Историографический обзор философских источников научно-педагогических идей в духовном наследии а. А. Бейли



Скачать 46.77 Kb.
Дата12.11.2016
Размер46.77 Kb.


О.С. Шубенина (соискатель)



ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ ИСТОЧНИКОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ДУХОВНОМ НАСЛЕДИИ А.А. БЕЙЛИ

г. Пенза, Пензенский филиал Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства


Проблемы современного общества ставят перед наукой задачу поиска их разрешения в глубоком исследовании философских источников. В данной статье представлен историографический обзор философских источников научно-педагогических идей в духовном наследии А.А. Бейли. Она являлась мыслителем, писателем и педагогом первой половины ХХ века, чьи книги в десятках стран стали классикой духовной литературы

Философские источники (1919 г. -1974 г) научно-педагогических идей в духовном наследии А.А. Бейли представлены следующими трудами: "Сознание атома" (1922), "Трактат о Космическом Огне" (в двух томах) (1925), "Свет Души" (1927), "От Вифлеема до Голгофы" (1937) и многие другие [1,2,3]. Также в плане исследования значимым является раритетный англоязычный источник публицистического характера первой половины ХХ века: ежеквартальный философский журнал «Маяк» ("Beacon"). Он был создан А.А. Бейли и организацией "Люцис Траст" в 1922 году [4]. В этом журнале были опубликованы публицистические статьи философского и педагогического характера А.А. Бейли ("Духовное водительство"(1925), "Царство"(1936) и многие другие).

Философские основы научно-педагогических идей в духовном наследии А.А. Бейли включают в себя следующие компоненты: онтологический (метафизические основы картины мира, в которой осуществляется педагогический процесс обучения, воспитания и развития), междисциплинарный (синергия философии, истории, психологии и педагогики), аксиологический компонент (ценности в основе воспитательной системы, а также ценности, транслируемые подрастающему поколению); культурологический (синтез западных и восточных типов преподавания); телеологический компонент (цели и задачи воспитания и социализации подрастающего поколения); концептуальный компонент (ключевые педагогические идеи); методический компонент (методы, методики и приемы обучения и воспитания); интерактивный компонент (способность и готовность к взаимодействию с другими субъектами и институтами в целях решения образовательных и воспитательных целей и задач); интегративный (возможность включения отдельных компонентов системы в педагогический процесс).

Проанализировав философские источники А.А. Бейли, мы выяснили, что философской основой научно-педагогических идей А.А. Бейли является духовно-нравственное обучение, воспитание и развитие. В трудах А.А. Бейли структура целостного образовательного процесса предполагает наличие четкой педагогической цели, согласующейся с содержанием образования, а также формами и методами ее реализации, влияющих на эффективность духовно-нравственного воспитания, качество обучения и гармоничное развитие личности. В научных статьях и пособиях современных российских ученых (Н.Д. Никандров, А.Я. Данилюк, А.А. Корольков) представлена аналогичная трактовка духовно-нравственного воспитания и развития [5]. Данные источники, так же как и философские источники А.А. Бейли, трактуют явление духовно-нравственного воспитания и развития как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности. В научных статях А.А. Королькова акцентируется изначальная направленность российского просвещения, обращенного не только на развитие интеллектуальных способностей учащихся, но и на их духовное становление. Также в материалах российских ученых огромное значение уделяется православной философии и культуре и их особенном влиянии на систему российского образования. В философских же трудах А.А. Бейли религиозный подход к обучению предлагается рассматривать внутри универсальных ценностей, присущих каждой педагогической системе.

В философских работах духовного наследия А.А. Бейли представлено ее видение педагогической культурологии, в центре внимания которой находиться проблема духовно-нравственного воспитания в свете универсальных общемировых ценностей. В ней рассматриваются проблемы соотношения универсального и национального, восточного и западного, гражданского и личностного в целостном воспитании гармонично-развитой личности, приобщающейся в процессе обучения и воспитания к мировым ценностям в области науки, культуры и профессиональной деятельности.

Исследовав работы А.А. Бейли, мы увидели, что тема педагогической культурологии является одной из знаковых для педагогического наследия А.А. Бейли. В ее философских источниках процесс эстетического воспитания является органически необходимым компонентом общей системы духовно-нравственного образования.

Также эти работы А.А. Бейли исследуют кризис нравственного, культурного и гражданского воспитания в современном мире. В них показана связь проблем воспитания с общественными проблемами и духовным климатом в восточных и западных странах. Сегодня в монографиях, научных статьях и сборниках международных конференций педагогическая культурология также широко рассматривается различными западными и российскими авторами (Дж. Кэмпбелл и др.) [6]. Данные научные исследования, также как и труды А.А. Бейли, направлены на раскрытие тенденций развития единого поликультурного образовательного пространства и культурологической направленности педагогического образования и эстетического воспитания. В работах российских ученых (А.П. Валицкая, Б.Л. Вульфсон, О.В. Гукаленко) показана актуальность этой проблемы в разрезе образовательных приоритетов Российской Федерации [5].

Изучив философские материалы этого этапа (1919 г. -1974 г.), мы выяснили, что в своих книгах А.А. Бейли предложила рассмотрение философско-методологических проблем современных наук о человеке и проблемы развития сознания и их влияние на процессы обучения и воспитания. А.А. Бейли трактует образование преимущественно как гуманитарный феномен, в центре которого находиться обучение, воспитание, самообразование и развитие коллектива и личности. Подобный подход отражен в монографиях, научных статьях, программах и методических рекомендациях многих современных ученых (Ю.В. Сенько, М.И. Шилова) [5]. Выявленная А.А. Бейли и данными учеными тенденция гласит, что педагогический процесс должен быть верен собственный природе, то есть быть гуманитарно адекватным, двигаясь навстречу субъективной сфере человека. В материалах А.А. Бейли нами также отмечена методология и теория воспитания детей и молодежи в изменяющемся социуме через воспитание волевого начала в ребенке. Что входит в параллель с современным положением о воспитании деятельно - волевого характера учащегося в научных трудах русского исследователя М.И. Шиловой.



Весь обозначенный здесь материал рассмотрен нами с содержательной точки зрения на предмет теоретического исследования, изложенных в нем идей.
Список литературы.

  1. Бейли А.А. Сознание Атома – Новочеркасск: агентство «Сагуна», 1994.

  2. Бейли А. Трактат о Космическом Огне.– М.: Навна-3, 2002.

  3. Бейли А.А. , От Вифлеема до Голгофы. - Издательство: Навна-3, 2001 г.

  4. http://www.oneworld.ru/index.asp

  5. http://www.raop.ru

  6. Кэмпбелл Дж. Мифический образ – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.







База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница