Инновационные пути обеспечения продовольственной безопасности И. И. Румык



Скачать 157.88 Kb.
Дата03.05.2016
Размер157.88 Kb.
Инновационные пути обеспечения продовольственной безопасности

И.И. Румык

ВУЗ «Университет экономики и права «КРОК», г. Киев, e-mail: ihorrumyk@yahoo.com


Аннотация: в статье выполнен теоретический анализ государственной инновационной политики и специфики инновационной модели развития Украины. Предлагаются пути усовершенствования существующих инновационных подходов для обеспечения продовольственной безопасности и повышения количественных и качественных стандартов жизни населения.
Ключевые слова: инновация, стратегия развития, продовольственная безопасность, ресурсный потенциал, инновационная модель, государственная стратегия.
Постановка проблемы. Инновационная система Украины переживает не наилучшие времена своего становления и развития, что связано, прежде всего, с политическими событиями и постоянными процессами перераспределения власти. Постоянное перераспределение сфер влияния как министерствами, ведомствами, так и их руководящими лицами не позволяет создать данную систему как систему организационно экономического и информационного обеспечения развития инновационных процессов на уровне государства, а тем более – дать возможность данной системе развиваться, распространяться и эффективно работать на рынке. Рынок инноваций позволяет себе формировать свои собственные тенденции развития, не надеясь на государственную поддержку, а еще и помогая государственным органам обеспечивать выполнение ими своих, не понятных с точки зрения стратегического менеджмента, миссий, выписанных в законодательных и исполнительных документах при их создании.

Украина сможет занять надлежащее место в Европе и в мире при условии овладения инновационным путем развития, фундаменты которого должны быть заложенные в процессе структурной перестройки экономики. На современном этапе ставится задание “содействия укреплению конкурентоспособности национальной экономики - главное условие обеспечения экономической стабильности”. Лишь в этом случае рост будет иметь кумулятивный характер, при котором эффект от экстенсивного использования имеющихся мощностей превысит потенциально возможный за счет инвестиционного и инновационного роста.

Для успешной реализации государственной экономической политики на продовольственном рынке необходимо в дальнейшем реформировать и развивать отечественный агропромышленный комплекс, оперативно реагировать на внутренние и внешние угрозы стабильности рынка продовольствия, в достаточной мере обеспечить население страны продуктами питания, принимать участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности. Исследование условий развития и обеспечения продовольственной безопасности является чрезвычайно актуальным, ведь решение этого вопроса дает возможность повысить количественные и качественные стандарты жизненного уровня населения относительно употребления по доступным ценам отечественных продуктов питания в соответствии с научными нормами и международными рекомендациями.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ исследований по даной теме, а именно работ таких ученых, как Архиереев С.И., Базилюк Я.Б., Жалило Я.А. [1], Дула А.П. [2], Гальчинский А.С., Геец В.М. [3], Радионова И.Ф. [4] и других, позволяет сделать вывод о том, что достижение продовольственной безопасности страны предопределяет необходимость решения теоретико-методологической задачи – определение стратегии продовольственного самообеспечения через применение экономических инструментов развития на основе инновационных достижений.

Формулировка целей. Целью исследования является определить и обосновать направления государственной инновационной политики в отрасли обеспечения продовольственной безопасности.

Изложение основного материала исследования. Возобновление экономического роста без активизации его инновационной составляющей ведет в экономике, которая характеризуется значительной ресурсодефицитностю, к постепенному исчерпанию резервов экстенсивного роста и экономической депрессии. Максимально полная реализация синергетического эффекта инновационного развития кажется единственно возможным способом реализации задания сокращения технологического и экономического отставания от развитых стран мира, которое стоит перед Украиной.

Специфика инновационной модели развития заключается в том, что она:

- ускоряет рост производительности факторов производства, что важно при условиях дефицитности, по крайней мере, одного из них;

- обеспечивает ускорение роста объемов производства;

- убыстряет структурные сдвиги, способствует перераспределению ресурсов на перспективные направления общественно-экономического развития;

- улучшает статус страны в глобальной экономике и национальную конкурентоспособность.

Особенности процесса экономических трансформаций оставляют свой отпечаток на реализацию инновационной политики. В первую очередь в переходной экономике, которая характеризуется нестабильностью экономических отношений и институционным и инфраструктурным несовершенством, реализация полного инвестиционного цикла является затрудненным и нуждается в значительных расходах. Дополнительные барьеры устанавливает активное вхождение переходных стран в глобальную экономику. Большая открытость экономики внедряет существенные ограничения эффективности экономической политики государства, в том числе – и в инновационной сфере. Перед правительствами, которые осуществляют экономические трансформации, стоит задание относительно осуществления структурной перестройки всего комплекса экономических отношений в соответствии с потребностями рыночной экономики, открытой экономики, внедрения инновационного типа развития и построения основ высокоиндустриального общества.

Значительное отставание Украины в социально-экономическом и научно-техническом развитии не только от развитых стран мира, но и от прежних социалистических государств делает переход к инновационному типу развития непременным условием сохранения экономического и политического суверенитета. Основой нового стратегического курса должна стать проработка и реализация государственной политики, направленной на создание необходимых экономических, институционных, научно-технических и социальных предпосылок утверждения Украины как высокотехнологического государства, ее вхождение в круг высокотехнологических стран мира. Эта цель может стать фундаментом не только экономической стратегии, но и политической консолидации нации.

Осуществляя политику регуляции и стимулирования инновационного развития, государство вынуждено постоянно решать проблему баланса распределения общественных ресурсов. Причем традиционная дилемма общественного выбора (то есть установление соотношения между производством продукции потребительского и производственного назначения) превращается сегодня в триаду производство продукции потребительского и производственного назначения и наука. Вкладывая средства в стимулирование потребительского спроса, общество отвлекает их от инвестиционного и инновационного направлений (точнее, эти средства идут на пополнение инвестиционного потенциала длинным путем, значительно теряя на нем в объеме). Решение о концентрации средств на реализацию инновационных проектов, в свою очередь, ведет к относительному уменьшению объемов потребления и текущего производства и инвестирования. Это особенно ощутимо в условиях стагнируещей экономики. Между тем, как отмечал еще М. Туган-Барановский [5], в долгосрочной перспективе именно технологические сдвиги формируют совокупный спрос. Следовательно, вкладывая средства в инновации, общество закладывает фундамент долгосрочной стратегии формирования внутреннего рынка товаров потребительского и производственного назначения. Это подтверждает необходимость обеспечения максимально возможного инновационного направления инвестиционных процессов в Украине.

Проблема соотношения и взаимосвязи инноваций и инвестиций требует отдельного анализа. Как правило, именно инвестиция является непосредственным носителем инновации, следовательно, реализация инновационной политики в неблагоприятном инвестиционном климате практически невозможна. Именно в ресурсодефицитной экономике с признаками неблагоприятного инвестиционного климата взвешенная стимулирующая политика государства в инновационной сфере является особенно важной. Практически инновация является изменением технологии производства, которая непосредственно влияет на производительность факторов производства и способ их сочетания, а следовательно, обеспечивает видоизменение производственной функции. По определению, инновация в социально-экономической системе является способом более эффективного использования ресурсов. Следовательно, увеличение объемов производства происходит даже при сохранении имеющейся диспозиции факторов производства. В более общем виде инновационная инвестиция является “ресурсосберегающим” вложением, которое обеспечивает значительно большую за среднюю по экономике экономическую отдачу (понятно, с соответствующим повышением уровня предпринимательского риска).

Критическая важность распространения позитивного эффекта инновации на смежные области знаний и производства обусловливает тесную взаимосвязь между научно-технической, производственной и инвестиционной деятельностью и свидетельствует о необходимости рассмотрения не только инновации как отдельного технико-организационного акта, а комплекса действий субъектов ведения хозяйства и составляющих национальной инновационной инфраструктуры, который приобретает вид инновационного процесса. Следовательно, достижение синергетического эффекта инновации требует значительно больше объема контрактных взаимоотношений и совокупных инвестиций, чем нужно, чтобы получить локальный экономический эффект от обычного капиталовложения.

Стимулирование инновационного развития не может быть ограниченным лишь точечным стимулированием избранных тем исследований или разработок, а должно быть направлено на создание условий для массового поиска результативных путей технологических изменений и быстрой поддержки позитивных находок. Поэтому главными заданиями инновационной политики государства является обеспечение сбалансированного взаимодействия научного, технического и производственного потенциалов, разработка и внедрение механизма активизации инновационной деятельности субъектов предпринимательства, распространения инноваций, во всех сферах национальной экономики.

По нашему мнению, целесообразным кажется переход к более гибкой системе установления критериев отбора технологий и инновационных проектов, которые уже могут осуществляться предусмотренными Законом „Об инновационной деятельности” уполномоченными институциями. Среди таких критериев могли бы быть:

- влияние проекта на условия жизни и безопасность жизнедеятельности человека, развитие человеческого капитала;

- повышение экономической эффективности производства, ресурсосбережение;

- междисциплинарный характер, размещение в нескольких секторах экономики;

- достижение мирового уровня и международной конкурентоспособности;

- смена роли регионов в национальной экономической системе;

- развитие коммуникаций и трансфера технологий.

Непосредственным критерием в предоставлении льгот инновационным проектам могла бы стать эффективность (рентабельность) реализации проекта за определенный период, например – за первый год использования. Это позволит предотвратить распространение „псевдоинноваций”, срок жизни которых не достигает далее момента получения налоговой льготы. Применение даного критерия могло бы приобрести форму налогового кредита, который предоставляется, исходя из ожидаемой нормы эффективности инновации, и изымается по окончании контрольного периода в случае недостижения этой нормы.

Государственная стратегия, ориентированная на обеспечение инновационного развития, должна быть направлена на выполнение таких заданий:

- непосредственного осуществления мероприятий национального и регионального уровня, которые будут способствовать улучшению качественных характеристик отечественного научно технологического потенциала, интенсификации процесса овладения научными знаниями и новыми технологиями, всестороннего развития человеческого капитала;

- поощрение осуществления субъектами национальной экономики инновационной деятельности и инвестиций инновационного направления с целью увеличения предложения инновационных продуктов, технологий и знаний;

- поощрение спроса субъектов национальной экономики на инновационные продукты, технологии, знания, создания благоприятных условий, для внедрения инноваций в производственную деятельность и быт населения.

Определяющим ориентиром инновационной стратегии должно стать обеспечение готовности национальной экономической системы и субъектов ведения хозяйства к широкомасштабному осуществлению инновационной деятельности и функционированию в условиях инновационного развития. Характерными признаками инновационной стратегии должны стать:

- осуществление целеустремленной государственной промышленной и инвестиционной политики, направленной на активизацию нововведений как приоритетной составляющей общей стратегии социально-экономического развития государства, обеспечения единства структурной и инновационной политики;

- создание благоприятных институционных условий для инновационной деятельности в стране: правового обеспечения, действенного льготного режима, усовершенствования механизмов финансирования инновационной деятельности;

- повышение удельного веса сложных, наукоемких продуктов в личном и производственном потреблении, совершенствование инфраструктуры рынков;

- создание условий для реализации отечественными предприятиями наступательной стратегии на внешних рынках, поддержки конструктивной конкуренции на внутреннем рынке, которая будет поощрять предприятия к инновационной деятельности;

- поддержка ведущих больших предприятий и объединений, которые имеют возможность реализовать общегосударственные инновационные приоритеты, развития научно-производственной кооперации, венчурного бизнеса, промышленно-финансовой интеграции, в том числе - на международном уровне;

- обеспечение тесной интеграции производства, финансов, науки, образования, с целью содействия опережающему развитию научно технологической сферы.

Накопленный инвестиционный потенциал должен быть использован для развития отраслей, в которых Украина имеет перспективные сравнительные конкурентные преимущества (отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости) и которые могут развиваться в условиях уже структурированного и вместительного рынка, готового к потреблению сложных товаров длительного пользования, а также спроса на технологическое оборудование со стороны отечественных производителей, которые дошли до стадии обновления производственных фондов [6].

Для реализации такой модели последовательной структурной модернизации национальной экономики через рычаги налоговой, денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политики надлежит произвести механизмы обеспечения действенности экономической политики государства. В связи с тем, что экономический рост есть, в конечном итоге, процессом расширенного воссоздания национального капитала, им должна предусматриваться перестройка всех звеньев цепи воссоздания, а именно - производства, распределения, обмена и потребления. Таким образом, осуществив предварительный теоретический анализ проблемы инновационного развития экономики, были определены проблемы, которые сдерживают развитие инновационных процессов в Украине:

- отсутствие научно-методологической базы формирования инновационной системы;

- отсутствие системности в осуществляемых государством мероприятиях по реализации инновационного потенциала национальной экономики;

- государственное управление инновационной деятельностью осуществляется без четко сформулированной стратегии научно технологического и инновационного развития;

- отсутствие действенной системы приоритетов развития научно технологической сферы через непроработанность механизмов их реализации;

- неготовность аппарата государственного управления к конкретной деятельности, направленной на инновационное развитие экономике;

- государственное управление инновационной деятельностью обеспечивается по отраслевому принципу;

- нескоординированность действий субъектов инновационной деятельности;

- недостаточность финансовых ресурсов для обеспечения научных исследований и внедрения инновационных разработок из-за отсутствия благоприятных условий для инновационной деятельности отечественных производителей и недостаточной привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов;

- несовершенство нормативно правовой системы регуляции и стимулирования инновационной деятельности;

- медленное формирование современного и масштабного рынка инновационной продукции;

- избыточного фискального давления, неэффективности институционной структуры экономики, которые оборачиваются потерями других секторов экономики. Продукция высокотехнологических отраслей не находит сбыт в других отраслях через большой технологический отрыв и отсутствие мотивации к ее использованию, которое существенно снижает синергетический эффект инноваций.

Учитывая существующие проблемы, которые можно рассматривать по-разному, определим пути их решения. Путями решения проблем развития инновационной деятельности может стать:

- совершенствование нормативно правовой базы для обеспечения развития инновационной системы;

- необходимость системного и последовательного внедрения функциональных принципов государственного управления инновационной деятельностью;

- органичное включение всех отдельных элементов инновационного развития в единственную активно и целеустремленно функционирующую национальную инновационную систему, что возможно лишь при условии действия системообразующих факторов.

Такими факторами могли бы стать общегосударственные приоритеты инновационной политики при условии их осознания на всех уровнях как основного средства реализации общенациональной идеи, достижения единственной, и общей для всех цели:

- создание высокоэффективной системы телекоммуникаций, внедрения новейших методов передачи и обработки информации во всех сферах человеческой деятельности;

- формирование общегосударственной системы автоматизированного поиска, сбора, накопления, аналитической обработки, систематизации, консолидации, хранения, распространения и предоставления информации, в сфере научно технологического и инновационного развития, единственной системы учета электронных информационных ресурсов государства;

- обеспечение через систему информационных ресурсов широкомасштабного использования существующей научно-технической наработки относительно его инновационного внедрения и повышения уровня научно-технического потенциала в сфере инновационной деятельности;

- ускоренное использование или внедрение нововведений;

- содействие организационно-финансовой инфраструктуре инновационной деятельности по обеспечению согласованного действия цепочки: «наука – технология – производство – рынок»;

- определение национальных приоритетов научно-технического направления, их обеспечения, и сопровождение соответствующей инвестиционной, налоговой и амортизационной политиками;

- создание механизмов государственного стимулирования инновационной активности предприятий, а также осуществление инновационного давления на субъекты ведения хозяйства через введение санкций на выпуск устаревшей продукции и использование неэффективных ресурсо- и энергоемких и экологически опасных технологий;

- определение территорий инновационного развития, как территорий в пределах одного или нескольких административных образований, основу экономического развития которых составляет создание и реализация конкурентноспособной наукоемкой продукции;

- целеустремленная подготовка кадров высокой квалификации для высокотехнологических отраслей, а также менеджеров инновационной деятельности;

- упорядочивание работы технопарков, создания современных научных лабораторий, при корпорациях, новейшей инфраструктуры и информационных банков технологий, специальных инновационных фондов, с привлечением институционных инвесторов, коммерческих банков;

- модернизация свободных экономических зон;

- усовершенствование системы управления инновационными проектами и программами;

- повышение инновационной культуры общества;

- создание системы организационно-экономического и информационного обеспечения развития инновационных процессов.

Выводы. Выход из экономического кризиса в нынешних условиях, оздоровление реального сектора экономики, возобновление инновационно-инвестиционного процесса возможно путем продолжения экономических реформ, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономических институтов в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства. Ввиду того, что главными заданиями стратегии инновационной политики является обеспечение сбалансированного взаимодействия научного, технического, производственного и предпринимательского потенциалов, разработка и внедрение механизма активизации инновационной деятельности субъектов предпринимательства, распространения инноваций, во всех сферах национальной экономики, национальная стратегия, ориентированная на формирование инновационной модели развития, должна совмещать:

- непосредственные мероприятия национального и регионального уровней, осуществляемые при прямом бюджетном финансировании, которые будут способствовать улучшению качественных характеристик отечественного научно-технологического потенциала, овладение научными знаниями и новыми технологиями, всестороннему развитию человеческого капитала;

- осуществление субъектами национальной экономики инновационной деятельности и инвестиций инновационного направления в конкурентной среде, увеличение предложения инновационных продуктов, технологий и знаний.

Таким образом, анализ инновационной политики и специфики инновационной модели развития Украины показал необходимость разработок этого вопроса. В процессе дальнейших научных исследований нужно решить стратегическое задание, а именно: создания мощного агропродовольственного комплекса для обеспечения потребностей населения в продуктах питания на уровне экономически развитых стран, которые являются показателем достижения достаточного уровня продовольственной безопасности на основе инновационного пути развития государства.


Список использованной литературы:

[1]. Жалило Я.А., Архиреев С.И., Базилюк Я.Б. Проблемы и приоритеты формирования инновационной модели развития экономики Украины. / Я.А. Жалило, С.И. Архиреев, Я.Б. Базилюк. - К., 2006.

[2]. Дула А.П. Финансовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности / А.П. Дула // Финансы Украины. - № 11. – 2004. – С. 43.

[3]. Гальчинский А.С., Геец В.М. Инновационная стратегия украинских реформ / А.С. Гальчинский, В.М. Геец. – К.: Знания Украины, 2002. – 326 с.

[4]. Радионова И.Ф. Макроэкономика: теория и политика: Учебник. / И.Ф. Радионова. – К.: Таксон, 2004. – 348 с.

[5]. Туган-Барановский М. Земельная реформа. / М. Туган-Барановский. – С.Петербург, 1905.



[6]. Румык И.И. Финансовое обеспечение инновационной деятельности в украинской экономике. / И.И. Румык // Сборник научных трудов “Ученые записки Института экономики и права “КРОК”. – Вып. 16. – К., 2007. – С. 89-95.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница