Исследование по этой проблеме, узнаем мнение об этом окружающих и подумаем вместе, как мы можем вернуть утраченные речевые традиции русской речи



Скачать 144.16 Kb.
Дата11.11.2016
Размер144.16 Kb.

Название проекта


Останется ли великим наш русский язык?

Авторы проекта


  • Плотникова А В

Идея проекта


В наш стремительный век информатизации чувствуется утрата речевых традиций русской речи.

Мы перестали интересоваться богатейшими возможностями слова. Наша речь – безлика и стандартна. Общение сводится к переписке по e-mail, SMS,

А ведь «В начале было Слово»! И значит, Слово недаром дано Человеку…

Почему наша речь стала немногословна, невнятна и невыразительна? Как вернуть богатство и выразительность живой русской речи? Давайте проведем исследование по этой проблеме, узнаем мнение об этом окружающих и подумаем вместе, как мы можем вернуть утраченные речевые традиции русской речи.

Направляющие вопросы


Основополагающий вопрос:

  • «Как вы поймете без любви

Всю прелесть русской речи?»

Проблемные вопросы:

1. Как поэты 19 – 20 веков выражали свое отношение к русскому языку?

2. Каковы актуальные проблемы речи в наш век информатизации?

3. Что засоряет нашу речь?

4. Что следует сделать, чтобы сохранить богатство и выразительность речи? Каково ваше видение решение проблемы?


Участники проекта


Все желающие школьники 5-11 классов: как команды, так и индивидуальные участники. Как стать участником проекта?

Если вам интересно:



  • расширить круг друзей и единомышленников;

  • сделать общение ярким, живым, эмоциональным;

  • сохранить русский язык как часть духовной культуры;

  • повысить уровень собственной грамотности, а значит – стать образованным человеком! - то, не откладывая в долгий ящик, присоединяйтесь к нашему проекту!

Этапы и сроки проведения:


Этапы проекта

Сроки проведения




Предварительный этап. Регистрация, знакомство с темой проекта, обсуждение плана работы над проектом

1.05 – 15.05




Первый этап. Создание публикации "Поэзия о русском языке"

16.05 – 29.05




Второй этап. Исследование речи. Составление "Бестолкового словарика"

30.05 – 31.05




Третий этап. Оформление предложений по решению проблемы в виде мультимедийной презентации/видеоролика для сборника полезных советов

01.06 – 5.06




Подведение итогов. Обсуждение результатов проекта

7.06– 8.06



Задания проекта

Задания 1 этапа


Создайте публикацию «Поэзия о русском языке», для этого

  • найдите стихи о русском языке;

  • попробуйте выразить свое отношение к русскому языку в стихотворной форме.

Свою работу вы можете проиллюстрировать изображениями, аудио- и видеофайлами. Для создания публикации используйте любые технологии, разместите свои материалы на удобном для вас сервисе Интернета.!

Задания 2 этапа


Проведите исследование среди одноклассников, родителей, учителей по вопросу засорения русской речи канцеляризмами, штампами, заимствованными словами и другим словесным «мусором». Собранный материал распределите в таблице по группам в %:

Категория респондентов

Языковые ошибки

Заимствованные слова

Неправильное ударение

Жаргонизмы

Другой словесный "мусор"

Ученики

.

.

.

.

.

Родители

.

.

.

.

.

Учителя

.

.

.

.

.

Выясните, в какой среде больше всего происходит засорение речи: при неформальном общении (очном и в сети Internet), в языке СМИ или в образовательной среде.



Неформальное общение (очное)

Неформальное общение (в сети)

Язык СМИ

Общение в образовательное среде

 %

 %

 %

 %

Полученные результаты оформите в виде диаграмм.
Проанализируйте собранный материал и сделайте вывод: что делает нашу речь безликой и стандартной? Из собранного материала создайте словарные статьи для словарика «мусорных» слов - «Бестолкового словарика» (Опишите речевую ситуацию, в которой употреблено слово).

.

Задания 3 этапа


Обобщите весь собранный материал и предложите свой вариант по решению поднятой в проекте проблеме. Свои мысли оформите в виде мультимедийной презентации (10-12 слайдов) или видеоролика для мультимедийного сборника полезных советов.

.





















































































































































































































































































































































































!

Результаты проекта

- поэтический альманах «О русском языке с любовью…»; «Бестолковый словарик»;


- сборник медиаматериалов «Полезные советы»;

- презентация и обсуждение итогов проекта на региональной научно-практической конференции «Слово, предложение, текст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Владимир, ВИПКРО, 19 – 20 марта 2009 года).


Координаторы проекта



Полезные ссылки


Пополняйте список интересными материалами по теме проекта!

  • Иванова Н.С. Язык молодежи и его субкультурная природа

  • С. И. Левикова МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ КАК СВОЕОБРАЗНЫЙ СПОСОБ ВЕРБАЛИЗАЦИИ БЫТИЯ

Адрес проекта на сайте "Летописи.ру"


И здесь есть о нас!

Источник — «http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9C%D1%8B_%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC_%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%8F%2C_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%3F%22»



Категории: Проекты | Для школьников

"Если Бог для меня и существует, то это именно язык"
"Падение языка влечёт за собой падение человека"
Н.В.Гоголь

Нас заинтересовала тема проекта, и показались очень интересными задания. Обычно к нам обращаются с поучениями и призывами - к этому мы привыкли. А тут прозвучал вопрос, обращённый непосредственно к каждому: «И мы сохраним тебя, русская речь?». Этот вопрос не оставлял равнодушным и настоятельно требовал ответа: от нашего отношения к языку зависит его будущее. Готовы ли мы к такой миссии?

Тема проекта заставила нас задуматься об этом и посмотреть на проблему сохранения чистоты и красоты русского языка как бы изнутри, с точки зрения каждого члена нашей команды. Действительно, сумеем ли мы сберечь наш язык, это достояние, переданное нам нашими предками?

Готовя публикацию о поэзии 19-20 века, воспевшей красоту, могущество, силу и богатство русского языка, мы прочитали много стихотворных сборников русских поэтов 19-20 веков, изучили сетевые источники и библиотеки. Найденные стихи мы выстроили в хронологическом порядке и поразились, как много поэтов в 19 веке, и особенно в 20 веке воспевали русский язык, восхищались его богатством и красотой, писали о его значении и великом предназначении, задумывались над той же самой проблемой, которая стоит сейчас перед нами.

Разные поэты, каждый в своей неповторимой творческой манере воспели родную речь, отметили её неповторимость и красоту, великую силу слова.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», — написал в своём стихотворении, датированном 1869 годом, Фёдор Иванович Тютчев, предупреждая всех о великой роли слова в жизни людей, о его величественном отголоске в судьбе человека.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - такое завещание оставил нам Иван Сергеевич Тургенев. В своём стихотворении в прозе «Русский язык» (1882 г.) он называет наш родной язык «великим, могучим и правдивым». Именно в русском языке видел писатель залог великого будущего России, потому что «нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

На заре 20 века поэт Константин Бальмонт в своей изысканной манере обращается к теме русского языка, говоря о себе как об открывателе «перепевных, гневных, нежных звонов» русской речи (Я - изысканность русской медлительной речи, 1901 г.). Он отмечает неповторимость языка, его неиссякаемое богатство выражения разных явлений и чувств. Слова как «самоцветные камни земли самобытной» - такое сравнение мог найти только великий поэт, трепетно относящийся к родному слову.

Стоявший у истоков русского символизма, Валерий Брюсов тоже пишет своё программное стихотворение о русском языке под названием «Родной язык» (1911 г.) Всё стихотворение построено на антитезе. Родной язык для поэта – это и верный друг, и коварный враг, и царь, и раб. Родной язык дал крылья мечте, и он же обвил эту мечту путами, спасал в часы бессилья и порою сокрушал. Язык – Мститель, язык – Спаситель, но в любой своей ипостаси он велик и достоин поклонения.

По-другому подходит к теме родного слова Иван Бунин (Слово, 1915 г.). Для него слово, «Письмена» - главное достояние, бессмертный дар человечества, только оно может звучать на «мировом погосте», когда всё погружено в молчание и охвачено тленом. Бунин призывает научиться беречь это бесценное достояние.

Необычно выражает своё отношение к слову поэт Николай Гумилёв («Слово», 1919 г.) В этом стихотворении слово предстаёт перед читателем как нечто сакральное и наделённое огромной сверхъестественной силой. Слово – это Бог, им можно остановить солнце, разрушить города. В произведении звучит укор современным людям, которые, по мнению поэта, лишили слово его божественного достоинства, "омертвили" его.

Менялись времена, потрясали страну революции и войны, менялись правительства. А вечная тема родного языка по-прежнему оставалась важной и значимой для русских поэтов. Нас поразило стихотворение поэта Ильи Сельвинского, который в далёком 20 году XX века, в стране, ещё не отошедшей от кровавой и братоубийственной гражданской войны, написал стихотворение «К вопросу о русской речи». Несколько канцелярское название стихотворения предполагало такое же содержание, и мы ожидали скучного рассуждения на заданную тему. Но поэт заговорил с нами о…любви, и о том, какую магическую силу приобретают простые русские слова в устах влюблённого человека. Сельвинский пишет о глаголах, и мы подумали: а ведь, действительно, в английском языке без существительного или местоимения мы не поймём, о ком идёт речь, о мужчине или женщине. Вот уж воистину: «Как вы поймёте без любви всю прелесть русской речи»!

Восхитило нас и стихотворение знаменитой русской поэтессы Анны Ахматовой, прошедшей горький путь гонений и непонимания. Многие её друзья после революции покинули родину, уехав в эмиграцию. Анна Ахматова осталась со своим народом. Она не предала своей страны, не оставила её и в горькие дни гражданской войны, которая отняла у неё мужа, расстрелянного чекистами, была Ахматова со своим народом и в годы Великой Отечественной войны. В самые трудные дни испытаний, в 1942 году, она пишет своё знаменитое стихотворение «Мужество». После войны вышло печально знаменитое постановление правительства, в котором Ахматову обвинили в отсутствии гражданственности, но, прочитав её стихотворение, написанное в эвакуации, мы можем твёрдо сказать, что это слова истинного, а не показного патриота своей страны. Стихотворение дышит уверенностью в том, что страна выйдет из тяжких испытаний непокорённой и по-прежнему сильной, и залог победы – «великое русское слово», которое надо сохранить, пронести свободным и чистым, спасти от плена и передать внукам.

Кровопролитная война закончилась, страна отстраивалась, в стихах звучали ноты великой победы и слова о прекрасном и гордом русском языке. Из послевоенных стихов нас привлекло произведение Николая Заболоцкого «Читая стихи» (1948 г.), в котором поэт рассуждает о стихах как носителях человечьей мечты, живой основы смысла бытия. Заканчивается стихотворение настоящим гимном русскому языку:

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

Не оставило нас равнодушным творчество поэта Иосифа Бродского, обвинённого в 70-ые годы прошлого века в тунеядстве только потому, что свою жизнь он посвятил написанию стихов. Бродского выслали из страны, но и за границей он продолжал писать о великом русском языке, от которого его пытались отлучить. Будучи в эмиграции, Бродский перевёл на английский язык роман Пушкина «Евгений Онегин» и составив несколько томов комментариев к нему – поэту хотелось донести до иностранного читателя всю неповторимую поэтичность пушкинского романа. В эмиграции же Бродский пишет стихотворение о русском народе, о великом русском языке «Припадаю к народу» (1975 г.). В этом стихотворении он сравнивает русский язык с полноводной животворной рекой, текущей сквозь века «прямо в нас, мимо нас, дальше нас».

Среди поэтов 80-90 годов мы обратили внимание на Давида Самойлова. Нам понравился и стиль его стихов и то, как он написал о русском слове. Для него родное слово –«колыбельная основа наших радостей и мук». Очень интересная метафора, которая заставила задуматься о том, какое большое значение имеет слово в жизни человека: оно заставляет радоваться и плакать, печалиться и воодушевляться, в слове зерно мечты и любви, обиды и счастья. Так значит, основа всех наших чувств – слово!

Прочитав замечательные строчки русских поэтов разных веков о родном слове, русском языке, мы решили попробовать создать свою антологию стихов о русском языке. Наши работы не претендуют на то, чтобы считаться произведениями искусства. Просто мы постарались выразить своё отношение к русскому языку, написать о проблемах, с которыми он столкнулся в наше время, в стихотворных строчках.

Автор: Команда СТИХиЯ на 13:45 1 коммент.


понедельник, 22 декабря 2008 г.

Стихи о русском языке команды СТИХиЯ


Будник Екатерина
7 "А" класс



Велик и прекрасен ты, русский язык !
Велик и прекрасен ты, русский язык!
К нему, как и все, я с детства привык.
И где бы ты ни был, в чужой стороне,
Услышать его будешь счастлив вдвойне.
Все братья-славяне нас могут понять,
На нём говорили крестьяне и знать.
Мы чувства и мысли свои выражаем
И с помощью слова других понимаем!
Бирючков Андрей
7 А класс

Люблю я русский свой язык!

Люблю я русский свой язык,
Он мне на свете всех дороже,
И буду я его ценить,
учить его хочу я тоже.
Могуч, богат язык прекрасный,
Он весь, как ясная заря!
Я никогда жаргоном грязным
его не буду засорять!
Наказ

Ребята, слушайте наказ:


Чтоб грамотными стать людьми
Законом стать должно для нас
Беречь язык родной земли!
Загадка
Всегда мы слышали о нём,
Что он богат, красив, умён.
Так дай скорее нам ответ:
Что это будет за предмет?

Шибаров Андрей


5 А класс


О русский язык!

О русский язык, ученик я простой -


Меня поражаешь своей красотой.
Учился малыш на тебе говорить –
Теперь научусь я писать и творить.
Ты самый надёжный и преданный друг,
С тобой всё становится ярче вокруг.
Сложней год от года – поблажек не жди…
Но сколько открытий нас ждёт впереди!

Сигачёва Виктория


5 А класс

Самый лучший язык!

Язык наш славный и могучий,


С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский – самый лучший,
Роднее нету ничего
Люблю я свой язык родной –
Дружить нам неразлучно,
Не променяю на другой –
Он самый благозвучный.
Бежим мы в школу как всегда,
Учить язык мы будем
И никогда и никогда
Мы правил не забудем!

Миронова Лолита


5 А класс
Любите родную речь!

Любимая родная речь!
Все мы должны её беречь.
Родную речь мы любим, знаем
И много книжек мы читаем.
И лучшей речи нет на свете,
Родную речь все любят дети.
Учитель учит их читать,
Родную речь не забывать.
И чтобы хорошо учиться,
Нам надо много потрудиться.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница