Исследовательская работа реализация методики В. Ф. Базарного в образовательном процессе начальной школы студентка спбгпму



Скачать 274.5 Kb.
Дата03.05.2016
Размер274.5 Kb.

I Международный конкурс студенческих работ

Исследовательская работа


реализация методики В.Ф. Базарного

в образовательном процессе начальной школы

студентка СПбГПМУ

факультета педиатрии (ПФ) гр. 412

Холоднова Л.В.

руководитель работы

к.п.н., доцент Халилова Л.И.

Санкт Петербург, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

стр.


Введение ………………………………………………………

3


I. Теоретическая часть …………………………………….….

5

1.1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ……………………………………………………

5


1.2. Основания для реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………………………………..

12


II. Практическая часть ..………………………………………

14

2.1. Содержание методики В.Ф. Базарного …………………

14

2.2. Педагогический эксперимент …………………………...

20

2.3. Анализ и обсуждение результатов эксперимента ……...


21

Выводы ………………………………………………………...

23


Литература …………………………………………………….

23


ВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сбережение здоровья учащихся в процессе учебной деятельности, формирование у подрастающего поколения осознания ценности здоровья и мотивации к здоровой жизнедеятельности сегодня является одной из приоритетных задач образовательной отрасли.

Не секрет, что учебный процесс в современной школе организован не совсем рационально. Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки уже с первого класса проявляются в ослаблении зрения и искривлении позвоночника учащихся. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Не останавливаясь подробно на причинах неблагополучия здоровья учащихся, связанных с учебным процессом (их обзор приведен в исследованиях многих авторов – А.Г. Сухарева, 1991; И.А. Ананьевой, 1994; А.А. Баранова, 1999; Г.К. Зайцева, 2001; Э.Н. Вайнер, 2003; В.И. Ковалько, 2004; Н.К. Смирнова, 2005), напомним о том, что здоровье детей – это общенациональное достояние, а профилактика детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение, и еще о том, что только здоровые дети способны должным образом усваивать полученные знания.

Данная ситуация задает более высокий уровень валеологической компетентности работающих педагогов. Сегодня они должны владеть новейшими здоровьесберегающими технологиями обучения, кроме специфики своего вида деятельности знать специфику развития интересов и потребностей учащихся, уметь организовывать их спортивно-оздоровительную деятельность, ориентироваться в вопросах педагогики и психологии, физиологии и гигиены (О.Е. Лебедев, 2000). Кроме того – направлять свои усилия не только на развитие творческих способностей своих воспитанников, но также уделять большое внимание их здоровью, обучать способам его укрепления, используя при этом и научно-обоснованную информацию и личный положительный пример. Тем более, что сегодня появились большие возможности без особых экономических затрат интегрировать здоровьесберегающую педагогику в учебно-воспитательное пространство и осуществлять оздоровление детей посредством педагогических средств и методов непосредственно в процессе обучения.


Цель: Определить влияние проведения школьных занятий в начальной школе с применением методики В.Ф. Базарного на здоровье учащихся.
Задачи:

1. По данным научно-методической литературы проанализировать существующие здоровьесберегающие методики обучения и выбрать наиболее приемлемую и доступную.

2. Провести педагогический эксперимент с учащимися начальной школы с применением в учебном процессе методики В.Ф. Базарного.

3. Проанализировать и статистически обработать экспериментальные данные.


Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование остроты зрения, определения вида и типа памяти, тестирование переключаемости, точности и распределения внимания, оценка творческих способностей учащихся по методике Торренса, методы статистической обработки экспериментальных данных.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства.

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства, основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения России, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.

Однако, несмотря на большой накопленный опыт, отлаженной универсальной системы осуществления здоровьесбережения, а так же критериев его оценки до сих пор нет, как нет и соответствующей Правительственной программы.

Поэтому каждой школе, которая начинает работать в здоровьесберегающем эксперименте, предстоит проделать большую работу от постановки проблемы и выработки собственной концепции до ее реализации. Надо изыскивать собственные возможности и ресурсы. Ставя перед собой задачу создания здоровьесберегающей среды, исходить из того, что на сегодняшний день существует множество различных здоровьесберегающих моделей общеобразовательных школы, но универсальная модель здоровьесбережения отсутствует не только в теории, но и в практической деятельности. Не отработаны и единые критерии здоровьесбережения.

Актуальность проблемы породила повальное увлечение созданием школ здоровья, однако обычные средние общеобразовательные школы не имеют условий для создания модели этого типа: нет соответствующих средств, отсутствуют квалифицированные кадры, в том числе и медицинские, не хватает помещений и оборудования для развития медицинского компонента такой школы; попытки решения этих проблем за счет привлечения средств родителей нарушают принципы бесплатности и доступности образования. Однако откладывать такую работу на потом нельзя и начинать следует с малого.

Общеизвестно, что в процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется школьная близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Все это в совокупности отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности профессионального роста человека.

Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах, обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам относятся методики Э.С. Аветисова (1985 г.), В.Ф. Базарного (1987), В.А. Ковалева (1980), Н. Исаевой и др. Рассмотрим некоторые из них.

Специальные упражнения для глаз по Э.С. Аветисову – это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз. Их надо сочетать с общеразвивающими, дыхательными и коррегирующими упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный. Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12.

Упражнения Аветисова состоят из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах – сидя. В третьей группе – стоя.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости):

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц):

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так — 8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации – способности хрусталика менять форму, т.е. становиться более или мене выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи солнца):

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз. Упражнение облегчает работу на близком расстоянии.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм., затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня – 5 минут, в остальные дни – 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.

Методика Ковалева В.А. заключается в массаже активных точек лица. Первой физкультминуткой в системе методики В.А. Ковалева является “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия. Дети по команде учителя выполняют следующие упражнения:

1. Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время - 15 сек. Затем выполняются потирание переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице. Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза. Для детей все упражнения имеют название - “зайчики умываются”.

2. Основная задача второй физкультминутки – продление периода высокой зрительной работоспособности на втором-третьем уроках. Для этого дети на 15-ой минуте урока по команде учителя “рисуют” точкой взора прямоугольники по периметру рисунка тренажера “Видеоазимут” на листе бумаги форматом А-3. Упражнения меняются на “рисование” диагоналей и вертикалей прямоугольника. Движения глазами осуществляются при относительно неподвижном лице и способствуют резкому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигательные мышцы. Именно эти упражнения способствуют укреплению склеры – оболочки глаза и превращают близорукий глаз в нормальновидящий.

3. Тренажер «Дорожка». Этот тренажер с успехом заменяет многие другие тренажеры, которые не годятся для малышей. Тренажер «Дорожка» – лист белого картона размером 18х40 см, на нем нарисована дорога с двухсторонним движением, которая постепенно сужается к линии горизонта. На дороге автомобили, вокруг дороги деревья и дома. Если положить дорогу на стол перед собой и так, чтобы она уходила от вас, то возникает возможность «пробежать» глазами по дороге в одну сторону от себя и к себе. Так нужно делать 20 раз для малыша 4-9 лет.

4. Тренажер «Ракетка – 2» Тренажер представляют миниатюрную копию теннисной ракетки с диаметром 8 см. Фон поля ракетки белый с одной стороны. На белом фоне посередине наклеена или нарисована буква алфавита, соответствующая по размеру шрифта учебника или книги для данного детского возраста. Мы рекомендуем букву «С». С другой стороны ракетки, мы рекомендуем наклеить цветную 6умагy какой-то одной расцветки, которая нужна ребенку (он выбирает цвет сам). Для этого используется цветная бумага и картон в наборах для труда. В центре диска наклеивается рисунок или почтовая марка, спичечная этикетка, вырезка из старого детского журнала. Важна фигурка, которая для малыша заменит букву, тогда, когда она будет ему неинтересна. Тренировка аккомодации и снятие напряжения с уставшего глаза заключается в том, что ребенок или взрослый, глядя одним глазом на ракетку (другой закрыт картонным кружком), ставит его (рисунок или букву) в положение четкого видения. Это примерно то расстояние, которое используется для чтения. Затем подвигаем букву к себе до момента «расплывания» текста, т.е. тогда, когда хрусталик не может больше изменить фокус. Это наступает на пределе возможностей аккомодационного аппарата. После этого вернем ракетку в положение четкого видения. Так делать в быстром темпе 20-30 раз для каждого из глаз.

5. «Видеоазимут». Он выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на щите из фанеры, на чертежном листе. Егo размеры от 30 х 42 см до 140х330 см. Он служит развитию конвергенции, являясь синтезом идей тренажеров «Флажок», «Звездочка» и других подобных им. Первый внешний прямоугольник нарисован красным цветом, рисунок создают красные стрелки, дающие направление по часовой стрелке. Внутри красного нарисован зеленый прямоугольник. Стрелки показывают направление движения. Диагонали желтого и голубого цветов, а вертикаль и горизонталь – фиолетовые. По углам тренажера целесообразно расположить рисунки фигур героев мультфильмов, спортивную символику. Это опорные точки для Фиксации точки взора. У нас несколько вариантов тренажера. Один, небольшой, для работы на столе или парте. Это тогда, когда мы много работаем в классе или в группе глазами, т.е. читаем или пишем. Другой вывешивается на доске посередине. Он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его рабочего постоянного места в классе. Спортивный вариант нарисован или размещен на стене зала в детском саду для игр, спортивного зала школы. Возможен домашний тренажер-плакат. Он поможет снять зрительное утомление во время выполнения домашних заданий или на коррекционных занятиях дома. Схема упражнений для тренажера:

а) Оббежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник. Дозировка для школьников – 4 движения полного цикла. В первом классе – 7, затем добавляется по одному на каждый возраст. Взрослым – 25 раз.

б) Оббежать взором зеленый прямоугольник.

в) Оббежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.

г) Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

Скорость оббегания каждый определяет сам. Необходимо темп держать выше среднего. Старайтесь не двигать головой. При обучении малышей тренировочным движениям глазами используйте указку, но только на первом этапе. Если на тренажере нарисованы картинки (опорные точки), можно называть их для облегчения освоения детьми программы движений глазами.

Методика Н. Исаевой применяется когда упражнения для глаз приходится выполнять не сидя или стоя, а лежа. Наиболее доступен в этих случаях предлагаемый ниже комплекс. В нем каждое из четырех упражнений выполняется обоими глазами в течение сперва 5 секунд, затем, добавляя ежедневно по одной секунде, доводите это время до 1-2 минут.

Упражнение 1. Обоими глазами смотрите на кончик носа. Время — как сказано выше.

Упражнение 2. Смотрите вверх — на пространство между бровями.

Упражнение 3. Смотрите на левое плечо.

Упражнение 4. Смотрите на правое плечо.

Упражнение 5. Оно выполняется по-другому: вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончике носа, затем то же самое сделайте в противоположную сторону — против часовой стрелки; повторите упражнение 4-5 раз.


1.2. Основания для реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей младшего школьного возраста
Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным. По данным диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения в 2002 г. около 60 % учащихся страдают хроническими заболеваниями. За период школьного обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушения органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60 % учащихся плохо засыпают (сказываются учебные перегрузки: после 6 – 7, а в старших классах зачастую и 8 уроков на выполнение домашних заданий многие школьники тратят 2,5 – 3 часа ежедневно). На лицо нервное переутомление, которое хронически накапливаясь приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около 22 %.

Столь печальная динамика характерная для детей из благополучных семей. Но реальное количество таких семей трудно определить, так как общий уровень материального, социального, морально-психологического благополучия современного российского общества вряд ли вообще поддается определению. Согласно последним данным, полученным специалистами в последние годы, здоровыми можно признать не более 10 % сегодняшних школьников.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в организованных формах физического воспитания.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%. И с переходом из класса в класс ещё более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья необходимый объем суточной двигательной деятельности.

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Содержание методики В.Ф. Базарного
Базарный Владимир Филиппович – доктор медицинских наук (офтальмолог по образованию) обратил внимание на ухудшение здоровья детей уже в начале обучения в школе. Причины того он видел в чрезмерном склонении детей при письме и чтении. Этот устойчивый во времени навык связан с нагрузкой на ближнее зрение. Чрезмерно низкое склонение имеет отрицательное влияние на весь организм школьника: ухудшается зрение, нарушается осанка со всеми вытекающими отсюда последствиями – появляются смещение внутренних органов, ухудшение работы сердечнососудистой системы и последующая астенизация детей. Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Кроме того, В.Ф. Базарный опроверг бытующее мнение, что низко склоненная над тетрадью голова школьника является следствием плохого зрения. Учёный показал, что сначала ученик инстинктивно наклоняет голову во время чтения и письма, у уже после этого со временем наблюдается понижение остроты зрения. То есть, по Базарному, близорукость вторична и она является результатом «синдрома низко склоненной головы».

Малая двигательная активность детей во время урока (хваленая педагогическая дисциплина, связывающая внимание детей с отсутствием движений и сидячей позой) приводит к общему расслаблению мускулатуры, в том числе и мышц стопы, что ведет к плоскостопию.

Итак, результаты стандартной школьной процедуры обучения не выдерживают никакой врачебной критики и ведут к ухудшению здоровья школьника и будущего призывника (в том числе, к патологии детородной конституции, что связано с астенизацией и малой физической нагрузкой – девушки вырастают хилыми и имеют слабую половую конституцию, они имеют неразвитый таз, слабые мышцы).

Владимир Филиппович Базарный на основе многолетних исследований и наблюдений в школе создал свою методику школьного обучения в начальных классах, которая направлена на то, чтобы максимально уменьшить утомляемость и напряженность школьников в процессе учёбы. Она заключается в следующем:

1) по методике Базарного школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за ростомерными (регулируемые по росту ребенка) конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают не сидя, а стоя, с возможностью, когда они устают, присесть или прилечь (на ковер). Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

С целью уменьшения зрительного напряжения на уроках, проводимых по методике Базарного, школьники получают зрительную информацию не только из книг, но из расположенных на разных расстояниях и в разных местах класса таблиц, ярких картинок, цветных схем и подвижных дидактических материалов.

2) Вместо принятой активности учителя и пассивности учащихся, введенных в монастырской школе Я.А. Коменского, предлагается система обучения с максимальной подвижностью ребенка и возможностью переключения зрения с ближнего на дальнее расстояние. Учитель использует различные игры, которые позволяют ребенка проявлять инициативу и ориентироваться в трехмерном пространстве. Дидактический материал подвижен, а зрительные горизонты смещаются. Все упражнения, которые могут выполняться не на поверхности конторки, проводятся в подвижных играх. Это позволяет формировать активного и подвижного ученика. Польза для зрения очевидна.

Во время занятий регулярно устраивается специальная разгрузка с переводом зрения на дальние дистанции – дети занимаются на специальном офтальмотренажере, либо следят за движением по потолку движущихся предметов (вариант – рассматривают нарисованные на потолке предметы). Это позволяет не только переключать взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга. Есть таких упражнений с активацией всего организма.

Вместо стандартных наглядных пособий на стенах предлагается использовать широкоформатные панно с изображениями природных ландшафтов для осуществления переключения взгляда на режим дальнего зрения. Кроме того, панно помогает смягчать воздействие экологически агрессивного замкнутого пространства.

Сегодня в детском саду не учат писать, а в школе отводится мало часов на обучение каллиграфическому письму. Эксперименты показали, что письмо, выработанное стоя за конторкой, отличается каллиграфией. Перьевая ручка повсеместно заменена шариковой без всякого психологического и физиологического анализа. Однако, хотя чистоты в тетрадях добавилось, упущен из внимания тот факт, что письмо является одним из основных средств деятельности ученика. Так как шариковая ручка не приспособлена к дозированной нагрузке, то ребенок не может в процессе овладения письмом регулировать свою нагрузку на руку, что способствовало бы отработке пластичного письма. В итоге, не только плохой подчерк учащихся, но и неосвоенное быстрое письмо – ученик не может делать быстро то, что он не научился делать легко. Ежедневное использование неосвоенного средства приводит к повторяющемуся школьному стрессу с очевидными последствиями – перегрузке школьников, хроническому неврозу, повышенной утомляемости и заболеваемости. Возражения типа: «Дети скоро будут просто печатать на компьютерах» – не уместны, поскольку вред компьютерного монитора для ребенка и опасность зависимости от Интернета – отдельная тема исследований. Напомним, что есть психологические закономерности развития ребенка и маленький школьник – это не маленький взрослый ни интеллектуально, ни физиологически, ни поведенчески. Отрицание этого приводит к провальному результату обучения.

3) Большое внимание в рассматриваемой методике уделяется развитию телесных функций ребенка. Выделены основные характеристики физиологического развития ребенка (вестибулярная зрелость, координация движений, согласованность работы различных сенсорных систем и т.д.). По этим параметрам проводится как формирование телесного развития, так и контроль. На уроках обязательно проводятся развивающие физические упражнения, причем они не выделены в отдельные занятия, а органично включены в состав любого урока. Это не просто зарядка, а специальные занятия с акцентом, направленным на формирование сложных сопряженных психических функций, таких как координация руки и глаза, общая координация движений, художественная пластика и т. д. Включение воображения в данные упражнения (гнемся как деревце, шумим как ветки и т.д.) позволяет развивать не только физические функции, но и воображение ребенка.

4) Важная часть – развитие тонкой моторики и ручного творчества. Некоторые учителя полагают, что письма в школе достаточно для овладения тонкой моторикой, однако преподаватели дополнительного обучения знают, что уровень развития и саморегуляции ребенка значительно возрастает при целенаправленном творческом ручном труде – ребенок сам создает трудное в исполнении ручное изделие (модель планера, панно из соломы и т. д.). Сокращение ручного труда в детском саду и уклон на обучающую функцию привели к отсутствию у детей начальной школы навыков ручного творчества с вытекающими отсюда негативными последствиями – снижением мотивации к обучению, неумением ребенка строить длительные и целенаправленные действия, сенсорным отставанием в развитии.

Необходима дополнительная работа в этом направлении. Ручное творчество ребенка может осваиваться на конторках с горизонтальной поверхностью.

В обучении активно задействуется образное мышление ребенка – в частности, разработана образная азбука для изучения букв. Приоритет образного мышления в обучении вытекает не только из особенностей развития ребенка данного возраста, но и из необходимости – у детей до 12 лет не сформировано понятийное мышление и попытки решать задачи с иксами в пятом классе являются чрезмерным испытанием для интеллекта детей. Использование образов в обучении детей не только является адекватной мерой, но и способствует развитию воображения и морально-этической сферы школьника (что раньше называлось воспитанием, но сейчас совершенно выпало из внимания учителей).

5) Духовная перспектива заложена в саму программу, поскольку является необходимым элементом не только социализации (освоения моделей и норм поведения), а высшего духовного развития человека. Моральные ценности передаются согласно менталитету русского народа, а не по переменчивым стандартам современных школьных реформ. Они учитывают разницу поло-социального поведения мальчиков и девочек и помогают им освоить адекватную роль – для мальчиков мужество, ответственность, великодушие, для девочек – заботу о ближнем, готовность к воспитанию детей, милосердие, мягкость.

Обучение проводится параллельно-раздельно. Мальчики по физиологическим и психологическим показателям развиваются в школьном возрасте на 1-2 года позже, что связано с гормональным развитием. Обучение по одной программе мальчиков и девочек сопряжено с заниженной оценкой результатов мальчиков по сравнению с опережающими их девочками. Это ведет к сниженной самооценке, неуверенности в своих силах, бесполой модели поведения: отсутствию адекватных полу черт характера и копированию одобряемой учительницами модели поведения девочки – мягкости, уступчивости и т.д. Было предложено обучать мальчиков в одной школе с девочками, но в отдельных классах и по своей программе.

Таким образом, продумана целостная система обучения, которая апробирована на протяжении более 20 лет. На данный момент можно сказать, что это официально запатентованная здоровьесберегающая технология обучения, которая не только сохраняет здоровье детей,¸ но и улучшает его. По результатам выпуска школьников в экологически загрязненной Москве оказалось, что все мальчики имеют рост выше среднего и готовы к службе в армии.

В целом, можно сказать, что данная технология обучения является научно-обоснованной в отличие от существующей стихийно-сложившийся традиции обучения, которая в данное время еще осложняется необдуманными реформами и копированием западных (также научно-необоснованных) моделей обучения.


2.2. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент заключался в апробации на протяжении 4-х лет (2010-2014 гг.) методики Базарного В.Ф. в учебном процессе начальной школы. Экспериментальной базой исследования стала школа № 89 г. Санкт-Петербурга.

После завершения эксперимента (по окончании начальной школы учащимися экспериментальной и контрольной групп) было проведено тестирование, направленное на оценку процессов высшей нервной деятельности (памяти, внимания, творческих способностей) у школьников. Также были проведены оценка остроты зрения у всех учащихся начальной школы (использовались таблицы Сивцева и Головина) и анкетирование родителей учащихся экспериментальной группы.

1. Для определения вида памяти у щкольников тестирование проходило по следующей методике: в течение 1-й минуты учащимся последовательно предлагался для запоминания набор из 10 слов зрительно, на слух, комбинированно, затем учащиеся должны были воспроизвести полученную информацию. Количество правильно воспроизведённых слов переводилось в проценты из расчёта одно слово – 10% и подсчитывалось, в котором случае (зрительное, слуховое, комбинированное восприятие) процент воспроизведения выше, тот вид памяти развит лучше.

2. Для определения типа памяти тестирование проходило по следующей методике: в течение 1-й минуты учащимся предлагались для запоминания 10 пар слов, связанных и несвязанных логически. Затем объявлялись первые 10 слов из пар, а второе слово учащиеся должны были воспроизвести по памяти. Каждое правильно воспроизведённое слово оценивалось в 10% и подсчитывалось, какой тип памяти логический или механический развит лучше.

3. Переключаемость внимания учащихся выявляли с помощью таблицы с черными и красными цифрами от 1 до 25, которые были расположены в хаотичном порядке:

- учащиеся в первой серии показывали черные цифры от 1 до 25, фиксировалось затраченное время и допущенные ошибки;

- во второй серии учащиеся показывали красные цифры от 24 до 1, фиксировалось затраченное время и допущенные ошибки.

4. Точность (аккуратность) внимания исследовали по следующей методике: в заданном газетном тексте учащиеся зачёркивали буквы а, к, м, р в течение 1-й минуты (пять серий); расчет коэффициента точности внимания производился по формуле: , где - общее количество правильно зачеркнутых букв (а, к, м, р за 5 минут в газетной вырезке); - количество пропущенных букв; - количество ошибочно зачеркнутых букв. Расчёт производился для каждой серии.

5. Распределение внимания исследовали по методике Поппельоейтера (Р): детям показывали несколько контурных рисунков, в которых были «запрятаны» многие известные им предметы. Затем каждый ребёнок должен был назвать предметы, очертания которых он заметил.

6. Творческие способности учащихся выявляли по методике Э. Торренса, которая включает вербальные и фигурные тесты.


2.3. Анализ и обсуждение результатов эксперимента


  1. По данным медицинского кабинета школы количество учащихся с заболеваниями органов зрения к концу 4 года обучения в начальной школе в экспериментальных классах уменьшилось по сравнению с первым классом на 65 % , а в контрольной группе увеличилось на 40%.

  2. Количество учащихся с нарушениями осанки уменьшилось в экспериментальной группе на 48%, а в контрольной выросло в 2,5 раза.

  3. Выявлено, что количество учащихся с логическим типом памяти в экспериментальной группе составляет 65%, с механическим типом памяти – 10% и у 25% учащихся развиты оба типа памяти; в контрольной группе – с логическим – 5 %, с механическим – 95 %.

  4. При исследовании видов памяти выявлено, что у большей части экспериментальных классов (30%) преобладает слуховая и моторно-слуховая память, у 25% – комбинированная, зрительная память – у 15%. В контрольном классе преобладает комбинированная память (у 20 %), у 12,5 % – слуховая и зрительная, моторно-слуховая – у 10 % учащихся.

  5. При проведении теста на концентрацию и аккуратность внимания, было выявлено, что внимание в классах, занимающихся по методике В.Ф. Базарного, очень высокое для этого возраста – 62%, но в обычном классе этот показатель ещё выше и составляет 65%. А аккуратность по мере выполнения задания улучшалась у 55% и у 35% соответственно, оставалась стабильной у 20% и 25%, ухудшалась у 25% и 30%. Объяснить такие результаты можно тем, что экспериментальные классы учебную работу обычно выполняют в движении, а во время тестирования были вынуждены находиться в неподвижном состоянии.

  6. При исследовании творческих способностей определено, что учащихся с креативным мышлением больше в экспериментальной (72%), чем в контрольной группе (61%).

  7. При анкетировании родителей экспериментальной группы получены следующие результаты: 100% родителей ответили, что очень довольны тем, что их дети занимаются по методике В.Ф. Базарного. Считают, что их дети стали более активными, раскрепощёнными, выносливыми, менее утомляемыми, более организованными; что дети практически не болеют простудными заболеваниями или очень быстро выздоравливают при их возникновении. Но также следует отметить, что 13% опрошенных родителей считают, что их ребёнок стал менее внимательным.

Выводы
1. Показатели здоровья (зрения и осанки) учащихся в классах, занимающихся с внедрением методических приемов преподавания по системе В.Ф. Базарного, выше чем у школьников контрольной группы.

2. У школьников экспериментальной группы к завершению обучения в начальной школе более развиты творческие способности, но концентрация внимания, его точность и переключаемость ниже, чем в контрольных классах (хотя в целом и соответствуют возрастным нормам).


ЛИТЕРАТУРА
1. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде : истоки, подходы к профилактике / В.Ф. Базарный. – Сергиев Посад, 1995.

2. Мандриков В.Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов педиатрических медицинских вузов: монография / В.Б. Мандриков. – Волгоград: ВГТУ, 2001. – 332 с.



3. Халилова Л.И. Педагогическое моделирование процесса ориентации младших школьников на здоровый образ жизни : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л.И. Халилова. – Казань : ТГГПУ, 2007 г. – 180 с.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница