Информационно-экологическая подготовка инженеров транспорта как основа обеспечения экологической безопасности



Скачать 78.54 Kb.
Дата11.11.2016
Размер78.54 Kb.
ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ ТРАНСПОРТА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Боталова Т.В.



Оренбургский государственный университет , г.Оренбург
Целью высшего профессионального образования сегодня является не просто подготовка студента к работе в современном обществе, а обеспечение профессионального становления будущего специалиста, развития его личности, профессиональной позиции, способности к саморазвитию. Рынок труда в настоящее время нуждается в «гибких» специалистах, способных решать вопросы, относящиеся к разным отраслям знаний и требующие навыков приспособления к быстрой смене профессиональных задач.

Переход на новую модель образования требует от высших учебных заведений обеспечения такой подготовки кадров высшей квалификации, которая могла бы сочетать в себе умение решать актуальные научно-технические задачи и социально-экономические проблемы в соответствии с запросами развивающегося общества. В государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» говорится, что основой образования XXI века становится формирование базовых компетентностей современного человека:

Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); Самоорганизационной (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы); Самообразовательной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В настоящее время созрела особая необходимость формирования условии более тесного взаимодействия инженера и инженера-эколога при обосновании целесообразности разработки технических решений, осуществлении их производства или строительства, а так же при принятии к исполнению экологически обоснованных управленческих решений.

Безусловно, каждому инженеру-профессионалу трудно стать профессиональным инженером-экологом. Да в этом и нет острой необходимости. Каждый должен заниматься решением своих задач в тесном взаимодействии. Поэтому, для понимания (осознания) последствий в отношении окружающее среды и, как следствие, самого человека – жителя Земли, - каждый инженер сегодня обязан усвоить, что принцип «не навреди» должен стоять впереди прямых экономических выгод.

Качество высшего профессионального образования обусловлено различными факторами, условиями и ресурсами, позволяющими достичь заявленных целей. К ним можно от­нести методическое и материально- техническое обеспечение, компетентность стандартов и качество конкретных образова­тельных программ.

Компетентностная образовательная мо­дель нашла свое отражение в федеральных государственных образовательных стандар­тах высшего профессионального образования 2010 г., диктующих изменение цели, содер­жания и результатов образования, в основе которого заложена новая система универ­сальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучаю­щихся и их личной ответственности.

Совокупность изложенных в ФГОС ВПО 2010 г. требований включает потенциально значимые для профессиональной деятельно­сти черты, качества и свойства личности, реа­лизующиеся в разнообразии универсальных (общекультурных) и специфических (профес­сиональных и специальных) компетенций.

По каждому из прописанных в ФГОС на­правлений подготовки бакалавриата и маги­стратуры определены цели обучения и воспи­тания, объект профессиональной деятельно­сти, виды профессиональной деятельности и соответствующие им профессиональные за­дачи, требования к результатам освоения ос­новных образовательных программ. Структу­ра образовательной программы ВПО включа­ет базовую (обязательную) и вариативную часть, содержательное наполнение которой становится прерогативой вуза, учебные циклы и проектируемые результаты их освоения в виде знаний, умений, навыков, трудоёмкость учебных циклов в зачётных единицах. Кроме того, ФГОС ВПО определяют требования к условиям реализации основных образова­тельных программ, способствующим форми­рованию у студентов необходимых компетен­ций и обеспечению оценки качества освоения основных образовательных программ.

Любая реальная ситуация принятия управленческих решений по повышению экологической безопасности автомобильного транспорта 9ЭБАТ) характеризуется двумя особенностями:

1) Принятие наиболее рационального решения должно быть максимально оперативным. Отсрочка означает, что не найдено нового или изменения старого действия, предпочтительно другим альтернативам.

2) Должна быть разрешена неясность относительно последствий различных альтернативных действий, возникновение которой, в основном, связано с отсутствием достаточных знаний об имеющихся связях. Таким образом, необходимо иметь достаточно полное формализованное описание ситуации, позволяющее осуществлять рациональный выбор действий.

Подобные проблемы эффективно могут быть решены при практическом использовании специализированных автоматизированных систем экологического мониторинга (АСЭМ) и их подсистем, функции которых реализуются с использованием современных технологий.

Рассматриваемая в данной статье АСЭМ – это аналитико-информационная система, которая при внедрении для реального функционирования должная являться составным элементом региональной системы управления качеством ОС (СУК-ОС) (отвечающей требованиям ГОСТ ИСО 14001), а именно ее управляющей подсистемы, и обеспечивать эффективное взаимодействие между последней и управляемой подсистемой (точнее, их составляющими, которые связаны именно с экологизацией автомобильного транспорта).

В качестве управляемой подсистемы – объекта управления – выступает (в данном случае) процесс Р негативного воздействия АТК (или его конкретного объекта/группы объектов) региона на окружающую среду.

Управляющая подсистема – субъект управления – обеспечивает процесс управления: такое целенаправленное воздействие (осуществляемое различными способами) на функционирование государственных, некоммерческих и частных объектов АТК, а так же на владельцев АТС (в том числе собственного автопарка), результатом которого стане повышение ЭБ АТ и, одновременно, улучшение качества природных сред региона.

Работа субъекта управления, в свою очередь, осуществляется на нескольких соподчиненных уровнях. Так, непосредственно управленческая деятельность (принятие управленческих решений) осуществляется в высшей подсистеме – системе принятия решений (СПР). К СПР относятся областная и городская администрации, все элементы аппарата управления региональными и муниципальными объектами АТК, государственные природоохранные и санитарно-эпидемиологические структуры, в которых находятся специалисты-эксперты и научные работники, владеющие предметной областью.

На схеме 1 продемонстрированы основные этапы, которые предлагаются при организации функционирования СПР. В начале осуществления управленческой деятельности по повышению ЭБ АТ проводятся подготовительные этапы (блоки Э-1 – Э-4 представленной схемы). Их реализация определяет выработку в последствии таких мероприятий по регулированию сформированной экологической ситуации, которые будут является научно обоснованными, а также удовлетворяющими требованиям максимальной эффективности и рациональности в сложившихся условиях рассматриваемого региона. Следует отметить, что принимаемые командные воздействия влияют на здоровье десятков – сотней тысяч людей, требуют серьезных денежных затрат. Безусловно, и оперативные мероприятия и, долгосрочные экологические Программы, особенно те, которые требуют инвестиции, имеющие огромную социальную и экономическую цену, должны быть всесторонне обоснованы.

На этапе 1 определяются цели и основные задачи реформирования экологической политики в АТК региона. От качества его реализации будут в значительной степени зависеть и правильный выбор средств, и эффективность конечного результата.

На этапах 2 – 4 тщательный анализ реальной экологической ситуации, сформированной как по региону в целом, так и на локальных территориях, подверженных негативному влиянию определенных объектов АТК; осуществляется ранжирование различных объектов, оказывающих суммарное техногенное воздействие на ОС данной территории, по степени их экологической опасности; изучаются факторы (внутренние и внешние), определяющие результирующий уровень негативного воздействия АТК (его отдельных объектов) на природные среды, и выделяются те из них, которые являются наиболее приоритетными и управляемыми.























































Рисунок 1 – Схема этапов управленческой деятельности по повышению экологической безопасности автомобильного транспорта региона
На этапах 5 – 8 вырабатываются стратегия и тактика; определяются критерии эффективности планируемых оперативных и перспективных регулирующих мероприятий; обосновываются и принимаются конкретные ПМ.

Заключительным этапом (блок Э-9) является проведение динамичного контроля и оценки эффективности проведенных мероприятий, осуществление, при необходимости, их корректировки. Результатом данного этапа может стать дополнительное проведение как этапов 2 – 4, так и 5 – 8.

Высшая подсистема СПР непосредственно не взаимодействует с процессом Р. Реализация конкретных управляющих воздействий осуществляется другой подсистемой – исполнительной системой (ИС) – на объектах АТК, на предприятиях и в организациях, имеющих собственные автопарки, в том числе, владельцами личных АТС.

АСЭМ в качестве составного элемента СУК-ОС будет предоставлять СПР ( в рамках проведения комплексного ЭМ, элементы которого дают полную оперативную и адекватную информацию, знание которой обеспечит выполнение всех обозначенных выше этапов управления.

Рассмотренные этапы управленческой деятельности специалистов транспортной отрасли показывают, что в процессе обучения студентам необходимо серьезная подготовка в изучении вопросов экологии и охраны окружающей среды. В учебных планах специалистов, бакалавров и магистров предусмотрены дисциплины, изучающие вопросы экологии и охраны окружающей среды.

Выпускники по направлению 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и оборудования» при написании выпускной квалификационной работы обязательно пишут раздел по охране окружающей среды, что в какой-то степени мобилизует выпускников на изучение вопросов связанных с экологией автомобильного транспорта.


Список литературы


  1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и дополненное. / Е.С Кузнецов., А.П. Болдин, В.М. Власов и др.. – М.: Наука, 2004. - 535 с. ISBN5-02-006307-Х.

  2. Бондаренко, Е.В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта: учебное пособие для вузов / Е.В. Бондаренко, А.Н. Новиков, А.А. Филиппов, О.В. Чекмарева, В.В. Васильева, М.В. Коротков // Орел: ОрелГТУ, 2010. – 254 с.

  3. Луканин, В.Н. Промышленно-транспортная экология: учебник для вузов / В.Н. Луканин, Ю.В. Трофименко // М.: Высш. шк.., 2001. – 273с.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница