Галактионова Татьяна Петровна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №21
Интегрированный урок по литературному чтению и технологии по теме: «Константин Дмитриевич Бальмонт "Снежинка". Изготовление снежинки».
      Цель урока: углубить понимание художественного образа времени года “зима” как в самой природе, так и в формах её художественного освоения - в музыке, литературе, живописи.
       Задачи урока:
Обучающие: продолжить знакомить детей с выразительными средствами языка, расширять читательский кругозор; продолжить обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний; формирование умений воссоздавать картины, нарисованных автором.
Развивающие: продолжить обогащение словарного запаса учеников; способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, фантазии, чувства формы; формировать умение понимать и ценить произведения искусства;
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе через лирическое произведение; продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе; умение видеть красоту в окружающем мире.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация слайдов, экран, листы с текстом произведения К. Д. Бальмонта “Снежинка”, картон синего цвета, цветная бумага, вата, бархатная бумага, клей, ножницы, ластик, карандаш, альбомные листы, гратаж-бумага с восковой основой, таблица “Основные правила труда”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.
- Великий немецкий поэт И.В. Гёте сказал: “Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания”.
- Давайте сядем поудобней и улыбнемся друг другу.
Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха….
(компьютер – картина зимней природы) Слайд 2.
- Ребята, а вы любите стихи?
-Пока смотрите слайды, вспомните, какие вы знаете стихи о зимней природе?
Слайды 3 – 11.
( Учащиеся выразительно рассказывают стихи: Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором,,,», И.С.Никитин «Встреча зимы», И.З.Суриков «Детство», С.Есенин «Берёза», А.С.Пушкин «Зимнее утро», С.Есенин Поёт зима – аукает».
- Судя по выражению ваших глаз. По вашим улыбкам, я вижу, что стихи вам понравились, потому что они написаны с большой любовью и нежностью к природе.
2. Тема урока.
-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока нужно отгадать загадку:
Слайд 12.
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала.
-Что это? (компьютер – снежинка)
- Вам нравится рассматривать снежинки?
- В какое время года мы их можем поймать на свою ладонь? (зимой)
- Какие они, опишите.
3. Первичное восприятие произведения К. Д. Бальмонта.
- А теперь послушайте и представьте все, о чем услышите:
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
- Понравилось вам стихотворение?
- Какое настроение оно вызвало, что вы представляли, о чем думали?
- Вы представили себе эту падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки.
- Как бы вы назвали стихотворение?
- Возьмите листочки и прочитайте авторское название стихотворения. (Снежинка).
- Вы оказались внимательными и понимающими слушателями. Наше название совпало с авторским.
- Кто автор этого стихотворения? (Константин Дмитриевич Бальмонт.)
4. Сведения об авторе. (компьютер – портрет К. Д. Бальмонта)
Слайд 13.
- Кто знаком с произведениями этого поэта? Что знаете о нем?
- Сто лет назад в России с восторгом читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта.
Бальмонт родился в семье небогатого дворянина, и детство провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет Бальмонт начал писать стихи.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
5. Подготовка к чтению.
- Обратите внимание на экран. Чтобы лучше понять тексты, вначале познакомимся со словами из раздела “Предварительное чтение”. Прочитаем слова.
Слайд 14.
-
Проносится – двигается очень быстро, стремительно;
-
Взметается – поднимается высоко кверху;
-
Крутится бешено – вращается вокруг себя очень быстро;
-
Веющим – веять, т. е. дуть, обдувать;
-
Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь;
-
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным;
-
Светло-пушистая – светлая и пушистая; Слайд 15.
-
Лазурную – цвет лазури, светло-синий (компьютер с цветом) Слайд 16.
-
Звезда кристальная – звезда в форме кристалла (компьютер)
6. Чтение хорошо читающим ребенком.
- Ребята послушайте внимательно, как Владислав прочтет стихотворение, и отметьте, какие слова вам еще непонятны.
7.Анализ произведения.
- Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
- Что понравилось Бальмонту в снежинке?
- Почему автор считает снежинку смелой?
- С чем бы вы сравнили полет снежинки Бальмонта?
8. Самостоятельная работа над текстом.
- Возьмите листочки и прочитайте стихотворение. Постарайтесь определить темп чтения каждой строфы (четверостишия).
9. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Все ли строфы читаются в одинаковом ритме?
- Как нужно читать первую строфу? Прочитайте.
- Читаем четверостишие плавно. Здесь происходит знакомство со снежинкой.
- Как нужно читать вторую и третью, и четвертую строфы? Прочитайте.
- Читаем, передавая голосом движение и бурную жизнь.
- Подумайте и прочитайте пятую строфу.
- Голос передает усталость жизненного пути.
- И прочитайте последнюю строфу.
- Она напоминает первую строфу. И показывает начало новой жизни.
- Теперь прочитаем стихотворение по строфам цепочкой (друг за другом).
- Когда вы читали стихотворение, наш экран вывел танцующих снежинок.
10. Физминутка для глаз. Слайд 17.
- Представьте, как тихо идет снег, и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел поэт в одном мгновении! (Чтение учителем под музыку.)
- Ребята, знакома ли вам эта музыка?
- Кто её автор?
( Чайковский « Времена года», святки.)
- Каким должен быть человек, который смог словами или музыкой передать это мгновение жизни снежинки? (наблюдательным, терпеливым, внимательным, чутким)
- Ребята, вот и мы должны быть такими же, чтобы увидеть и понять всю красоту каждого мгновения жизни.
11. Физкультминутка.
12. Изготовление по представлению снежинки.
- Эта зима не балует нас снежинками. А так хочется зимней красоты. Давайте создадим эту красоту в нашем классе сами. Мы изготовим на бумаге разными способами чудесное творение природы – снежинку. А поможет нам наш экран.
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, какую форму имеет снежинка. (Форму многоугольника.) Слайд 18.
- Посчитайте сколько углов у многоугольника. (Шесть)
- Кто знает, почему снежинка имеет такую форму? Слайд 19.
- Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
- Если снежинка упадет на ладошку и на пальто, где дольше она сохраниться, почему? (На пальто. Ладошка – теплая)
- Попробуем сами смастерить снежинку. Дома вы должны были подготовить все необходимое для этого урока творчества по своему желанию. Поэтому у нас получилось 4 группы.
I группа.
– В этой группе ребята выбрали бархатную бумагу. Они будут на бархатной бумаге делать очертания снежинки из ваты.
– Каковы основные правила для аппликации ватой на бархатной бумаге?
– Из ваты скатываются тонкие жгутики и обводят ими контуры рисунка предварительно выполненные на бумаге и кое-где накладывается тонкий слой ваты (без клея).
II группа.
– Вторая группа будет вырезать из бумаги снежинки и наклеивать их на цветную бумагу (аппликация).
III группа.
– Ребята в третьей группе рисуют ластиком.
– Объясните, как это вы будете делать?
– Альбомный лист закрашивается простым карандашом, затушевывается (растирается) бумагой и ластиком вырисовывается снежинка.
IV группа.
– В четвертой группе - гратаж.
– Расскажите нам, что такое гратаж?
– Гратаж-работа на восковой основе: бумага для работы заготовлена заранее: альбомный лист натирается свечкой (обычной хозяйственной), затем закрашивается гуашью (цвет – по желанию), сушится. На таком листе “выцарапывается” рисунок.!
- Но природа очень хитрая. 2-х одинаковых снежинок мы не увидим. Поэтому у нас у всех получатся разные снежинки.
(Дети работают над заданиями по группам).
- Покажите свои снежинки. Какие замечательные снежинки у нас получились. Они все разные, как и в природе. Вы никогда не встретите двух одинаковых снежинок, как и двух одинаковых людей.
Вот и компьютер запечатлел падающие снежинки. Слайд 20.
(Выставка работ учащихся)
13. Итог урока.
- Вот и заканчивается наш урок. Подведем итоги.
- С каким произведением мы сегодня познакомились? (“Снежинка” К. Д. Бальмонта.) (компьютер – портрет + название произведения) Слайд 21.
14. Домашнее задание.
- Перечитайте стихотворение дома, не откроется ли вам что-то новое, о чем мы не говорили. Поделитесь своими впечатлениями на следующем уроке.
- Напишите рассказ о падающей снежинке.
- Спасибо мне было приятно с вами работать.
- Давайте закончим наш урок словами К.Д. Бальмонта: Слайд 22.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
- Урок окончен. Слайд 23. |