Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»



страница1/3
Дата14.11.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»


  1. Место и значение учебного предмета «Изобразительное искусство»

Важнейшей целью современного художественного образования является воспитание готовности и способности к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе лучших отечественных художественных традиций, социальной и профессиональной мобильности, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к самостоятельной образовательной области «Искусство» и интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графику, скульптуру), архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой, жизнью общества и человека. Изучение изобразительного искусства способствует гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире, подготовке обучающихся к осознанному выбору индивидуальной или профессиональной траектории.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.



II. Нормативные документы, регламентирующие деятельность

учителя изобразительного искусства


  1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).

  2. Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403): http://www.gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) http://standart.edu.ru и www.isiorao.ru.

Эл. версия: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/duh_nrav_lab.asp

  1. Концепция этнокультурного образования: http://www.school.edu.ru .

  2. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство в школе. – 2002. - № 4.

  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2004. - №8.

  4. Образовательный стандарт основного общего образования по искусству // Вестник образования. – 2004. - №13, 15.

  5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

  7. «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы» (Постановление Правительства Белгородской области от 9 июня 2006 года № 130-пп): www.belreqion.ru/owmaking/ .

  8. Областная программа №145-пп от 01 июля 2005 года. «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006 - 2010 годы»: www.ipkps.bsu.edu.ru

  9. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Белгородской области: закон Белгородской области от 13 нояб. 2003 г. N 97.

  10. О ведомственной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009 – 2011 годы»: постановление Правительства Белгородской области от 15 сент. 2008 г. N 215-пп.

  11. Об областной целевой программе «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009 – 2013 годы»: постановление Правительства Белгородской области от 15 сент. 2008 г. N 216-пп

(№№ 11-13: Собрание законодательства Белгородской области, ресурс: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/default.asp художественного образования.

  1. Типовые программы (УМК) по изобразительному искусству.

16. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

III. Характеристика стандартов второго поколения образовательной области «Искусство»

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи – преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования. Подробнее познакомиться с структурой и содержанием нового стандарта можно на Интернет-сайте: http://standart.edu.ru и www.isiorao.ru.

Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

В результате изучения и освоения учебного курса «Изобразительное искусство» учащиеся способны будут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Само содержание образования на первой ступени может также реализовываться за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд и др.). Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:

- личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;

метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;

предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;

- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;

- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

Основное общее образование должно обеспечить личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей школьников (одаренных), способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Содержание образования на второй ступени создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учащихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Изучение изобразительного искусства в основной школе является продолжением начального этапа художественно-эстетического развития личности, важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного художественного образования и направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира; предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что позволяет обеспечить становление целостного мышления учащихся. Навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, заложенные в учебном курсе «Изобразительное искусство» начальной школы, должны обрести новое качество.

Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.

Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п.

Обучение школьников изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов:

- личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; умение воспринимать мультикультурную картину современного мира;

- в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических художественно-творческих работ; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- в познавательной сфере: уметь познавать мир через образы и формы изобразительного искусства;



- метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются: в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

- в области предметных результатов учащимся предоставляется возможность научиться:

- в познавательной сфере: познавать мир через визуальный художественный образ; представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; развивать эстетический (художественный вкус) как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

- в коммуникативной сфере: ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

- в эстетической сфере: реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств; воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

IV. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету.
Одной из основных отличительных особенностей изобразительного искусства является опора на чувственную и интеллектуальную сферу учащихся с учетом тесного взаимодействия этих составляющих.

Целостная, комплексная система художественного образования, непрерывно педагогически направленный процесс общения с произведениями искусства обеспечит формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности, культуры зрителя, слушателя, читателя, специалиста-профессионала, педагога искусства.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Изобразительное искусство» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального и основного общего образования. Рекомендуется на изучение учебного предмета «Изобразительного искусство» в I - IV классах отводить 1 час в неделю. Всего – 135 часов.

Часы, отведенные в 1-4 классах на преподавание учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология», по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» с учебной нагрузкой на ученика 2 часа в неделю.

Руководствуясь основными положениями непрерывного художественного образования в общеобразовательной школе, учителю начальных классов, преподающему изобразительное искусство, следует ориентироваться на учебную программу по изобразительному искусству, реализуемую в основном звене общеобразовательной школы.

Содержание художественного образования в начальной школе предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства с учетом его видов и жанров.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком рекомендуется проводить нетрадиционные уроки: уроки-сказки, уроки-мастерские, уроки-путешествия, уроки-экскурсии и др.; проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях федерального и регионального уровней.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, трудового обучения и др. При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий и т.д.).

В основной школе на изучение учебного курса «Изобразительное искусство» отводится в V - VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В VIII классе рекомендуется 1 час в неделю при наличии специалиста. При отсутствии учителя изобразительного искусства с базовым художественно-педагогическим образованием часы изобразительного искусства передаются учителю музыки с базовым музыкально-педагогическим образованием. В 9 классе рекомендуется продолжить изучение учебного курса «Изобразительное искусство». Данные рекомендации обосновываются отсутствием учебной программы к курсу «Художественная культура России», реализуемому ранее в 9 классе.

Один час в неделю, отведенный на урок изобразительного искусства базисным учебным планом, предусматривает ответственность учителя за высокий уровень в преподавании изобразительного искусства в школе, раскрытии основных его функций и особенностей воздействия на человека и общество. Разгрузка в преподавании искусства обеспечивается усилением деятельностного компонента, мотивированного личностным эмоциональным опытом ребенка и определяется способностью учителя погрузить ребенка в активное проживание художественных произведений, а не теоретизирование по поводу искусства. Главное – ориентация учащихся на самоопределение и саморазвитие в культуре. Проблема разгрузки решается также путем тщательного отбора необходимой информации и художественно-дидактического материала.

На профильном уровне изучение изобразительного искусства осуществляется в образовательных учреждениях художественно-эстетического профиля из расчета 6 часов в неделю.

Следует отметить, что в Белгородской области преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» рекомендовано осуществлять на основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством образования РФ (23 декабря 2009 г., № 822) (сайт htt://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html) и департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области (решение координационного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 9 февраля 2010 г.). В качестве основных линий УМК по изобразительному искусству рекомендуются: УМК Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство». 1-9 кл., Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл., В.С. Кузина «Изобразительное искусство». 1-9 кл.. Основное количество часов и программно-методическое обеспечение предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательном учреждении отражены в таблице (См. приложение 1).

Учитывая направленность содержания стандартов второго поколения на опережающее обучение, рекомендуется в общеобразовательных школах там, где преподавание осуществляется по программе В.С. Кузина, довести ее реализацию до конца, а в качестве приоритетных программ сегодня выступают программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-9 кл.); авторский коллектив под рук. БМ. Неменского, «Изобразительное искусство» (1-9 кл.); авторский коллектив под рук. Т.Я. Шпикаловой. Последняя позволяет в вариативных формах успешно реализовывать региональный (этнокультурный) компонент.

Проведенный анализ использования УМК по изобразительному искусству в области позволил увидеть определенный разрыв в системе преемственности преподавания изобразительного искусства в начальной и основной школе: в начальной школе преподавание осуществляется по одному УМК, а в основной – по другому. Таким образом, нарушается непрерывность в системе художественного образования, на что обращается внимание в содержании стандартов второго поколения.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница