Институтэкономик и уральскоеотделени е челябинскийфилиа л



Скачать 167.41 Kb.
Дата11.11.2016
Размер167.41 Kb.
Р О С С И Й С К А Я А К А Д Е М И Я Н А У К

И Н С Т И Т У Т Э К О Н О М И К И

У Р А Л Ь С К О Е О Т Д Е Л Е Н И Е

Ч Е Л Я Б И Н С К И Й Ф И Л И А Л


Фирма аудиторско-консультационных услуг ООО "Трейнинг"

454000, г.Челябинск, ул.Коммуны, д.68, каб.6

______________________________________________________________________________

Рекомендации по преодолению разногласий по договору энергоснабжения и порядок их разрешения



Челябинск

2003

Рассмотрим порядок разрешения разногласий, возникающих при заключении договора энергоснабжения, то есть преддоговорные споры. К ним относятся разногласия по существенным условиям договора:



  • о количестве подаваемой энергии и режиме ее потребления;

  • о качестве подаваемой энергии;

  • о цене (тарифах) на подаваемую энергию и порядке ее оплаты;

  • об ответственности сторон за нарушение условий договора;

  • о размере и порядке взыскания договорных неустоек;

  • о границе разделения ответственности;

  • о порядке временного ограничения или прекращения подачи энергии;

  • о порядке одностороннего расторжения договора и др.

Для исключения ошибок при обращении в суд за разрешением преддоговорного спора по договору энергоснабжения необходимо учитывать нормы закона, которые регулируют порядок заключения договора этого вида.

В силу п.1 ст.426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, и для энергоснабжающей организации его заключение является обязательным. Порядок согласования условий публичного договора регулируется ст.445 ГК РФ.

В п.2 данной статьи установлено, что если оферта (проект договора) исходит от энергоснабжающей организации (обязанной к заключению договора стороной), и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, энергоснабжающая организация должна рассмотреть возникшие разногласия в 30-дневный срок. По результатам рассмотрения энергоснабжающая организация может принять договор в редакции, зафиксированной в протоколе разногласий другой стороны, в этом случае договор будет считаться заключенным с момента получения этой стороной извещения о принятии соответствующих условий договора в ее редакции, а может сообщить стороне, заявившей о разногласиях к условиям договора, об отклонении (полностью или частично) протокола разногласий. Получение извещения об отклонении протокола разногласий либо отсутствие ответа о результатах его рассмотрения по истечении 30-дневного срока дают право стороне, заявившей о разногласиях к предложенным условиям договора, обратиться в суд с требованием о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора. В случае непередачи в арбитражный суд в трехдневный срок протокола разногласий по условиям договора, относящимся к существенным, договор считается незаключенным.

С правилами, установленными ГК РФ (ст.446), согласно которым в случае, когда спор о разногласиях сторон, возникших при заключении договора, рассматривается судом или условия договора, по которым возникли разногласия, определяются в соответствии с решением суда, корреспондирует положение о том, что гражданские права и обязанности могут возникнуть из судебного решения, установившего их (пп.3 п.1 ст.8 ГК РФ).

При необоснованном уклонении энергоснабжающей организации от заключения договора применяются положения, предусмотренные п.4 ст.445 ГК РФ, то есть договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Кроме того, абонент вправе потребовать взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.96 в случае предъявления иска о понуждении заключить договор энергоснабжения бремя доказывания отсутствия возможности подать потребителю соответствующий вид энергии возложено на энергоснабжающую организацию. В то же время с иском о понуждении заключить договор энергоснабжения обратиться в суд вправе только контрагент энергоснабжающей организации.

В соответствии со ст.422 ГК РФ договор энергоснабжения должен соответствовать обязательным для сторон правилами, установленными законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

Таким образом, соответствие договора энергоснабжения нормам гражданского кодекса, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, а также правилам, принятым в соответствии со ст.539 ГК РФ, является обязательным, и все споры, возникшие при заключении договора энергоснабжения, чаще всего сводятся к приведению условий договора, содержащихся в оферте энергоснабжающей организации, в соответствии с законом.

При согласовании условий договора энергоснабжения и составлении протоколов разногласий следует в первую очередь руководствоваться следующими законодательными актами:


  • Гражданский кодекс РФ;

  • Правила энергоснабжения, которые будут утверждены Правительством РФ в соответствии с п.3 ст.539 ГК РФ;

  • Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.95 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

  • Постановление правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ»;

  • Указ президента РФ от 18.09.92 № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса» и Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4725-1 «О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий»;

  • Постановление Правительства РФ от 22.06.99 № 664 «Об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем энергоснабжения»;

  • Постановление Правительства РФ от 05.01.98 № 1 «порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов»;

  • Государственные стандарты качества энергии (для электрической энергии это ГОСТ 13109-97);

  • Постановления Верховного и Высшего Арбитражного Судов;

  • Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 30 от 17.02.98 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»;

  • Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 14 от 05.05.97 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».

Энергоснабжающие организации, как правило, включают в свои типовые договоры на поставку тепловой или электрической энергии условия, предусматривающие их право на безакцептное списание денежных средств с расчетного счета потребителей – юридических лиц. В этой связи обращаем внимание на одно существенное обстоятельство: достижение между сторонами в договоре соглашения о расчетах в форме безакцептного списания средств не порождает обязанности обслуживающих их банков производить расчеты в этой форме, поскольку на основании п.2 ст.854 ГК РФсписание находящихся на счете средств без распоряжения клиента допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

До принятия второй части ГК РФ в качестве законодательных актов, предусматривающих право энергоснабжающих организаций на безакцептное списание, применялись Указ Президента РФ от 18.09.92 № 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" и постановление Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий", которыми устанавливалось, что расчеты предприятий ТЭК, коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения, за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, газ, услуги водоснабжения и водоотведения производятся на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков.

Кроме этих 2-х нормативных актов безакцептный порядок расчетов в электроэнергетике устанавливается также совместным постановлением Правительства РФ и ЦБ РФ "О стабилизации расчетов за электроэнергию, отпускаемую атомными электростанциями" от 22.10.92 № 811 (с изменениями от 08.04.94 № 307) согласно которому:



"Энергосистемы, Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы (ЦДУ ЕЭС) и другие покупатели электроэнергии от АЭС обязаны в установленные сроки сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление платежей за электроэнергию, которые исполняются банками в первоочередном, бесспорном порядке.

При нарушении вышеуказанного порядка расчеты с энергосистемами, ЦДУ ЕЭС и др. покупателями производятся АЭС на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков".

Ст.4 ФЗ от 26.01.96 № 15-ФЗ "О введении в действие части 2-й ГК РФ" определяет, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ч.2-й Кодекса законы и иные правовые акты РФ, а также акты законодательства СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, предусмотренных законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ч.2-й Кодекса.

Поскольку ст.854 ГК РФ не содержит общего запрета на списание средств без распоряжения клиента, а допускает возможность установления иного правила в другом законе, принятые до введения в действие ГК законы, устанавливающие порядок бесспорного (безакцептного) списания средств со счетов, продолжают применяться.

Сохраняют силу и постановления Верховного Совета, предусматривающие возможность для отдельных органов и организаций производить списание денежных сумм без согласия (распоряжения) владельца счета, поскольку они имеют нормативный характер и ВС при принятии таких постановлений действовал в рамках предоставленных ему полномочий.

Несмотря на вышесказанное, возможность применения указанных актов, предусматривающих безакцептное (бесспорное) списание, вызывала определенные сомнения. Учитывая это обстоятельство Президиум ВАС РФ в информационном Письме от 01.10.96 № 8 "О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента" указал, что в тех случаях, когда постановлениями ВС РФ, носящими нормативный характер, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, принятыми в пределах полномочий, данных правительству в законе либо в указе Президента РФ, и применяемыми на территории РФ постановлениями Правительства СССР установлен безакцептный порядок списания денежных средств, они подлежат применению до принятия соответствующего закона по данному вопросу.

Кроме случаев, установленных законодательством, списание средств баз распоряжения клиента может производиться в случаях, установленных в договоре банка с клиентом. Право списывать средства в таком порядке может быть предоставлено как самому банку, если он является контрагентом клиента (например, кредитором по договору займа), так и определенным клиентом третьим лицам.

Согласно ГК банк обязан принять такое распоряжение клиента, если оно соответствует установленным в законе требованиям. П.2 ст.847 ГК РФ предусмотрено, что клиент может дать банку распоряжение о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед третьими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.

Таким образом, ГК устанавливает право клиента дать банку распоряжение о списании средств по требованию третьего лица и его право, в силу прямого указания ГК, входит в объем правомочий клиента, вытекающих из договора банковского счета. Поэтому нельзя согласиться с тем, что операция по безакцептному списанию средств в случаях, предусмотренных договором клиента с его кредитором, не входит в объем услуг, оказываемых банком в соответствии с законодательством и договором банковского счета. Клиенту лишь необходимо получить согласие банка на совершение указанной операции, то есть внести изменения в договор банковского счета (см. "Комментарий к ГК РФ", М., 1996, с.419).

Напомним, что энергоснабжающие организации в соответствии с законодательством имеют право на безакцептное списание только тех платежей, которые производятся на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов. В том случае, если энергоснабжающая организация захочет безакцептно списать с расчетного счета потребителя плату по повышенному тарифу (например, за превышение лимита отпуска энергии) и иные штрафные санкции, предусмотренные договором, или плату за дополнительные услуги, то банк плательщика обязан отказать энергоснабжающей организации в исполнении ее требования, если право энергоснабжающей организации на безакцептное списание денежных средств за указанную в платежном требовании продукцию или услугу не предусмотрено соглашением между банком и потребителем энергии. В случае нарушения этого условия банк плательщика будет нести ответственность перед своим клиентом за необоснованное списание денежных средств со счета в соответствии со ст.856 ГК РФ.

В п.2 письма ВАС РФ от 20.05.93 № С-3/ОП-167 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" разъяснено, что если плательщик и кредитор в заключенный ими договор включили условие, дающее кредитору право на бесспорное списание причитающихся ему сумм, плательщик обязан сообщить банку письменно об этом условии и о своем согласии на их бесспорное списание. В письме банку или в тексте договора банковского счета должно быть указано, какой кредитор вправе списывать с должника суммы в бесспорном порядке и за какую продукцию (товар, оказанные услуги, выполненные работы и т.п.). в этих случаях, банк при решении вопроса о праве кредитора на бесспорное списание с должника средств, должен руководствоваться указанным письмом плательщика или заключенным с ним договором.

ГК не требует обязательного сообщения банку об основаниях списания средств и сумме (либо предельных суммах) списания. Клиент может ограничиться лишь указанием тех данных, которые позволяют банку определить полномочия лица, выставившего такое требование к счету, но может и сообщить банку дополнительные требования к предъявляемым третьим лицом распоряжениям. Банк обязан контролировать поступающие распоряжения на основании сообщенных клиентом данных.

Несмотря на то, что, как указал ВАС РФ в своем письме, "если плательщик и кредитор в заключенный ими договор включили условие, дающее кредитору право на бесспорное списание причитающихся ему сумм, плательщик обязан сообщить банку письменно об этом условии и о своем согласии на их бесспорное списание", ответственность за неисполнение плательщиком этой обязанности законодательством не предусмотрена и очень часто плательщик не предпринимает никаких мер для заключения с банком соответствующего соглашения. Учитывая данное обстоятельство, рекомендуем энергоснабжающим организациям включать в договор условие, обязывающее потребителей в установленный договором срок заключать с обслуживающими их банками соглашения о безакцептном списании денежных средств на основании платежных требований (инкассовых поручений) энергоснабжающей организации, и предусматривать в договоре штрафные санкции за неисполнение этого условия.

Теперь о том, что касаемо возможности безакцептного списания денежных средств по признанным должником претензиям. Своим письмом от 11.08.95 № 31-1868-95 ЦБ РФ сообщил, что с введением в действие с 01.07.95 АПК РФ отменяется ранее действовавший порядок бесспорного взыскания средств на основании признанных должником претензий, кроме случаев, когда досудебное (претензионное) урегулирование споров предусмотрено законодательными актами или договорами.

В предъявляемых в банк распоряжениях на взыскание в бесспорном порядке признанной должником суммы претензии должна быть сделана ссылка на пункт законодательного акта либо договора, которыми взыскателю предоставлено право решения спорных вопросов в претензионном порядке. К распоряжению прилагается ответ должника о признании претензии с указанием суммы за подписью руководителя предприятия.

В настоящее время основным документом, регламентирующим безакцептный порядок списания денежных средств, являются Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденные Госбанком СССР 30.09.87 № 2 (далее по тексту Правила № 2). Банк России письмом от 09.07.92 № 14 "О введении в действие Положения о безналичных расчетах в РФ" (в ред. приказа ЦБ РФ от 08.04.96 № 271) указал, что нормы Правил № 2, в части, относящейся к безакцептному и бесспорному взысканию средств со счетов предприятий, организаций и учреждений, сохраняют силу до 01.10.93, а телеграммой от 02.10.92 № 218-92 подтвердил, что до его особых указаний Порядок сохраняет свою силу и после 01.10.92.

В платежном требовании (инкассовом поручении) на списание денежных средств должны быть указаны назначение платежа и законодательный акт или договор, предусматривающие право на безакцептное списание этих платежей (его дата, номер и соответствующий пункт), а копии документов, являющиеся основанием для безакцептного списания, должны быть приложены к поручению (требованию). (п.25 Правил № 2). При отсутствии какого-либо документа, а также при несоответствии документов по внешнему признаку инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение, о необходимости устранения обнаруженных недостатков, а при их неустранении возвратить документы взыскателю без исполнения (ст.875 ГК РФ).

В заключение:


  • В соответствии с действующим законодательством безакцептное спи сание денежных средств с расчетного счета потребителя по договорам энергоснабжения допускается только при расчетах с юридическими лицами, не являющимися бюджетными организациями и коммунальными предприятиями, на основании показаний измерительных приборов и установленных тарифов.

  • Условие о безакцептном списании денежных средств с расчетного счета потребителя по иным (не предусмотренным законом) основаниям должно быть включено не только в договор энергоснабжения, но и в договор потребителя с обслуживающим его банком.


Изменение условий о неустойке в договоре энергоснабжения
Ст.546 ГК РФ регулирует только такие специфические формы изменения и расторжения договора энергоснабжения как:

  • Перерыв в подаче;

  • Прекращение или ограничение подачи энергии.

Изменение же условий договора энергоснабжения, устанавливающих ответственность сторон за его нарушение, регулируется общими нормами ГК об изменении и расторжении договора (гл.29) и об обеспечении исполнения обязательств (гл.23).

В подавляющем большинстве случаев в качестве способа обеспечения обязательств по договору энергоснабжения устанавливается неустойка в виде штрафа или пени, при этом размер неустойки за нарушение того или иного условия договора определялся различными нормативными актами, то есть неустойка носила законный характер.

Широкое применение неустойки в целях обеспечения договорных обязательств объясняется прежде всего тем, что она представляет собой удобное средство упрощенной компенсации потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств.

В этом смысле неустойке присущи следующие черты:



  • Предопределенность размера ответственности за нарушение обязательства, о котором стороны знают уже на момент заключения договора;

  • Возможность взыскания неустойки за сам факт нарушения обязательства, когда отсутствует необходимость доказывать наличие убытков, причиненных таким нарушением;

  • Возможность для сторон по своему усмотрению формулировать условие договора о неустойке (за исключением законной неустойки), в том числе в части ее размера, соотношение с убытками, порядка исчисления, тем самым приспосабливая ее к конкретным взаимоотношениям сторон и усиливая целенаправленное воздействие.

После введения в действие 1-й части ГК РФ, согласно ст. 329, 330, 332 которого, неустойка (штраф, пени) как один из способов обеспечения исполнения обязательств может быть установлена только федеральным законом, стало ясно, что все принятые до 01.01.95 года нормативные акты, устанавливающие размер неустойки за нарушение обязательств по договору энергоснабжения, противоречат ГК РФ и подлежат отмене или могут быть признаны судом недействительными. Наиболее яркое подтверждение эта позиция нашла в решении Верховного Суда РФ от 30.06.99 № ГКПИ 99-491 по делу о признании недействительными абз.2 п.9.2.3. и абз.1 п.9.3.7. Правил пользования тепловой энергией, утвержденных Приказом Минэнерго СССР от 06.12.81 № 310.

В конце концов под давлением Министерства юстиции Минтопэнерго РФ своим Приказом от 10.01.00 № 2 признал не действующими с 01.01.00 на территории РФ Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные в 1981 году указанным выше Приказом Минэнерго СССР.

Какие последствие повлечет за собой отмена Правил пользования тепловой и электрической энергии для отношений потребителей с энергоснабжающими организациями и какие изменения могут быть внесены вследствие этого в договор энергоснабжения.

Во-первых, при заключении новых договоров энергоснабжения потребители могут не согласиться с предложениями энергоснабжающих организаций установить в договоре неустойку за нарушение установленного режима потребления энергии, перерасход установленного суточного плана потребления энергии, невозврат сетевой воды или конденсата, тем более что ст.547 ГК РФ установлена ограниченная ответственность по договору энергоснабжения в пределах возмещения потерпевшей стороне только реального ущерба (п.2 ст.15) и любой арбитражный суд при разрешении разногласий обяжет энергоснабжающую организацию исключить условие о неустойке из проекта договора.

Во-вторых, у потребителей появилась возможность обратиться в суд с иском об изменении условий ранее заключенных договоров энергоснабжения, воспроизводивших норму отмененных Правил, устанавливающих неустойку.

В обоснование своих требований потребители могут ссылаться на письмо Президиума ВАС РФ № 14 от 05.05.97 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" согласно п.6 которого, отмена нормативного акта, предусматривавшего ответственность за нарушение обязательства, может служить основанием для исключения из договора условия об ответственности, основанного на этом акте.

Неустойка, установленная Правилами, выражена в императивной форме и применялась независимо от того, включена ли она в договор (п.1 с.332 ГК РФ). Воспроизведение такой неустойки в договоре не дает оснований считать ее договорной.

В то же время по данному вопросу мы считаем необходимым оговориться по причине того, что императивный характер норм Правил, устанавливающих неустойку, после вступления в силу 1-й части ГК РФ не бесспорен и различными судами трактуется по разному.

В случае если суд по этой причине откажет в исключении из договора условия о неустойке, то потребители могут заявить в суд требование об уменьшении неустойки на основании ст.333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. К таким неустойкам можно отнести штрафные санкции за потребление сверхдоговорных величин электрической энергии и мощности и др., размер которых был установлен Правилами.

В-третьих, даже если в новых правилах электро- и теплоснабжения, проект которых уже давно готовится Минтопэнерго к утверждению в Правительстве РФ, будут установлены неустойки за те или иные нарушения условий договора энергоснабжения, они не будут носить характер законной неустойки и не могут быть включены в договор по требованию одной из сторон.

Это наше утверждение основано на упомянутой выше норме ст.332 ГК РФ, согласно которой неустойка может быть установлена только федеральным законом и на положении п.7 письма Президиума ВАС РФ № 14 от 05.05.97, в котором говорится, что отсутствие в договоре условий об ответственности сторон за его нарушение само по себе не является основанием для принудительного внесения в него изменений, если не будет доказано систематическое существенное нарушение условий договора одной из сторон.



Принятие нового ГК РФ привело к возникновению большого количества юридических коллизий между номами ГК и различным нормативными актами, действующими в области энергоснабжения, которые были, наконец, ликвидированы отменой Правил 1981 года. В то же время образовались большие проблемы в нормативном регулировании отношений сторон по договору энергоснабжения. Такая ситуация требует от участников отношений в области энергоснабжения более тщательного подхода к согласованию условий заключаемых договоров.







База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница