Индо-португальское культурное наследие в Гоа



Скачать 44.69 Kb.
Дата09.05.2016
Размер44.69 Kb.



Индо-португальское культурное наследие

в Гоа
Наиболее очевидно взаимное оплодотворение культур в Гоа. Именно здесь португальское владычество продержалось более 500 лет.

Конечно, от этого старого Гоа, прославленного хронистами и воспетого поэтами "золотого века" португальской истории, в наши дни осталось немного.

Некогда блистательный квартал главного кафедрального собора имеет теперь мало сохранившихся с тех времен зданий: церкви св. Августина, Ассиси, св. Каэтану, богоматери Розарии, базилика Иисуса. Все они взяты под охрану Археологической службы Индии в 1961 г.1

Все эти церкви и огромные монастыри Старого Гоа, которые сегодня стоят пустые и как бы уснувшие в тени кокосовых пальм, некогда были наполнены верующими, монахами и монахинями, а огромный кафедральный собор, где и сегодня каноники монотонно читают молитвы перед полупустым нефом в часы официальной службы, некогда был переполнен людьми, жаждавшими послушать мессу.

Некоторое, хотя и слабое, представление о том, каков был Старый Гоа в те далекие времена, когда он был административным и религиозным центром Восточной португальской империи, можно и в наши дни получить во время праздника св.Шавьера, похороненного в базилике Иисуса, когда мертвый город чудесным образом приобретает на один день жизнь и цвет.1

Хотя в отличие от великой могольской архитектуры, которая представлена в Индии хорошо сохранившимися монументальными сооружениями, португальская архитектура почти не дошла до наших дней, все же даже то, что осталось, свидетельствует об огромных масштабах и амбициозности этой архитектуры. Здесь также очевиден переход от чистого стиля "мануэлину" к волшебному барокко. Одна из самых характерных деталей стиля "мануэлину" - витая форма, вероятно, навеянная канатами уходивших в далекие плавания каравелл, которая украшает двери и алтари - использовалась очень широко.2

Более ранние церкви также часто инкорпорировали местные мотивы и дизайны в своей архитектуре, создавая таким образом поистине эклектическую смесь.

Церковь св. Каэтану, построенная в классическом итальянском стиле эпохи Возрождения, с прекрасными башнями по обе стороны от главного входа когда-то была украшена по образцу Собора св. Петра.

Базилика Иисуса, построенная на рубеже XVI века, сочетает в своей архитектуре прекрасные классические стили с ионическими, дорическими, тосканскими и коринфскими элементами. Результатом этого стало одно из самых величественных зданий в Азии, сооруженное по образцу церкви св.Франциска в Эвора. Центральный алтарь и два боковых нефа богато украшены золотом. В одном из этих нефов находятся останки св.Франциска Шавьера, привлекающие тысячи паломников из многих стран.3

В 80-е годы XX века городские власти Гоа разработали программу сохранения архитектурных памятников. По их инициативе был создан Музей христианского искусства, где хранятся уникальные коллекции индо-португальского церковного искусства, а также изделий из серебра, слоновой кости, дерева, текстильные изделия и др.

Один из самых важных компонентов архитектурного богатства Гоа - это его дома. Именно здесь можно ясно увидеть отражение слияния двух культур. Прибыв в Гоа, португальцы обнаружили красивые дома, построенные вокруг центрального двора, используемого для различных общественных целей. Эти дома имели покатые крыши с карнизами, защищающими стены от муссонов. Эти индийские дома сильно повлияли на португальскую архитектуру. Индийские дворы проникли на Иберийский полуостров, широкие веранды окружили там дома, европейские столицы украсились железными балюстрадами. Однако индийцы использовали для строительства лишь местные материалы. Они обрабатывали дерево, вымачивая его в воде, изготавливали особую противотермитную грязь. Даже штукатурка, ввезенная португальцами, была особым образом адаптирована индийцами к условиям тропиков. Просторные дома, европейская мебель, изготовленная местными ремесленниками, китайский фарфор создали гибридную обстановку и стиль жизни.

Памятники португальской архитектуры служат теперь приманкой для туристов. Прежде всего это относится к фортам Гоа. Первым был превращен в туристический объект форт Агуада. Внутри этого форта у его стены, примыкающей к морю был построен отель, в то время как восточная сторона форта все еще служит тюрьмой. Правительство штата несколько лет назад сняло с государственной охраны форт Рейс Маго, и он был превращен в отель. Однако общественность выступила против этого решения правительства, и рассматриваются планы восстановления прежнего статус-кво.1

В то же время форт Тиракол превращен в туристическую базу. Уважение народа к своему прошлому выражается прежде всего в сохранении культурного наследия. В этом отношении достоен подражания пример Гоа, где в быстро меняющейся среде сохранено большинство творений религиозной, гражданской и жилищной архитектуры. Это заслуга граждан, идентифицирующих себя со своим культурным наследием, а также правительства Гоа, которое стремилось не разрушать, а, напротив, сохранять это наследие, связанное с колониальным прошлым.

Тот факт, что Гоа был первым штатом в Индии, в котором был принят закон о защите исторических мест и зданий, должен служить примером для всей страны.

К сожалению, не все штаты последовали этому примеру. Так на восточном побережье Индии, где когда-то существовала португальская архитектура в Сан-Томе, Пуликат, Баласоре,Пипяи, Хиджян, Бандель, Сатгаон и Хугли, сегодня сохранилось очень мало свидетельств португальского присутствия, за исключением недавно реконструированной церкви в Бандель.2

Способность к выживанию любого народа и его будущее зависят от многих и различных факторов. Не последнее место среди них занимает культурное наследие, доставшееся от предшествующих поколений. Оно включает в себя и материальные ценности и дух социальных норм, обычаев и архетипы сознания, вырабатывавшиеся на протяжении истории. Сохранение индо-португальского культурного наследия в Индии с этой точки зрения очень важно. Европейский архитектурный язык, трансформировавшийся в индийском контексте, следует рассматривать как результат взаимного оплодотворения культур, возникающего от такого слияния.

Гоанское искусство – это синтез культур. Музыка испытала на себе влияние португальского церковного песнопения. Аккомпанемент обеспечивают западные музыкальные инструменты, такие как виолончель.1

Знаменитое гоанское мебельное производство испытало на себе сильное португальское влияние. Португальцы научили гоанцев пользоваться предметами.



1 Baig A. The conservation of indo-portuguese Heritage. - "Portuguese Studies Review", vol. 8, № 1, Fall Winter, 1999-2000, p. 68

1 Ribeiro O. A Festa de S. Francisco Xavier em Velha Goa. - "Aspectos e Problemas da Expansao Portuguesa". Lisboa, 1962, pp. 191-197/

2 Baig A. Op. cit., p. 68.

3 Ibidem.

1 Baig A. Op. cit., p.71

2 Ibidem.


1 Nita Lupi. The Music and Spirit of Portuguese India. Lisboa, 1960.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница