Историческое эссе



страница1/7
Дата01.05.2016
Размер1.36 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Марат Жандыбаев


ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ:

Джалаир Тараки Уйсун-теги

и

Чингисхан Тарак-теги

Талдыкорган, 2010


УДК 94 (574)

ББК 63,3 (5 каз)

Ж 28

Жандыбаев М.К.

«Историческое эссе: Джалаир Тараки Уйсун-теги и Чингисхан Тарак-теги», Талдыкорган: ИП «Дизайн-ОТ», 2010.-166 с.

Книга расcматривает, на примере племени «Жалайыр» и личности Чингисхана, противоречивый и спорный вопрос происхождения номадов/кочевников на территории Евразии, в том числе древних и легендарных скифов, саков, массагетов, гуннов, уйсуней, канглы, динли/телесов, енисейских киргизов, тохаров, дунху, тоба и более поздних, но не менее легендарных их потомков: казахов, узбеков, уйгуров, турков, азербайджанов, туркменов, трухменов, бактрийцев, ногаев, адыгеев, каракалпаков, крымских татар, кабардинцев, алтайцев, крымчаков, караимов, кумыков, кашкайцев, урумов, афшаров, саларов, харасанцев, халаджей, карачаевцев, киргизов, саха якутов, тувинцев, хакасов, шорцев, камов, чулымов, долганов, асов, орыгов, тоджинцев, топаев, тофаларов, гагаузов, балкарцев, мадьяров, балканцев, башкиров, чувашей, современных татар и халха монголов, ойратов, бурятов, калмыков и др. (в т.ч. раннесредневекового племени «Татар» и раннесредневековых монголов XIII-XV веков нашей эры), – идентифицируемых с древними «турами» древнего Турана и в том числе с их прямыми наследниками тюрками и монгол/ойратами, ведущих свои этнические корни из Урало-Алтайской семьи человечества. Книга ставит целью реконструкцию исторических событий из жизни Великой Степи на основании письменных свидетельств древности, раннего средневековья и более поздних летописей и литературных работ разных авторов.



УДК 94 (574)

ББК 63,3 (5 каз)

Ж 0503020905

00 (05) – 09 ISBN 978-601-7017-18-7
© ТОО «Принтланд», 2009 г. (1- 4 издания)

© ИП «Дизайн-ОТ», 2010 г. (5-е издание)





ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ:

ДЖАЛАИР ТАРАКИ УЙСУН-ТЕГИ

И

ЧИНГИСХАН ТАРАК-ТЕГИ






Посвящается летописцам

Рашиду ад-Дину (1247-1318 гг.н.э.), Бабуру ад-Дину (1483-1530), Мухаммеду Дулати (1499-1551), Кадыргали Джалаири (1530-1605), Абуль-Гази Багатуру (1603-1664)



Побудительным мотивом, придавшим мне храбрости и сподвигнувшим меня к написанию данного небольшого исторического эссе, до того не имевшего подобного литературно-писательского опыта, послужил этно-исследовательский труд Амангельды Избасарулы Оспанова.

Составленное и подробно описанное с 2004 по 2008 годы писателем и поэтом Оспановым А. И. генеалогическое Древо-Шежере племени «Жалайыр», так это имя звучит и пишется в современной казахской транскрипции, охватывает своей летописной кроной в основном территории Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей Республики Казахстан и схематично фиксирует нисходящие родословия по мужской линии максимального числа людей, прямых родственников из 14 родов вышеназванного племени за период с 1600 года нашей эры до настоящего времени – в эпоху зарождения Казахского ханства до современного Казахстана и буквально на генетическом уровне прослеживает на примере одного из равноправных и равнозадействованных в истории тюркских племён процесс установления и развития казахской нации («Қазақ»).

В то же время упомянутое выше Шежере даёт возможность и повод обратиться к древним, изначальным истокам наших общих предков и к чёрным дырам в истории отдельно взятого племени и его родов – ибо размытость и неопределенность, которая существует вокруг этнонаименования «Жалайыр» касательно древнейшей генеалогической истории этого одноимённого племени со II-III до XV-XVI веков нашей эры, то есть от зарождения самого имени до времени Манакского периода в его родословной линии во всех исследованиях, летописях разных авторов прошлого и современности всё-таки всегда будут толкать к созданию хоть какой-то чёткости и системности в данном вопросе.

Изложить точку зрения по вопросу происхождения и дальнейшей жизни Древа моего (а также многих других) праотца намереваюсь как можно более кратко, что предполагает сам жанр данной книги и используя первоисточники и их авторов, что естественно делалось раннее многими и часто (думаю, что цитаты и целые отрывки из литературных работ разных авторов займут не менее 20% текста от всего объёма данной книги); в целях корректности упоминая, но по возможности не подвергая разбору и анализу другие племена и их рода; и не претендуя на Истину в последней инстанции, что тоже естественно.

Понимая всю избитость и многовекторность темы, вначале предлагаю следующую выборку из разных письменных источников (они перечислены в Библиографии в конце книги, из которых позже будут приведены многочисленные выдержки и отрывки для более полного раскрытия интересующих нас вопросов) вариаций обсуждаемого имени, затем переросшего в наименование племени в данной последовательности: «…Мекре Уйсун – мерке - жалайыр таракты – мекиреил тарак – мекрин – кабылан – мекереил дарлыген – нукуз дарлыген + кият дарлыген – мекрин дарлигин – борибай - калаир – джалайт -- йалаир – иоллыг – йологэ – йалаэр - джалакир – йалакир – йалагар – йоглакар – джаир – чжалайт – чжалар – джалаир дарлекин – коблан -- мэгу чжалатай – чжалаир – джалатай мәнгу – бэлагэ – яологэ - яглагыр – йаглакар – йала ер – елокэ – чете – джете – джалаар – джелаир – кызыл арыстан – джалаир тараки – уйсын жалайыр манак».

Далее, опираясь на те же письменные источники, излагаю общепринятую и общеизвестную схему родословной нашего героя: «Тюрк (или это более древний этноним «Тур»?) → … Алаш … → … Арыс (Анарыс) → Ак Арыс … → … Бактияр … → … Уйсун … → … Сакал → Жандарлы (Тарак) → Мекре (Мерке, Жалайыр)» - во главе которой всё-же и скорее всего должен быть установлен «Тур», передающий через длительный временной отрезок истории эстафету «Алашу» и от него уже через сравнительно короткое время, буквально через три-четыре поколения, мы наблюдаем трёхглавого «Арыса» (Ак Арыс, Жан Арыс, Бек Арыс).

Период от Тура до Алаша - это не только огромное временное расстояние, но и одновременно-параллельное развитие всех ветвей условно-символического родословного «дерева» туров, то есть в течение длительного срока закономерно-качественное изменение структурного состава тех самых племён номадов/кочевников, заселиливших и освоивших большинство регионов обширной территории называемой – Евразия.

Грек Геродот, названный римлянином Цицероном как «отцом истории», в V веке до нашей эры в своем великом труде «История» пишет: «Это - то племя, оно было, собственно скифским, называли амюргийскими (амударьинскими – примеч. авт.) саками. Персы ведь всех скифов зовут саками» и «За рекой Танаисом (Дон – примеч. авт.) уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам».

О происхождении скифов древнегреческий историк приводит три легенды, из которых первая гласит, что: «Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в страну, которая тогда не была никем освоена (сейчас её скифы занимают). … Здесь в пещере он встретился со странным существом: полудевой-полузмеёй. …У них была связь. … Возмужавшим сыновьям она каждому из них дала имена: одному – Агафирс, второму – Гелон, а младшему – Скиф. … Все скифские цари происходят от этого Скифа, сына Геракла»; второй сказ звучит следующим образом: «Согласно рассказов самих скифов, они происхождение своего народа, являющегося самым молодым народом, ведут следующим образом: первым владельцем их земли и места проживания, которая была безлюдной пустыней, являлся - Таргытай. По словам скифов его отцом был Зевс, а родительницей была Гестия, дочь морского царя Борисфена (Днепр – примеч. авт.). И родилось у них три сына: Липоксай, Арпоксай, Колаксай»; последний, третий рассказ записан примерно так: «Есть и третий источник, которому я сам больше верю. Это было так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Они, теснимые военными действиями со стороны массагетов, ушли в землю киммерийцев (кемеров – прим. авт.)»; и, подбивая итог, следует привести следующую цитату из того же Геродота: «Сами скифы говорят, что от правления первого царя скифского народа Таргытая до эпохи военного похода на них персидского царя Дария прошло не менее тысячи лет».

Этнонимы «скифы», «саки», «массагеты» употреблялись авторами греческих и римских древних источников как термины, объединяющие большие группы родственных по языку и своему жизнеобеспечению многочисленных племён и родов – в собирательном смысле; в то же время свод книг «Авеста», написанный на древнеперсидском языке в VIII веке до нашей эры, сообщает нам из глубины столь древних веков и тысячелетий о кочевых племенах под собирательным именем «туры».

И со II-го века до нашей эры греко-римским писателям были известны следующие кочевые племена: аорсы, будины, фиссагеты, иирки, аргипеи, исседоны, аримаспы, даи (дахи), ассии, пасианы, каспии, сакараулы (сакарауки), роксоланы; и позже, в купе с ними, многочисленные письменные сведения на персидском, китайском, русском и других языках, в том числе на разных тюркских диалектах упоминают следующие номадо-этноеденицы: тохары, сиунну, ху, канки, обры, усуни, хунну, динлины, хагасы, дунху, сяньби, тоба, теле; еще позже: бугу, баиырку, толангеты, бекли, кыбыры, сыгыры булаки, эдизы, торинахи, зебендеры, таргаи, баргуры; позднее: булаки, гэлуи, чигили, ташили, бистани, бирши, химы, кукиркины, бескили, джикили, тухси, лазаны, фарахи, азкиши, халаджи, чаруки, аргуи, барсханы, ягмаи, азы, басмилы, гулиганы, бомы, асы, баджгары, нукарды, барджнаи, джаграи, джеруки, луки, баюндуры, имуры, каи, сельджуки, кыныки, иваи, салуры, афшары, бектили, букдузы, баяты, язгыры, кара-булаки, алка-булаки, игдыры, дрегиры, тутырки, ула-йондулуги, тюгеры, джебни, бердженеи, джувулдары, джаруклуги, эймуры, чжурчжени, онгуты, сойоты, кики, ку-кижи, кюешеи, гянгуни, канцзюи, юечжи, негузы, кыйяты, дарлекины, чандманьцы, имаки, ланиказы, аджалады, куны, сары - все они входили в этнокультурные объединения от скифов до монголов и большинство из которых, затем, составили легендарных 92 племени «кочевых узбеков».

Никколо Макиавелли или «первый политолог эпохи Возрождения» в начале XVI века нашей эры в своём труде «История Флоренции» сообщает нам: «Гунны, захватившие, как мы уже говорили, Паннонию (Венгрия – прим. авт.), соединились с другими народами - гепидами, герулами, турингами и остготами и двинулись на поиски новых земель», - этот пример я привел для тех, кто наверное недоумённо поднял брови при прочтении до того вышеперечисленных мною названий многих кочевых племён и родов, так как вызывают лёгкое удивление, я убежден в этом, и названия тех народов, которых перечислил вышеупомянутый знаменитый итальянец.

А эти названия племён и родов известны нам из академических учебников истории, которые были писаны согласно канонов, выработанных в течении последних веков и основанных на более древних авторитетах, но озвученные и сформулированные на свой лад всё же не самими кочевниками, а народами стран соседей и вовсе не близкими территориально другими народами дальних стран; и каждый из них превносил в ту историю свой взгляд на жизнь, своё видение настоящего и будущего, при этом видоизменяя слова, имена и термины языка описываемого ими этноса, и как результат и последствие этого - образование многочисленных ячеек потери памяти или её видоизменённость в идентификации не только отдельных личностей, родов, племён, но и целых народов принадлежащих к тюркскому этносу, когда очень затруднено отождествление упоминаемых выше названий кочевых племён и народов с другими письменными и устными сведениями из своей подлинной, родной истории.

И если окончательно не убили Дракона, не современного китайского, а того самого легендарно–мифического, озвученного и подробно охарактеризованного как одного из главных героев и персонажей почти во всех героических мифах и эпосах европейских народов, - усыпили до настоящего времени; и просыпающийся и обновлённо-перерождённый, в результате многовековых лишений и страданий (иногда полезно упражнять душу горем, как и тело физическими нагрузками), он хочет знать свои гены и биографию.

Легенда? Миф?

А был ли Сократ? Может Платон и Ксенофонт его выдумали? - как литературного персонажа, как миф.

Стёртые следы в истории?

Но ведь был когда-то Авраам ( Ибрахим ) и в конце концов были ведь Адам с Евой, из ребра первого (то есть, как бы происходит вечное воспроизводство первочеловека - генетики утверждают, что «Y - игрик» хромосома почти не меняется в следующих поколениях и передаётся по наследству по мужской линии в первоначальной её форме, поэтому можно определять сколько «Y» хромосом определённой формы существует у людей).

Говорят, что все мы, я имею в виду всё человечество, родственники и произошли от этой одной человеческой пары (или группы?) примерно 60 тысяч лет назад, после четырёхмиллионного процесса эволюции нашего вида.

Также говорят, что первую глобализацию в мире совершили Тур/прототюркские и Тур/протосяньбийские, а после их потомки тюркские и монгол/ойратские племена – через несколько «Великих и малых переселений народов» они насытили этнические рынки Европы и самой Азии, в том числе Персии и Китая своим генофондом: «принесли хромосому».

И это вышеозвученное никогда не удастся доказать абсолютно, ни опровергнуть, - но вполне возможно, что это произошло «так и тогда», так как легенды и сказания являются неотъемлемыми частями истории и используя их материал доискиваться определенной истины не есть хороший тон, а есть возможность быть услышанным и в этом нет ничего непристойного.

Простой пересказ событий - это фото, а анализ их и вытекающие из него выводы если и ведут к ошибкам и пробам, то дают объёмную картину: в нашем случае это Тюркская картина мира с её мировоззрением и языком, которая существует с незапамятных времён.

«По ту сторону Яксарта (Сырдарья – прим. авт.) живут скифские племена. Персы вообще называют их саками … Количество скифских народов бесконечно … Знаменитейшие из них саки, массагеты, даи, исседоны … аримаспы», - пишет римский исследователь древнейшей истории мира Плиний Старший в I веке нашей эры.

И действительно, по моему личному разумению, именно «ТУРские» (туранские) этноединицы, а затем их преемники - с I века до нашей эры «ТУР-сяньбийские» (позже в XVI веке преобразовавшиеся в «ТУР-монгол/ойратские») и также с ними с VI века нашей эры «ТУР-тюркские» племена и их рода (как, например германские, славянские, семитские и другие) - соединялись в союзы, посредством и на основе которых создавали государственные образования, такие как: царство Туран, объединения скифов, саков, гуннов, уйсуней, канглы, динли/телесов, енисейских киргизов, тохаров, дунху, тоба; государство Сяньби; Великий Тюркский каганат, Западный и Восточный Тюркские каганаты, Уйгурский или Тогуз/Огузский каганат; Великое Булгарское, Караханское, Хорезмское и Огузское государства; Хазарский (Казарский), Тургешский, Карлукский и Кимакский каганаты; Сельджукский султанат; Кипчакское, Найманское и Керейтское ханства; Монгольскую империю Чингизхана и его осколки - Золотую Орду, Чагатаево и Хулагу государства, империю Юань, Великий Моголистан, Белую, Кочевых Узбеков и Ногайскую орды, Ирак/Иранское государство Джалаиридов, империю Тимура; Османскую империю, которые существовали в пределах огромной территории от Тихого океана до Балкан и от Северного Ледовитого океана до Аравии, Персии, Китая и Индии, обживаемой ими со II-го тысячелетия до нашей эры; потому в них прослеживается наследственность одного турского этноса - его языка, образа жизни, культуры, проторелигий Шаманизма и Тенгрианства.

Впоследствии на этой территории образовались многочисленные мелкие и не мелкие царства-ханства, султанаты, орды: Османский султанат - остаток империи; Большая и Бокеевская орды; Крымское, Касимовское, Казанское, Астраханское, Яркендское, Казахское, Сибирское, Джунгарское, Бухарское, Хивинское, Калмыкское, Кокандское ханства и другие, на основе которых создались современные тюркоязычные и одна современная монголоязычная страны члены ООН: Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Монголия, Туркменистан, Турция, Узбекистан и другие национальные образования в виде автономных союзных республик, а также краёв, областей, районов в других государствах: Республика Чувашия, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха-Якутия, Республика Алтай, Республика Тыва, Калмыкия, Бурятия, Хакасия и другие в составе Российской Федерации; Гагаузия в составе Республики Молдова, Каракалпакская автономная республика в составе Республики Узбекистан; Синьцзян-Уйгурский автономный район, Или-Казахский район в составе Китайской Народной Республики и другие.

И ещё встречаются отдельные территории компактного проживания тюрков и монгол/ойратов в Иране (туркмены, азербайджаны), Литве (татары), Китае (иегуры, боани, монгор-широнголы, шира-югуры, салары), Афганистане (моголы), Индии (джаты) и в других странах.

В настоящее время существуют следующие тюркские и монгол/ойратские народы: казахи, узбеки, халха монголы, туркмены, турки, уйгуры, каракалпаки, азербайджаны, ногаи, крымские татары, кабардинцы, трухмены, адыгеи, алтайцы, киргизы, саха якуты, тувинцы, хакасы, асы, шорцы, орыги, буряты, крымчаки, кашкайцы, халаджи, урумы, калмыки, топаи, афшары, салары, харасанцы, тофалары, тоджинцы, ойраты, дагуры, боани, дуньсяни-саньта, моголы, монгор-широнголы, шира-югуры, татары, башкиры, чуваши, гагаузы, карачаевцы, балкарцы, кумыки, караимы, балканцы, мадьяры и возможно другие неизвестные мне народы.

Все вышеперечисленные народы возводят своё генеалогическое древо к одному Общему Предку под именем «Тур».

И это подтверждает на примере одного спорного вопроса последних столетий (он вынужденно будет рассмотрен позже) великий летописец раннего средневековья Рашид ад-Дин, который в 1301 году нашей эры в своём труде «Сборник летописей» пишет следующее: «Согласно тому, что подробно изложено в предисловии к этой благословенной книге, монгольские племена были одной из групп общей массы тюркских племён, их облик и речь сходны между собой. Весь этот народ ведёт свой род от Яфеса, сына пророка Нуха, - да будет над ним мир! - которого называют Булджа или Абулджа-хан и который был общим предком тюркских племён» (Рашид ад-Дин – персидский учёный, автор по богословию, медицине и истории, в том числе всемирной хроники «Джамми ат-таварих»-«Сборник летописей»; эпоха Чингисхана минимум как наполовину рассматривается до сих пор всеми исследователями исторических событий тех времён через призму выдающегося писательского труда этого достойного мужа).

Являясь в основном кочевниками и на протяжении тысячелетий постепенно осваивая вышеописанную Евразийскую территорию «ТУРоязычные» (тюркоязычные и монголоязычные) нации в разные времена и на разных этапах своего развития, вплоть до нашего времени образовывались в разных сочетаниях, структурузовывались по разному: или как группа племён, или союз группы племён, или нация, состоящая и выросшая из одного доминирующего племени.

Как правило это происходило вследствие объединения ряда кочевых племён и их родов и перемещениями их из одного места обитания в другое, с последующими их распадами и дальнейшими преобразованиями, трансформациями; поэтому этнические имена народов подвергались постоянной ротации - то исчезали бесследно, то сменялись другими, то вновь возрождались, но их многочисленные составляющие, а именно племена и их рода оставались константой; и традиционно - ещё в древние лета до нашей эры, раньше прототюрки, а позже их потомки и наследники тюрки на какой-то данной территории назывались господствующим на то время племенем или родом и примеров этому много: асы, даи, исседоны, аргипеи, болгары, хазары, печенеги, кангюи, уйгуры, тургеши, кипчаки, татары (в данном конкретном случае, как до этого и после, - наименования и имена приводимые в книге в большинстве случаев пишутся в общепринятой транскрипции).

В те же древние времена и в раннем средневековье отдельные кочевые тюркоязычные племена и их рода, или их разнообразные сплетения, Западно-Южной и Центральной Азии, Восточного Туркестана, Северо-Запада Китая перешли к оседлому образу жизни и образовали ранние земледельческо-городские цивилизации, где были созданы тюркский литературный язык и государственность; а в горах Алтая, Тянь-Шаня, Урала, Саян и в Верховье реки Амударьи тюрки добывали на многочисленных рудниках железо, медь, серебро, золото и не зря другие народы называли их: «народ добывающий железо» и профессия эта была в почете, если учесть, что настоящее имя Чингисхана, данное ему после его рождения, было и звучало как Темирши (в китайской транскрипции - Темучи), что на тюркском языке означает железных дел мастер - Кузнец.

Также можно вспомнить, что в некоторые времена или конкретнее в III–IV веках нашей эры, как часть прототюрков, прямых предков вышеназванного кузнеца применили горнорудное дело при выходе их из гор Эргэнэ хона (Ергене кон), где они были около 400 лет (200 или 300 лет - ?) пленниками/насельниками этих мест, - разожгли костры и расплавили часть скал, а затем со всем своим скарбом выбрались наружу; об этом мы прочитаем в Записках Хивинского хана Абуль-Гази Багатура «Родословное древо Тюрков» от 1664 года: «Потомки Ильхана Киян и его двоюродный брат Нюгус (Нукуз – прим. авт.) четыреста лет обитали в недоступных горах Эркене …», - это история Исхода части Уйсуней из земель своих предков Западного и Восточного Туркестана, в том числе Джетысу, которые впоследствии ушли далеко на северо-восток от земель своего обитания, вплоть до Тихого океана; и поход Чингисхана на Запад по сути дела был осуществлением мечты возврата на «землю обетованную» и возвратом тюркского образа мышления, вместо персидско-китайского влияния.

Так на протяжении многочисленных веков, в течение длительного времени тюркские народы владея одним языком или, если точнее сказать, говоря на разных диалектах одного близкородственного языка одной лингвистической группы - выработали единую духовную и материальную культуру, и заселившие Великую Степь племена номадов/кочевников сохранили единство в тюркских языках до наших дней.

Доказательствами этому служат вот только немногие имена великих туров, «прототюрков древности»: царь Турана Тур, вожди скифов Таргытай (Тургут, Тургыт) и Ишпакай, царь Турана Афрасиаб (Алып Ер Тона), царица массагетов Томирис (Тумар), философы и поэты Греции Анахархис (Анарыс) и Токсарис (Такарыс), сакский герой Ширак, императоры саков Моде и гуннов Аттила, вождь дарлыген-торолекунов (дарликенов) Бори шене (Ашина), а с VI века нашей эры имена не менее великих их наследников - тюрков: каганы Бумын, Истеми, Култегин, Уллык Тегин и Кутлук Билге, сказитель Коркыт-ата, философ аль-Фараби, поэт Жусип Баласагуни, учёный Махмут Кашгари, врачеватель ибн Сина (Авицена), поэт и философ святой Ходжа Ахмет Яссауи, математик и физик Абу Райхан аль-Бируни, астроном и математик Жаухар Габбас ибн Саид, поэт и ученый Аллам ад-Дин аль-Жаухари, император Чингисхан (Темуджин, Темирши), эмир Тамерлан (Тимур, Темир), султан Бейбарс, поэт Алишер Навои, эмир и астроном Улугбек, шах и писатель Бабур, летописцы Мухаммет Дулати, Кадыргали Джалаири и в том числе хан Абуль-Гази Багатур.

Здесь нужно отметить, что эти исторические фигуры если и были выходцами из различных прототюркских и затем тюркских племён, но ещё не были представителями тех национальных формирований, которые сложились позже и устоялись на сегодня, - историческая реальность такова, что в их этногенезе участвовали все многочисленные племена и их рода из древа «Тур», которые вышли из четырёх основных его стволов и являются продуктом сложного развития; и на основе этого единая общность сформировала (по моему мнению) 4 этногруппы одного этноса, которые будут подробно рассмотрены ниже и приведены чуть далее в схеме № 1 «Этно-территориальные группы ТУРоязычных (тюрко/монголоязычных) наций», имеющих некоторые свои особенности в языке, культуре и приверженных к разным религиозным конфессиям.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница