Исследовательская работа выполнена по заданию Российской Академии Наук в рамках конкурсных работ ман (малой академии наук). «Плох тот народ, который не знает и не ценит своей истории»



Скачать 383.92 Kb.
страница1/2
Дата28.10.2016
Размер383.92 Kb.
  1   2
«Отовсюду и всё время приходилось слышать, что удмурты переселились в наши края, на северо – восток нынешней территории Башкортстана во времена царствования Ивана Грозного. Якобы удмурты ушли от его насильственного крещения (из язычников в православных христиан). Но никто всерьёз не обращал внимания на годы княжения, а впоследствии и царствования Ивана IV. Дату переселений брали из архивов, когда впервые селения удмуртов были внесены в архив, только после проведённых царским правительством ревизий (по нынешнему времени - перепись населения), а их стали проводить намного позже и не при Иване Васильевиче. Я рад, что мне удалось заинтересовать темой основания своего родного села Арийыл, учащихся старших классов и их родителей, нашёл в их лице единомышленников. И спасибо администрации района, которая помогла в проведении праздника села «Здравствуйте односельчане». После проведенного праздника не составляло особого труда заинтересовать детей темой основания родного села. Годы царствования Ивана IV(Грозного) - середина 1500-х».

(Байдуллин Леонид Хамидуллович).
Исследовательская работа выполнена по заданию Российской Академии Наук в рамках конкурсных работ МАН (малой академии наук).

«Плох тот народ, который не знает и не ценит своей истории», - говорил великий русский художник Васнецов.

В последнее время мир богат на события, очень много менялось формаций в России за очень короткое историческое время. И поэтому всё труднее разобраться в потоке манипулируемых изложений исторических фактов. Которые иногда, оказываются с «налётом» политической коньюктуры и зависящими от излагающего, живущего в той или иной формации, где государством определяется «правильность» изложения. Пример: в 90-е годы прошлого века в пользу национальных образований, которые пытались стать суверенными. Много писали о народных «выступлениях», про жизнь в дореволюционной России, в советское время. А в дореволюционной России, её историю писали иностранцы.

Знание истории устраняет паузу между прошлым и настоящим.

В истории важна каждая деталь

Мы в своей исследовательской работе, взялись установить дату основания нашего села Арибашево, ближе к реальной и логически объяснённой. Для этого нам пришлось отойти от легко воспринимаемого, сегодня общепринятого мнения, что удмурты, бежали от христианизации и совпадения даты начала «насильственного крещения» с «первыми данными» об упоминании нашего села в архивах. Совпадение времени насильственной христианизации и занесение в архив наше село Арибашево, остаётся всего лишь совпадением.




Основание села Арибашево

Образование населённого пункта это, результат следствия исторических событий.

Конкретно рождение нашего села Арибашево, мы считаем следствием исторических событий лежащих глубоко в истории.

Считалось, что село Арийыл основано переселенцами из-за Камы, якобы ушедшими из своих насиженных мест удмуртами во время царствования Елизаветы Петровны (года царствования дочери Петра I 1741-1761 г. г.)

Эти доводы противоречивы по своей сути. После изучения исторических материалов нами было установлено следующее.

До проведенной нами исследовательской работы, посвящённой выяснению времени основания нашего села, год появления записи в архиве, 1743 год, как год основания села подошло бы. Если увязать его с началом массовой христианизации, после рассмотрения «синодом» указа Российской императрицы Анны Иоанновны (племянницы Петра I) в 1740 году. Всё вроде логично, ушли с Вятской земли, семьи, которые не хотели менять свою древнюю языческую веру на новую веру, христианскую. Довод вроде убедительный на первый взгляд, но только при поверхностном подходе.

Но как оказалось, при детальном рассмотрении этого вопроса, удмуртские селения к этому времени, в первой половине XVIII века на северо-западе нынешнего Башкортстана уже проживали.

Не терпит критики и тот довод, что переселения шли тремя волнами. Новые селения в XVIII веке (на появление новых селений указывают новые ревизии, в которых появляются при каждой новой ревизии, новые селения) на «северо – западе» территории нынешнего Башкортостана появились не за счёт миграции удмуртов из-за Камы, а за счёт выселок и починок из ранее основанных деревень. Миграция удмуртов проходила в один этап, только одной волной.

(Асфандиаров. «История сёл и деревень Башкирии». Атаманов. «От Дондыкара до Урсыгурта»).

Теперь о причинах. Великий князь Московской Руси Иван Васильевич трижды совершал поход для покорения Казани. Две были неудачные, только на третий раз ему удалось покорить Казань.

Иван IV к третьему походу на Казань готовился основательно: перестроена была вся воинская система. Вблизи от Казани на реке Свияга была за очень короткое время построена крепость. Дипломатическая миссия боярина П. Тургенева к Ногайскому хану завершилась удачно. Хан не выступил против войск Ивана Грозного на стороне Казани.

Миссия Тургенева была даже более чем удачной. Ногайский хан отправил своё десятитысячное войско, воевать на стороне войск Ивана Грозного.

Организовано подразделение сапёров, подготовленных для подкопов под крепостные стены, с последующим их подрывом.

К, народам, проживающим под игом ордынского Казанского ханства, были посланы дипломаты для переговоров о совместном выступлении против крымского ставленника в Казани. В том числе и к удмуртам.

Удмурты к тому времени жили родо - племенными воршудами и имели систему скоростного сбора всех соплеменников для быстрого принятия решения возникших проблем, чем они и воспользовались после обращения к ним посланников Ивана IV.

Удмурты платили дань монголо-ордынским «кунакам» - так называли себя перед удмуртами сборщики податей. Дань была непосильной, да к тому же не имеющего своего войска, доброго по сути удмуртского народа, монголо-ордынские ханы часто громили опустошающими набегами.

Следует заметить, что, несмотря на внешнюю смиренность, удмурт – в душе человек гордый, он не терпит подавления, его «Я» он лучше всё оставит, уйдёт и скроется где-нибудь в глуши от глаз своего неприятеля, не будет лебезить перед ним, но душой не будет кривить, не сдастся его обидевшему просто так. Его скрытая обида живёт до конца его жизни и передаст он её своим потомкам, если не успеет в этой жизни наказать обидчика, то достанет его в другой… » Из истории формирования этнолингвистических групп удмуртов. Арская группа/ Сувары.рф/ru /content/iz.

В среде, прикамских удмуртов, держится мнение о том, что война в 1552 году была между татарами и удмуртами и что из Арска их предков вытеснили татары. Возможно, это ещё отголоски более древних эпох, когда на берегах Волги и Камы появились первые тюрки, основавшие «Волжскую Болгарию» (которых впоследствии вытеснили монгольские орды) и начались столкновения за место жительства на вятской земле между татарами Болгарского Ханства и Монгольской ордой, а удмурты оказались между этими двумя «жерновами».

Но основное мнение учёных историков склоняется к тому, что ко времени нападения войск Ивана Грозного на крепость Арск, его занимали (вытеснив оттуда вотяков) войска Казанского ханства.

Для объяснения подобного утверждения «заглянем» вглубь истории.

К началу первой половины I века первого тысячелетия н. э., ко времени начала «Великого переселения народов», удмурты жили большим государством со столицей Аркаим.

Которое являло из себя «Вавилон» того времени, где мирно сосуществовали многие «ветви» угро - финнов. Мы обратили внимание на учебник истории для учащихся 6 класса на форзаце (с внутренней стороны обложки) которого есть карта, где северо – восточная часть от киевской Руси была занята проживающими там угро- финнами. В других местах упоминается, что это были «вятичи» которые в нашей исследовательской работе рассматриваются как удмурты.

В этом государстве проживали множество народностей единым целым живущее. Государство процветало и жило без притязаний на земли соседей и на их богатства ибо и того и другого было достаточно в своём государстве. И, государство живущее заботами о благосостоянии своего многонационального люда и не ведущее войн (к которому стремились присоединиться другие народы для принятия уклада жизни и технологий передового государства того времени) имело такую возможность. Не зря среди удмуртов жило предание о мифическом царе «эксэй», и во времена монгольского ига, более чем на тысячу лет позже. Из рассказов удмуртов того времени о принадлежности удмуртов к большому государству: «Нами, удмуртами, управляет справедливый царь «эксэй». И нельзя к нему ходить с несправедливостью, те, кто ходил никто не вернулся от него».

Огромное государство-империя со столицей Аркаим, в состав которого входили многие народы, проживающие на огромной территории между Доном и Обью, которых сегодня именуют «Угрофиннами» состояло из удмуртов, марийцев, финнов, эстонцев, венгров, коми и многих других народов, где правящим сословием были удмурты. Общность в таком составе образовалась ещё в начале эпохи «неолит».

Во время беседы с одним из старожилов нашего села, мы, наткнулись на интересное высказывание. Шартдинов Ульмас нам поведал, что его бабушка Мархаба поведала ему то, что в свою очередь Мархабе передала её бабушка и т.д., что «Москва» - столица сегодняшней нашей страны, это «Мусо куа». Нас посетила светлая, радующая нас мысль, не была ли древняя Москва городищем удмуртов. И после этого заинтересовались древнм прошлым нашей столицы. Через сколько веков и от скольких поколений из уст в уста передавалось это красивое созвучие, дошедшее до нас название милого города у удмуртов, один бог знает.

Войдя в интернет в поисках происхождения названия слова москва, узнали. Происхождение названия «Москва», объясняется, как «Мокша», что в переводе с мордовского означает мокрое место, а с марийского «Моска» - медведь (а другие предположения происхождения и не созвучны и маловероятны). Если посмотреть на карту, можно согласиться с версией «Мокша», Москва и сегодня окружена болотистой местностью. Но, это и преподносится как версия и только. А точного происхождения названия Москвы нет. А, если принять как верное предположение «Моска», медведи и сегодня обитают и у нас, а в древности, они, верно, были на всей территории нынешней России.

Вернёмся к карте с учебника 6 класса. Местность, на которой располагается сегодня Москва, в первом веке первого тысячелетия находилась далеко не на окраинах малоизученного государства угрофиннов.

Обратившись к «Детской энциклопедии» издания 1961 года изданного академией педагогических наук РСФСР в г. Москве на странице 243 мы нашли объяснение своим доводам, где древняя русская летопись впервые упоминает о Москве.

«Четвёртого апреля 1147 года, на обрывистом лесистом холме, что высился над Москвой – рекой и устьем Неглинной, у пограничной княжеской усадьбы жарко горели костры и шёл шумный пир. Это суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий позвал к себе союзника и друга чернигого-северского князя Святослава Олеговича с дружиной на военный совет: «Приди ко мне, брате, в Москов!».

Девять лет спустя здесь же, на границе своего княжества, у слияния Москвы – реки и Неглинной, князь Юрий Долгорукий решил основать город – крепость.

И летописец записал: «Князь Юрий, взыде на гору и обзоре с неё очима, своими симо и овамо (туда и сюда), по обе стороны Москвы – реки и за Неглинною, возлюби села оные (угрофинские) и повеле вскоре соделати град мал, древян и нарече его Москва-град».

Не на пустом месте встал первый московский Кремль: издавна на месте теперешней Москвы жили отдельными городищами славяне-вятичи (угрофинны) – землепашцы, скотоводы, охотники, рыбаки, ремесленники, купцы.

Наши археологи нашли в толще московской земли много древних изделий, некоторые из них времён мезолита и палеолита (иным находкам археологов, обработанным человеческими руками, почти пять тысяч лет), где залегание культурного слоя очень глубокий. Киевская Русь прирастала за счёт территорий народов вятичей, так говорится сегодня в учебниках историии. Не следует забывать, что «вятичи» это древнее название удмуртов, которое впоследствии переиначивалось как вотяки. В архивах ЗАГСА, времён 30-х годов удмуртов сначала записывали «ар» а потом «вотяк», позже «удмуртами». Удмуртское население, встав под крыло более сильного соседа Руси, ассимилировалось (смешалось) с русским народом. Сегодня кого больше удмуртов, которые обратились в русских или русские в большинстве своём это бывшие угрофинны. Внешний признак характерный для удмуртов - это рыжеволосость и что же мы сегодня наблюдаем, огромное количество русских рыжеволосые. Хотя по науке генетика: рыжие волосы являются рецессивным признаком и их должно быть в гораздо меньших количествах.

Процесс ассимиляции продолжаетя и сегодня. В республиканской газете «Ошмес» за №29 от 23 июля 2015 года есть статья «Мон удмуртэн вордиськем адями».

Где пишется, что по переписи 2002 года удмуртов по России было 636906 человек, а по переписи 2010 года 552299, куда делись 84000 удмуртов? Ответ один – ассимилировались с русскими и влились в единую общность «славяне».

А у нас в районе замечен нами процесс асимиляции удмуртов в татарское население. Селение Герызыл (Гарабашего) было полностью удмуртским, а сегодня там не найдёшь ни одного человека говорящего на удмуртском языке, разве что очень пожилых бабушек ещё знающих удмуртский язык. А село Герызыл основано изначально как почтовая станция, где меняли лошадей через каждые 50 вёрст. И по рассказу историка из Старочукурово Бахтигарай агая на такие станции ставили удмуртов как особо доверенных людей Российской империи и как людей отличающихся ответственностью и исполнительностью, трудолюбивых - коим удмурты обладают в избытке.

По телеканалу «История» проскочило сообщение, что на берегу знаменитых чистых прудов в городе Москве происходят необъяснимые события. Люди, прогуливающиеся по берегу «Чистых прудов» внезапно умирают, некоторые теряют сознание, многие начинают себя чувствовать плохо. Когда стали выяснять причину такого явления, оказалось, что рядом с чистыми прудами высилась гора, где язычники-угрофинны делали жертвоприношения, забив животных помолившись и съев жертвенное мясо, кости бросали в рядом находящийся водоём. В процессе современного строительства зданий гора-место моления была снесена и после этого начались аномальные явления.

Кто может утверждать, что Москва не была удмуртским городищем, на огромной территории вокруг которого не было никого, кроме угрофиннов, к которым относится и удмуртский народ.

И поныне не отошедшие от своей языческой религии народы угрофиннов, заметьте и после крещения. Соблюдающие свои традииции обычаи, не исключая восприятия нового, передового в развитии Руси, мирового сообщества, не потерявшие после 500-летнего нахождения в составе России – свою самобытность и общность.

Единая общность в таком составе образовалась, как древнее своеобразное государство без инструментов подавления и эксплуатации, в конце «неолита».

Территория осваивалась людьми, по мере высвобождения земель от тающего ледника. Своего пика ледниковый период достиг 20 000 лет назад. После начала уменьшения льдов ледникового периода, около десяти тысяч лет назад людей на Земле было мало. Народов претендующих на эти территории не было, где климат был суровым. Отдохнувшая почва, обильно увлажняемая тающими льдами, была благоприятна для растений, на которой, большими стадами паслись травоядные животные, служившие объектом охоты для предков угрофиннов.

Без конкуренции, здесь угрофинны прошли все стадии своего культурного развития. В начале эпохи «мезолит» существовавшая финноугорская общность объединилась. Ананьинская, Пьяноборская, Бахмутинская и другие древние стадии развития культур, это преемственность в эволюции социального развития государственности угрофиннов.

Миролюбивое государство считавшее «Что доброта не может быть ошибкой» развивалось, и, не имея своей армии, для защиты от воинственных племён, оказалось бессильным, перед началом великого переселения народов в начале I-II веков нашей эры.

Впоследствии Южный Урал был перекрёстком миграционных потоков многих народов. Переселенческих потоков мы насчитали около шести – чуваши, булгары, гунны, монголы, скифы. И народность, которая железным обручем ещё в детстве окольцовывала голову детей железным обручем, вследствие чего череп, значит и голова у взрослых принимала форму перевёрнутой груши (скелеты с такими черепами находили по всей Азии и в Европе) но это не передавалось по наследству. Мы, предполагаем, что это делалось для узнавания своих воинов во время битвы.

Каждый из переселяющихся народов оставлял здесь свою культуру, традиции, быт и свои гены. Великое переселение началось с юга. Первыми переселенцами считаются чуваши, которые были изгнаны из своих мест проживания более многочисленным и более воинственным народом «аварами». Не ведающие войн, угро – финны не считали прибытие чувашей вражеским нашествием на свои земли. Но, чуваши, воевавшие до этого с аварами, имели, опыт войны, и вооружение для ведения боевых действий. Вероятно, и вкус от грабежей при ведении боевых действий имел немаловажное значение. Чуваши вытеснили удмуртов, уничтожили их столицу Аркаим и их государственность. Чувашей в свою очередь впоследствии покорили и вытеснили болгары, которые основали государство, более близкий к нам по времени и более известный как «Болгарский Каганат».

Не желающие воевать угрофинны переселились на свободные территории. Венгры, эстонцы ушли на запад. Финны ушли северным путём на запад. Коми далеко на север. Севернее переместились удмурты и марийцы.

На месте древнего проживания удмуртов при раскопках обнаружен культурный слой глубиной от 1,5 до 2,5 метров, что нигде в других местах мировых раскопок не обнаружен. Это говорит о том, что народы, проживающие на этой территории, жили долгое время на одном месте и необычайно процветали. И место оседания и формирования локальных культур угрофиннов со столицей Аркаим, ныне археологами, найден, и раскопан – это городище Аркаим.

Хотя многим народам хотелось бы, признания, Аркаим своей в прошлом столицей, в связи с его древностью. Название крепости говорит, что основным населением, правящим сословием были предки сегодняшних удмуртов, как бы их, не называли впоследствии: вотяками, арами, вятичами и сегодня удмуртами значения не имеет. Их потомки это нынешние угрофинны. Языковая группа - индоиранская.

Империи возникают и распадаются, в истории таких примеров огромное множество. Шумерская, Греческая, Римская, Османская, Уйгурская и многие, другие бывшие империями государства, распались. Распад государства угрофиннов было естественным и неизбежным историческим процессом в эволюции развития человечества.

После разрушения государственности удмурты ни крепостей не строили, ни городищ, разве что Хлынов и Арск, слабо защищённые и построенные купцами лишь для централизации торговли.

После нашествия орд Чингиз хана, который придя с востока, разгромил Болгарский Каганат. Болгары после этого, предки нынешних татар, переместились на север и образовали Казанское ханство. Потеснив народы угрофиннов в дремучие леса, в том числе и удмуртов, которые жили к тому времени родоплеменными воршудными объединениями. На нынешнюю территорию Татарстана, Кировской области и других, близко прилегающих сегодня к Удмуртии областей, где расселились деревнями.

В одной деревне жили несколько воршудов, чтобы исключить родственные браки. Браки совершались между молодыми и из разных деревень. Чем дальше жила невеста до брака, тем выше она ценилась в семье жениха.

Деревня состояла из больших дворов. Сколько женатых сыновей было у главы семьи, столько было у него и амбаров (кенысов) во дворе. Кеныс, это амбар, в который, была вхожа невестка и каждая в свой – семейный кеныс. Кен, забирала из кеныса хранящиеся там припасы, чтобы приготовить еду. Кеныс, сегодня объясняется просто, кен в переводе невестка. Женитьбы сына - это событие для отца жениха, всегда сопровождалось строительством нового кеныса, для новой невестки.

Обладание удмуртов своими двумя небольшими крепостями: Арском и Хлыновым было не долгим.

Хлынов это древнее название нынешнего Кирова, который покорили войска Великого Новгорода. Захват города Хлынов происходил интересным образом.

Удмурты к подходу русских понаделали много деревянных идолов и расставили на крепостной стене, чтобы устрашить противника. И чтобы противник подумал, что крепость защищают великаны, на крепостные стены повесили сплетённые трёхметровые лапти. Крепость стояла у реки, русские воины связали плоты, и, понаделав таких же деревянных идолов, как у удмуртов пустили их в сторону крепости на плотах по реке, хитрость удалась.

Удивлённые удмурты, защищающие Хлынов, собрались на крепостной стене, выходящей к реке смотреть на это явление. А в это время с другой стороны крепости в город пробрались воины Великого Новгорода и без особых усилий захватили крепость.

А крепость Арск была позже захвачена булгарами.

Занимались удмурты охотой, рыболовством, бортничеством и разводили лошадей, коров и овец.

Большая часть северных удмуртов входящих в состав государства Великого Новгорода и к тому ещё земледелием, вступали в денежно – товарные отношения с купцами Великого Новгорода. Продавали, шкуры диких и домашних животных, мёд, воск, зерно и другие виды товаров. До появления денег реформы Елены Глинской, торговали за деньги того времени, которые представляли собой, рублёные куски серебра, где обозначалась его стоимость в зависимости от веса рублёного куска серебра. Оттуда и пошло название денег – «Рубль».

Здесь будет уместно сказать, что шкуры белок тогда, ценились очень высоко, которых в дремучих тогдашних лесах, где проживали удмурты, было много, а вятичи были искусными охотниками. И сегодня сохранились названия белки на удмуртском языке «коньы» и на татарском «тиен». Это означает, что стоимость одной шкурки белки – копейка. Номинальная стоимость копейки в то время была большой. Для сравнения: крестьянская изба того времени стоила три копейки.

И психология удмуртов была простая: будем жить тихо, мирно, чтоб дичь водилась в лесах, да погоду хорошую посылал (в молениях просили тёплый дождь…) «Инмар Бабай» верховный бог, да здоровья не лишал, оберегая от болезней.

Об этом они молились перед богом в коллективных молениях и в куале (это место хранения воршуда – святого тотема, любого предмета с которым в древности у рода случилось значительное для рода событие), и в молениях осенних и весенних в каждом дворе. И в крупных молениях Луд кереметах, на которые в недавнем прошлом собирались несколько тысяч представителей удмуртского населения на территории нынешнего Татарстана, где было раньше место их молений. По рассказам стариков, которые собирал историк Худяков в XIX веке, местные татары относились с пониманием к святым местам и кладбищам удмуртов и детям передавали своё отношение.

До железного века у удмуртов был матриархат, а с наступлением железного века начался патриархат. Раньше «очаг», «дом», держались на женщине, и воршуд, переходящий из поколения в поколение, оставался женским родоначалием, хотя ритуал моления совершали мужчины. Сохранившиеся воршуды, сегодня в век ассимиляции языков, чисто удмуртские слова это названия воршудов. Все они заканчиваются согласными звуками: Поска, Тукля и Докья - это роды (по материалам собранным Андрей Васильевичем Гильмаевым) основавшие наше село Красиво и женственно звучащие названия. Да и все найденные историками 70 воршудных названий удмуртов ласкательно нежные.

То, что, переселились наши предки в одно место, тремя семьями из разных родов, способствовало, исключению, близкородственных браков отчего произошли бы, многие наследственные болезни, которые возникают в малых популяциях живых организмов, ведущее к вырождению рода и гибели популяции (в нашем случае к исчезновению деревни от генетических отклонений, мутационных болезней).

В более позднеее время каждый воршуд строил родовую куалу, где мог молиться, не только семья, у которого во дворе стояла куала но и весь род.

«Куала», бревенчатое строение, крытое лубом «остатки коры липы после отдирания с неё мочалы - это луб», которое зачастую использовалось для покрытия крыш домов и других зданий в начале и в середине прошлого века. Если в прошлом в каждом дворе стоял куала, то в нашем селе как было с основания села три так до конца «эпохи» куалы три и остались. Вновь образовавшиеся семьи у себя во дворе их уже и не строили, а ходили молиться в те три имеющиеся. Но есть мнение, что с 1859 года (по ревизии) в нашем селе была построена начальная школа прадедушкой Хазипова Темыра (они были не бедными). И приехавшия в наше село работать учителями семья добавила четвёртый воршуд. Семья была из воршуда «Чуя», которые жили уже без куалы, и им негде было молиться. Это предположительно четвёртый воршуд нашего села. Все четыре воршуда жили очень дружно – брачные узы их привязали друг к другу прочно.

Ко времени образования лесничества в 1910 голду на краю поля деревни Арзыл и края леса, в сторону сегодняшнего районного центра Нижнего и Верхнего Татышлов была только тропинка. Лесничество вплоть до революции 1917 года состояло из двух зданий, и назывался Кардон (как граница, окраина).

Общение с внешним миром началось со строительством екатерининской дороги.

Жители нашей деревни стали общаться с удмуртами из Пермского края и поэтому некоторым ошибочно казалось, что жители нашего села переселились из Пермской губернии.

Население села постепенно увеличивалось. Из трёх семей в 1555 году к 1743 году стало 22 женщины и 23 мужчины (45 человек по «ревизии» - так называлась перепись населения).

Село живёт уже более 400 лет и процветает, задача наших исследовательских работ, это часть того общего, что не приведёт к исчезновению села, а к её новому подъёму возьмёт направление. Любая заинтересованность историей Малой Родины, это фундамент патриотизма.

В прошлые годы мы, учащиеся нашей школы проводили исследовательские работы, направленные на сохранение и зарождение родного села Арибашево. Учились составлять бизнес планы по организации новых предприятий с новыми рабочими местами для жителей, реально осуществимых на территории нашего села, при определённых условиях.

В этом году расширили количество и разнообразили проектно-исследовательские работы, кроме этих проектов, учащимися нашей школы проводились работы:

- по планировке и закладке парка к 70-летию Победы;

- перепроектирование и переустройство парка им. Е. М Логунова. А возложенный парк имени Евгений Михайловича Логунова ранее был повреждён, во время сноса здания конторы лесхоза, который осуществлялся жителями нашего села. А монумент погибшим в Великой Отечественной войне давно уже устарел эстетически и морально. Теперь, когда не осталось в живых в селе ни одного участника войны, желательно было создать в селе «Мемориал Памяти» участникам войны. С внесением фамилии и имени каждого участника в ВОВ: погибших, вернувшихся с войны живыми и пропавших без вести, побывавших в плену (их имена не писали на обелисках, считая их предателями). Только нашими исследовательскими работами не получилось привлечь всё население к строительству мемориала славы, но мы рады и тому, что перед входом на территорию обелиска с обеих сторон были написаны имена всех участников войны, читаемые на расстоянии большими буквами. Это результат нашей ученической исследовательской работы. «Никто не забыт…» не осталось только лозунгом и это нужно не мёртвым, а живым, чтоб им война не казалась чем-то простым, обыденным. Ужас войны надо воспитывать у молодёжи. Как нам рассказывает наш руководитель проекта: «Его отец посмотревший фильм о войне, сказал: « Что это сказка о войне, а не фильм о ней» и не ходил больше ни на одно кино про войну, а он был участником ВОВ с 1940 по 1946 год».

Война в сознании нынешней молодёжи – это компьютерные игры, когда он может убить, а его не могут. Как нельзя сыграть радость от победы в художественных фильмах (это в сравнении с документальными кадрами кино снятого в день Победы), так нельзя передать только словами ужас войны. Надо, чтоб каждый молодой человек пережил и прочувствовал, прикоснулся бы лично, своим участием создавая «Мемориал Памяти». Тогда ему расхочется, чтоб война была. Он не будет нейтрален к локальным военным конфликтам, который может перерасти в мировую войну, которая коснётся всех и каждого, его и его родных.

-благоустройство природных памятников. Наша проектно - изыскательская работа «Тодь Ошмес». Это по облагораживанию и благоустройству уникального родника – он уникален своими белыми, как снег дном и берегами, расположенного в живописном месте. Он так резво бежит, радуя своей прозрачностью и журчит, как будто просит, чтоб, мы, люди подружились с ним и, не давая ему скучать приходили почаще к его истоку;

Мы решили, по примеру «семи чудес света» внести наш «белый родник» как одно из семи чудес села (как природный памятник), возможно и одно из семи чудес нашего района. Также во вроемя посещения музея села Старочукурово мы в окрестностях села заметили два рукотворных кургана: один широкий и высокий, а другой маленький и более остроконечный. Предполагаем, что это нераскопанные скифские курганы, захоронения их вождей. Очень похоже, что и земля взята для курганов у их подножия.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница