Информационно-консультационный центр



страница1/9
Дата04.05.2016
Размер1.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РТ

ГУП РТ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР






г.Казань 2009г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

  1. Организация региональных и районных формирований системы информационно-консуль­тационного обеспечения субъектов АПК и сельского населения в России 2

  2. Концепция развития МТС на период до 2010 года 6

  3. Семеноводству картофеля – инновационный путь развития 14

  4. Стратегия развития механизации и автоматизации уборки навоза и подготовки органических удобрений до 2010 года 24

  5. Состояние и перспективы применения жидких минеральных удобрений 27

  6. Точное земледелии. Концептуальные положения 32

  7. Особенности технологии кормления коров 40

  8. Роль кукурузы в кормовом балансе 57

  9. Правильное доение: гигиенический аспект 61

  10. Основная значимость овцеводства в агропромышленном комплексе

  11. Учет затрат в животноводстве 64

  12. Зарплатные ошибки, которые проверяющие будут искать во время кризиса 68


Организация региональных и районных формирований системы информационно-консуль­тационного обеспечения субъектов АПК и сельского населения в России
В сельском хозяйстве, так же как и в других отраслях эко­номики, по мере внедрения достижений науки и техники все большее развитие получает информационно-консультационная деятельность. Ежегодные аналитические исследования пока­зывают, что информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей актуально, востребовано и перспективно. Включение в Государственную программу раз­вития сельского хозяйства и регулирования рынков сельско­хозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. подпрограммы (направления) «Оказание консультаци­онной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» по­служит для дальнейшей активизации информационно-консуль­тационной деятельности и более эффективного ее влияния на развитие сельскохозяйственного производства. Подпрограм­ма предусматривает, что к 2012 г. будут функционировать региональные центры по оказанию консультационной помощи в семидесяти субъектах Российской Федерации, эту помощь будут оказывать 4900 профессиональных консультантов.

Результаты мониторинга, проводимого ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», свиде­тельствуют, о том, что в АПК России функционирует систе­ма информационно-консультационного обеспечения субъек­тов АПК и сельского населения, включающая федеральный, региональный и районный уровни. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ин­формационно-консультационных, обучающих и внедренчес­ких формирований, поставщиков информации и инноваций, выполняющих определенные задачи для достижения общей цели - информационного обеспечения и консультационного обслуживания АПК и сельского населения.

На федеральном уровне под руководством Минсельхоза России действуют Российский центр сельскохозяйственного консультирования, Центр обучения кадров ИКС АПК при РГАУ -МСХА имени К А. Тимирязева, ведущие научно-исследователь­ские организации На региональном уровне в 54 субъектах РФ формируются региональные системы информационно-консуль­тационного обеспечения АПК, они состоят из регионального и районных формирований (центров). Статус регионального цен­тра закрепляется законодательно на уровне правительства (администрации) субъекта РФ и органа управления АПК

В силу различий организационно-экономических усло­вий в субъектах РФ по-разному складывается формирова­ние региональных систем информационно-консультационно­го обеспечения АПК. Один из вариантов системы представ­лен региональным центром в форме государственного уч­реждения или предприятия и муниципальными учреждения­ми в районах. Взаимоотношения между региональным и рай­онными формированиями строятся на договорной основе. В качестве примеров такой организации можно назвать сис­темы информационно-консультационного обеспечения рес­публик Башкортостан и Чувашия, Краснодарского края и Воронежской области Другой весьма распространенной и очень эффективной формой являются системы, состоящие из регионального государственного учреждения со струк­турными подразделениями в районах. По такому пути ус­пешно развивается информационно-консультационное обес­печение в республиках Бурятия и Калмыкия, Ярославской и Самарской областях. Третье направление развития пред­ставляет региональный центр в форме некоммерческой орга­низации (АНО, фонд) со своими структурами в районах. При­меры использования такой организации - системы инфор­мационно-консультационного обеспечения АПК Республики Саха (Якутия), Нижегородской и Тюменской областей.

В 16 субъектах РФ в качестве региональных центров функционируют структурные подразделения учреждений дополнительного профессионального образования специа­листов АПК и сельскохозяйственных вузов, а также науч­ных организаций. Достоинство таких структур заключается в хорошей материально-технической базе и высококвали­фицированных специалистах, а недостаток - в практичес­ком отсутствии консультантов, работающих на основе пол­ной занятости консультационной деятельностью.

Создание районных формирований идет довольно мед­ленно, на данном этапе они функционируют в 385 районах Российской Федерации из 1866, что составляет 20,6%. Фе­деральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.» предусматривает создание 240 информационно-консультационных центров в сельской местности, призван­ных, прежде всего, обслуживать сельское население. В 2006-2007 гг. было сформировано 132 таких центра в 24 регионах.

Организация региональных и районных формирований осу­ществляется на основании методических материалов, разра­ботанных с учетом актуальных требований законодательства и структурных преобразований в АПК. На подготовительном этапе необходимо определить направления деятельности с учетом специфики территории и потребности в консультациях и информации. Для этого проводится анкетный опрос руково­дителей и специалистов субъектов АПК, сельских жителей. Для организации регионального и районных (межрайонных) фор­мирований необходимо подготовить учредительные докумен­ты, сформировать кадровый состав. Кадры - это решающий ресурс при налаживании эффективной работы, от их квалифи­кации зависит успех информационно-консультационного обес­печения сельских товаропроизводителей и сельского населе­ния, поэтому одна из первоочередных задач заключается в обучении кадров технологии консультационной работы.

Для повышения качества консультационного обслужива­ния клиентов очень важны условия работы специалистов-консультантов. Для этого необходимо обеспечить сотрудни­ков удобными рабочими местами, предусмотреть помеще­ние для проведения семинаров, конференций, размещения сервера, полиграфического оборудования и других техничес­ких средств, а на районном уровне - комнату для приема посетителей. Эта задача может быть решена путем строи­тельства новых офисных помещений или реконструкции су­ществующих, а также передачи не используемых по назначе­нию зданий, находящихся в государственной собственности.

Оперативное предоставление квалифицированных консуль­таций и достоверной информации по запросам многочислен­ных пользователей зависит, в первую очередь, от оснащения формирований всех уровней современным оборудованием, оргтехникой, персональными компьютерами, программным обеспечением, печатно-множительными средствами, транс­портом, портативными полевыми приборами и лабораторным оборудованием, поэтому значительные затраты будут связа­ны с их приобретением. Единая информационная сеть призва­на соединить воедино формирования федерального, региональ­ного и районного уровней, а также обеспечить связь с постав­щиками наукоемких технологий научно-технической продук­ции, материально-технических средств.

Организационная структура региональных и районных информационно-консультационных формирований зависит от направлений деятельности и функций, которые выполня­ют подразделения и консультанты. Обобщение опыта рабо­ты региональных формирований позволило выделить ос­новные направления их деятельности:

-организационно-методическая деятельность (координа­ция работы системы, взаимодействие с внешними предпри­ятиями, организация и проведение семинаров, конференций);

-комплексное и отраслевое консультирование;

-инвестиционное бизнес-планирование;

-внедрение инноваций;

-выставочно-демонстрационная деятельность;

-информационная деятельность (размещение актуальной информации на сайте и в периодических изданиях, веде­ние специализированных баз данных),

-внедрение информационных технологий в сельскохозяй­ственных организациях;

-выпуск периодического журнала, освещающего разви­тие АПК региона;

-издание специализированных пособий, рекомендаций, сборников, изготовление научно-производственных и тех­нологических фильмов.

Для обеспечения выполнения представленных видов дея­тельности лучше всего подходит функциональная организаци­онная структура, позволяющая наиболее квалифицированным кадрам специализироваться в своих видах деятельности и ко­ординировать эти направления в системе. В соответствии с видами деятельности в региональном центре формируются структурные подразделения. В качестве типовой можно пред­ложить структуру регионального информационнс-консультационного центра, включающую следующие отделы: организацион­но-методический и учебный; экономико-правового консульти­рования (возможно отдельно экономического и юридического направления); технологического консультирования (в растени­еводстве и животноводстве); бизнес-инвестиционного плани­рования, анализа и сопровождения проектов; аграрных преоб­разований и комплексного развития сельских территорий, орга­низации выставочной и рекламно-издательской деятельности; информационных технологий и программного обеспечения.

На районном уровне основными видами деятельности консультантов должны стать:

-консультирование юридических и физических лиц по вопросам организации управления производством, эконо­мики, финансов, бухгалтерского учета и налогообложения, земельного и другого законодательства;

-оказание консультационных услуг сельским товаропро­изводителям по растениеводству и животноводству с при­вязкой к местным условиям;

-формирование и реализация программ освоения инно­ваций и передового опыта на территории муниципального образования;

-организация проведения краткосрочных обучающих се­минаров, выставок, и других мероприятий для сельских то­варопроизводителей и населения;

-участие в разработке и реализации социальных, экономи­ческих, экологических программ муниципальных образований.

На начальном этапе считаем достаточным, если в каж­дом районном центре будет работать по семь человек, в дальнейшем количество консультантов определяется исхо­дя из объема работ. Объем работ зависит от числа клиен­тов, обратившихся за консультациями, трудоемкости ока­зываемых услуг и запланированных мероприятий. Число кли­ентов напрямую связано с количеством хозяйствующих субъектов (сельскохозяйственных предприятий, потреби­тельских кооперативов, крестьянских (фермерских) хо­зяйств, предприятий малого бизнеса в сельской местности, ЛПХ) и охвата их консультационными услугами.

Наиболее эффективной будет специализация консультан­тов по категориям обслуживаемых клиентов, так как имеют­ся отличия в методах работы и быстрее происходит накоп­ление опыта консультанта. Трудоемкость работ и нормати­вы по количеству обслуживаемых клиентов различаются по их категориям и должны быть разработаны, с использо­ванием опыта работы консультантов, в ближайшее время.

Таким образом, при организации региональных и районных формирований системы информационно-консультационного обеспечения субъектов АПК и сельского населения необходи­мо решить множество сложных задач, создать организацион­но-экономические условия, способствующие повышению про­изводительности и качества работы консультантов. При этом нужно обеспечить всестороннюю государственную поддержку этих формирований, так как они являются проводниками аг­рарной политики страны и регионов, их деятельность рассмат­ривается как один из приоритетных механизмов внедрения научных разработок, новых технологий, передового опыта в практику сельскохозяйственных товаропроизводителей, рас­ширения сферы занятости и оказания помощи в решении соци­ально-экономических проблем сельского населения.
Галина Демишкевич,

Кандидат экономических наук ,

ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультированания»,

Алексей Олонцев,

Директор ГОУ Ярославской области «Информационно-консультатционная служба АПК»


Концепция развития МТС на период до 2010 года

Основные положения

В АПК страны в настоящее время значительная часть сельскохозяйственных производителей (более 35 % от их общего числа) не в состоянии самостоятельно выполнять необходимый комплекс агротехнических работ по производству продукции земледелия и животноводства.

Утвержденные 27 июля 2000 г. Правительством Российской Федерации «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг.» оказались не подкрепленными реальным экономическим механизмом.

Сосредоточение поступающей в ограниченных объемах новой техники, прежде всего в создаваемых МТС, позволяет:



во-первых, обеспечивать высокопроизводительное использование новой техники, о чем свидетельствует работа большинства МТС, в которых сменная и годовая выработка машин в 2-3 раза выше по сравнению с хозяйствами соответствующего региона;

во-вторых, осуществлять производство определенных видов продукции земледелия на основе интенсивных и ресурсосберегающих технологий с получением максимального прироста производства продукции;

в-третьих, сосредотачивать имеющиеся технические возможности на выполнении наиболее ответственных и энергоемких технологических операций, прежде всего, в товарных сельскохозяйственных предприятиях, которые уже не в состоянии выполнять работу без посторонней помощи;

в-четвертых, облегчать социальное положение трудящихся тех хозяйств, которые уже не в состоянии производить сельскохозяйственную продукции в связи с невозможностью осуществления ответственных и трудофинансовоемких механизированных работ. Концентрация техники, резкое повышение ее производительности существенно компенсирует сложившийся дефицит в ней, а также образовавшийся острый недостаток механизаторских кадров.

Перед российским агрокомплексом поставлена главная задача на предстоящий прогнозируемый период - обеспечить существенное наращивание производства продовольственных ресурсов. Исходя из этого, действующие и создаваемые МТС должны отвечать условиям;

- обеспечения полного интенсивного использование всех эксплуатационно-технических возможностей, заложенных в современной новой и действующей технике, сосредоточенной в МТС:

- освоения современных интенсивных и ресурсосберегающих технологий производства конкурентоспособной продукции земледелия на основе эффективного использования имеющейся новой техники, потенциала возделываемых сортов и возможностей почвенного плодородия, обеспечивающие за ближайшие 5…7 лет существенное увеличение производства продукции земледелия и животноводства в зоне своей деятельности;



  • реализации возможности высокопроизводительного использования новой современной техники также за пределами своего структурного подразделения, максимально используя «широтный» метод работы;

  • участия в формировании создаваемых новых МТС всех желающих участников с включением доли государственных учредителей, свободных инвесторов в интересах формирования требуемого стартового капитала;

  • возможности выступать лизингополучателем новой техники.

При сложившейся низкой технической укомплектованности действующих в России 850 машинно-технологических станций (в среднем на одну МТС приходится 8,7 ед. тракторов, 4,6 ед. зерноуборочных комбайнов) годовая выработка в них на один условный трактор составила за 2001 г. 1200 у. э. га, что почти в 3 раза выше средне российских показателей, а по зерноуборочным комбайнам соответственно в 1,5-2 раза выше.

Значительно увеличилась численность работающих в МТС в 2001 году по сравнению с 2000 г. Это объясняется, с одной стороны, потерей рабочих мест в хозяйствах, где продолжают нарастать негативные тенденции сокращения численности техники, а с другой стороны, появлением потребности в более квалифицированных кадрах, созданием необходимых условий для получения стабильной оплаты в МТС.



Уборка зерновых культур в 2001г., выполненная силами МТС, no отношению к 2000 г. возросла на 29 %. При этом, в связи с острым дефицитам уборочной техники, сосредоточением новых зерноуборочных комбайнов в МТС позволило в больших масштабах производить переброску уборочных отрядов в зависимости от сроков уборки.

Анализ организационных форм действующих в России МТС выявил в основном три группы действующих МТС:

Первая группа - внутрихозяйственные МТС преимущественно работают в составе агропромышленных фирм, объединений. Эти формирования относятся непосредственно к сельскохозяйственному производству, выполняющему полный цикл агротехнических операций по выращиванию сельскохозяйственных культур.

Вторая группа - самостоятельные межхозяйственные МТС относятся к типовым станциям, работающим в основном на подряде, выполняющим заказы сельских товаропроизводителей. В ряде случаев они берут в аренду землю на которой выращивают определенные сельскохозяйственные культуры.



Третья группа — самостоятельные межхозяйственные МТС, преимущественно работающие по договорам о совместной деятельности.

МТС первой группы имеют определенные преимущества, выражающиеся в наличии льгот как у сельских товаропроизводителей. Имеется возможность более полной загрузки механизаторов в течение года. Гораздо легче решаются установления тарифов на проведение сельскохозяйственных работ. Немаловажной, если не основной, положительной стороной деятельности МТС первой группы является значительная возможность освоения интенсивных технологий по всем операциям выращивания сельскохозяйственных культур.


Одним из реальных выходов из создавшегося критического положения является значительное расширение масштаба и улучшение деятельности машинно-технологических станций.

Руководствуясь накопленным опытом и стоящими перед агропромышленным комплексом задачами, представляется возможным определить основные направления развития МТС на период до 2010 года:

1. Первая задача относится к инвестиционным. Необходимо объединять юридических и физических учредителей МТС для изыскания Финансовых средств на формирование стартового капитала в целях увеличения количества МТС и пе­рехода на высокие, интенсивные и ресурсосберегающие технологии производства и видов продукции.

Действующими способами привлечения инвестиций является разработка и реализация инвестиционных проектов государственными и муниципальными органами власти, организация инвестиционных ярмарок на примере Орловской области, разработка и реализация предложений по внебюджетным источникам инвестирования и др.

Проведенные расчеты показывают, что в среднем для организации одной МТС, укомплектованной современной техникой для организации производства продукции на основе прогрессивных технологий, потребность в финансовых средствах составляет 30...35 млн. рублей с последующей окупаемостью их в 3-4 лет. Помимо этого, необходимо также предусматривать изыскание оборотных финансовых средств на приобретение топлива, семян, удобрений и средств защиты растений и на оплату труда. Возвратность их не должна превышать 9…12 месяцев.

Средняя суммарная потребность каждой уже действующей МТС в кредитно-лизинговых средствах находится в пределах 10...12 млн. рублей.

2. Следующая задача- это приобретение новой высокопроизводительной хозяйственной техники для максимально высокопроизводительного ее использования. При этом должно стать неотъемлемым условием, что вся поступающая в МТС техника должна иметь как суточную, так и сезонно-годовую выработку, превышающую, как минимум, в 2,5...3,0 раза показатели хозяйств.

Тенденция массового поступления новой техники уже наблюдается. Достаточно отметить, что в среднем каждая МТС в 2002 г. имела 29 % современных импортных высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов из всего парка этих машин.



3. Третья задача относится к усилению интеграции МТС с сельскохозяйственными производителями на основе совместного производства продукции преимущественно по современным технологиям.

4. Важное значение имеет задача увеличения количества МТС, прежде всего в составе районных или областных агрофирм по производству и поставке сельхозпродукции по современным интенсивным и энергосберегающим технологиям. Учредителями таких фирм обычно выступают органы управления АПК в регионе, государственные, муниципальные и коммерческие предприятия. Работа МТС в этих условиях представляется в виде цеховой структуры конкретной агрофирмы и должна строиться на основе внутрихозяйственного расчета.

5. Пятая задача относится к укомплектованию и повышению квалификации механизаторов и специалистов МТС, непосредственно обеспечивающих эффективное использование сложной современной техники и освоение интенсивных и ресурсосберегающих технологий производства. Предоставляется необходимым в каждом регионе организовать практические курсы повышения квалификации рабочих и АУП станций.

6.Задача сохранения надежности, предупреждения отказов машин является основой интенсивной эксплуатации техники МТС. В этой связи следует организовать в каждой МТС проведение качественного технического обслуживания и текущего ремонта, без чего невозможно обеспечить стабильное высокопроизводительное использование машин. В связи с этим целесообразно, чтобы производственная база создаваемых новых МТС широко использовала возможности имеющихся районных ремонтно-технических и других сервисных предприятий.

7.Необходимо предусмотреть контроль качества выполнения МТС заказов сельхозпроизводителей. Это обеспечивается выдачей каждой работающей МТС лицензии на право осуществлять производство сельскохозяйственной продукции на основе освоения современных технологий и высоко производительного использования новой современной техники для села и постоянное поддержание ее в работоспособном состоянии.

8. Следующая задача относится к переходу к третьему этапу машинно-технологических станций (рис.1).

Первый этап состоял в организации различными предпринимателями, частными лицами механизированных отрядов, где концентрировалась существующая техника. На втором этапе механизированные отряды превращались в МТС двух типов; 1 - межхозяйственная - районная, региональная, работающих на подряде и по договорам о совместной деятельности, и 2 – внутрихозяйственная в виде подразделения агрофирмы, кооперативного предприятия. Учредители межхозяйственных МТС в большинстве случаев постепенно становятся администрации района или региона в целях социальной поддержки разоренных хозяйств.

Этот этап деятельности МТС характерен для развивающегося рынка.

Третий этап организации МТС характеризуется учредителями в качестве которых выступают агрофирмы и кооперативные предприятия с высокопроизводительной и специализированной техникой в условиях нормального рынка. В этой связи следует поддерживать создание межхозяйственных МТС с преобладанием контрольного пакета акций у сельских товаропроизводителей перерабатывающих предприятий и частных инвесторов.

Реализация указанных основных задач развития основных МТС на период до 2010 г. требуют решения ряда вопросов:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница