Исследовательская работа Хоровое искусство Башкортостана Андреева Анна Аркадьевна Вдовина Ксения Андреевна



Скачать 241.07 Kb.
Дата08.11.2016
Размер241.07 Kb.
Научно-практическая конференция Малой академии наук школьников

г. Уфы


Секция: История и культура Башкортостана.

Номинация: Культура Башкортостана.


Исследовательская работа

Хоровое искусство Башкортостана
Андреева Анна Аркадьевна

Вдовина Ксения Андреевна

МБОУ средняя общеобразовательная школа №70,10 класс

Научный руководитель:

Габдракипова Элеонора Ивановна,

учитель МБОУ СОШ №70

Уфа 2013

Оглавление


Введение.


Глава 1. Становление хорового искусства Башкортостана.

    1. . Башкирская государственная хоровая капелла

1.2. Хоровой коллектив башкирского государственного театра оперы и балета.

Глава 2. Хоровые коллективы учебных заведений

2.1. Самодеятельные хоры.

2.2.Духовные хоры

2.3. Результаты исследования.

Выводы.


Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.

Секция: История и культура Башкортостана

Номинация: Культура Башкортостана

Авторы: Андреева Анна 10А класс

Вдовина Ксения 10А класс

МБОУ средняя общеобразовательная школа №70 Калининского района городского округа город Уфа РБ

Научный руководитель: Габдракипова Элеонора Ивановна, учитель музыки МБОУ СОШ №70

Башкирская народная музыка монодийна (одноголосна). В советский период хоровому пению в стране придавалось огромное значение, ведь хор легко приобщал народ к музыкальной культуре и воспитывал в нем чувство коллективизма. Актуальность нашего исследования заключается в том, что выбор темы обусловлен нахождением ответа на вопрос: «Как развивается в настоящее время хоровое искусство в Башкортостане?» и возможностью использования материала на уроках истории и культуры Башкортостана, музыки, мировой художественной культуры.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить знания о хоровой музыке Башкортостана обучающимися нашей школы.

В соответствии с целью исследования нами определена гипотеза, согласно которой хоровая музыка является составляющей современной музыки. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:



  1. Изучить историю, теорию и практику становления хоровой музыки в Башкортостане.

  2. Проанализировать использование материала на уроках истории и культуры Башкортостана, музыки, мировой художественной культуры.

  3. Экспериментально проверить современность хоровой музыки.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы и полученный результат могут помочь учителям, ведущим уроки истории и культуры Башкортостана, музыки, мировой художественной культуры.

Проведя работу, мы пришли к таким выводам:



  1. Традиционное хоровое искусство прошло длительную историческую эволюцию и накопило в себе своеобразные жанрово-стилистические признаки. В фольклоре сохранились подлинно национальные элементы музыки определенной страны.

  2. Многие композиторы, и башкирские, и русские, часто писали музыку для хоров.

  3. В 21 веке хоровое искусство представляет большой интерес и является основой современной музыки.

  4. В республике работают как профессиональные, так и самодеятельные хоровые коллективы.


Введение

Башкирская народная музыка монодийна (одноголосна). Поэтому создание национальных хоровых коллективов в республике и репертуара для них было сопряжено с рядом трудностей. В советский период хоровому пению в стране придавалось огромное значение, ведь хор легко приобщал народ к музыкальной культуре и воспитывал в нем чувство коллективизма. Благодаря самоотверженной работе русских и башкирских композиторов, хоровых дирижеров и тому расцвету хорового искусства, которого оно достигло в СССР, башкирская хоровая культура состоялась. В наше время интерес к вокальному искусству возрос. Многие люди сейчас становятся певцами, молодежь создает свои группы. Одновременно с вокальным развивается и хоровое искусство, которое тоже играет немаловажную роль в культуре нашей страны и республики. И молодежь, и уже зрелые люди не только с удовольствием ходят на выступления хоров, но и сами с энтузиазмом принимают участие в выступлениях. Именно потому, что роль вокального искусства с каждым разом растет, мы выбрали именно эту тему. Нам стало интересно, а как же развивалось хоровое искусство? Какие хоровые коллективы есть в нашей стране? Насколько много о наших хорах знают обычные обучающиеся школ? На все эти вопросы мы нашли ответы, и они представлены в нашей работе.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что выбор темы обусловлен нахождением ответа на вопрос: «Как развивается в настоящее время хоровое искусство в Башкортостане?» и возможностью использования материала на уроках истории и культуры Башкортостана, музыки, мировой художественной культуры.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить знания о хоровой музыке Башкортостана обучающимися нашей школы. В соответствии с целью исследования нами определена гипотеза, согласно которой хоровая музыка является составляющей современной музыки. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:



  1. Изучить историю, теорию и практику становления хоровой музыки в Башкортостане.

  2. Проанализировать использование материала на уроках музыки, мировой художественной культуры, истории и культуры Башкортостана.

  3. Экспериментально проверить современность хоровой музыки.

Для решения обозначенной проблемы нами использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение и анкетирование, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы и полученный результат могут помочь учителям, ведущим уроки истории и культуры Башкортостана, музыки, а также предметы художественно-эстетического цикла в совершенствовании музыкальной культуры подростков.



Глава 1. Становление хорового искусства Башкортостана
Истоки многоголосия были заложены в самом строении башкирских фольклорных мелодий. Известно высказывание башкирского поэта С.Кудаша о коллективном исполнении учащимися мектебе в начале 20 века стихов Г.Тукая и М. Гафури на мелодии народных песен. Это были ростки нового для башкир и татар музыкального явления, приведшие впоследствии к становлению национальной хоровой культуры в республике. В 20-30 годы национальные вокальные ансамбли и хоровые коллективы возникали повсеместно – в клубах, различных учебных заведениях и учреждениях, на фабриках и заводах.

Наряду с композиторскими песнями и песнями периода гражданской войны, популярны были башкирские короткие песни (кыска-кюй) и такмаки, благодаря мелодической броскости и простоте получившие широкое распространение в послереволюционные годы. Например, «Наза», «Косилка-молотилка» и другие. Такие песни, звучавшие в энергичном ритме и бодром темпе, способствовали распространению среди башкир и татар хорового пения. Сначала их исполняли в унисон, затем с элементами диалогического двухголосия, как переклички между женским и мужским голосами. Совместное коллективное пение наблюдалось и в спектаклях Башкирского академического театра драмы – «Башмачках» Х.Ибрагимова, «Башкирской свадьбе» М.Бурангулова (музыка К.Рахимова), «Хакмаре» С.Мифтахова (музыка М.Валеева).

Собственно национальный репертуар для хоровых коллективов начался с обработок народных песен, которые делали сами руководители хоров, а впоследствии и композиторы. Самым сложным в данном случае было увеличить количество голосов в одноголосной песне и найти для нее приемлемый инструментальный аккомпанемент. Среди лучших обработок башкирских народных песен, осуществленных в 40-50 годы – «Кутузов» З.Исмагилова, «Текущая вода» Р.Муртазина, «Салават» и «Буренушка» А.Ключарева, «Азамат» К.Рахимова, «Хромой саврасый» Х.Ахметова. Эти произведения считаются классикой башкирской хоровой музыки.

Многие песни, написанные башкирскими композиторами, предназначались для солиста и хора: это рождало ощущение сплоченности, единомыслия, единодушия. Например, таковы массовые хоровые песни: «Хороша Уфа-столица» и «Белая береза» М.Валеева, «Лети, мой гнедой», «Песня о Родине», «Песня радости» З.Исмагилова, «Слава Отчизне» Р.Муртазина, «Слава дружбе», «Мы – уфимские джигиты» Н.Сабитова и т.д.



Среди композиторских песен, написанных для хора, выделяются сочинения композитора и дирижера, заслуженного деятеля искусств Башкирии Шамиля Ибрагимова (1922-1993). Он сыграл большую роль в развитии башкирской хоровой музыки. Музыкант был родом из поселка Чишмы, с детства остался сиротой. Воспитывался в детдоме в Узбекистане и благодаря своим музыкальным способностям служил сигналистом в музыкальных взводах Самарканда, Ташкента, Севастополя. В 17 лет он поступает в Днепропетровские музыкальное училище, но уже через год по направлению республики был принят на композиторское отделение башкирской студии при Московской консерватории.

Еще через год-26 июня 1941 года-Ибрагимов добровольцем уходит на фронт. Войну он заканчивал командиром музвзвода Южно-Уральского военного округа. Консерваторию окончил в 1952 году по классу хорового дирижирования. Будучи руководителем двух ведущих хоровых коллективов республики-хора Радиокомитета (1953-1960) и хора башкирской филармонии (1955-1958), он неустанно пропагандировал музыку башкирских композиторов, лучшие образцы ее записал на башкирском и Всесоюзном радио.
Нехватка национального репертуара для хора заставила его самого взяться за перо. Сначала он перекладывает вокальные произведения для хора. Затем обрабатывает башкирские народные песни, расписывает их для многоголосного звучания. Впоследствии появились и собственные оригинальные композиторские сочинения. Шамиль Ибрагимов писал только хоровую музыку. Особенно удачны его лирические миниатюры а капелла, пронизанные светлым колоритом, спокойным созерцательным характером - «Мой Урал», «Утро Урала», «Весенний ветер». Яркой изобразительностью, ощущением полноты чувств наполнены хоры «Дема, моя Демушка», «Дождик», «Одинокая береза».

Шуточные хоровые песни тоже занимали в его творчестве большое место, например, «Девушка нашего села», «Сговорите нам невесту», «Мы из Чишмов». Они отличались небольшим объемом, простотой средств и стали очень популярны. Но, пожалуй, самым известным произведением Ибрагимова является хор «Диля», который постоянно звучит в концертах башкирской государственной хоровой капеллы по сей день.

12 апреля 1970 года капелла, созданная хормейстером Тагиром Сергеевичем Сайфуллиным, заслуженным деятелем искусств России, Народным артистом Башкортостана дала свой первый публичный концерт. С тех пор музыкальная жизнь республики немыслима без этого замечательного коллектива, сыгравшего значительную роль в пропаганде лучших образцов башкирской национальной, русской и зарубежной классики. Художественный руководитель хора Ильдар Ишбердин. Солистка лауреат республиканских конкурсов студентка УГАИ Екатерина Гильмутдинова.

Первым профессиональным хоровым коллективом в Башкирии является государственный хор, организованный летом 1919 года при Политотделе Уфимского Губвоенкомата. Его руководителем сначала был московский дирижер А.А.Петручик, затем В.Г.Преображенский. Хор исполнял классическую музыку, его искусство стало образцом для создававшихся в то время многочисленных любительских хоров. В 1922 году после реорганизации органов управления в республике хор был распущен, но до самой войны его коллектив продолжал свою деятельность под различными наименованиями.

В середине двадцатых годов И.В.Салтыковым и композитором Х.К.Ибрагимовым был создан башкирский хор Уфимского музыкального техникума. Хор музыкального техникума сыграл большую роль в распространении традиций национального хорового исполнительства: именно он впервые в республике исполнил многие новые сочинения башкирских композиторов.

В 1944 году был создан хор Башкирского радиокомитета под руководством А.Г.Тихомирова в составе 28 человек. Он просуществовал до 1960 года. Основу репертуара составляли разнообразные произведения с фортепианным или баянным сопровождением.



В феврале 1944 года был создан еще один профессиональный коллектив – женский хор Башгосфилармонии под руководством М.Я.Федотова. Первоначально в его репертуаре были произведения советских и башкирских композиторов. В 1954 году во время подготовки к Декаде башкирской литературы и искусства в Москве хор был преобразован в смешанный (в него вошли женские и мужские голоса). Коренным образом изменился его репертуар. В него вошли произведения советской, русской и зарубежной классики, новые сочинения башкирских композиторов. Под управлением А.Г.Тихомирова этот коллектив успешно выступил на Декаде в Москве. В 1956 году хор филармонии в целях экономии средств был реорганизован в ансамбль песни и танца. Считалось, что танцевальные сцены оживляют действия и помогают восприятию такого необычного искусства как хоровое пение. Под руководством Р.М.Бикмухаметовой ансамбль, как и раньше, много ездил по Башкирии, приобщая публику к хоровому искусству. В 1960 году в связи с массовым закрытием хоровых коллективов по всей стране ансамбль песни и танца был распущен.

Постепенное наслоение голосов, их подвижный зыбкий колорит и яркая мелодия на их фоне в совокупности с игрой слов создают легкий оптимистический характер. У Ибрагимова есть и произведения патриотического содержания -хоровые песни о Башкортостане, войне, например кантата на стихи Я.Кулмыя «Завоевали мир». Для произведений композитора характерны напевность, вокальная гибкость, мастерство хорового изложения. Поэтому они прочно вошли в репертуар самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов.
Ш. Ибрагимов известен и как педагог: он преподавал хоровое дирижирование в Уфимском училище искусств.

1.1.Башкирская хоровая капелла

Необходимость в творческом хоровом коллективе, который бы прежде всего исполнял национальную музыку, привела к созданию в конце 1969 года Башкирской государственной хоровой капеллы. Ее организатором и первым художественным руководителем был заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Башкирии Тагир Сайфуллин. В репертуаре коллектива жемчужины мировой классики, произведения композиторов Башкортостана. Первый концерт капеллы состоялся 12 апреля 1970 года в зале Башкирской филармонии.

С возникновением этого коллектива башкирские композиторы стали сочинять не только обработки и хоровые песни, но и хоровые циклы, поэмы, кантаны, оратории-произведения более сложной формы. Это кантаны «Я-россиянин» З. Исмагилова и «Башкортостан» Р. Хасанова; хоровые циклы «Слово матери» З. Исмагилова, «Сельская молодежь» Х. Ахметова, «Пять размышлений» С Низамутдинова; хоровые поэмы «вечные раны» А. Габдрахманова, «Размышление о горах» А. Кубагушева; оратории «В дороге-ноги, в песне-думы» Р. Газинова, «Немеркнущий стих» Л. Исмагиловой; вокально-симфоническая поэма «бессмертие» З. Исмагилова и др.
Очень много создается музыки для хора а капелла. Например, хоры «Плывут облака» Х. Ахметова, «Край башкирский» Р. Хасанова, «Вышиваю твое счастье» С. Низамутдинова. Чисто хоровое звучание требует большего внимания к каждому голосу. Необходимо подумать, какие голоса будут ведущими, какие - аккомпанирующими, в какой очередности они вступают и каким приемом поют (закрытым ртом, вокализируя, на какой-либо слог, текст, шепотом или скандируя и т.д.) В 70-90 годы композиторами написано также очень много музыки для детей.

Башкирская хоровая капелла исполняет лучшие произведения отечественной и зарубежной музыки-сочинения И.С.Баха, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта, С.Рахманинова. Коллектив очень много гастролировал по стране. В 1982 году он стал дипломантом Всероссийского фестиваля профессиональных хоровых коллективов в Москве, в 1996 - за высокое исполнительское мастерство получил статус академического коллектива. Сегодня в составе башкирской хоровой капеллы 65 исполнителей. Это ведущий творческий коллектив нашей республики (руководитель - Нафира Иксанова).

Дирижеру Государственной Академической хоровой капеллы РБ Тагиру Сайфуллину были заданы вопросы:

-Национальные вещи надо уметь родить. Это нечто совершенно другое.

Поэтому, кроме Вас, некому было создать новую программу башкирской музыки?

-Нескромно, конечно, но получается, что так…Песню сольную положить на хор – сложная задача, задача поколений. Нужно знать язык, культуру, истоки…

-Но в любом случае Вы убеждены, что капелла должна петь башкирскую музыку?

-Да, я просто не представляю, как может башкирская академическая капелла не иметь башкирского репертуара.

В четверг, 18 октября, в 19.00 в Органном зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова состоялся открытие хорового сезона. На сцене выступит Государственная академическая хоровая капелла. Программа посвящена 90-летию со дня рождения известного башкирского композитора и дирижера, классика хоровой музыки - Шамиля Ибрагимова.
Открытие хорового сезона отмечено еще одним знаменательным событием: за дирижерским пультом - новый художественный руководитель и главный дирижер капеллы Алсу Сальманова. 
...Трудно ли молодым и талантливым дирижерам пробиться на большую сцену? Алсу Сальманова считает, что это вовсе не так. Чтобы познакомить читателей “ВУ” с новым руководителем капеллы, мы задали Алсу несколько вопросов. 
- Как вы восприняли тот факт, что вас назначили руководителем капеллы?
- С особым энтузиазмом и оптимизмом. У меня была мечта - руководить профессиональным хоровым коллективом, ведь этому отдана большая часть моей учебной и творческой деятельности.
- А как будет складываться репертуарная политика?
- В первую очередь, конечно, мы обратимся к творчеству башкирских композиторов как старшего поколения, так и молодых. Композиторов нужно стимулировать, ведь если не исполнять их сочинения, то вряд ли у них возникнет желание писать новую музыку. Один из концертов нового хорового сезона обязательно будет посвящен произведениям современных башкирских авторов: 12 апреля, в день рождения капеллы, в одном из отделений состоится премьерное исполнение новых произведений. Далее, безусловно, мы обратимся к классике мирового хорового наследия. Ведь классика - основа академического искусства. Сейчас идет работа над мессой C-dur Людвига ван Бетховена. В будущем планируется исполнять сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов, ведь нынешний зритель ждет, он готов к новой музыке. Также мы задумали и различные сюрпризы для публики - это обработки эстрадных композиций, народных песен. 
- В конце сентября в филармонии с успехом выступила Магнитогорская государственная академическая капелла имени Эйдинова, и по соглашению об обменных концертах - башкирская хоровая капелла выступит 24 октября в Магнитогорске. Что вы готовите для публики Магнитки?
- Магнитогорскую публику, искушенную многими премьерами и редкими сочинениями, сложно удивить. В этом городе проходит один из крупных конкурсов хоровых дирижеров, куда приезжают величайшие маэстро со своими коллективами. Поэтому мы постараемся открыть новый для слушателей пласт - это музыка башкирских композиторов. Мы готовим программу, состоящую из сочинений Шамиля Ибрагимова, Рима Хасанова, Салавата Низаметдинова, Нура Даутова и включающую музыкальные обработки народных песен, песен различных авторов. Мы привезем не только национальный репертуар, но и русскоязычные произведения, к примеру, хоровой цикл Салавата Низаметдинова - “Бессонница”, а также “Осенний мотив” и “Край башкирский” Рима Хасанова.
- Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Какие требования как руководитель вы предъявляете коллективу?
- Я требую от любого исполнителя, будь то солист или артист хора, в первую очередь профессионализма, выраженного в рабочей дисциплине, а также в способностях и таланте. Единение профессионализма, дисциплины и таланта - вот, на мой взгляд, главные составляющие успеха. Я стремлюсь, чтобы все получилось, и был хороший результат. 
- Успехов вам. Будем с нетерпением ждать новых премьер и интересных концертов!

1.2.Хоровой коллектив башкирского государственного театра оперы и балета

Их вокальной студии Башкирского совета профсоюзов вырос хор Башкирского оперного театра, существующий по сей день. Организации театрального хора в 1939 году предшествовала большая работа по профессиональной подготовке хористов и разучиванию хоров из готовящихся к постановке оперных спектаклей. Помимо участия в спектаклях театра, хор в годы Великой Отечественной войны постоянно выступал с концертами в воинских частях, госпиталях. В разные годы его руководителями были Оскар Райцин, Николай Болотов, Анатолий Тихомиров и Ляля Исхакова. В настоящее время хором Башкирского театра оперы и балета руководит заслуженный деятель искусств РФ Эльвира Гайфуллина.

В Янауле прошел третий Открытый конкурс вокалистов имени Радика Гареева. Уроженку Янаула заслуженного деятеля искусств РФ и РБ, народную артистку РБ, профессора Эльвиру Гайфуллину, уже второй раз приглашают председательствовать. Будучи главным хормейстером театра оперы и балета, Эльвира Гайфуллина инициировала приезд в Янаул коллектива хора. Администрация Янаульского района горячо поддержала идею выступления хора оперного театра на гала-концерте. Хоровой концерт действительно стал грандиозным аккордом заключительного вечера.


Глава 2.Хоровые коллективы учебных заведений
Очень часто в различных учебных заведениях присутствуют хоры. Наша школа не являлась исключением. Когда-то и мы пели в хоре нашей школы, стоя на сцене. Но, естественно, существуют и такие хоровые коллективы учебных заведений, где поют будущие профессиональные деятели. К богатой череде культурных событий декабря не остались незамеченными традиционные Свиридовские вечера. Прологом к этим мероприятиям стал прошедший в Салавате 5 Всероссийский конкурс хоровых дирижеров, где звучало много сочинений Свиридова для хорового исполнения.

Сами вечера открылись 15 декабря в Шаляпинском зале УГАИ им. З.Исмагилова концертом студенческого хора под управлением аспиранта, лауреата 4 Всероссийского конкурса хоровых дирижеров Александра Алексеева. Сюрпризом стали две премьеры – хоровой цикл Романа Леденева «Венок Свиридову» и свиридовская поэма «Ладога». Помимо Уфы, студенческий хор выступил в Бирске, в Салавате, в Октябрьском. Это замечательное шествие завершилось 9 января в Нефтекамске пастырскими рождественскими чтениями «С надеждой глядя в небеса…» В городском кинотеатре «Октябрь» демонстрировались слайды с изображениями храмов России. Просмотр сопровождался божественным пением народного хора духовной музыки «Благовест».

Когда руководителя хора Октябрьского музыкального училища, заслуженного работника культуры Юлию Георгиевну Исаеву спрашивают, что такое «труд хормейстера», она отвечает предельно честно: «Это каторга. Работа, которую не пожелаешь и врагу». Но именно ею она занимается без малого тридцать лет, всю свою сознательную жизнь. Без этой каторжной работы себя она уже не мыслит. Родители Юлии Георгиевны были далеки от музыки, но сама она проявляла большой энтузиазм, когда пела в хоре. Чтобы выучиться на хормейстера, она уехала в училище в Альметьевск.

Хормейстер – профессия синтетическая. Это и дирижер, и учитель пения, и музыковед, и организатор. Каждый хормейстер обязан понимать и любить всех до одного из хора – содружества поющих. Хор Октябрьского музыкального училища на 5 Всероссийском конкурсе «Поющая Россия» завоевал диплом лауреата 1 степени. Это была триумфальная победа. На сегодняшний день мы имеем полное право гордиться нашим хором.



В богатой череде культурных событий декабря не остались незамеченными традиционные Свиридовские вечера. На этот раз концерты и выставки, посвященные творчеству последнего классика XX века Георгия Свиридова, проходили под знаком 95-летия со дня рождения композитора. Обзор событий подготовил региональный представитель Национального Свиридовского фонда по РБ Анатолий Крюков.
Также с посвящением Георгию Свиридову в Салавате прошел V Всероссийский конкурс хоровых дирижеров, хронологию которого в своей статье восстановила Фируза Сафаргулова, преподаватель Салаватского музыкального колледжа.
V Всероссийский конкурс хоровых дирижеров, состоявшийся с 15 по 20 ноября в Салаватском музыкальном колледже был посвящен 95-летию Г.В. Свиридова. Торжественная церемония открытия началась с представления компетентного жюри и высоких гостей. Жюри вновь возглавил народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор, художественный руководитель Московского государственного академического хора В.Н. Минин. Члены жюри: Б. Г. Тевлин – народный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат Государственной премии им. М. Глинки, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова; В.О. Семенюк – профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист РФ; Э.Х. Гайфуллина – профессор Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, народная артистка РБ, главный хормейстер Башкирского государственного театра оперы и балета; А.Г. Литвина – профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, лауреат Международного конкурса, художественный руководитель камерного хора «Лик»; В.В. Михальченко – народный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер Челябинского камерного хора.

2.1.Самодеятельные хоры.
Помимо профессиональных хоров в нашей республике есть и хоры, состоящие из обычных людей, вовсе не профессионалов. Мы бы хотели рассказать вам об одном из таких.

Я петь не очень-то умею,
А в хоре я всегда пою.
А в хоре голос мой сильнее,
Как рядовой в большом строю.


Под этим четверостишием А. Владимова подпишутся многие пожилые люди, и уж точно те, кто ходит на репетиции октябрьского хора ветеранов «Здравица». «Дающий здоровье» – так они переводят для себя название коллектива. Народ подобрался творческий, активный. Каждый из хористов – личность.

На дворе двадцать первый век, прогресс дает знать о себе и в хоровом пении. Сегодня «Здравица» поет под оркестровые фонограммы. Исполняются патриотические и русские песни в классическом оформлении, вариации на тему «Калинки», «Скоморошины», переложения для хора «Над Россией», «Мой край родной».

Их руководитель Ирина Шумбасова говорит:

– В хоре поет золотая интеллигенция нашего города. С такими людьми работать интересно, так как они понимают, что в каждом деле важен результат. А он есть – хор вот уже одиннадцать лет носит звание «народного коллектива» и регулярно подтверждает его сложнейшими программами.

В этом году состоялся республиканский фестиваль творчества людей старшего поколения «Я люблю тебя жизнь». Октябрьский хор был назван одним из лучших творческих коллективов, – с гордостью заключает Ирина Ивановна.

Успехи хора объясняются не только стараниями и талантом участников, но и тем, что руководят хористами профессионалы: Ирина Шумбасова и аккомпаниатор Наталья Грузденко. Первая доходчиво может объяснить, что такое канон, модуляция, чья партия ведет тему, а у кого подголосок… Вторая обладает абсолютным музыкальным слухом –  на лету подхватывает на баяне любой напев.

Очень стабильным состав хора не назовешь: кто-то посещал его год, кто-то – три-четыре, а кто и десять лет. А есть люди, стоявшие у истоков, – это, в частности, Галина Нестерова и Любовь Назарова. Оставили след в истории хора руководитель коллектива Ирина Толстогузова, супруги Удовенко, Бурба, нефтяник Виктор Астафьев, бывший редактор «Октябрьского нефтяника» Леонид Тарасов, Мария Малышева.

В популярности образцового фольклорного ансамбля сомневаться не приходится. На его счету Гран-при на престижном Межрегиональном празднике русской песни и частушки, диплом 2 степени на 4 Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Окно в Европу» в Санкт-Петербурге и другие награды.

Каждый год проходит Второй фестиваль любительских народных хоров. О фестивале рассказала очевидец и творец событий Лира Фатыхова, руководитель народных коллективов.


Оперный фестиваль «Шаляпинские вечера в Уфе». Явился во всем блеске прежних своих составляющих: с парадной оперной премьерой, звездами первой величины, набором шаляпинских партий (Кончак, Мефистофель, дон Базилио…) и сверкающим ореолом знаменитой басовой фамилии наших дней – Abdrazakoff… Итоги фестиваля подвела Лилия Латыпова.

2.2 Духовные хоры
Изумимся и мы тому, как уверенно и степенно хор певчих Кирилло-Мефодиевского храма завоевывает одну вершину за другой: в 2005 году в Москве стал лауреатом Всероссийского фестиваля-конкурса, посвященного 60-летию Победы, летом 2007 года победил на конкурсе MUSICA SACRA PRAGA в Чехии, в августе 2010 года ¬- на Первом Всероссийском конкурсе патриотической и православной песни «Арзамасские купола» а в феврале этого года привез из Рязани с Пятого Православного фестиваля хоровой духовной музыки памяти протоиерея Михаила Виноградова высочайшую награду – Гран-при. «С Божьей помощью», – убеждена Гончаренко, отводя собственным усердным трудам скромное место.

Похоже, Господь и вправду любит Кирилло-Мефодиевский хор. Поездка на конкурс могла и не состояться: не находился сайт с информацией о нем (как выяснилось позднее, произошел сбой в Интернете). Опоздали с подачей заявки. Рязанский конкурс не испытывал недостатка в участниках – готовились выступить два десятка лучших православных хоров страны. С трудом убедив конкурсный комитет, 20 певчих Кирилло-Мефодиевского храма тронулись в путь. Приехали – и сразу отправились петь на панихиде по протоиерею Михаилу Виноградову. К слову, панихида была отслужена собором духовенства, и после нее один из священников сказал: «Хорошо поете! Завтра послушаем вас на литургии».



Утром следующего дня в Христо-Рождественском храме нам предстояло петь литургию. Храм огромный и светлый, с мягкой акустикой и двумя клиросами. Пели три хора: кроме нас еще мужской хор Саввино-Сторожевского ставропигинального монастыря и хор духовенства и матушек Воронежско-Борисоглебской епархии. Все было по-доброму и очень благостно. Архиепископ Ионафан Тульчинский и Брацславский, композитор, чьи произведения поет весь православный мир, он же — председатель жюри рязанского конкурса, после литургии подошел к своим землякам — Воронежскому хору — и тепло общался с ними. «Мои», конечно, по-своему истолковав этот знак внимания, сразу сникли. Уже позднее ключарь Христо-Рождественского храма священник Вячеслав Штанько передал услышанное им мнение владыки Ионафана, что не только по звучанию и профессионализму, но и по соответствию исполнения смыслу песнопений уфимский хор был лучшим.

По возвращении с литургии, едва уняв гудевшие ноги, мы засобирались на конкурсное выступление в концертный зал имени Сергея Есенина Рязанской филармонии. Уже тогда было понятно, кто один из главных наших конкурентов – хор Саввино-Сторожевского монастыря. Я хорошо знаю этот коллектив, состоящий из профессионалов высокого класса с огромным опытом как светского, так и клиросного пения. Мы выступали сразу после них. Редко бываю довольна, но на этот раз отметила, что наш хор прозвучал достойно.

Объявление результатов затягивалось, и пока ребята ужинали и собирали ноты и вещи, я приготовилась ждать решения. Вызывают один за другим коллективы — нас в списке лауреатов нет. Уговариваю себя: надо уметь радоваться чужим успехам. Резко навалилась усталость. Вдруг слышу: «И, наконец, главный приз. Гран-при присуждается хору Кирилло-Мефодиевского храма Уфы».

…Иду, держа в руках главную награду конкурса – крылатое распятие на тяжелом гранитном основании. Меня останавливает сопредседатель жюри отец Амвросий Носов. Признается, что за Гран-при жюри проголосовало единогласно. Высоко оценив выступление уфимского хора, владыка Ионафан отметил также органичность соотношения духовной и художественной сторон в исполнении конкурсных сочинений. Обсуждалось даже, что одной из двух номинаций – «За лучшее исполнение произведения Михаила Виноградова» – тоже заслуживает наш коллектив. В конце концов, приняли соломоново решение – присудить номинацию хору из Рязани, а «Приз зрительских симпатий» отдать саввино-сторожевцам.

Певчий нашего хора Ильнур Салишев был первым, кого я встретила после получения награды. От избытка чувств он побежал на сцену и расцеловал ее…

Гран-при хранится у меня дома. Когда мы выступаем в других городах, люди часто просят рассказать про наш Кирилло-Мефодиевский храм, удивляются его скромному виду. Тогда я говорю: «Важно не гдеа к а к петь Богу». Вот построится четырехпрестольный Воскресенский собор, там и разместятся наши награды – из Чехии, Рязани…

В декабре Татьяне Генриховне Гончаренко присвоили почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан». В феврале хор Кирилло-Мефодиевского храма привез из Рязани Гран-при. А в марте ее долгожданной внучке исполнился месяц. Было много хорошего и будет еще. И слава Богу!



2.3 Результаты социологического опроса

Мы провели социологический опрос среди учащихся МБОУ СОШ №70, чтобы узнать, знают ли они что-нибудь о хоровом искусстве в Башкортостане, да и в России в целом. Самыми популярными хорами стали «Бурановские бабушки» и «Хор Турецкого» среди обучающихся средней школы. А вот учащиеся старшей школы не забыли и наши хоры республики, например, «Хор ветеранов Демского района», Башкирскую хоровую государственную капеллу. Все учащиеся считают, что хоровое искусство в наше время развивается стремительно и вызывает интерес у современной молодежи.



Выводы

1.Традиционное хоровое искусство прошло длительную историческую эволюцию и накопило в себе своеобразные жанрово-стилистические признаки. В фольклоре сохранились подлинно национальные элементы.

2.Многие композиторы, и башкирские, и русские, часто писали музыку для хоров.

3.В 21 веке хоровое искусство представляет большой интерес и является основой современной музыки.



4.Вреспублике работают как профессиональные, так и самодеятельные хоровые коллективы.

Приложение
Вопросы



  1. Как развивается в настоящее время вокальное искусство в России, в Уфе?

  2. Как развивается в настоящее время хоровое искусство в России, в Башкортостане?

  3. Какие хоровые коллективы вы знаете в России, в Башкортостане?

  4. Какая музыка тебе нравится больше всего?

  • Инструментальная

  • Вокальная

  • Хоровая

  1. Занимаешься ли ты в свободное время музыкальными видами деятельности:

  • Пением

  • Слушанием

  • Музицированием

  1. Современна ли хоровая музыка в настоящее время?


Список используемой литературы.



  1. Викторова Г.Мастер хора. – Рампа, 2002.-с.31-32.

  2. Галимова Г. Петь Богу. – Рампа, 2011.-с.34-35.

  3. Гориченская Л. «Зимние посиделки» черниковских хоров. – Рампа, 2011.-с.35-36.

  4. Гориченская Л. Праздник в Салавате. – Рампа, 2011.-с.5-6.

  5. Кузьменко О. Пение есть любовь. – Рампа, 1999.-с.15-16.

  6. Культура Башкортостана./С.А.Галин, Г.С.Галина, Ф.Т.Кузбеков, Р.А.Кузбекова, Л.Н.Попова. – Уфа: Китап, 2005.-304с.

  7. Сафаргулова Ф.И. Дирижер ломает палочку в руках.-Рампа,2011,с.16-17.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница