Использование проектно-исследовательских методов



Скачать 143.88 Kb.
Дата31.10.2016
Размер143.88 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ,

ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИНГА И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Языкова Алена Владимировна

МОУ СОШ №80 имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша,

города Сочи, Краснодарского края

Учитель обществознания


Общепризнано, что современного и успешного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, социальная активная жизненная позиция.

Основным способом развития ключевых компетенций является новое содержание обществоведческого образования, применение новых образовательных технологий в деятельности учителя среди которых: проектно-исследовательская деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, включение в образовательный процесс медиа- технологий и Интернет-ресурсы.

"Проектная деятельность имеет высокий потенциал для повышения организационной культуры школьников, а значит, и всего российского общества в будущем» А.Н. Иоффе

Противоречие: специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, сетевыми ресурсами, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает у ребят определённые трудности: неверие в свои силы, не умение оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, вызывает чувство беспомощности в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни, у многих учащихся отсутствует мотивированное желание участвовать в социально значимых общешкольных или иных мероприятиях.

В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях и проявляющие социальную активность.



Таким образом, присутствует следующая проблема – слабая мотивация на активное участие в жизни социума, неумение решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли, несформированность умений анализировать конкретные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям. Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Общепризнано, что знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.

Цель педагогического опыта: применение методов проектно-исследовательской деятельности, элементов тренинга и технологии интеллект-карт для успешного становления социально-активной личности в рамках предмета «Обществознание».

Метод проектов, тесно связан с использованием новых информационных технологий, что представляет мне широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень.

Проектная и исследовательская работа – это формы работы с детьми, во время которых происходит главное - воспитание и становление в них Человека с большой буквы. Поэтому и рождаются у нас и индивидуальные мини-проекты и групповые, социально-значимые проекты.

Этапы проектной деятельности

  • погружение в проект;

  • организация деятельности;

  • осуществление деятельности;

  • презентация результатов.

При формировании личностных учебных действий важным является сделать учебную деятельность осмысленной, помочь учащимся установить связь между целью учения и его мотивом. Работа над проектными темами помогает учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное – развивать умения активной познавательной деятельности. В процессе этой деятельности учащиеся преодолевают барьер незнания и неумения.

В своей работе я применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении темы «Дольменная культура мы с учащимися «строили» модели дольменов, при изучении темы «Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы» - модель «Повозки Литейщика». Тем самым учащимися привлекаются для составления моделей самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Конечно, такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому организовывалась в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.

На уроках обществознания я стараюсь активизировать интерес к изучению предмета, через связь между историей семьи и историей страны; вызвать чувство гордости за своих предков формировать навыки проведения исследований, работы с документами, развивать творческие способности и самостоятельности для лучшего усвоения учебного материала, оформления и представления результатов своей деятельности.

Конечным продуктом проекта можно представить следующие исследовательские работы:

- «Почетные граждане Лазаревского района» - проектно-исследовательская работа с познавательным 40-минутным роликом для использования на уроках обществознания, истории, кубановедения и в воспитательных целях.

- «Оля, волшебный лес и таинственный парк», творческая проектная работа позволившая ученице войти в роль исследователя, писателя, издателя собственной книжки – конечный продукт самодельная книжка.

- «Молодежная политика: проблемы и пути решения» (на отдельных примерах Лазаревского района г.Сочи) – серьезная проектно-исследовательская работа ученицы 9 класса. Позволившая получить социально значимый опыт в работе с архивными источниками, оформлении официальных запросов, интервьюировании, анкетировании и проведении социального пороса, проектировании конечного результата – разработка проекта Информационно-консультативный центр с целью получения комплексной информации для самореализации молодежи непосредственно в районе (лауреат заочного тура IX Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»).

- «Влияние домашних животных на развитие уровня эмпатии и толерантности подростка» - как итог возникшего интереса – а все ли ребята меняются, если в их жизни появляется домашний питомец, может ли подросток стать добрее, внимательнее, отзывчивее. В процессе работы над данной темой была оформлена исследовательская работа с результатами диагностики, анкетирования и создание ролика о важности домашнего питомца с собственным стихотворением. Ученица, вдохновленная тематикой проекта, написала стихотворение о том, как ее домашние животные (красноухие черепашки) повлияли на характер девочки.

И, конечно же, групповые проекты, позволяющие напрямую соприкоснуться с историей поселка, города, страны через личностный опыт, опыт семейный.

Как пример хочу привести общешкольный долгосрочный социальный проект, в работе над которым участвуют и мои ученики и учащиеся всей школы «Никто не забыт, ничто не забыто. Страницы памяти»

Данный социальный проект представляет собой опыт поисково-исследовательской деятельности учащихся через призму личностного отношения к событиям Великой Отечественной Войны (в семьях многих учащихся родные являются участниками ВОВ).

Негативная интерпретация событий и основных итогов Великой Отечественной Войны. Появление семей, чьи связи с военным прошлым утеряны. Приводит к ситуации, которую констатируют современные ученые, политологи: «Молодежь затрудняется ответить на вопрос о родных, участвовавших в ВОВ. «Семья» постепенно уходит из числа основных носителей «правды о той войне». О.А. Ефанова. 6

Основная цель проекта - активизация поисково-исследовательской деятельности, вовлечение в нее максимального числа участников через реализацию в рамках долгосрочного (база данных может пополняться по мере поступления в школу новых учеников) проекта – ряда мини-проектов, направленных на формирование активной социальной позиции, воспитание патриотизма, духовной, нравственной культуры через жизненный пример и великий подвиг всех участников ВОВ. Задачи реализуемы в данном проекте:

- Привлечение учащихся, родителей, учителей, представителей общественности к работе по сохранению памяти о событиях и участниках ВОВ.

- Включение учащихся в реальную практическую деятельность, знакомство с разнообразными способами поиска информации (с помощью Интернет-ресурсов: сайт «Мемориал», «Подвиг народа»….; официальные запросы в архивы; запросы в историко-краеведческие музеи…).

- Воспитание патриотизма и нравственности через жизненный пример, великий подвиг всех участников ВОВ (бойцов, тружеников тыла, детей….). Подведение к осознанию важности личности каждого участника ВОВ в достижении мира на земле.

- Участие с мини-проектами в акции «Вахта памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне проводимой образовательным порталом «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» и группой «Вахта памяти» при поддержке Министерства обороны Российской Федерации.

Работа по  организации проектно-исследовательской деятельности учащихся как на уроках так и во внеурочной деятельности в рамках предмета «Обществознание» способствует формированию универсальных учебных действий, необходимых для развития ребёнка, что является неотъемлемым условием становления социально-активной личности.



Методы проектно-исследовательской деятельности могут применяться на различных уроках, во внеурочной деятельности и на всех ступенях обучения. В своей деятельности, на уроках в основном я использую мини-проект – он выполняет все основные цели и задачи проектной деятельности, но выполняет в сокращенном виде.
В свете изменений происходящих в современном обществе и образовании, введение в школах федерального государственного образовательного стандарта, перед учителем стоит необходимость искать новые пути и формы ведения образовательной деятельности. Одним из направлений наиболее полно отражающее новое содержание процесса обучения, и отвечающее тенденциям общественного развития, является интерактивное обучение, и как метод обучения – психологический тренинг.

Тренинговые упражнения  - это система заданий, обеспечивающих мотив для дальнейшей учебной работы. «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития»3.  Только стимулируя  познавательную  деятельность  самих  ребят,  и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах  обучения, можно добиться развития познавательного интереса к предмету.

Технология применения форм, методов и средств обучения с использованием элементов психологического тренинга частично используется мной в разработках уроков, тренингов, внеурочных мероприятий (занятие в тренинговом режиме «Уверенность в будущем. Стратегии успеха»; элементы тренинга на уроках и внеурочной деятельности: «Ромашка откровений», «Потребительская корзина», «Вспомнить больше» «Дискуссионные качели», «Рабочий лист»…).

Элементы психологического тренинга, могут применяться на различных этапах учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Как вариант интеллектуальной разминки, позволяющий привлечь внимание к теме занятия, выявить отношение к изучаемой теме, актуализировать имеющиеся знания (Тренинг «Вспомнить больше»… учащиеся озвучивают информацию, полученную ранее на уроках, и фиксируют свои ответы на доске или маркерами на плакате).

Как обсуждение – является обязательным элементом любого урока, упражнения, игры, этапа работы. Цель – получение обратной связи от учащихся, открытый диалог о чувствах, мыслях и действиях участников.

Как актуализация жизненного опыта учащихся, стимулирование мыслительной активности, критического подхода к анализу ситуации («Потребительская корзина»… на столах у учащихся присутствуют карточки разных цветов: зеленые – с перечнем непродовольственных товаров; красные - с перечнем услуг; желтые – с перечнем продовольственных товаров. Учитель просит ребят, проанализировать по какому принципу розданы корточки, и о каком понятии будет идти речь, если поместить их в корзину (учитель предлагает ребятам сложить все карточки в плетеную корзину). Учащиеся приходят к выводу, что данный набор продуктов, товаров и услуг входит в состав потребительской корзины).

В основной части урока, как мотивирование учащихся на активную мыслительную работу («Дискуссионные качели»…ученики анализируют статические данные и высказывают свое мнение, обсуждая спорные моменты).

В рамках практической работы и закрепления пройденного материала учащимися («Рабочий лист» - изучение нового материала посредством стимулирования мыслительной деятельности учащихся. Развитие аналитического мышления, умения выделять главное, навыков частично-поисковой деятельности, умения работать в группе, работать с информационно-компьютерными технологиями. Класс делится на три группы (у каждой группы своя тема) группе предлагаются задания для работы в течение 10 минут. Для правильного ответа на основной вопрос урока, учитель предлагает ребятам проанализировать материал, содержащийся в рабочих листах. Красочно оформить результаты исследования материалов (обозначенных в рабочих листах) на компьютере, в режиме презентации (если нет возможности использовать компьютер, учащиеся работают с печатными материалами и оформляют проект в виде интеллект-карт.

При подведении итогов, рефлексии урока - «Ромашка откровений» (анализ эффективности деятельности учителя, используемых методов, приемов обучения, т.к. позволяет получить своевременную обратную связь и учитывать особенности и потребности конкретных учеников в дальнейшей работе. Учащиеся письменно выражают свои впечатления от урока/выставляют себе оценку за урок, на белых листах бумаги (в форме лепестков ромашки) и фиксируют их магнитами на доске вокруг желтой сердцевины. При желании учащиеся могут озвучить свои впечатления).

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. И в формировании умения анализировать, нестандартно мыслить мне помогает «Метод интеллект-карт», созданный американским ученым Тони Бьюзеном и изучаемый в России, российскими учеными Бершадской Е.А. и Бершадским М.Е.

Эффективность метода интеллект-карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. Обобщения и усвоения объемных тем по обществознанию.

Метод интеллект-карт позволяет:

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой и индивидуальной деятельности;

- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения;

- формировать организационно деятельностные умения;

- определять основную и второстепенную информацию;

- синтезировать и составлять целое из частей, в том числе и самостоятельно достраивать целое с привлечением недостающих компонентов;

- проявлять творчеств и креативный подход в решении поставленных проблем.

Интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать. Что особенное актуально для предмета «Обществознание», где учащиеся оперируют большим количеством информации, что требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, сетевыми ресурсами, поток которых непрерывно растёт.

Это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных символов, знаков и рисунков. В центре располагается ключевое понятие, от которого отходят понятия первого порядка, включающие основные разделы темы, затем понятия второго порядка, третьего и т.д.

Алгоритм составления интеллект-карты:

Шаг 1: Определение ключевого понятия.

Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.

Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.

Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III …порядка по плану изучаемой темы.

На своих уроках в рамках дифференцированного подхода я предлагаю ребятам, имеющим хорошие навыки работы с ИКТ шаг №5 (работа на ПК).

Шаг 5: Включение при желании аудио и видео фрагментов к ключевому понятию.

На уроках обществознания работу с интеллект-картами учащиеся могут осуществляться традиционно – на листе бумаги, цветными маркерами, карандашами и на компьютере в программе Microsoft PowerPoint, для ребят хорошо владеющими навыками работы с компьютером предлагаю включать при желании аудио и видео фрагменты к ключевому понятию. Учащиеся могут самостоятельно записать звуковой файл с определением из словаря или воспользоваться базой аудио и видео файлов учителя.

Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания обществознания способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета, проявлению творческой активности. Процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета, при желании сопровождать аудио и видео файлами. Например, при создании интеллект-карты по теме «Гражданин», учащиеся с моей консультативной помощью прикрепили к основному центральному элементу интеллект-карты видеофайл подготовленный к данной теме урока (ролик к стихотворению «Необычный пешеход», автор Роман Сеф). Интеллект-карта получилась яркой, красочной и с видео сопровождением.

В рамках урока «Распределение доходов. Неравенство доходов – вред или благо?», ребята составили интеллект-карту и к основному, центральному понятию прикрепили самостоятельно записанный во время урока звуковой аудио файл (определение из экономического словаря «Неравенство доходов»).
Работа по  организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, применение тренинговых элементов и метода «Интеллект-карт» в рамках предмета «Обществознание» способствует формированию универсальных учебных действий, необходимых для развития ребёнка, что является неотъемлемым условием становления социально-активной личности. Применяемые методики и технологии способствуют успешной реализации личностно-ориентированного подхода, создают условия для успешной творческой самореализации учащихся.

«Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» говорил Конфуций. Я уверена, что данные методы как раз и позволяют взрастить в душе ребенка тот огонек любви к предмету, который впоследствии позволит разгореться желанию познавать, искать, создавать. А учителю останется лишь направлять и не давать сбиваться с пути.



Литература:

  1. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов "Conсept Maps" и "Mind Maps" для повышения уровня информационной компетентности обучаемых

  2. Бьюзен Тони, Бьюзен Барри «Итнеллект-карты». Практическое руководство. Из-во «Попурри», 2010г.

  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – М.: Изд-во «Ось-89», 2001. – 224 с.

  4. Горчакова–Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. пособие. – М., 2001.

  5. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.

  6. Ефанова О.А., Доминанты исторической памяти россиян: знания, оценки и отношение к Великой отечественной войне / О.А. Ефанова, Е.А. Лаврухина // Credonew. - 2005. - № 2. - С. 192-209.

  7. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.

  8. Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997. 

  9. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001

  10. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. – 285 с.

  11. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. // Дисс. докт. психол. наук. - К.: 1981.

  12. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. – 110 с.

  13. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 20

  14. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, 1998. – С. 83-128.

  15. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница