«Исторический анализ эллинистической культуры Бактрии, Парфии и Согда»



страница1/4
Дата06.05.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАШКЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИСТОРИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Исторический анализ эллинистической культуры Бактрии, Парфии и Согда»
Выполнил: Студент выпускного

курса направления образования

«Истории народов Центральной Азии»

Рахимов Эдуард

______________

(подпись)



Научный руководитель: ст.

преподаватель Тилеукулова Г.С.

______________

(подпись)


Ташкент – 2012

Содержание
Введение……………………………………………………….....................2

Глава 1: Феномен эллинизма и его историческая роль

1.1: Понятие и сущность эллинизма………………………………………4

1.2: Всемирно-историческое значение эллинизма…………………….…8

Глава 2:Особенности эллинистической культуры Бактрии, Согда, Парфии

2.1: Распространение эллинизма в Греко-Бактрии………………….....13

2.2:Особенности эллинистической культуры Согда……………………34

2.3: Эллинизм Парфии……………………………………………………45

Заключение………………………………………………………………..55

Список использованной литературы………………………………….…58



Введение
Актуальность исследования. Историческая наука играет огромную роль в духовном возрождении нации, объективном отражении исторических процессов прошлого и современности. Это неоднократно отмечал Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов. В частности, Президентом были сказаны слова, которые имеют непреходящее значение: «Мы узнаем о народе по его культуре, через его духовность. История - это основа духовности народа… невозможно осознать себя без знания правдивой истории…»1

В период независимости Узбекистана наблюдается динамичное развитие исторической науки. Как отмечал Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, «Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, и, если хотите, национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства».2

Для понимания процессов развития культуры особое значение имеет археологическое изучение памятников Бактрии, Парфии, Согда.

Культура Бактрии, Парфии и Согда имеет глубокие исторические корни, в формировании ее культурного развития огромную роль сыграло завоевание этих государств Александром Македонским. Поэтому культура данных регионов тесно переплетается с традиционной греческой культурой.



Степень изученности. Некоторым аспектам изучения эллинистической культуры Бактрии, Парфии, Согда посвящены работы ряда ученых: Б.А. Литвинский, М.Е. Массон, Г.А. Пугаченкова, Э.В. Ртвеладзе, П. Левек, А.А. Попов, И.Н. Коровчинский, В.И.Кузищина, П. Бернар и др.

В ходе многолетних исследований получены уникальные материалы, позволяющие обогатить новыми страницами историю древней материальной и духовной культуры региона.

Историографический анализ показывает, что к настоящему моменту уже заложены историографические основы освещения эллинистической культуры Бактрии, Парфии, Согда. Однако эта проблема до последнего времени не выдвигалась в качестве самостоятельного объекта исследования.

Цель и задачи исследования. Целью квалификационной работы является изучение и анализ эллинистической культуры Бактрии, Парфии и Согда.

Указанная цель определяет задачи:

- раскрыть понятие эллинизм;

- охарактеризовать всемирно-историческое значение эллинизма;

- проанализировать эллинизм Греко-Бактрии;

- изучить эллинистическую культуру Согда;

- раскрыть проблемы эллинизма Парфии.

Методологической и теоретической основой исследования явился диалектический метод, основанный на историзме, научности и объективности.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка осветить то, что было достигнуто в области исторического анализа эллинистической культуры Бактрии, Парфии и Согда.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы при написании учебников и учебных пособий по истории стран Центральной Азии.

Структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.

Глава 1. Феномен эллинизма и его историческая роль.


    1. Понятие и сущность эллинизма.

Что означает «эллинизм»? Для одних он означает новую культуру, состоящую из греческих и восточных элементов, для других распространение греческой культуры на страны Востока, для третьих - продолжение, развитие чистой линии все той же более древней цивилизации, для иных - эта та же греческая цивилизация, но видоизмененная под влиянием новых условий.

Термин «эллинизм» является условием для цивилизации трех веков, в течении которых греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины, никакое общее определение не может полностью охватить этот процесс.

Изучить «эллинизм» как историческую эпоху и понять его во всем его своеобразии нельзя без учета того основного факта, что «эллинизм»- этап в истории античного рабовладельческого общества. В эпоху «эллинизма» мир изменился и расширился. Греческим языком можно было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила.

Национальность отступает на второй план общий язык и общее воспитание содействуют развитию общей культуры. Литература, наука и прежде всего философия связаны в известной мере с более широким миром, чем Греция.3

Торговля стала международной. «Эллинизм» установил иные формы государства вместо восточной деспотии и эллинского полиса. Но эллинистические монархии на Востоке, Македонская коалиция, Ахейский и Этолийский союзы на Балканах не ликвидировали греческого полиса с его узкими интересами. Конечно, то не были независимые города- государства, но существование их связывало граждан со старыми учредителями полиса.

С другой стороны и восточная деспотия не была ликвидированы. Приемники Александра продолжали действовать подобным же образом. Даже в области культуры, где «эллинизм» означает коренной переворот, дело не было доведено до конца; не были поглощены восточные культуры, не была забыта эллинская культура классического периода.

Таким образом, эллинизм можно расценивать как прогрессивный этап в истории античности, но с существенной оговоркой. В его начальный период были созданы новые формы экономической, политической и духовной жизни. Но изменения, совершившиеся во всех областях жизни в эллинистический период, были недостаточно глубоки, причины, приведшие к кризису эллинских государств не были преодолены.4

Во всех областях культуры эллинизм означает поворот всемирно-исторического значения. Многое было только намечено, эллинистическая экономика не создала условий для окончательной переработки классического наследия, для создания на его основе нового цельного мировоззрения, целостности гармоничной культуры. Противоречия рабовладельческого общества после краткого периода подъема сказались очень быстро и привели к тому, что развитие шло лихорадочными темпами с кратковременными взлетами и длительными периодами упадка; в некоторых областях - философии, литературе - упадок стал хроническим. Но в целом эллиптическая культура - это новая стадия в культурной истории человечества, повлиявшая на весь дальнейший ход ее.

Становится ясной историческая роль эллинизма как одно из этапов, на которых подтачивалась социально-экономическая ограниченность рабовладельческого общества, создались, хотя в недостаточной степени, предпосылки для более прогрессивного общественно- экономического подъема.

Созданная на этой базе эллинистическая культура была принципиально новой, поскольку она, хотя в неполной мере, порвала рамки прежней ограниченности.

Но эллинистическая культура не должна заслонять тех материальных основ, на которых она возникла. Напротив, именно в аспекте общественных отношений становится ясной ее сущность и ее историческая роль.

Во второй половине 4 в. до н. э. резко усиливается окраинная область балканского полуострова - Македония. В338 г. до н. э. македонская армия Филлипа 2 разгромила соединённое войско греческих полисов. Его сын Александр после прихода к власти в 336г. до н. э. продолжил завоевательные походы отца, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой громадной империи.5

После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования.

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и последовавшим за этим распада империи на отдельные государства до 31 г. до н. э.- года присоединения Египта к Римской империи. Это довольно продолжительный период времени, в течении которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.

Эпоха эллинизма в основном делится на два периода. Ранний период — с конца 4 в. до начала 2 в. до н. э. — был ознаменован экономическим и культурным подъемом большинства эллинистических государств, главным образом Египта, Сирии, Пергама и Родоса. Собственно же Греция утратила ведущую роль в экономическом и политическом развитии античного мира, хотя и сохранила громадное культурное значение. В поздний период во 2—1 вв. до н. э. обнаружились усилившиеся признаки кризиса в основных эллинистических государствах. Зато именно на это время приходится политический и культурный подъем государств на периферии эллинистического мира — в том числе Понтийского царства, Армении, Парфии.6

Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, в результате чего к лучшим достижениям классической Греции в области науки, литературы и изобразительного искусства оказались приобщенными народы и племена, населявшие грандиозную по размерам территорию эллинистического мира.

Второй важнейший момент — объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. На основе переработанных эллинских и древних местных элементов ряд народов, входивших в состав эллинистических государств, создал свою собственную культуру, слившую эти элементы в своеобразном, новом качестве.7




    1. Всемирно-историческое значение эллинизма.

Характер и значение эллинизма, как нового этапа в истории античного рабовладельческого общества особенно четко отразились в эллинистической культуре, что дало повод некоторым историкам видеть в эллинизме только явление культурно-историческое. Если политическое и экономическое единство, которое стремились создать Александр и его приемники, оказалось непрочным и неглубоким, но выросшая на почве эллинизма культура вышла даже за рамки эллинистического мира; будучи унаследована Римской империей, Византией и народами Передней Азии, она оказала значительное влияние на культуру нового времени.8

Сама организация культурной жизни общества получила широкий размах, невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период эллинизма литература и наука получают свой богатый, на широкую ногу поставленный, центр в Александрийском музее. Библиотека этого музея в Брухейоне имела до 700 тысяч свитков. Здесь не только собирали, но и изучали литературу. Здесь возникла филологическая наука, унаследованная последующими пополнениями.9

Греческие игры и празднества, греческие гимназии, школы, театр получают широкое распространение в странах Востока и становится важным фактором не только эллинизации Востока, но и ориентализации Запада. Громадное значение имело при этом возникновение общегреческого языка (на базе аттического диалекта), постепенно вытеснившего из литературного языка местные диалекты. Общность языка была одним из весьма действенных способов "смешения жизней, быта и нравов".10

Вместе с греческим языком к народам Востока проникают и греческие литературные жанры. Наконец, как известно, греческая литература эллинистического периода послужила исходным пунктом для создания римской литературы.

Но содержание эллинистической художественной литературы существенным образом изменилось. В Греции появляются новые жанры, соответствовавшие изменившимся общественным настроениям и художественным вкусам. Идеология античности классического периода была связана с общественной жизнью полиса. Возникают новые типы литературных произведений – эпиграммы, идиллии, жанровые сценки, небольшие элегии, любовная лирика.11

Чем менее содержательной становится поэзия, тем более изысканной, изощренной, причудливой становилась ее форма. Александрийская поэзия (названная так условно, ибо она созидалась не только в Александрии) дала наиболее современные образцы формального мастерства, воплощенности, тщательности отделки, за которой чувствуется не только поэтическое вдохновение, сколько ученость; эта салонная поэзия рассчитана на узкий круг читателей, способных оценить кропотливую работу. Старые жанры меняют свой характер. Театральные представления становятся более пышными, зрелищными, но исчезает глубокое идейное содержание трагедий классического периода.

Эллинистическая литература могла дать и дала новые поэтические произведения и целые жанры, интересные в своем роде.12

Политика основания и постройки новых городов и в том числе столиц, получила свое прямое выражение в эллинистическом градостроительстве, в планировке городов и их архитектурном оформлении. Создание таких грандиозных по тому времени сооружений, как Фаросский маяк, Родосский колос, громадный корабль "Сиракузия" свидетельствуют об этом.

Интерес к личному, к переживаниям отдельного человека, утратившего прочную связь с коллективом, сказывается, как и в литературе, в появлении и быстром развитии жанрового искусства, портретной скульптуры и живописи.

Мифология занимает по-прежнему много места в искусстве. Но и боги изменили свою природу, и отношение к ним стало иным. Эллинистические боги не рассчитаны на религиозное благоговение зрителя, в них сказывается скорее стремление передать совершенство человеческого тела и выражение человеческих чувств и страстей.13

Не только литература и искусство изменили свое содержание и создали новые формы; резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере – философии и религии. При том политическом устройстве философы стремились решать прежде всего вопросы личные – вопросы морали, цели и смысла жизни все больше отходит от общефилософских проблем, чтобы дать себе и своим последователям утешение, моральную поддержку, внутреннюю устойчивость взамен утраченной твердой опоре в полисе.

Общий подъем экономики в первый период эллинизма отразился и на философских концепциях. Материалистическая философия, по существу наиболее жизненная, достигла в начальный период эллинизма блестящего расцвета в учении Эпикура.

Само занятие философией все более превращается в промысел. Более видные философы состоят при дворах властителей.

Религия тоже не стоит на месте. Греческая религия, не имевшая своего богословия, была основана на предании, зафиксированном в многочисленных памятниках искусства. В поэмах Гомера греки видели не только поэтические мифы, но и историю. В эллинистический период мифология перестает удовлетворять верующего. В качестве источника веры и религиозных исканий выдвигается теперь не предание, а личное откровение. Верующие находят опору в восточных религиях. Странным и трудно объяснимым на взгляд позднейших поколений представляется культ царствующих особ, появляющихся в эллинистических государствах.14

Новые явления в эллинистической религии не означали исчезновения старой религии классического периода. Старые боги не исчезли, но они изменили свой облик, стали "представителями общественных сил". Религия в эллинистический период становится впервые предметом изучения. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире.

Встреча эллинской религии с восточными произвела изменения и в религиях Востока. Перемены были не очень значительны, т. к. изменения условий общественной жизни на Востоке в результате создания эллинских монархий не затронули достаточно глубоко условия жизни масс народов.15

Но эллинизм не привел к полному слиянию эллинства с Востоком, не ликвидировал разрозненности, обособленности племен и народов. Единая религия поэтому не могла быть создана. Старое отмирало, новое не было прочным и глубоким. В религиозном отношении эллинистический период – период исканий новых форм религии и религиозного сознания.

Это время отмечено успехами науки, математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский), медицины, географии, филологии.

Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной.

Наиболее важные открытия в эллинистиче­ский период были сделаны в тех отраслях науки, где прослеживает­ся взаимовлияние накопленных ра­нее знаний в древневосточной и греческой науке (астрономия, мате­матика, медицина). Наиболее ярко совместное творчество афро-азиатских и европейских народов проявилось в области религиозной идеологии эллинизма. И в конеч­ном счете на той же основе возник­ла политико-философская идея об универсуме, всеобщности мира, на­шедшая выражение в трудах исто­риков об ойкумене, в создании «Всеобщих историй» (Полибий и др.), в учении стоиков о космосе и гражданине космоса и т. д.16

Распространение и влияние син­кретической по своему характеру эллинистической культуры было необычайно широким — Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Аф­рика. Элементы эллинизма просле­живаются не только в римской культуре, но и в парфянской и греко-бактрийской, в кушанской и коптской, в раннесредневековой культуре Армении и Иберии. Мно­гие достижения эллинистической науки и культуры были унаследо­ваны Византийской империей и арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.


Глава 2. Особенности эллинистической культуры Бактрии, Согда, Парфии.

2.1. Распространение эллинизма в Греко-Бактрии.
Проблемы истории и культуры эллинизма всегда вызы­вали большой интерес уче­ных. Одним из значительнейших эллинистических госу­дарств было Греко-бактрийское царство. История Греко-Бактрии (середина III —середина II в. до н.э.)— третий и последний период бактрийского эллинизма, которому пред­шествовали македонский и селевкидский периоды. Бактрия, центр Греко-бактрийского государства, в древности занимала территорию современного Северного Афганиста­на, Южного Узбекистана и Таджикистана — самое сердце Центрально - Азиатского региона.17

Греко-Бактрия — типично эллинистическое царство, в котором сплелись эллинское (европейское) и иранское (во­сточное) начало в государственном устройстве и культуре. Поэтому весьма актуально рассмотрение проблемы соотно­шения этих двух начал в этом государстве. В их синтезе и кроется ответ на вопрос: почему более столетия именно в древности в Центральной Азии существовало единственное в мировой истории независимое государственное образова­ние, где у власти находились европейцы. Греко-бактрийское царство открывает новую страницу в истории эллинизма, до недавнего времени плохо изучен­ную.

Греко-Бактрия — одно из крупнейших эллинистических государств, а культурно-исторические процессы, про­ходившие в нем, весьма схожи с эволюцией «классиче­ских» эллинистических монархий Средиземноморья. Вме­сте с тем древняя Бактрия одна из страниц истории Аф­ганистана, и уроки истории этого государства древности следует учитывать при решении важнейших политических проблем, постоянно возникающих в этом регионе.

Наиболее значительными письменными источниками по политической истории Греко-бактрийского царства явля­ются произведения античных авторов: Полибия, Страбона, Юстина и др.18

В «Истории» Полибия (II в. до н. э.) мы находим очень интересный пассаж по истории Греко-Бактрии, связанный с походом Антиоха III Великого на восток. Полибий опи­сывает сражение на реке Арий между бактрийской конни­цей и войсками Антиоха, осаду Бактр и заключение мирного договора между Антиохом и греко-бактрийским царем Евтидемом.

Страбон (I в. до н. э. — I в. н. э.) сообщает, что при опи­сании греко-бактрийской истории он использует данные Аполлодора из Артемиты (II в. до н.э.), автора «Исто­рии парфян». Сведения Страбона крайне цен­ны для реконструкции истории греко-бактрийского госу­дарства. Однако к ним порой следует относиться крити­чески, сопоставляя его сведения с другими источниками. Так, Страбон говорит о восстании в Бактрии Евтидема и его сторонников. Это сообщение позволило, на­пример, Д.В.Бирюкову сделать необоснованный вывод о том, что Евтидем был первым греко-бактрийским царем19.

Произведение Юстина (вероятно, III в. н.э.) содержит сокращенный вариант «Истории Филиппа» Помпея Трога (I в. до н. э. — I в. н. э.). Несмотря на скупость информации, благодаря труду Юстина мы имеем данные по ранней ис­тории Греко-Бактрии в период правления Диодота I и Диодота II, о царствовании и гибели царя Евкратида, об отно­шениях между Греко-Бактрией и Парфией. Воз­можно, источником по истории Бактрии эллинистического периода Помпею Трогу, как и Страбону, служил Аполлодор из Артемиты. Однако можно смело утверждать, что сооб­щения Юстина не только дополняют сведения Страбона, но и позволяют разобраться в его противоречивых данных.

Наряду с античной литературной традицией большое значение для изучения истории и культуры Греко-Бактрии имеют произведения древневосточной литературы.

Древнеиндийский памятник «Милиндапаньха» («Разго­воры Милинды»), несмотря на свой религиозно-философ­ский характер, содержит ценные сведения о внутреннем устройстве царства и армии индо-греческого царя Менанд­ра. Так как индо-греческие монархи имели греко-бактрий­ское происхождение и территории их царств в большинстве случаев входили в состав Греко-Бактрии, данные о государ­ственном строе этих государств хотя бы на гипотетическом уровне позволяют реконструировать некоторые черты по­литической, административной, военной структуры Греко-бактрийского царства.

Древнекитайские исторические произведения «Ши цзи» Сыма Цаня и «Хань шу» Бань Гу, в которых использованы сведения Чжан Цаня, чиновника и путешественника II в. до н.э., — самые важные источники по датировке падения Греко-бактрийского государства. Из этих сочинений мы узнаем о перемещении кочевых племен, в китайской тра­диции — юэчжей, в середине — второй половине II в. н. э . , об их вторжении на территорию Центральной Азии и под­чинении территорий, принадлежавших Греко-бактрийским царям.20

Эпиграфические памятники, найденные на территории Центральной Азии и относящиеся к периоду эллинизма, крайне немногочисленны. Наиболее значительные находки сделаны в Ай Ханум. В этом греческом городе на окра­ине ойкумены был найден текст, содержащий дельфийские максимы, посвященные в героон Кинея, возможно, извест­ным перипатетиком Клеархом из Сол. В айханумской гимнасии было найдено посвящение Гермесу и Гераклу, а на глиняном полу библиотеки, находящейся в айханумском дворце, был найден отпечаток папируса с отрывком фи­лософского диалога, восходящего к школе Платона.21

Наиболее значительное собрание предметов из драго­ценных металлов, сохранившееся от той эпохи, — Амударьинский клад, ныне находящийся в Британском музее. В Амударьинском кладе представлены золотые и серебря­ные изделия (около 180 предметов) и монеты времен Ахеменидской империи, Селевкидского и Греко-Бактрийского царств22.

Монеты, несущие на себе имена Греко-бактрийских ца­рей, являются одним из самых значительных источников, наряду с известиями древних авторов о Греко-Бактрии и археологическими находками в Ай Ханум и Тахти Сан­гине. Нумизматика позволяет исследовать, например, по­следовательность правления греко-бактрийских монархов, величину территории, принадлежавшей каждому из них, ареал экономического и политического влияния греко-бактрийских самодержцев, направления экспансии, характер взаимоотношения между отдельными правителями, основ­ные этапы формирования царского культа.

Монеты Греко-бактрийского царства, просуществовав­шего чуть более ста лет, с середины III в. до н. э. и до второй половины II в. до н.э., являются по большей своей части выдающимися произведениями медальерного искусства.

Монетная система греко-бактрийского царства была ос­нована на аттическом стандарте: монеты чеканились в ос­новном из серебра и меди. Более редки находки золо­тых монет, среди которых крупнейшие монеты античного времени, золотые монеты Евкратида в 20 статеров (более 160 г). Известны всего лишь две такие монеты — одна из них, по сведениям А. Семенова, хранилась в сокровищнице эмира Бухарского, другая находится в Париже.

Монетный тип серебряных греко-бактрийских монет в основном стандартен: на лицевой стороне помещалось изоб­ражение правящего монарха, на оборотной стороне изобра­жалось покровительствующее ему греческое божество или герой: Зевс, Геракл, Посейдон, Аполлон, Диоскуры и др. Полукругом или вертикальными столбцами располагались греческие надписи, передающие титул, имя и эпитет царя в родительном падеже, например, «царя Деметрия Непобе­димого».

Кроме того, на оборотной стороне монеты рядом с бо­жеством помещалась монограмма, состоящая из сочетания нескольких греческих букв. Назначение монограмм до сих пор не выяснено: одни исследователи видят в них сокра­щенные названия монетных дворов, другие — имена чинов­ников, отвечающих за выпуск этих монет, и даже даты.

Имеются, конечно, и отступления от общего стандарта изображений на греко-бактрийских монетах. Так, извест­ны посвятительные монеты в честь царя Евкратида, на лицевой стороне которых помещен портрет самого царя и надпись «Царь великий Евкратид», а на оборотной — двой­ной портрет юноши или мужчины и женщины с диадемой на голове в сопровождении надписи: «Гелиокл и Лаодика». Интересна серия посвятительных монет-медалей, вы­пущенных в честь Александра, Антиоха, Диодота и Евтидема. Одна из них, выпущенная в честь Евтидема, была найдена в Средней Азии в Пянджикенте, три чеканенные Агафоклом в честь Диодота и Евкратида —в кладе из Бухары.23

С включением части Индии в состав греко-бактрийско­го царства на монетах некоторых правителей появляются надписи на одном из индийских языков и изображения жи­вотных: слона, быка-зебу, пантеры. Более разнооб­разны в этом плане изображения на медных греко-бактрийских монетах, ряд из них под влиянием древнегандхарского чекана приобретает квадратную форму.

Техникой монетной чеканки и, главное, необычайной ху­дожественной выразительностью в передаче образов мо­нархов греко-бактрийские монеты выделяются даже на фоне эллинистических монет исключительно высокого уровня. Наряду с сицилийскими декадрахмами и тетрад­рахмами они считаются вершиной античного монетарного искусства, которое рассматривалось в Древней Греции как самостоятельная отрасль искусства, руководствовавшаяся своими художественными законами и требованиями.

Изображение греко-бактрийских царей на монетах—это не идеализированный образ монарха вообще, а портрет, наделенный глубоко реалистичными чертами. Но не только черты внешнего сходства отличают портреты этих царей, а стремление художников передать психологию изображае­мого, которая выявлялась то в сетке морщин, то в прищуре глаз, то в выражении губ.

Иконография божеств и героев на греко-бактрийских монетах воспроизводит в миниатюре статуарные образы, восходящие к работам Лисиппа и его школы24.

После падения Греко-бактрийского царства на протяже­нии нескольких веков в подражание монетам Евтидема I и Евкратида I чеканились монеты в древнем Хорезме. При­чем такой чекан был занесен туда юэчжами, которые захва­тили Хорезм, придя с юга, на рубеже II — I вв. до н. э.25 При­мечательно, что некоторые виды греко-бактрийских монет распространились за пределы Бактрии уже после того, как централизованное государство греков в Центральной Азии рухнуло под ударами кочевников. Популярность греко-бактрийских монет в этом регионе была велика, и они служили эталоном монетарного искусства.

Самым выдающимся открытием бактрийского эллиниз­ма заслуженно считается греческий город в Ай Ханум (Северный Афганистан), исследованный французскими ар­хеологами. Этот значительный эллинистический городской центр располагался на месте слияния Пянджа и Кокчи, притоков Амударьи, занимая выгодное стратегическое и экономическое расположение.

Город был возведен в III в. до н.э. и является ярким примером эллинистической градостроительной практики. Он имеет регулярную планировку. Главная улица отделяет Нижний город от Среднего и Верхнего. Центральное зда­ние в Ай Ханум — дворец, резиденция царя или его адми­нистрации и наместника. Несмотря на то, что греко-бактрийская архитектура имеет ярко выраженные восточные черты, Ай Ханум обладает всеми архитектурными атри­бутами греческого полиса: театром, банями и даже фонтаном.26

Важный памятник Центрально - Азиатского эллинизма—храм Окса в Тахти Сан­гине (Южный Таджикистан). Будучи типичным иранским храмом огня, храм Окса имеет эллинистические архитек­турные черты, что показывает глубокое проникновение гре­ческой культуры во все отрасли бактрийского искусства, даже в столь консервативную область, как отправление ре­лигиозного культа. Греческое влияние выразилось не толь­ко в использовании ионического ордера, но и во внутреннем убранстве храма, где были найдены скульптурные изобра­жения, созданные под несомненным влиянием греческой традиции.

Ценнейшие находки скульптуры эллинистического вре­мени на территории Бактрии были сделаны опять же в ар­хеологических комплексах Ай Ханум и Тахти Сангина.

В Ай Ханум были найдены подлинные произведения эл­линского изобразительного искусства: статуя атлета, увен­чанного венком, скульптурное изображение престарелого палестерита, рельеф с изображением молодого воина в по­ходном облачении, бронзовая статуэтка Геракла, слив фон­тана в виде головы Силена-Ахелоя.

Предметы изобразительного искусства из храма Окса также были созданы в типично греческой традиции. Та­ким предметом является бронзовая статуэтка Окса, игра­ющего на двуствольной флейте. Изделия из слоновой ко­сти: рукоять меча с двойным изображением Геракла, сра­зившего Силена-Ахелоя, бутероль в виде Гиппокампессы, нимфы водной стихии, портрет Александра Македонского в львином шлеме показывают превосходную технику эллини­стических мастеров.27

И в Ай Ханум, и в Тахти Сангине была найдена полихромная скульптура, изготовленная из необожженной гли­ны и алебастра. Находки женского и мужского портрета в Ай Ханум и портретов пожилого и молодого царей, жреца говорят об создании скульптуры на территории Централь­ной Азии. Данный тип скульптуры — прекрасный пример синтеза греческой и восточной техники при изготовлении предметов искусства.

Эллинизм в Бактрии традиционно делится на три пе­риода:

1) период владычества Александра и его непосред­ственных преемников в этом регионе (329-305 гг. до н.э.),

2) селевкидский (305-256 гг. до н.э.)

3) греко-бактрийский (256-145/128 гг. до н.э.). Существуют другие мне­ния ученых относительно данных датировок, однако суще­ственных изменений они не вносят. Это будет рассмотрено ниже.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница