«Играем вместе» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 1 год



Скачать 133.2 Kb.
Дата11.11.2016
Размер133.2 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Шербакульского муниципального района Омской области

Принята на Педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 4 Директор МБОУ ДОД

От «____»________________2014г «Дом детского творчества»

_____________М.А. Сонина

«____»______________2014г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ



«Играем вместе»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Кодьева Лариса

Валерьевна

педагог

дополнительного

образования

р.п. Шербакуль, 2014


Пояснительная записка


За последние годы произошла резкая смена форм деятельности, предлагаемых детям в качестве способа организации их свободного времени. Известно, что досуг представляет собой не только одну из доминирующих, но и приоритетную форму социализации личности, формирование ее культуры. Глубокий и всесторонний анализ педагогического опыта прошлого, его творческое осмысление с позиций современной практики позволяют выявить наиболее эффективные пути и средства, востребованные обществом сегодня. Этим объясняется рост интереса к игре во всех сферах человеческой деятельности. Односторонний взгляд на игру только как на средство обучения и воспитания детей приводит к ограниченному пониманию данной проблемы.

Игра, по общепринятому мнению, есть разновидность общественной практики, состоящая в действенном воспроизведении жизненных явлений вне реальной практической установки. Социальная значимость игры на ранних ступенях развития общества выступила как коллективизирующая и тренировочная деятельность, синкретически художественная деятельность членов общества и может рассматриваться как основной источник человеческой культуры.

Освоение социальной среды предполагает активное познание ее личностью и возможность действовать в ней. Именно с таких позиций рассматривал этот феномен детства основоположник целостного подхода к игре русский педагог К.Д. Ушинский.

В своих трудах он обращает внимание на значение игры в развитии нравственно-волевых сторон личности, выявляет диагностический и прогностический характер игр. «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». В современной психолого-педагогической литературе основы теории детской игры, выявление ее социальной природы и значения для развития ребенка были заложены Л.С.Выготским. Он один из первых стал изучать игры экспериментально. Особенно ценны его описания поведения собственных детей, включенных в игры.

Точку зрения Л.С. Выготского на важность исследований в науке по данной теме поддерживал П.П. Блонский. Анализируя различные теории игры (Ф. Шиллер, Г. Спенсер, Ф. Фребель, К. Грос, Дж. Дьюи), он пришел к выводу, что при правильной организации детской игры она может быть «прекрасным средством общественного воспитания и даже начального политехнического образования при соответствующем руководстве ими».

Отечественная история педагогики необыкновенно богата идеями, исследованиями игры. «Игра заслуживает большого уважения за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности в ней заложенные», - таков коллективный вывод наших современников: педагогов, воспитателей, практиков.

Игру следует рассматривать не просто как проявление природной, но одновременно и социальной активности. Игра всегда выступает одновременно в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей личности. А с другой - игра направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности. Ведь игры имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфические детские формы познания, труда, общения, искусства, спорта.

Игра позволяет каждому ее участнику ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. Это обусловлено тем, что игра имеет наиболее близкое отношение к сфере потребностей человека: в игре происходит исполнение желаний. Несмотря на различия, все виды игр, если рассматривать их с точки зрения гуманизации социальных отношений, имеют много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит от:


  • содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;

  • уровня самостоятельности участников в нахождении средств, согласовании действий с партнерами, самоограничений во имя достижения целей и успеха, установлении доброжелательных отношений;

  • выбора каким героям и в чем подражать участникам игры; норм, заложенных в ее содержании.

Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируется память, внимание, способность восприятия. Творческое самовыражение играет огромную роль в развитии личности. Для детей 7-11 лет игра остается одним из главных видов деятельности. Как и в дошкольном возрасте, игра в этот период служит средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств. Игры детей можно использовать для практического определения уровня личностного развития, достигнутого ребенком. У детей 7-8 лет доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети 9-11 лет в большой степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех планах: практическом, образном и словесно-логическом. Дети 6-8 лет не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети 9-11 лет вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, внутренне – своим психическими процессами и чувствами. Важным моментом являются сознательная постановка многими детьми цели достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку реализовать её.

Суммируя все вышесказанное о детской игре, можно заключить: игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Её суть заключается в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, что служит убедительным доказательством многообразия социальных проб ребенка в условиях детских общественных организаций.

Ведущими идеями программы являются: развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному самоопределению детей, самореализация ребёнком своего «Я», органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности.

Программа познавательно-развлекательного, общественно-полезного характера, в которой можно принимать систематическое или эпизодическое участие для удовлетворения своих интересов, потребностей ставит своей целью:



  • формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического и социального здоровья обучающихся через игру.

Задачи:

- сформировать игровые навыки и приёмы;



  • научить детей культуре общения;

  • воспитать ответственность, дисциплину;

  • создать атмосферу психологического комфорта, условий для развития культурной, эмоциональной, коммуникативной сфер.

Программа адаптированная, составлена на основе изученного опыта и личного опыта педагога. Учебный курс рассчитан на обучение и воспитание детей 7-11 лет. Количественный состав детского объединения 15 человек.

Время реализации программы – 1 год.

Периодичность занятий 2 раза в неделю: понедельник - 1 час; вторник - 2 часа.


Ожидаемый результат


В результате обучения по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:

  • включаться и организовывать игру;

  • соблюдать правила и нормы поведения в общении со сверстниками;

  • приобретение таких качеств, как ответственность, дисциплинированность.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Темы занятий

Кол-во часов

Примечание

1

Вводное занятие

1




2
Познавательные игры

10




3
Подвижные игры

24




4
Игровой калейдоскоп

20




5

Ярмарка мероприятий

16




6
Конкурсные программы

10




7
Игровые программы

9




8
Игры, развивающие психические качества личности школьника

15




9
День кружковца

1






ИТОГО:

108




Содержание программы.

Вводное занятие.

Организационные вопросы. Круг знакомств. «Здравствуйте!» Беседа-игра. Игры на знакомство: «Интервью», «Мяч», «Я-это…». Игры – разминки. Коммуникативные игры. Инструктаж по правилам ТБ, пожарной безопасности.



Познавательные игры.

Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, активизирующие познавательную деятельность детей и включающие вопросы и задания, связанные с различными областями знаний.

Ребусы. Шарады. Головоломки. Викторины. Загадки. Азбука здоровья. Интеллектуальное казино. Земля, вода, огонь и воздух. Экологический эрудицион.

Подвижные игры.

К их числу относятся такие, в которых ярко выражена роль движения. Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игр. Они представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими.

Молекула. Человек-человеку. Дударь. Третий лишний. Два медведя. Хвост дракона. Кот и мыши. Волк во рву. Молекулы. Гуси. Красочки. У медведя во бору. 12 палочек. Тише едешь. Цепи кованые. Игра «Ассоциации». Горелки. Пятнашки. Штандер. Охотники и утки. Перестрелка. Рыбка. Классики. Жмурки. А-рам-шим-шим. Сантики-сантики-лим-по-по. Отгадай, чей голосок. Маша и Яша. Водяной. Вороны и воробьи.

Игровой калейдоскоп.

Калейдоскоп шуток и розыгрышей. Пуговичный калейдоскоп. Музыкальный калейдоскоп. Дорожный калейдоскоп. Осенний калейдоскоп. Игровое ассорти. Литературный калейдоскоп. Игры на сплочение: «Мечты», «Путаница», «Телетайп», «Разгоняем паровоз», «Поиск общего», «Переманивания» и другие. Сюжетно-ролевые игры. Сказочные. Торговые. Деловые игры. Интеллектуальные игры. Викторина забавных вопросов. Игра «Верите ли вы…». Викторина «Калейдоскоп». Блеф – клуб. Экологический калейдоскоп «Земля – наш общий дом». Игра «Верю – не верю».



Ярмарка мероприятий.

Коммуникативные игры. «Что? Где? Когда?» интеллектуальное казино. Интеллектуальная игра «Пентагон». «Счастлив тот, кто счастлив дома» - игровая программа. Игра «Все на свете интересно». Мартовская викторина. Игра – шоу «Звездный час». Поле чудес. Цветочная игротека. Игровая программа «Цветик-семицветик». «Солдатушки-бравы ребятушки» воспитательное дело. Игра «Счастливый случай». Игра «Валентинов день». Игра «Перевертыши». Развлекательная программа «В кругу друзей». «Брейн-ринг по сказкам». Праздник здоровья. Натуралистическая викторина.



Конкурсные программы.

Конкурс – уникальное явление досуговой педагогики. Он краток и потому желателен. Конкурсы дают возможность каждому занять лидирующее положение в какой-то деятельности. Конкурсы – действенное средство индивидуального развития детей, способное обогатить личность школьника, развить и выявить его творческие способности и дарования.

Веселое пятиборье. Конкурс актерского мастерства. Конкурс загадок. Конкурс скороговорок. Конкурс эрудитов. Веселые состязания. Зоологические забеги. Конкурс грамотеев. Конкурс «Слабо». Творческие конкурсы от Деда Мороза.

Игровые программы.

Осенний КВН. Семейный вечерок. Творческая игровая программа «Радуга». Крестики – нолики. Путешествие по знакам зодиака. Расскажи сказку. Поход в супермаркет. Театр-экспромт. Сбежавший зоопарк. Автопортрет. Секрет хорошего настроения. Гинесс-шоу. Времена года. Национальные игры. В гостях у затейницы. Цирк зажигает огни. Праздник красного цвета.



Игры, развивающие психические качества личности школьника.

Детство – время формирования, психических процессов и качеств. В этом блоке представлены игры и игровые упражнения, важные для целенаправленного формирования важнейших и психических дарований растущего человека.

Игры на развитие внимания, наблюдательности, глазомера, памяти, реакции и координации, воображения и фантазии.

День кружковца.

«Час добрых дел» - итоговое мероприятие. Поощрение кружковцев.

Методическое обеспечение программы


Методы педагогической работы в ходе образовательного процесса разнообразны, в зависимости от условия работы. Наиболее характерные методы: словесные, наглядные, практические. Все используемые в программе формы учебно-воспитательной работы условно делятся на группы: занимательный аутотренинг, игры (на психические процессы), упражнения, решение нестандартных задач, конкурс сочинителей, задания на смекалку, игры с использованием ИКТ.

Само содержание программы обеспечивает реализацию следующих принципов обучения:

- принцип воспитывающего обучения

в процессе обучения детей одновременно воспитывается у них любовь к прекрасному в жизни, обогащается духовный мир ребенка, у детей развивается внимание, воображение, мышление, речь.

- принцип систематичности и последовательности

заключается в соблюдении перехода от простого к сложному. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний, приобретение навыков, придаёт уверенность в своих силах, способствует повышению интереса к занятиям.



  • принцип доступности

содержание и объем знаний, приемы обучения и усвоения их детьми соответствует возрасту и уровню развития детей.

  • принцип сознательности

знания и умения, полученные детьми на занятиях, считаются усвоенными сознательно, если они хорошо понятны детьми и дети могут их хорошо передать словами.

  • принцип наглядности

  • принцип рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм.

Принципы воспитания:

  • принцип целлостно-смыслового равенства

  • принцип природосообразности, учет половозрастных физиологических особенностей

  • принцип креативности,

  • принцип целостности педагогического процесса. Это систематичность и непрерывность самого процесса

  • принцип индивидуально-личностной ориентации содержания, воспитания.

  • принцип коллективности. Направлен на воспитание социально-значимых качеств.

Содержание образовательной программы и реализующие её педагогические технологии ориентированы на развитие кружковцев, сотрудничество с обучающимися, на создание ситуации успеха, поддержки – то есть на всё, что способствует творческому самовыражению обучающихся. Основные педагогические технологии, используемые в деятельности: технологии коллективного творческого воспитания, игровые технологии. Основным методом обучения является практическая работа, то есть игра или игровая программа. Итоги могут подводиться в форме деловой игры.

Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.

К методам педагогической диагностики относятся наблюдение, беседа, социометрия, рейтинг, тест, анкета, сочинение, педагогический консилиум, недописанный тезис, альтернативный тезис, рассказ с ошибками, ранжирование, шкалирование, ролевая игра, поведенческий срез, тест-рисунок, фантастический выбор, цветограмма, тренинг и др.. Диагностика проводится дважды, в начале учебного года и в конце, для определения эффективности воспитательной работы.

Условия реализации программы


  • кабинет 30кв.м.;

  • канцелярские принадлежности;

  • сценарный материал.

Литература, использованная при написании программы

Основополагающая литература.

  1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции 1996 г.)

  2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования. – М., 1995.

  3. Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. –М.: Просвещение, 1986.

  4. Каргина З.А. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой.- М.: Научно-методический центр. 1999.

Методическая литература.

1.Андреева, М.Г. Школа педагогической ориентации.- Ярославль, 1991. –9с.

2. Дубовик, Е.А. Воспитательное значение праздника. – Ярославль, 1999. – 44с.

3. Евладова, Е.Б. Организация дополнительного образования детей: Практикум. – М.: Владивосток, 2003. – 190с.



  1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. Петрусинского В.В. –

М.: Новая школа, 1994. – 190с.

  1. Калейдоскоп возможных форм работы с детьми. Диагностика воспитательного процесса.// Классный руководитель. - 2000. -№4. – С.68-106

  2. Нещерет, Л.Г. Солнцеворот – 99: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород, 2000. – 116с.

  3. Никитина, Н.Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников // Классный руководитель. – 2005. -№2. – С. 68-82

  4. Новикова, О.Ю. Азбука лидера. Омск, 2006. – 34с.

  5. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Кар, 2005. – 220с.

  6. Программа «Играем вместе» // Бюллетень программно –методических материалов для учреждений дополнительного образования детей.- 2004.- №4. –С. 10-14.

  7. Селевко, Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2006. – 110с.

  8. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 176с.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница