Истории об изобразительных и неизобразительных материалах для детей старшего дошкольного возраста «Истории в материале»



Скачать 91.98 Kb.
Дата15.11.2016
Размер91.98 Kb.
Истории об изобразительных и неизобразительных материалах для детей старшего дошкольного возраста «Истории в материале»
Это игровые адаптированные для детского восприятия истории об изобразительных и не изобразительных материалах, их особенностях, свойствах, возможностях, основных способах работы с ними. Игровые истории имеют занимательный характер, благодаря одушевлению и придания эмоциональной выразительности материалам, экспериментам с ними, дети с легкостью и интересом воспринимают их свойства, особенности, назначение.

Последовательность использования историй может варьироваться в зависимости от особенностей старших дошкольников, задач деятельности и тематики.



Воспитатель:

Ребята, у нашего друга Маленького Художника (далее — МХ) много помощников, они помогают ему рисовать очень красивые картины. Чтобы и вам научиться, так же красиво рисовать, нужно с ними познакомиться, подружиться и узнать, что они любят, а что нет. МХ знает много историй о своих помощниках и с удовольствием нам их расскажет.


Истории о «Волшебнице кисточке»
История № 1 «Чей хвост у кисточки?»

Материалы: кисти беличьи № 6, плоские или круглые щетинные кисти № 16 на каждого ребенка.

Воспитатель может рассказать историю сам или использовать медиаресурс. История рассказывается от лица кисточек беличьей и щетины:

Привет, ребятишки, мы — подружки кисточки.

Вы знаете, для чего мы нужны художнику?

Перед вами на столе лежат кисти (белка № 6, щетина № 16), рассмотрите их. Какие они? Чем отличаются? Из чего сделаны?

Хвостик кисти делается из шерстки животных. Как вы думаете, чья это шерстка (в руках воспитателя беличья кисть)?

Это шерстка белки. Поэтому меня называют БЕЛОЧКОЙ или БЕЛИЧЬЕЙ КИСТЬЮ или БЕЛКОЙ.

Полюбуйтесь, какая у меня шерстка? Погладьте меня, проведите моей шерсткой по ладошке. Какие у вас ощущения? Что почувствовали?

Да, я такая, нежная, мягкая, как мамина щечка (воспитатель по очереди дотрагивается до рук детей кистью).

А это моя подружка. А у нее, чья шерстка (в руках воспитателя щетинная кисть)?

Это шерстка свинки. Потрогайте, погладьте меня, проведите кистью по руке. Какие у вас ощущения?

Да, у меня шерстка грубая, жесткая и даже колючая. У свинки очень грубая шерстка, поэтому меня называют ЩЕТИНОЙ или ЩЕТИНКОЙ. А у кого еще бывает щетина?

У папы. Эта кисть такая же колючая как папина щека (воспитатель по очереди дотрагивается до рук детей кистью, затем дает возможность детям самим поиграть с кистями).

Из шерсти, каких животных еще бывают кисти? (коза, пони).

Как вы думаете, на кого из нас больше похожа кисть из хвостика козочки? А из хвостика пони?

Беличью кисть можно заменить кистью из пони, а щетину кистью из козы.


История № 2 «Что любят кисточки?»

Материалы: кисти беличьи № 6 и щетинные № 16 на каждого ребенка.

Воспитатель от лица беличьей кисти:

Привет, ребята, вы помните, как меня зовут?

Я — Белочка, шелковая и пушистая.

А вы знаете, что мне нравится? А что нет?

Что будет, если сильно давить во время рисования на мой красивый хвостик?

Я люблю, чтобы со мной обращались нежно, не давили бы на меня и не портили бы мою красивую прическу. Почему, знаете? Проведите кистью по своей руке. Почувствовали, какая я нежная, мягкая, со мной нужно бережно обращаться. Иначе у меня выпадают и ломаются волоски. Еще я могу заболеть и даже облысеть, если забывают вовремя смачивать мой шелковый хвостик водой.

Помните, как зовут мою подружку?

Привет, ребятишки, я — Свинка-щетинка.

Знаете, что мне нравится? Что не нравится?

Удастся вам повредить мою прическу, если на нее сильно давить во время рисования? Попробуйте, сильно надавливая, порисовать. Что получилось?

А если забывать, своевременно, смачивать мой хвостик водой?

Щетина не боится сильного нажатия, но очень любит чистоту, для того, чтобы со мной подружиться, меня надо хорошо отмывать от краски после рисования. Иначе я буду оставлять грязные следы.

А Белочка любит чистоту?

А зачем МХ разные кисти?

Белочку МХ берет, когда рисует акварельными красками, а Свинку — при рисовании гуашью. А вот почему так происходит, вы узнаете в следующих историях.
История № 3 «Купание кисточки»

Материалы: кисти беличьи № 6 на каждого ребенка заранее испачканные в краске, банки с водой объемом 0,5 л, бумага формата А4, клеенка.

Кисточка Белочка:

Ребята, посмотрите на кисти, все ли с ними в порядке?

А вы умеете мыть кисточки? Ну-ка попробуйте, а я посмотрю, как вы это делаете.

Дети пытаются отмыть кисти в банке с водой.

Как вы думаете, вашим кисточкам понравилось купание? А прическу у кисточки никто не повредил? У всех кисточка здорова?

У всех достаточно воды на хвостике кисточки, чтобы начать рисовать? Вода не должна литься с кисти, но почти сухой кисточка тоже не должна быть. А если вы прямо сейчас начнете рисовать кисточками, всем удастся это сделать? Попробуйте.

А теперь посмотрите друг на друга, все сухие? Никто не обрызгал соседа водой? А вокруг банки с водой у всех сухо?


История № 4 «Как подружились кисточка с краской»

Материалы: кисти беличьи № 6 на каждого ребенка, банки с водой объемом 0,5 л, акварельные краски (минимум 12 цветов).

Воспитатель:

Ребята, одной кисточке очень нужна ваша помощь. Она совсем маленькая, ее только вчера купили в магазине, она никогда не рисовала акварелью. У нее ничего не получается: макает свой хвостик в краску, а она не набирается. Ей очень хочется нарисовать красивую картину и порадовать МХ. Помогите ей, пожалуйста, подскажите, что сделать, чтобы подружиться с акварелью.



Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель:

Ребята, для того, чтобы проверить, чей вариант правильный, я попросила нашу старую кисточку нарисовать, что нужно делать кисточке, чтобы подружиться с акварельной краской. Давайте вместе рассмотрим рисунок.



На рисунке представлена последовательность необходимых действий для того, чтобы начать рисовать акварельными красками:

  1. Смочить кисть.

  2. Смочить краски (не стряхивая с кисти воду, быстро провести по ним кистью; повторить два раза для каждого ряду красок, чтобы они пропитались водой).

Можно задать детям следующие уточняющие вопросы:

  1. Для чего нужно смачивать кисть?

  2. Почему же так важно пред рисованием смочить акварельные краски?

Воспитатель:

А теперь давайте продемонстрируем нашей юной кисточке, как правильно нужно начинать рисовать акварельными красками.


История № 5 «Какой след у кисточки?»

Материалы: кисти беличьи № 6, плоские щетинные № 16 на каждого ребенка, банки с водой объемом 0,5 л, бумага формата А4, акварельные краски, гуашь, рисунок-загадка с изображением линий-следов, точек-следов от беличьей и щетинной кистей, записка от МХ.

Воспитатель:

Ребята, МХ и его подружки кисточки оставили для вас рисунок-загадку и записку:

Привет, мои маленькие художники, вы уже знаете, чтобы быть настоящим художником, нужно быть и немножко волшебником и придумывать разные хитрости, чтобы удивить зрителей. Вот поэтому мои подружки кисточки решили проверить, а знаете ли вы, какие следы оставляют кисточки, и какие хитрости они используют. Посмотрите внимательно на рисунок-загадку и попробуйте угадать, где след Белочки, где Свинки. Желаю вам разгадать наше маленькое волшебство! Ваш друг МХ.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим следы. Они одинаковые? Чем отличаются? У кого есть идеи, где, чей след? Как это проверить?

Можно попробовать провести кистью поверх рисунка, и посмотреть совпадет ли след. Можно взять краски и попробовать порисовать кисточками, потом сравнить следы.

Посмотрите, есть линии широкие, а есть узкие. Могли ли наши кисти оставить широкие следы, а узкие? Чтобы проверить это точно, давайте возьмем краски и бумагу и проверим.



Дети на листах бумаги проводят линии и точки белкой и щетиной, сравнивают результат.

Воспитатель:

А как же кисточкам удалось провести такие тонкие линии? Попробуйте Белочкой проводить линию не всем хвостиком, а тоненьким кончиком хвоста, что получится? Какая прическа должна быть у Белки, чтобы она смогла провести тоненькую линию?

Посмотрите внимательно на Свинку: один бок у нее широкий, а другой-то узкий. Что получится, если провести линию широким боком, а узким?

Дети экспериментируют с кистями.

Воспитатель:

Давайте еще раз рассмотрим рисунок-загадку МХ, и каждый по очереди назовет, где, чей след и покажет, как его нужно нарисовать. Все загадки вам удалось разгадать? Вы все волшебства МХ запомнили. Используйте их, когда будете рисовать. И старайтесь придумывать свои.


История № 5 «Зачем МХ так много кисточек?»

Материалы: кисти плоские щетинные № 16, № 10, № 5, № 3, круглые щетинные № 20 на каждого ребенка, банки с водой объемом 0,5 л, бумага для рисования плотная формата А3, гуашь, клеенка на стол, тряпки для рук.

На столе в 4-х стаканчиках стоят четыре вида кистей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть материалы, представленные на столе и обсудить:

  1. Для чего МХ так много кистей?

  2. Что можно рисовать большой кистью, а что маленькой? Большой лист бумаги, какой кистью быстрее закрасить? Детали, какой кистью удобней закрашивать?

  3. А какой кистью лучше начинать рисовать? Какую кисть используют для завершения рисунка?

Задание: выложить последовательность использования кистей в процессе рисования.

В завершение можно предложить детям нарисовать пейзаж, используя выложенную последовательность кистей. Нарисовать:

  1. Фон, закрасив весь лист бумаги (веселыми или грустными, яркими или грязными красками или просто красиво смешать краски).

  2. Поверх фона нарисовать стволы деревьев.

  3. Ветки деревьев.

  4. Много листьев на деревьях.

  5. На некоторых ветках изобразить по нескольку отдельных листьев.

Обсудить с детьми полученный результат с позиции удобства такого алгоритма использования кистей и скорости рисования.
В завершение знакомства с волшебницей кисточкой, с целью обобщения, можно уточнить у детей, почему же кисточка может быть волшебницей, какие хитрости она знает, какие хитрости придумали сами ребята, экспериментируя с кистями.
Акварельные истории
История № 1 «Разрешите представиться, акварель»

Материалы: акварельные краски, репродукции М.Врубель «Роза», О. Остроумова-Лебедева лист бумаги формата А3.

Дети сидят за столом, на столе перед ними лежат акварельные краски.

Воспитатель:

Вы знаете, что находится перед вами на столе?

Как называются эти краски?

Воспитатель:

Ребята, давайте знакомиться, это — Акварель. Красивое у нее имя? Вы знаете, что оно значит? Акварель — значит водные краски.

Рассмотрите краски: сколько цветов, какие это цвета, в чем хранится акварель? Потрогайте краски пальчиками, можно ли ими сразу рисовать? Какие они? Как вы думаете, почему эти краски называют водными?

Вода нужна акварели, чтобы ее «оживить», для этого краски нужно смочить водой. А еще с помощью воды акварельные краски могут совершать разные превращения и фокусы. Поэтому нужно знать их секреты.

Ребята, перед вами работы художников, сделанные акварельными красками. Посмотрите на них внимательно и подберите такие слова, которые бы описывали, какая она — акварельная краска?

Дети с воспитателем подбирают определения для акварели и записывают их на листе бумаги, напротив определений можно нарисовать или приклеить фотографию красок. Лист бумаги можно повесить в изостудии или в уголке изобразительной деятельности в группе.
«Секреты акварели. Секрет первый: акварельная бумага»

Материалы: акварельная бумага формата А3, бумага для рисования плотная формата А3 на каждого ребенка.

Дети сидят за столом, перед ними лежат два вида бумаги (гладкая и шершавая).

Воспитатель:

Ребята, перед вами лежат разные листы бумаги. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте листы и сверху и снизу. Что у них общего, чем различаются?

Среди этих листов бумаги спряталась акварельная бумага, и вам нужно ее найти. Акварель любит рисовать на плотной и шершавой бумаге. Все нашли такой лист? А с другой стороны акварельная бумага шершавая или гладкая? Но рисовать акварелью нужно только на шершавой стороне.

А какими материалами, можно рисовать на гладкой бумаге? (карандашами, гуашью, фломастерами, ручками, мелками).


«Секреты акварели. Секрет второй: кисточка»

Материалы: кисти белка № 6, плоская щетина № 16 на каждого ребенка.

Воспитатель:

К нам в гости пришли друзья, кто помнит, как их зовут? Возьмите кисти, проведите ими по ладошке, какая кисть подходит для акварели? Почему? Давайте вспомним, какими словами вы описывали акварель? Какими словами вы можете описать Белочку, Свинку?

Акварелью рисуют беличьей кистью, она такая же мягкая, нежная.
«Секреты акварели. Секрет третий: цветные лужи»

Материалы: акварельные краски, беличьи кисти № 6, акварельная бумага, банки с водой объемом не менее 0,5 л, тряпки для рук, клеенка на стол.

Дети сидят за столом, перед ними лежат акварельные краски.

Воспитатель:

«Секреты акварели. Секрет четвертый: смешиваем краски»

Чтобы их узнать, вам нужно разгадать рисунок-загадку «Акварельные краски любят …».



Разгадывание медиаресурса «Акварельные краски любят …» в виде таблицы с правилами, каждое правило представлено анимированной картинкой, таблица также может быть нарисована самим педагогом):

- когда их смачивают пред рисованием водой;

- любят рисовать на акварельной бумаге;

- рисовать по воде;

- когда их смешивают;

- красиво растекаться по листу бумаги;

- рисовать беличьей кистью.

Важно не только разгадать загадку, но и поинтересоваться у дошкольников по каждому пункту, почему акварель это любит.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница