Исследовательская краеведческая работа в номинации «Краеведение»



Скачать 110.8 Kb.
Дата11.11.2016
Размер110.8 Kb.
Исследовательская краеведческая работа в номинации «Краеведение».

Сказочница

из нашей Бездны

МБОУ Антоновская СОШ

Спасского района Республики Татарстан

Выполнила:

ученица 7 класса

Чегодаева Арина Александровна.

Руководитель: Чегодаева Елена Евгеньевна,

учитель географии

2014 год.

Оглавление.

1. Введение. стр. 2

2. Родина – село Бездна. Стр. 2-3

3. Учительница Еремеева. Стр. 3-4

4. Песни про войну. Стр. 4-6

5. В мире сказок. Стр. 6-7

6. Поэзия души. Стр. 7-9

7. Чтобы помнили. Стр. 9

8. Вывод. Стр.9

- 1 –

Введение.

Наша землячка А. П. Анисимова за свою долгую жизнь заслужила немало творческих “титулов” - известная писательница, поэтесса, сказочница, собирательница фольклора, автор рассказов для детей, сказительница, песенница, составитель и комментатор сборников загадок, пословиц и поговорок... В Пензенской области, где она провела 34 года жизни, открыт Дом-музей А. П. Анисимовой. А на родине в селе Антоновка, увы, о ней практически никто ничего не знает…



Цель моей работы:

Изучить жизнь и творчество знаменитой писательницы, которая родилась в нашем селе, и донести это до жителей нашего села и района.

1) Изучить книги А. П. Анисимовой.

2) Изучить ее песни в фольклорном кружке.

3) Наладить связь с Домом – музеем в городе Пензе.

4) Оформить уголок в школьном музее о знаменитой писательнице.



Родина – село Бездна.

Наше село расположено на реке с удивительно красивым названием Бездна. Река и дала название селу, ставшему Антоновкой только в советские времена, но снискавшему славу гораздо раньше, ведь редко кто не знает, что именно здесь и произошло знаменитое Бездненское восстание под предводительством Антона Сидорова.

Прославились крестьяне не только бунтами. Они любили и петь, и плясать. Часто устраивались посиделки на Кутырках, то есть на той части села, где жили исполнители песен крепостного хора Мусина- Пушкина, барина Бездны. Многих покоряли песни в исполнении крепостного хора. Был покорен и знаменитый в то время математик Лобачевский, который оказался проездом в Бездне. Пробыл он в селе целую неделю. Он даже будто бы специально ходил на посиделки, чтобы только слушать задушевные песни в исполнении этого хора и особенно его солистки Устиньки.

Только в таком селе и могла родиться Александра Петровна Анисимова- за свою

- 2 -

долгую жизнь заслужившая немало творческих «титулов»- известная писательница,



поэтесса, сказочница, собирательница фольклора, автор рассказов для детей, сказительница, песенница, составитель и комментатор сборников загадок, пословиц и поговорок…

Старинный дуб, немой свидетель

Минувших лет и новых дней,

Шумит, гудит, лишь только ветер

Коснется дремлющих ветвей.

И ,как натянутые струны

На гуслях старого певца,

Поют торжественные шумы

О том, что жизни нет конца.

(А.П.Анисимова.)



Учительница Еремеева.

В 1891 году в нашем селе в семье Петра Максимовича Еремеева родилась дочь, назвали её Сашенькой. Она была очень любознательной девочкой, училась в местной школе, помогала родителям вести хозяйство, не чураясь никакой крестьянской работы, бегала с подружками купаться на быструю прохладную речку. Слушала воспоминания старожилов о крестьянском бунте. Ей интересны были, как вспоминала потом, “народные рассказы о жизни, увлекательные сказки, красивые протяжные песни”. С раннего детства знала Саша Еремеева стихи любимых поэтов – Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Родители её принадлежали к числу бедной сельской интеллигенции, но смогли дать дочери классическое гимназическое образование и привить любовь к народному образному слову.

Способная девушка продолжила образование в Симбирске, в Мариинской женской гимназии, которая располагалась в центре города и славилась на всё Поволжье. В 1910 году Александра Петровна Еремеева стала дипломированной учительницей. Год была

- 3-


на практике, а в сентябре 1911-го приняла первый класс в школе большого симбирского села Загоскино. Познакомилась с учителем из другого села М. Анисимовым, и в начале 1913 года вышла за него замуж. После Октябрьской революции Александра Петровна стала работать библиотекарем, а затем школьным и дошкольным инструктором Симбирского уездного отдела народного образования.

В конце 1920 года Александре Петровне предложили журналистскую работу, к которой у неё были склонности. С 1924-го трудилась репортёром областной газеты «Пролетарский путь», затем перешла в крестьянскую “Красную жатву”. Работала в Ульяновске. Тогда уже, бывая в творческих командировках в деревнях и сёлах, хотелось ей записывать народные песни и частушки, пословицы и поговорки.

Любовь к Родине, к сельским людям с их песнями, сказками, прибаутками и припевками потянули писательницу из города в деревню, и она в 1935 году переехала в Каменку Пензенской области, где стала работать в районной газете. Потом была ещё одна районка – в посёлке Башмаково той же области А в 1938-ом Анисимова перебралась в село Поим Белинского района, где трудилась в газете “Сталинское знамя” и начала собирать лучшие образцы местного фольклора.

Песни про войну.

Александра Петровна прожила в Поиме около 15 лет. Здесь она сделала первые шаги в литературе и вскоре стала известной на всю Россию писательницей. В поимский период жизни было издано 26 её книг. Жила в домике-двуглазке с берёзкой в палисаднике. «Как будто клад нашла я в той избушке, - вспоминала Александра Петровна позже об этом периоде, – откуда что бралось, и как успевала я работать в редакции дотемна, ходить по воду за полкилометра, готовить еду, стирать, шить, дрова пилить и колоть, а ко всему этому еще писать. Когда я бралась за перо, я забывала обо всем на свете, и мне открывался иной мир… Пишу что само просится и не дает мне покоя».

В 1943 году издательство пензенской областной газеты выпустило первую книжечку А. Анисимовой «Песни про войну».

Цвела, цвела черемуха

- 4 –

На белой на заре,



В ту пору друг мой миленький

Стучал в окно ко мне:

-Вставай, вставай, любимая,

Сон сладкий позабудь,

Нежданно и негаданно

Я еду в дальний путь.

Не знаю, долго ль буду я

На дальней стороне,

Но ты, моя любимая,

Попомни обо мне.

Не знаю- долго ль будет он

На грозной на войне,

Но если жив останется,

Воротится ко мне.

Разлука с милым, смерть «красной девицы от руки чужеземца-врага», скорбь о дружке-пограничнике, погибшем при защите «стороны родной», верность в любви и дружбе - таковы темы её лирических песен. Искренне и проникновенно написаны были песни «Ее милый друг спит в земле сырой», «С той поры река бьется пеной», «Цветик алый». Автор также умело использовала жанр частушек, припевок и шуточных песен - «Мой миленок-ястребенок», “Задаем фашистам баню”, «Бьет зенитка здорово», «Сказка про бабу Домну» и т.д.

“Из-за лесу, лесу темного,

- 5 -

Из-за поля, поля чистого,



Надвигалась туча грозная,

Войско черное, фашистское...”

Солдатам эта книжка пришлась по душе. В журнале «Крестьянка» опубликовали тогда письмо рядового Зайцева: « К нам в наступающую армию залетела изданная в Пензе книжка А. Анисимовой «Песни про войну». Маленькая, почти блокнотная книжка, а сколько теплоты принесла она нам! Не всякая книжка может вызвать столько чувств у бойцов. И секрет этого в том, что А. Анисимова свои чувства, мысли, переживания, связанные с судьбою Родины, сумела выразить от всего сердца и в той форме, которая напоминает нам подвиги богатырей, воспетые в народных былинах».

Со своими «военными песнями» ездила Александра Петровна в составе бригады Всесоюзного Дома творчества выступать перед бойцами Центрального фронта.

Имя поэтессы становится известным за пределами Пензенской области, песни на ее стихи зазвучали по Всесоюзному радио. Сложились, «будто сами напелись», песни и припевки Анисимовой, которые вошли в репертуар Государственного хора имени Пятницкого и Северного русского народного хора. Критики отмечали поэтичность творчества А. Анисимовой, его близость народному ладу, естественность переходов от небыли к были, обилие интонаций, свежесть и красочность, неотделимые от той живой радости, душевной красоты и силы, доброго молодого света, которым озарено и столь богато ее творчество.

В мире сказок.

В 1947 году в московском издательстве «Советский писатель» вышла вторая книжечка А. Анисимовой «Песни и сказки». А с 1948-го Пензенское книжное издательство выпускает ее песни, сказки, стихи отдельными книгами и сборниками: «Песни и сказки Поимского района», «Песни и сказки Пензенской области», «Народное красное слово», «Избранное» и др.

И в те же годы Александра Петровна Анисимова писала сказки, которые публиковал журнал «Крестьянка». В сказках Анисимовой, как отмечалось в те годы, присутствует

- 6 -


дух народа, его постоянная жажда добра и справедливости, прославление света, отваги и верности, осуждение зла и себялюбия. В них - лучшие традиции русских народных сказок.

Александра Петровна успешно создавала произведения, в которых поистине не знаешь «где сказка кончается, а где быль начинается». Таковы «Две горошины», «Про деда Водяного», «Талисман», «Три Аннушки», «Дедова мечта». В них действуют не герои-аллегории, а реальные люди. Сказка «Три Аннушки», к примеру, рассказывает о судьбе мастера-гончара, который вылепил куклу – молодую крестьянку Аннушку- домовицу, вложив в нее свою мечту о девичьей красоте и чистоте, о любви к труду, к жизни и о том, как эта мечта осуществлялась.

Замечательны и сказки про животных - «Заяц белая шубка», «На шесте был дворец», «Как котенок лягушку ловил». Они написаны свободно, весело, озорно. Дети до сих пор читают их с огромным удовольствием.

А. Анисимова обладала редким, чудесным даром сказительницы. Ее сказки поэтичны, они пленяют своим оптимизмом. Есть в них и присущая русским сказкам народная мудрость («Каждый день праздник»), и подлинный юмор («Как мужики к царю ходили»). Хорош и язык сказок – образный и своеобразный. Лучшие из её мудрых и поэтичных сказок – «Птица Радость», «Про деда Водяного», «Три Аннушки» - переведены на немецкий язык, а «Заколдованная липа» - на румынский и сербо-хорватский. Вобрав в себя замечательные традиции русского фольклора, эти сказки были в то же время по-настоящему современны. Талант А. Анисимовой ценили С. Маршак и И.Эренбург.

С момента своего появления в Поиме Александра Петровна собирала песни, легенды и сказки, поведанные жителями села. Она сумела увлечь этим делом десятки своих добровольных помощников. В итоге появились «Песни и сказки Поимского района».

Поэзия души.

Читатели знали Александру Петровну и как замечательную поэтессу. Сборник её стихов, песен и припевок «В полевом просторе» был издан в Пензе в 1951 году. Эти стихи не просто полны жизни, в них нашли отражение веяния того времени. Полевой простор наполнен гулом тракторов и комбайнов. В голубом небе – самолеты. Девушки сажают деревья в колхозных садах. На реке Вороне строят электростанцию: - 7 -

“Течет речка, берег точит,

Моет беленький песочек...

По долочку речка льется

Мимо беленьких берез.

В произведениях писательницы хорошо сочетаются талант художника слова, вековая мудрость и красота народного творчества. Ещё при жизни сказочницы, в 1966 году, «Пензенская правда» в статье «Рукодельница слова» писала: «Какое богатство, сколько драгоценных россыпей в ее песнях, сказках, пословицах, поговорках».

В 1952 году Анисимова уехала из Поима в Пензу. И вскоре получила известность как поэтесса–переводчица. Она переложила на современный язык известнейшие памятники древнерусской литературы. В 1963 году Анисимова опубликовала переложение «Слова о полку Игореве», выполненное белым стихом с изменяющимся в отдельных строках ритмом. В 1964 году Александра Петровна публикует свое переложение фрагмента из «Задонщины». По мнению доктора филологических наук А. Робинсона, «её переводы-переложения сделаны со вкусом, верно и ярко воспроизводят не только содержание памятников, но и присущий им колорит древности».

Итогом работы по изучению устного народного творчества Пензенского края был сборник «Народное красное слово». Высокую оценку ему дал Д. Молдавский: « Этот сборник составлен известной собирательницей народного творчества, вписавшей немало ярких страниц в историю русской фольклористики… Анисимова – одаренный культурный литератор, остро чувствующий народное слово и современность… Более того, книга эта во многом новаторская, включая в орбиту исследователя не только много новых материалов по ранее известным жанрам (сказки, загадки, пословицы), но и много новых жанров ( народные названия цветов, народные предсказания и т.п.), представляющих огромный интерес и для фольклористики, и для этнографии, и для истории». Александра Петровна собрала сотни песен и частушек, тысячи пословиц и поговорок из разных сёл и деревень .

Еще один талант был у А.Анисимовой - разглядеть творческую жилку в других, помочь начинающим авторам развить первый, еле наметившийся литературный успех.

- 8 -

Немало пензенских литераторов обязаны Александре Петровне своим творческим становлением. Ученики называли её своей “крёстной матерью”. Считали человеком очень высокой культуры и настоящей подвижницей.



Чтобы помнили.

В последние годы жизни Александра Петровна закончила автобиографическую повесть «Голубое перо», подготовила к переизданию роман в стихах «Фрося».

Скончалась А.Анисимова в Пензе 6 июня 1969 года, в возрасте 77 лет. Слово прощания с известной сказочницей было опубликовано тогда в газете “Литературная Россия”.

До сих пор живёт и чарует волшебный мир её сказок, из которого прилетает к детям и взрослым «Птица Радость» - символ добра и счастья. Произведения А.Анисимовой, фольклорные сборники, составленные ею, обогатили сокровищницу народной мудрости .



Вывод.

Проведя исследовательскую работу, мне пришлось изучить жизнь и творчество, биографию знаменитой писательницы А. П. Анисимовой. Познакомиться с ее книгами, песнями, стихами. Я прониклась чувством гордости, что в нашем селе родился такой талантливый человек, о котором знают многие в России, но так хочется, чтобы ее знали и не забыли односельчане. В нашей школе существует фольклорный кружок. Мы уже изучили несколько песен Анисимовой и исполнили их на сцене, они горячо были приняты односельчанами. В настоящее время мы готовим стенд в школьном музее посвященный писательнице и планируем провести экскурсии для школьников и жителей села. Мы хотим связаться с музеем в Пензенской области в городе Поиме.

- 9 –

Список источников и использованной литературы.

1.http://Газета "Новая жизнь", сентябрь 2007 г.

2. http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/1-1-0-12

3. http://poim.penza-online.ru/index.htm

4. http://www.streltchenko.ru/disco/cd/

5. http://samaralit.ru/?p=14175

6. http://persones.ru/biography-1243.html

7. http://penzanews.ru/region/encyclopedia/8964-2009

8. http://zlibrary-ru.1gb.ua/b/167291

9. http://www.peoples.ru/art/literature/prose/children/alexandra_anisimova/

10. http://vknige.com.ua/elektronnaya_biblioteka/aleksandra_anisimova/babushkiny_yantari.7139/?page=10

11. http://fictionbook.in/aleksandra-anisimova-babushkini-yantari.html?page=43

12. Анисимова А. П. Книга Птица – радость

13. Газета Новая жизнь, сентябрь 2007 г.

14. Анисимова А. П. Избранное 1956 г. Пенза.

15. Анисимова А. П. Листья вашего дерева 1990г. Изд. Воениздат.

16. Анисимова А. П. Бабушкины янтари 1959 г. Изд. Советский писатель.

17. Анисимова А. П. А песня осталась 1990 г. Изд. Воениздат.



- 10 -


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница