И. В. Алексеева Смысловая организация музыкального текста бассо-остинатных жанров инструментальной музыки барокко



Дата04.11.2016
Размер66.7 Kb.
И.В. Алексеева

Смысловая организация музыкального текста бассо-остинатных жанров инструментальной музыки барокко
Проблема смысловой организации текста в последнее время перестала быть прерогативой литературоведения и всё увереннее осваивает пространство музыкознания. Вместе с тем, этот процесс протекает не просто и не равномерно. Сегодня наибольший интерес для исследователей представляют музыкальные явления XX и XXI столетий. Однако до сих пор приоритетным остается изучение вопросов организации гомофонного, но не полифонического текста. При этом сложилась устойчивая традиция зависимости му­зыкального полифонического материала от грамматического и фор­мообразующего принципов анализа. Тем не менее, изучение вопроса привело к определенному выводу: организация смысловых структур музыкального текста имеет свою внутреннюю логику, отличающуюся от грамматико-синтаксиче­ской1. В качестве предмета исследования привлекает к себе внимание механизм смыслообразования мелодико-фигурационного тематизма инструментальной музыки барокко. Сказанное побудило автора к теоретическому исследованию наиболее вариативного, поливалентного, по сути, “закрытого” для содержательной интерпретации феномена смысловой организации музыкаль­ного текста бассо-ости­нат­ных жанров.

Материалом послужило большое число опу­сов малоизученной музыки конца XVI – начала XVIII века (И. Пахельбель, И.-К.Ф. Фишер, Г. Муффат, Т. Мерула, Дж. Фре­скобальди, Р. де Визе, А. Резон, У. Бёрд, Д. Булл, Т. Томкинс и др.) как в развёрнутой, так и свёрнутой (редуцированной) форме нотной записи. В музыкальный материал вошли раритет­ные издания (И.-Г. Керль, Г.-И.Ф. Бибер, И.-Г. Шмельцер, У. Кор­бетт и др.), а также образцы старинных фолий неиз­вестных авторов.

Они пре­доставили уникальную возможность исследования механизмов рожде­ния смыслов в условиях специфической текстовой организации – полифонии тематиче­ских пластов. Тема basso ostinato и обновляющийся тематизм над-ости­натного пласта обра­зуют одновременную (образную и эмоциональную) оппозицию, выявляемую посредством рельефного и фигурационно-мело­дического типов тематизма. Изучение системы отношений тематиче­ских пластов и происходящих в них семантических процессов дало возможность в значительной мере определить худо­жественную концеп­цию жизни и об­раз мира в эпоху барокко.

В Лаборатории музыкальной семантики под научным руководством доктора искусствоведения Л.Н. Шаймухаметовой была написана диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения на тему «Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко». Защита состоялась в Государственном институте искусствознания (Москва, 2002 г.). Отправной точкой явилось стремление автора разобраться в сущности и специфике неизученного инструментального тема­тизма барокко как опреде­лённого художественного феномена на примере бассо-остинатных жанров. В этой связи специфика текстовой организации бассо-остинатных жанров рассматривалась сквозь призму изучения художественных возможностей их тематизма. Здесь был впервые выявлен интонационно-лексиче­ский состав тематизма basso ostinato и над-остнатного пласта, этимология значений, а также их структурные и семантические модификации в процессе межтекстовой миграции. В заключении была описана система отношений между темой и над-остинатным пластом с точки зрения целостной текстовой структуры, на основании чего также был сделан прогноз о возможности системного теоре­тического исследования семантических процессов её миграции в контексте иных жанров и форм музицирования инструментальной музыки барокко.

Исследование получило продолжение в докторской диссертации на тему «Бассо-остинато и его роль в смысловой организации инструментальной музыки барокко». Защита состоялась в Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (2006 г.). В диссертации содержатся результаты системного теоретического иссле­дования специфики смысловой организации и художе­ственных возможно­стей инструментальной музыки бассо-остинат­ных жанров. Нам удалось рассмотреть яв­ление basso ostinato как универсальный феномен в целостности и родовой общности, объ­единяющей черты и признаки смысловой организации пассакалии, ча­коны, граунда и фолии. Здесь определены и описаны инва­риантные художественные возможности типологической модели бассо-ос­тинатных жанров. Они заключаются в изна­чальной расчленённости нерас­торжимо единого музыкального текста на два относительно автономных текстовых пласта. Один, используя семантические фигуры, тяготеющие к предметно-смысло­вой структуре образа, представляет абстрактно-логиче­ский вид познания челове­ком реальности. Другой, через включение аль­тернативных видов тематизма, передаёт чувственно-эмоциональный, суг­гестивный способ по­знания мира. Вasso osti­nato впервые рассмотрен в качестве феномена, который фокусирует в себе основополагающие прин­ципы смысловой организации барочного полифонического текста.

В работе опреде­лены типологические признаки жанровой модели basso ostinato. Как ие­рархиче­ски организованная модель, он представлен взаимосвязанными уров­нями: а) наличием двух противоположных типов тематизма: рельефного и нерельеф­ного, организованных в виде тематических пластов; б) автономией и детерминированностью тематических пластов в про­странстве; в) соподчи­нением тематических пластов по принципу со-положенности, формирующей смы­словую оппозицию; в) подчинением типологической модели бассо-ости­нато универсальной диалогической структуре барокко continuo-solo; г) отсут­ствием жёсткой регламентации функционирования типологической модели бассо-остинато во времени.

Унифицированная типологическая модель бассо-остинатных жанров проявляется как способная к смыслопорождению структура в грамматико-семантических си­туациях свёртывания и развёртывания в разнообразных темброво-инструмен­тальных текстах барокко. Её вариант­ные межтекстовые и внутритекстовые преоб­разования были изучены в контексте органной, клавирной, ансамблевой и скрипичной ин­струментальных тради­ций барокко. Она рассматривалась в ситуациях ансамблевого «совокупного» интонирования, а также вирту­озного и импровиза­ционного солирования. Многочисленные преобразования и мо­дификации типологической жанровой модели возникли под воздейст­вием акустических, технических, темброво-регистровых возможностей инст­рументов. При её вхождении в различные музыкальные тексты она функ­ционирует в ситуации “жанр в жанре”, “текст в тексте”. Сквозь призму этих процессов пока­зано фор­мирование и эволюция полифонического тематизма инструментальной музыки ба­рокко. Перечисленные фак­торы в значительной степени влияют на интонаци­онно-лексический отбор и на­полнение верхнего и нижнего тематических пла­стов, на внутритекстовую ор­ганизацию, и, соответст­венно, на специфику их взаимоот­ношений как цело­стной художественной структуры. В этой связи указанная проблематика неизбежно сопряжена с методологической новизной.

Наиболее оптимальной и перспективной для решения поставленных задач стала теория музы­кального текста. Исследование опиралось на семиотиче­ский подход с привлеченим знаний музыкально-теоретической академиче­ской традиции. Непосредственное влияние на опре­деление авторской позиции оказала идея Б. Асафьева о му­зыке как “искусстве интонируемого смысла”2.

Самое непосредст­венное отношение к исследованию имела концепция М.Г. Ара­новского о формировании разного типа текстов посредством механизмов интертексту­альных взаимодействий3, а также концепция миг­рирующей интонационной формулы Л. Н. Шаймухаметовой4

Наблюдения за внутритекстовыми ин­вариантно-вари­антными отноше­ниями в тема­тизме жанров basso ostinato и “межтекстовыми взаимодействиями” (М. Арановский) стали возможны благодаря изучению механизма “ развёрты­вания и свёртывания” (М. Михайлов), “редуцирова­ния” музыкального текста.

Исследование феномена линейно изложенной темы basso ostinato вряд ли оказалось бы результативным без применения авторского метода тонологического анализа М.Г. Арановского5. Этот метод по­зволил рассмотреть полифоническую одноголосную тему барокко как сложный художественный феномен, в котором происходит процесс размежевания и взаимодейст­вия опор­ного и орнаментального слоёв.

При изучении общих закономерностей текстовой организации бассо-остинатных жанров нами неоднократно отмечалась роль тематических пластов в смысловой организации текста (традиционно называемых в музыкознании “остинатным” и “над-остинатным слоями”, или “голосами”). “Пласт” – это не “слой” и не “голос”, поскольку он обладает автономией и детерминированностью в пространстве, а также своей лексикой, фактурно-тембровым воплощением, образующими особую “полифонию смыслов”, внутреннюю логику вертикальной и горизонтального организации интонационно-лексического материала. Постижение смысловой организации тематических пластов basso ostinato во всей сложности их структурной организации – как осо­бой, специфической для музыкальной культуры барокко смысловой структуры, раскрывает его художественные возмож­ности во всей полноте.



Результаты полученных наблюдений открывают перспективы дальнейшего исследования полифонического тематизма и предлагают под­креплённую разветвлённой терминологической системой методологию ис­следования струк­турно-смысловой организации инструментального полифонического текста. Они имеют потенциальный выход в направлении раз­вития теории лек­сико­графии и этимологии значений интона­ционной лексики, изучения организа­ции полифонического тематизма. Помимо фундаментальных тео­ретических результатов, исследование предполагает прикладное их примене­ние путём использования в академических и специальных курсах консерва­торий.


1 Подробно см. об этом в материалах I Российской научно-практической конференции «Музыкальное содержание: наука и педагогика». – Москва - Уфа, 2002. В частности: Л.Н. Шаймухаметова «Смысловые структуры музыкального текста как проблема практической семантики». – С. 84 – 102.

2 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л: Музыка, 1971.

3 “Музы­кальный текст. Структура и свойства”. - М.: Композитор, 1999.

4 Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. - М.: ГИИ, 1999.


5 Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. - М.: Музыка, 1991


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница