Игротехника. Возрастная характеристика



страница1/5
Дата08.05.2016
Размер0.95 Mb.
  1   2   3   4   5
Игротехника. Возрастная характеристика

 

 Методика преподавания игр начинается, прежде всего, с техники безопасности, связанной с жизнью и здоровьем детей. В контексте игротеки – это соблюдение норм физических и психических процессов ребенка, в соответствии с его возрастной группой.



Следует различать три возрастные группы, характерные для системы временного детского коллектива в условиях летнего и круглогодичного отдыха:

 1.         Младшая возрастная группа (9-11лет). Error: Reference source not found

  2.         Средняя возрастная группа (11-13 лет) Error: Reference source not found

  3.         Старшая возрастная группа (13-16 лет) Error: Reference source not found

Зная основные возрастные особенности, это поможет вам не только определить физическое и эмоциональное состояние участника, но и грамотно организовать и провести любую игру, не нанося вред здоровью ребенка, а лишь укрепляя его.

 

 Младшая возрастная группа (9-11лет).



 

Физические особенности:

       сердечно- сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

       невелик запас прочности опорного аппарата, слабая мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок, последствия падений и т.д.)

 

Основная характеристика:

       «гипер» подвижность и активность;

       неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном («гипер» невнимательность);

       несогласованность движений;

       полное принятие им суждений и оценок взрослых.

 

Рекомендации по организации и проведению игр:

1.     Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени, сопровождаться частыми перерывами и сменой характера движений.

2.     Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками и с длительным неподвижным сидением.

3.     Если по правилам игры ребенок должен выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

4.     Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию необходимой  функции торможения в этом возрасте.

5.     Все маленькие дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила». Водящий может быть выбран с помощью считалочки (честное ранжирование*) или им может быть назначен победитель предыдущей игры.

6.     Детей надо учить играть, приучая действовать по сигналу, например, «замри-отомри» или «где наши ручки-ножки». Такое эффективное привлечение общего внимания поможет вам всегда в соблюдении требуемой дисциплины, проблематичной в этом возрасте, а также развитию быстрой реакции при построении отряда, установлении тишины и т.п.

7.     Заканчивая игру, необходимо отмечать лучших, инициативных игроков.

8.     Полезны простые сюжетно–ролевые игры с исполнением ролей животных («Мгновенный театр») и, конечно, разнообразные подвижные игры.

9.     Содержание игры необходимо объяснять кратко и образно, применяя, где можно театральный момент («вожатый-волшебник», «в некотором царстве…» и т.п.)

10. Больше проводить игр на развитие внимания.

 

И помните! Постоянно играя с «гипер» активными и невнимательными детьми этой группы, вожатые, прежде всего, учат их внимательно слушать  и всегда находиться рядом с ними.

 

Средняя возрастная группа (11-13 лет)

 

Физические особенности:

       начинается процесс полового созревания, (девочки опережают мальчиков);

       учащается сердцебиение, ускоряется развитие скелета, рук, ног;

       появляется частая головная боль;

       одновременно с этим активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

 

Основная характеристика:

       бурное проявление эмоций;

       повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

       склонность к конфликтам со сверстниками и взрослыми, но легкое вступление в контакт;

       стремление к активной практической деятельности (испытать себя);

       увлечение совместной коллективной деятельностью;

       охотное выполнение поручений, но уже с оценкой к той роли, которая им выпадает, в отличие от младшего возраста;

       успех вызывает эмоциональный подъем, неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;

       девочки - спокойные и послушные, мальчики более энергичные  и эмоциональные, уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания.

 

Рекомендации по организации и проведению игр:

1.     Необходимо выбирать игры, не содержащие большие эмоциональные нагрузки.

2.     Больше проводить игр на свежем воздухе.

3.     Правила игры и саму игру надо проводить и «судить» в темпе (образность необязательна).

4.     Чаще проводить командные игры, связанные с созданием  смешанных «мгновенных» групп.

5.     Коллективно-творческую деятельность объявлять и придумывать как игру.

6.     Создавать «ситуацию успеха» для отдельного ребенка, группы.

7.     Больше проводить игр-энергизаторов и игр на внимание, направленных на эмоциональную мобилизацию группы.

 

И помните! При необходимом оценивании в игре (поведения, исполнения, результата, готовности) подростку уже в этом возрасте требуется обоснованность вашего комментария, и этот комментарий должен быть так или иначе направлен на «ситуацию успеха». Будьте осторожны даже, на ваш взгляд, с «безобидной критикой».

 

Старшая возрастная группа (13-16 лет)

 

Физические особенности:

       активный процесс полового созревания;

       завершение роста скелета;

       быстрый рост мускулатуры;

       мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;

       усиливаются физические различия среди детей.

 

Основная характеристика:

       остро ощущаемая потребность в собственной реализации;

       формируется собственная точка зрения на взаимоотношение между людьми, на моральные требования и оценки;

       подростки с острой критикой принимают мнение взрослых;

       проявляется стремление к объединению в различные группы.

 

Рекомендации по организации и проведению игр:

1.     Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная.

2.     Необходимо больше проводить игр на развитие мышления и игр, рассчитанных на длительную подготовку.

3.     Важно, чтобы подростки осознавали необходимость игры, полезность ее!

   Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективнообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им видам деятельности. Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества воспитателей (вожатых), детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание ее, но и предотвращает многие педагогические просчеты.

     Включение детей в разработку игры – залог активного участия в ее проведении. А включение в игру вожатого - залог ситуации успеха для всего отряда и его вожатых!

 

 

Классификация игр



 

По видам

 

 



 

1.                      Игры-энергизаторы - это мини-игры, восстанавливающие энергию всей группы, мобилизирующие к дальнейшему процессу, снимающие напряжение в группе.

Данные игры являются «универсальными» в условиях работы ВДК:

       в кратковременности проведения,

       в независимости от места их проведения;

       в достижении результата за короткий период времени.

Существуют различные функции игр-энергизаторов:

1)                                    активизирующие - мгновенно поднимающие настроение всей группе («Радио», «Какофония», «Охотники», «Дракон-самурай-принцесса»);

2)                                    мобилизирующие - легко подготавливающие группу к серьезной работе («Ассоциации», «Раз-два-три», «Поезд»);

3)                                    расслабляющие - быстро снимающие усталость  и напряжение в группе («Дирижер», «Посикота», «Мигалки», «Рыжая корова»).

      Но часто одна и та же игра выполняет две или все три функции, подчеркивая  «свою универсальность» (обычно это игры, наиболее любимые участниками, никогда им не надоедающие).

Таким образом, вожатый должен владеть большим набором  игр-энергизаторов, составляющих основу его «игровой копилки». Именно эти игры одновременно способствуют поддержанию отряда в постоянном тонусе, высокой активности, снятию напряжения и концентрации внимания всего отряда.

 

Внимание! При проведении данных игр вожатому необходимо помнить о постоянной смене видов деятельности и эмоциональных нагрузках для той или иной возрастной группы.

 

2.                      Развивающие игры – это игры на развитие психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения).

Данный вид игр зачастую требует определенной подготовки ведущего (владение особыми психологическими знаниями). Поэтому мы постарались включить в сборник игры, не требующие в качестве ведущего - психолога. Но при этом, вожатый должен четко владеть рекомендациями относительно каждой возрастной группы при ведении развивающих игр. Например, для младшей возрастной группы  в условиях ВДК рекомендуется уделять больше времени на игры для развития внимания, для средней – внимания и восприятия, для старшей – мышления.

И если игры на внимание разительно отличаются по форме и содержанию относительно возраста участников, то остальные игры  (на другие психические процессы) часто имеют одну и ту же форму, но требуют различного содержания (или другого регламента, или определенного набора реквизита), соответственно возрасту участников. Например, игра «Черный ящик» (на развитие ощущений) для всех возрастов имеет единую форму и правила проведения, но требует различный игровой реквизит (от простого и повседневного - для малышей - к сложному и редко встречающемуся - для старших участников) и т.д. 

 

3.                      Познавательные игры – игры на развитие познавательной деятельности, на возбуждение познавательного интереса.

Это различные виды викторин. Вожатый при разработке содержания (вопросов или заданий) той или иной викторины, прежде всего, должен помнить о возрастной группе участников. Это поможет ему и при выборе ее формы проведения.

Существуют самые различные формы викторин: от алфавитного принципа расположения вопросов (см. «Алфавит» в Приложении) до ролевых игр (см. «Чемпионат по интеллектуальному футболу»).

Викторина – очень удобная форма для различных конкурсных программ. Одна и та же форма может быть часом игротеки для одного, двух отрядов, а может составлять конкурсное мероприятие для всего лагеря или являться его частью, например, в какой-либо «вертушке».

В последнее время при составлении викторин большое внимание уделяется не только ее форме, но и форме и подаче самих вопросов викторины (см.  «Энциклопедия», «Морской бой»). Все чаще вопросы «больших» викторин составляют «игры на мышление», придавая им увлекательную форму. И если вожатый владеет материалом по развивающим играм на мышление, ему не составит труда составить викторину по типу этих игр (см. «Перевертыши», «Омонимы», «Метаграмма» в Приложении раздел «Развивающие игры»).

Особенно популярны и приветствуются формы телевизионных викторин, куда вставляется элемент пародии, перерождающий данную форму в целую шоу-программу: «Слабое звено», «Своя игра», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером».

Таким образом, в условиях ВДК, мы рекомендуем проводить «интересные» викторины, составляющие конкурсные и шоу-программы, в отличие от традиционных «вопрос-ответ».

 

4.                      Обучающие игры - игры, имеющие в своей основе научный подход и определенную обучающую цель.

Вожатый при проведении такой игры должен владеть определенными научными знаниями в той или иной области, соответственно цели обучения. Такие игры применяются чаще всего в программах проведения профильных смен, отрядных программах, где в условиях ВДК теоретический материал необходимо преподавать посредством игровых форм.

Например, при проведении экологического курса в программе смены для участников младшей и средней возрастной группы содержится объяснение процесса «питания» деревьев, т.е. на научном языке «процесс фотосинтеза». Этому материалу школьной программы в условиях ВДК необходимо обучать только посредством игровой формы, в данном случае - «обучающей игры». Любой вожатый, владеющий материалом, может разработать такую игру.   Предлагаемая нами схема (форма игры) достаточно проста и напоминает «Мгновенный театр» (см. «Игры-энергизаторы» в Приложении): каждый участник получает свою роль (корни, ветки, листья, солнце, восходящий и нисходящий поток и т.д.). Затем, участники производят процесс и поэтапно выстраиваются в определенную фигуру (в данном случае «дерево»), двигаясь и вставая, соответственно рассказу ведущего. Текст вожатый адаптирует и подает соответственно возрасту участников.

Таким образом, любой сложный теоретический материал можно усвоить с высокой результативностью для целой группы.

Предлагаемые актуальные темы для разработок обучающих игр в условиях ВДК: туризм, компьютерные технологии, экология, здоровый образ жизни (например, работа легких при курении),  политико-экономическая система, право, психология и т.д.

 

Внимание! Для закрепления материала участникам игры необходимо самостоятельно воспроизвести процесс после проигрывания. Задача ведущего отследить правильность действий участников.

 

5.                      Интерактивные игры – игры, связанные с погружением и проживанием природных образов.

Данный вид  игр полезен, как смена видов деятельности в условиях ВДК и «активный отдых» участников.  Рекомендуется проводить на природе или в просторном помещении с музыкальным сопровождением (звуки леса, ручья и т.п.), для более глубокого проживания участники закрывают глаза.

 

Внимание! Вожатому необходимо помнить о регламенте проведении игры относительно возраста участников: 9-11 лет – не более 10 минут, 11-13 лет – не более 15 минут, 13-16 лет – не более 30 минут. Соответственно, полный вариант текста можно сокращать, убирая подробности, касающиеся создания настроения.

 

6.                      Деловые игры – игры, имеющие социальную обучающую цель, связанную с апробированием социальных  ролей и поведением в деловых ситуациях.

Данный вид игр в настоящее время самый популярный и насчитывает более тысячи игр и тренингов, отражающих то или иное направление (деловое общение, бизнес-план и т.д.). Наши рекомендации по проведению данных игр касаются разбора полетов после игры: в виде теста или опроса. Мы постарались включить в сборник «универсальные» деловые игры, форма которых подходит на любой возраст, а содержание может изменить любой вожатый (без помощи специалиста-игротехника).

 

7.                      Сюжетно-ролевые игры – долгосрочные игры, имеющие в своей основе строение сюжета  (завязка, действие, кульминация, развязка), с полным погружением и включением каждого участника в игру и проживанием полученной роли.

 

Сюжетно-ролевые игры – это создание организаторами специальных «экстремальных условий», погружения участников в абсолютно «иную» среду, не существующую в современной реальной жизни, но подразумевающую настоящую линию поведения людей, выход на общечеловеческие ценности, «испытание себя» в определенной ситуации. Это проживание сюжета с точным воспроизведением эпохи (костюмы, декорации, реквизит), созданием определенной атмосферы (отношения, ментальность), с обязательным проигрыванием всех этапов (завязка, действие, кульминация, развязка). Это абсолютная включенность каждого участника в процесс игры.



Сюжетно-ролевые игры по хронометражу насчитывают от нескольких часов до нескольких дней, не включая сюда обязательную подготовку к ним и «разбор полетов» после игры. Поэтому при выборе или разработке сюжетно-ролевой игры в «краткосрочных» условиях ВДК вожатый должен учитывать в первую очередь данное обстоятельство.

 

Внимание! При организации данного вида игр вожатый должен помнить, что:

1)                                    разработка и проведение сюжетно-ролевой игры и «разбор полетов» проводится обязательно в присутствии психолога;

2)                                    набор участников в сюжетно-ролевую игру проходит после объяснения всех правил и только на добровольной основе;

3)                                    сюжетно-ролевая игра проводится только для участников старшей возрастной группы (способных уже, в отличие от младших участников,  сопоставлять самооценку поведения в определенной ситуации с оценкой других участников).

 

 



Классификация игр

 

По типу и месту проведения

 

1.       Игры на знакомство – это блок игр, проводимый в день заезда и организационный период смены.

Игры на знакомство составляют целый часовой блок в день заезда, куда обязательно входят:



1)     Игры на узнавание имен – игры, подразумевающие представление имен и первичной информации об участниках.

2)     Игры на сплочение, сближение – блок, состоящий из игр-энергизаторов, снимающих напряжение и первичные зажимы в группе. Исключения составляют некоторые игры-розыгрыши (см. «Казабуба», деловые (см. «Светский раут») и подвижные игры (см. «Пятка-нос»). В принципе, это все игры, имеющие в своей основе «вынужденный» контакт с партнером или с партнерами: тактильный (дотронуться, соединиться), визуальный (лицом к лицу, внешняя оценка), вербальный (диалог, монолог перед слушателем).

3)     Игры на выявление лидера – игры, способствующие грамотному выбору участников в систему соуправления.

 

Внимание!

1)     При проведении «игр на узнавании имени», вожатые представляются всегда первыми!

2)     В блок «игр на сплочение, сближение» вожатые отбирают игры в зависимости от времени проведения знакомства, и, если это огонек знакомств, то игры на сплочение должны быть «тихими»!

3)     В «играх на выявление лидера» вожатый не предупреждает участников, что  эта игра на выявление лидера!

 

2.      Игры с залом – массовые игры, активизирующие единовременно большое количество участников (от 50 до 700 человек).



Правила проведения игр с залом:

1)      четкое знание игры ведущим (текст, последовательность);

2)      четкое объяснение правил игры залу;

3)      постоянная активизация зала.

 

Схема проведения:

1.     Первичная активизация зала – концентрация внимания всех участников, настрой зала на игру, например:

                  «вопрос-ответ» (перекличка ведущего с залом, мини-диалог);

                  «преамбула» (вступление, мини-сказочка перед игрой);

                  «сигнальная система» (просьба показать «ручки-ножки», повторение ритма за ведущим, обращение к соседу каким-либо движением и т.п.)

2.     Объяснение правил игры – краткое, игровое объяснение и, если необходимо, репетиция с аудиторией (важно, чтобы ведущий отразил, что зал четко понял правила игры).

3.     Проведение игры – это кульминация в активизации зала (иногда «первичная активизация» получается у вожатого сильнее, чем сама игра, чего допускать нельзя; это обычно происходит, когда вожатый не знает правил игры или не понимает ее смысла); 

4.     Финальная точка – это «послеигровая» активизация зала, например:

                  «прощание» (с ведущим, героями сказки, фильма);

                  «обращение» (к соседу «слева-справа», к себе);

                  «ситуация успеха» (благодарность участникам за игру, «молодцы»);

                  «интрига» (по поводу «а дальше вы увидите…»).

 

3.      Игры-розыгрыши – игры-шутки, имеющие в своей основе «ложные» правила.

При проведении данного типа игр, вожатый четко должен знать «настоящие» правила (для участников, посвящаемых в розыгрыш) и «ложные» (для тех, кого разыгрывают).

При выборе игры вожатый должен учитывать настроение участников в данный момент (отряд должен быть в расположенном поднятом настроении), а при выборе «разыгрываемых» – их харизматичность и «минутное» настроение (это всегда  некий «лидер в хорошем расположении духа»). Если говорить о «добровольном  участии»,  то здесь вожатый должен быть всегда осторожным, ведь зачастую ребенку не сообщается, что его сейчас будут разыгрывать, и, как последствия, случаются «обиды». Исключения составят только «популярные розыгрыши», в которые играют повсеместно (например, «Семейка  Адамс»). Здесь вожатый спросит ребят, «кто знает этот розыгрыш» (чтобы не разыграть случайно тех, кто его уже на самом деле знает) и тем самым подготовит всех к моменту, что сейчас их будут разыгрывать. Тут уже участники действительно добровольно  позволят себя разыграть.

Данные игры рекомендуется проводить:

1)     только со старшей возрастной группой, умеющей адекватно относиться к розыгрышам;

2)     только в основной и итоговый период смены, когда участники доверяют вожатому и знают друг друга.

Внимание! Игры-розыгрыши всегда проводят только вожатые!

 

4.      Сидячие игры – игры, проводимые в небольшом помещении, которые не требуют большой подвижности от участников.

В принципе, это все «тихие» и «малоподвижные» игры. Из нашей классификации это – некоторые виды игр-энергизаторов, развивающие, познавательные, интерактивные и деловые игры. Не смотря на такое большое количество видов, входящих в данную группу, классически, их все-таки принято выделять отдельно, что позволяет обозначить большую группу игр одним словом – «сидячие» (необходима обязательная смена видов деятельности - подвижных игр на сидячие и наоборот).

 

5.      Подвижные игрыигры, проводимые в большом помещении или на природе, требующие длительные передвижения участников на большие расстояния.

Здесь вожатый должен помнить о «травмоопасности» таких игр, поэтому на улице рекомендуется проводить игры на траве, песке, в помещении необходимо паласное покрытие (при этом все участники должны быть в одежде спортивного стиля).

Внимание! Вожатый при проведении данного типа игр должен помнить о возрастных особенностях участников, например: на младший возраст рекомендуются игры с «торможением» и «замиранием» и запрещаются игры с «вышибанием» - «кандалы», «вышибалы» и т.п.

 

 


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница