«Инновационный проект научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области»



Скачать 223.86 Kb.
Дата08.11.2016
Размер223.86 Kb.


МИРОНКИНА АЛИНА ЮРЬЕВНА

кандидат экономических наук

старший преподаватель кафедры управления производством

ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»

Инновационный научный проект на тему:

«Инновационный проект научно-информационного кластера

в сельском хозяйстве Смоленской области»

Номинация конкурса:

«Новые технологии и инновационные научные проекты»

Организация, выдвигающая научную работу:

ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»

Автор инновационного научного проекта

____________________________ Миронкина А.Ю.

Аннотация проекта

Сельское хозяйство Смоленской области обладает необходимым потенциалом для формирования научно-информационного кластера, позволяющего более полно использовать ресурсы, задействованные в производственном процессе. На этой основе можно обеспечить эффективное развитие скотоводства, свиноводства, птицеводства, льноводства и зернофуражного производства, необходимость которых крайне актуальна сегодня в свете санкций объявленных Российской Федерации.

В состав научно-информационного кластера необходимо включить: областные органы государственной власти в лице Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, районные Управления по сельскому хозяйству и продовольствию, научные и образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля, сельскохозяйственные организации региона различных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

Основными задачами создания кластера в Смоленской области являются:

– интенсификация и стимулирование совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в сельскохозяйственной отрасли с целью развития сельскохозяйственного производства и его модернизации;

– осуществление эффективного обмена информацией и знаний между всеми участниками научно-информационного кластера;

– построение целостной системы подготовки специалистов для сельскохозяйственных организаций на основе интеграции учебных учреждений и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества образования и закрепление выпускников на предприятиях, а также создание гибкой системы повышения квалификации специалистов сельскохозяйственных организаций с учётом текущих и прогнозных современных требований производства.

Новшества при вступлении в кластер заключаются в активном включении всех участников кластера во внешнюю среду, поскольку только при таком условии возможно достижение общей цели кластера – развития сельскохозяйственного производства. Этот факт особенно важен для сельскохозяйственных предприятий, большинство из которых в силу влияния деградационных тенденций, не способны самостоятельно решить ряд важных организационных, управленческих и производственных вопросов.


Научное описание проекта

Понятие «кластер» происходит от английского слова «cluster», которое можно перевести как кисть; скопление, концентрация; группа. Так, по словам отечественного исследователя И.В. Пилипенко, «…впервые термин «кластер» вошёл в научный оборот в математике, когда в конце 1930-х гг. был сформулирован аппарат кластерного анализа многомерных данных» [3, с.6-7]. В экономических научных исследованиях (по отношению к отраслям и компаниям) данный термин был введён американским бизнес-экономистом Майклом Портером в 1990 году вместе с концепцией ромба национальных конкурентных преимуществ. Согласно его определению, «кластеры – это сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определённых областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу» [28].

Кластерный подход получает всё большее развитие в мире. Он блестяще зарекомендовал себя в Дании и Финляндии. В начале 90-х годов XX века эти страны находились в глубоком кризисе, но, применив кластерный подход, увеличив расходы на НИОКР и образование, Дания и Финляндия превратились в высокоразвитые страны, где сельское хозяйство является высокотехнологичной и конкурентной отраслью.

В России позитивный опыт создания образовательного кластера агропромышленного комплекса имеется в Республике Татарстан. Основным направлением работы, которого является тесное сотрудничество агробизнеса с учебными заведениями. Подготовка кадров ведется с учетом реальных потребностей сельхозпредприятий, производителей и поставщиков техники и оборудования. Более того, будущие работодатели принимают участие в создании инновационных учебных центров на базе учреждений профессионального образования [18].

Также в качестве положительного примера координации научно-исследовательских работ, внедрения достижений науки и передового опыта в аграрное производство, подготовки и переподготовки кадров можно привести Кубанское государственное аграрное научно-образовательное объединение (созданное в 1998 году) в Краснодарском крае. В результате сотрудничества учёных университета и ВНИИ риса с сельхозтоваропроизводителями в 2009 г. был получен наивысший на Кубани урожай риса (800 тысяч тонн). Средняя урожайность этой культуры составила 66,3 центнеров с гектара, что на 15-20 центнеров выше среднегодовых урожаев в крае за последние три года. [20]

Эти факты подтверждают возможность использования интегрированного научного потенциала региона в целях развития сельскохозяйственного производства, его модернизации, а также оперативного консультирования специалистов-аграрников.

Исследователи проблемы экономических кластеров американцы М. Портер и М. Энрайт пришли к выводу, что «развитие региональных кластеров увеличивает производительность труда и эффективность производства в целом за счёт облегчения доступа к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, а также обслуживающим и образовательным центрам. Одновременно наличие кластеров стимулирует продвижение инноваций, так как организации получают доступ к самой передовой информации по усовершенствованию технологического процесса» [44].

Нам представляется целесообразным создание научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области в рамках государственной экономической политики (по так называемому типу кластерной политики «сверху-вниз»), то есть в котором руководящая и направляющая роль возложена на администрацию.

Инициатива создания научно-информационного кластера в регионе должна исходить от Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.

В состав научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области необходимо включить: областные органы государственной власти в лице Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, районные Управления по сельскому хозяйству и продовольствию, научные и образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля, сельскохозяйственные организации региона различных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования (рисунок 1).



Рисунок 1 – Состав научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области


Образовательные учреждения имеют следующий состав:

Высшее учебное заведение – ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»;

Пять средних специальных учебных заведений:

СОГБОУ СПО «Демидовский аграрно-технологический техникум»,

СОГБОУ СПО «Гагаринский аграрно-экономический колледж»,

СОГБОУ СПО «Высоковский сельскохозяйственный техникум»,

СОГБОУ СПО «Рославльский технический колледж»,

– СОГБОУ СПО «Шанталовский сельскохозяйственный техникум»;

Научные учреждения представлены одним участником – ФГБНУ «Смоленский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».

Интеграция в научно-информационном кластере представляет собой не только как формальное объединение различных структур «образование – наука – производство», контролируемое администрацией, а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач.

В данном научно-информационном кластере регуляционная функция отводится Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, который совместно с районными Управлениями сельским хозяйством и продовольствием будет планировать необходимый объём внедряемых инновационных разработок в сельскохозяйственное производство, проводить мониторинг регионального рынка труда и определять текущую и прогнозную (до 10 лет) потребность в кадрах. Данное объединение усилий обеспечит наибольшую сбалансированность интересов региональных и районных органов управления сельским хозяйством Смоленской области.

Основными направлениями содействия развитию научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области, реализуемыми областными органами государственной власти и местного самоуправления, являются:

– Содействие институциональному развитию кластера, предполагающее, в том числе: инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развитию кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

– Развитие механизмов поддержки кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий – участников кластера и рост эффективности их взаимодействия.

Основными задачами кластерных проектов являются: повышение качества управления на предприятиях кластера, стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и сельскохозяйственными организациями, содействие маркетингу продукции (услуг), выпускаемой участниками кластера и применение прямых инвестиций.

– Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластера путём снижения административных барьеров, содействие развитию сотрудничества между сельскохозяйственными организациями и научными и учебными учреждениями сельскохозяйственного профиля, осуществление целевых инвестиций в научно-информационный потенциал сельскохозяйственной отрасли.

Каждое из направлений содействия развитию научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области, с учётом особенностей разграничения полномочий, реализуется как на региональном, так и на местных (районных) уровнях.

Партнёрство структур «образование – наука – производство» при таком интегрированном подходе может формироваться по дистанционному принципу с использованием системы передачи консультаций в режиме «онлайн». Организация консультирования в таком случае позволит задействовать в системе кадры, не ограничиваясь территорией одного района Смоленской области. Всё это будет формировать серьёзный инновационный подход к развитию сельскохозяйственной отрасли и прямо повлияет на увеличение её эффективности.

Сельскохозяйственные организации и научные учреждения будут оформлять заявки в образовательные сельскохозяйственные учреждения на подготовку специалистов необходимого профиля.

Руководители учебных заведений среднего и высшего профессионального образования совместно с кадровыми службами районных органов управления АПК должны обеспечить систематическую профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов всех уровней по важнейшим направлениям функционирования агропромышленного комплекса в современных условиях. Ведь жизнь настоятельно требует усиленно развивать переподготовку специалистов в сфере менеджмента, маркетинга и в сфере современных информационных технологий. Также сектора дополнительного профессионального образования будут включать подготовку специалистов по рабочим специальностям с присвоением квалификационных разрядов.

Таким образом, сельскохозяйственные организации Смоленской области в результате кластерного партнёрства смогут получать оперативное консультирование специалистов-аграрников, оформлять в учебные заведения заявки на подготовку специалистов необходимого профиля, постоянно повышать квалификацию имеющихся кадров, а главное – осуществлять эффективное научно-информационное обеспечение в целях развития сельскохозяйственного производства и его модернизации.

Процесс модернизации представляет собой такое усовершенствование системы, которое преследует цель – привести её в соответствие с современными требованиями, путём применения и использования инновационных разработок.

Научно-информационный кластер сможет организовать личный контакт специалистов-практиков и разработчиков инноваций для адресной научной работы и продвижения инноваций в сельскохозяйственное производство. Апробированные инновационные разработки и технологии могут финансироваться заказчиком на основе хозяйственных договоров с учебными или научными заведениями. Этим самым, будет происходить налаживание неформального сотрудничества и неофициальных каналов для передачи информации и знаний.

Между предприятиями и организациями кластера возникнет целая система взаимосвязанных контактов, которые увеличивают внутреннюю зависимость и целостность кластера.

В результате использования совместного научно-информационного потенциала сельскохозяйственные учебные заведения получат стабильную базу для проведения на качественно новой основе производственной (профессиональной) практики студентов. То есть, будет происходить интегрирование теоретических знаний и инновационных технологий в условиях производства, которое способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях сельскохозяйственной отрасли и карьерному росту молодых специалистов. Образовательные учреждения смогут вовлекать в учебный процесс опытных руководителей и специалистов аграрных предприятий для чтения лекций, проведения проблемных семинаров, деловых игр в форме тренингов. Профессорско-преподавательский состав получит возможность пользоваться специальным оборудованием научно-исследовательского института сельского хозяйства и других научных учреждений.

Для образовательных аграрных заведений в представленной модели отводится роль разработчика инноваций (вместе с ФГБНУ «Смоленский научно-исследовательский институт сельского хозяйства») и поставщика молодых специалистов для предприятий АПК. Кластер обеспечит подбор и подготовку высокопрофессиональных кадров для сельскохозяйственных организаций и научных учреждений, обучение персонала в соответствии со стратегическими целями предприятий, функционирование эффективной системы управления организацией с использованием современных инструментов. Это будет способствовать развитию инновационных процессов и вовлечению в них всех категорий сотрудников.

Научные заведения и производственные учреждения сельскохозяйственного профиля Смоленской области становятся базой практик и получают возможность участвовать в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения – как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При таком учебном раскладе период профессиональной адаптации молодого специалиста на производстве заметно сокращается.

Региональным органам власти сотрудничество с учебными заведениями позволит реально оценивать положение дел в сельскохозяйственной отрасли и своевременно принимать необходимые меры.

В условиях кластера происходит активизация и использование творческого потенциала молодёжи в научной и инновационной деятельности, что способствует изменению качества инновационной экономики как системы: гибкости, динамичности, вариативности, адаптивности, стабильности, прогнозирования, преемственности и целостности. Активизация и использование творческого потенциала – это целенаправленный процесс, который в содержательном, и в организационном аспекте зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов, подчинённых целям подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики, а также повышения качества подготовки на основе интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, способности к самореализации на основе удовлетворения личностных, общественных и государственных потребностей.

В научно-информационном кластере Смоленской области целесообразно устраивать совместные мероприятия: семинары, конференции, деловые встречи, экскурсии, оказывающие влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества и эффективного обмена опытом. Также возможна организация публичных массовых мероприятий: ежегодные смотры-конкурсы сельскохозяйственных товаропроизводителей, фестивали, сельскохозяйственные выстави, ярмарки, торговые миссии и прочие публичные стимулирующие мероприятия, направленные на пропаганду сельского образа жизни.

Анализируемое сельскохозяйственное объединение должно заниматься проведением системной информационной кампании в региональных средствах массовой информации (газетах, теле- и радиовещании), ориентированной на восстановление статуса и престижа отечественного сельского хозяйства и статуса молодого специалиста аграрного производства, раскрывающей перспективы работы на селе, акцентирующей внимание на преимуществах сельского образа жизни и его привлекательности. Особое внимание следует уделить работе с учащимися школ Смоленской области, начиная со среднего звена, а не только агитации выпускников, как зачастую бывает. Для этого надо руководителям, специалистам, передовикам сельскохозяйственного производства, преподавателям сельскохозяйственных учебных заведений Смоленской области, входящих в кластер, чаще выступать перед учащимися, организовывать для них экскурсии в аграрные учебные заведения и в передовые сельскохозяйственные организации. Для целенаправленной профориентационной работы с учащимися необходимо снять интересные видеоролики о передовиках сельского хозяйства, о сельскохозяйственных профессиях, об отличившихся бригадах и т.п. и передать в школы Смоленской области. Данные действия будут способствовать повышению престижности и привлекательности сельскохозяйственного труда.

Основные преимущества сельскохозяйственных кластерных объединений Смоленской области по сравнению с разобщёнными, изолированными по месторасположению сельхозтоваропроизводителями, научными и образовательными учреждениями, состоят в свободном обмене информацией между всеми участниками кластера, быстром распространении новшеств и, соответственно, росте производительности труда в сельскохозяйственном производстве в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, повышении уровня управления участников-предприятий кластера.


План реализации проекта

Процесс создания научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области целесообразно осуществить в 2015 году по трём стадиям, включающим несколько этапов (рисунок 2).



  1. Подготовительная стадия.

– Определение актуальности и возможности создания кластера.

– Определение цели и задач кластера.



  1. Основная стадия.

– Определение состава участников кластера.

– Распределение организационных обязанностей между всеми участниками кластера.

– Установление объёма финансирования средств и источников инвестирования.

– Определение эффекта сотрудничества для каждого участника кластера.

– Разработка договора о создании кластера.


  1. Заключительная стадия.

– Уточнение договора о создании кластера.

– Подписание договора о создании кластера.



Рисунок 2 – Этапы создания научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области
Подготовительная стадия создания научно-информационного кластера должна быть выполнена Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.

Основную стадию формирования кластера целесообразно возложить на группу, включающую 15-20 человек.

Данная группа будет состоять из специалистов Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, активных представителей районных Управлений сельского хозяйства и продовольствия, представителей профессорско-преподавательского состава аграрных учебных заведений Смоленской области и представителя научно-исследовательского института сельского хозяйства, разделяющих планы создания в регионе научно-информационного кластера в сельском хозяйстве. Указанная группа активистов должна определить состав участников научно-информационного кластера Смоленской области, распределить организационные обязанности между всеми участниками, установить объём финансирования средств и источники инвестирования и определить эффект сотрудничества для каждого участника кластера, а также разработать договор о создании кластера.

Заключительная стадия создания научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области пройдёт на учредительной конференции.

Учредительная конференция будет созвана по решению областного Департамента с приглашением представителей всех учреждений и организаций (в основном это будут руководители), вливающихся в кластер. На учредительной конференции следует уточнить и подписать договор о создании кластера с поимённым перечислением всех учреждений и организаций, входящих в объединение.

На учредительную конференцию помимо представителей членов кластера желательно пригласить Главу Смоленской области (губернатора), председателя Смоленской областной Думы, руководителей Департаментов области и Глав районов, чтобы они не понаслышке знали о существовании в области научно-информационного кластера в сельском хозяйстве и способствовали успешности его деятельности.


Финансово-экономическое обоснование проекта

Финансирование создания инновационного проекта научно-информационного кластера целесообразно осуществить в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2013-2020 года».

Наименования мероприятий и объёмы финансирования по годам представим в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень программных мероприятий и объёмы финансирования на 2015-2020 гг.



Наименование мероприятия

Объём финансирования, млн. руб.

всего

в том числе по годам

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1. Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства

25,8

2,3

3,0

4,0

5,0

5,5

6,0

2. Участия во всероссийских конференциях, ярмарках, совещаниях, симпозиумах, встречах; проведение областных конференций, ярмарок, совещаний, симпозиумов и встреч; организация выставок, конкурсов и др. мероприятий

38,8

4,8

5,0

5,5

6,5

7,5

9,5

3. Проведение ежегодных мероприятий, связанных с подведением итогов работы агропромышленного комплекса Смоленской области

43,5

6,1

6,3

6,8

7,3

8,0

9,0

Итого

108,1

13,2

14,3

16,3

18,8

21,0

24,5

Таким образом, данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что на создание и становление (в течение 2015-2020 гг.) научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области необходимо 108,1 млн. руб.

Годовую прибыль регионального научно-информационного кластера определим как разность валовой прибыли сельскохозяйственных организаций, получаемой при кластерном функционировании и валовой прибыли вне кластера.

В таблице 2 определены показатели экономической эффективности инновационного проекта научно-информационного кластера в сельском хозяйстве Смоленской области.

Таблица 2 – Показатели экономической эффективности инновационного проекта научно-информационного кластера


Показатели

Проект

Стоимость проекта, млн. руб.

108,1

Годовая прибыль, млн. руб.

56,7

Срок окупаемости проекта, лет

1,9

Так, из таблицы 2 видно, что при полученной стоимости инновационного проекта научно-информационного кластера равной 108,1 млн. руб. и годовой прибыли равной 56,7 млн. руб., срок окупаемости проекта составляет 1,9 года (или 23 месяца).


Апробация

Основные положения инновационного проекта нашли своё отражение в научных статьях и выступлениях на международных, всероссийских, региональных и внутривузовских научно-практических конференциях, проводимых в ФГБОУ ВПО «Смоленская ГСХА» (г. Смоленск), ФГБОУ ВПО «СмолГУ» (г. Смоленск), ФГБНУ «Росинформагротех» (г. Москва), ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ» (г. Уфа), ФГБОУ ВПО «Ярославльская ГСХА» (г. Ярославль), ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА» (г. Курск) и ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» (г. Пенза). Также данный проект был представлен в Четвёртой Всероссийской Олимпиаде развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса России в номинации «Развитие кластеров в сельском хозяйстве», где занял I место.



Список использованной литературы

  1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации // Разработаны Министерством экономического развития РФ, декабрь 2008 г.

  2. «О концепции развития агарной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года» / Приказ №342, от 25.06.2007 / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России). КонсультантПлюс

  3. Пилипенко, И.В. Проведение кластерной политики в России / Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». – М, 2008.

  4. Асадуллин, Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе // Аккредитация в образовании. – 2009. – №32. – с. 16-18.

  5. Богданова, О.В. Методические аспекты кластерообразования в аграрном секторе экономики региона / О.В. Богданова, Ю.А. Леметти – Интернет – журнал Экономические исследования», – 2011, – №5.

  6. Горетов, И.Н. Роль специализации в региональном кластерном развитии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – №5. – с.105-108.

  7. Гречкина, Н.Е. Целесообразность использования кластерного подхода в качестве инструмента обеспечения конкурентоспособности региона // Вестник университета (Государственный Университет Управления). – №26. – 2010, с. 55-60.

  8. Ермоченко, О.Н. Информационная недостаточность и информационная асимметрия в управлении сельскохозяйственными предприятиями: Препринт. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – 32 с.

  9. Инновационному агропроизводству – высококвалифицированные кадры. // Экономика сельского хозяйства России. – 2011. – №2, с. 34-45.

  10. Косован, Д.Ю. Стимулирование и мотивация кластеризации, как основной инструмент её развития // Вестник университета (Государственный Университет Управления). – №26. – 2010, с. 101-104.

  11. Костенко, И.А. Применение в аграрном секторе информационных технологий как фактора его прогрессивного развития. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007, №8.

  12. Косован, Д.Ю. Стимулирование и мотивация кластеризации, как основной инструмент её развития // Вестник университета (Государственный Университет Управления). – №26. – 2010, с. 101-104.

  13. Костенко, И.А. Применение в аграрном секторе информационных технологий как фактора его прогрессивного развития. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007, №8.

  14. Кудрявцева, О.В. Доминирование кластеров в экономике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – №11. – с.149-151.

  15. Кузьменко, И.П. Информационное обеспечение управления предприятиями АПК региона. Сборник научных трудов СевКавГТУ. / И.П. Кузьменко, Д.В. Гришин.– Серия «Экономика», 2005, №1.

  16. Кундиус, В. Кластерный подход к управлению продовольственным обеспечением и размещением производства в регионах. // АПК: экономика, управление. – 2001. – №04, с. 15-20.

  17. Минниханов, Р.Н. Инновационный менеджмент в АПК. / Р.Н. Минниханов, В.В. Алексеев, Д.И. Файзрахманов, М.А. Согдиев. – М.: Изд-во МСХА, 2003. – 432 с.

  18. Минниханов, Р.Н. Сельское хозяйство должно стать локомотивом экономики: интервью Премьер-министра Республики Татарстан / Специальный выпуск «ПроАгро» журнала «Top Builder», 2008.

  19. Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК («ИнформАгро – 2010»): матер. V Междунар. научно.-практ. конф. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. – 564 с.

  20. Некрасов, Р.В. Использование механизмов государственно-частного партнёрства при формировании кластеров в АПК региона // Регионология. – 2010. – №3.

  21. Нечаев, В. Научно-информационный кластер в АПК Краснодарского края. / В. Нечаев, Т. Полутина, Е. Земляных. – АПК: экономика, управление №10, 2010, с. 23-29.

  22. Нечаев, В.И. Экономика сельского хозяйства: учебник / В.И. Нечаев, Е.И. Артемова, JI.A. Белова. М.: КолосС, 2010. – 384 с.

  23. Носкова, М.В. Процесс развития кадрового потенциала сельского хозяйства в свете новой парадигмы управления. Вестник Алтайского государственного аграрного университета, – 2010, №11 (73), с. 83-86.

  24. Пилипенко, И.В. Кластерная политика в России / Пилипенко И. // Общество и экономика. – 2007. – № 8. – с. 28-64.

  25. Пиличев, Н.А. Управление агропромышленным производством. – М.: Колос, 2001. – 296 с.

  26. Полбицына, Л.Г. Формирование кластеров в АПК как эффективный инструмент регионального развития. Научный вестник Уральской академии государственной службы. №2(3), июнь 2008 г.

  27. Портер, М.Э. Конкуренция / Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 495 с.

  28. Портер, М.Э. Конкуренция. Пер. с англ.: – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.

  29. Прохорова, Н.Г. Кластеры в национальной экономике // «Экономика региона», № 18, декабрь 2007 г.

  30. Пути повышения закрепляемости кадров в сельском хозяйстве регионов Российской Федерации: науч. издание / Н.И. Кузнецов, А.В. Голубев, И.П. Глебов, Л.А. Александрова, В.В. Нежданов, С.В. Монахов, Л.С. Яковлев. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. – 204 с.

  31. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 495 с.

  32. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат – М., 2011. – 795 с.

  33. Россия в цифрах. 2013: Крат. стат. сб. / Росстат – М., 2013. – 525 с.

  34. Сельское хозяйство Смоленской области. Статистический сборник (ежегодник) / Смоленскстат – Смоленск, 2013. – 190 с.

  35. Семина, Л. Инвестиционный кластер как элемент региональной инвестиционной политики АПК России //Международный сельскохозяйственный журнал. – 2010. – №3, с. 11-13.

  36. Смирнов, А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 102 с.

  37. Смоленская область в цифрах. 2013. Статистический сборник / Смоленскстат – С., 2013.

  38. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг и др. – М.: «ИНФРА-М», 2014. – 495 с.

  39. Сучков, В. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов / В. Сучков, Р. Сафин, Е. Корчагин, И. Айтуганов. // Высшее образование в России. – 2008. – №12. – с. 12-19.

  40. Трещевский, Ю.И. Управление эффективностью организацией на основе интеграции / Ю.И. Трещевский, Е.М. Исаева, М.Г. Мовсесова // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2008. – №2. – с.13-20.

  41. Усов, В. Реализация кластерного подхода в развитии холдинговых компаний Республики Башкортостан. // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2010. – №1, – с. 25-27.

  42. Хухрин А.С., Примак А.А. и др. Формирование системы аграрных кластеров России. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2010, – №9.

  43. Ткаченко, В.Г. Кластеры в системе аграрного производства: сущность и значение в реализации инновационной политики государства / В.Г. Ткаченко, В.И. Богачёв // Вiсник економиiчноi науки украiни. – 2011. – №2. – с.182-189.

  44. Enright M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // World Link, №5, July/ August, 1992. Р. 24–25.

  45. Материалы официального сайта Администрации Смоленской области www.admin-smolensk.ru.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница