Исследовательская работа ученицы 5 класса Морозовой Марины



Дата13.11.2016
Размер82.7 Kb.


МОУ Вахромеевская СОШ

Камешковский район.



Вместе с Автором через все испытания.

Исследовательская работа

ученицы 5 класса Морозовой Марины.

научный руководитель

Меньшикова Елена Николаевна.

2009 г.
Надо было не только взойти на вершины мастерства, чтобы выучиться простодушию сказочника, надо было стать своим в мастерской русского языка -... чтобы ощутить себя в сказке

по - хозяйски свободно и спокойно.

B.C. Непомнящий



Глубокой осенью 1824 года после отъезда семьи А.С. Пушкин остался в Михайловском один. Часто в долгие осенние вечера, когда за окном бушевала непогода, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, а на душе было грустно, поэт приходил к своей няне в светелку. Сюда он шел отдохнуть, послушать её напевный голос. Здесь все было простое, русское, деревенское, уютное. « Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно». Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, хранительницей народной мудрости и фантазии, уводили поэта в мир чудесных превращений.

Пройдет несколько лет, и Пушкин напишет «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»(1833).Так может эта сказка всего лишь переложение сказки, услышанной когда-то от Арины Родионовны? Могла бы я доказать, что пушкинская сказка - произведение авторское? Попробую сделать это. Для сравнения я возьму народную сказку в обработке А.Афанасьева «Василиса Прекрасная».

Начну с названия сказок. У Пушкина подчеркивается слово сказка, но нет имени у царевны - просто царевна. В народной сказке в название вынесено имя главной героини, ведь принято в сказках давать имена. Да и начинается сказка, как принято: «В некотором царстве жил - был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную».

А у Пушкина как?

Царь с царицею простился

В путь - дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Традиционного зачина нет, автор сразу приступает к изложению событий. Царица безутешно села ждать: «ждет - пождет», «смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи с белой зори до ночи», «с поля глаз она не сводит». Дождавшись желанного гостя, взглянула на него, « тяжелешенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла».

В народной сказке все просто: «Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из - под одеяла куклу, отдала ей и сказала.,.» «После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять женится».

А у Пушкина:

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Сколько чувств и переживаний в авторской сказке!

Купец женился на вдовушке: «Она была в летах, имела своих дочерей, почти однолеток Василисе...».Но обманулся он, не нашел в ней доброй матери для своей Василисы: «Мачеха и сестры завидовали её красоте, мучили её всевозможными работами». Василиса была не только первая на все село красавица, но и терпеливица, все переносила безропотно и «с каждым днем всё хорошела и полнела».

Заглянем в сказку Пушкина, как он описывает мачеху:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

……………………..

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

А царевну?

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого.

За что так не полюбила царица царевну? Уж очень хотелось быть царице: « всех милее, всех румяней и белее». А говорило ей об этом зеркальце. И однажды зеркальце сказало: «Но царевна всех милее, всех румяней и белее». Вот так зеркальце! Не смогло душой покривить. Так вырисовываются характеры героев в сказке Пушкина. И помог этому, конечно же, автор.

Общая черта сказок - противопоставление мачехи и падчерицы. Мачехами движет черная зависть и злость. «Мачеха злится пуще прежнего» и отправляет Василису к бабе – яге за огнём. А царица «полной зависти полна» наказывает сенной девушке: «весть царевну в глушь лесную...под сосной оставить там, на съедение волкам». И царевна, и Василиса Прекрасная противиться не могли.

Так начинаются их странствия. Путешествие - это одна из традиций народных сказок. Так и у Пушкина по традиции. Посмотрим, в чем отличия этих путешествий?

«Идет Василиса и дрожит. Вдруг скачет мимо её всадник... белый... Идет она дальше, скачет другой всадник... красный... Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка бабы - яги… Вдруг едет опять всадник... черный.. .»Крутом забор из человеческих костей, на заборе черепа людские с глазами. Страшно Василисе, Попала она к бабе - яге. А она - хозяйка леса, хозяйка лесных зверей. Слуги у неё необычные: три пары рук, «день ясный» (всадник белый), солнышко красное (всадник красный), «ночь темная» (всадник черный). Все как в сказке.

А что же царевна? «Шла да шла», и вот она у терема, одна, пес смолк, играя и ласкаясь. В светлой горнице лавки, стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Видит девица, что тут люди добрые живут». Не ошиблась царевна, приютили её семь богатырей:

... Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали...

Очень мало похож терем на сказочный. Скорее автору хотелось показать всё реально, как в жизни.

На поиски царевны отправляется королевич Елисей:

Между тем по свету скачет

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется.

Ну прямо как в жизни! Но королевич Елисей терпелив и настойчив, не найдя помощи среди людей, обращается к силам природы: Солнцу, Месяцу, Ветру. Эта тоже одна из традиций народных сказок, потому, как пишет В. Бахтин: «Первобытные люди одушевляли, очеловечивали все природные стихии». Природа стремится помочь герою: солнце советует обратиться к месяцу, месяц - к ветру, и ветер, наконец, подсказывает дорогу. Вот вам и путешествия. Здесь всё говорит: и природа, и звуки, и краски. И над всем этим автор.

Усложнённость событий - одна из черт авторской сказки. Не нужно было спасать Василису Прекрасную. Отпустила её баба - яга. Стала жить девушка у старушки и поджидать отца. Не могла она сидеть без дела: напряла пряжи, наткала полотна, нашила « дюжину сорочек» для царя. За красоту полюбил Василису царь: «Не расстанусь я тобою; ты будешь моей женою».

Не всё так просто у царевны. Царица злая не могла простить её « иль не жить, иль царевну погубить». В наливном, молодом, золотом яблоке была смерть царевны.

И она головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала...

И вот Елисей вместе с автором вершит чудо:

....Дева вдруг

Ожила….


И встает она из гроба....

Ах! ...и зарыдали оба.

А что же мачехи не наказаны?

Страшное наказание ждет злую мачеху в народной сказке: «Внесла Василиса в горницу череп; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и её дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся - глаза всюду за ними так и следят, к утру совсем сожгло их в уголь».

А вот у Пушкина нет наказания:

Злая мачеха вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

В. А. Непомнящий подчеркивает: «Никто не наказывается: царица умирает сама, а о Чернавке автор в финале сказки даже не вспоминает. Но здесь злодеяние всё же не проходит даром: царица умирает, а о предательнице Чернавке мы думаем с презрением», Пушкину не хочется говорить о смерти, но от неё, от смерти, никуда не уйти, потому что в настоящей жизни она есть. Зло наказано, все счастливы, на то она и сказка.

«Тут взял царь Василису за белы руки, посадил подле себя, а там и свадебку сыграли». Так заканчивается сказка «Василиса Прекрасная». Традиционная концовка пушкинской сказки:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Перечитывая сказки, я поняла, счастье героинь стало возможным благодаря тому, что верили в Бога. В сказке «Василиса Прекрасная», где действуют волшебные всадники, череп с удивительными горящими глазами, баба - яга говорит Василисе: «Убирайся же ты от меня благословенная дочка! Не нужно мне благословенных». И названия нет у государства « В некотором царстве, в некотором государстве», но у нас возникает ощущение, что государство это православное. Ведь точно в сказке: «оставляю тебе вместе с родительским благословением куколку». Происходит неожиданное слияние: с одной стороны куколка в сказке - волшебный предмет, с другой - благословение матери. В самые трудные моменты куколка приходит на помощь: «Не бойся, Василиса Прекрасная! Поужинай, помолися да спать ложися, утро мудреней вечера!» Вот и получается, что сироте Бог помогал: « Мне помогает благословение матери»! Как пишет В.Бахтин: «Афанасьев не искажает подлинного смысла народного творчества, его социальной направленности».

Верующими в Бога стали и герои Пушкина, причем положительные, любимые автором. «Помолясь усердно Богу» отправляется в дорогу Елисей». Полагается на Бога и царевна: «Пусть Бог велит не сойти живой мне с места». Да и в доме семи богатырей в углу «святые». Может поэтому в сказке Пушкина мало сказочного. Но так решил автор.

« Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной», - писал С. Л. Маршак. И с этим я не могу не согласиться. Язык пушкинской сказки сочетает литературный стиль и народную речь. Повторяющиеся выразительные определения: «красная девица», «невеста молодая», «белой зори», «братец названый» соседствует с пушкинскими эпитетами: «мерзкое стекло», «бабой гневной», «милую девицу», « за красавицей душой», «милого друга», «молодцы честные».

Из русского фольклора пришли в пушкинскую сказку выражения: «путь - дорога»,« шла да шла», «ждет пождет», усеченные формы прилагательных : «красно солнце». Употребление имен существительных и прилагательных с различными суффиксами: «братец», «зеркальце», «сестрица», «хозяюшкой», «бабушка», «яблочко», «старушонка», «старушоночка» делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно - выделительные частицы: «что за чудо!», «каблучком - то как притопнет» и употребление глаголов с постфиксом – ся: «взялася», «поднялася», «подружися».

Все эти наблюдения говорят о том, сколько простоты, живой непосредственности взгляда на жизнь увидел А.С. Пушкин в народной волшебной сказке. Но какой бы тесной ни была связь с народной сказкой, сказка Пушкина – авторская. И за сказочным жанром автор скрывает серьезные размышления о жизни, о добре и зле, и о нас, русских людях.

Использованная литература:




  1. Бахтин В. «От былины до считалки». Изд. «Детская литература» 1982 г. стр. 66

  2. Непомнящий В.А. О сказках Пушкина. А.С. Пушкин. Сказки М...Д973стр. 9

3. Литература в школе № 2 1999 г. статья «Добрым молодцам урок» стр. 51

4. Литература учебник - хрестоматия 5 класс. Статья «О сказках» стр. 30



5. Книга для семейного чтения. «Василиса Прекрасная» в обработке А.Афанасьева.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница