Исследование Е. И. Дутовой «Творчество Фредерика Бегбедера в контексте постмодернизма» затрагивает очень актуальную тему «рекламного тоталитаризма»



Скачать 33.45 Kb.
Дата09.11.2016
Размер33.45 Kb.
Р Е Ц Е Н З И Я

на выпускную квалифицированную работу магистра филологии

«Творчество Фредерика Бегбедера в контексте постмодернизма»

Дутовой Елизаветы Игоревны


Диссертационное исследование Е.И. Дутовой «Творчество Фредерика Бегбедера в контексте постмодернизма» затрагивает очень актуальную тему «рекламного тоталитаризма» в современном обществе и попытки его анализа в литературе. Также речь идет о таких явлениях, как черный юмор, ирония, гротеск в литературе постмодернизма. У Бегбедера эти явления проходят две стадии: раннего (1990–2000 гг.) и позднего (2000–2009 гг.) творчества. Автор диссертации приводит серию очень ярких примеров, характеризующих эти явления. В частности, рассматриваются выдержки из таких произведений, как «Каникулы в коме» (1995), «99 франков» (2000), «Романтический эгоист» (2005), «Французский роман» (2010). Как известно, Ф. Бегбедер — один из самых знаменитых и скандальных французских авторов сегодняшнего дня, который пишет в жанре нон-фикшн, скрывая свое имя в романах за двумя вымышленными: Октав Паранго и Марк Марронье. Парадоксом является то, что Бегбедер практически не привлекает внимания современных исследователей литературы, несмотря на более чем двадцатилетнее плодотворное творчество и рекордные продажи книг. Таким образом, исследование Е.И. Дутовой представляется актуальным как с точки зрения попытки приглядеться к самым современным проблемам, которые поднимаются Бегбедером, так и с точки зрения новаторства в области анализа текстов писателя.

Диссертация разделена на две главы. Первая посвящена истокам и проблематике постмодернизма. Автор обращается к размышлениям о переломе в социокультурном пространстве западного мира, о возрастании значения средств массовой, в том числе виртуальной, цифровой, коммуникации во второй половине и в конце ХХ столетия, в работах М. Фуко, Ж. Бодрийяра, Р. Барта, Ю. Хабермаса, М. Бланшо и многих других. Помимо попытки задуматься над глобальной проблемой человека, приблизившегося к своему пределу, мыслящего себя как часть понятия «все», рассматриваются средства, благодаря которым этот новый массовый человек появляется перед читателем или зрителем. Это гротеск, черный юмор, ирония в произведениях А. Роб-Грийе, Ф. Соллерса, также автор оглядывается на более ранние примеры из произведений Ницше и Гюисманса. Во введении и в первой главе не хватает связи между изучением истоков черного юмора в постмодернизме и самим творчеством Ф. Бегбедера, но в целом изучение истории вопроса представляется полным и во многом новаторским. В будущем для развития темы гротеска автору стоило бы обратиться к исследованиям М. Бахтина, Г. Абромовича, А. Бушмина, В. Кайзера, Н. Дако, П. Корт, а также подробнее изучить историю гротеска в теоретических работах В. Гюго, Т. Готье, Ш. Бодлера.

Во второй главе автор обращается непосредственно к примерам, взятым из текстов Бегбедера, и разделяет их на те же темы, которые рассматривались в первой главе: ирония, черный юмор, гротеск и метапроза. После каждого раздела следуют выводы, в которых очень точно и лаконично перечисляются основные проблемы, на которые Бегбедер, посредством иронии или черного юмора, старается обратить внимание читателя. Это темы смерти, религии, веры, внешности человека, тема сексуальных отношений, тема зависимости от потребления товаров, потребления информации. Важна для Бегбедера тема рекламы, в которой он видит основное зло современного общества, корни рекламного тоталитаризма он видит в доктринах Третьего Рейха, конкретно в лозунгах Геббельса. Человека в современном обществе он воспринимает не как личность, а как часть колоссальной массовой культуры, часть общества потребления — либо потребителя, либо рекламирующего, либо продавца. В творчестве после 2002 г. на смену критике общества, окружающего мира приходит тема самоиронии. Бегбедер смеется над собственными проблемами в сексуальной жизни, появляются шутки на тему собственной смерти, своей репутации, наследства, которое останется после его смерти. Ярким примером становится образ матери и отца, которые, к сожалению, обладают хорошим здоровьем и каждый день едят и пьют наследство героя Бегбедера. Е.И. Дутовой удается очень точно, последовательно проанализировать более 40 примеров, взятых из разных текстов, и выявить основные идеи творчества Бегбедера, переданные посредством черного юмора, иронии и гротеска.

Несмотря на малочисленность критических работ, посвященных Бегбедеру, их все же следует изучить и использовать в дальнейшем анализе произведений писателя (Alain-Philippe Durand, Frédéric Beigbeder et ses doubles, avec un entretien et une correspondance inédite de l'auteur, éd. Rodopi, 2010; Stéphane Ternoise, Réponses à Monsieur Frédéric Beigbeder au sujet du livre numérique, Jean-Luc Petit éditions, 2011). Также стоит обратиться к интервью с Бегбедером и, что важно для российского литературоведа, нужно обратить внимание на особый интерес Бегбедера к России, к жизни на Рублевском шоссе, гламурным тусовкам и сотрудничеству Бегбедера с П. Листерманом, так как, несомненно, подобное общение не могло не повлиять на творчество писателя, например, на его роман «Идеаль» (2007).



В целом исследование Е.И. Дутовой представляется интересным, глубоким, новаторским, открывающим перспективы для дальнейшего изучения романов Бегбедера и заслуживает положительной оценки.
Кандидат филологических наук,

доцент С. Г. Горбовская


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница