Иехиам Вайц Предварительное издание



страница1/11
Дата29.04.2016
Размер1.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ИЗРАИЛЬ КАТАСТРОФА

ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА


Часть 7

Катастрофа еврейства Советского Союза


Иехиам Вайц

Предварительное издание




Катастрофа европейского еврейства


Часть 7

Над курсом на иврите работали:

автор 7 части д-р Иехиам Вайц

Раздел 7.2 подготовлен при участии д-ра Ильи Альтмана

научный консультант проф. Шимон Редлих
Над курсом на русском языке работали:

переводчики - Маша Буман

Соня Соломоник, Бенцион Дымарский

раздел 7.2 подготовлен при участии д-ра И. Альтмана

научный консультант - проф. Шимон Редлих

научный редактор - Зеэв Катван

редактор - Галина Гарт
 2000 г. Открытый университет. Израиль

Издательство Открытого университета. Тель-Авив 61312,

п/я 39328, Рамат-Авив, ул. Клаузнер 16,

Открытый университет. Израиль


Отпечатано в Израиле

Компьютерный набор - институт САМА


ISBN

42102-07
Содержание





  1. Введение и задачи курса 7




  1. Советское еврейство в период между двумя мировыми войнами 9

  1. Характерные черты советского еврейства 9

  2. Антисемитизм в СССР в период между двумя мировыми войнами 15

  3. Экономические и социальные перемены 17




  1. Евреи на территориях, присоединенных к СССР 21




  1. Отношение нацистской Германии к Советскому Союзу 25

  1. Война против СССР как "крестовый поход" 25

  2. Стереотип советского человека 26

  3. Место евреев в нацистском мировоззрении 28

  4. Стереотип еврея как партизана 31




  1. Начало операции "Барбаросса" 35




  1. "Оперативные формирования" на территории Советского Союза и "окончательное решение еврейского вопроса" 39

  1. Структура "оперативных формирований" 39

  2. Роль "оперативных формирований" 40

  3. Характерные черты "оперативных формирований" 43

  1. Личные качества участников 43

  2. Взаимоотношения с армейскими подразделениями 44



  1. Управление оккупированными территориями СССР 51

  1. "Рейхсминистерство по делам оккупированных восточных территорий" 51

  2. Немецкая администрация на оккупированной территории СССР 54




  1. Этапы уничтожения евреев 57

  1. Первая волна уничтожения 57

  1. Деятельность "оперативных формирований" 57

  2. Эвакуация евреев 61

  3. Жертвы первой волны истребления 66




  1. Минск: еврейская община под властью оккупантов 73

  1. Захват города и создание гетто 73

  2. Особенности минского гетто 75

  3. Юденрат в Минске 76

  4. Организация подполья 78

  5. Немецкие евреи в минском гетто 81

  6. Вильгельм Кубе и "еврейский вопрос" 86




  1. Киев: уничтожение общины 91

  1. Бабий Яр и уничтожение евреев Киева 91

  2. Увековечение памяти жертв Бабьего Яра: Е. Евтушенко и Д. Шостакович 93




  1. Вторая волна уничтожения 99

  1. Ход военных действий в 1942 году 99

  2. Основные этапы второй волны уничтожения 100

  3. Вторая волна уничтожения евреев Западной Белоруссии (на примере города Пинск) 103

  4. Евреи Минска во время второй волны уничтожения 109




  1. Третья волна уничтожения 117

  1. Ход военных действий 117

  2. Основные этапы третьей волны уничтожения евреев 118

  3. Ликвидация минского гетто 124




  1. Размеры Катастрофы на территории Советского Союза 129

  1. Сложности подсчета числа жертв 129

  2. Оценка числа жертв 130

Заключение 133


Приложение 137

И. Альтман: Спорные и малоизученные

вопросы истории Катастрофы на территории СССР
Ответы на вопросы 179
Примечания 183

7.1 Введение и задачи курса

Уничтожение евреев Советского Союза представляет собой особую и чрезвычайно важную страницу в истории Катастрофы европейского еврейства. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, еврейское население Советского Союза являлось в ту пору одним из самых многочисленных в Европе. Перед началом Второй мировой войны оно занимало второе место на континенте (после Польши). В 1300 городах и 1200 сельских населенных пунктах страны проживало более трех миллионов евреев1: почти две трети - на территории Украины и Белоруссии2. В 1939-1940 гг., в соответствии с соглашением Молотова-Риббентропа, Советский Союз аннексировал области, на которых проживало около двух миллионов евреев3. Таким образом, после указанного соглашения евреи СССР насчитывали около пяти миллионов человек, то есть почти одну треть численности еврейского народа в целом. Их подавляющее большинство (около четырех пятых) проживало на территориях, оккупированных немецкой армией в ходе Второй мировой войны. Во-вторых, истребление евреев СССР представляло собой своего рода прелюдию к уничтожению всего европейского еврейства в целом. Советские евреи стали первой жертвой политики "окончательного решения". 22-го июня 1941 г., т.е. до начала операции "Барбаросса", убийства евреев не носили систематического или крупномасштабного характера. Тот факт, что они были начаты именно в СССР, - не случаен. Существует тесная взаимосвязь между началом истребления евреев и вторжением Германии в Советский Союз. (Этот вопрос обсуждался в третьей части курса.)


Задачи авторов курса будут достигнуты, если в результате изучения настоящей части курса студенты смогут:


  1. оценить изменения, произошедшие с советским еврейством в период между двумя мировыми войнами;

  2. уяснить взаимосвязь между вторжением Германии в СССР и началом систематического уничтожения евреев;

  3. определить основные этапы уничтожения евреев и указать причину поэтапного характера такого уничтожения;

  4. объяснить связь между ходом войны и массовым уничтожением евреев;

  5. дать общую характеристику еврейских общин в СССР в период войны;

  6. проанализировать типы взаимоотношений между "рядовыми" евреями, еврейским руководством (юденратами) и вооруженными подпольными организациями в различных общинах;

  7. сравнить судьбу советского еврейства с участью остального населения СССР, проживавшего на оккупированных немцами территориях.

7.2 Советские евреи в период между

двумя мировыми войнами*
7.2.1 Характерные черты советского еврейства
Следующие факторы характеризовали еврейство СССР в описываемую эпоху.
1. Изменение правового положения евреев в результате революции и гражданской войны. "Черта оседлости", фактически ликвидированная в годы первой мировой войны, была окончательно упразднена декретом Временного правительства о равноправии от 20 марта 1917г. Евреи, наряду с другими национальными меньшинствами, были избавлены от любых прежних ограничений. Доступ к высшему и среднему образованию, получению офицерских званий, принцип веротерпимости обусловил социальную поддержку ими новой власти. Резко активизировались старые и были созданы новые многочисленные еврейские политические партии и организации. Процент евреев в руководстве ведущих политических партий России (прежде всего, эсеров и меньшевиков), в исполнительных комитетах Советов всех уровней, в редакциях периодических изданий колебался от 20 до 35% . После выборов летом 1917г. городские Думы в обеих столицах и в ряде крупных городов возглавили евреи.
Однако, ни один еврей не стал министром Временного правительства (хотя несколько человек заняли достаточно важные посты в его администрации), а в Сенате их было только четверо.
Октябрьский переворот осудили практически все еврейские партии (за исключением "Поалей Цион"). Несколько десятков евреев-юнкеров и студентов погибли в обеих столицах, защищая Временное правительство. В годы гражданской войны, особенно в 1918-1919гг, евреи-политические деятели, офицеры и добровольцы участвовали в белом движении; входили в состав антибольшевистских правительств; поддерживали новые режимы на национальных окраинах. Но в ходе гражданской войны антисе-митские и погромные лозунги постепенно становились официальной или слегка завуалированной политикой всех антибольшевистских движений, которые расценивали новую власть как "еврейскую".
В погромах периода гражданской войны погибло свыше 200 тысяч евреев. Массовые насилия, грабежы и издевательства прокатились по всей стране. Именно тогда впервые прозвучали призывы "крестового похода против всех евреев" (армия Колчака), "истребления всех евреев" (барон Унгерн), огульные обвинения всех евреев в поддержке власти большевиков.
В действительности, число евреев в партии большевиков не превышало 5,2% (хотя их число в верхнем партийном эшелоне было весьма заметно: от одной четверти до трети членов ЦК).
Угроза жизни и экономическому благосостоянию евреев со стороны "белых", наряду с твердой позицией большевиков в борьбе с погромной агитацией, обусловили массовую поддержку евреями нового режима. Уже в январе 1918г. был создан Еврейский комиссариат в составе Наркомнаца, просуществовавший до 1923г. Он осуществлял содействие еврейским беженцам; регистрировал еврейские организации (ликвидируя, одновременно, еврейские общины на местах); распределял государственные средства в области образования, издавал пропагандистскую литературу на языке идиш, создавал еврейские отделы при местных советах.
Советские органы в годы гражданской войны достаточно терпимо относились к деятельности еврейских политических партий и организаций. Большинство из них будет постепенно закрыто в начале 20-х годов.
Немалую роль в поддержке еврейским населением новой власти обусловили массовое издание книг и газет на идиш, создание еврейских театров, музеев, университетов, научных учреждений. Революция и гражданская война существенно изменили демографическую и общественно-политическую структуру еврейского населения, приведя к кризису еврейского местечка.
2. Отрыв от мирового еврейства. Со времен Октябрьской революции наблюдалось постепенное ослабление взаимных связей между евреями СССР и их единоверцами заграницей. В двадцатых - первой половине 30-х гг, когда при содействии филантропической еврейской организации ДЖОЙНТА и других зарубежных еврейских организаций, осуществлялись благотворительные, образовательные и аграрные программы, такие связи в какой-то мере поддерживались.
Созданные в 1924-1925гг. Комитет и Всесоюзное общество по землеустройству трудящихся евреев (соответсвенно -КомЗет и ОЗЕТ) функционировали при поддержке именно еврейских спонсоров. Создание в 1934г. Еврейской автономной области на Дальнем Востоке и экономический кризис на Западе привлекли в СССР десятки тысяч евреев-эмигрантов (большинство из них будет затем репрессировано).
Однако позднее, в 30-х гг. связи с зарубежным еврейством почти полностью прекратились. Здесь играл свою роль фактор страха: в годы сталинского террора люди, поддерживавшие контакты с заграницей, могли быть с легкостью обвинены в "измене социалистической родине" или в шпионаже.
Дополнительным фактором, усиливавшим ощущение того, что евреи СССР "утрачены" для мирового еврейства, было резкое уменьшение размеров еврейской эмиграции из страны. За тридцать лет, предшествовавших началу Первой мировой войны, царскую Россию покинули около 1800000 евреев (своего пика этот исход достиг в 1906-1910 годах, когда из России уезжало по 75000 человек в год)4. В двадцатых и тридцатых годах процесс еврейской эмиграции носил внутренний характер (евреи мигрировали из одних областей СССР в другие). Он приводил к постоянному сокращению числа евреев, проживавших в зоне бывшей "черты оседлости". М. Альтшуллер так писал об этом явлении:
Война, революция и связанные с ними трудности выезда из страны, а также ограничения на въезд в иностранные государства, привели к сокращению эмиграции на Запад, то есть за пределы России. Вместе с тем, открылась возможность свободного переезда на Восток, внутрь страны. Начиная с 1915 года, миграция евреев из "черты оседлости" во внутренние районы превратилась в постоянное и значительное явление. Оно приобрело особый размах с началом индустриализации в конце двадцатых годов. 5.
Итак, новые возможности,открывавшиеся перед еврейской молодежью, резкое сокращение, а затем и полное прекращение еврейской эмиграции, приход к власти Гитлера ; сталинский террор отделили советское еврейство от евреев остального мира своего рода "железным занавесом". В сложившейся ситуации усиливалось ощущение того, что, по словам Давида Бен-Гуриона, еврейская община СССР "оказалась полностью оторванной от еврейского народа. Еврейское воспитание было запрещено, сионизм объявлен вне закона как контрреволюционное движение, и евреям становилось все труднее покинуть Россию и иммигрировать в Палестину6.
3. Серьезные ограничения национальной жизни евреев. Данные ограничения вытекали из концепции о том, что евреи не являются нацией. Этой точки зрения придерживался Ленин, и в более жесткой форме - Сталин. Ленин утверждал, что евреи не являются нацией, а всего лишь историческим пережитком, продолжение существования которого вызвано наличием антисемитизма. Сталин видел в еврействе "нацию на бумаге", а сионизм считал "реакционным буржуазным движением". Он также возражал против программы Бунда о предоставлении евреям культурно-национальной автономии. Данные соображения сыграли значительную роль в определении политики советских властей по отношению к евреям. В первые годы после революции новый режим позволил ряду еврейских учреждений продолжить свою деятельность, однако позднее официальной линией советского руководства стала принудительная ассимиляция.
В двадцатых годах органом проведения "еврейской политики" советских властей была Евсекция (Еврейская секция Коммунистической партии), в чьи обязанности входила работа с евреями вплоть до их полной ассимиляции. Она была основана в 1918 году, и одним из ее основных задач было разрушение национальных и религиозных институтов российского еврейства. Особенно жестокой была ее борьба против остатков еврейских и сионистских партий и организаций (например, "Хе-Халуц"). Вместе с тем, она пыталась создать особую, коммунистическую еврейскую культуру на языке идиш. В частности, по инициативе Евсекции, был открыт ряд еврейских газет и журналов, в том числе ежедневных, основана сеть начальных и средних школ. В определенном смысле, плодом этой деятельности стало формирование ростков еврейского национального самосознания "в советской оболочке". В 1930 году было принято решение о ликвидации Евсекции в числе прочих национальных секций Коммунистической партии. В годы "большого террора" многие из ее лидеров и активистов были арестованы и расстреляны7. О сложной и неоднозначной роли, которую сыграла Евсекция, говорится в книге М. Альтшуллера:
Несмотря на беспощадную войну, которую она вела против сионистских и социалистических партий, еврейских общин, религиозных учреждений и культуры на языке иврит, Евсекция сыграла важнейшую положительную роль в утверждении секулярного еврейского образа жизни и культуры на языке идиш, который воспринимался в качестве признанного языка еврейской нации. Ее борьба за продолжение еврейского национального существования в двадцатых годах задержала процесс культурной и языковой ассимиляции евреев в русскоязычной среде.8
4. Борьба советской власти против антисемитизма. Немедленно вслед за Октябрьской революцией большевистский режим принял на вооружение жесткую линию в отношении проявлений антисемитизма и антиеврейских беспорядков. Специальный циркуляр Совета Народных Комиссаров от 27-го июля 1918 года, адресованный местным Советам, сурово осудил антисемитизм. В годы Гражданской войны, разразившейся после революции, многие евреи видели в Красной Армии защитницу от террора и погромов белогвардейцев. Советское законодательство объявило антисемитизм вне закона. Уголовный кодекс РСФСР от 1922 года запретил "подстрекательство и пропаганду, разжигающую национальную рознь и ненависть". Нарушение данной статьи каралось суровыми наказаниями9. В 1927 году было принято решение о принятии дополнительных жестких мер против проявлений антисемитизма, которые становились все более частыми и распространенными. Уголовный кодекс, составленный в том же году, карал лиц, занятых "разжиганием национальной или религиозной ненависти или розни по меньшей мере двумя годами лишения свободы".
В 1926-1927гг в стране была проведена массовая кампания против антисемитизма. В нее были вовлечены молодежь и профсоюзы. О судебных процессах над антисемитами сообщала местная и центральная печать; было выпущено несколько десятков пропагандистских брошюр; выпущены кинофильмы.
Однако, в силу ряда причин, и несмотря на меры, предпринятые властями, антисемитизм в СССР отнюдь не исчез. Одной из главных его причин было распространенное отождествление евреев с коммунистической партией и с новым режимом в целом. Многие из выдающихся лидеров Октябрьской революции были евреями, и в их числе Лев Троцкий (Лейб Бронштейн), возглавлявший Реввоенсовет РСФСР. Вместе с Львов Каменевым и Григорием Зиновьевым он входил в число семи членов Политбюро. Каменев и Зиновьев возглавляли исполкомы московского и ленинградского Советов. Последний занимал пост Генерального секретаря Коминтерна. Евреи также были среди видных командиров и политработников Красной Армии (например, Иона Якир и Ян Гамарник). Помимо этого, процент евреев среди сотрудников секретных служб, милиции и советского государственного аппарата также был высок.­

Вопрос 1

Почему, по Вашему мнению, видная роль, которую евреи играли в советском руководстве и в государственном аппарате, привела к усилению антисемитских стереотипов?


7.2.2 Антисемитизм в СССР в период между двумя мировыми войнами
В первой половине 20-х годов, с принятием Новой экономической политики (НЭП), антисемитские тенденции приобретают новые черты. Евреи занимают важное место в системе госаппарата и в сфере образования, вызывая явное и скрытое недовольство других групп населения. Одновременно, евреи одними из первых понимают перспективы частной торговли и предпринимательства, что (наряду с их массовым переселением в города) также вызывает недовольство обывателя. Предоставление еврейским переселенцам специальных льгот, выделение для них земель и целых районов в Крыму, Украине, на Дальнем Востоке вызывает недовольство сельского населения. Именно это служит одной из главных причин отказа от поддержанного ДЖОЙНТом проекта создания еврейской республики в Крыму.

Несмотря на официальное неприятие антисемитизма, как в двадцатые, так и в тридцатые годы, антисемитские аргументы использовались в межфракционной борьбе внутри партийной верхушки. В 1926 году возникла так называемая "Объединенная оппозиция" Сталину и его политике. Большинство ее руководителей были евреями. Среди них выделялись Лев Троцкий, Карл Радек (Собельсон), Григорий Сокольников, Лев Каменев и Григорий Зиновьев. Одно из основных разногласий между Сталиным и его противниками касалось возможности "построения социализма в отдельно взятой стране".


Данное противоречие представлялось не как различие в политических позициях, а как столкновение между национальной патриотической доктриной и "чуждыми элементами", не заинтересованными в судьбе России. Радеку приписывалось выражение: "Моисей вывел евреев из пустыни, а Сталин - из Политбюро". Лишение Каменева, Зиновьева, Троцкого (с последующей высылкой последнего из страны) высших партийных постов давало, казалось бы, повод для таких суждений.
Вместе с тем, на протяжении двадцатых годов Сталин все еще не располагал абсолютной властью в СССР, а потому не спешил использовать антисемитизм как средство в борьбе со своими политическими противниками. Одними из его ближайших соратников в этот период были евреи Лазарь Каганович и Лев Мехлис. Пост наркома внутренних дел в середине 30-х годов занимал Генрих Ягода. Евреи занимали в этот период весомое место среди народных комиссаров и их заместителей, дипломатов, руководителей средств массовой информации.
Лишь во второй половине тридцатых годов, ознаменовавшихся жестокими репрессиями (т. н. "большой террор"), антисемитизм получил более широкое распространение. Некоторые историки полагают, что еврейские партийные деятели и руководители органов безопасности пострадали в годы репрессий более, чем представители какой-либо другой национальности. По их мнению, таким образом Сталин рассчитывал свести к минимуму число евреев в партийной и государственной верхушке. Исследователь Леонард Шапиро так писал об антисемитском аспекте сталинских репрессий:
Я не утверждаю, что антисемитизм являлся основным мотивом Сталина при проведении репрессий. Одной из его целей было уничтожение "старой большевистской гвардии" внутри партии, ликвидация тех, кто был более всего предан Ленину и "мистике 1917 года" (the mystique of 1917), в целях выдвижение новых кадров, поддерживавших Сталина лично. Однако именно в этой группе старых большевиков было очень много евреев.10
Именно в этот период были репрессированы многие религиозные деятели, сотрудники еврейских общественных организаций и политических партий 20-х годов. К концу 30-х годов, в соответствии с изменениями советской национальной политики, были фактически ликвидированы еврейские высшие учебные и научные учреждения, школы и пресса, упразднены еврейские национальные районы.
Борьба властей против антисемитизма и суровые карательные меры, предусмотренные законом, не привели к его искоренению. Он продолжал существовать в более скрытых формах, чем ранее. Возможно, что именно данный процесс привел к настоящему взрыву антисемитских чувств и настроений в годы немецкой оккупации.

7.2.3 Экономические и социальные перемены
Вскоре после революции в положении евреев произошли кардинальные изменения. Самое главное из этих изменений заключалось в быстром процессе модернизации и советизации всего советского еврейства. Произошли:


  1. Успешная интеграция евреев в новый бюрократический аппарат. При царском режиме лишь около 10% евреев работали служащими, подавляющее же большинство было занято в торговле, промышленности и еврейских общинных учреждениях. В 1927 году, вследствие бюрократического характера советского режима, более четверти евреев страны (27,4%) находились на государственной службе. На протяжении тридцатых годов данная тенденция получила дальнейшее развитие. Усиленная индустриализация и повышение степени централизации власти привели к созданию огромного числа рабочих мест в государственном аппарате. Евреи СССР максимально использовали представившиеся новые возможности. В результате, в 1939 году свыше сорока процентов (40,7%) всех "кормильцев" в еврейских семьях являлись служащими (по сравнению с 17,2% по населению СССР в целом)11.




  1. Сосредоточение евреев в городах. Хотя процесс урбанизации евреев Российской империи начался еще до Октябрьской революции, он значительно ускорился после гражданской войны и начала НЭПа. Возможность получить образование и квалифицированную работу, голод и разорение еврейского местечка толкали евреев на переселение. К середине 20-х годов, наряду с государственными служащими, был очень высок процент евреев, занятых в торговле, а также кустарей-ремесленников. Одновременно, в середине 20-х достигла пика безработица среди евреев городов и местечек (9.3% - это почти в 5 раз выше, чем в среднем по стране). Вот почему аграрные программы в этот период имели под собой определенную почву. Ликвидация НЭПа, жестокая налоговая политика, поиск "классового врага" вызвали новый подъем миграции в города. В этот период десятки тысяч евреев стали "лишенцами" - людьми с ограниченными политическими и социально-имущественными правами. Переезд в крупные индустриальные центры давал им шанс скрыть свое прошлое.

С ростом темпов индустриализации советской экономики в конце 20-х годов возросла потребность в научно-технических кадрах. Значительно вырос процент евреев-руководителей и главных инженеров в промышленности и строительстве. При этом, численность евреев, проживавших в больших и малых городах, выросла с 82,4% в 1926 году до 87% в 1939 году. С данным процессом была связана и тенденция переселения евреев из маленьких городков и местечек в большие города. Более половины городских евреев проживали в городах, численность населения которых превышала 500000 человек. Примерно 40% из них поселилось в шести городах: около 400000 в Москве, около 275000 - в Ленинграде, около 180000 - в Одессе, около 175000 - в Киеве, около 150000 в Харькове, около 100000 - в Днепропетровске12.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница