можно было не голодая: пастбища были богатые, а земля плодородной. Кстати, считают, что название “Жировицы” и произошло от “жирных” пастбищ.                        

Второе явление чудотворной иконы

В начале ХVI века в Жировицах случился пожар -- сгорели деревянный храм и почти все селение, сохранилась только церковная школа, построенная для обучения грамоте крестьянских детей. Но самое печальное было для людей то, что исчезла икона Божией Матери, и все поиски ее не имели успеха! Сколько было выплакано слез, сколько молитв в простоте сердец вознесено к Пресвятой Богородице, пока однажды дети не увидели Ее, стоящую на большом камне в дивном сиянии …

Когда сбежались люди, на камне осталась только икона с горящей рядом свечой. Матерь Божия услышала молящихся Ей и Сама, из Божественных рук Своих, передала для почитающих Ее образ Свой.

Это событие считается вторым явлением чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери. Камень, на котором дети видели Богородицу, был тут же огорожен, и в 1672 году над ним возведена церковь в честь Рождества Божией Матери. Теперь это Явленская церковь.

Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста построена в 1769 году. Под сводами и на стенах храма – история страданий, крестной смерти и погребения Христа Спасителя. От дверей храма до самой его середины ведут 30 ступенек. На каждой из них, в кивотцах, за стеклом помещались мощи святых Божиих Угодников. На коленях, прикладываясь к святыням, входили люди в храм. Сейчас эти мощи помещены в Кресте, который находится в Свято-Успенском соборе.               

 Когда возник монастырь на Жировицкой земле, история умалчивает. Известно только, что в XVI веке он, со многочисленной братией, известный строгим подвижничеством, уже существовал.

Можно только благоговеть и безмолвствовать перед тайной монашества, заключающей в себе тайну Православия. “С тайной Восточного монашества неразрывно связаны и конечные судьбы христианского человечества, судьбы всего мира, -- писал Оптинский старец Варсонофий. – В нем сокрыта тайна “конца”. С исчезновением монашества исчезнет и христианство. С исчезновением христианства исчезнет и внешний мир – приидет конец его”.

Кто не понимает монашества, тот не понимает и христианства. Кто ненавидит монашество, тот ненавидит Христа, хотя и считает, что верует в Него. Такая вера не спасительная, не православная. Она еретическая, сектантская, антихристианская.

В мире нашем грешном происходит вечная борьба между добром и злом, правдой и неправдой. Неудивительно, что история почти у всех православных монастырей нелегкая, а зачастую и трагическая. Особенно ожесточается враг на те обители, где хранятся святыни.

СУДЬБЫ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗАПАДНОЙ РУСИ 

Западно-русская митрополия в Литовско-Польской Руси в XIV-XV веках находилась в сложном положении. Отделенная от Москвы, она могла опираться только на свои силы. И хоть, cкажем к примеру, в одном Новогрудском воеводстве к середине XV века насчитывалось 650 православных церквей, за католичеством стояла польская корона и средства государственного давления. Латинские епископы по своему положению были “панарадцами”, т.е. членами рады сената, куда, как правило, не допускался православный епископат. Городельское постановление 1413 года указывает, что на высшие государственные должности могли назначаться только лица римо-католического вероисповедания. Запрещалось даже строительство православных храмов, которые впоследствии стали открыто отбирать у православных.

Жировицкий монастырь не исключение. Из рук в руки передавали Жировицкое имение (а значит, и монастырь) правящие помещики, пока не водворилась уния в Западном крае. Православные монастыри и храмы стали реорганизовывать. Особенные надежды возлагались на Жировицкий монастырь, который, благодаря почитанию чудотворной иконы Божией Матери и большому стечению богомольцев, мог бы успешно совращать православных в католичество. Иезуиты пошли на хитрость: чтобы силой не принуждать народ к римской вере, решили объявить унию, т.е. соединить православие с католицизмом.

В 1596 году в Бресте состоялся Собор Западно-русской Церкви, на котором была подписана уния, несмотря на полное нежелание православного населения. Уния предусматривалась как стадия перехода к католичеству.

УНИАТСКИЙ ПЕРИОД 

После Брестского Собора на исконно православных землях уния стала насаждаться открыто.

Жировицкий монастырь был занят Орденом базилиан -- одним из многочисленных орденов католической церкви. Этот орден должен был способствовать скорейшему проникновению унии во все слои Западного края. Иезуитский дух и направление делали его обособленной, сильной организацией, которая руководила всей униатской церковной жизнью.      

Первым архимандритом в униатский период в Жировицах стал ИосафатКунцевич. Изувер и фанатик, он не останавливался ни перед какими мерами, стремясь всех перевести в унию. За свою непомерную жестокость он был прозван “душехватом”. Движимый ненавистью, Кунцевич стал жестоко преследовать православных, осмелел даже до того, что просил самого короля закрыть православные церкви, а православных… топить, резать, вешать, жечь на костре.

Чему удивляться? Сам папа Урбан III в письмах своих советовал королю “не удерживать своего меча от крови еретиков”, т.е. православных. Голос “рубить схизматиков” раздавался в то время и со стороны митрополита Рутского, и со стороны папского нунция, и партий латинской и униатских.

Что же до Кунцевича, то он не оставлял в покое даже мертвых! Так, в Полоцке он приказывал вырывать из могил тела недавно умерших православных и отдавать их на съедение собакам…      

Униатский период длился с 1613 по 1839 годы. Сколько горя и скорби, величия и мужества вместил он! Безжалостное время сплавило в единый жгучий состав боль потерь и радость побед, безумие святотатственного разгула и пламенную ревность исповедничества, тихое счастье усердной молитвы и дьявольскую злобу изуверского разрушения духовной святыни народа.

История униатского периода напоминает историю гонения первых христиан. Вера и обряд, пост и молитва, церковный чин и подвижничество, братолюбие и нравственность – все, составляющее внутренне гармонический, освященный Преданием путь ко спасению, – все становится ненужным униатам. Изменяется церковный устав, в православном монастыре вводятся чисто латинские праздники, в храмах во время службы звучит музыкальное сопровождение.

Жировицкая обитель отстраивается, украшается, земное благолепие становится более важным, чем монашеское служение. Нужно сказать, что внешне базилианцы обставляли богослужения необычайной пышностью. По праздникам и в канун их на баллюстраде монастырской колокольни помещался оркестр, который играл как духовную, так и светскую музыку.   

Каждое открытие и закрытие чудотворной иконы специальными портьерами сопровождалось трубными звуками, колокольным звоном и гудением бубнов. Готовилась коронация Жировицкой иконы Божией Матери.

 КОРОНОВАНИЕ ИКОНЫ

В практике Римско-Католической Церкви коронование иконы означает примерно то же самое, что и канонизация по отношению к святым, т.е. формальное признание данной иконы чудотворной.

К коронации иконы, а она состоялась 8 сентября 1730 года, на средства магнатов были сооружены шесть триумфальных арок. “Щедростью издержек, величием структуры, изяществом, разнообразием художественной разрисовки, остроумным расположением надписей и лемматических изречений не только зрение, но и мысль услаждали, и не только услаждали, но поражали и исполняли изумлением, ибо при их созидании, казалось, соперничали в благочестии меценаты, дабы превзойти друг друга при торжестве Марии…” – писали “Гродненские епархиальные ведомости” (1901г, с.346).

Арки своими картинами, символами и надписями должны были, в первую очередь, наглядно изобразить преданность ордена базилианцев Папе, королю и шляхетству.

Сам Успенский собор, в котором находилась икона Божией Матери, сиял роскошеством убранства. Стены и колонны храма были задрапированы персидскими коврами, шитыми золотом и серебром, дамасскими и другими роскошными тканями. В середине храма, с потолка спускались две изящные короны, составленные из 48 лампад. На западной стене, над хорами висели четыре огромных портрета Пап: Бенедикта XШ и Климента XII, короля Польши Августа II и кардинала Альбани. А в главном алтаре, на иконостасе возвышалась литая из серебра, величиной в человеческий рост статуя… ИосафатаКунцевича. 

В день коронации иконы народу прибыло множество. Только вот ночь была тогда холодная и непогодливая…

Да, Матерь Божия была почитаема. Но такого ли почитания Она ждала от людей? Нет, не внешнего благолепия, а внутреннего, сердечного покаяния, благочестивой жизни в вере, стремлении к любви. Любви к Богу и ближнему…

 ВОЗВРАЩАНИЕ В ЛОНО ПРАВОСЛАВИЯ

Во времена правления Екатерины IIбазилиане потеряли свое былое могущество: польские дворяне лишились права поступать в базилианский орден. Постриги разрешалось совершать только над теми, кто свободно владел славянским языком и знал чин греческого богослужения. Императорским указом предписывалось воспитывать юношество “отнюдь не в католическом духе”.

Павел I, взойдя на престол, подпал под влияние иезуитов, настолько сблизился с ними, что они проникли даже во дворец и сделались советниками и друзьями императора. В 1798 году под их напором он издает указ о подчинении Униатской церкви Римо-католической коллегии, находящейся в Петербурге.

Последствия для униатов были неутешительные: римо-католическая коллегия тут же воспользовалась случаем расширить свое влияние за счет униатской церкви. По всем областям России рассыпались католические ксендзы и повели пропаганду в пользу латинства. Они совращали униатов и православных в католичество, пока в 1799 году императорским указом Павла I под страхом строгой ответственности им это не было запрещено.

После смерти Павла I вся деятельность императора Александра I, человека мягкой души, была направлена ко благу подданных без различия национальностей и вероисповеданий. Латинизация на Руси возобновилась. Униатская же церковь изо всех сил отвоевывала свою самостоятельность и независимость от пытающегося ее подмять католицизма.

В истории униатской церкви XIX века заметна фигура митрополита ИосафатаБулгака – поборника полной независимости базилианского ордена от епископского надзора. Особенно он заботился о процветании Жировицкого монастыря, в котором находилась его резиденция. ИосафатБулгак был избран заместителем президента “Библейского общества”, председателем которой был известный масон, князь Александр Николаевич Голицын. Многие базилианцы, стремясь завоевать могущественную поддержку, вступили в члены масонской организации.

Униаты не ладили с базилианцами, которые привели унию к полному слиянию с католичеством. Многие стали понимать нежизнеспособность самой унии, началось движение возвращения в лоно Православия. Это движение возглавил архиепископ Иосиф Семашко, который после смерти ИосафатаБулгака был назначен Управляющим Литовской епархии.

Стало возвращаться строгое соблюдение греческого обряда в богослужениях, был освобожден Жировицкий монастырь от всех атрибутов костела, постепенно стал возвращаться православный дух в святую обитель.

Удивительна судьба Иосифа Семашко. Униатским священником был его дед, униатами были и родители. Жили они неподалеку от православной церкви и, хотя сами ее не посещали, по воскресным дням и по праздникам посылали туда на службу своего сына. Это и дало свои плоды, хоть и не сразу. Закончив Главную семинарию при Виленском университете, пропитанную польско-католическим духом, Иосиф Семашко тем не менее вскоре принялся за изучение русского языка. Работая в Департаменте в Римо- католической коллегии в Петербурге, он узнавал то, что сокрыто было от многих, читал духовную литературу, встречался с думающими людьми.

В конце концов Иосиф Семашко пришел к выводу, что только Православие сохранило чистоту и неприкосновенность Апостольской Церкви, что церковь Униатская стоит на ложном пути. Сравнивая богослужения, он поражался страшному запустению в церкви униатской. Только возвращением в лоно Православия, к вере предков, можно выжить и спастись! – к такому твердому выводу пришел будущий архипастырь.

Известный церковно-общественный деятель, человек тонкого, проницательного ума, необычайной энергии, он сумел сплотить вокруг себя прекрасный коллектив единомышленников, людей пламенной веры и глубокого понимания судеб русского народа

В 1827 году в Жировицах была открыта духовная семинария по образцу Петербургской семинарии. Преподавание велось на русском языке, по учебникам для православных семинарий. Так постепенно в семинарии меняется духовная атмосфера, она преобразуется в православную.

Первый ректор семинарии (до 1840 года) архиепископ Антоний Зубко сумел наладить работу духовной семинарии по высокому образцу. Он был ближайшим помощником и соратником преосвященного Иосифа.

Жировицы становятся духовным оазисом в Западном крае. Сам архиепископ Иосиф так говорил об этом: “Премудрый Зиждитель, избравший смиренный вертеп Вифлиемский для рождения от Пречистой Девы Единородного Сына Своего, избрал и для обновления Литовской Церкви не блестящий град, а смиренный уголок, находившийся под особым покровительством Матери Божией, прославленной в чудотворной иконе Жировицкой. Здесь благодатью и предстательством Небесной Владычицы преобразились мы верою, возвратясь к сообществу с нашей родной Матерью – Всероссийской Церковью; преобразились сердцем, обновя чувства родственной любви к великому нашему Русскому племени и Русскому Отечеству. И это было делом не более 10 лет

Всего за десять лет все вернулось на круги своя! И это после нескольких столетий насильственного насаждения народу чуждой ему веры и культуры!

Духовная семинария просуществовала до 1845 года -- Литовское епархиальное управление и Литовская семинария были переведены в Вильну.

ПРАВОСЛАВИЕ­­­-- ПРАВИЛЬНО СЛАВИТЬ БОГА

В 30-ые годы XIX века ситуация в Западном крае стала резко меняться. После подавления Польского восстания политика Российской империи стала национально-русской. В 1832 году император Николай I уничтожил самоуправление Польши. Как следствие, уния повернулась к Православию. Официального воссоединения не было, все произошло как само собой разумеющееся. Со времени присоединения Белоруссии и Литвы к России изменилось положение и значение базилианских монастырей. При упорной, постоянной борьбе между Православной Церковью и польским Костелом, какая же судьба должна была постигнуть их, если на карте Европы исчезла граница между Восточной Россией и Западной? Уния должна была окончательно исчезнуть.

Православие – правильно славить Бога. Матери Божией именно это было угодно. Воля Ее свята, хотя недоброжелатели злобствовали.

7 марта 1836 года, в полночь случился пожар в доме Литовской Духовной Консистории. С чьим-то злым умыслом был подожжен архив. Дом отделялся от монастыря только улицей, и пожар (так и планировали, очевидно, злоумышленники) должен был на него перекинуться. Был порывистый ветер, и пламя быстро охватило все здание Консистории. Обширный архив стал добычею огня, искры летели на храм! Вот уже в северном флигеле монастыря засверкали огоньки, стали заниматься огнем соседние дома, и не только соседние! В находившуюся за версту от пожара деревню Стайки ветер отнес горящие обрывки бумаги, занялись соломенные крыши. И только обитель Жировицкая осталась цела и невредима. Матерь Божия ее защитила…

Таких случаев история монастыря знает немало. Но еще монастырская память сохраняет имена всех пастырей, духовно окормлявших обитель – ее насельников, прихожан, паломников.

Среди таковых – знаменитый Саратовский епископ Ермоген (Долганов).

Владыка был удален в Жировицкий монастырь за свои обличительные выступления о Григории Распутине, да и другие слишком правдивые и горячие речи. Твердый в своих убеждениях, епископ Ермоген готов был дать отпор любому, кто покушался на чистоту Православия.

Он полюбил тихую, удаленную от суеты Жировицкую обитель. И сам оставил здесь добрую память о себе. Владыка был наделен многими дарами: исцелял болящих по данной ему от Господа благодати, изгонял бесов. Случалось, во время богослужения какой-нибудь бесноватый начинал вопить, лаять, кричать – епископ выходил на солею и именем Господа запрещал ему. Тот тотчас же замолкал.

У Антоник Евфросинии (бабушки преподавателя Минской Духовной Семинарии Виталия Кирилловича) отнялись руки. Ей тогда было чуть более тридцати лет. Она отправилась к епископу Ермогену за помощью. Тот принял ее и дал выпить святой воды. Очень скоро после этого женщина выздоровела и до конца жизни (а умерла она в 94 года) сохраняла работоспособность.

Владыке Ермогену открыты были судьбы людей, обращавшихся за помощью.

Одна женщина попыталась “искать счастья”. Она пришла к Владыке и сказала, что у нее умер муж, попросив финансовой помощи. Ничего не сказал архиерей и дал деньги. Когда женщина вернулась домой, то узнала, что ее мужа, работавшего в поле, вдруг схватилудар и тот скончался на месте. В раскаянии на следующий день пришла она к Владыке Ермогену и, возвращая ему деньги, сказала: “Я обманула вас!” “Ты не меня обманула, а сетя”, -- ответил ей Владыка и деньги назад не взял…

Аскет, добрейший человек, высокой духовной жизни пастырь, даже по дороге в храм на службу он всегда шел окруженный толпами почитателей.

Как удивительно! Сердце человеческое может быть органом тела, а может быть органом чувств. Оно может быть маленьким и мелким, вмещая в себя только собственный эгоизм и самолюбие, а может быть широким, просторным, открытым для множества людей с их бедами и страданиями. Любви Владыки Ермогена было тесно в его душе и любовь эта, вырываясь наружу, согревала, обласкивала, утешала всякого, кто в ней нуждался. Владыка щедро раздавал себя людям, и за это был любим Богом.

“Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как первомученику Стефану, и благословляет вас”, -- писал в 1906 году к преосвященному святой и праведный отец Иоанн Крондштадтский, говоря, что может умереть, зная, что епископы Ермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, ведя борьбу за Православие.

Святой Иоанн Крондштадтский предвидел мученическую кончину епископа Ермогена. И Владыка принял ее. 15 июля 1918 года в Тобольске к нему привязали двухпудовый камень, связали руки, сорвали облачение и бросили в реку Туру.

Владыка Ермоген не переставал молиться за врагов своих…

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. РЕВОЛЮЦИЯ (1914-1918)

Война 1914 года нанесла монастырю огромный урон. Чудотворная икона и материальные ценности были вывезены в Москву. Образ Матери Божией Жировицкой нашел убежище в Покровском соборе св. Василия Блаженного на Красной площади. Иконостас немецкие оккупанты изрубили на дрова, сама святая обитель была ограблена и поругана. Разруха и запустение царили в ней, как бы возвещая о приближении богоборческих времен, которые себя долго ждать не заставили.

В период I Мировой войны Жировицкий монастырь располагался как раз на пути проходивших то в одну, то в другую сторону войск разных армий. Строения использовались для расквартировки меняющихся военных формирований, в результате чего к концу войны пришли в состояние крайней заброшенности и разрушения.

Воспользовавшись трудным положением монахов, власти поспешили отнять часть зданий и разместить в них сельскохозяйственно-лесничую школу, которая просуществовала здесь вплоть до 1939 года. К государственной собственности отошли монастырские сады, огороды, леса, мельница и кирпичный.

  1917 год. Великая Октябрьская социалистическая революция (кстати, слово “революция” переводится как “движение назад”) темным вихрем пронеслась по земле, ознаменовав начало крестного пути Русской Православной Церкви. Возникшее богоборческое Советское государство своей целью ставило построение “справедливого коммунистического общества”, общества без Бога. Новое правительство, во главе с его вождем Лениным, спешило упрочить свое шаткое положение заключением сепаратного мира с кайзеровской Германией.

3 марта 1918 года в Брест-Литовске был подписан договор, в результате которого Беларусь, Украина и Прибалтика отходили от Российского государства. Постановление Брестского договора соответствовало Германской концепции создания в Центральной и Восточной Европе государств, экономически и политически зависимых от Германии.

Но политические события развивались независимо от устремлений политиков: в Германии произошла буржуазная революция и, проиграв ряд крупных сражений, она вынуждена была отступить.

В ноябре 1918 года немцы покинули Белоруссию, Белорусская Рада в феврале опубликовала акт о “независимости”, а 1 января 1919 года большевиками было объявлено о создании Белорусской Советской Социалистической Республики. В результате заключения перемирия между Германией и государствами Антанты была восстановлена государственность Польши, которая тут же стала претендовать на белорусские, украинские земли и Галицию, принадлежавшую Австро-Венгрии. Одержав верх в Польско-большевистской войне, Польша завладела семью западными уездами Волынской губернии, западными и южными уездами Минской, а также Гродненской и Виленской губерниями; к ней отошли Холмщина, Подляшье и Галиция. Православие оказалось в тесных тисках католицизма.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница