Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты



страница1/21
Дата29.04.2016
Размер3.03 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Доисламская Аравия

Миссия Пророка

Мухаммед

Хиджра Мухаммеда

и его последователей из Мекки в Медину.

Начало мусульманской эры

Завоевание Мекки

Наместники Пророка - халифы,

идущие прямым путем

Халифат Абу Бекрa. Преодоление ридды

Халифат Умара ибн ал-Хаттаба

Сражение при Кадисии

Завоевание Египта. Амр ибн ал-Ас

Основание военных городов: Басры, Куфы и Фустата

Халифат Усмана ибн Аффана ал-Умави

Завоевание Карфагена и Кипра

Поход Абдаллаха ибн Амира в Иран

Завоевание Хорасана. Гибель Йездизерда III,

последнего Сасанида

Завоевание Армении и Закавказья

Кодификация Корана

Военные походы в Армению и Азербайджан

Халифат Али ибн Абу Талиба

Сражение при Сиффине

Халифы из рода Омейи.

90 лет становления исламской государственности

Халифат Муавийи ибн Абу Суфьяна

Основание Кайруана

Гибель Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба

Начало правления халифа Абд ал-Maлика

Преодоление смуты. Ал-Хаджжадж

Сражение при Херес де ла Фронтера. Завоевание Испании

Правление халифа Умара II ибн Абд ал-Азиза

Халифы Аббасиды. Восстание Аббасидов

Пять веков исламской цивилизации

Халифат ас-Саффаха

Основание Багдада

Халифат ал-Мансура

Халифат ал-Махди

Халифат ар-Рашида

Бейт ал-Хикма. Ал-Халил

Халифат ал-Амина и халифат ал-Мамуна

Эпоха совершенства: исламское мировоззрение

Халифат ал-Мутасима I. "Три победы,

без которых прекратился бы ислам"

Эпоха "перераспределения властей". Окончательное становление

централизованного государства

От Алптегина до Махмуда Газневи. Война на пути Аллаха

Битва при Данданакане. Сельджуки-огузы

на службе у Халифата

Вступление в Багдад султана Тогрул-бека

Взятие крепости Ани

Битва при Манзикерте. Алп-Арслан

Султан Малик-шах и Визирь Низам ал-Mулк. "Сиасет-намэ"

Сражение при Айн Джалуте. Eгипетские мамлюки

Начало османских завоеваний в Малой Азии

Султан Мурад I. Военные походы на Балканах

Ангорское сражение. Баязид I и Тимур

Падение Константинополя. Мехмед II

Халифы - султаны Османской империи

Селим I Грозный - первый халиф из рода Османов

Сулейман I Великолепный. Турецкое преобладание

в исламском мире

Вместо заключения

ПРИЛОЖЕНИЕ

Хронология правления халифов

и основных мусульманских династий

ОСНОВНЫЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ДИНАСТИИ

Испания и Северная Африка

Ближний Восток - Египет, Сирия, Ирак

Аравийский полуостров

Иран, Средняя Азия и Кавказ до сельджуков

Сельджуки

Анатолия


Монголия и Северный Китай

Иран после монголов

Афганистан и Индия

Словарь


Названия месяцев мусульманского лунного года

Список использованной литературы


Предисловие


Изучая творения древних, мы делаемся их современниками; размышляя над их

жизнью, мы словно становимся ее свидетелями и переживаем ее сами. И так

долгие годы можно было провести за этим занятием, когда бы смерть не

отрывала нас от него столь внезапно.

Абу Шама из Дамаска, ум. в 1267 г.

Историку следует доискиваться до вечного, постоянного в текущих явлениях

жизни народа. Это неизменное и необходимое хорошенько усвоить, признать

и оценить по достоинству для уяснения истинного развития мусульманского

мира.

Август Мюллер



Написать историю мусульманского мира не такое уж простое дело прежде всего

потому, что требуется основательный пересмотр сложившихся в исторической

науке стереотипов. С европейской точки зрения, событие - это результат

борьбы интересов различных политических группировок, находящихся у власти

или стремящихся эту власть захватить. Сложилась традиция рассматривать

народ как некую инертную массу, которую политики волнуют, раскачивают и

затем направляют куда им нужно, словно у самого народа нет собственных

интересов или они так ничтожны, что ими можно пренебречь. Современные

исламоведы, европейские и американские, демонстрируют именно такой подход

- все внимание они концентрируют на политической стороне событий, и

поэтому история мусульманского мира, которую они воссоздают, имеет

тенденцию походить на некую историю, которая могла бы быть, если бы

мусульмане были "разумнее" и "просвещеннее". Нежелание видеть реальные

вещи - самая заметная черта европоцентризма.

Современные ученые плохо переносят тот факт, что история мусульманского

мира содержит парадокс, свойственный только ей: это история превращения

арабской религиозной общины в универсальное религиозное сообщество,

которое играло определяющую роль в политических событиях, оказывая тем

самым заметное влияние на другие культуры. Иными словами, не физическое

господство, а духовная мощь нового учения, не географический и не

интеллектуальный факторы, но внутренне присущий исламу универсализм были

решающими в его развитии. Очень скоро отошло на второй план и

отождествление ислама с арабским народом, главным оказалось новое

представление о Божественном.

На сегодняшний день мусульманские страны занимают обширную территорию в

Азии и Африке от побережья Атлантического океана до Гималаев, Тянь-Шаня и

Алтая. Помимо арабских стран, Турции, Ирана, Ирака, Афганистана и

Пакистана, к мусульманскому миру относится Индонезия. В ряде других стран

мусульмане составляют религиозное меньшинство - в Югославии, Болгарии,

Индии, России, Китае. Ислам нашел широкое распространение в странах

тропической Африки, куда он начал проникать из Египта и Магриба еще в

средние века, - в Эритрее, Сомали, Эфиопии, Западной Африке, Нигерии.

Доисламская Аравия
Прежде чем приступить к изложению истории мусульманского мира, необходимо

остановиться на существенных особенностях Аравийского полуострова и его

населения, поскольку доисламская Аравия представляет собой весьма важную

часть этой истории.

С самого начала арабо-мусульманское понимание прогресса базировалось на

достаточно высоком культурном уровне Аравии, а именно ее центральной и

западной части. Расположенная на стыке Азии, Африки и Средиземноморья,

Аравия, которую арабы называют "Джазират ал-араб" ("Остров арабов",

сокращенно "Ал-Джазира"), а персы и турки - "Арабистан", представляет

собой плоскогорье, окаймленное с запада и юга вулканическими горами,

отлого спускающееся к Персидскому заливу и долине Евфрата. По природным

условиям ее делят на две части: Тихаму (прибрежные районы) и Неджд

(центральное плато, окруженное пустынями).

В Западную Аравию входят две основные области: Хиджаз и Йемен. Хиджаз

("Преграда"), прибрежная зона между Красным морем и горами, тянется от

Синайского полуострова до области, лежащей к югу от Мекки. В самой

северной части Хиджаза, от Синая до Табука, в древности жили набатеи,

контролирующие важные торговые пути. Один такой путь пролегал вдоль

Красного моря до Акабского залива к Медине, пересекая русла нескольких

сезонных речек. Оазис Ясриб (старое название Медины) расположен на

вулканической почве между двух харр - залитых лавой пустынь. На

плодородных землях севернее Медины высится гора Ухуд. От Медины до Мекки

можно было добраться в два дня. Южнее Медины, среди гор, располагается

цветущий оазис Таиф. На границе с Йеменом горная цепь расширяется: самую

плодородную, восточную, часть Хиджаза - Сарат - населяет племя кахтан,

которое считается родоначальником всех племен Йемена.

Йемен (букв, "страна, лежащая справа"), или Южная, а еще - Счастливая

Аравия, во все времена отличался своим богатством. Его древняя столица -

город Сана. Южный берег Аравии - Берег ладана - называется Хадрамаут. В

древности Хадрамаут являлся крупнейшим поставщиком благовоний. Эту горную

страну окружают пустыни. На востоке Йемена лежит область Махра, которая

славится своими верблюдами-мехари.

На юго-востоке Аравии находится Оман, еще одна горная страна, с очень

плодородными землями. Вдоль его побережья расположено много портов. страна

является родиной тех арабских лоцманов, имена которых вписаны в историю

мореплавания. Столицу Омана (в древности ею был город Сохара) один

арабский географ назвал "дверью в Китай".

Вдоль Персидского залива тянется низменная страна Бахрейн, называемая в

наши дни Лхаса (Ал-Хаса), страна фиников, моряков и ловцов жемчуга. Лхаса

отделена от Западной Аравии обширными пустынями: на юге это Дахна

(Красная), на севере - Нефуд (Дюны). В Дахне совсем нет воды, но после

зимних ливней в ней появляется зеленая растительность. Тогда бедуины

(бадауин - люди бадии, пустыни, называемые так в противоположность оседлым

людям хадара, откуда происходит название Хадрамаут) поселяются здесь на

три-четыре месяца вместе со своими стадами. После наступления жары они

вновь возвращаются к границам пустыни. Такова же и Нефуд. Дальше к северу

лежит изборожденная руслами дождевых потоков Сирийская пустыня,

простирающаяся до Евфрата.

Арабы обжили полуостров примерно в IX веке до н.э., и за шестнадцать

столетий доисламской истории бедуины не создали никаких государственных

образований, Набатейское царство и город-государство Пальмира находились в

пределах полуострова, но были основаны не бедуинами. Столицей Набатейского

царства была Села (или Петра, как называли ее греки). При Царе Харисе III

в I веке до н.э. набатеи захватили Дамаск. В 106 году Набатейское царство

было покорено Римом и превращено в римскую провинцию Аравия. Другой

значительный центр сирийской государственности - Пальмира (Тамдор) - был

захвачен римлянами и разрушен в 272 году, когда царица Зейнаб (Зиновия)

попыталась противодействовать Риму.

У арабов была племенная организация. Территория племени четко обозначалась

и охранялась. Нарушение границ не оставалось безнаказанным: ответным

действием был набег. Основное ядро племени составляла семья с большим

количеством сыновей. Такая семья (род) пользовалась авторитетом у других

родов племени, которые сплачивались вокруг нее. Глава племени, сейид,

проявлял гостеприимство и заботился о соплеменниках, командовал своим

племенем, хотя и не в обязательном порядке, во время стычек с соседними

племенами. Сейиды, как правило, происходили из одного рода.

Законы (дин ал-араб) существовали в виде права, освященного древностью

обычая. При разрешении споров, хакам (арбитр) мог опираться только на

собственный авторитет и весомость своего мнения. У бедуинов одним из особо

тяжких преступлений считалось нарушение обязательств, налагаемых узами

кровного родства. Близкими понятиями были честь (ирд) и родство (насаб).

Родство различалось так: близкие, двоюродные и остальные родственники,

затем родство по браку и родство по клятве. Родословная понималась как

цепь рождений. Хишам ал-Калби приводит предание о том, что древние

языческие верования в Аравии возникли из почитания предков-прародителей,

символами которых арабы считали камни, деревья или животных.

Понятия отдельной личности, индивидуума, не существовало. Человек ощущал

себя прежде всего членом своего рода, который он был обязан защищать и под

защитой которого находился. Преступление, совершенное в отношении

кого-либо, рассматривалось как преступление против рода, который имел

право отомстить. Посягательство на жизнь расценивалось как бесчестье и

смывалось кровью убийцы или его родственника. Самым тяжелым наказанием для

провинившегося являлось отлучение его от племени, что было равносильно

смертному приговору, поскольку за убийство отлученного мщения не

предусматривалось. К такой мере бедуины прибегали крайне редко.

В староарабской поэзии сохранилось множество боевых песен. Вот, например,

фрагмент такого рода поэзии о поверженном враге: "Вызов твой, Тариф,

оказался словами глупого безусого юнца! И вид твой только подтверждает

незнание твое и глупость! Ты к тем пришел, кто вечно занят войнами чести,

кто выступает с именем своего предка! Ты здесь нашел людей, стойко

отстаивающих достоинство рода, и в ту минуту, когда других одолевает

страх, наши герои смело идут вперед! Когда глашатай призовет племя и они

начнут сходиться в войско, в нем воинов - что звезд на небе. Вышли они

тебе навстречу и поспешили к гостям нежданным с угощением, славно защитили

они честь предков от поругания! Подвели тебя и конь твой, и кольчуга, и

твои союзники!"

Иногда бедуинские племена объединялись во временные союзы, которые

распадались, как только цель такого объединения оказывалась достигнутой.

Племенной организации придерживались и оседлые арабы. По преданию, халиф

Умар ибн ал-Хаттаб сказал: "Изучайте генеалогию ваших племен, не

уподобляйтесь набатейцам Месопотамской равнины. Если любого из них

спросить о происхождении, он ответит: "Я родом из такой-то и такой-то

деревни".

Женщины племени занимались домашней работой, мужчины пасли стада,

торговали и совершали набеги (газв, или реззу) - своеобразная форма

восстановления справедливости, - заключавшиеся в стремительном нападении

на племя обидчиков, во время которого угонялся скот, брались в плен

женщины и дети. За женщин и детей потом требовали выкуп. При таких

набегах, известных с самой глубокой древности, нападавшие всячески

старались не проливать крови, так как кровопролитие вело к опасной мести

(cap).

Бедуины нанимались охранять караваны, нередко предоставляя им верблюдов,



взимали пошлины с купцов за прохождение через территорию племени, а также

облагали поборами тех, кто селился вблизи караванных путей.

По преданию, арабы происходят от Авраама: живущие на севере - через

Исмаила, живущие на юге - через Кахтана. Северные племена - низариты, или

маадиты, южные - йемениты. Во времена Мухаммеда жители Мекки относили себя

к низаритам, а жители Медины - к йеменитам, что порождало между ними

вражду. Племена севера, названные по имени легендарного предка Низара (или

Маада), подразделялись на две основные группы: рабиа и модар,

переселившиеся еще до возникновения ислама в Ирак, где память о них

сохранилась в названиях областей в бассейне Евфрата: Диар-Рабиа и

Диар-Модар. От этих двух групп произошло множество племен: к одному из

них, племени курейш, и по сей день живущему близ Мекки, принадлежал

Мухаммед.

На юге группа племен кахтан (одно из племен и теперь носит это название)

подразделялась на группы химьяр и кахлан. Из кахлан, в числе других

племен, вышли племена лохм, кинда и гассан. Эти группы племен и вывели

арабов "на полный свет истории".

Йеменские царства участвовали в мировой политике столетиями. Начиная с III

тысячелетия до н.э. в вавилонских надписях встречаются упоминания о

царствах Маган (Маан) и Мелух (Амалек). К более позднему периоду относятся

арабские надписи - около 800-х годов до н.э. Их можно разделить на две

большие диалектные группы: минейские (царей Маана) и сабейские (царей

Сабы). Кроме того, существовало древнее Химьяритское царство,

расположенное вдоль побережья Красного моря. Караванные торговые пути

соединяли эти царства с Сирией, Египтом, Месопотамией, а морские - с

Индией.


В Аравии сошлись геополитические интересы Ирана и Византии, в результате

чего, например, Химьяритское царство после смерти царя Зу-Нуваса в 525

году было захвачено Эфиопией (Абиссинией), за которой стояла Византия.

Страной стали править эфиопские наместники. Одним из них был легендарный

Абраха, именовавший себя "царем Сабы, Райдана, Хадрамаута, Йема-ната и

арабов гор и долин". Абраха попытался завладетьи Меккой, выступив против

нее с войском, в котором были слоны - животные, никогда прежде не виданные

арабами. Позже год похода Абрахи против Мекки (ок. 570-го) получил

название "год слона".

После смерти Абрахи власть перешла к его сыновьям. Эфиопы были изгнаны из

Аравии лишь после того, как один из потомков химьяритских царей получил

военную помощь от Сасанидского Ирана и разбил абиссинцев. Но персидские

наместники оказались еще более алчными и жестокими, чем эфиопские, и Южная

Аравия до самого образования Халифата не могла вернуть себе былого

политического могущества.

По-другому сложилась судьба племен лахм и гассан, переселившихся на север.

Для охраны своих границ Иран и Византия привлекали бедуинов. Племя лахм

заключило такое соглашение с Ираном, обязавшись охранять границу Персии, а

племя гассан стало служить Византии. Это привело к быстрому усилению

династий Лахмидов ("персидских арабов") и Гассанидов ("ромейских арабов").

Одно из ранних свидетельств воинственности бедуинов содержится в 38-й

главе шестой книги "Церковной истории" византийского историка Созомена

(первая половина V века). Рассказав об успешных военных действиях в

Финикии, Палестине и на Синайском полуострове кочевых племен,

предводительствуемых "сарацинской царицей Мавией", и о победе бедуинов над

византийцами около 376 года, историк добавляет: "Многие из живущих там до

сих пор об этом вспоминают, а сарацинами победа воспевается в стихах".

Столицей Лахмидского царства была Хира ("Военный лагерь"), расположенная

неподалеку от Древнего Вавилона. Первый из лахмидских царей, известных

истории, умер в 328 году. В сирийской хронике Иешу Стилита, написанной не

позднее 518 года, есть упоминание о Лахмидах. Это рассказ о том, как во

времена персидского шаха Кавада (правил с перерывом в 488-531 гг.) "арабы,

которые находились под его властью, когда увидели беспорядок в его

государстве, стали разбойничать, насколько хватало сил, по всей персидской

земле". Конечно, с таким положением вещей Сасаниды не могли мириться до

бесконечности, и последний Лахмид был в 602 году заменен персидским

наместником. Спустя несколько лет Лахмиды взяли реванш, разбив персов при

Зу-Каре (ок. 611 г.). Это была знаменательная победа: арабы убедились, что

их могущественные соседи не являются непобедимыми.

Гассаниды, в противоположность Лахмидам, не имели своей постоянной

территории и занимали Финикию, Палестину и часть владений древних

набатеев. Излюбленным местом их пребывания была область, лежавшая к югу от

Дамаска. Своего расцвета Гассанидская династия достигла в 529 году, когда

византийский император Юстиниан назначил одного из Гассанидов

предводителем арабских племен в Сирии, присвоив ему высший титул филарха и

статус патриция.

Третьим южным племенем, переселившимся на север, было племя кинда. Оно

задержалось в Центральной Аравии и в конце V века основало там царство при

поддержке Йемена. В течение немногих лет Киндиты возвысились и захватили

город Хиру, а также распространили свое влияние на Хадрамаут и восточное

побережье Аравии. Но в 529 году Лахмиды перешли в наступление и вернули

Хиру, нанеся Киндитам сокрушительное поражение. Династия Киндитов не

смогла отстоять свои притязания, поскольку Йемен сам в этот момент

переживал кризис власти из-за дворцовых интриг. Киндиты попытались

обратиться за помощью к Византии, но против этого выступили союзные

арабские племена, и тогда династия окончательно потеряла власть. После

этого племя кинда вернулось в Южную Аравию.

О гордости и свободолюбии бедуинов свидетельствуют следующие строки поэта

Абида ибн ал-Абраса:
Ты объявил, что призовешь Цезаря на помощь?

Тогда ты наверняка погибнешь, став сирийцем.

Но мы не согласны никому подчиняться,

Пока сами можем вести за собой невзнузданных людей.


(Между 535-540 гг.)

Отношение бедуинов к верховной власти было сдержанным. Незадолго до

рождения Пророка какой-то человек едва не стал королем Мекки, а затем

нечто подобное чуть не произошло и с одним из противников Мухаммеда в

Медине.

Описания этих событий свидетельствуют о том, что бедуины испытывали



недоверие и враждебность к личности, оторванной от племени,

руководствующейся лишь собственными интересами. Король (малик) или

властитель (рабб) не являлись для них олицетворением земного могущества,

как это было в соседних странах. Но превосходство своего племени над

другими наполняло араба гордостью.

Отношение к власти выразил со свойственной ему лаконичностью поэт

ал-Кутами:
Сегодня мы повинуемся нашему повелителю,

завтра мы не слушаемся его.

Мы не чувствуем себя обязанными

всегда искать его совета.


Все это говорит о том, что для арабов земная власть не являлась объектом

стремлений, и вместе с тем свидетельствует, что представление об истинной

власти и покорности было у них более зрелым, чем у других народов.

Объединения арабских племен не были политическими, это были

"конфедерации", связанные клятвой побратимства (тахалуф). Победу ислама и

его беспримерное шествие по миру ученые обычно объясняют воинственностью

арабов, не позволившей им основать "разумное" государство и толкавшей их

на изматывающее сопротивление всем завоевателям, а вместе с тем и

культурным влияниям. Обессиленные этим якобы бессмысленным, по мнению

историков, сопротивлением, арабы "уже не могли остановить распространение

ислама".

Пусть эти объяснения остаются на совести ученых, которые представляют себе

культурное и экономическое положение населения той или иной страны не

иначе, как находящимся на "содержании" у государства, отчего и образ жизни

древних арабов все еще остается для них неясным.

Сведения о религиозных верованиях арабов содержатся в письменных

памятниках. В Южной Аравии поклонение Луне, мужскому божеству, одержало

верх над поклонением Солнцу, женскому божеству. Количество богов равнялось

тремстам шестидесяти, что соответствовало, по-видимому, количеству дней в

году; столько идолов находилось в Мекканском святилище до принятия ислама.

Среди них боги Ассар, Син, Накрух, богиня-мать Лат (Илат), Валу, Узза,

Хубал и другие. Некоторые из этих богов упоминаются в Коране (71:22-23(1);

53:19-20(2)). На юге в честь богов сжигали на алтарях благовония, отсюда

еще одно название Южной Аравии - Страна благовоний.

На севере, в Хиджазе и Неджде, существовал культ бетилов - вертикально

стоящих продолговатых камней, символизировавших предков. Последователи

культа периодически, весной и осенью, устраивали вокруг них религиозные

процессии. Современные ученые предполагают, что именно такие два камня

сохранились с тех времен в священной ограде мекканской Каабы; мусульмане

называют их Аль-хаджар аль-асвад (Черный Камень) и Макам Ибрахим (Стоянка

Ибрахима). Но такая точка зрения вызывает сомнения. Часто бетилы были

парными: Исаф-Наила, Лат-Уззу. Были бетилы, постоянно находившиеся на

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница