Именно воспитательное заведение Зальцмана в Шнепфентале [Из интернета



Скачать 41.56 Kb.
Дата03.05.2016
Размер41.56 Kb.
Это http://zt1.narod.ru/doc/Bazedov-1728-90.doc
Журнал "ВОСПИТАНИЕ" РНБ 2/148 1863, т.14 [...] Иоанн Бернхард Базедов (1723—1790). Он сделался основателем филантропина, т. е. такого воспитательного заведения, в котором по правилам Базедова из детей должно было воспитать друзей человечества и граждан мира. Первое такого рода заведение устроил сам Базедов в 1774 г. в Дессау, при великодушном пособии герцога Дессауского. В том же году — благодаря щедрым пожертвованиям государей и частных лиц — вышло в свет его "Элементарное сочинение" в трех томах с сотнею гравюр, на немецком, французском и латинском языках. Это сочинение содержит главный учебный материал в форме и порядке по правилам Базедова. Сам Базедов, правда, неспособен был управлять таким заведением, почему он вскоре удалился, предоставив управление другим педагогам (Кампе, Вольке и др.). И самое предприятие естественно имело многих врагов. Они скоро подметили слабые стороны заведения и раскрывали недостатки его, то насмехаясь над ними, то серьёзно указывая на них. Но не смотря на все недостатки, частию существенно присущие воспитательным правилам Базедова, частию внесенные неумением и неловкостью учителей и подражателей, как Дессауский филантропин, так и другие подобные заведения,
— именно воспитательное заведение Зальцмана в Шнепфентале [Из интернета. -

ЗАЛЬЦМАН (Salzmann) Кристиан Готхильф (1744-1811), немецкий педагог, представитель филантропизма. С 1784 возглавлял филантропин в поместье Шнепфенталь, получивший при З. значительную известность (учебное заведение существует и ныне). ] ,


— доставили отличные результаты, не только воспитав многих молодых людей, но и пробудив живое желание улучшить детское воспитание распространением правильных взглядов на воспитание и обучение, и изгнанием старинных педагогических предрассудков и ложных метод.

Правила, которые руководили Базедова, в главных чертах следующие:

В человеке прежде всего должно вполне образовать чисто человеческое. Воспитание для какой-либо специальности — дело второстепенное; ибо главное состоит в том, чтобы человек видел в себе гражданина мира и чувствовал себя в свете, как дома. Для этого во-первых нужно разумное, простое, укреплением и гимнастикой поддерживаемое, физическое воспитание. Потом умственное воспитание, которое, в противоположность с прежде принятой оглупляющею дрессировкою памяти, преимущественно основывается на образовании разума, через который пролегает путь к сердцу. Чему ребёнок учится, то должно быть ему понятно и иметь для него практическое значение. Поэтому материал должен быть заимствован из мира чувств (реалии), а метода должна быть наглядная (Амос Коменский). Языки, также древние, должно изучать из разговора и в связи с предметным учением. Вообще же ученье должно сделать для ребенка легким и приятным. Собственно учиться ребенок должен с удовольствием и вполовину играючи. Дисциплинарные миры должны также более пользоваться амбициею, чем дышать неумолимою строгостью. Дети от природы добры и приветливы к людям. Принуждение почти всегда портит их. Филантропия должна быть тенденцию всякого воспитания. Естественную наклонность к свободе в ребенка должно направлять, а не подавлять. Такими же принципами должно быть проникнуто религиозное воспитание. Добродетель и религию должно сделать приятными для юношества, чтобы оно их полюбило. Обучение закону божию должно было бы состоять в начале из самых простых, самых общих истин без всякого отношения к какому бы то ни было вероисповеданию. Церковная вера принадлежит позднейшим летам.

..

Казалось с декабря 1776 г. должна была наступит новая и более цветущая эпоха в деятельности Филантропина, потому что Базедов понял наконец свою непрактичность, и отказался от попечительства (в декабре 1776 года). Куратура над Филантропином перешла к пастору Камне, человеку с замечательными хозяйственными способностями, впрочем не, мало также прославившемуся и своими сочинениями для детей, из коих замечательнейшее "Робинзонъ".



Вступив в управление Филантропином, Кампе вместе с Базедовым стал издавать вместо прежнего Филантропического архива; педагогическая беседы, которые, по словам Шлоссера, имели благодетельное влияние на добродушный и сентиментальный мир бюргеров, особенно же нравились чувствительным матерям, потому что по идее их издателей, все серьёзное и строгое должно быть удалено из жизни и воспитания детей (Шлос. ист. XVIII ст., т. 4). Ожидания лучшего, возбужденные отступлением Базедова, начинали, уже оправдываться. Летом 1777г. в Филантропине насчитывалось уже до 50 воспитанников; финансовая и особенно хозяйственная часть заведения была в цветущем состоянии, так что по-видимому не существовало никаких данных, на основании коих можно было бы заключать о близких затруднительных обстоятельствах, в который опять поставило Филантропин вмешательство Базедова. Вследствие этого вмешательства Камне оставил заведение еще в сентябре 1771 г., а вслед за ним удалились лучшие и способнейшие учителя — Симон и Швенгхейзер. С удалением этих трех личностей падение Дессаусского Филантропина становится неизбежным, потому что теперь там не осталось ни одного человека со сколько-нибудь практическим тактом. Мало по малу все учителя разбрелись из Дессау и сам Базедов окончательно в 1778 году оставил Филантропин. Остальная двенадцать лет жизни Базедова не имели никакого значения для его педагогической реформы, поэтому мы умалчиваем о них. Филантропин пережил своего основателя всего только тремя годами.

..
---


1) По поводу учёбы загляните в моё http://ztuchob.livejournal.com

2) Везде быть в меру "полковником". Базедов Иоганн ( Basedow Johann Berend, Германия http://zt1.narod.ru/doc/Bazedov-1728-90.doc ) 1728-1790. Прекраснодушные a la Базедов (целая цепь педагогических учреждений в истории). Это вроде как завзятые толерантщики в политике. Они почти неизменно и почти всегда, увы, проявляли себя как никчёмнейшие менеджеры. Под собственно руководством прекраснодушных в итоге как педагогические, так и непедагогические учреждения и почти неизменно, и почти всегда, и почти быстренько приходили к краху. Это где-то отмечал Шарль Фурье 1772-1837, а также Антон Павлович Чехов. По сути без допущения реально необходимой жесткости никакое учреждение (да и семейное тоже) вести невозможно. О нервах и капризах маленьких - много у Бенджамина Спока. А.С. Макаренко обвиняли: "полковник", а Б. Спок настаивает, что это - не обвинение, что каждая мама даже в отношениях с младенцем - обязана быть в меру "полковником", иначе воспитательный процесс заплутается в никчёмных нервностях.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница