Исследовательская работа «Страна за захлопнутой дверью»



Скачать 360.96 Kb.
Дата04.05.2016
Размер360.96 Kb.
IX региональная научно-практическая конференция старшеклассников

«Культура. Интеллект. Наука».


Учебно-исследовательская работа
«Страна за захлопнутой дверью»

(Япония в период изоляции)


Автор - Кириленко Юлия,

ученица 10 класса Гимназии №91,

Научный руководитель –

Пичугина В. А.,

учитель истории Гимназии №91.

Г. Железногорск

План:


1)Введение 2)Основная часть

  1. характеристика Японии перед периодом изоляции

  2. установление сегуната Токугава

  3. контакты Японии с европейцами

а) торговля

б) религия

в) проникновение западной культуры через Китай

4. Социально-экономическое положение Японии

а) экономическое состояние страны

б) социально-политическая организация

в) самураи во время сегуната Токугава

  1. открытие страны

  2. последствие изоляции

а) социальные и экономические последствия

б) религия

в) новые тенденции в культуре и науке

  1. Заключение

  2. Список литературы



Приду я к людям

И потороплю их

Иначе ветер их опередит

И горных вишен

Оборвет цветы.
Мацуо Басе

Введение
Наверное, нет такого человека, который ничего не знает о Японии. Япония ассоциируется с самураями, театром Кабуки, икебаной, сакурой, караоке.... Но несмотря на то, что Япония давно открыта для каждого желающего, она все равно остается страной невыясненных вопросов и неразгаданных загадок. Сейчас Япония передовая страна, ее наука и техника достигла наивысшего подъема Япония выбрала и вобрала в себя все ценное из доступных ей зарубежных достижений, сохраняя свою самобытность. Более того: восприятие зарубежных стран и их достижений шло необычайно высокими темпами. Это еще более удивительно с той точки зрения, что в Японской истории был период длительной изоляции в течение 200 лет от других стран, в том числе и от ближайших соседей. Этот период с 1657 до 1857года и является темой моего реферата.

Я поставила своей задачей проанализировать становление, развитие и последствия сегуната Токугава. Я постараюсь ответить на вопросы - к каким последствиям привела столь длительная изоляции страны, можно ли оценитъ эти последствия однозначно положительно или отрицательно. Выход Японии на передовые научные рубежи в современном мире и в то же время сохранение национальной культуры всегда вызывал у историков интерес. В связи с этим историография данного периода достаточно обширна: существует большое количество монографий на японском и английском языках, в России же исследования касались в первую очередь более поздних периодов развития Японии, и зачастую являлись научно-популярными. Широкому кругу читателей более доступной является литература, выдержанная в жанре путевых заметок, таких авторов как, например Цветов, Брендт. Я попыталась ознакомиться с освещением этого вопрос, используя как научно-популярную литературу, так и специальные исследования (работы Кирквуда, Конрада, Кузнецова).

1.Характеристика Японии перед периодом изоляции.

Япония находилась за пределами старых империй на периферии цивилизации. С востока и юга необъятный океан. С севера малонаселенные территории. И только на западе великая Китайская империя и Корея, отделенные проливами и морем. Подобное географическое положение имело другое государство на западе Британия. Япония позже вступила на мировую арену, когда средневековье твердо установилась в Китае и Корее. Длительное время Япония развивалась в своих исконных землях. Основное направление экспансии было северное, против коренных жителей японских островов айнов. Япония прошла, все стадии средневековья и к XV веку вошла в период феодальной раздробленности. Можно выделить следующие особенности этого периода:



А. В Японии существовала высокоразвитая феодальная система.

Развитие феодальных отношений Японии происходило в обстоятельствах самоизоляции страны и проявилось, прежде всего, в дальнейшем распаде надельной системы и росте частнофеодального землевладения сеэн.

Первоначально сеэн возник в результате освоения нови (новых земель) во второй половине VIII в., но его значительный рост приходиться на X в.

ВХ в. возник сеэн коммендационного типа, широко представленный в XII в., когда сеэнская система находилась в зените. По мере ослабления центральной власти и усиления произвола провинциальной администрации местные землевладельцы для гарантии безопасности своего землевладения коммендировали свои земли губернатору; оговаривая себе должность приказчика. Губернатор, в свою очередь, коммендировал эту землю представителю аристократии или императору, который становился патроном. Главной обязанностью патрона было ограждение сеэна от посягательств извне, а администрация сеэна должна была следить за внесением рисового налога и выполнением барщины.

В первой половине XV и до начала XVIII в. завершился распад сеэнов, ставших тормозом на пути развития производительных сил. Сеэн исчерпал себя и больше не обеспечивал экономического развития страны. Это проявилось в нарушении сеэнскими должностными лицами подрядных соглашений.
Б. Внутренняя раздробленность

Эта характерная черта, средневековой Японии проявлялась очень ярко, как в Европе - в XV—XVI веках гражданская война распространялась, подобно эпидемии, на всю Европу. Примерно в это же время то же самое происходило в Японии. Даже названия были похожи (например, война хризантем и война алой и белой розы). В одном случае, это войны князей, рвущихся к власти, а в другом случае, это войны князей против монархии.

Наряду с распадом сеэнов происходило становление княжеств, как социально-экономической основы развития феодализма. Военные губернаторы становились князьями сюго дайме. Они имели двойную экономическую основу: княжество и сеэн жалованного типа. Военные губернаторы играли на периферии главенствующую роль, игнорировали подрядные соглашения, передавали вассалам многочисленные сеэнские должности с целью усиления влияния.
Социальной опорой регентов и канцлеров являлось дворянское, сословие. Основная часть самурайства вышло id верхушки крестьянства, в результате процесса углубления социальной дифференциации. Так же некоторые самураи вышли из домашних слуг, наделенных землей, и губернаторов, которые превращались в крупных феодальных собственников. Самураи объединялись в отряды (то) и более крупные группы (дан). Именно от самураев в большинстве случаев зависел исход очередной феодальной войны.

В то же время все большую угрозу для самурайского класса представляла хорошо вооруженная крестьянская община с сильным местным самоуправлением. ГЪявились сельские сходки, где решались основные вопросы, сельские уставы, законы, крестьянские предупреждения.

Укрепление сельской общины проявилось в активизации классовой борьбы крестьян. Они боролись за отмену долгов сокращению налогов, барщины Формы борьбы крестьян были довольно многообразны тяжба, подача петиций, уход, мятежи.

В обстановке социальной нестабильности князья стремились укрепить свои резиденции возводя замки.

Укрепление экономического положения горожан выразилось в появлении городского самоуправления: избирались старейшины, создавалась своя городская стража.
В. Крестьянские восстания

В XV-XVI веках широкое распространение получили выступления крестьян под религиозными лозунгами. Недовольство крестьянских масс пытались использовать в своих целях различные буддийские секты, активно участвовавшие в междоусобных, феодальных войнах. Наибольшее влияние в то время среди крестьян имела буддийская секта «Учение об Одном» («Икко»), поэтому эти выступления именовались «Восстаниями Икко». Сторонники этой секты считали, что для спасения души достаточно многократно повторять «Благословен Амида-будда!» и при этом отнюдь необязательно отрекаться от мирских благ, что делало эту секту чрезвычайно популярной. Но кроме этой секты было огромное количество других сект, так же вызывавших народные волнения.


Г. Активная внешняя торговля и мореплавание.

Сегунат был заинтересован во внешней торговле, которая давала значительные доходы В 1434г. с Китаем заключается торговый договор, действовавший до 1547 года Договор предусматривал посылку один раз в 10 лет торговой миссии под видом поднесения дани. За время действия договора из Китая было направлено з общей сложности 11 миссий, из 50 кораблей, 7 из которых были направлены в сегунат, а остальные в храмы и монастыри.

Но не только с Китаем Япония имела торговые связи. В Японию прибыли торговцы, рыбаки и мореплаватели и открыли для японцев западный мир, о существовании которого те даже и не подозревали. Прибывали миссионеры и селились на Кюсю. Несколько японцев отправились в Европу. А после кораблекрушения 11 апреля 1600 года, голландского судна на Кюсю попал Уилл Адаме, который стал наставником Ияэсу Токугава по вопросам географии и политике.

Один современный историк следующим образом определил этот период отношений с иностранцами: «Мы обнаруживаем, что в 1541 году, о заграничной деятельности японцев хорошо знали на всем Дальнем Востоке. Их считали «королями морей». Они доброжелательно принимали иностранцев и не препятствовали торговле с другими странами, равно как и пропаганде чужих религий. Они так быстро ощутили выгоду от торговли с иностранцами и так успешно ею занимались, что сумели за десять лет установить торговые отношения не менее чем с двадцатью заморскими странами»

Очень важным фактором, оказывающем влияние на все дальнейшее развитие страны и, в конечном счете, приведшее к периоду изоляции, являлись контакты с европейцами.

До 1543 года Япония вела торговлю и имела связи только с Китаем и Кореей. Но появление у южных берегов Японии португальцев в 1543 году и спустя 6 лет испанцев, которые достигли Восточного побережья Японии, плывя через Мексику, положило начало распространению огнестрельного оружия и христианства.

Огнестрельное оружие совершило переворот в военном деле: раньше главная роль в бою принадлежала всадникам самураям, а пехотинцы были оруженосцами. Теперь на первое место вышли пехотинцы (асигару), которые должны были уметь владеть огнестрельным оружием, а для того чтобы уметь с ним обращаться асигару должны систематически заниматься. То есть возникла необходимость в профессиональном солдате.

Введение огнестрельного оружия тате же повлияло на технику возведения укреплений, в частности замков, которые стали укрепляться крепкими стенами и рвами с водой.

Проповедь же католичества получила особенно широкое распространение на острове Кюсю, где стали открывать христианские церкви и школы. Князья принимали христианство и заставляли своих вассалов следовать их примеру, чтобы привлечь иностранных торговцев, вооружиться огнестрельным оружием и получить поддержку европейцев в междоусобной феодальной войне.

Таким образом, к XV в. началась борьба за объединение Японии. Инициаторами объединения выступили феодалы центральной части острова Хонсю Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси и Токутава Ияэсу.



2.Установление сегуната Токугава.
Ода Нэбунга происходил из семьи мелкого феодального собственника Он подчинил около половины всей страны, на завоеванных территориях, убрал таможенные посты и заставы. Ода жесточайшим образом подавлял все восстания и в 1582 году покончил жизнь самоубийством, окруженный в киотском храме войсками противника.

После самоубийства Нобунага дело объединения страны продолжил Тоетоми Хидэеси, происходивший из крестьян и выдвинувшийся на службе у Ода Нэбунага Хидэеси продолжил внутреннюю политику Ода. Он стремился покорить независимые города. Так же Хидэеси впервые в масштабе страны провел перепись населения.

После смерти Тоетоми Хидэеси в стране сложилась напряженная политическая обстановка. Фактически ни одно из мероприятий феодального диктатора не было доведено до конца. «Объединительные» походы не ликвидировали самостоятельности князек, хотя и обеспечило признание ими власти диктатора. В 1598 г. Хидэеси предвидя возобновление между усобиц, создал высший орган власти состоящий из пяти тайро (главных министров), в который вошли Токугава Маэда Уэсуги, Мори и Укита Тайро должны были править до совершеннолетия Хидэери, сына Хидэеси. Однако через два года Токугава начал военную кампанию. Исконные земли рода Токугава располагались восточнее нынешней Нагои в Сидзуоке. Но в 1590 г. клану пришлось перебраться на новые места из-за приказа Хидэеси. Нэвые земли Токугава располагались в долине Канто, в то время экономически отсталой и малоосвоенной, хотя и плодородной. Центром нового княжества стала небольшая рыбацкая деревушка Эдо (в будущем Токио). Занятый освоением своего нового хозяйства Ияэсу не принял участие в двух неудачных походах на Корею, что избавило его, в отличие от других дайме, от значительных финансовых потерь. Это позволило ему накопить силы и превратить клан Токугава в один из влиятельнейших в стране.

В 1600 году Токугава вместе со своими сторонниками разгромил в битве при Сэкйгахара войска Хидэери и установил военный контроль над большей частью страны. Своей резиденцией новый сегун избрал Эдо. (Питерский двор продолжал оставаться в Киото.) С этого момента и ведет отсчет заключительный период японского средневековья, в исторической литературе известный как эпоха Токугава или Эпоха Эдо.



3. Контакты Японии с иностранцами в эпоху Эдо

Токугава, так же как и Хидэеси, были вынуждены рассматривать проблему взаимоотношений с иностранцами. Появление европейцев способствовало усилению торгового капитала, совершенствованию военного дела, обострило междоусобицы и привело к возникновению опасности подчинения Японии европейцами по образцу Филиппин, где в 1571 году укрепились испанцы.

Все это привело к стремлению сегунов оградить страну и народ от иноземной культуры.

Токугава стремился использовать технические знания иностранцев, ввоз различных товаров, в том числе и оружия. Однако возможность использования оружия против бакуфу юго-западными княжествами оплотами католицизма вызывало опасения Ияэсу. Беспокоила власти и активная деятельность иностранцев, пытавшихся укрепить влияние в стране, а также, используя князей, принявших христианство, проникнуть в государственный аппарат.



а) Торговля

Чтобы прекратить приток «вредных идей», зарубежного оружия и товаров в южные княжества, Токугава изгнал всех португальских и испанских купцов из страны Поводом для этого стало снабжение японских христиан огнестрельным оружием. В 1636 году под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать территорию страны, а также строить большие корабли (водоизмещением более 80 т.), пригодных для дальних путешествий. Одновременно тем из своих поданных, кто ранее уехал по делам или на учебу за рубеж, сегун запретил возвращаться на родину.

Некоторое преимущество было лишь у иностранцев - некатоликов. Карательные меры в гораздо меньшей степени затронули китайцев, исповедовавших буддизм и конфуцианство, а так же голландцев сторонников протестантства и потому не ведших миссионерской деятельности. Но все-таки в большей степени голландцы получили эти привилегии благодаря тому, что оказали помощь в подавлении симбарского восстания. 3 конце XVII века, разрешение заходить в порт Нагасаки давалось ежегодно 70 китайским и 5 голландским кораблям. В последующие годы эти ограничения усилились. Лишь в два раза в год корабли могли пристать к единственному порту Нагасаки.

Взамен купцы должны были предоставлять для бакуфу краткий письменный доклад об основных событиях в мире. Так что, оказавшись по своей инициативе в полной изоляции, чиновники сегуната все же оставались в курсе относительно всех важных международных дел и открытий.



б) Религия

Продолжались начатые еще по инициативе Хидэеси карательные акции против перешедших в христианство японцев. После смещения с должности чиновников, повинных в связях с иностранцами, и в подтверждении указа о запрещении миссионерства токугавское правительство перешло к решительным мерам несколько христиан были казнены, а в 1614 году особым указом было введено полное безоговорочное запрещение новой религии. Для выявления инаковерующих применялся метод «фуми-э». Жителям города или деревин показывали бронзовую пластину с изображением Иисуса или Девы Марии и предлагали топтать ее ногами. Всех отказавшихся казнили. Эти правительственные меры были приняты в связи с христианизацией населения острова Кюсю, где дайме, преследуя исключительно коммерческие интересы, нередко насильственно насаждали христианство.

Все это привело к взрыву. В 1637 году вспыхнуло восстание местных жителей на полуострове Симбара, проходившим под христианскими знаменами и с выданным миссионерами огнестрельного оружия. Бакуфу бросило на подавление армию в 100 тыс. человек. Штурм замка Хара, где обосновались мятежники, продолжался 5 месяцев. Восстание было потоплено в крови. Пленники, включая женщин и детей, были сброшены в море со скалы в Нагасакской гавани.

Жертвами религиозных чисток при Ияэсу пало более 30 тысяч японцев. Маленькие христианские общины сохранились лишь в глухих деревушках.



В) Проникновение западной культуры через Китай

Несмотря ни на что Европейское влияние было даже в период изоляции, и, прежде всего «дурные идеи» шли из Китая.

Первым таким источником был святой отец Маттео Риччи. После указа 1614 года в страну из Китая привозилось множество западных книг, переведенных именно отцом Риччи.

Вторым источником был приток китайских ученых, бежавших из Китая после нападения на Манчжурию. Они принесли с собой такие западные науки, как европейская геометрия, военное искусство и медицина.

Третьим источником являлось незапрещенное учение китайского философа Ван Ямина, которое очень сильно напоминало христианство, только в отличие от христианства был официально разрешен.

То есть, несмотря на самоизоляцию нельзя утверждать, что Япония развивалась целиком самостоятельно, ведь даже календарь был сделан по образцу китайского, а тот в свою очередь по образцу западного.



4. Социально-экономическое положение Японии в период изоляции
а) Экономическое состояние страны и законы.

Между тем численность населения Японии достигла примерно 30 млн. человек. Но сегунат обрушил репрессии не только против южных княжеств. Жесточайшая дисциплина были навязаны всей стране. На всех дорогах были выставлены заставы, на которых проверялись документы на право передвижения. Под страхом смертной казни запрещалось уходить крестьянам от дайме. Запрещались любые сборища. Были введены ограничения на строительство замков. Соседи были связаны круговой порукой, расплачиваясь за любое нарушение порядка своим имуществом или даже жизнью. Строго регламентировалось для каждого сословия фасон, цвет и материал одежды. Ношение оружия было разрешено только самураям. Надзор распространялся даже на семейную жизнь: запрещались любые развлечения и роскошь.

Но если в первые годы эпохи Токугава социальные различия между сословиями были огромны и все ключевые посты в стране занимали представители самурайства, то постепенно все большее влияние стали оказывать горожане. Бурно росли призамковые города Крупные торговые дома набирали силу; постоянно снабжая деньгами дайме и чиновников сегуната.

Жесточайший политический и военный контроль со стороны сегуната, кровавые безжалостные расправы над любыми противниками режима привели к тому, что в стране впервые за несколько сот лет установилось спокойствие.


б) Социально-политическая организация Японии

Власть сегуната Токугава распространялась формально на всю страну, но фактически наряду с владениями сегуна продолжали существовать несколько сот более или менее самостоятельных княжеств. Число дайме, признававших себя вассалами Токугава колебалось в различные годы от 245 до 295. Таким образом, под безусловной властью сегуна находилась лишь четверть всей территории, но у верноподданных дайме были свои привилегии. Бакуфу не имело право облагать налогом хан, хотя дайме, и вынуждены были принимать на себя част расходов по строительству городов, замков, городов.

В условиях длительного мира изменилось положение самого многочисленного слоя служилого дворянства Согласно кодексу самурайства дворянин не имел прав заниматься в жизни чем-либо, кроме военного дела Теперь же князья не нуждались в сильных многочисленных дружинах, а, кроме того, указом сегуна предписывалось сокращать ее. Бывшие самураи становились учителями, врачами, художниками.

Токугава Ичэсу разделил дворянство на несколько разрядов и категорий. Кугэ, придворная киотская аристократия, номинально составляла самый высокий разряд феодального дворянства, остальная его часть была отнесена к категории букэ (военные дома), которые и представляли господствующий класс военно-феодального дворянства. Букэ, в свою очередь, делились на владетельных князей (дайме) и рядовых дворян (буен), не имевших, как правило, земельных владений.

Владельцы крупных княжеств стали объектами особого внимания сегунов. Чтобы закрепить лояльность дайме к сегунскому правительству, была разработана целая система гарантий. Жены и дети дайме, превращенные фактически в заложников, должны были постоянно пребывать в Эдо. Так же была введена система «санкинкотай», в соответствии, с которой дайме один год мог жить у себя в замке, а следующий (в обязательном порядке) в столице сегуната. Постоянные переезды княжеской свиты обходились очень недешево дайме. Приходилось увеличивать налоги, развивать производство. Недаром крестьянин бедняк назывался «мидзуноми», то есть пьющий воду. Ведь зачастую их пища сводилась к чашке воды.

Крестьянство отвечало на это бунтами, нередко принимавших форму открытых восстаний. За годы правления Токугава в стране произошло более 1500 таких выступлений. В иных принимало участие до 200 тысяч человек.

Но из всех сословий наибольшую силу стало набирать городское сословие. Всего в Японии находилось 17 крупнейших городов, из них Эдо, Осака, Киото, Сакаи, Нагасаки. Постепенно складывалось разделение труда. Так северный и юго-западный Кюсю производили фарфор, а Киото парчу и шелковые ткани.
в) Самураи во время сегуната Токугава.

Появление первых представителей сословия военно-служилого дворянства Японии относится к VII—IX века н.э. Тогда они еще не назывались самураями. Буш, букэ так назывались вооруженные люди. Образованию военного сословия способствовали две причины.

Во-первых, с развитием феодальных отношений и, прежде всего появлением частных феодальных землевладений сеэн усилилась эксплуатация крестьян. Начались восстания и массовые уходы жителей деревень со своих земель. Беглецы (ронины) или грабили на дорогах или шли на службу в частные владения и храмы. Нужда дайме в защите привела к созданию военного класса самураев.

Во-вторых, расширение японских земель шло за счет завоевания земель айну. Еще в период правления императора Конин ввиду частых военных действий было принято решение о создании специальных отрядов для противодействия айнам. Командированные туда среднеранговые аристократы и мелкопоместные феодалы не возвращались, а оставались в провинции, где организовывали военные отряды.

В период сегуната Токугава вся полнота реальной власти была сосредоточена в руках военного правительства. Подтвердит законодательно главенствующую роль самураев, Токугава установил вполне определенные рамки среди самураев.

Наиболее богатые представители класса, имевшие огромный доход, получали титул дайме. При этом они сами делились на 3 категории. В первую госанкэ входили три семьи связанные с кланом Токугава родственными отношениями. Во второй группе фудай-дайме входили князья, которые изначально поддерживали Токугава. И в третью группу тодзама входили те помещики, которых пришлось покорять. Помимо дайме верхушку военного сословия составляло небольшое количество личных вассалов сегуна хатамото, имеющая целый ряд привилегий. Они были безоговорочно верны хозяину и служили опорой власти Токугава, то есть занимали наиболее важные посты в государстве.

Основную массу среди самураев составляли байсин, находившиеся непосредственно на службе дайме, и самураи низшего ранга асигара Подавляющее большинство самураев жило в призамковых городах. Богатые дайме строили огромные замки и селили там своих воинов. Вокруг замков быстро вырастали города, где скапливались люди самых различных профессий. Наиболее богатые из самураев жили в собственных домах, получали рисовые пайки в зависимости от занимаемой ими должности. Другие же несли военную, полицейскую и административную функцию, проживая в больших домах типа казармы или общежития и получая совсем незначительное жалованье. Установленный при сегунате Токугава мир лишил самураев возможности воевать, и огромнее количество самураев, около 10% всего населения Японии, стало обузой для страны Самураи выполняли не свойственные им чиновничьи функции, не производя никакого общественного продукта и существуя за счет государства.

Самураям не было место в зарождающихся капиталистических отношениях. Не получая достаточного содержания, воины вынуждены были покидать службу и заниматься недостойным для воина делом: торговать, осваивать ремесло, преподавать науки. Многие становились бродягами и влачили жалкое существование.

Социально-этические нормы воинского сословия, стожившиеся на протяжении веков в сложную и не знающую мировых аналогов систему взглядов бусидо, оказались настолько живучи, что их не смогли сломить никакие перемены. В этот период были написано множество книг о самурайской чести.

Практикуемый буси способ ухода из жизни харакири, стал настолько популярен среди всех слоев населения, что бакуфу вынуждены, были запретить самоубийства под страхом серьезного наказания родственников жертвы.

Множество литераторов того времени воспевало героические деяния самураев. А школы боевых искусств под руководством бывших самураев стали инструментом сохранения и передачи из поколения в поколения истинного самурайского духа.

Таким образом, с течением времени в государстве складывалась парадоксальная ситуация. Хотя лишенное экономической базы военное сословие погрузилось в процесс разложения и на смену военно-феодальным отношениям пришли капиталистические, морально-этической основой общества оставался Путь воина.


5. Открытие страны.

В 1825 году бакуфу выпустило новый закон, в котором говорилось об ужесточении меры противодействия иностранцам. Предполагалось независимо от обстоятельств обстреливать любое иностранное судно, приблизившееся к берегам Японии. Но не прошло и двух десятков лет, как правительство Эдо вынуждено было сменить политику. И это объяснялось отнюдь не вспышкой интереса к жизни за рубежом, а страхом перед военной мощью, наглядно продемонстрированной Британией в «опиумной» войне с Китаем. Оценив степень нависшей угрозы, сегунат пошел на попятную. Портовым администрациям в 1842 году была разослана новая инструкция бакуфу; позволявшая снабжать иностранные корабли припасами и водой. К оружию приписывалось прибегать только в случае необходимости. Дайме получили право строить большие военные корабли, что раньше запрещалось.

Между тем иностранные корабли стали все чаще показываться у берегов Японии. В основном это были европейские корабли, ищущие наиболее короткие и безопасные пути в Китай. Ветры и течения нередко уносили их к Японии. Также частыми гостями стали китобойные шхуны, которым были необходимы опорные точки на островах, и которые могли добиваться их даже с оружием в руках.

Но Япония несмотря на желание высших чинов не могла дальше оставаться в изоляции, она сильно отстала в вооружении и промышленности, к тому же Запад заинтересовался Японией. И поэтому сороковые годы XIX века были отмечены активной борьбой Англии за захват колониальных позиций в Китае. Для США Дальний Восток представлял так же значительный интерес как огромный потенциальный рынок, составными частями которого являлись Япония и Кит;

В 1845 году конгресс предоставил полномочия президенту США для установления торговых отношений с Японией. Но после нескольких неудачных попыток установить контакт - была снаряжена экспедиция. 8 июля 1853 года, в бухту Урага вошла эскадра кораблей под руководством Пери. Он передал письмо и несколько новейших моделей машин.

Очевидная военная демонстрация сочеталась с обещанием подождать до весны 1854 года. Власти были в панике и даже запросили помощи у голландцев. Однако чиновники бакуфу понимали, что в данной ситуации трудно рассчитывать на возможность успешного военного отпора, даже с использованием голландского оружия. Было решено под прикрытием длительных переговоров с американцами избегать конкретного ответа на требование США. Но когда в 1854 году Перри вернулся с девятью военными кораблями, оснащенными 250 пушками, командой из 1800 человек, и показал как возможность сегунату военную интервенцию, Был подписан первый японо-американский договор 31 марта 1854 года где американские корабли получали право захода в порты Симода и Хакодатэ, где на деньги или на обмен через сегунских чиновников, могли, приобретать продовольствие и другие товары Сдавшись на уговоры-угрозы американцев, сегунат уже не имел возможности отказаться от уступок другим державам. Далее был подписан тортовый договор с США, затем с Англией, Голландией, Россией.

Подписание всех договоров привел к усилению политического брожения в стране и расколу правящей партии.

Само по себе «открытие» Японии, хотя и имело огромное принципиальное значение, ожидаемых баснословных прибылей на первых порах не принесло. Поэтому иностранные державы стали настаивать на расширении льгот и привилегий. Первыми преуспели в этом голландцы, получившие по договору 1856 года право консульской юрисдикции. Потом методом угроз и обещаний подобных договоров добились США, Россия, Франция и Англия. Таким образом, страна стала, открыта для иностранцев.


6. Последствия изоляции страны.

Плохой или хороший период изоляции оставил след, и, прежде всего в культуре, религии и науке. Япония, впитывая чужую культуру постепенно, смогла сохранить свою исконную культуру, оперируя по своему усмотрению элементами приходящих культур. Японцы перенимали у других то, что представлялось им интересным на данном этапе развития. Каждый элемент приспосабливался к японским условиям.


а) Социально-экономические последствия.

Сельское хозяйство к концу правления сегуната испытывало серьезный кризис. Обрабатываемая площадь не расширялась, прирост населения был предельно низок и составлял около 0.01% в год. Усилилось расслоение крестьянства, быстрыми темпами шло их обезземеливание. Вследствие того, что шло быстрое развитие товарно-денежных отношений, и натуральное хозяйство уже не было единственной формой натурального хозяйства, крестьянин, нуждающийся в деньгах, все больше попадал в зависимость от торгово-ростовщического капитала

В то же время шел быстрый рост количества мануфактур. Мануфактуры были трех видов: купеческие, княжеские и казенные. Как правило, на мануфактурах всех трех видов использовался наемный труд. Мануфактура в этот период имела специализацию и дифференцированную оплату.
б) Религия.

Философской базой сегуната стало конфуцианство. Исторически сложилось так, что идеи Конфуция в Японии долгое время воспринимались лишь как дополнение к буддизму. Соответственно и интерес к учению китайского мыслителя проявляли лишь буддийское духовенство и аристократия. Однако в эпоху Токугава конфуцианство обрело статус официальной государственной идеологии. Хотя и не без некоторых национальных особенностей. Конфуцианство, распространенное в Китае, требовало лояльности, прежде всего к родителям и предкам, в Японии же был сделан акцент на безусловной верности сюзерену, даже в ущерб собственной семье. Древние японские традиции самопожертвования и безграничной верности под влиянием неоконфуцианства превратились в общепринятый кодекс социального поведения, нашедшее ярчайшее выражение в кодексе самурайской чести Бусидо (путь воина).


в) Новые тенденции в культуре

Из-за изоляционной политики ослабло влияние Китая на культуру. Процветая под эгидой сегуната, искусство жизнеспособность из-за отсутствия притока новых идей.

По мнению Накагава Еити, на литературу Японии сильное влияние оказало море. Но потом все переменилось. Наступила изоляция Японии. Мореплавание прекратилось, из литературы почти, что исчезло море, его просторы.

В какой-то степени политика закрытых дверей способствовала обращению мысли народа внутрь, стимулируя искусство миниатюрных нэцкэ и резьбы по слоновой кости, утонченную поэзию и выращивание крошечных деревьев. Благодаря затуханию классической культуры из-за постоянного досмотра правительства, появилась возможность продемонстрировать более самобытное искусство сторонникам национальной культуры.

Хотя большинство историков, в том числе и японских, считают, что культура Японии впала в спячку; нельзя отрицать, что с ростом экономического влияния горожан, расцветали и новые формы искусства, ориентированные на вкусы этого сословия. Вошли в моду ксилогравюры с изображением городских пейзажей, местных красавиц-гейш, жанровых зарисовок. В литературе прославился писатель Ихара Сайкаку и поэт Мацуо Басе. Огромную популярность приобрел театр Кабуки.

Искусство гравюры было введено и до периода Токугава. Но только в период изоляции, этот вид искусства стал самостоятельным. Ключом к ее успеху стала дешевизна ксилографического метода изготовления. Гравюры заменяли в небогатых домах горожан дорогостоящую живопись, широко стали использоваться для иллюстрации книг, альбомов, оформления календарей и театральных афиш. Сложились даже определенные жанры гравюр: бидзинга (где изображались местные красавицы), театральная гравюра, исторический жанр, изображение цветов, птиц и пейзажев. Выдающимися представителями гравюрного дела были Харнобу, Сиба, Сюнсо, Сяраку и Утамаро.

В отличие от гравюры скульптура наоборот переживала упадок. Это было связано с уменьшением роли буддизма и, следовательно, и буддийской статуи. Но все равно в этот период появились два великих скульптора Мокудзики и Энку, хотя они и отрицали бывшие каноны.

В то же время идет развитие прикладного искусства, связанного с обогащением горожан. Боевой меч стал произведением искусства. С развитием чайной церемонии появилась потребность в специальной посуде, которая должна была иметь нарочито простую, изысканную форму в соответствии с эстетическими идеалами чайной церемонии. Широкое распространение получило искусство лаковой росписи, требующего огромного умения и не менее 60 операций. С появлением поясов возникли и нэцкэ, которые выполняли роль брелка.

Сутью же всех этих изменений был поиск красоты би, воплощение мира, как идеала. Доведение любого вида искусства до совершенства чайная церемония, ландшафтная архитектура и т.д.

В области науки такая изоляция оказала пагубное влияние. Не смотря на то, что Ияэсу содействовал возрождению науки и восстановлению авторитета ученых, он и его последователи сузили задачи и ограничили возможности на консервативных идеалах. Такое стремление формализировагь образование истощило творческую энергию. Потребности же к новому не было удовлетворено. И из-за этого происходило отставание, как в промышленности, так и в гонке за вооружением.

Заключение

Время не ждет человека. Японская пословица

Ученые до сих пор спорят о том положительное или отрицательное влияние оказал период изоляции. Японский историк Такэоси говорил, что действительно страна была объединена, и в ней царил мир, но в жертву этому миру был принесен прогресс. Закрытие страны и запрещение контактов с другими странами вызвали долгую цепь несчастий, в результате которых Япония выпала из потока мировой истории и лишилась возможности присоединить острова Южных морей (Филиппины, Зондские острова), которые уже по географическим причинам должны попасть ей в руки. Эта точка зрения была распространена в Японии в периоды 1-ой и 2-ой мировой войны.

Английский исследователь Бринкли пишет: «В XVII веке Япония не могла многому научиться у европейских стран. В плане религиозной терпимости, общепринятой морали, в сфере вежливости и Этикета, художественного восприятия и мастерства исполнения европейцы мало, что могли ей дать. При всем этом несомненным остается одно; Япония оказалась отгороженной от атмосферы конкуренции, у нее не было возможности подогреть свой ум в огне международного соперничества. Разрыв между ней и западом в материальной культуре стал очень большим»

Скорее всего, нельзя, отрицать ни положительных, ни отрицательных последствий изоляции. Отрицательные последствия проявлялись, прежде всего, в отставании Японии от других европейских держав в вооружении и промышленности.

К положительным можно отнести, прежде всего, мир, такой не привычный для раздробленной Японии. Следует признать, что на момент введения политики изоляции была реальная угроза колонизации Японии западными странами и потерей ее национальной независимости.

Так же положительное действие длительной изоляции видно и в культуре: это и новые жанры, новые имена в искусстве. Произошел расцвет японской литературы, живописи. Этот период в Японии называют Ренессансным,

Режим Токугава дал стране стабилизацию. Достигнуто это было путем деспотии, вмешательством государства в экономику и частную жизнь людей. И все-таки сегунат вынужден был считаться с правами владельцев дайме на частную земельную собственность, а это говорит о том, что процесс рождения новых буржуазных отношений шел, хотя и очень медленными темпами.
Список использованной литературы:
1. Блон Жорж. Великий час океанов: Тихий океан. 1980 г.

2. Игнатович И. Н. Буддизм в Японии. 1987 г.

3. История искусства зарубежных стран. 1981 г.

4. Ким Г. Ф. Япония: справочник. 1992 г.

5. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. 1988 г.

6. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. 1980 г.

7. Краткая художественная энциклопедия: искусство стран и народов мира. 1981 г.

8. Кузнецов Ю. Д. История Японии. 1988 г.

9. Куланов А. Самураи: столетия на пути смерти, «Япония Сегодня». 7/1998 г.

10. Лазарев А. Как целая страна стала отшельницей, «Япония Сегодня». 9/ 1998 г.

11. Лазарев А. Последние годы сегуната, «Япония Сегодня». 10/1998 г.

12. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. 1982 г.

13. Макмиллиан Ч. Японская промышленная система. 1988 г.

14. Николаева Н. С. Художественная культура Японии XVI столетия. 1986 г.

15. Овчинников В. Тени на мосту. 1987 г.

16. Пронников В. А. Японцы. 1983 г.

17.Синтаро Накамура. Японцы и русские. 1983 г.

18. Спеваковский А. Б. Самураи военное сословие средневековой Японии. 1980 г.



19. Цветов В. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. 1986 г.

2О. Юрген Брендт. Лики Японии. 1988 г.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница